Благочестие не в том, чтобы входить с задней стороны... (2, 185). Осуждал он еще суеверные разделения животной пищи на позволительную и непозволительную 416 ; суеверное опасение трапезничать со слепым и т. п. 417 . Но в Коране он гораздо больше освятил суеверия, чем уничтожил. Верование в колдовство было его убеждением и целиком вошло в Коран в том самом виде, в каком он воспринял его от суеверных арабов, заимствовавших его, в свою очередь, от персов 418 . Именно, по Корану, два ангела, Гарут и Марут, были посланы Богом в Вавилон, чтобы научить людей волшебству, как, например, разлучить мужа от жены и т. п. (Коран 2, 95–96 ст.). Кроме своего убеждения в происхождении колдовства, Мухаммед оставил в Коране молитву от злотворности его, содержащуюся в двух последних главах: Ищу убежища у Господа рассвета от злотворности того, что сотворил Он, от злотворности ночной темноты, когда она все покрывает; от злотворности женщин, дующих на узлы, от злотворности завистника, когда он завидует (113 глава в 5 стихах). Ищу убежища у Господа людей, царя людей, Бога людей, от злобы скрытого искусителя, искушающего сердца людей, – от гениев и людей (114 глава в 6 стихах). Говорят, эти главы явились после возвращения Мухаммеда из Ходейбии, когда иудейский колдун Лебид со своей дочерью навел на него чары посредством завязывания узлов, от которых пророк стал истощаться, резко изменяться в лице, обессиливать в супружеских отношениях к женам 419 . Очень может быть, что иудеи, действительно, занимались в Медине волшебством. Но достопримечательно в данном случае то, что истинный пророк иудейский отвергает волшебство как ложь и грозит наказанием за веру в эту ложь, а Мухаммед признает его и молится от действительного влияния его. Вот что читаем мы у Иезекииля: „Горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловить души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? И бесславите Меня пред народом Моим, за горсти ячменя и за куски хлеба умерщвляя души, которые не должны умереть, и, обманывая народ, который слушает ложь? Посему так говорит Господь Бог:... за то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое Я не хотел опечаливать, поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей, за это уже не будете иметь пустых видений и впредь не будете предчувствовать... (13 гл., 18–23 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Пост (воздержание от пищи и питья) Мухаммед Мухаммед требовал от мусульман соблюдения поста между первой молитвой (около 4 часов утра) и четвертой (около 5 часов вечера) во время священного месяца Рамадан: «Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различия — и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посте, а кто болен или в пути, то — число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, — может быть, вы будете благодарны!» (Сура 2:181 (185)). Иисус Иисус не требовал от Своих последователей соблюдения поста: «Ученики Иоанновы и фарисеи постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисеи постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:18-20 ; Инж., Мар. 2:18-20 ). Иисус очень редко упоминал пост, за исключением тех случаев, когда Он говорил, что изгнать каких-либо бесов можно «молитвою и постом» (см. Мф.17:21 ; Мк.9:29 ). Осуждение других Мухаммед Если мусульмане видели, что кто-либо нарушает закон ислама, то Мухаммед предписывал вмешиваться: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Тот из вас, кто видит что-либо отвратительное, должен исправить это своими руками; а если у него недостаточно для этого силы, тогда он должен сделать это с помощью слов, но если и на это у него нет сил, тогда он должен испытывать к этому омерзение в сердце своем, и это наименьшее проявление веры». Иисус Иисус призывал Своих последователей следить, в первую очередь, за самими собой, вместо того, что бы искать недостатки в других: «Не судите, да не судимы будете; ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» ( Мф.7:1-5 ).

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: “идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” ( Мф.25:31- 46 ). Подобно Библии в Коране весь человеческий род будет призван держать ответ. Человечество разделится на две группы: первая последует в рай, другая – в ад. В этот День воскреснут мертвые, дабы пройти через судилище на равных с живыми. Он носит два названия: Йаум ал-Кийама (День Воскресения из мертвых (2:85)) и Йаум ал-Баас (День Пробуждения (30:56)). Большинство людей не проживет достаточно долго в этот День, он попросту прервет их жизни. Высшим проявлением ужаса для них станет лик смерти, Ал-Маут. В Коране момент встречи с ним носит название Ал-Йакин (“Неизбежность”) (15:99). Каждой душе предназначено быть испытанной им, и от него нет спасения (2:185). Что бы ни предпринимали неверующие, желая избежать встречи с ликом смерти или спрятаться от расплаты, они непременно будут обнаружены в должное время (4:78). Все события произойдут неожиданно и непременно, будут сопровождаться особыми знамениями. Для неверующих этот День станет временем Страшного суда Всевышнего, который будет вершить абсолютное правосудие. Каждый человек представит о себе полный отчет, и все его добрые и злые дела будут взвешены на мизане (весах). Грешник найдет записи о себе в Сиджжиле, книге, регистрирующей все злые дела и отправляющей его в ад. Верующие, прожившие праведную жизнь с Богом в сердце, обнаружат записи о себе в Иллийуне, книге, направляющей праведника в райские Сады наслаждения (83:7–28). Но не только. Коран не зря рекомендует мусульманам, когда они в сомнениях, обращаться к христианам – “людям книги” (10:94). Оказывается, иногда от этого напрямую зависит от того в раю или аду они могут оказаться после смерти. Так вот, Инджил конкретно указывает: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” ( Ин.3:16-18 ). Многие мусульмане уже сделали для себя единственно правильный выбор. Глава 4. Правоверные христиане

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь. (Коран 2:185) Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток 860 . Об этом прямо сказано в Коране: Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от чёрной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи. (Коран 2:187) Кроме того, возбраняется вдыхание дыма (например, кальянного или табачного), половая близость, приём лекарств (за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ), вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в тёмное время суток. Нарушение поста в чём-либо (даже при невозможности его соблюдения) требует компенсации в последующее время: А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время. (Коран 2:184) Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать (с намерением затем его восполнить) кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам. В случаях, когда состояние человека таково, что нет никакой надежды восполнить пропущенные дни поста (например, при глубокой старости или серьёзной, прогрессирующей болезни), даётся следующее предписание: Тем, которые способны поститься, [но пропускают по неизлечимой болезни или старости], надлежит во искупление пропущенного поста накормить бедняка. (Коран 2:184) Существует также практика ежедневного собрания мусульман во время рамадана для молитвы и совместного чтения Корана. С этой целью Коран членят на 30 частей, с тем, чтобы до конца поста он был прочитан полностью. Также во время данного периода считается похвальной особая ревность в делах милосердия, в частности помощь нуждающимся в пище. Завершение поста отмечено в исламском календаре особым праздником разговения – Ид аль-Фитр (тюрк. Ураза-байрам ). Этот праздник начинается в первое число следующего за рамаданом месяца – шаввала – и продолжается в зависимости от региона 3–4 дня. В первый день совершается особая общая молитва , затем проходят обильные трапезы, на которые мусульмане приглашают друг друга. Беднякам раздаётся сугубая милостыня, родственникам, друзьям и знакомым дарят подарки, часто посещаются могилы близких людей. 5. Хадж

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Собранными средствами заведует особо уполномоченное лицо, как правило, знаток мусульманского закона (шариата) и судья единоверцев – кади. При этом существуют правила использования денег, поступивших после сбора пошлин: они должны расходоваться в том регионе, где собраны, за исключением тех случаев, когда средства направляются на войну с неверными (см. «Джихад»). 4. Ураза (тюрк. от персид. Rozah), или Саум (араб. awm – «пост») Соблюдение поста в течение 30 дней лунного месяца рамадан 178 . Поскольку лунные месяцы не равны по продолжительности месяцам григорианского календаря, то ежегодно происходит смещение периода поста на 11–12 дней. Календарная фиксация поста именно в рамадан связана с представлением о том, что именно в этот месяц был ниспослан Коран. Об этом непосредственно говорится в самом его тексте и содержится указание на необходимость пощения: «Тот из вас, кого застанет месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь». (Коран 2:185) Мусульманский пост требует полного воздержания от пищи и пития в светлое время суток 179 . Об этом прямо сказано в Коране: «Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи». (Коран 2:187) Кроме того, возбраняются вдыхание дыма (например, кальянного или табачного), половая близость, прием лекарств (за исключением вводимых инъекционно, но только если они не содержат питательных веществ), вызывание у себя рвоты. Все перечисленные ограничения, наряду с пищевыми, теряют актуальность в темное время суток. Нарушение поста в чем-либо (даже при невозможности его соблюдения) требует компенсации в последующее время: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней, в другое время». (Коран 2:184) Наряду с тяжелобольными и путниками, упоминавшимися в предыдущей цитате, пост разрешается прерывать (с намерением затем его восполнить) кормящим матерям, беременным, а также претерпевающим менструальный период или послеродовые кровотечения женщинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

249 Коран. 55, 56 Байзави с своей стороны совершенно подтверждает положение Корана о джиннах, что они могут растлевать женщин. 251 В Фазаилю-ш-шухур рассказывается, что два шайтана, друзья между собой, отправились совращать мохаммедан с пути благочестия. Одному из них пришлось соблазнять набожного мохаммеданина, другому – беспечного. По прошествии некоторого времени друзья-шайтаны встретились. Один из них очень потучнел, а другой исхудал. Тучный рассказал своему тощему приятелю, что ему было очень удобно жить с своим клиентом, который, по своей беспечности, никогда но говорил: «бисмилля», и таким образом, давал ему полнейшую возможность не только есть и пить вместе с ним, но разделять с ним и ложе. Поэтому, заключил тучный, он носил меня, как осел, носит своё ярмо, – и я разжирел. Тощий же был поставлен, в совершенно противоположных условиях и, не имея, таким образом, возможности есть, пить и проч. вместе с набожным махоммеданином, он сильно отощал. 265 Там же, 34, 11 и 12, Второй таргум на кн. Есфирь 1, 2, рассказывает: «Соломону были послушны демоны самых разнообразных свойств, и злые духи были преданы ему». См. у Гейгера, стр. 185. 270 «Горе всякому нечестивому вольнодумцу, который слышит знамения Божии (т. е. стихи Корана), читаемые ему, и по гордости не подчиняется им, как будто он не слышал их! Порадуй его вестью о лютом наказании» (Коран 45, 6–7). 271 О религиозном вольнодумстве современных Мохаммеду арабов-язычников см. по Указателю к Корану на стр. 18–19. Утверждённое Кораном в Аравии и распространённое затем среди всех мусульман верование в бессмертие души человеческой признавалось также и позднейшими мусульманскими рационалистическими школами и до сих пор не подвергается разрушительному сомнению, что, к сожалению, серьёзные мусульмане замечают у христиан, особенно нашего времени. 272 «У Бога ведение о часе» (Коран 31, 34), «Ему одному принадлежит знание о часе» (Коран 41. 47). 273 «Дождутся ли они чего другого, кроме часа, который настигнет их внезапно, когда они и не думают о нём» (Коран 43, 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

В НЗ ап. Павел дает богословское истолкование истории изгнания И. и Агари, интерпретируя ее как иносказание, демонстрирующее смену 2 заветов (Гал 4. 22-31). Ап. Павел противопоставляет 2 сыновей Авраама: И., как старший, достоин больших почестей, но поскольку он «рожден по плоти», то становится символом прежнего завета с Богом в рабстве в отличие от нового, заключенного свободно, символом к-рого является Исаак, рожденный по обетованию. Возможно, в основе сопоставления сыновей лежит евангельская притча (Лк 15. 11-32 - Brueggemann W. Genesis. Atlanta, 1982. P. 184-185). Истолкование ап. Павла составило суть христ. экзегезы образа И., который рассматривается в качестве символа плотского (рабского) народа, ведущего борьбу с народом духовным (свободным) (см., напр.: Orig. In Gen. hom. 7. 2//PG. 12. Col. 199-200; а также: Ioan. Chrysost. In Galat. 4. 4). В раввинистической традиции И. поначалу изображается отрицательно: он обвиняется в идолослужении, разврате, покушении на жизнь Исаака (Тосефта Сота. 30. 4). Авраам пытался наставить И. на правильный путь, но не смог на него повлиять из-за чрезмерной любви к своему первенцу (Берешит Рабба. 148. 13; Ва элле Рабба. 1. 1). Существует мидраш, посвященный заботе Авраама о выборе подходящей жены для И. Этот мидраш имеет параллели в ислам. традиции (Пирке Рабби Элиезер. 30; Сэфер Йашар. 41a-b). Тем не менее после выбора Авраамом жены для И. сын восстанавливает добрые отношения c отцом и предстает под конец жизни раскаявшимся грешником (Бава Батра. 16б). В мусульманской традиции И. обладает 3 особенностями. Во-первых, в отличие от библейской традиции он наделен пророческим даром (Коран XIX 54 и др.). Во-вторых, И., как первородному сыну Авраама (Ибрахима), отдается первенство перед Исааком (Исхаком) (Коран II 134 и др.). В-третьих, И. вместе с Авраамом участвовал в строительстве мусульм. святыни Каабы (Коран II 125-129). При описании жертвоприношения Авраама (Коран XXXVII 99-111) имя его сына не указано, в результате чего в исламе возникло 2 толкования - о принесении в жертву как Исаака, так и И., из к-рых последнее утвердилось в X в.

http://pravenc.ru/text/293882.html

Судя по времени происхождения тех глав Корана, в которых упоминается об этих свитках, нужно заключить, что Мухаммед ссылался на эти свитки, когда жил в Мекке и, следовательно, в начале свосй проповеднической деятельности. Шпренгер говорит определенно, что Мухаммед ссылался на эти свитки в первые четыре года своей деятельности и что после 616 г., когда люди писания доказали ему, что упоминаемые им свитки ие имеют канонического достоинства, он перестал упоминать о них 184 . Шпренгер же говорит, что вопрос о свитках, упоминаемых в Коране, интересовал и мухаммеданских ученых и был решен ими во 2-м столетии мухам. эры. Ахмад-бен-Абдаллах-бен-Салям, переведший на арабский язык свящ. книги иудеев, христиан и сабийцев-авраамитов, утверждает, что упоминаемые в Коране свитки Авраама и Моисея суть те самые свитки, какие он перевел на арабский язык и которые служили сабийцам-авраамитам вместо Библии . Другой мухаммеданский ученый, хорошо знакомый с иудейской и христианской литературами, Ибн-Мунаджим перечисляет все канонические книги Ветхого и Нового завета и говорит, что у иудеев были и другие книги, них на первые. Мысль о влиянии Талмуда на Коран высказываема была давно знатоками иудейской и мухаммеданской литературы. Известный противомухаммеданский полемик, глубокий знаток как арабско-мухаммеданской, так и еврейско-талмудической литературы, Аббат Людовик Марракчи, в одном месте своего знаменитого «Refutatio Alcorani» говорит: Alcoranus Thalmuden fere semper in suis fabulis, veluti canis canem subodoratur» 185 . Это резко выраженное положение писателя конца 17-го столетия было подтверждено и в 19-м веке двумя знатоками талмудической литературы – Авраамом Гейгером и Эм Дейтшем. Первый в своем вышеупомянутом сочинении: «Was hat Mohammed aus dem Judenthume auf-genoinmen?» сопоставляет разные стихи и отдельные выражения Корана с подобными же местами и выражениями иудейской литературы и, таким образом, определяет степень влияния иудейства на Коран. Последний в статье своей: «What is the Talmud?» не делает сравнения отдельных мест Корана и других мухаммеданских книг с Талмудом, так как это не входило в задачу его статьи, а говорит вообще о влиянии Талмуда на мухаммеданские религиозные сказания следующим образом: «весь мир благочестивых библейских легенд, которые рассказываются и поются мухаммеданскими народами уже целые двенадцать столетий и услаждают слух, как мудрецов, так и женщин и детей…, весь этот мир иногда в зачатках, иногда уже в полном развитии находится в Гагаде» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Подобно Библии, Коран смотрит на историю человечества как на неумолимое движение к наивысшей точке развития, когда весь человеческий род будет призван держать ответ. Человечество разделится на две группы: первая последует в рай, другая – в ад. В этот День воскреснут мертвые, дабы пройти через судилище на равных с живыми. Он носит два названия: Йаум ал-Кийама (День Воскресения из мертвых (сура 2:85)) и Йаум ал-Баас (День Пробуждения (сура 30:56)). Все события произойдут неожиданно и непременно будут сопровождаться особыми знамениями. Для неверующих этот День станет временем Страшного суда Аллаха, который будет вершить абсолютное правосудие. Каждый человек представит о себе полный отчет, и все его добрые и злые дела будут взвешены на мизане (весах). Тот, кто отрицает этот День и отвергает свидетельства Аллаха, найдет записи о себе в Сиджжиле, книге, регистрирующей все дела грешника и отправляющей его в ад. Верующие, прожившие праведную жизнь с Аллахом в сердце, обнаружат записи о себе в Иллийуне, книге, направляющей праведника в райские Сады наслаждения (сура 83:7–28). Хотя в названии этого события присутствует слово «день», к такому понятию, как время, оно не имеет никакого отношения. В одном местописании говорится, что День Страшного суда будет продолжаться, в соответствии с человеческим летосчислением, «тысячу лет» (сура 32:5). Другой отрывок называет цифру «пятьдесят тысяч лет» (сура 70:4). Мусульманские толкователи предлагают в качестве объяснения данного несоответствия три варианта. Первый вариант: это противоречие является показателем того, что никто в действительности не знает, каким временем руководствовался Аллах, определяя продолжительность Дня. Второй: это не реальные значения, а фигуральные, и их нельзя воспринимать буквально. И, наконец, третий: использование временных величин служит выразительным средством для демонстрации длительности ужаса, которым наполнен День Страшного суда. Большинство людей не проживет достаточно долго в этот День, он попросту прервет их жизни. Высшим проявлением ужаса для них станет лик смерти, Ал-Маут. В Коране момент встречи с ним носит название Ал-Йакин («Неизбежность») (сура 15:99). Каждой душе предназначено быть испытанной им, и от него нет спасения (сура 2:185). Что бы ни предпринимали неверующие, желая избежать встречи с ликом смерти или спрятаться от расплаты, они непременно будут обнаружены в должное время (сура 4:78). Правоверным же не стоит бояться этого Дня.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Так или иначе, но поставить знак равенства между Священной Историей Нового Завета, христианской догматикой и языческими верованиями других эпох и народов в принципе не представляется возможным. Но как оправдать те незначительные совпадения, присутствующие в подавляющем большинстве случаев? Согласно как Библии, так и Корану, человек с момента своего сотворения находился в общении с Создателем. Отпав в момент грехопадения, он неоднократно отворачивался от Господа, не теряя памяти, пусть и смутной, о Нем. Так, в пантеоне всегда существовало верховное божество, а разные ритуалы, проводимые в рамках той или иной религии, отдаленно напоминали заповеданное Богом служение. Так, к примеру, жертва была установлена еще во времена Адама 183 , и продолжила свое существование в последующем, но в искаженной людьми форме, служащей идолам. И именно поэтому наряду со скинией Господней 184 существовала и скиния Молоха 185 , а апостол напоминает нам о существовании как Чаши Господней, так и чаши бесовской 186 . В еретических, языческих учениях оставалась форма, но менялось самое главное – ее смысл, идея, что и обесценивало сам символ, существующий в религиозной памяти человечества. Несомненно, эта скрытая война велась и ведется поныне, приняв иные формы, но оставшись, де-факто, той же, по сути. 2. Разрешено ли то, что запрещено? Коран считает свершившимся мнимый факт обожествления христианской Церковью своих учителей – ученых-богословов и священноначалия. В частности, текст Корана гласит: «они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» 187 . По толкованию Аль-Багауи, «поклонение» заблудших своим духовным лидерам истолковывается как «следование им в ослушании Аллаха: разрешение запрещенного Аллахом и запрещение разрешенного Им» 188 . В качестве подтверждения ученый приводит следующий хадис: «…Рассказал Адийй ибн Хатим: «вошел я однажды к Пророку (с.а.с.) с золотым крестом на шее.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010