В чем они состояли, мусульманские толковники говорят довольно разноречиво, соглашаясь, впрочем, в том, что они направлялись к убиению Иисуса. Хазин говорит: « от корня отвел кого-нибудь от того, чего он желал, путем тайной уловки; слово еще означает: он старался тайно помешать, разрушить что-нибудь. Но в отношении к Иисусу хитрость их состояла в том, что они замышляли убить его и заботились о том; а это произошло таким образом: Иисус после того, как народ заставил его с матерью его удалиться из страны, возвратился и вместе с апостолами призывал их (иудеев) проповедью и объявил свое посланничество к ним; но они замыслили за то убить его и вероломно напасть на него. Ибн-Аббас рассказывает, что Иисус встретил (однажды) толпу из иудеев. Когда они увидели его, то сказали; вот идет чародей, сын чародейцы и действователь, сын действовательницы, и стали поносить его и мать его. Когда услышал это Иисус, начал призывать кару Божию на них и проклял их; следствием этого было то, что они тотчас же обратились в свиней. Когда увидал это Иуда, начальник и царь (иудеев) испугался этого и боялся молитвы Иисуса. Тогда согласились убить Иисуса и бросились на него, чтобы убить его». 465 Однако, замыслы иудеев, говорит Коран, не исполнились: Бог перехитрил их, так как Он самый искусный из хитрецов. «Под хитростью народа, говорит Хазин, понимается коварство, обман, лукавство», но Бог хитрил в том смысле, что «воздал им (иудеям) сообразно с хитростью их. Воздаяние называется хитростью потому, что оно было вызвано ею». «Некоторые говорят, что выражение; хитрит Бог, означает: попускает рабу, а потом внезапно настигает его, когда он уже не предполагает того. Но, собственно, в этом стихе под хитростью Бога разумеется наложение образа (Иисуса) на товарища их (соумышленника иудеев), который указал им на Иисуса, когда они замышляли убить его, так что тот был убит». И Коран, по-видимому, подтверждает это толкование, решительно заявляя в суре 4, что Иисус не был убит. От имени, будто бы. Бога он угрожает лютой мукой иудеям, между прочим, зато, что они говорили, мы убили Иисуса, сына Марии, посланника Божия, 466 тогда как они не убили его, и не распинали его, а только призрак его являлся им; и те, которые спорят о нем, остаются в сомнении; у них нет об этом знания, а водятся только мнением; а что они не убили его, это верно известно; напротив того, Бог вознес его к Себе: Бог силен, мудр.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иоанн Креститель присылал учеников к Иисусу, спросить, не Мессия ли Он. «А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют» ( Лк. 7:20–22 ). Именно такого рода чудесами, как предрекали пророки, будет засвидетельствовано пришествие израильского Мессии. Ответ был ясен: чудеса Иисуса подтверждают Его слова. Никодим, член иудейского правящего совета, Синедриона, сказал Иисусу: «Равви! мы знаем, что Ты – Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин. 3:1–2 ). В своей великой проповеди на Пятидесятницу Пётр сказал собравшемуся народу, что Иисус был засвидетельствован «вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас» ( Деян. 2:22 ). Чудеса, подтверждающие апостольскую проповедь. В Евр. 2:3–4 сказано, что в благовестии засвидетельствовано от Бога великое спасение «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» ( Евр. 2:3–4 ). Чудеса совершались для подтверждения слов апостолов. Это были сверхъестественные знамения истинности их проповеди; божественное удостоверение переданного через них откровения. Напоминая о своём апостольском призвании коринфянам, Павел писал: «признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» ( 2Кор. 12:12 ). Эта особая апостольская, чудотворная власть расценивалась как доказательство истинности того, что говорил им Павел. Коран и подтверждающие чудеса . Иудаизм и христианство – это не единственные религии, в которых чудеса расцениваются в качестве средства подтверждения слов, идущих от Бога. Такие же воззрения существуют и в исламе (см. Мухаммед: предполагаемые чудеса). Мухаммед, признавая, что бывшие до него пророки (в том числе Иисус) имели для засвидетельствования власть творить чудеса. «Если они сочли тебя лжецом, то ведь были объявлены лжецами посланники до тебя, которые приходили с ясными знамениями» (Коран, сура 3:181/184).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТКРОВЕНИЕ [Греч. ποκλυψις; лат. revelatio], в общем смысле все то, что Бог прямо или опосредованно (через ангелов, святых, видения, знамения, чудеса) открывает людям для спасения. О.- это не просто знание, но опыт общения с Богом. Если он невыразим, то остается сугубо личным для человека и, как правило, не распространяется; если выразим и является общезначимым, то фиксируется в виде текстов, образов, традиций духовной жизни, становится достоянием Священного Предания . Примерами записанного общезначимого О. служат Библия , Коран , Танах . В связи с этим слово «откровение» употребляется как именование Свящ. Писания. (Об О. как жанре религ. лит-ры см. в статьях , Иоанна Богослова Откровение .) В Ветхом Завете Бог не раз открывается человеку, сообщает ему нечто новое о Себе или о мире, дает ему законы и правила, к-рым необходимо следовать. Для выражения таких О. в древнеевр. тексте ВЗ используются: 1) глагол   в породе nifal (открываться, являться): «И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я (      ) дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?» (1 Цар 2. 27); 2) глагол   в породе nifal (являться): «И продолжал Господь являться (  ) в Силоме после того, как открыл (  ) Себя Самуилу в Силоме чрез слово Господне» (1 Цар 3. 21); 3) глагол   в породе nifal (открыться, сделать себя известным): «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется (  ) рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается» (Ис 66. 14); 4) существительное   (свидетельство, законы): «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение (  ), которое Я дам тебе» (Исх 25. 21);   (μαρτριον, testimonium) прежде всего относится к заповедям и закону, к-рые Бог даровал прор. Моисею на горе Синай (Втор 6. 17; ср.: Числ 7. 89; 17. 4; 4 Цар 17. 15; 23. 3; 1 Пар 29. 19; Пс 18. 8; 24. 10; 92. 5; 118. 2 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581707.html

иерей Вячеслав Зыков Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим.» ( Быm. XV , Uak. II, 23 ) «Неоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» ( Лyk. XIX, 39–40 ) Введение В трех величайших религиях – иудейской, христианской и магометанской (располагаем их хронологически), – последователи которых составляют около половины населения всего мира, свято чтится имя библейского патриарха Авраама 1 . Иудеи чтут Авраама, как великого родоначальника их народа; считая его своим «отцом», они считают себя на этом основании непременными членами царства Мессии ( Лyk. III, 8 ), пришествия Которого и по сие время чают. Христиане в лице патриарха Авраама чтут праотца по плоти Господа Иисуса Христа (Мтф. 1), великого учителя вреы и покорности воле Божий, удостоившегося высоких наименований – «отца верующих» ( Римл. 4:2 ) и «друга Божия» ( Иак. 2:23 ). Наконец, священная книга магометан – Коран, изобилующая великими восхвалениями Авраама, связывает с именем последнего происхождение магометанства через Измаила, который по Корану и есть сын обетования. Несмотря на почитание патриарха Авраама многими миллионами людей и в продолжение целых тысячелетий, на западе против личности Авраама давно уже ведется дружный поход представителей, так называемой, отрицательной критики. Более скромные из критиков, допуская историческое существование Авраама, как известной личности, подвергают самому строгому разбору историю его жизни, как она изложена в книге Бытия, указывая на каждом шагу противоречия, вымыслы, преувеличения и проч. Другие критики, более решительные, просто отвергают существование Авраама, как исторической личности, считая его за очеловеченное древнее божество, или низводя его в разряд мифических национальных героев, олицетворяющих собой идеалы народного самосознания, видя в его истории олицетвореиие целой эпохи исторической жизни народа и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава седьмая. Слава Ягве (кэвод Ягве) или «слава Ягве». О славе Ягве впервые говорится при пасхальном исходе израильтян из Египта. Ягве сказал тогда Моисею: И покажу славу Мою... ( Исх. 14:18 ). Существует два значения славы Ягве: Бог являет Свою славу в великих делах и свершениях; Слава Ягве, кэвод Ягве – как сияние Бога, как явление славы Незримого Бога в этом мире, Его особая благодать и сила. Кэвод Ягве – «слава Ягве» именуется на греческом языке в LXX: δξα Κυρου (и докса Кириу), а на латинском языке в Вульгате: gloria Domini. Ягве-Господь явил Моисею славу Свою, потому и наречен он «Боговидцем», Моисей Боговидец. Как Боговидец он продолжатель, преемник Авраама. Коран считает его следующим после Авраама посланником Божиим. Но Аврааму явился Бог, и это произвело в нем веру, Единый явился единому. Моисею явилась слава Ягве и воспламенился огонь любви. Сущий во славе избрал Себе народ, который и возлюбил, даровав ему славу Свою и Тору (закон). Но прежде, чем во славе Ягве родился народ Пасхи, она явилась Моисею одному в избрании его, явилась пастуху мадиамского священника, пастуху Синайской пустыни на горе Хорив. А теперь совершим экскурс по страницам Библии, где повествуется о явлении Божьей любви к Своему народу в явлениях Его славы, загадочной и таинственной Кэвод Ягве. 7.1. Огонь неопалимой купины. Ангел Ягве в купине... Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Ягве в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Ягве увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал (ему): Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога ( Исх. 3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6 . Теперь же я спрошу тебя о твоем новом боге и о твоей вере. Как и когда ты это узнал и каким образом был научен такому богословию? Бога, которого признаем мы, христиане, никто никогда не видел: ни ангелы, ни пророки, ни кто-либо из людей. И Бог не являл себя никакому смертному, как ты болтаешь, говоря, что каждый день бог приветствовал и приветствует Мухаммеда. И если ты говоришь, что знаешь бога от Мухаммеда, значит он является руководителем твоей жизни, и поэтому ты называешь его пророком и посланником Божиим. 7 . Всем известно, что Мухаммед не является ни пророком, ни посланником Божиим. Он был воспитанником Абу Талиба и наемным работником Хадиджи, сопровождавшим караваны верблюдов по делам в Дамаск и другие места. Он переводил их с места на место, выполняя поручения своей хозяйки. И твой Коран свидетельствует о нем, что в течение 32 лет он был неверующим. И если он прожил 47 лет, то как же он 15 лет был богобоязненным, а 32 года – нечестивцем с дурной репутацией, не знающим бога и не имеющим закона. Он имел 10 жен и 16 рабынь. Скажи мне, когда он их взял – после того, как стал богобоязненным или до этого? Приведи мне свидетельство об этом, если можешь. И опять же, Мухаммед произошел от греха и семени человеческого, и сам он грешил и производил на свет детей. Как же ты говоришь о нем, что он брат Христа, когда он не только грешник, но и совершенный враг Бога. Ведь ты знаешь, что до того, как стать богобоязненным, он был и вором, и ночным лазутчиком, и разбойником, и многих людей убил в их постелях из-за женщин. Ведя необузданную развратную жизнь, он покупал травы, которые использовал для разжигания блудной страсти, чтобы она не вызвала пресыщения, чего никогда и не было, так как он применял эти средства. Итак, почему ты называешь пророком и посланником Божиим человека распутного, нечестивого, бесчестного, разбойника, убийцу и грабителя? 8 . Скажи мне, что означают понятия “пророчество” и “посланник”? Видит Бог , ты не можешь этого знать, если только не будешь научен христианином. О, никогда не краснеющий и бесстыдный человек! Ты считаешь, что Мухаммед в течение 32 лет не был ни пророком, ни посланником, ни учителем, ни богобоязненным человеком, не молился и не знал бога, но после всего этого узнал его. Но если он все это отрицает, как якобы не происходившее с ним в течение 32 лет, то почему бы и мне, христианину, не отрицать произошедшее с ним после этого – в последние 15 лет?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вот причина той высокой радости, которую не в силах сдержать Сарра и которая изливается у нее в целом ряде восторженных восклицаний. Быт.21:8 . Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, доходя, по свидетельству блаженного Иеронима , до пяти лет и обычно продолжаясь не менее трех, как это можно видеть из различных мест Священного Писания ( 1Цар. 1:22 ; 2Мак. 7:27 ). Иудейские раввины и Коран доселе предписывают не кончать его раньше двух лет. Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его. Изгнание Агари Быт.21:9 . И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], LXX, Вульгата и наша славянская Библия имеют и тут небольшое разночтение: «видевши же Сарра сына Агари... играюща со Исааком, сыном своим». Причиной этой разности служит неодинаковый перевод главного слова всей этой фразы, именно еврейского глагола mezachek, который, происходя от того же самого корня, как и имя «Исаак», допускает различные переводы: смеяться, радоваться, играть, веселиться. Что этот смех не всегда бывал невинным, но иногда заключал в себе и оттенок иронии или насмешки, это видно из примера зятей Лотовых ( Быт. 19:14 ). Из множества древних и новых объяснений того, как следует понимать такое довольно неопределенное обозначение поведения Измаила относительно Исаака, отметим два: одно – принадлежащее Апостолу Павлу и указывающее, что старший брат гнал или преследовал младшего ( Гал. 4:28–31 ), другое – основанное на анализе коренного значения слова «смеялся» (мецахек – Ицхак, Исаак), которое видит здесь своеобразную игру слов, имеющую тот смысл, что Измаил разыгрывал из себя Исаака, т.е. вел себя не как сын рабыни, а как сын госпожи и будущий полноправный хозяин, подчинив себе Исаака и оказывая дурное влияние на развитие и воспитание его характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Может быть, вы знаете то, чего не знаю я? Может быть, вы знаете о том, что хоть когда-нибудь, хоть кто-нибудь из учителей народа назвал свое учение – Радостной вестью? Индийцы назвали свои лучшие книги – Веды, что значит Знание. Будда назвал свое учение – Путь, ибо он проповедовал путь, а не цель, бесцельный путь в бесцельное – ничто. Египтяне свою мудрость именовали Книгой Мертвых. Указания Магомета названы его последователями – Коран, что значит просто «книга». В огромных дебрях книг всего мира только одна-единственная книга называется – Радостная (Благая) весть. Это учение Христа. Это Евангелие, что по-гречески значит – «радостная, благая весть». Это учение о радости. О все вы, жаждущие радости, откройте эту книгу из книг, утолите жажду истинной радости! Радость здесь во всем, в событиях, в словах, в делах. Она светится всюду, даже сквозь слезы, сквозь страдания и смерть. Рождество Спасителя в Вифлееме возвестил пастухам Ангел словами: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 2:10 ). И хор небесного воинства приветствовал Его пришествие в мир песней радости «Радуйтесь и веселитесь» ( Мф. 5:12 ). И в последнем Своем обращении к ученикам Он вновь говорит о радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ). А о том, что Он принес не сиюминутную, но вечную радость, говорят Его слова: «...и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ). Апостолы Христовы, прежде простые рыбаки, а позже духовные князья мира, были настолько обильно напоены этой таинственной радостью, влитую в них личностью и учением их Учителя и Господа, что невозможно объяснить ее никому, никому в мире, кто этой радости не испытал. Апостол Иоанн пишет верным о цели своего писания и говорит: «...сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин. 1:4 ). Апостол Петр описывает радость верующих во Христа и говорит: «Радуетесь радостью неизреченною...» ( 1Пет. 1:8 ). Апостол Павел, исповедник и мученик за Христа, писал верным: «Радуйтесь и паки говорю, радуйтесь» ( Флп. 4:4 ), а об апостолах написано, что «они пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян. 5:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Может быть вы знаете того, что я не знаю, что хоть когда-то хоть один из учителей народа назвал свое учение – Радостной вестью? Индийцы назвали свои лучшие книги – Веды, что значит Знание. Будда назвал свое учение – Путь. Ибо он проповедовал только путь, а не цель, бесцельный путь в бесцельное – ничто. Египтяне свою мудрость именовали Книга Мертвых. Указания Магомета названы его последователями – Коран, что просто значит книга. В огромных зарослях книг всего мира только одна единственная книга называется – Радостная весть. Это учение Христа. Это Евангелие, что по-гречески значит (Ев-Ангелие) Радостная, благая весть. Это учение о радости. О все вы, жаждущие радости, откройте эту книгу из книг, напейтесь истинной радости! Радость здесь во всем, в событиях, в словах, в делах. Она светится повсюду, даже сквозь слезы и сквозь страдания и смерть. Рождество Спасителя в Вифлееме возвестил пастухам ангел, словами: «возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям« ( Лк.2:10 ). И хор небесного воинства приветствовал Его пришествие в мир песней радости: «Радуйтесь и веселитесь» ( Мф. 5:12 ). И в последнем Своем обращении к ученикам Он вновь говорит о радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» ( Ин. 15:11 ). А о том, что Он принес не сиюминутную, но вечную радость говорят Его слова: «и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Апостолы Христовы, вначале простые рыбаки, а позже духовные князья мира, были настолько обильно напоены этой таинственной радостью, влитою в них личностью и учением их Учителя и Господа, что невозможно объяснить этого никому, никому в мире, кто этой радости не испытал. Апостол Иоанн пишет верным о цели своего писания и говорит: «..сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» ( 1Ин. 1:45 ). Апостол Петр описывает радость верующих во Христа и говорит: «радуетесь радостью неизреченною»... ( 1Петр. 1:8 ). Апостол Павел, исповедник и мученик за Христа, писал верным: «Радуйтесь и паки говорю, радуйтесь», а об апостолах написано, что когда «же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян. 5:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010