Иджма (с араб. букв. «сходиться во мнении») – консенсус авторитетных лиц в отношении какого-либо вопроса. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объемная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Кияс (с араб. букв. «измерение») – суждение по аналогии, вынесение решения на основании сходства предмета дела с тем, что рассматривалось ранее в известных подобных случаях. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан (с араб. букв. «упрощение») – метод, основанный на представлении о том, что все согласованное с учением ислама должно быть просто и ясно. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (Коран 2:185). Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф (с араб. букв. «обычай») – метод и практика решения правовых вопросов по традиции, воспринимаемой как устоявшаяся, законная и необходимая. От урфа следует отличать адат (с араб. букв. «обычай», «привычка») – нормы и правовые практики различных мусульманских народов, восходящие к доисламским временам и существующие в обществе параллельно с исламскими. Если говорить о жизни арабских племен, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права. К нормативно-правовым источникам шариата можно отнести также фетву . Так называется разъяснение по какому-либо вопросу, даваемое официальным лицом (муфтием) либо знатоком веры (факихом, улемом). При этом фетва не должна противоречить Корану, Сунне и иджме. Обычно она представляет собой текст, содержащий постановку проблемы, обоснование вывода и само решение. В силу того что фетвы должны сами основываться на перечисленных выше источниках, некоторые правоведы исключают их из числа источников мусульманского права. Регламентация поведения мусульман

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Так или иначе, но поставить знак равенства между Священной Историей Нового Завета, христианской догматикой и языческими верованиями других эпох и народов в принципе не представляется возможным. Но как оправдать те незначительные совпадения, присутствующие в подавляющем большинстве случаев? Согласно как Библии, так и Корану, человек с момента своего сотворения находился в общении с Создателем. Отпав в момент грехопадения, он неоднократно отворачивался от Господа, не теряя памяти, пусть и смутной, о Нем. Так, в пантеоне всегда существовало верховное божество, а разные ритуалы, проводимые в рамках той или иной религии, отдаленно напоминали заповеданное Богом служение. Так, к примеру, жертва была установлена еще во времена Адама 183 , и продолжила свое существование в последующем, но в искаженной людьми форме, служащей идолам. И именно поэтому наряду со скинией Господней 184 существовала и скиния Молоха 185 , а апостол напоминает нам о существовании как Чаши Господней, так и чаши бесовской 186 . В еретических, языческих учениях оставалась форма, но менялось самое главное – ее смысл, идея, что и обесценивало сам символ, существующий в религиозной памяти человечества. Несомненно, эта скрытая война велась и ведется поныне, приняв иные формы, но оставшись, де-факто, той же, по сути. 2. Разрешено ли то, что запрещено? Коран считает свершившимся мнимый факт обожествления христианской Церковью своих учителей – ученых-богословов и священноначалия. В частности, текст Корана гласит: «они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» 187 . По толкованию Аль-Багауи, «поклонение» заблудших своим духовным лидерам истолковывается как «следование им в ослушании Аллаха: разрешение запрещенного Аллахом и запрещение разрешенного Им» 188 . В качестве подтверждения ученый приводит следующий хадис: «…Рассказал Адийй ибн Хатим: «вошел я однажды к Пророку (с.а.с.) с золотым крестом на шее.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иджма (с араб. – букв. «сходиться во мнении») – консенсус авторитетных лиц в отношении какого-либо вопроса. Логика, действующая в данном случае, основывается на принципе, что коллегия специалистов, притом максимально объёмная по числу своих членов, сводит вероятность ошибки к минимуму. Термином, близким к шариату, является фикх (с араб. – «понимание»). Зачастую эти слова воспринимаются как синонимы. Однако некоторые мусульмане склонны наделять понятие «фикх» меньшим объёмом, а именно: к нему относят только собственно этико-правовые нормы, регламентирующие поведение человека по отношению непосредственно к Аллаху и в обществе. Кияс (с араб. – букв. «измерение») – суждение по аналогии, вынесение решения на основании сходства предмета дела с тем, что рассматривалось ранее в известных подобных случаях. Однако данная практика нередко приводила к тому, что уподобления заводили слишком далеко и возникали правовые коллизии, разрешить которые удавалось не всегда. В таком случае использовался следующий источник мусульманского права. Истихсан (с араб. – букв. «упрощение») – метод, основанный на представлении о том, что всё согласованное с учением ислама должно быть просто и ясно. В Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» (Коран 2:185). Соответственно, если в результате поиска решения какого-либо дела возник гордиев узел правовых отношений, его следует разрешить одним ударом меча правосудия. Главное, чтобы принятое решение не противоречило Корану. Урф (с араб. – букв. «обычай») – метод и практика решения правовых вопросов по традиции, воспринимаемой как устоявшаяся, законная и необходимая. От урфа следует отличать адат (с араб. – букв. «обычай», «привычка») – нормы и правовые практики различных мусульманских народов, восходящие к доисламским временам и существующие в обществе параллельно с исламскими. Если говорить о жизни арабских племён, исторически обитавших близ Мекки и Медины, то для них понятия «урфа» и «адата» слились. Это произошло, поскольку местные традиции активно использовались при формировании собственно исламского права. В отношении же других этносов термин адат означает пережитки доисламских норм, основанных на местных обычаях и не являющихся источником мусульманского права.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кроме этих примеров противоречий приведем еще несколько важных ошибок Корана. По Корану «Зуль-Карнейн», т.е. Александр Македонский, в своих походах дошел до того места, где солнце западает за грязный источник. Он же выстроил вал из железа и меди, чтобы задержать нашествие Гога и Могога. 183 Помимо того, что в древней мифологии есть много преданий о потопе, во дни Мухаммеда иудеи и христиане по всему свету читали Пятикнижие, но Коран, описывая потоп, говорит, что он открывает неслыханную тайну. Еще Коран утверждает, что Израильтяне после перехода через Чермное море возвратились в Египет, чтобы обладать садами, домами, источниками. Для примера анахронизмов, которые очень часты в Коране, мы можем указать на то, что фараон и Аман представлении современниками, 184 Авраам и Нимврод внук Хама жили, будто бы, в одно время. 185 Исходя из того соображения, что Коран допускает противоречия и анахронизмы, большинство западных и русских полемистов с исламом приходят к совершенно противоположному заключению. Еще у Иоанна Дамаскина мы читаем: «(Мухаммед) говорит, что Христос есть Слово Бога... и что Он бессеменно родился от Марии сестры Моисея и Аарона. В сочинении неизвестного автора приводится следующая форма отречения: «анафематствую пустословие Мухаммеда, говорящее, что Господь и Бог Иисус Христос родился от Марии, сестры Моисея и Аарона. Того же мнения держатся Готтингер, Арнольд, 186 Маракчий 187 и многие другие. Что здесь действительно существует анахронизм и противоречие, в этом убеждают нас эти полемисты следующими ничем неопровержимыми доказательствами: 1) если имя Имран, еще не может дать разъяснения, то имя Аарон, которое усвояется только брату Моисея, и никому другому, указывает на семейство Моисея; 2) история не сохранила соединения трех имен Имрана, Марии и Аарона в одном семействе, кроме семейства Моисеева; 3) Мухаммед выразился так не без исторического основания. Ученый Гейгер сохранил довольно распространенную иудейскую легенду, по которой Мариам, сестра Моисея и Аарона, была сохранена на довольно продолжительное время: ангел смерти над Мариам не имел никакой власти, и она умерла от Божественного дуновения, а также и черви не проникли к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:31- 46 ). Подобно Библии в Коране весь человеческий род будет призван держать ответ. Человечество разделится на две группы: первая последует в рай, другая – в ад. В этот День воскреснут мертвые, дабы пройти через судилище на равных с живыми. Он носит два названия: Йаум ал-Кийама (День Воскресения из мертвых (2:85)) и Йаум ал-Баас (День Пробуждения (30:56)). Большинство людей не проживет достаточно долго в этот День, он попросту прервет их жизни. Высшим проявлением ужаса для них станет лик смерти, Ал-Маут. В Коране момент встречи с ним носит название Ал-Йакин («Неизбежность») (15:99). Каждой душе предназначено быть испытанной им, и от него нет спасения (2:185). Что бы ни предпринимали неверующие, желая избежать встречи с ликом смерти или спрятаться от расплаты, они непременно будут обнаружены в должное время (4:78). Все события произойдут неожиданно и непременно, будут сопровождаться особыми знамениями. Для неверующих этот День станет временем Страшного суда Всевышнего, который будет вершить абсолютное правосудие. Каждый человек представит о себе полный отчет, и все его добрые и злые дела будут взвешены на мизане (весах). Грешник найдет записи о себе в Сиджжиле, книге, регистрирующей все злые дела и отправляющей его в ад. Верующие, прожившие праведную жизнь с Богом в сердце, обнаружат записи о себе в Иллийуне, книге, направляющей праведника в райские Сады наслаждения (83:7–28). Но не только. Коран не зря рекомендует мусульманам, когда они в сомнениях, обращаться к христианам – «людям книги» (10:94). Оказывается, иногда от этого напрямую зависит от того в раю или аду они могут оказаться после смерти. Так вот, Инджил конкретно указывает: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» ( Ин.3:16-18 ). Многие мусульмане уже сделали для себя единственно правильный выбор. Глава 4. Правоверные христиане

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Однако внимательное изучение контекста показывает, что Иисус говорил как раз обратное. Иисус поставил в тупик Своих скептически настроенных иудейских оппонентов, указав им на дилемму, которая превращала все их прилежные расчёты относительно пришествия Мессии в пустую фикцию. Разве может Давид называть Мессию своим «Господом» (как в Пс. 109:1 ), если в Писании сказано также, что Мессия будет сыном Давидовым (как во 2Цар. 7:12 и далее)? Единственно возможный ответ состоит в том, что Мессия будет одновременно и человеком (сыном или потомком Давида), и Богом (Господом Давида). Иисус провозглашает Себя и Богом, и человеком. Для исламского мышления понимание того, как Иисус может совмещать в одном лице человеческую и божественную природу, не должно было бы составлять большей трудности, нежели понимание собственной концепции ислама о том, что человеческое существо совмещает в себе дух и плоть, сохраняющийся и преходящи# элементы человеческой личности (Коран, сура 89:27–30/27–30; ср. Коран, сура 3:182/185). Даже по собственным убеждениям мусульман, всё, чего бы Всемогущий Бог, Создатель и Управитель всего сущего, ни пожелал в Своей беспредельной мудрости, Он в силах осуществить, ибо «Он – властвующий» (Коран, сура 6:61/61). Благ один только Бог. Многие исламские учёные заявляют, будто бы Иисус отрицал Свою божественную природу, когда, упрекая богатого юношу из начальствующих, сказал: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» ( Мк. 10:18 ). Анализ этого высказывания с учётом его контекста выявляет, что Иисус отнюдь не отрицал Своей божественности. Напротив, Он призывал юношу задуматься о значении легкомысленно упомянутого им титула. Иисус отнюдь не сказал: «Я не Бог, и зря ты Меня так называешь» или «Я не благ». Действительно, и Библия, и Коран учат, что Иисус был безгрешен (ср. Ин. 8:46 ; Евр. 4:15 ). В данном же случае Иисус побуждает юношу понять, какой истинный смысл несёт в себе его обращение к Иисусу «Учитель благий». По сути дела, Иисус как бы спрашивает: «Осознаёшь ли ты, что в действительности говоришь, когда называешь Меня «Учитель благий»? Благ один только Бог. Понимаешь ли ты, что назвал Меня Богом?» Тот факт, что богатый юноша отказался от предложенного ему Иисусом пути, свидетельствует, что на самом деле он не считал Иисуса своим Учителем. Но Иисус нигде не отрицает, что для этого юноши из начальствующих Он – Учитель и Бог. Ведь в других случаях Иисус прямо провозглашает Себя Господом и Учителем для всех людей ( Мф. 7:21–27; 28:18 ; Ин. 12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Количество исторических ошибок и искажений не может не удивлять, оно бесспорно свидетельствует, что Кутб просто ничего не знает о христианстве и не стремится узнать его историю, поскольку для его нужд необходимы не научные исследования и факты, а работы агитационного характера, которыми он и ограничивается. Собственно, он косвенно признает это, когда ссылается на книгу, служившую ему источником знаний о христианстве, под названием «Лекции о христианстве» Мухаммада Абу Загра 184 . Позиция востоковедческой науки Несмотря на то что семантическое поле терминов, утверждающих об «искажении» (tahrif), достаточно просторно, в исламоведении, как правило, вопрос об «искажении» сводился к тому, имеется ли в виду в Коране именно искажение текста, т. е. его фальсификация, или только неверная интерпретация этого текста. В среде востоковедов по вопросу об «искажении» нет единства. Например, Игнац Гольдциер считал, что Коран обвиняет людей Писания в изменении текста откровения, данного Моисею и Иисусу соответственно, а Ди Матео утверждал, что единственное обвинение, которое Коран предъявляет иудеям и христианам, – это неверная интерпретация их Писания 185 . Обстоятельный экскурс по поводу того, как эта тема обсуждалась в востоковедении, дает Гордон Никель в своей работе «Повествования об искажении в самых ранних комментариях к Корану». Никель демонстрирует, что Франц Бухль и Хава Лазарус-Яафех разделяли мнение Гольдциера, а Монтгомери Уотг и Джон Бертон придерживались воззрений Ди Матео. Сам Никель в своих воззрениях придерживается второй точки зрения 186 . Как ни удивительно, но подобной точки зрения придерживается целый ряд западных исследователей. Так, Браннон Уилер пишет по этому поводу следующее: «Было бы непростительным упрощением характеризовать подход ислама к вопросу о различии Корана и Библии как полностью сводящегося к изменению иудеями и христианами богооткровенного текста». И далее: «Спорным в вопросе о различии Библии и Корана является не отсутствующее содержание, а вопрос интерпретации» 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Особенно много противоречий в учении Корана о предопределении и добрых делах: в одних стихах Корана добрые дела признаются условием спасения человека, а в других стихах говорится, что Бог спасает, кого захочет, и осуждает на вечные муки, кого захочет 184 . Не легко высказать заключительное слово об изложенной «теории отменения». Без сомнения, Коран, как религиозная доктрина, как истина, исходящая от Бога», не должен бы заключать в себе противоречий, как об этом и заявлено в Коране (4:84); но религиозное сознание Мухаммеда развивалось постепенно, под влиянием различных исторических обстоятельств, и он неизбежно менял свои убеждения, а увлеченные им последователи его, жившие непосредственным чувством обаяния его личностью, как посланника Божия, благоговейно запоминали и записывались его изречения прежние и последующие и переживали сладостные минуты религиозного восторга; они в каждый данный момент не замечали противоречий, которые были заметны для упорных врагов Корана, имевших возможность относиться к словам Мухаммеда спокойно и критически обсуждать его проповеди. При том же сам Мухаммед не заботился придать Корану вид систематически изложенного кодекса, а собиратели Корана не решались свободно распоряжаться «словом Божиим» и старались внести в сборник все, что находили записанным и подтвержденным свидетелями 185 . Так получилась беспорядочная книга, для оправдания которой и была придумана «теория отменения», не только не улучшившая дела, а еще более запутавшая его. Можно с уверенностью сказать, что в действительности все отменяющие стихи были обнародованы «после» отмененных, а не наоборот, как учит иногда «теория насха». При таком взгляде на дело, многие недостатки Корана должны быть отнесены на долю собирателей и редакторов его, не умевших разместить стихов Корана в строгом хронологическом порядке. 156 Герои и героическое в истории. Перев. с английского. С.-Петербург, 1891 г. Стр. 90–91. 157 Собиратели Корана заботились только о том, чтобы внести в свой сборник все изречения Мухаммеда, не думая при этом о последствиях такой чисто механической работы, о науке и научной критике среди арабов, конечно, не могло быть и речи в то время, когда сам алфавит только еще входил в употребление и состоял из неуклюжих букв, не имевших над собой диакритических точек и гласных знаков. (См. оттиск на стр. 107 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В ст. 184 внушается бережливость. В 185 говорится о прямоте и откровенности. В ст. 186 завещевается борьба с врагами самая смертельная, пока не установится их поклонение Богу. Здесь говорится: «Убивайте их (врагов), где, и когда ни застигнете их. Если они нападали в пост, то и вы в их пост. Если они нападали на мечеть, то и вы на их храм. Вообще, здесь внушается вражда к когда-либо бывшим врагам самая непримиримая. В ст. 192196 говорится о торжественном празднике (хадже) и неторжественном молебствии при Каабе (гумре). Во время праздника повелевается приносить в жертву животное, какое каждому удобно, а потом говорится, что если у кого разболится голова (предлог слишком пустой; видно, что законодатель хотел узаконить только угодное людям со всяким послаблением), то он может только попоститься. В 197198 ст. говорится о воздаянии Богом не по желанию их, а по делам. В 199 ст. повелевается вспоминать о Боге, и тут же позволяется позабыть о Нем «дня на два». И здесь видно, что законодатель не чувствовал в себе силы для определенных постановлений, стесняющих верных. В 200203 ст. говорится против двух недобрых людей, которым обещается геенна. В 204209 ст. делается приглашение покориться закону, угрожается пришествием Бога с ангелами. Говорится о разногласии людей относительно истинного закона, несмотря на то, что Бог посылал пророков, благовестников. Но где истинный закон?... О сем не говорится. В 210 ст. говорится о времени вхождении в рай. В 211 – о пожертвованиях. В 212215 ст. говорится о священной войне, что хотя и грешно вести ее в посте, но должно. И те, которые отступят от веры, будут страдать в пламени, а те, которые оставят ради священной войны родину, и будут ревностно подвизаться в войне с неверными, тех ждут милости от Бога. Далее в ст. 216 – о питье вина и игре в жеребьи говорится – да и нет, говорится, что здесь есть польза и есть вред, хотя последнего больше. Далее до 219 ст. говорится о подаяниях, о чем уже было раньше. В ст. 220221 говорится о том, что не нужно жениться на неверующих и выходить в замужество за неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Геродот, Повести, перев. Мартынова, часть II, стр. 193–197. 178 Хениа, Alkanna, у ботаников Lawsonіa inermis. О ее употреблении см. Paulus. Sammlung der nierkwurd. Reisen, Th. II, p. 266–252. 181 Среди них ладан, мирра и корица; но на морском побережье имеется также бальзам (лат.) – прим. электронной редакции. 185 Neibuhr, Beschreibung von Arabien, p.145–146. Нибур описывает несколько способов собирания манны с деревьев, из-за чего она получается разного достоинства. Конечно, это манна не имеет ничего общего с библейской манной. 188 К38:1. Запах этого растения столь отвратителен, что его не едят даже неприхотливые верблюды. Камус. См. Freytag, Lexicon, t. III, p. 16. Это растение, как выражается Коран, «не утучнит, да и голода не утолит», выражение, сделавшееся почти пословицей, или, может быть, в Коране употреблено, как ходячая пословица. См. Мейдани, гл. 22, 281. 189 Цветки его походят формой на цветки жасмина, плоды сходны с финиками, вкус слад-вяжущий, из косточек плодов добывается масло, употребялемое для лечения разных болезней. Камсу. См. Freytag, Lexicon, t. II, p. 244. 199 К роду акаций принадлежит дерево самура , которое по Джеугари принадлежит к роду , а по Форскалю это mimosa ungus cati. См. Wellsted, Reisen in Arabien. Bd. I, p. 54. Это дерево имело огромное значение в культе богине Уззы. 203 Silv. de Sacy, Anthologie grammat іс. Arab. p. 129. Abulfeda, trad. Reinaud, 120, 167. Магазин землеведения m.V, стр. 104. 212 Финики в свежем состоянии очень здоровая пища, в сушенном же несколько горячат, см. Пальгрэв, Путешествие. стр. 45, 156. 222 По мусульманскому преданию, Мухаммед сказал: «чтите тетку вашу – пальму». Казвини в объяснение этого предания говорит, что пальму Мухаммед назвал тёткой, потому что она сотворена из остатков той глины, из которой сотворён Адам, и уверяет, что это дерево растёт только в странах ислама. См. Sney Chrest. Arab t III. p. 75. По другому преданию от Мухаммеда, пальма служит прототипом мусульманина. См. Fundgruben des Orients, Bd. I. 152, Предание 33. 233 Strabo, Lib XVI. Странно только, что Страбон исключает из этого лошадей, мулов и свиней; именно он к приведённым нами словам добавляет: exceptis equis, molis et porcis, – сведение во всяком случае неверное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010