Но грех не уничтожил любви Создателя к человеческому роду – в истории разворачивается Божий замысел о нашем спасении, который достигает своей вершины в Боговоплощении. Бог-Сын сходит с небес и становится человеком по имени Иисус – во всём подобным нам, кроме греха. Он проживает жизнь в совершенной праведности, послушании Небесному Отцу и, наконец, приняв жертвенную смерть за наши грехи, на третий день восстает из мертвых. Через Его смерть и Воскресение Бог дает нам прощение грехов и жизнь вечную. Мы принимаем её через покаяние и веру, жизнь со Христом, пребывая в Церкви, которую создал Христос. Один из важных аспектов христианства – отношения семейной близости, которые Бог устанавливает с верующими. Как сказано в Евангелии от Иоанна, «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12,13 ). Святой Апостол Павел пишет: «Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”» ( Рим.8:15 ). Картина, которую рисует ислам , заметно отличается. Мусульмане категорически отрицают Троицу – как и Божество Иисуса. Иисус считается почитаемым Пророком, и, несомненно, важной фигурой в Божием замысле. Признается Его сверхъестественное зачатие – а о Его Матери, Марии, говорится с почтением. Однако подчеркивается, что Иисус – просто человек; Он никоим образом не Сын Божий. Более того, отрицается и Его жертвенная смерть на Кресте. Коран утверждает, что распинателям «только представилось», что они предали смерти Иисуса, в то время как на самом деле Он был чудесным образом избавлен от казни. В Интернете легко найти критику в адрес христианства, которую высказывают мусульмане. В частности, с форума на форум переходит сборник вопросов, которые некий мусульманин ставит христианам. Полемика между христианами и мусульманами неизбежна – члены любой вероисповедной общины оказываются перед необходимостью объяснять, «почему мы верим не так, как наши соседи», «почему мы считаем важным придерживаться именно нашей религии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Времена менялись, атеизм уходил в прошлое, прекратились гонения на верующих. Но когда в 1988 году я начал ходить в церковь, нас милиция ещё гоняла, и родители наши были напуганы и просили нас не ходить на службы. Как-то раз мы с друзьями пошли в храм, а у нас считалось, что это я организатор всех таких походов, и папа одного моего друга зашел в церковь, нашел нас там и, наставив мне в лоб пистолет, потребовал, чтобы я оставил его сына в покое и не таскал за собой. Когда прочитал Евангелие – что-то со мной случилось Учился я в физкультурном институте в Тбилиси, занимался пятиборьем и на третьем курсе решил перейти в духовную семинарию, причем я даже не читал Евангелие, хотя читал Коран, Веды, буддийские сутры и мантры. А когда прочитал Евангелие – что-то со мной случилось. Пришла радость. Что-то во мне говорило: Будда, конечно, хороший, но Христос – это совсем другое. Он стал родным, а все остальные – чужими. Раньше я говорил друзьям: «Бог – это вершина горы, и все религии ведут к вершине с разных сторон». Но когда я прочитал Евангелие, десятую главу от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам; ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (Ин. 10: 1–5), – я сразу понял, что христианство несовместимо с другими религиями. И тезис, что один Бог приходит в облике Кришны или Будды, – неверен. Потому что Сам Христос сказал о пастыре. И мне стало внезапно это так ясно. Я полюбил Христа. И у меня появилась жалость к неверующим в Него. Очень хотел, чтобы все стали христианами и спаслись. Больше не хочу жить мирской жизнью Тбилисская духовная семинария Я бросил институт и перешел в семинарию. Помню, как пришел туда в первый раз. Шел сильный дождь, и я весь промок. Мокрый зашел в кабинет к директору, и он так удивленно посмотрел на меня и сказал, что экзамены уже окончились. Я объяснил, что не могу больше учиться в институте физкультуры, что это потеряло для меня всякий смысл и я больше не хочу жить мирской жизнью.

http://pravoslavie.ru/103340.html

Чудо Евангелия несопоставимо ни с чем. Совершенно незначительный по объему текст повернул ход мировой истории. Малограмотные рыбаки из глухой провинции империи проглаголали слова, рядом с которыми померкли сочинения великих мыслителей и риторов античного мира. А невероятный универсализм Евангелия? Казалось бы, что дела нам, европейцам XXI столетия, до религиозных распрей в древней Палестине? Но вот уже два тысячелетия нищие и правители, ученые и простецы, добродетельные и заблудшие открывают Книгу Жизни и обретают жизнь. Поражает энергия слова и мысли, заложенная в Евангелии. По сравнению с ней бледнеют не только гениальные творения мысли человеческой, но и самые значимые религиозные озарения. Хотите убедиться? Давайте проведем «чистый эксперимент»: сопоставим тексты, подобрав их по совершенно условному, произвольному принципу. Например, по симметрии расположения. Итак, главный по динамичности «конкурент» евангельского текста: Коран. Определим точную средину основного текста. Это Сура 19. «Марйам» (Стихи 76–83). «76. Скажи: «Кто находится в заблуждении, пусть Милосердный продлит ему предел». 77. И когда они увидят, что им было обещано, либо наказание, либо час, то узнают они, кто хуже по месту и слабее войском. 78. А тем, которые шли по прямому пути, Аллах умножит водительство. 79. А пребывающие благие деяния — у Господа твоего еще лучше по награде, лучше по воздаянию. 80. Видел ли ты того, кто не веровал в Наши знамения и говорил: «Конечно, мне будет даровано и богатство и потомство!» 81. Разве он узнал про сокровенное или взял с Милосердного договор? 82. Так нет! Мы запишем то, что он говорит, и протянем ему наказание усиленно! 83. Мы унаследуем от него то, что он говорит, и придет он к Нам одиноким». Сравним этот текст с Евангелием. Четвероевангелие. Выбранный принцип подбора — средина текста. «От Луки святое Благовествование». Глава 3. Стихи 1–9. «1. В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,

http://pravmir.ru/pochemu-bog-pochemu-xr...

После службы с отцом Иоасафом – Слышали об иеромонахе Серафиме (Роузе) ? Он изучил все религии и пришел в итоге к Православию. А у вас как было? – Да, я слышал о нем. В моем случае было то же самое. Я прочитал Коран, Тору, Ветхий Завет, Бхагавад-гиту. Мне показалось, что я читаю одно и то же. Остался Новый Завет. Моя подруга Ирина сказала прочитать Евангелие. Я прочитал и понял, что терял время зря. Хотя иначе, наверное, я все время думал бы, что что-то упустил. А изучив основные религии – буддизм , индуизм и ислам , – я понял, что там нет того, что есть в Евангелии: нет жертвенности. Это, конечно, удивительная книга! Когда читаешь ее на протяжении всей своей жизни, Господь постоянно открывает тебе удивительные вещи, и ты думаешь: «Как же я этого не понимал сам?» – Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Я полюбил страдание» написал, что его пронзили слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало», и он стал священником. А вас какая-то цитата или глава поразила в Евангелии? Если человек говорит, что он любит, помогает деньгами, но не жертвует, – это не любовь – Нет одной такой главы. Я каждый день в Евангелии делаю пометки. Мне все интересно. «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13: 14–15) – это поразительная цитата. В любой главе Евангелия есть то, что может изменить человека. Но для меня главным стал день, когда я прочитал, что Христос просто взял и сделал. Мы все говорим, а Он взял и сделал. Самое важное заключается в любви. Что такое любовь? Любовь – это на самом деле, когда человек может жертвовать. Если человек говорит, что он любит, помогает деньгами, но не жертвует, – это не любовь. Православие тем и отличается. Любовь, о которой говорил Христос, – это когда человек может пожертвовать своим временем, своими ресурсами, знаниями, чем угодно, не поспать лишний час.

http://pravoslavie.ru/89019.html

Можно сказать, что мусульманское представление о Рае изначально и решительно отвергается в Новом Завете: В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф 22:30); Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Однако было бы неверным считать, что создание именно этого чувственного представления было не более чем политическим приемом: “завлекательным описанием Рая пророк ислама действовал на пылкое воображение соотечественников и привлекал их к принятию провозглашаемой им религии” 10 . Нет, в нем есть определенная внутренняя логика — эти смущающие христианина образы являются оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама. Человек христианской культуры неотступно помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего тот преизбыток чувственности, который в христианстве рассматривается как имею­щий на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественный атрибут созданной Богом человеческой природы, почему и не вызывает смущение перенесение его на райское состояние. Это различие проистекает также из различного понимания назначения человека (в том числе и его плоти) в христианстве и исламе — в Коране от лица Бога говорится: “Я ведь создал людей только для того, чтобы они Мне поклонялись” (Коран 51:56); тогда как по Библии Бог создает людей, чтобы они Его любили: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим (Лк 10:27; ср. Втор 6:5), и чтобы Он их любил: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16); и в этой Божественной любви целый человек (то есть во плоти) должен “соделаться причастником Божеского естества” (см. 2 Пет 1:4); в связи с чем и Рай воспринимается как достижение этой духовной мистической цели. Ничего подобного в исламе нет 11 , “Законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов XIII в. Ибн Тамиййа писал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим, а не к Самому Богу” 12 , отсюда и соответствующее бездуховное (в нейтральном смысле слова) понимание Рая.

http://pravmir.ru/obraz-raya-v-hristians...

Но сами правила, по которым ведется игра, сомнительны. Фундаменталистский подход рассматривает Библию примерно так же, как мусульмане рассматривают Коран, который считается прямой речью Всевышнего, а Муххамед – передатчиком, но никак не автором. В отношении Библии это, однако, не так. Она не является от начала и до конца прямой речью Бога. Непогрешимость относится к тому, чему Библия , как целостное послание, учит. Она не означает, что в Писании не может быть ошибочных утверждений, – они там самым очевидным образом есть. Например, в Библии написано, что Бога нет. Является ли это утверждение безошибочным? Разумеется, нет. В псалме оно приписывается «безумцу»: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» ( Пс.13:1 ). В Библии содержатся призывы к совершению грабежей и убийств: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас» ( Прит.1:11–14 ). В контексте понятно, что это слова «грешников», против которых отец предостерегает сына. Евангелие, несомненно, содержит и лживые слова – это слова сатаны, искушающего Господа ( Матф.4:3–10 ), лжесвидетелей, обвиняющих Христа на суде ( Матф.26:61 ), противников Христа вообще. Понимание того, чему Библия безошибочно учит, предполагает восприятие того или иного фрагмента в контексте библейского Откровения вообще. Писание имеет вполне определенную цель: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Иоан.20:31 ). Словом Божьим в абсолютном смысле является не текст, а Личность – Господь наш Иисус Христос . Библия – это боговдохновенное свидетельство о Христе, Который должен явиться (Ветхий Завет), и уже пришедшем (Новый). Это свидетельство возвещают нам люди, избранные для этой цели Богом, – пророки и апостолы, движимые Святым Духом. Святой Дух выступает гарантом того, что все истины, которые нужны для нашего спасения, передаются Писанием верно и со всей необходимой полнотой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

«Ты выброшена была в поле, по презрению к жизни твоей». Новорожденные девочки и теперь на Востоке часто подкидываются, а у древних арабов они зарывались заживо: Коран LXXXVIII, 8. Иез.16:6 .  И про­ходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошен­ную на по­прание в кровях тво­их, и сказал тебе: «в кровях тво­их живи!» Так, Я сказал тебе: «в кровях тво­их живи!» Как будто случайно и потому что пришлось идти тем местом, Бог нашел Израиля; это человекообразное представление заключает ту мысль, что Бог не имел никакой нужды в этом народе (вопреки народному мнению, что слава Божия неотделима от судьбы Израиля) и никакого основания искать его. – «В кровях твоих» – в кровотечении от не удаления пуповины, гибельном для едва пробивавшейся жизни. – «В кровях твоих живи». Несмотря на кровотечение, живи. Божественное «живи» стоит в резкой противоположности с намерением родителей дитяти. Повторение выдвигает величие этого дела Божия. Иез.16:7 .  Умножил тебя как по­левые расте­ния; ты выросла и стала большая, и достигла пре­восходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли; но ты была нага и непокрыта. «Умножил тебя». Указание на быстрое размножение Израиля в Египте, причем делается отступление от аллегории, до сих пор строго выдерживавшейся: о дитяти нельзя сказать, что оно умножилось. – «Как полевые растения». Поэтическое сравнение. «Достигла превосходной красоты», букв. «красоты красот». Хотя это предположительное и сомнительное значение употребленного здесь еврейского слова «ади»; и о природной красоте здесь нельзя ждать речи (посему предлагают читать «аддим», «месячные»). LXX изменили далет в рош и получилось: «вошла еси в грады градов», т. е. главные города, – опять прямое, неаллегорическое указание на расселение Израиля по египетским городам. – «Волоса… выросли». Длинные волосы – признак зрелой женственности. «Нага и непокрыта» (по-евр.,аллитерация: ером – ерейа), как обыкновенно ходят дети бедуинов. Иез.16:8 .  И про­ходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и про­стер Я воскрилия риз Мо­их на тебя, и по­крыл наготу твою; и по­клял­ся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Го­с­по­дь Бог, – и ты стала Моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Можно сказать, что мусульманское представление о Рае изначально и решительно отвергается в Новом Завете: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ); Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Однако было бы неверным считать, что создание именно этого чувственного представления было не более чем политическим приемом: «завлекательным описанием Рая пророк ислама действовал на пылкое воображение соотечественников и привлекал их к принятию провозглашаемой им религии» 10 . Нет, в нем есть определенная внутренняя логика – эти смущающие христианина образы являются оправданием воскресения плоти с точки зрения ислама . Человек христианской культуры неотступно помнит, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина ничего подобного нет: для него его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего тот преизбыток чувственности, который в христианстве рассматривается как имеющий на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественный атрибут созданной Богом человеческой природы, почему и не вызывает смущение перенесение его на райское состояние. Это различие проистекает также из различного понимания назначения человека (в том числе и его плоти) в христианстве и исламе – в Коране от лица Бога говорится: «Я ведь создал людей только для того, чтобы они Мне поклонялись» (Коран 51:56); тогда как по Библии Бог создает людей, чтобы они Его любили: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк.10:27 ; ср. Втор.6:5 ), и чтобы Он их любил: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ); и в этой Божественной любви целый человек (то есть во плоти) должен «соделаться причастником Божеского естества» (см. 2Пет.1:4 ); в связи с чем и Рай воспринимается как достижение этой духовной мистической цели. Ничего подобного в исламе нет 11 , «Законоведческий ислам в полемике с суфизмом даже осуждал идею любви к Богу. Крупный мусульманский богослов 13в. Ибн Тамиййа писал, что любовь предполагает прежде всего соотнесенность, пропорциональность, которых нет и не может быть между Творцом и Его творением. Поэтому совершенная вера должна выражаться в любви к закону, к установлениям Божьим, а не к самому Богу» 12 , отсюда и соответствующее бездуховное (в нейтральном смысле слова ) понимание Рая. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Мы, православные христиане, ни на йоту не сомневаемся в святости Священного Писания – Книг Нового и Ветхого Завета, как и сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). Слово Бога вечно и неизменно, и никакая часть Писания не заменяет и не отменяет другую часть Писания. Напротив! Слово Божие возвеличивает и делает более явной всю истину Создателя, явленную нам на страницах святой Библии. Это Талмуд или Коран постоянно спорят сами с собою. Один ребе не признает толкования другого ребе, один аят отменяет другой аят, так что становится непонятным, в одном ли духе написаны эти произведения. И только стройность Библейского текста столь высока и величественна, что неземное происхождение Библии становится неоспоримым фактом для все большего и большего количества людей. Особенно святость Библии подчеркивают пророчества, наполняющие ее страницы. Время прозрачно для библейского откровения, и не только судьбы целых государств, но и отдельных личностей видны как на ладони. Многие библейские пророчества исполнились настолько точно, что скептики заявляют, будто все эти пророчества были записаны уже после исполнения. Но такие заявления неверны. Будучи Всевышним, Господь Бог, конечно же, способен предсказывать будущее. Сказано: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» ( Ис.42:8–9 ); и еще: «Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» ( Ис.46:8–10 ). Для Бога будущее так же реально, как и прошлое, ибо Он не ограничен не только пространством, но и временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

После отчаянной мольбы Елисаветы к Господу «гора раскрылась и впустила ее». В данной мифологической сцене, видимо, присутствует символ божественного содействия служительнице Божией, проявляющегося через природу, подчиненную Богу. За указанной символической подробностью мог стоять библейский образ Бога как скалы и как места прибежища и спасения . Рассказ оканчивается словами: «И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их». В литургических традициях ряда Восточнохристианских Церквей добавляются подробности бегства Елисаветы с сыном. В греческих синаксарных повествованиях говорится, что они бежали в пустыню «за Иордан» и что через 40 дней Елисавета скончалась в пещере, а ее сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение. В синаксаре Коптской Церкви сказано, что Елисавета убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через 7. Приведенные подробности, видимо, представляют собой ряд попыток интерпретации слов из Лк 1:80: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю», - увязанных с мотивом смертельной опасности, присутствующей в рассказе Евангелия от Матфея о детстве Спасителя. В заключении следует отметить, что через посредство апокрифических сказаний (прежде всего в версии «Протоевангелия Иакова», передававшегося среди аравийских христиан, вероятно, по большей части в устной форме) элементы истории Захарии (Захарийа) и его жены вошли в Коран. В нем упоминается о его молитве к Богу даровать ему потомство, об обетовании Бога, о неверии Захарии, о трехдневной немоте и о рождении у него сына по имени Иоанн (Йахйа), о детских годах самого будущего пророка Иоанна. В послекоранических преданиях Захария представлен как опекун Девы Марии (Марйам) . См. Быт 32:24-30 (особенно стих 25: «…И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним…»). Согласно разным житийным версиям повествования о святом он сподоблялся таких состояний многократно уже на раннем этапе своего подвижничества..

http://bogoslov.ru/article/1091850

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010