Соловьев И. П. Необходимость выпуска предлагаемого учебника вызвана полным отсутствием (на момент выхода данного издания) в литературе учебного руководства по «Практическому руководству для пастырей» (по «канонике»), преподаваемому, по принятому в духовных семинариях учебному плану, в VI классе семинарий. При составлении настоящего учебника, автор пользовался, как непосредственно источниками и сборниками церковного права, так и существующими церковно-юридическими учёными трудами, из которых многие указаны учебною программою (1906 г.) в числе учебных пособий при прохождении в духовных семинариях каноники. Введение. Церковь Христова, как видимое особое общество среди других союзов и обществ человеческих. Права и обязанности Церкви. Церковное право. Каноника. Её отделы. Источники церковного права. Заповеди Христа Спасителя и апостолов Его, содержащиеся в книгах Священного Писания Нового Завета. Правила апостольские. Правила вселенских и поместных соборов и Святых отцов. Правила вселенских соборов. Правила поместных соборов. Правила Св. отцов. Церковный обычай, как источник церковного права. Книги апостольских постановлений; содержание и значение. Законодательство Византийских императоров по делам церковным. б) Сборники церковных правил вселенской Церкви. Номоканон Иоанна Схоластика. Номоканон патриарха Фотия. в) Толкования на церковные правила: Зонары, Вальсамона и Аристина. Синтагма Матфея Властаря . Пидалион Источники и сборники церковного права в русской церкви: Церковные постановления местно-русского происхождения (соборы 1274 г., 1503–4 гг., 1551 г.). Уставы великих князей. Устав Св. Владимира I. Устав князя Ярослава. Рукописная Кормчая. Постановления соборов 1620, 1654 и 1666–1667 гг. Печатное издание Кормчей. Номоканон при требнике. Состав церковного общества и управление им. Разделение церковного общества. Условия, каким должны удовлетворять лица, ищущие поступления в клир и на священные степени. Образ жизни клириков и права гражданского состояния их. Устройство церковного управления в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Кормчая книга (церковнослав.  — рулевой), Пидалион (греч. Πηδλιον — кормовое весло, кормило, рукоять кормила или руль), или Номоканон (греч. Νομοκανν от  νμος — закон, устав +  κνν — канон, правило) – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении Церковью и в церковном суде православных славянских стран. На практике термин «кормчая» используется для обозначения как сборника в целом (например, «Древнеславянская кормчая», «Кормчая русской редакции»), так и конкретных рукописных сборников правового содержания («Ефремовская кормчая», «Рязанская кормчая» и др.). В настоящее время термин «Кормчая книга», как правило, применяется только к юридическим сборникам русского происхождения. Византийские, сербские и болгарские сборники аналогичного содержания обычно называют Номоканонами. Кормчая книга включает тексты, различные по жанру. Наряду с переводами памятников византийского канонического права и светского права в состав кормчих входят епитимийные правила (византийского и западного происхождения), Символы веры , календарные трактаты, сочинения назидательного характера, таблицы степеней родства, полемика против ересей, Русская правда, княжеские уставы XXII веков и Судебники XV-XVI веков. Важной составной частью (хотя и не представленной во всех списках) является тематический указатель канонов в 14 «титулах» (разделах). Образцом кормчих книг стал Номоканон (σνταγμα) — сборник церковных правил в состав которого вошли правила апостолов, первых четырех Вселенских Соборов и шести Соборов поместных, а также 68 правил Василия Великого , извлеченных из его посланий. Его составил в VI веке Константинопольский патриарх, святитель Иоанн Схоластик по инициативе святого императора Иустиниана на основе более раннего подобного сборника. В 880х годах равноапостольный Мефодий перевел Номоканон на славянский язык. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги», они дополнялись на Руси нормами светского права. Вопрос о практическом применении Кормчей в синодальный период был не только решен положительно, но статьи из Кормчей были включены в Свод законов Российской империи. Последнее издание Кормчей книги относится к 1816 году. С 1839 года вместо во многом устаревшей Кормчей книги начала издаваться Книга правил , представляющая собой сборник единых поместных канонов (правил) Русской Православной Церкви и древних канонов, принятых на Вселенских соборах. При этом в отличие от Русской Церкви Кормчая для Сербской Церкви не утратила своего значения и в ХХ веке.

http://azbyka.ru/kormchaya-kniga

14 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Белградский университет, где прошла церемония вручения Его Святейшеству диплома доктора honoris causa. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.      Ваше Святейшество! Уважаемый господин ректор! Уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, дорогие студенты! Сердечно всех вас приветствую и благодарю за оказанную честь — присуждение почетной докторской степени ведущего высшего учебного заведения Сербии. Белградский университет является старейшим и крупнейшим высшим учебным заведением в стране. За более чем 200 лет своего существования он стал alma mater для многих выдающихся государственных, церковных и общественных деятелей. И для меня особенно ценно получить этот знак признания в Сербии — стране, столь дорогой для сердца каждого русского человека. История взаимоотношений между сербским и русским народами насчитывает несколько столетий. Наши страны издавна связывают прочные узы братской любви, единая православная вера и общие духовно-нравственные ценности. Свидетельств этой дружбы мы найдем немало, если заглянем в историю. Так, основатель Сербской Церкви святитель Савва, принявший монашеский постриг в Старом Русике на Афоне, перевел Кормчую книгу на церковнославянский язык. Этим переводом Русская Православная Церковь пользовалась в течение нескольких столетий. Кормчая книга — это свод законов и правил, которыми руководствуется Православная Церковь в своей внутренней жизни. Можно представить какое огромное влияние славянский перевод Кормчей книги оказал на культурную и духовную жизнь всего русского народа. В XIII-XV веках, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, сербские правители поддерживали русский монастырь в честь великомученика и целителя Пантелеимона на Афоне. Сербские духовные просветители Григорий Цамблак и Пахомий Логофет (известный также как Пахомий Серб) внесли огромный вклад в становление русского летописного жанра, агиографии, исправление богослужебных книг и церковных обрядов.

http://pravoslavie.ru/75182.html

Вселенский Патриарх. История одного титула 19 июня 2021 г. 19:38 На портале Отдела внешних церковных связей  опубликована статья Павла Кузенкова — кандидата исторических наук, специалиста по истории Церкви и исторической хронологии, доцента исторического факультета МГУ и Сретенской духовной академии , преподавателя Московской духовной академии . Всем нам хорошо знаком полный титул предстоятеля первой по диптиху Поместной Православной Церкви: «Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх». Казалось бы, всем понятно, что слово «Вселенский» здесь — не более чем пышный византийский титул, дань уважения к древней традиции. Ведь православное учение не допускает чей-либо — кроме Самого Христа — «всемирной юрисдикции»: как апостолы в братском единодушии, но самостоятельно и независимо вели свою богозаповеданную миссию, так и основанные ими Поместные Церкви суть сестры, соединенные во Святом Духе как части единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Но совсем иначе воспринимают эту формулу люди, далекие от тонкостей канонического права и не знакомые с церковной историей. В их представлении, отталкивающемся от основного значения слова «вселенная», данный титул выглядит как официальное признание за первым из Патриархов роли лидера всемирного Православия. И это при том, что его паства во всем мире насчитывает около 6 млн — примерно 2% от общей численности православных Что же означает титул «Вселенский», откуда он взялся и каково его действительное предназначение? Империя как Вселенная Прежде всего необходимо разобраться с самим словом «вселенная» — по-гречески οκουμνη. Это пассивное причастие от глагола οκω «жить, обитать, населять» при обычно опускаемом существительном «земля», то есть буквально — «обжитое человеком земное пространство». Так древние греки называли знакомый им мир, в отличие от далеких областей, либо необитаемых, либо населенных дикими варварами. Обычно под «вселенной» понимался далеко не весь мир, но лишь та его часть, где существовала цивилизация. Правителей больших царств именовались «царями вселенной» — как, например, Кир Персидский в Библии (2 Ездр 2:2). И когда греко-римская цивилизация оказалась объединенной под властью римских императоров, «вселенной» стала именоваться Римская империя. Именно в таком смысле употребляет это слово св. Апостол Лука, когда повествует о Рождестве Христа: «Бысть же во дни ты, изыде кесар Агуста написати всю вселенную» (πσαν τν οκουμνην — Лк 2:1). Термин «ойкумена» означал не столько заселенное, сколько окультуренное пространство античной цивилизации. У других культур были свои «вселенные» — и это понимание сохранялось веками. Например, когда в 1262 году болгарский правитель Иаков Святослав прислал митрополиту всея Руси Кириллу II список Кормчей книги, он писал: «Да ся словом твоим вселенная Руская просвтитъ» — «Да просветится словом твоим русская вселенная!»

http://patriarchia.ru/db/text/5823775.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Выбор Ивана Грозного: Сабуровых-Годуновых на царство! Беседы на Берсеневке. Часть четвертая 17.04.2012 1716 Время на чтение 29 минут Загадка Ипатьевского монастыря Как Сабуровы спасли Дмитрия Донского и породнились с византийскими императорами Правда об атамане Кудеяре, или Как Соломония Сабурова спасла Россию от Смуты Цель этих бесед из цикла «Потерянная династия» - историческая реабилитация царской династии Годуновых, боярского рода Сабуровых и других потомков основателя костромского Ипатьевского монастыря - боярина Захарии Чета. Помимо опровержения мифов о «татарском» происхождении «властолюбца» и «убийцы» Бориса Годунова, я ставлю перед собой цель показать величие потомков Захарии, их заслуги перед Церковью, Отечеством и народом. В первой беседе я рассказал о том, кем был Захария Чет - основатель Ипатьевского монастыря в Костроме. Во второй беседе речь шла о том, как его потомки Сабуровы породнились с потомками византийских императоров, и спасли раненого великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле. В третьей беседе я поведал вам о великой княгине Соломонии Сабуровой - преподобной Софии Суздальской - первой жене Василия Третьего, которая уже в монастыре родила наследника престола - князя Юрия Васильевича. На основе его судьбы русский народ создал предание об атамане Кудеяре. Сегодня я буду говорить об эпохе царя Ивана Грозного - преимущественно о тех его деяниях, которые отразились в судьбе потомков Захарии Чета. Иван Васильевич Грозный правил Россией полвека - с 1533 по 1584 год. Это была целая эпоха в жизни нашей страны. Если говорить точнее, то внутри правления Ивана Грозного можно увидеть несколько разных эпох. Для меня лично правление этого государя памятно следующими великими делами: первое в русской истории венчание великого князя московского на царство, Стоглавый собор, Домострой, Макарьевские соборы 1547-1549 годов, во время которых к двадцати двум русским святым было добавлено тридцать девять, составление Степенной книги и Лицевого летописного свода, Великих Миней Четьих, кодификация церковных правовых норм в Сводной Кормчей, государственных норм - в Судебнике 1550 года, реформы Избранной рады: упорядочение местничества, создание единой приказной системы, начало земских соборов, судебная, финансовая, таможенная и военная реформы, - все это темы, о которых можно и нужно говорить отдельно.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/18/...

На портале Седмица.ru в открытом доступе размещена полная версия 1-го выпуска журнала «Вестник церковной истории» (2006, 1) 28 апреля 2009 г. 11:05 На интернет-портале Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Седмица.ru в открытом доступе размещена полная версия 1-го выпуска журнала «Вестник церковной истории» (2006, 1) . В дальнейшем редакция Седмицы.ru планирует разместить на сайте в pdf-фopмame все опубликованные к настоящему времени номера «Вестника». Номер 1-й «Вестника церковной истории» открывается обращением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к читателям, в котором Первосвятитель выражает надежду, что журнал будет способствовать возрождению и развитию церковно-исторической науки. Древнерусский период истории Церкви представлен в номере публикацией, посвященной истории Вологодского подворья Кирилло-Белозерского монастыря в XV начале XVIII в. В материале представлены 37 не изданных ранее архивных документов. Тема истории православных обителей продолжена в статье, посвященной монастырям Псковской земли в XVI в. Целый ряд материалов освещает культурную жизнь России XVI начале XVII вв. В номере также представлены исследование о литературных контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова Обнорского монастырей в 1-й половине XVI в., нашедших отражение в житии преподобного Павла Обнорского, новые данные об итальянском периоде жизни прп. Максима Грека, история подготовки первого русского издания Кормчей книги. Значительная часть 1-го выпуска «Вестника церковной истории» посвящена русской истории XX столетия. Редакция журнала преступила к публикации документов из Архива Патриаршей канцелярии, которые в 2004 г. были переданы в Архив Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» решением Святейшего Патриарха Алексия II. В 1-й выпуск журнала вошло 14 документов 1925-1926 гг., адресованных Патриаршему Местоблюстителю священномученику Петру (Полянскому) и заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). К тому же хронологическому периоду относится публикация игумена Митрофана (Шкурина) «Русская Православная Церковь и советская внешняя политика в 1922-1929 годах: По материалам Антирелигиозной комиссии». В номере опубликованы история духовных школ Русской Православной Церкви в 1943-1949 гг., а также большая группа документов, относящаяся уже к более позднему времени 1947-1949 и 1982-1985 гг. Эти материалы отражают историю создания православной общины в Калининградской области.

http://patriarchia.ru/db/text/630706.htm...

профессор Алексей Степанович Павлов (24.05.1832–28.08.1898) История Русской Православной Церкви Каноническое право Сравнительное богословие профессор Алексей Степанович Павлов Канонист, историк права. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Биография Родился в семье причетника Томской епархии, в детстве отличался выдающимися способностями, в шесть лет самостоятельно научился читать, благодаря лицевым изображениям, висевшим в доме его отца, и знал наизусть все святцы, любому человеку мог назвать день ангела-хранителя, помнил когда какой святой вспоминается в Православной церкви. Местный правящий архиерей Агапит (Вознесенский), посещая свою епархию, встретился с ребёнком; поговорив с мальчиком Алексеем и убедившись в его способностях, архиерей подарил мальчику золотой. После окончания в 1854 году Тобольской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1858 году первым магистром богословия. Был оставлен преподавать в ней литургику и каноническое право (первую свою лекцию Павлов прочитал 10 января 1859 года); магистр богословия (1860). Позднее — профессор канонического права Казанского, Новороссийского. С 1876 года — ординарный профессор кафедры церковного законоведения/церковного права юридического факультета Московского Императорского университета; заслуженный профессор Московского университета (с 1884). Опубликовал в «Записках Казанского Университета» значительные статьи «О Кормчей…» (1864), «Личные отношения супругов по римскому праву» (1865), «Об участии мирян в делах церкви» (1866), «Первоначальный славяно-русский Номоканон» (1869), в «Записках Новороссийского Университета» — «Исторический очерк секуляризации церковных земель в России» (1871) и «Номоканон при Большом Требнике» (1872), в «Записках Академии Наук» — «Наказной список по Стоглаву» (1873). Отдельными изданиями вышли «50-я глава Кормчей Книги» (М., 1887) и «Книги законные, содержащие в себе в древнерусских переводах византийские законы» (М., 1888). Под редакцией Павлова вышел сборник «Памятники древне-русского канонического права» (1880, 2-е изд. 1910 под редакцией В. Бенешевича). Дважды награждался Уваровской премией. Был почётным или действительным членом многих учёных обществ. В. О. Ключевский полагал, что Павлов — «один из лучших знатоков канонического права в современной Европе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книга Правил — (полное название: «Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец») — сборник церковных канонов (правил), официальный источник действующего канонического права Русской Православной Церкви. Впервые издана Святейшим Синодом в 1839 году в русском переводе, несколько стилизованном под церковнославянский, с целью замены Кормчей книги. До революции она печаталась только в синодальной типографии, официальном издательстве Русской Православной Церкви. Важным преимуществом Книги Правил является то, что каноны в ней воспроизводятся полностью и отделены от разнородного правового материала либо меньшей авторитетности, либо вовсе утратившего силу, чем была наполнена Кормчая. В Книге Правил отсутствуют классические толкования византийских канонистов и лишь изредка присутствуют особые толкования отдельных канонов, помещенные издателями. Любые другие сборники канонов не называются Книгой правил и никогда не рассматривались как официальные церковные издания. В ее состав входят 85 Апостольских правил ; правила семи Вселенских Соборов ; правила Поместных Соборов : Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Констанинопольского собора 394 г., Карфагенского собора 419 г., Двукратного Собора, Констанинопольского собора в храме Св. Софии 879 г.; правила святых отцов: свт. Дионисия Великого, свт. Григория Чудотворца , сщмч. Петра Александрийского , свт. Афанасия Великого , свт. Василия Великого , Тимофея, архиеп. Александрийского, свт. Григория Богослова , свт. Амфилохия Иконийского , свт. Григория Нисского , Феофила, архиеп. Александрийского, свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, свт. Геннадия I, патриарха Констанинопольского, свт. Тарасия, патриарха Констанинопольского. Дополнительные каноны, ошибочно приписываемые Иоанну Постнику и Никифору Исповеднику, которые входят в состав греческого Пидалиона, не вошли в Книгу Правил. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kniga-pravil

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иустиниан Византийский, император, св. - житие Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора. Святой Иустиниан, выдающийся государственный деятель Византии, великий ревнитель Православия, строитель храмов и церковный писатель, был славянином, родом из Болгарии. В его царствование (527 - 565) Византия прославилась военными победами в Персии, Африке, Италии, в результате которых решительно искоренялось язычество среди вандалов и вестготов. По распоряжению царя Иустиниана были закрыты языческие школы в Афинах. С целью распространения христианства в пределах Малой Азии Иустиниан послал туда епископа Ефесского Иоанна, который крестил более 70 тысяч язычников. Царь приказал построить для новообращенных 90 церквей, щедро поддерживал храмовое строительство в империи. Лучшими постройками его времени считаются монастырь на Синае и храм Святой Софии в Константинополе. При святом Иустиниане было построено особенно много храмов во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Будучи человеком разносторонне образованным, святой Иустиниан тщательно заботился об образовании церковных клириков и иноков, повелев преподавать им риторику, философию и богословие. Благоверный государь много внимания и сил посвятил борьбе с оригенистами, возрождавшими ересь несториан. Против этих еретических измышлений святой Иустиниан составил песнь " Единородный Сыне и Слове Божий " и ввел обязательное ее пение в церквах. С этого времени и по сегодняшний день эта песнь поется на Божественной литургии перед малым входом. По повелению государя в 553 году был созван V Вселенский Собор, осудивший учение Оригена и подтвердивший определения IV Халкидонского Собора. Святой император Иустиниан заботился о порядке, праве и законности в государстве. Под его руководством и надзором было составлено полное собрание римских законов, дошедшее до нас под названием " Кодекса Юстиниана " . " Новеллы " Иустнниана входят во все варианты русской Кормчей Книги. В личной жизни святой Иустиниан соблюдал строгое благочестие, много и усердно постился. Скончался святой царь Иустиннан в 565 году. Вместе с императором к лику святых причислена супруга его и единомышленница императрица Феодора, скончавшаяся в 548 году. Она была сначала великой грешницей, сторонницей монофизитов, а потом раскаялась и вела добродетельную жизнь, соблюдая чистоту душевную и телесную. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иустиниан Византийский, император, св. " .

http://pravicon.com/info-2620

1 См. особенно А. С. Павлов. Глава 50-я Кормчей книги. М., 1857 и С. В. Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. 2 Внебрачное сожительство (примеч. пер.). 3 Климент Александрийский — один из основоположников христианского богословия. Текст взят из его « Стромат », III, 12, 87. 4 Р. Trembelas. Dogmatique de 1 " Eglise Catholique. Orthodoxe. Ill, Chevetogne. 1968. P. 364. 5 Ср. решения Русского Святейшего Синода по вопросам, которых касается П. И. Нечаев в своем Практическом руководстве для священнослужителей. Изд. 9-е. СПб., 1907. С. 263—264. 6 Ср., например, А. Завьялов. Брак — статья в Православной Богословской Энциклопедии. Под ред. А. П. Лопухина, т. 2, 1903. С. 1029—1030, 1034. 7 См. Joar. Euchologion, repr. Jear, 1960. P. 321—322. 8 A. Dair. Les Novelles de Leon VI, le Sage Paris, 1944. P. 294—297. 9 Разве не было бы желательным, чтобы и теперь усыновление носило религиозный характер? 10 Ср. Эвхологион Х в., найденный в библиотеке Синайского монастыря; текст у А. А. Дмитровского «Описание литургических рукописей». Киев, 1901. С. 31. Это практика греческих церквей. И в наше время поют причастный стих в момент венчания. 11 А. Катанский. К истории о брачном праве. — «Христианское чтение», СПб., 1880. С. 112, 116. 12 Противоположное мнение выражено С. В. Троицким в его замечательной книге «Христианская философия брака», кажется, нуждающейся в более строгом богословском или каноническом обосновании. 13 Servise book of the Holy Ortodox-Catholic apostolic lharep, crip. J. F. Hepgood, испр. изд. Brooklyn, N. Y. 1956. P. 305. 14 О православной точке зрения(весьма отрицательной) на « интеркоммунион » между разделенными христианами см. в St. Vladimir " " s Seminary Quartery, vol. 12, 1968, Nos, 3—4. 15 Заметьте, что текст, касающийся развода по причине «нечистоты», основан только на Евангелии от Матфея. В словах самого Христа нет запрещения развода, как говорится об этом у евангелистов Марка и Луки. 16 См. особенно 22-ю новеллу Юстиниана. 17 Рабство и «показные дела» рождают подозрение в легкомыслии относительно нравов (103). 18 В русском издании отсутствует (примеч. пер.). 19 В Древнем мире жизнь в прелюбодеянии считалась неизбежной для рабов и актеров. 20 Мы говорили об исторических причинах, которые объясняют, почему Церковь VI и VII столетий запретила браки мужчинам, готовящимся к епископскому служению. Настоящее правило, на первый взгляд кажущееся противоречащим принципу нерасторжимости брака, раньше ясно и правильно понималось всеми, а сейчас применяется очень редко. В настоящее время предпочитают избирать на епископское служение лиц из монашествующих или вдовых белых священников. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3283...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010