Жертва валится на землю в сторону киблы и умерщвляется. Мясо разделяется на три части с тем, чтобы одна часть была использована на праздничной семейной трапезе, а остальное роздано нуждающимся. В Курбан-байрам принято также ходить друг другу в гости, посещать могилы предков, дарить близким подарки. Оформление норм исламской морали К IX веку в исламе сформировался определенный кодекс поведения мусульманина, получивший название адаб (с араб. «мораль», «воспитание») 183 . Данный комплекс этических, а во многом даже эстетических норм, восходящих к примеру 184 пророка Мухаммада, составил своеобразный исламский этикет, похвальный образ поведения, следовать которому был обязан всякий воспитанный мусульманин. В современном исламе термин «адаб» чаще всего используется для обозначения должного, верного с позиций мусульманской морали поведения. Исламское право Шариат. Источники исламского права Совокупность юридических норм, принципов правоприменения, обрядовых предписаний, а также норм поведения именуется шариат 185 . Буквально это слово переводится с арабского как «правильный, ясный путь». Сущностным или, используя юридические категории, материальным источником мусульманского права признается исключительно воля Аллаха. В то же время Божественная воля не явлена человеку непосредственно, поэтому в качестве формальных источников права, то есть документов, содержащих соответствующие указания, признаются прежде всего Коран и Сунна. Очевидно, что Коран не может содержать исчерпывающих сведений о всех возможных казусах. Более того, его священный текст нуждается в интерпретации и соотнесении его с определенными обстоятельствами, конкретной ситуацией. Более широкий спектр правовых установлений может быть выведен из текстов хадисов. Однако, учитывая факт принадлежности описываемых в ней событий к первым векам существования ислама, поиск в Сунне ответов на вопросы, возникавшие в последующие времена и связанные с новыми условиями жизни, не всегда приносил желаемый результат. Это вызвало необходимость появления следующих по степени авторитетности источников права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Поступки их – говорится в «указе» – возбу­дили со стороны армянского духовенства жалобы, которые, по удостоверению местного начальства, могут иметь весьма неблагоприятные последствия». На этом основании и вследствие постоянных жалоб со всех сторон на Патерсона, главу и руководителя шотландской братии, оказавшегося настоящим авантюристом, от которого отреклось и эдинбургское миссионерское общество, комитет министров постановил: миссионерские пра­ва у шотландцев и базельцев отнять, предоставив им зани­маться на отведенной земле какими угодно промыслами, а Па­терсону, возбудившему против себя общую ненависть в Каррасской колонии, отвести 1000 десятин земли подальше от этой колонии, чтобы он не мог вмешиваться в дела её. До какой степени мало пропаганда базельцев касалась мусульман и язычников, всего лучше свидетельствует то обстоятельство, что в обширном издательском складе заведенной ими в го­роде Шуше типографии, не нашлось ни одной книги на языках мусульманских, тогда как книг, напечатанных на армянском языке нашлось 11 697 экземпляров. Подробнее об этом см. Акты, собр. Кавк. Археограф. коммиссией, т. VIII. Под ред. А.д. Берже. Тифлис, 1881, стр. 310–332. См. также: Н.Ф.Красносельцева . Западные миссии против та­тар-язычников и особенно против татар-мухаммеддан. Казань, 1872. Пер. 182 Rev. T. P. Hughes в Proceedings of the general con­ference on foreign missions 1878; London, 1879, p. 327. 184 Для нас, русских, любопытным выражением религиозного самосознания передовых людей среди нашего татарского мусульманства могут служить произведения: И.Б.Гаспринского, Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь, 1881; Девлет-Кильдиева, Магомет, кат пророк. С.-П.Б. , 1881; и Мирзы Алима, Ислам и магометанство. В С.-П.Б. Вед. 1882 г. Оценку их и критический комментарий ко всем этим произведениям любознательный читатель может найти в статье Н.П.Остро­умова, Что такое коран? В Турк. Вед. 1883 г. 1–10. Пер. 185 На примере Базельских миссионеров мы видели уже, что в видах такого облегчения древних восточных церквей ведется нередко разрушающая церкви эти пропаганда, проте­стантская и католическая.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Тем не менее позднее последователей Аверроэса обвиняли в том, что они верят в двойственность истины. Как полагают, Сигер Брабантский пропагандировал это неоплатонистское учение в Парижском университете. Бонавентура и °Фома Аквинский реагировали на него резко отрицательно. Считается, что именно Фома Аквинский лишил аверроизм популярности на Западе, в частности, выпустив книгу «О единстве разума против аверроистов» (1269). К 1270 г. Стефан Темпьер (Tempier), епископ Парижский, осудил ряд тезисов аверроизма, в том числе утверждение о вечности мира, отрицание вселенского Божьего провидения, единства человеческого разума, свободы воли. В 1277 г. он дополнительно осудил ещё ряд подобных заблуждений. В преамбуле к этому последнему осуждению он обвинил Сигера Брабантского и его последователей в том, что они утверждают, будто бы есть вещи, которые «истинны согласно философии, но не согласно католической вере, как если бы существовали две противоречащие друг другу истины» (Cross, 116). Хотя нет никакой уверенности в фактической приверженности Сигера Брабантского теории «двух истин», именно из этой теории родилась идея эпохи Просвещения о том, чтобы разделить сферы религии и разума. Эта идея в различных своих вариациях до сих пор широко распространена. Её развивали Томас Гоббс (Hobbes), Бенедикт °Спиноза и Иммануил °Кант, а также некоторые критики Нового Завета (см. Библия : критика), отделявшие исторического Иисуса от Христа христианской веры (см. мифология и Новый Завет ; семинар по Иисусу; Христос веры в противопоставлении историческому Иисусу; чудеса и миф). Аллегорические толкования. Вслед за Плотином Аверроэс был убеждён, что высшая форма знания ведёт к мистическому опыту общения с Богом (см. мистицизм). Такой опыт предполагает переход от обычного, рационального, дискурсивного вида знания к внерациональному, интуитивному и непосредственному опыту общения с Богом. При таком подходе становится необходимым аллегорическое прочтение Писания. Аверроэс аллегорически толковал Коран, за что был обвинён в ереси и даже отправлен в ссылку, хотя и вернулся из неё незадолго до смерти. Многие христиане, начиная с Оригена (ок. 185 – ок. 254), практиковали подобное аллегорическое прочтение Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Государственной жизни у древних арабов в строгом смысле слова не было; о порядке управления древних царей арабских сохранилось так мало сведений, что невозможно составить подробное описание царского быта и царского правления. Но в позднейший период у арабов были религиозные представители народа, имевшие громадное влияние на общественную жизнь арабов, пользовавшиеся особыми правами. Таковы были жрецы и жрицы (кягин и арраф), которые совершали жертвоприношения и давали предсказания о будущем, пользуясь при этом разными предзнаменованиями и гаданиями. При Каабе и других капищах были особые стражи (сядин) и привратники (хиджаб). Обыкновенно сядины выбирались из того же племени, которому принадлежало капище, пользовались почетом своих единоплеменников и имели влияние на общественные дела. Своим влиянием они поддерживали религиозные обычаи в народе и даже такие жестокие обычаи, как, например, принесение в жертву детей и зарывание их живыми в землю. При Каабе имел особенно важное значение хранитель ключей этого храма, так как без него нельзя было вступить в Каабу. Потому карейшиты имели значение в Мекке. При взятии Мекки Мухаммедом хранителем ключей Каабы был корейшит Осман, сын Тальхи. Для урегулирования годового счисления в Мекке была особая должность – наси. Занимающий эту должность назначал время священного месяца или вставлял тринадцатый месяц. Должность эта была отменена Мухаммедом. Последним заместителем её был Джанада из племени Кивана. Для снабжения водой стекавшихся в Мекку богомольцев была особая должность сикая 184 , а для снабжения их пищей во время хаджа была должность рифада. Во время Мухаммада обе эти должности были соединены в руках дяди его Аббаса. Для распоряжений религиозными церемониями во время хаджа были две должности: ифадза 185 и иджаза. Лицо, занимавшее первую должность, объявляло время отправления богомольцев в долину Мина, а занимавший вторую должность объявлял время окончания хаджа. Последним лицом, занимавшим эту должность пред исламом, был Кариб, сын Сафвана. Для совершения обрезания над детьми у арабов были также особые лица, мужчины для мальчиков и женщины для девочек, но особого значения и влияния на общественные дела эти лица не имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Так они называют Слово – Богом и Господом, Сущим, 176 затем Умом (νоυς), Духом, Силою (διναμης), Светом (φως), Началом, 177 не в смысле особенной Божественной способности, частной силы и первоначального творения, а в том же смысле, в каком и Сам Отец называется такими именами. 178 Усвояют Ему творение мира, промышление о нем, и особенно о человеке. Прежде нежели что произошло, Слово – Сын Божий было советником Бога Отца. 179 Когда Отец восхотел сотворить мир, 180 то Слово явилось исполнителем Его намерения. 181 С Ним, через Него и Св. Духа Бог создал и устроил все 182 : все вещи, человека и духов, вообще весь мир. 183 Творение мира, таким образом, произошло от Бога Отца, через Бога Сына и Духа Святого, а не через ангелов, или какие-нибудь второстепенные силы, в которых Бог, имея с Собою Слово и Премудрость, Сына и Духа, не мог иметь нужды. 184 Допускать это последнее крайне неразумно потому еще, что нужно допустить одно из двух: эти низшие силы действовали или против воли Верховного Бога, или согласно с Его волею. Но первое будет несообразно с понятием о Боге, потому что придется приписать ангелам бесконечную силу, и унизить Божественное могущество, по второму придется обвинить Бога в бессилии и нерадении, 185 или в бездеятельности. Мир сотворен не из готовой материи, 186 а из ничего. Создана не форма материи, но вообще все. 187 Поэтому Слово, будучи Демиургом, есть вместе настоящий Виновник всего, Творец в самом обширном смысле. 188 Бог сотворил мир чуждым зла, но мы сами произвели зло. 189 Род человеческий создан был, как и все, также добрым, но не по естеству, что принадлежит только одному Богу, а могущим свободно определять себя к добру. Он мог по своей воле определять себя и козлу. 190 Но свободная воля погубила нас. Когда первые люди, обольщенные одним ангелом, который по своему первородству был мудрее прочих, нарушили заповедь Божию, то могущественное Слово отлучило людей от общения с Собою. Созданные по образу Бессмертного Бога, люди стали смертными, бывшие свободными сделались рабами, потому что продали себя чрез грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Без учения о личном Боге не мыслима никакая религия; это учение входит в содержание религии существенно, как ее необходимая основа. Такое же первостепенное и существенное значение учение о Боге имеет и в религии Мухаммеда, в которой различные имена Божии, упоминаются не менее часто, чем в других религиях. Сходное с ветхозаветным, учение Корана о Боге во многих местах 185 напоминает псалмы Давида, своей формой изложения более соответствовавшие религиозно–поэтической настроенности Мухаммеда, который при этом прибегал к угрозам и устрашениям, чтобы сильнее подействовать на воображение и чувства слушателей. В этих случаях он пользовался народными преданиями и образами, доступными пониманию арабов. Таковы описания кончины мира, воскресения мертвых и суда Божия, ада и рая и упоминания о судьбе древних народов, истребленных Богом за неверие 186 . Основное представление о Боге, как едином по существу, выражается в Коране положительно и отрицательно: «Аллах есть Бог единый»; «нет другого бога, кроме Аллаха»; «у Него нет товарищей, помощников и детей». Возражая многобожникам–арабам, Мухаммед приводил им такие соображения: если бы было много богов, они произвели бы распрю между собой, и каждый оспаривал бы у другого свою долю в управлении миром (23, 93); если бы при Боге были другие боги, то они стали бы домогаться его власти (17, 44); если бы при Боге были другие боги, то земля и небо разрушились бы (21, 22); у Бога нет супруги (8, 101; 72, 3), нет дочерей (37, 149–166); Ему не свойственно иметь детей (19, 91–93), и Он не нуждается в соучастниках (10, 19). Настаивая таким образом на абсолютном монотеизме, Мухаммед единственным непростительным грехом людей считал многобожие: «истинно Бог не простит того, что Ему приписываются соучастники, тогда как прощает все, что делается кроме этого всякому, кому хочет. Кто признает богов, соучастников Богу, тот делает великий грех» (4, 51 и 116) Впоследствии к числу неверных (кяфир) были отнесены и христиане за то, что считают Мессию, Сына Марии, Богом, и за то, что признают Бога троичным (Коран, 5, 76 и 77).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Очевидно, что переводчик хорошо владел визант. богослужебной лексикой: напр., араб. слово   (Коран, букв.- «чтение»; II 185) он переводит термином νγνωσμα (Confutatio. I 13//Schriften zum Islam. 2000. S. 58), к-рый служит для обозначения евангельских чтений за литургией, а слово   (сура - глава Корана; II 23) передано термином δ (песнь; Confutatio. I 7//Schriften zum Islam. 2000. S. 48), отсылающим к библейским песням и происходящему от них названию составных частей визант. гимнографического жанра канона . Эти наблюдения приводят к заключению, что анонимный переводчик предположительно был христианином, возможно из монашеской среды. Наряду с этим даже там, где перевод получает христианские коннотации, он довольно точно передает содержание Корана. Очевидно, что переводчик обладал глубоким знанием исламских обрядов и молитвенных практик, которое скорее всего стало следствием его жизни среди мусульман. Также возможно, что CG является продуктом совместного труда неск. переводчиков, что могло бы объяснить и ряд несоответствий внутри самого перевода. По всей видимости, CG следует рассматривать как составляющую мусульмано-христ. диалога, к-рый постоянно велся начиная с эпохи арабских завоеваний . Вместе с тем сам перевод, очевидно, не был полемическим, но имел целью сделать коранический текст доступным для грекоязычных читателей, вероятно христиан, и лишь впосл. был использован византийскими авторами как инструмент в антиисламской полемике. М. Ульбрихт Соч.: PG. 105. Col. 587-806; Capita syllogismica//Monumenta graeca ad Photium ejusque historiam pertinentia/Ed. J. Hergenroether. Ratisbonae, 1869. P. 84-138; Schriften zum Islam/Hrsg., übers. K. Förstel. Würzburg, 2000. (Corpus Islamo-Christianum. Ser. Graeca; 5). Лит.: Hergenr ö ther J. Photius, Patriarch von Constantinopel. Regensburg, 1867. Bd. 2; Курганов Ф. А., Саблуков Г. С. Заметки к вопросу о визант. противомусульм. лит-ре. Каз., 1878; Adontz N. L " âge et l " origine de l " empereur Basile I (867-886)//Byz. 1934.

http://pravenc.ru/text/2565400.html

Например. Христос сказал: Я Сын Божий ( Ин. 10:36 ), а Мухаммад провозглашает веру в то, что Иисус – Сын Божий «гнусной вещью» (Коран 19.88). Христос говорил Своим ученикам, что предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении, в третий день воскреснет ( Мк. 9:31 ), а Мухаммед отрицал Его смерть на кресте. Христос сказал: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует ( Лк. 16:18 ), и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» ( Мк. 10:12 ); Коран же учит наоборот: если разведенные муж и жена захотят снова сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину, развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: «Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2.230). В Новом Завете есть слова: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак. 1:13–14 ); в Коране же от лица Бога говорится: «Мы искушаем вас то тем, то другим способом: страхом, голодом, потерею имущества, жизни, плодов» (2:150,151). Новый Завет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим. 12:17, 19 ), Коран: «Верующие! Вам предписана месть за убитых» (2:173). Поскольку христиане убеждены, что Бог не может противоречить Себе и давать прямо противоположные заповеди для человека, при виде таких противоречий, они приходили к выводу о том, что Новый Завет и Коран – это откровения из разных источников, а тот, кто принес Коран, не является пророком Бога, Который даровал христианам Евангелие. 3) Мухаммад не привел никаких объективных доказательств своего пророческого достоинства. Христианские авторы указывали, что единственное доказательство, которое привел Мухаммад – свой собственный Коран. «А если вы в сомнении относительно того, что мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, – а вы никогда этого не сделаете! – то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным» (Коран. 2.21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Однако даже мусульманам хорошо известно, что между Библией и тем, что принёс Мухаммед как якобы подтверждение её – весьма существенные и даже кардинальные противоречия. Это показано, в частности, и в предыдущем пункте (“вторая причина”), и в раннее бывших главах – о Боге, Предопределении, Иисусе Христе. Следовательно, и этому критерию не удовлетворяет Мухаммед. Наконец, четвёртая причина: Мухаммед, каким он известен по мусульманским сказаниям, не соответствует нравственному образу пророка, каким его рисует Священное Писание Основной пункт: корысть. Все истинные пророки бескорыстны, и это не просто личная черта характера каждого из них, но свидетельство того, что тот, кто действительно имеет связь с Вседержителем, не имеет никакой зависимости от смертных людей. Пророк Елисей силою Божией исцелил Неемана от проказы и возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился ( 4Цар 5:15–16 ). А после, когда пророк узнал, что Гиезий, слуга его, догнал Неемана и от его имени выпросил денег и одежды и скрыл это у себя дома, то пророк сказал: пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег ( 4Цар 5:27 ). У пророка Валаама лишь появился помысел пойти к Валаку ради личной выгоды и уже это явилось тягчайшим грехом пред Богом, в котором пророк раскаялся ( Числ 22–24 ), но всё равно был убит ( Числ 31:8 ) и стал символом погибельного корыстолюбия ( 2Пет 2:11 ; Иуд 1:11 ). Это момент принципиальный. А в Коране христианин видит сплошную корысть в пользу “пророка”. Ни один пророк Божий не изрекал таких “откровений”, типа: а мне вот причитается пятая доля всей добычи (Коран 8.42), или: а мне вот позволено неограниченное количество жён (Коран 4.3), или: а вот мне позволено жениться на жене приёмного сына (Коран 33.36–51), или: захваченное у врага недвижимое имущество всё переходит в моё распоряжение (Коран 59.7), или: мне Бог позволил не соблюдать клятвы, данные жёнам (Коран 66.1–2), а ещё позволил самому устанавливать очерёдность их посещения (Коран 33.51), а ещё запретил после моей смерти жениться на моих жёнах (Коран 33.53)80 и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Архив Почему христиане не считают Мухаммеда пророком. Часть 2 Почему христиане не считают Мухаммеда пророком. Часть 1 «Ангел» Джабраил показывает Али «пророку» Мухаммеду. Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами Выше мы назвали несколько весьма веских причин, по которым христиане не могут считать Мухаммеда истинным пророком Божиим: во-первых, в Божественном замысле спасения Мухаммед как пророк – фигура лишняя; во-вторых, он учит противоположно тому, чему учит Спаситель; в-третьих, нет никаких объективных доказательств избранности Мухаммеда на пророчествование. В-четвертых, Мухаммед, каким он известен по мусульманским сказаниям, не соответствует нравственному образу пророка, каким его рисует Священное Писание. Мухаммед корыстен. И это прежде всего отличает его от истинного пророка. Все истинные пророки бескорыстны, это не просто личная черта характера каждого из них, но свидетельство того, что тот, кто действительно имеет связь с Вседержителем, не может зависеть от смертных людей. Пророк Елисей силою Божией исцелил Неемана от проказы и возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился (4 Цар 5: 15–16). А когда пророк узнал, что Гиезий, слуга его, догнал Неемана и от его имени выпросил денег и одежды и скрыл это у себя дома, то сказал: Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег (4 Цар 5: 27). У пророка Валаама лишь появился помысел пойти к Валаку ради личной выгоды, и уже это явилось тягчайшим грехом пред Богом, в котором пророк раскаялся (Числ 22–24), но все равно был убит (см.: Числ 31: 8) и стал символом погибельного корыстолюбия (см.: Иуд 1: 11). Это момент принципиальный. А в Коране христианин видит сплошную корысть «пророка». Ни один пророк Божий не изрекал таких «откровений», как, например, такое: а мне причитается пятая доля всей добычи (см.: Коран 8: 42), или: а мне вот позволено неограниченное количество жен (см.: Коран 4: 3) или: а мне позволено жениться на жене приемного сына (см.: Коран 33: 36–51), или: захваченое у врага недвижимое имущество все переходит в мое распоряжение (см.: Коран 59: 7), или: мне Бог позволил не соблюдать клятвы, данные женам (см.: Коран 66: 1–2), а еще позволил самому устанавливать очередность их посещения (см.: Коран 33: 51) и т.д.

http://pravoslavie.ru/put/070724134157.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010