491). С этим событием связан ряд мероприятий свт. Евфимия II по установлению местного почитания новгородских святых, святителей и князей, нашедших отражение в памятниках новгородской письменности сер.- 2-й пол. XV в. 4 окт. 1439 г. была определена память кн. Владимиру Ярославичу, внуку св. кн. Владимира, гроб которого, как и гроб его матери, был «подписан» в тот же год (НПЛ. С. 420). Согласно основной редакции Жития архиеп. св. Илии (Иоанна) (2-я пол. XV в.), 4 окт. 1439 г. (вариант - 1440 г., см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 175) в паперти Софийского собора в приделе св. Иоанна Предтечи откололся и упал сверху камень, разбив надгробную плиту, под к-рой были обнаружены нетленные мощи неизвестного святителя. Евфимию II во сне явился архиеп. Илия (Иоанн; 1163-1186) и, сообщив, что мощи принадлежат ему, повелел в день их обретения совершать поминовение погребенных в Софийском соборе князей, княгинь и святителей Новгородских. Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Иерусалимская). XVI в., с поновлениями XIX в. (НГОМЗ) Икона Божией Матери «Одигитрия» (Корсунская, Иерусалимская). XVI в., с поновлениями XIX в. (НГОМЗ) «Сказание о видении…» было включено в Житие свт. Евфимия II, составленное Пахомием Логофетом до 1464 г. (или после 1528 при свт. Макарии, в его бытность архиепископом Новгородским), оно получило известность в устных рассказах с кон. XV в. Тогда же издревле почитаемая (поскольку перед ней молились «святые архиепископы») в Софийском соборе икона Божией Матери приобрела именование «Корсунская». Нет точных данных о том, какой именно это был образ. Со 2-й пол. XV в. в Новгороде получили распространение списки К. и., названные «Иерусалимская» или «Грузинская» (в зависимости от извода - правостороннего или левостороннего). Среди древних памятников новгородского кафедрального собора выделялась не сохранившаяся до наст. времени икона Божией Матери «Одигитрия», известная по копии XVI в. (под сплошной записью XIX в., НГОМЗ; см: Иконы Вел. Новгорода. 2008. Кат. 1). Ее украшает уцелевший от древнего образа серебряный чеканный оклад 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

«Slavonica», освещающий основные события учебного года, а также содержащий переводы статей и публикаций на богословскую тему иерархов РПЦ и материалы о Православии в странах Запада. Решением Священного Синода от 27 декабря 2015 г. семинария была переименована в Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии. В К. е. осуществляется активное сотрудничество представителей РПЦ с др. Поместными Православными Церквами. Так, Корсунский епископ принимает участие в деятельности Ассамблеи правосл. епископов Франции, Ассамблеи правосл. епископов Швейцарии и Ассамблеи правосл. епископов Испании и Португалии. Православные епископы, участвующие в работе ассамблей, координируют свои действия, вырабатывают совместные инициативы пастырского и просветительского характера, инициируют работу над переводами богослужебных, катехизических текстов и святоотеческих творений на местные языки и их издание. Они также рассматривают мн. вопросы, связанные с взаимодействием Церкви и общества, благотворительностью, катехизацией и миссионерством. Практически во всех районах К. е. правосл. общины успешно сотрудничают с представителями местных церковных властей. Римско-католич. Церковь часто идет навстречу правосл. общинам, предоставляя им помещения для совершения богослужений. 28 декабря 2018 г. решением Священного Синода РПЦ была образована епархия на территории Испании, Португалии и Андоры, выделив её из Корсунской. Тогда же Корсунская епархия вошла в состав новоучрежденного Патриаршего экзархата в Западной Европе. Главе Патриаршего экзархата Синод постановил иметь титул " Корсунский и Западноевропейский " . Корсунская епархия стала центром экзархата. 30 мая 2019 г. правящим архиереем Корсунской епархии , экзархом Западной Европы назначен архиепископ Антоний (Севрюк; с 31 мая 2019 митрополит). Монастыри и Скиты Монастырь в честь иконы Божией Матери " Корсунская " (женский, основан в 1987 в Думераке близ Грассако, департамент Шаранта, Франция), монастырь в честь иконы " Знамение " (женский, основан 17 февраля 1988 в местечке Ла-Траверсе близ Марсена, департамент Канталь, Франция), монастырь в честь Пресвятой Троицы (мужской, основан в 1995 в Домьер, Швейцария), монастырь в честь Воздвижения Креста Господня (мужской, основан в 2013 близ Лугано, Швейцария), скит в честь Святого Духа (мужской, основан в 1934 в Ле-Мениль-Сен-Дени, Франция).

http://pravenc.ru/text/2458747.html

Иоанн менюжский, 24 июня. Иоанн московский юродивый, 3 июля. Иоанн псковский, 24 окт. Иоанн ростовский, 3 сент. Иоанн суздальский епископ, 15 окт. Иоанн яренский, 3 июля. Иов почаевский, 28 окт. Иоасаф , митр. моск., 27 июля. Иоасаф псковский прап., 4 мая. Иона климецкий, 6 июня. Иона пермский епископ, 29 янв. Иона псковский, 29 мар. Иона соловецкий, 12 июня. Иосиф алавердский, 15 сент. Иосиф заоникиевский, 23 июня. Иосиф печерский, 28 авг. Иосиф грузин муч., 16 сент. Иулианиа , княгиня вяземская, 21 дек. Иулиания лазаревская, 2 янв. Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт. Кассиан преподобный авнежский, 15 июня. Кассиан печерский, 28 авг. Кассиан угдицкий, 2 окт. Кассиан спасокаменский, † 1463. Кетевань , царица кахетинская, 13 сент. Киккской иконы Божией Матери, 26 дек. Киприан увотский юродивый, 2 окт. Киприан устюжский, 29 сент. Киприан стороженский на Ладожском озер. Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля. Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр. Кирилл Алйанов, 17 июня. Кирилл важский, 9 июня. Кирилл челнский, 8 дек. Кириак преподобный, 28 апр. Климент , еп. Белицы, 27 июля. Климент Алфанов и братья его, 17 июня. Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр. Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня. Константин косинский, 29 июля. Константин князь грузинский, 10 нояб. Константин князь аргветский, 2 окт. Коприй печенгский, 4 февр. Корнилий палеостровский, 21 авг. Корнилий переяславский, 22 июля. Корнилий псковский, 20 февр. Корнилий , ученик Александра свирского . Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт. Косма пр. яхронский, 18 февр. Косма ученик Варлаама хутынского. Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня. Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб. Лаврентий калужский юродивый, 10 авг. Лаврентий затворник, 28 авг. Лазарь авва мурманский, 8 мар. Лазарь князь сербский, 15 июня. Левкий , преподобный волоколамский, 7 апр. Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля. Леонид , ученик Александра свирского . Леонтий печерский, 28 авг. Лидской иконы Божией Матери, 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Придел во имя Корсунской Божией Матери, или трапеза. Теплый придел, от западной стены холодного, до западных входных дверей, длины 12 аршин, в ширину 10 аршин, к южной стене придела устроен алтарь, длиною 5 аршин, в ширину 4 арш.; придел освещается с северной стороны 2, а южной 3 окнами в один свет, 3 окно с южной стороны занимает место для освещения алтаря. По небольшому размеру придела иконостас состоит более в местных иконах: к северной стороне царских врат, древний образ с изображением в средине Корсунской Божией Матери, сверху иконы Знамение Пресв. Богородицы и Утоления печали, внизу Боголюбовския Московския и Скорбящей Божией Матери, к южной стороне благословляющий Господь Вседержитель; на западной стене холодного храма, под самой аркой, по сторонам арки и по стене к северной стороне, уставлено древними разными иконами; полагать надобно, что многие из них остались и спасены во время пожара от первобытной церкви. Как в холодном храме, так и в приделе по стенам в куполе нет никакой живописи. Неподалеку от церкви невысокая деревянная колокольня, выстроенная четырехгранным столбом, покрыта кругообразной чашей, на ней маленькая небольшая круглая глава, в которую укреплен четырехконечный крест, с полулуной; к низу колокольня устроена много шире верха; на колокольне 5 колоколов; на большом вылиты изображения св. Троицы, Благовещения Пресв. Богородицы, св. Иоанна Крестителя и великомученика Георгия. Сверху изображений вылиты слова: «На то установлен благовест и звон, чтоб церкви чад сзывал в земной святой Сион», внизу колокола: «Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме, на заводе купчихи Ироиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта». Над этой надписью вырезано: «в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол, Серапионовской пустыни церкви Живоначальныя Троицы, весу 25 пуд 25 ф.». Остальные три колокола небольшие, без надписей. По материалам: И. Голышев. Серапионова пустынь Владимирской губернии Вязниковского уезда. г. Владимир. В Губернской типографии. 1869. http://serapionova.orthodoxy.ru/gpage.html 

http://sobory.ru/article/?object=44927

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» ( Бахчисарайская икона Божией Матери ) особо чтимые чудотворные иконы: Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе . Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов. Копия с чудотворной иконы Божией Матери " Панагии " , явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года. Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской , вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа , служится всенощное бдение. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита. Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне " Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года " . Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери " Панагии " , пред образом этим горит неугасимая лампада . Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов. Настоятели, наместники

http://drevo-info.ru/articles/4261.html

По материалам: Д.Ф. Белоруков " Деревни ,сёла и города Костромского края " , стр.147; Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " ; сайтов www.rodina-portal.ru, nikolo-trestino.prihod.ru. Неизвестно, когда был построен первый храм в Минском. В XVI-XVII вв. село являлось вотчиной боярского рода Морозовых. Вероятнее всего, в начале 50-х гг. XVII в. тогдашние владельцы Минского – боярин Глеб Иванович Морозов и его супруга, знаменитая в русской истории боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, возвела в селе деревянный шатровый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана и во имя св. прпмц. Феодосии, девы Константинопольской (небесной покровительницы боярыни Морозовой); впервые в документах храм упоминается в 1668 г. Вероятнее всего, в 80-е гг. XVII в. в разгар трагических событий раскола Русской Православной Церкви Феодосинский придел храма, посвященный небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднен и переосвящен в честь Всех свв. На рубеже 80-х и 90-х гг. XVIII в. взамен деревянного возвели каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1792 г. В храм были перенесены три престола из деревянной церкви: в холодном четверике – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой трапезной, правый – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В XIX – нач. XX вв. главной святыней храма являлся список Корсунской иконы Божией Матери. Храм в Минском, посвященный главной святыне Костромского края – Феодоровской иконе Божией Матери – закрыли в самом начале коллективизации, в феврале 1930 г. В начале 30-х гг. здание церкви было разобрано, а из ее кирпичей построена колхозная конюшня. http://www.admkr.ru/kr_club/hrami_kr/index.aspx Богородицкая церковь села Минского каменная, с такою же колокольнею; построена в 1792 г. старанием прихожан, при помощи сторонних жертвователей; окружена каменною оградой, внутри коей находится приходское кладбище без особой церкви. Престолов три: в холодной – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой: правый – во имя бессребр. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В церкви есть чтимая в окрестности Корсунская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23627

В 2008 году колокольня монастыря передана епархиальному управлению, а на её окончании установлен шпиль с крестом. Липецкая и Елецкая епархия ведёт переговоры по передаче всей территории монастыря верующим и переводу автобазы на другую территорию. Настоятели Роман (уп.1617) Моисей (уп. 1628 - 1630) Авраамий (уп. 1636 - 1638) Павел (уп. 1657 - 1658) Евфимий (уп. 1676) Иосиф (уп. 1683 - 1689) Варсонофий (уп. 1691 - 1702) Евфимий (уп. 1759) Гавриил (Спичинский) (уп. 1764) Климент (Белошапкин) (уп. 1769 - 1776) Самуил (1787 - 1796) Флавиан (Тихвинский) (1837 - 1861) Дионисий (Долгополов) (январь 1862 - 15 марта 1865) Феофан (1865) Флорентий (1865 - 1877) Димитрий (1877 - 1881) Иосиф (1881) Авель (1881 - 1893) Никодим (Нефедов) (1893 - 1904) Димитрий (1904 - 1906) Митрофан (Афонский) (1906 - 1910) Митрофан (Землянский) (1910 - 1914) Павел (Вильковский) (1914 - 1917) Амвросий (Смирнов) (26 мая 1917 - 1919) Феоктист (Лущенко) (с 2006) Храмы Иоанна Златоуста (близ монастыря, действует) Космы и Дамиана, храм-усыпальница (разрушен) Пантелеимона целителя (при трапезной в братском корпусе, в нем были устроены квартиры) Тихвинской иконы Божией Матери (взорван в 1969) Тихона Задонского (разрушен) Троицы Живоначальной, собор (взорван в 1965) Святыни монастыря Список Тихвинской иконы Божией Матери " корсунской иконописи " XVI - XVII вв., из Брянского Петропавловского монастыря. По молитве перед этой иконой происходили многие чудеса и исцеления, которые записывались в специальную книгу с собственноручными подписями исцелившихся. Список Казанской иконы Божией Матери " корсунской иконописи " , из Брянского Петропавловского монастыря. Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написана и освящена в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, и подаренная Елецкому Свято-Троицкому монастырю 14 апреля 1872 года. Древний образ святителя Николая Чудотворца. Икона св. великомученицы Варвары и св. мученицы Параскевы с частицей мощей св. Варвары. Образ св. благоверного князя Михаила Тверского и преподобной княгини Анны Кашинской, с частицей святых мощей последней. Серебряный ковчег с частицами мощей святых муч. Нестора, великомученика Феодора Тирона, муч. Симеона Персиянина, преп. Сергия Радонежского, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, мученика Ипатия, великомученика Артемия, мученика Стефана, мученика Меркурия, мученика Аристарха, мученика Прокопия, мученика Кириака, мученика Евстафия Плакиды, мученика Наркиса, великомученицы Христины, священномученика Антипы, княза Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев, Авраамия, Исайи и Леонтия Ростовских и др. Вверху ковчега хранилась часть хитона Божией Матери. Икона святителя Иосафа Белгородского, с частицей его одеяния, пожертвованная монастырю в 1912 году.

http://drevo-info.ru/articles/22892.html

В 1913 г. для образа была создана рама-икона «при возобновлении нижнего собора... в симметрию св. икон иконостасов, вставлена в средину иконы, окружена ликами святых, украшенными серебряною чеканною ризою» (Тамбовский кафедральный… собор. 1913. С. 258). опись Спасо-Преображенского собора за 1920 г. подтверждает, что икона «древнего письма... вставлена в другую, на которой вверху изображена Св. Троица, а внизу херувимы» (Л. 9) (местонахождение неизв.). В наст. время икона находится в специально созданном для нее металлическом киоте с орнаментированными полями, на обороте выгравирована надпись (                           . 1862 го. октебря 27 дня. Д. С.), икона украшена плетеным венком. Трижды во время визитов в Тамбов Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (в день памяти свт. Питирима в 1993, 1998 и 2002) мощи свт. Питирима и Девпетуровская-Тамбовская икона обносились крестным ходом вокруг Спасо-Преображенского собора. В 2005 г. в честь Девпетуровской-Тамбовской иконы Божией Матери была освящена домовая церковь при городской тюрьме. На аналое в центральной части Спасо-Преображенского собора, близ мощей свт. Питирима, помещена еще одна икона, также называемая «Девпетуровская-Тамбовская». Она писана на старой доске, однако ее датировка невозможна из-за обильных прописей кон. XX в. Несмотря на близость изводов этой иконы и чудотворного образа, свиток в левой ручке Богомладенца - один из определяющих признаков иконографии Днепрской иконы Божией Матери , т. о., эта икона не является списком с иконы свт. Питирима. Оснований для смешения Д. и. с Днепрской иконой, объясняемого, в частности, упрощением наименования «Девпетуровская» «в народном быту» ( Красилин. С. 395), нет как с т. зр. иконографии, где прототипом Днепрской иконы является Корсунская икона Божией Матери с типичным для этой иконы изображением рук Богомладенца и Его Матери, так и с т. зр. истории почитания икон. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 111; Поселянин Е. Богоматерь. С. 172; Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1913. Вып. 55; Молчанов Н. Жизнеописание свт. Питирима, еп. Тамбовского. Тамбов, 19142; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 65-66; Bentchev J. Die Bibliographie des Gottesmutterikonen. Bonn, 1992; Красилин М. М. Иконографический архетип и народное почитание чудотв. образов//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 395-396; Мон-ри и храмы Моск. епархии. М., 2004. С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/171551.html

Драгоценнейшим украшением Исаакиевского собора в С.-Петербурге и предметом благоговения богомольцев служат чудотворные иконы Божией Матери – Тихвинская 26 июня и Корсунская – 9 октября. В 1894 году Исаакиевскому собору принесён великий дар – чудотворная икона Корсунской Божией Матери, источник милостей Царицы Небесной. Устроителем св. иконы был известный вельможа Д. Л. Нарышкин, который видел во сне точно такую икону и сильно желал приобрести подобный подлинник, но нигде не мог найти и только в 1828 году 30 августа, бывши в лавре, увидел в моленной митрополита Серафима икону, совершенно подобную той, которую видел во сне. Оказалось, что это было изображение Корсунской Божией Матери, написанное простою кистью в 1784 г., при митрополите Гаврииле, строителе лаврского собора. Испросив позволение митрополита Серафима, Нарышкин немедленно заказал лучшему художнику копию с этой иконы. Изображение Божией Матери и Предвечного Младенца на доске, менее чем поясное, сделано превосходно, Матерь Божия обеими руками обнимает возлюбленного Сына, прильнувшего к Её ланите Своею ланитою; правая рука Богородицы покоится на Её груди, а в левой – свиток. Лики Пресвятой Девы и Спасителя исполнены величия и отличаются свежестью красок и нежностью кисти. На лике Царицы Небесной выражается удивительное милосердие и любовь к страждущим, с верою прибегающим к Её заступлению. Размер иконы 8 вершков, в вышину и 7 в ширину. Эта благодатная икона пожертвована в Исаакиевский собор Александрой Алексеевной Алексеевой, которой эта икона досталась от её благодетельницы графини Елены Дм. Эртцен. На иконе изящная серебряная риза, и на неё устроен киот серебряный с золочёными украшениями. Риза изображает одежду Богоматери, усеянную цветами; вокруг ликов – сребропозлащённые венчики; на главе Царицы Небесной такая же корона с крестом, поддерживаемая ангелами. Внизу киота, на выпуклой серебряной дощечке, начертано резными буквами: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим»; «Образ Корсунской Божией Матери празднуется 9 октября».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Сегодня ситуация преподносится так, будто бы Церковь хочет что-то захватить. Но она ничего не хочет захватить. Это не 1918-й, не 1922 год, когда пришли большевики, просто выбросили монахов и захватили все в одночасье. Церковь говорит о том, что мы будем следовать и законодательству РФ, и терпеливо ждать удобной для всех ситуации. - То есть вы утверждаете, что пока на ближайшие годы все останется так, как есть... - Вы понимаете, иначе невозможно. Вот в храме Корсунской иконы Божией Матери находится экспозиция - это средневековый зал Херсонесского музея. Для того чтобы нам передали этот храм, нужно построить совершенно новое здание. На территории Херсонеса это сделать невозможно, потому что эта земля находится под охраной ЮНЕСКО. Нужно, значит, изыскать землю, сделать предпроектные предложения, найти финансирование. Нет еще концепции строительства, нет еще понимания развития Херсонеса. Посчитайте: может быть, пять, может быть, десять лет уйдет на все это, на то, чтобы построить новый выставочный комплекс, который назывался бы " средневековым залом " . Так что никто сегодня не говорит о том, что завтра, послезавтра, через месяц или даже через год, или даже через пять лет Церковь может вернуть некоторые свои объекты. Когда ученые говорят о том, что под этими зданиями находится археология, ну да, действительно находится. Но от того, что в храме Корсунской иконы Божией Матери располагается выставка или же там будет совершаться божественная литургия, археологии ущерб нанесен не будет. - Как вообще сегодня осуществляется взаимодействие с музеем, какие отношения складываются? - У нас хорошие, замечательные, плодотворные отношения. Мы проводим совместные выставки, форумы, международные конференции, у нас есть несколько проектов, которые мы поддерживаем на протяжении последнего десятилетия. Это Владимирские чтения, это археологическая конференция " Святой Климент Римский " , это чтения ко Дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Более того, именно в Херсонесе более 20 лет назад, с участием сотрудников музея Херсонеса, впервые в России началось празднование Дней славянской письменности. И мы ежегодно поддерживаем эту традицию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/f...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010