В этом случае К. входит в состав акафиста и канона, по содержанию и структуре близок к тропарю. Во многих последованиях за К. следует икос, который раскрывает содержание К. Икос поется на один глас с К. и оканчивается одними и теми же словами (НКС). КОНКОРДАТ (от лат. concordatio – установление согласия) – соглашение, договор Римо-католической церкви (Ватикана) с правительством какого-либо государства, в котором определены соответствующие права Церкви в отношении собственности, образования, актов гражданского состояния и пр. Впервые термин появился на Констанцском соборе. «КОНСТАНТИНОВСКИЙ» ПЕРИОД – византийский период взаимоотношений Церкви и государства, начиная со св. равноап. Константина Великого . Строго говоря, при Константине еще не наступил классический период «государственной Церкви», «симфонии» Церкви и государства. Государственной Церковь становится при Феодосии Великом (379 г.), а «симфония» как идеал провозглашается императором Юстинианом в VI в. «К.» п. завершается в Византии с падением Константинополя. Подобные взаимоотношения Церкви и государства сохранялись в России до падения монархии в 1917 г. КОНСТАНТИНОПОЛЯ ПАДЕНИЕ – занятие, после длительной осады, Константинополя турецкими войсками в 1453 г. КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР (1414–1418) – XVI Вселенский собор Римо-католической церкви, созванный по наущению императора Сигизмунда антипапой Иоанном XXIII (на соборе осужден и низложен). Целью собора было завершение Великой схизмы, церковные реформы, осуждение еретиков. Собор провозгласил, что авторитет соборов выше авторитета папы (подтверждено на Базельском соборе). Папой избран Мартин V. Были осуждены Виклиф (посмертно) и Ян Гус (1415), который после этого был предан в руки светской власти и сожжен. ЛАИЧЕСКИЙ, ЛАИЦИЗАЦИЯ (от фр. laïque – светский, мирской) – тенденция к освобождению государства и общества от влияния религии. ЛАОДИКИЙСКИЙ СОБОРсобор в Лаодикии (древнем городе Фригии) в 363–365 гг. О нем ничего не известно, кроме 60 правил, касающихся еретиков (четыредесятников, новатиан, монтанистов и др.), покаяния, соблюдения поста, богослужебного чина, дисциплины клира, семейной жизни и нравов мирян. 60-е правило содержит список канонических книг Священного Писания, близкий 85 (84)-му Апостольскому правилу. См. Книга Правил.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но на этот раз, благодаря защите английского правительства, он избежал осуждения, удовлетворивши суд приличными объяснениями. Между тем наступил папский раскол. Виклиф снова выступил против папства и пошел еще дальше в своих реформаторских планах. Он отвергал совсем епископскую степень в Церкви и предлагал восстановить, как он говорил, апостольское пресвитерианское устройство; отвергал совершенно Священное Предание, поставляя Священное Писание единственным источником и нормой вероучения; учение о чистилище и индульгенциях также отвергал; таинство елеосвящения не признавал необходимым; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом; учение о действительном присутствии Христа в евхаристии отвергал, допуская только Его духовное присутствие; богослужение, с его искусственностью, блестящими церемониями, отвергал и предлагал устроить его как можно проще; священникам предлагал дозволить брачную жизнь, а монашеское сословие уничтожить или, по крайней мере, монахов считать наравне с мирянами. Вообще, Виклиф стремился в деле веры если не совсем уничтожить, то, по крайней мере, ограничить всякое посредство между Богом и человеком и спасение человека поставить в зависимость от его личного отношения к Искупителю. Для распространения в народе религиозного знания Виклиф основал общество благочестивых мужей, которые должны были проповедовать народу Евангелие; вместе с тем он начал переводить Священное Писание на английский язык. Все это, и особенно попытки дать народу возможность читать Священное Писание, было причиною того, что против Виклифа снова начались преследования. В 1382 году на соборе в Лондоне его учение в 24 положениях было осуждено как еретическое. Слабый король Ричард II успел только защитить личность Виклифа. После этого Виклиф удалился из Оксфорда в приход Люттерворт, где и умер. В своем уединении, незадолго до смерти, он написал сочинение trialogus, в котором изложил свои реформаторские мысли. Впоследствии Виклиф еще несколько раз был осужден – папой Иоанном XXIII на Римском соборе в 1412 году и на соборе Констанцском 1415 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

101 Характерны при этом его мотивы: «Зная из достоверного отчета, что он верует и содержит догмат: всеобщий Собор имеет свою власть непосредственно от Христа, и каждый, также и папа, должен ему in iis, quae pertinent ad fidem, extirpationem schismatis et ad generalem reformationem Ecclesiae Dei in capite et membris (в том, что касается веры, искоренения раскола и к общему изменению Церкви Божией в голове и членах (лат.) – Прим. ред) повиноваться, Собор повелевает верующим повиноваться ему как папе» (Hefele, VII, 849). 102 Enchiridion symb. 251. Любопытно, что этот папа был тот самый писатель Эней Сильвий, который был в свое время одним из духовных вождей оппозиции на соборе и писал трактаты об авторитете Собора над папой. 103 В Enchiridion symbolorum вовсе отсутствует даже упоминание о Базельском Соборе, несмотря на то, что по крайней мере до папского декрета о перенесении его в Феррару он признавался Вселенским и самим папой Евгением (а также и Львом X в только что цитируемой булле). Тем не менее, ни одного из декретов Базельского Собора не приводится. Из постановлений же Констанцского Собора приводятся почти только осуждения Гусса и Викдефа. 104 Мы оставляем без перевода это римско-языческое Pontifex, п.ч. это не совсем то же, что первосвященник в христианском словоупотреблении, хотя так это слово обычно переводится. 105 Canon I. Si quis igitur dixerit, beatum Petrum Apostolum non esse a Christo Domino constitutum Apostolorum omnium principem et totius Ecclesiae militantis visibile caput; vel eundem honoris tantum, non autem verae propriaeque iurisdictionis primatum ab eodem Domino nostro Jesu Christo directe et immediate accepisse: anathema sit. Canon II. Si quis ergo dixerit, non esse ex ipsius Christi Domini institutione seu iure divino, ut beatus Petrus in primatu super universam Ecclesiam habeat perpetuos successores; aut Romanum Pontificem non esse beati Petri in eodem primatu successorem: anathema sit. Canon III. Si quis itaque dixerit, Romanum Pontificem habere tantummodo officium inspectionis vel directionis, non autem plenarn et supremam potestatem iurisdictionis in universam Ecclesiam, non solum in rebus, quae ad fidem et mores, sed etiam in iis, quae ad disciplinam et regimen Ecclesiae per totum orbem diffusae pertinent; aut eum habere tantum potiores partes, non vero totam plenitudinem huius supremae potestatis, authanc eius potestatem non esse ordinariam et immediatam sive in omnes ac singulas ecclesias sive in omnes et singulos pastores et fideles: anathema sit.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

61 Исследователь Флорентийского собора Th. Fromann говорит: «во всяком случае, определение примата было изложено в столь растянутых, образных выражениях, что каждая партия могла бы вычитать свои собственные взгляды; это показывает наиболее распространительное истолкование этого места Иоанном Провинциалом (находившим здесь primatus iuristicdionis со всеми последствиями, напр. правом апелляции Labbei XVIII, 1152) и понимание примата как первенства чести со стороны греков. Здесь не было единения или даже только компромисса, но лишь стушевывание различия посредством неопределенной и двусмысленной формулы». (Krit. Beitzr., s. 18–19). 62 По поводу этого слова «etiam» см. полемику Гефеле с Янусом, который в своей книге указал и преувеличил этот вариант: Hefele VII, 733. Существа дела это не изменяет. 63 П. Евгению IV приписывается такое выражение: ego nescissem plura a Graecis petere, quia quae quaesivimus et petivimus, habuimus. Этого он не мог бы повторить по отношению к базельским отцам, отрицание формулы которых не удалось ввести и в флорентийское требование. 67 Характерны при этом его мотивы: «зная из достоверного отчета, что он верует и содержит догмат: всеобщий собор имеет свою власть непосредственно от Христа, и каждый также и папа должен ему in iis, quae pertinent ad fidem, extirpationem schismatis et ad generalem reformationem Ecclesiae Dei in capime et membris повиноваться, собор повелевает верующим повиноваться ему как папе. (Hefele, VII, 849) 68 Enchiridion symb. 251. Любопытно, что этот папа был тот самый писатель Эней Сильвий, который был в свое время одним из духовных вождей оппозиции на соборе и писал трактаты об авторитете собора над папой. 69 В Enchiridion symbolorum вовсе отсутствует даже упоминание о Базельском соборе, несмотря на то, что по крайней мере до папского декрета о перенесении его в Феррару он признавался вселенским и самим папой Евгением, (а также и Львом X в только что цитируемой булле). Тем не менее ни одного из декретов Базельского собора не приводится. Из постановлений же Констанцского собора приводятся почти только осуждения Гусса и Виклефа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

694 Мартин V (1368–1431) – папа римский с 1417 г. В миру – Оддо Колона. Родился в Дженеццано, близ Рима. Его избрание на Констанцском соборе положило конец «Великой схизме» в Католической Церкви, хотя антипапа Климент VIII подчинился ему только в 1429 г. Мартин V всячески противился попыткам подчинить папскую власть соборам и препятствовал их созывам. В 1420 г. издал буллу, призвавшую к крестовому походу против гуситов. Стремился ограничить вольности французской Церкви и заключить унию с Византией. Александр VI (1431–1503) – папа римский с 1492 г. В миру – Родриго Борджа. Кардинал с 1456 г., вице-канцлер папского двора с 1457 г. Избран с помощью подкупа конклава, довел непотизм и симонию до крайних пределов. Политика Александра VI была направлена на обогащение семейства Борджа и создание в Центральной Италии для сына Чезаре наследственных владений, что способствовало ослаблению итальянского государства и превращению страны в арену противоборства Испании и Франции. В нескольких буллах 1493–1494 гг. Александр VI разграничил испанские и португальские владения в Новом Свете. Был организатором преследования и казни Джироламо Савонаролы. По мнению современников, был отравлен. Покровительствуя отдельным художникам, Александр VI в то же время оказывал поддержку тем богословам, которые вели борьбу с культурой Возрождения. II Ватиканский собор (1962–1965) – Собор Римско-Католической Церкви, созванный папой Иоанном XXIII в целях устранить противоречие между доктриной католицизма, организацией Церкви, ее традициями и реальностями современного мира, с тем чтобы « Церковь показала себя способной разрешить проблемы нашего времени». В отличие от соборов прошлых эпох речь шла не об изменении отдельных положений доктрины, но о создании новой концепции всей жизни Церкви. Иоанн XXIII подготовил Собор и провел его первую сессию (сконч. в 1963 г.) Остальные три сессии провел его преемник Павел VI. В Соборе участвовали 2500 иерархов Католической Церкви. На нем присутствовали наблюдатели от 28 Церквей и деноминаций, католики-миряне и даже женщины – представительницы «Католического действия».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Было принято решение о созыве в 1409 г. Пизанского собора. Решение о созыве собора было принято не папой или императором, а коллегией кардиналов. Властью собора оба соперника — Бенедикт VII и Григорий XII — были низложены, их постановления были отменены, и Римский престол объявлен вакантным. Укрепление соборной власти продолжилось на Констанцском соборе, созванном в 1414 г. На нем было принято решение, что папы, как и остальное духовные лица, подчиняются ему во всем, даже в вопросах веры. Постановление гласит: " Хотя папа и обладает наибольшими правами в вопросах, касающихся веры, и декреты его касаются всех Церквей …, его суждение не является окончательным и подлежит одобрению Церкви. " Соборное начало церковной жизни еще более усилилось положением о том, что соборы должны созываться регулярно, не реже чем через десять лет. Власть собора начала действовать, избранный им папа Мартин V признал все постановления и принес присягу в своем подчинении соборной власти. Решения Констанцского собора получили дальнейшее развитие на Базельском соборе 1431 г. Папе было запрещено прекращать работу собора, изменять место его проведения, гуситам было разрешено причащение под двумя видами. Папа Евгений IV, воспротивившийся этим решениям, был низложен, в своем письме богословы Парижского университета убеждали отцов собора " противодействовать папе как некогда Павел противодействовал Петру. " Хотя к середине XV столетия папам удалось вновь подчинить Западную Церковь своей власти сознание необходимости внутреннего обновления оставалось, и в этой связи следует упомянуть V Латеранский собор, проходивший с 1512 по 1517 г. На нем вопрос реформирования Римо-Католической Церкви был выдвинут в качестве первоочередной задачи, но использовать эту последнюю возможность не удалось. Деятели реформаторских соборов XV столетия прежде всего ставили перед собой цель превратить Католическую Церковь из абсолютной монархии в монархию ограниченную. Они требовали усиления национальной епископской власти за счет власти Рима.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 1414 г. он получил приглашение на собор в Констанце, при этом император Сигизмунд (брат короля Вацлава IV) гарантировал ему личную безопасность. Судя по тому, что Гус составил перед отъездом завещание, он не очень верил императорским обещаниям. Но участие в соборе, провозглашавшем своей целью реформы, давало призрачную надежду на то, что богемское реформационное движение будет признано; без такого признания (и Гус ясно это понимал) Богемия должна была неминуемо пасть жертвой нового крестового похода. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 г., а в декабре уже был арестован и заключен под стражу в папской резиденции. Когда в марте 1415 г. Иоанн XXIII бежал из Констанца, Гус был предан в руки констанцскому архиепископу. Дело Гуса рассматривалось на соборе с 5 по 8 июня 1415 г. Комиссия из епископов и богословов представила на рассмотрение отцов собора отдельные цитаты из его работ и проповедей и в итоге воззрения Гуса были признаны еретическими. В действительности, главной задачей кардиналов и императора Сигизмунда было заставить Яна Гуса публично признать учение Уиклифа ошибочным и отречься от своих взглядов, что, как они рассчитывали, положило бы конец религиозному и политическому брожению в Богемии. Этого, однако, не произошло. По легенде, Гус объяснил свой отказ, заявив, что «совесть не позволяет ему отрекаться от фраз, которых никогда не произносил», и, возможно, это была не просто риторика: как указывалось выше, идеи Уиклифа в трактовке Гуса вполне укладывались в рамки ортодоксии. 6 июля 1415 г. Ян Гус как нераскаявшийся еретик был сожжен на костре. 5. Развитие гуситского движения после казни Гуса Реально казнь Яна Гуса не ослабила реформационное движение, а скорее привела к его консолидации и превращению в «полноценную» ересь. Как только вести о происшедшем достигли Праги, 452 представителя высшей знати направили в Констанц протест, утверждая, что Гус был сожжен по ложному обвинению. Осенью 1414 г. ученик Яна Гуса и его преемник в Вифлеемской часовне Якубек из Стршибра стал причащать мирян не только хлебом, но и вином («под двумя видами»), а также причащать маленьких детей, еще не способных исповедоваться. Сам Якубек говорил, что идея пришла ему «как откровение». Так или иначе, подобная практика являлась логичным следствием воззрений Матвея из Янова и отражала стремление гуситов следовать образцам Древней церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В перечислении библейских книг Ветхого Завета, книги неканонические собор смешал с каноническими. Затем, почти все произвольные нововведения, допущенные католической церковью в средние века, только несколько очищенные от грубых крайностей, на Тридентском соборе возведены в степень догматов, ограждены анафемой и завещаны для неизменного хранения католической церкви на все будущие времена. Так, учение о главенстве папы возведено на степень основного догмата веры. Независимость пап от соборов была признана несомненной истиной; раз и навсегда было решено, что притязания, выставленные Констанцским и Базельским соборами, и стремления наций к церковным реформам, все незаконны. Учения о чистилище и индульгенциях также возведены на степень божественных догматов. Безбрачие духовенства, совершение таинства миропомазания одними епископами, причащение мирян под одним видом, отмена причащения младенцев – также утверждены для употребления церковного на будущие времена. В богослужении народный язык употреблять не позволено. Библию подтверждено читать не только на латинском языке, но и непременно по известному латинскому переводу (Вульгате), который объявлен каноническим и богодухновенным. Свои действия Тридентский собор заключил торжественной анафемой на протестантов. После этого учение Католической церкви остается неизменным в том виде, в каком было определено на Тридентском соборе. После Тридентского собора до папы Пия IX в Католической церкви уже не было таких больших соборов. Учреждение ордена иезуитов, его устройство и правила Происходя из дворянского рода, Лойола в юности мечтал о рыцарской славе; но в одной битве с французами он был ранен в ногу и ему суждено весь век оставаться хромым. Во время продолжительного лечения он занялся чтением житий святых; это чтение оказало сильное влияние на его впечатлительную натуру и возбудило в нем пламенную ревность к подражанию святым. Лойола обладал громадной силой воли и терпением. Когда, во время лечения, ему раз сделали такую трудную операцию, что сестры при виде его мучений зарыдали, он, напротив, не издал, ни одного стона, даже принудил себя улыбнуться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. рабочих групп, занимающихся подготовкой решений по определенному кругу вопросов для их последующего общего утверждения Собором. Н. К. был включен в «депутацию веры» (deputatio fidei), к-рая занималась вопросами вероучения и канонического права, имевшими общецерковное значение. Центральным из этих вопросов в 1432 г. оставался вопрос о соотношении властных полномочий папы Римского и Вселенского Собора. В момент прибытия Н. К. в Базель проходивший там Собор не был официально признан папой Римским Евгением IV, к-рый объявил о роспуске Собора 18 дек. 1431 г. и лишь после долгих и трудных переговоров согласился вновь признать его законным 15 дек. 1433 г. Однако это не сняло мн. противоречий между папой Римским и Собором, найти пути преодоления к-рых пытались участники депутации веры, в т. ч. и Н. К. Еще одной важной задачей в этот период считалась выработка общей оценки религ. учения гуситов, последователей Яна Гуса (ок. 1370-1415), признанного еретиком на Констанцском Соборе. Участники Базельского Собора были настроены на поиски религ. компромисса с гуситами с целью возвращения их в католич. Церковь, однако вопрос о том, какие уступки гуситам допустимы, вызывал серьезные дискуссии. Т. о., деятельность Н. К. в Базеле оказалась разделена на 2 основные сферы: церковно-богословскую, связанную с той работой, которую он должен был выполнять как член депутации веры, и церковно-политическую, связанную с защитой интересов У. фон Мандершайда. Наложением этих 2 сфер объясняется то, что в области богословия до 1436 г. Н. К. занимал концилиаристскую и проимперскую позицию. Поддерживая противостояние Собора папе Римскому и претензии нем. князей на независимое от Рима принятие церковных решений, Н. К. одновременно учитывал и узкую политическую задачу, поскольку, с т. зр. Н. К., именно такая позиция Собора могла способствовать преодолению трирской схизмы в выгодном для Ульриха направлении (обзор деятельности Н. К. в период участия в Базельском Соборе см.: Meuthen. 1964. S. 104-261; Woelki.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

За этими заявлениями, вызвавшими своего рода сенсацию, не последовало конкретных действий, очевидно, потому, что идея локальной унии между Западнорусской Церковью и Римом не вызвала энтузиазма ни у епископов, ни у нового митрополита Григория Цамблака, исихаста, ученика Евфимия Тырновского и автора антилатинских полемических сочинений. Более того, вся ситуация изменилась, так как произошло примирение митрополита (а в его лице и западнорусского епископата) с Константинополем. Сначала новый Константинопольский патриарх Иосиф II (вступивший на престол в мае 1416 г.), получив от Фотия «писание» о действиях Цамблака, заверял, что «никако да не будет от нас ослабление» в отношении самозваного митрополита. Как он сообщал в Москву, судом патриаршего Синода Цамблак был подвергнут «по извержению (из сана) в отлучение и в проклятие». Новый патриарх подтвердил решения своего предшественника Евфимия, но, порицая Цамблака, патриарх воздерживался от осуждения стоявшего за его спиной Витовта. Напротив, он дипломатично выражал надежду, что Витовт как «умный осподарь» поправит положение . Из этого следует, что Патриархия не была заинтересована в обострении конфликта. В Царьграде нуждались и в военной помощи, и в материальной поддержке со стороны Польши и Литвы. Епископы старательно подчеркивали, что они готовы в полной мере признавать авторитет Константинопольского (Вселенского) патриарха. Таким образом, у обеих сторон, хотя и по-разному выраженное, было стремление к соглашению. Я. Фиялек обращал внимание на свидетельство Густынской летописи о том, что Константинопольский патриарх в конце концов санкционировал выбор Цамблака . Этому свидетельству украинского источника XVII в. можно было бы не придавать значения, если бы оно не находило соответствия в более ранних источниках. Так, в речи, которую Григорий Цамблак произнес перед папой на Констанцском Соборе, он назвал императора Мануила «своим сиятельным господином» (serenissimus dominus meus) . В устах человека, находившегося в конфликте с Константинополем, подобные выражения выглядели бы весьма странно. Нотариус Констанцского епископа Ульрих Рихенталь, подробно описавший все, что происходило на Соборе, отметил, что на литургии, которую служил митрополит Григорий в своей резиденции в Констанце, присутствовали «zwen hertzogen von Kriechen» . Нет сомнений, что здесь имеются в виду послы императора Мануила II, Николай Эвдаймоноиоанн и его сын Андроник, которых Рихенталь именует герцогами «von Tropi» . Вряд ли императорские послы могли присутствовать на службе, совершавшейся иерархом, лишенным сана и отлученным от Церкви патриаршим Синодом. Таким образом, ко времени приезда Цамблака на Констанцский Собор конфликт между Константинополем и Западнорусской Церковью отошел в прошлое.

http://sedmitza.ru/lib/text/443003/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010