Святой Дионисий Ареопагит в книге, озаглавленной «О Божественных именах», писал о том, что «и демоны по природе не злы. Ибо будь они злы по природе, они были бы не от Добра, не в числе сущих, не из благих, изменивших свою природу, и были бы вечно злы… О данных им ангельских дарах мы никогда не скажем, что они изменились, они ведь существуют и невредимы и лучезарны, хотя те и не видят их, лишив самих себя способности видеть Добро… желая быть, жить и постигать сущее» 269 . Конечно, степень познания о Боге у бесов и Ангелов различная. Блаженный Августин писал: «Он дал узнать Себя демонам не так, как святым Ангелам, которые наслаждаются участием в вечности Слова, но через некоторые временные проявления, чтобы навести на них ужас» 270 . Тем более и человек, созданный «хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), несмотря на грехопадение, сохранил в себе боговидение в той или иной степени. О чем и апостол Павел пишет: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:14–15 ). И если, по святителю Феофану Затворнику , даже атеисты, декларируя (провозглашая) свое неверие, насилуют свою собственную совесть, то тем более – все верующие в Единого Бога, Творца всего мироздания движутся в истинном направлении, но дойдут ли они до Христа или нет – это только в воле Бога. Когда начались арабо-византийские войны, тоже возник вопрос: а не является ли божество мусульман дьяволом : в смысле у нас один Бог, а у них – другой. И хотя православные византийцы сначала склонялись именно к подобной точке зрения, но возобладала более церковная позиция по данному вопросу. Томос Константинопольского Собора 1180 года (о «Боге Мухаммеда»): « Святейшая Церковь издревле и даже до настоящего времени имела общеизвестные огласительные книги, в том виде, как они были изначально составлены. В числе других изречений в этих книгах располагается следующее: “сверх всего этого, анафематствую Бога Мухаммедова, о котором тот сказал, что он есть Бог единый, Бог не родил он и не был рожден, и не явился никто, подобный ему”. [Сделано было это], так как, с одной стороны, сам Мухаммед объявил неверное понимание Бога с этим [термином], как, по крайней мере, поняли тогда, и в то время, когда, через опубликованную им книгу Коран, он передал окружавшим [его людям], которые не имели прежде большего количества гнусных и негодных вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Человек христианской культуры всегда помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего те явления, которые в христианстве рассматриваются как имеющие на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественные атрибуты созданной Богом человеческой природы; поэтому перенесение их на райское состояние кажется вполне естественным. 18 Первым на эту связь указал уже преподобный Максим Грек : «Он (Магомет) дозволил им всякое вообще наслаждение и все то, что может услаждать гортань, чрево и подчревное, говоря, что на то мы и сначала были созданы от общего всех Создателя и что поэтому в созданном Им раю Создатель приготовил для них… три реки, состоящие из меда, вина и молока, и отроковиц множество прекрасных, с которыми они будут весь день совокупляться». Это различие также проистекает из различного понимания назначения человека (в том числе и его плоти) в христианстве и исламе. В Коране от лица Бога говорится: «Я ведь создал… людей только, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51, 56), тогда как, по Библии, Бог создает людей, чтобы они Его любили: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк. 10,27 ; ср.: Втор. 6, 5 ) и чтобы Он их любил: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3,16 ). И в этой Божественной любви человек во плоти должен соделатъся причастником Божеского естества (ср.: 2Пет. 1, 4 ); в связи с этим и рай воспринимается как достижение духовной мистической цели. Ничего подобного в исламе нет, «законоведческий ислам в полемике с суфизмом 19 даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов XIII века Ибн Тамийа писал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божиим, а не к Самому Богу»; 20 отсюда и соответствующее бездуховное (в нейтральном смысле слова) понимание рая.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сергий 11 октября 2014, 12:17 Батюшка верно и смело сказал о том, что происходит с нами и с нашей страной. Попытка создать православный футбол, бал и т.д. это оцеживание комара и убийство верблюда. Признаться надо, что мы и как народ, и как ученики Христовы, живем в оккупации другими народами и другими верами, по плодам узнаем " практически во всех наших республиках с преимущественно мусульманским населением Коран преподается в школах, как основной предмет " , а где нет преимущества мусульманского населения там иной народ сеет океан " оккультных уроков Валеологии " , потому как нашу веру считает безумием. В развлекалове можно достичь высоких результатов коли мы пришли не на свое поле, давайте сеять на своем. Сумеем на своих приходах и в своих семьях показать красоту Православия и явить любовь между собою придут креститься ищущие Б-га и останутся в Доме Б-жием без всяких привлекушек (Воскресные школы для детей и взрослых с особым научением в Законе Б-жьем и Церковным пением, остальные мероприятия в пределах разумного). Несравненная Аграфена Заволжская 9 октября 2014, 17:54 Татьяна,очевидно,не читает англоязычных сайтов и не знает масштабов катастрофы.Представьте, мать в Твиттере сообщает с гордостью,что её сын-гей женился и укатил со своим молодым в свадебное путешествие. И как теперь, после принятия эстонского закона о гей-браках, эти люди в открытую пишут, что славяне и Россия- следующие.Мы должны сделать все возможное и невозможное, чтобы спасти наших детей. m d 9 октября 2014, 17:37 татьяне (так " смиренно " представилась), по поводу совета как жить уважаемому протоиерею, хочу напомнить слова Апостола Павла: Первое Послание к Тимофею, Глава 2, стихи 8-15 ЦЕРКОВЬ И ЕЕ СЛУЖИТЕЛИ/Богослужебные собрания/8 О женской скромности 8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; 9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, 10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. 11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; 15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

http://pravoslavie.ru/74222.html

В чудном видении Иакова заключалось не только обещание помощи Иакову, но ему открывалось и прояснялось обетование, что человек не будет брошен Богом беспомощным, на вечные страданья, что к нему не только будут снисходить разные посланники Божии, но что и ему самому откроется путь к небу через И. Христа. Об этом последнем особенно ясно говорил Бог, предвозвещая Иакову, что обетование, данное Аврааму относительно происхождения от него потомства, многочисленного как песок морской, и благословения через него всех племен земных, должно прийти через него. Здесь Иаков не только обнадеживался в безопасности своей жизни, но и утверждался в тех благодатных правах, которые он получил от отца вместо первенца. К прежнему раскрытию обетования о Спасителе здесь дано было указание на посредство, через которое должен прийти на землю обещанный Спаситель, именно на лестницу. По общему мнению христианских учителей эта лестница прообразовала Матерь Божию, соединившую небо с землею через воплощение от Нее Спасителя мира. Посему, уставом нашей Православной Церкви положено читать об этой лестнице, виденной Иаковом, в Богородичные праздники. И в некоторых песнопениях церковных Богоматерь прямо называется «лествицею, юже Иаков виде» (Ак. Б. Мат.). Ст. 16 и 17. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Ст. 16 и 17. На Бога не смеют чины Ангельские взирати, но Иаков видел в сновидении Бога как бы лицем к лицу, потому-то на него напал страх, когда он проснулся и представил свой чудный сон. Он видел, как пред ним земля, где он спал, была соединена с небом, так что Бог, бывший вверху лествицы, через последнюю как бы соприкасался с землею. Поэтому понятно почему Иаков место своего божественного сновидения назвал жилищем Божиим. Но здесь ему была показана лествица, ведущая к небу, поэтому он назвал и самое это святое место вратами к небу, путем ведущим к Богу. Вообще Иаков все понял, всему дал настоящий смысл и значение, и ободренный, принес Богу благодарность за его успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Конечно, невидимого Главу – Христа, с мнимою видимою Главою – папою, нельзя и сравнивать, что понятно всякому. Но также всякому должно быть понятно и то, что если никакой папа не может быть сравниваем со Христом, как всеобщим Главою Церкви, то не должно и приписывать Римскому епископу то, что принадлежит Христу, как полному и совершеннейшему Образу той Главы, которая должна быть у тела Церкви как организма,,объемлющего не только людей верующих всех времен и народностей, начиная с праотцев, пророков и апостолов, но и ангелов и архангелов. Изображая превосходство церкви Христовой перед ветхозаветной, св. ап. Павел писал к христианам из евреев: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первородных, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). Вот каков состав тела церкви, Глава которой – Христос. Только нечто совершенно новое может составлять здесь то, или другое отдельное лицо, входящее в состав живого тела или здания, все более и более возрастающего со скреплением к составу камней, не изменяющих ни основания его (краеугольного камня), ни существа тех живительных сил, которыми укрепляется, или держится все здание вселенской церкви. Главенство Христово по отношению к церкви как телу, вполне соответственно этому духовному телу, и этой священной Главе. Оно непосредственное, так как Христос живет с Церковью , пребывая в ней, и подавая и разделяя с нею жизнь, как глава разделяет жизнь с телом. И как без главы невозможна жизнь тела, так невозможна жизнь Церкви без Христа, рекшего: «Без Мене не можете творити ничего же» ( Ин.15:5 ). И это будет вековечно, доколе Бог будет всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ), ибо «Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими» (Ibid., ст. 25). Итак, Христос есть Основатель Церкви и Глава ее, и даже Царь, ибо Церковь есть царство Божие. Но так как это царство духовное, таинственное, то и главенство Христово священно-таинственное, которое посему ап. Павел изображает под видом таинственной и святой любви Христа к Церкви, говоря: «Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» ( Еф.5:24 ). Сам И. Христос сказал: «Царство Мое несть от мира сего» ( Ин.18:36 ). Значит и Он признавал Свое главенство в церкви. И однако нигде Он не сказал, что Его Царство должно быть в виде громадного и политического учреждения с видимою главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Все это было бы бесконечно печально, если бы, как мы уже и сказали, в объявлении свободы совести не скрывалось некоторого несчастного недоразумения, требующего исправления. Это, так сказать, издательский корректив, требующий самого неотложного осуществления. Под свободою совести нужно разуметь только свободу вероисповедания, и в этом смысле все современные законы необходимо должно исправить, и тем не дать времени укорениться заблуждению о свободе совести. Христианское учение о совести Впервые в Евангелии слово «совесть» упоминается в рассказе о грешнице, взятой в прелюбодеянии и приведенной ко Христу, чтобы Он осудил ее на обычное побиение камнями. Он же, наклонившись, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, будучи обличаемы »совестью«, стали уходить один за другим» ( Ин.8:79 ). Здесь шло дело о нравственности. И вот совесть, как судия нравственности, выступила на свое дело, и совершила его с подобающею силою. Так же и Апостол Петр сопоставляет совесть с доброю жизнью. Он сказал: «Имейте добрую совесть, дабы постыжены были порицающие ваше доброе житие... Крещение не плотское омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.2:1621 ). Увещевая же терпеть злострадания, он говорит: «То угодно Богу, если кто совести ради Божия терпит страдания несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Совесть, как неустрашимый судия, самая верная защита от всякого рода несправедливых нападений. И более всего ее чистота, при которой никакое злословие и мучение не могут сделать ничего, особенно, если эта совесть очищена Духом Святым, стала освященною и даже Божией ( 1Пет.2:19 ). Кажется такою считал свою совесть Св. Апостол Павел, когда перед судом Синедриона говорил: «Я всею доброю совестью жил пред Богом» ( Деян.23:1 ). Эту непорочную совесть он старался иметь и всегда ( Деян.24:16 ), как сущность жизни во Христе. Совесть служит для христианина наилучшим руководителем по пути добродетели. Она наполняет сердце праведников такими радостями, которые выше всех радостей мира. Непорочная совесть, т.е. истинная совесть, в основе которой лежит чувство страха Божия и религии христианской, есть неоцененное сокровище. «Очищай же, христианин, свою совесть, и она сделается для тебя по слухом на небесах и свидетелем в вышних», – сказал один из недавних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И прежде, будучи вполне праведным, а теперь совсем отрешившись от всего греховного, Иаков призвал сыновей своих выслушать его предсмертные слова не только как отеческие, но и как человека богоизбранного, удостоившегося не только богоявлений, но и самого ближайшего соприкосновения с Божией силою. Ст. 3–7. «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода; не будешь преимуществовать; ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, (на которую) взошел. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя; ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле». Ст. 3–7. Самое высшее благословение Иакова должно было перейти на старшего сына его Рувима, но он не удостоился чести быть носителем тех высоких духовных обетований, которые были чаянием Израиля. Он оказался слишком плотским и столь невоздержным, что в нем страсти бушевали, как бушует вода, возмущаемая бурею. На следующих Симеоне и Левии, также не успокоилась возмущенная их пороками душа благочестивого старца. Их жестокая мстительность за обиженную сестру так возмутила кроткого Иакова, что он не только не желал, чтобы святая слава его простерлась на них, но даже определил им потом, как положительное наказание, не иметь отдельного цельного удела среди поколений прочих сынов. И это сбылось. Колену Симеона дана была доля в колене Иудовом, но такая малая, что многим должно было искать пропитания среди других колен, а потомкам Левия дано было несколько городов, разбросанных в прочих коленах. Некоторые потомки Рувима, напр., Дафан, Авирон, вздумали было приобрести некоторое первенство среди Израиля, которого еще лишен был их праотец, но они живыми были поглощены разверзшейся землею. Так непреложно исполнились предсказания Иакова. В библейском рассказе о преступлениях Симеона и Левия ( Быт. 34 гл.) не упомянуто об огорчении Иакова потому, что Библия рассказывает обо всем с одной уже везде одинаковой точки зрения, с которой говорится о преступлении, чтобы только возбудить людское отвращение к пороками. Но когда дело касается оценки этих поступков, то в примере Иакова можно видеть с каким порицанием, и с какою строгостью говорили ветхозаветные праведники о преступлениях, нарушавших особенно законы самые естественные, положенные в глубине сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По его предсказанию потомки Иуды должны были царствовать до тех пор, пока приидет определенное время, как говорится в Славянском переводе Библии, или когда явится Примиритель людей с Богом (по переводу с Еврейского), Спаситель, Который был желанным не для одних только Иудеев, но и для всех народов. В дни Ирода родился Иисус Христос , Который – истинный лев от Иуды ( Апок.5:5 ) через веру покорит Себе все народы, потому что в Его Церковь вступят люди всех племен земных, и об имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.11:10–11 ). Таким образом, в пророчестве Иакова указано было одно колено, от которого должен явиться Мессия. Из этого пророчества Евреи должны узнать, что теперь, когда власть колена Иудина давно совершенно исчезла, давно пришел Мессия, Примиритель людей с Богом, духовный Царь духовного Израиля. И пророки ждали Мессию как духовного Царя, напр., Исайя называл Его Князем мира (9:6). Мессия Иисус произошел от Иуды, поэтому так и ведется Его родословная у Св. Евангелистов ( Мф.1:2–3 ; Лк.3:33 ). Ст. 11, 12. «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи (его) от вина; и белы зубы (его) от молока». Ст. 11–12. Вместе с царским достоинством и духовными мессианскими дарами, Иуде обещалось еще плодородие земли, обилие винограда, вина, молока и проч. Виноградного вина, составлявшего на востоке обыкновенное питье, обещается так много, что в нем, выжимающие его из винограда, будут вымачивать свою одежду. Красный сок не бесцельно назван Иаковом кровью. Этим он указал, что Будущий самый Великий Князь от Иуды должен обагрить на кресте Своею Пречистою Кровью Свою одежду, от чего излились на людей разные благодатные дары. А осленок, который по предсказанию Иакова при изобилии винограда будет привязываться к виноградным лозам, как к обыкновенному дереву, может напоминать нам того, на которого воссел наш Спаситель, входя по-царски в Иерусалим. Конечно, об этом предсказал Иаков неясно, почему об этом яснее и было предсказано впоследствии Пророком Захариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 21–28. Вся речь Иакова была возвышенною, и потому поэтическою. Такою делали ее особенно богатые сравнения с живыми существами, например: Иуду он сравнивал со львом, Иссахара с рабочим ослом. Предсказывая Неффалимову потомству о его свободе и резвости во всем, он сравнивал его с быстрою серною. Эти символические животные и другие предметы, были впоследствии изображены на знаменах тех колен, отцы которых получили эти названия. Особенно живописно было изображение судьбы многочисленного колена Иосифова от двух сыновей под образом отрасли плодоносного дерева, разросшегося до верха стены, около которой оно росло. На потомство Иосифа Иаков призвал всю полноту земных благ: и росу с дождем, оплодотворяющие землю, и благоденствие семейное. Но все же не такое двойственное благословение дано было ему, как потомкам Иуды, от которых, по его предсказанию, должен был произойти Спаситель. Ст. 29–33. «И заповедал он им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; и похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую (пещеру) купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых. И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему». Ст. 29–33. В исполнение своих пророчеств Иаков так глубоко верил, что велел погребсти себя в земле Ханаанской. Сделавши свое спасительное для многих дело на земле, Иаков скончался мирно, как праведник отошел к отцам своим: Аврааму, Исааку и другим ветхозаветным праведникам. 12 3. О значении мессианского учения и о методе исследования этого учения в сочинении «Изображение Мессии в Псалтири» Должно полагать, что Вам, в настоящий раз, особенно интересно проникнуть в самую, так сказать, сущность предмета, затронутого мною, и узнать научное достоинство и недостатки моего исследования. Последнее Вы особенно ожидаете от моих оппонентов. Но не откажите в Вашем благосклонном внимании и к слову автора, желающего дать искреннее и точное представление о своем труде. Чтобы не было недостатка ни в чем для Вашего суждения о моем исследовании, мне желательно сделать некоторого рода генетическое введение к нему, т.е. сначала несколько пополнить те сведения, которые были предметом curricul. vitae, и потом познакомить Вас с задачею моего исследования, его предметом, методом исследования, его результатами и др. библиографическими сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Довод на основе пророчеств. Содержит ли Коран пророчества с предсказаниями будущего, которые доказывали бы его божественное происхождение? Подробно это обсуждается в статье Мухаммед: предполагаемые чудеса. Ниже приводятся лишь основные тезисы. Большинство пророчеств в действительности представляют собой призывы военно-религиозного вождя идти сражаться, чтобы Бог даровал победу. Одно существенное предсказание, относительно победы римлян над войском персов при Иссе (Коран, сура 30:1–3/2–4), не исполнилось в указанные пророчеством сроки – «через несколько лет» – и никак не может быть названо неожиданным. Из других пророчеств примечательно только одно – упоминание десяти ночей в суре 89:1/2, которое истолковывают как завуалированное предсказание о десяти годах гонений, испытанных первыми мусульманами. Это. сомнительное толкование, поскольку в данном месте с очевидностью речь идёт о паломничестве (см. пророчества как подтверждение Библии). Довод на основе единства. Утверждения о том, что Коран должен иметь божественное происхождение в связи с его внутренней последовательностью и непротиворечивостью, тоже не слишком убедительны. Как отмечено выше, откровение у Мухаммеда иногда изменялось, например в случае процитированных «сатанинских стихов», где первоначальное откровение позволяло определённым племенам поклоняться языческим богам (ср. Коран, сура 21–23/21–23). Это серьёзный вопрос для пророка, который считает многобожье главным грехом. Сама концепция отмены (mansukh), когда допущенные ошибки исправляются в последующих стихах (именуемых nasikh), свидетельствует об отсутствии в Коране единства. В Коране, сура 2:100/106, сказано: «Всякий раз, когда мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над любой вещью мощен?» Например, так называемый «стих меча» (Коран, сура 9:5/5), предположительно отменяет 124 стиха, которые первоначально призывали к терпимости (ср. Коран, сура 2:257/256). В Коране патетически провозглашается, что «нет принуждения в религии» (Коран, сура 2:257/256), однако в других местах он призывает мусульман: «сражайтесь с теми, кто не верует» (Коран, сура 9:29/29) и «избивайте многобожников, где их найдёте» (Коран, сура 9:5/5). Концепция nasikh противоречива тем, что в самом Коране провозглашается: «нет перемены словам Аллаха» (Коран, сура 10:65/64), а именно таковыми словами считается Коран. Ибо «[нет того, кто мог бы изменить слова (и веления) Аллаха]» (Коран, сура 6:34/34 русск. перев. «нет применяющего слова Аллаха " И всё же Коран учит доктрине отмены, аннулирования предыдущего откровения последующим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010