Констанцский собор (1414-1418) Е. Гергей. История папства Германо-римский император и венгерский король Сигизмунд (1387-1437) взялся сам за ликвидацию раскола, ибо его имперская власть нуждалась в консолидированной церковной поддержке. Германии и Венгрии, погружавшимся в феодальную сословную анархию, грозила опасность с двух сторон: внешняя опасность в лице все более глубоко проникающих на Балканы турок и внутренняя - гуситское движение. Сигизмунд более точно, чем церковь, понял сущность гусизма, в котором он видел не только опасную ересь, но и национальное движение наоода, угрожавшее всему феодальному общественному строю. Чтобы сдержать это движение, Сигизмунд, для центральноевропейской монархии которого эта проблема стала весьма актуальной, поставил задачу ликвидировать церковный раскол. С другой стороны, и крестовый поход против турок, требовавший европейского сплочения, без ликвидации раскола тоже невозможно было себе представить. Сигизмунд хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. Вспомнив опыт византийских, а затем франкских императоров, он сам выступил инициатором созыва вселенского собора. В то же время и избранный на Пизанском соборе папа Иоанн XXIII, теснимый неаполитанцами, надеялся на церковное признание со стороны германского короля и собора. В соответствии с договоренностью, достигнутой между Иоанном XXIII и императором в Комо, Сигизмунд осенью 1413 года направил обращение ко вселенскому христианству, в котором сообщил о созыве вселенского собора в городке Констанц в Швейцарии. В декабре 1413 года Иоанн XXIII опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка дня собора, открытие которого было назначение на 1 ноября 1414 года, включала следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола». 2. Реформа церкви «in capite et membris» (т. е. в голове и членах). 3. Преодоление ересей. Констанцский собор из всех западных соборов может быть действительно назван вселенским, ибо в нем приняли участие также руководители восточной церкви. (Первоначальное значение слова «вселенский»: всеобщий, универсальный, охватывающий весь мир. Экуменическими, вселенскими называли те соборы, на которых была представлена вселенская церковь во всей своей совокупности. После раскола церкви на западную и восточную католическая церковь продолжала претендовать на универсальность; вот почему и соборы католической церкви назывались вселенскими. Католическая трактовка экуменизма вплоть до II Ватиканского собора означала, что отколовшиеся христианские церкви вновь должны воссоединяться в католической церкви.) Одновременно это был также первый европейский конгресс, ибо наряду с духовенством на нем присутствовали и светские власти, которые не только представительствовали на соборе, но и оказывали свое влияние на него.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСОЛОР [Хрисолора; греч. Μανουλ Χρυσολωρς] (ок. 1350, К-поль - 15.04.1415, Констанц, Свящ. Римская империя), визант. гуманист. М. Х. стал одним из первых греч. интеллектуалов эпохи Палеологов, чья деятельность в большей степени связана с Италией, чем с Византией. По словам Ж. Дагрона, он был одновременно «еще действующим лицом и уже наследником» визант. цивилизации ( Dagron. 1987. P. 281). М. Х. получил блестящее образование, был учеником Димитрия Кидониса и Георгия Гемиста Плифона. Будучи сверстником и близким другом имп. Мануила II Палеолога , он с нач. 90-х гг. XIV в. выполнял имп. поручения в Венеции, где посещал кружок гуманиста Колюччо Салютати. Преподавал греч. язык в К-поле, во Флоренции (1397-1400), в Павии и Милане. Среди его учеников были выдающиеся итал. гуманисты поэт Гуарино да Верона, историк и переводчик Леонардо Бруни, меценат и ученый Палла ди Онофрио Строцци. М. Х. сыграл большую роль в распространении греч. культуры в Зап. Европе, познакомил итал. интеллектуалов с античным и визант. лит. наследием, разработал принципы перевода, которые легли в основу этого рода деятельности в эпоху Возрождения ( Thomson. 1966; Wulfram. 2012). М. Х. принадлежит перевод католич. мессы на греческий, переводы на латынь «Государства» Платона и «Географии» Птолемея (неполный). В 1403 г. М. Х. вернулся из Италии в К-поль, где занялся научной работой и создал учебник греч. грамматики в форме вопросов и ответов. Этот учебник завоевал большую популярность и только в XV-XVI вв. выдержал десятки изданий ( Rollo. 2012; Nuti. 2013). Близость М. Х. к греч. интеллектуалам, переходившим в католичество (таким как Димитрий Кидонис и Мануил Калека), вызывала сомнения в его Православии. Иоанн Хортазмен в послании от 1405 г. просил М. Х. разрешить эти сомнения и опубликовать письменное исповедание правосл. веры ( Hunger. 1969. S. 179-180). Точное время обращения М. Х. в католичество неизвестно. Приписанное в нек-рых рукописях М. Х. сочинение об исхождении Св. Духа и от Сына ( Cammelli. 1941. P. 178), возможно, в действительности ему не принадлежит ( Σπουρλκου. 1963). По поручению императора в 1406-1410 гг. М. Х. выполнял в Венеции, Париже, Лондоне, Арагоне и Болонье многочисленные дипломатические поручения, связанные с поисками в Зап. Европе поддержки в борьбе с османской угрозой (RegImp, N 3317, 3318, 3319, 3329). В 1408 г. М. Х. преподнес от имени императора аббатству Сен-Дени иллюминированную рукопись «Ареопагитик», украшенную портретом Мануила II c семейством (Louvre. MR 416). В Риме в 1411-1413 гг. М. Х. вел переговоры об объединении Церквей. В 1414 г. он отправился в Венецию, а затем в Констанц для участия в Констанцском Соборе (RegImp, N 3345), но скончался во время Собора и был похоронен в доминиканском мон-ре. В Лувре хранится карандашный портрет М. Х. нач. XV в. (Louvre. Cabinet des dessins. Inv. 9849 bis).

http://pravenc.ru/text/2561928.html

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Тизенгаузены и дворяне Тизенгаузы Фамилия Тизенгаузен (Tiesenhausen) принадлежит к древнейшим и знаменитейшим в остзейских губерниях. Энгельбрехт ф. Тизенгаузен женатый на сестре первого епископа рижского, знаменитого Алберта Буксгевдена, прибыл из Германии в Лифляндию вместе с братом своим Дитрихом, в 1199 году. Сын Энгельбрехта, Иоанн, получил в лен значительные поместья от дяди своего епископа Алберта, а внук, Генрих, был в числе семидесяти ливонских рыцарей, павших в сражении с Литовцами под Ашерадом, 9 марта 1279 года. Энгельбрехт, сын Варфоломея, и Пётр, сын Ионна, были, в 1417 году, послами рижского архиепископа Валленрода на Констанцском соборе. Другий Варфоломей заключил, в 1482 году, двухлетнее перемирие между гермейстером ливонского ордена и городом Ригою. Георг был, в 1524 и следующих годах, епископом ревельским. Фромгольд был ландмаршалом лифляндским в 1577 году. Детлоф выехал в Россию в 1602 году; служил Царю Годунову, потом Лжедмитрию. Нынешние графы и бароны Тизенгаузены происходят от другого Детлофа Тизенгаузена, жившего в начале XVI века. У него были: сын Иоанн, внук Детлоф и правнук Ганс-Генрих († 1662). Сей последний, шведский генерал-майор и эстляндский ландрат, возведён был Королевою Христиною, 7 марта 1654 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Сын и внук его также именовались оба: Ганс-Генрих. С последнего, Ганса-Генриха III, мы начнём поколенную роспись: ОТ ДЕТЛОФА ТИЗЕНГАУЗЕНА КОЛЕНО VI: Барон Ганс-Генрих III, внук первого барона Тизенгаузена КОЛЕНО VII: Граф Берендт-Генрих, российский действительный статский советник, эстляндский ландрат, рождение 1703 † 6 января 1789; женат на Барановой Барон Густав-Иоанн, прусский полковник † 1782; женат на графине Эвве Нирод КОЛЕНО VIII: Граф Иван Андреевич , рождение 1745 † 1815, обер-гофмейстер и святого Александра Невского кавалер; женат на Екатерине Ивановне Стакельберг Графиня NN, за генерал-майором Толем Графиня Иоанна Андреевна Графиня Доротея Андреевна, за бароном Конрадом-Владимиром Унгерн-Штернбергом

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕБХАРД II [нем. Gebhard, Gebhart; лат. Gebhardus, Gebehardus, Kebehardus, Gebardus] (949, замок Пфанненберг, близ Брегенца (ныне Швейцария) - 27.08.995, Констанц), св. (пам. зап. 27 авг.), еп. Констанцский (с 979). Основными источниками о жизни Г. являются Житие св. Г., написанное монахом из Петерсхаузена после 1134 г., «История мон-ря Петерсхаузен» (Casus monasterii Petrishusensis) XIII в., Констанцская хроника, компиляция различных ранних источников, составление к-рой приписывается Иакову Манилию из Брегенца (нач. XVI в.), и анонимное Житие на верхнешвабском диалекте, составленное на рубеже XVI-XVII вв. Сын гр. Брегенцского Удальриха (Утцо, Уцо) VI и Дитбурги, брат Удальриха VII Брегенцского, Г. получил образование в школе при Констанцском кафедральном соборе, к-рой в то время руководил свт. Конрад , еп. Констанцский. Впосл. Г., видимо, стал каноником при этом соборе. Был приближенным герм. императоров Оттона II и Оттона III , а также советником имп. Феофану. После смерти преемника свт. Конрада еп. Герменульфа (Гаминульфа) Г. в 979 г. был избран на его место. Рукоположение Г. совершили Виллигиз , архиеп. Майнцский, и Эрханбальд, еп. Страсбургский. В 983 г. при поддержке имп. Оттона II Г. начал строительство нового мон-ря на сев. берегу Рейна. Мон-рь был освящен во имя свт. Григория I Великого (992), но, поскольку его главный храм строился по образцу рим. базилики св. ап. Петра, он получил в народе название «собор (дом) Петра» (Petri domus), к-рое встречается уже в хронике Германа Контракта (1-я пол. XI в.). Название закрепилось за мон-рем в нем. форме - Петерсхаузен. Согласно Констанцской хронике, Г. украсил главный храм мон-ря мозаиками, к-рые впосл. были полностью уничтожены аббатом Конрадом. В мон-рь были приглашены монахи-бенедиктинцы из аббатства Айнзидельн (совр. Швейцария). Имп. Оттон III подарил этой обители часть мощей св. ап. Филиппа. В 989 г. Г. совершил паломничество в Рим, получив от папы Иоанна XV (985-996) привилегии для своего мон-ря. Папа даровал мон-рю мощи рим. святых. В Констанцской хронике приведена надпись в стихах, посвященная свт. Григорию Великому, к-рую Г. велел сделать на одной из плит, помещенных внутри церкви. Возможно, ее автором был Г. С 990 г. Г. управлял еп-ствами Падуя и Павия. Он устроил общину каноников в Цурцахе (совр. Швейцария), близ могилы прп. Верены .

http://pravenc.ru/text/161809.html

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 341-342 опубликовано: 9 апреля 2008г. АЙИ [Альи; лат. de Alliaco, франц. d " Ailly] Пьер д " (1350, Компьень - 9.08.1420, Авиньон), франц. кардинал, проповедник. А. учился в Парижском ун-те (Наваррский коллеж), в 1368 г. магистр искусств, в 1381 г. д-р теологии, с 1384 г. ректор Наваррского коллежа, с 1389 г. канцлер Парижского ун-та и исповедник франц. кор. Карла VI. С 1397 г. епископ Камбре. Сторонник соборного движения, участник Пизанского Собора 1409 г., где способствовал избранию на папский престол Александра V , на к-рого возлагались надежды по прекращению схизмы в католической Церкви . Для Иоанна XXIII составил программу реформ Церкви (Capita Agendorum) в духе идей соборного движения и ограничения власти Римского понтифика. С 1412 г. кардинал, легат Иоанна XXIII к римско-герм. имп. Сигизмунду I Люксембургу . С 1414 г. участвовал в Констанцском Соборе . После Собора назначен папским легатом в Авиньоне, где и умер. Поддерживал идею примата Собора над папой, отрицал непогрешимость папы и доказывал, что епископы и священники получают власть не от Римского престола, но непосредственно от Христа. Сторонник католич. реформы, проект к-рой изложил в «Трактате о реформации Церкви» (1416), отстаивая идеи соборного движения и необходимости объединения всей Церкви вокруг Христа, а не папы. Этот трактат использовался позднее в работе Тридентского Собора . Автор многочисленных теологических и естественнонаучных сочинений, впрочем содержавших мало оригинальных взглядов. А. как мыслитель испытал влияние номинализма . Интересовался астрономией и астрологией. В соч. «Imago mundi» (Образ мира) отстаивал идею шарообразности Земли, повлиявшую на взгляды Христофора Колумба .

http://pravenc.ru/text/63730.html

Григорий I, митрополит Киевский (Южно-русский) (Цамблак) По происхождению серб (по другим сведениям – болгарин). Родился около 1364 года в городе Тырнове в боярской семье. Образование получил под руководством патриарха Тырновского Евфимия. Был пресвитером Великой (соборной) церкви Молдовлахийской (1402), затем игуменом Дечанского Пантократорова Нямецкого монастыря в Сербии (1403–1406), наконец, игуменом греческого монастыря Плинарского, около Константинополя. В Россию он прибыл по письменному приглашению своего дяди Киприана, митрополита Московского и всея Руси (1 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября). В момент его приезда митрополит Киприан скончался, и Григорий остался в Литве. Будучи образованным человеком своего времени, Григорий завоевал расположение литовского князя Витовта, который решил назначить его митрополитом православных литовских епархий. Вопреки запрещению Константинопольского патриарха Евфимия и Киевского митрополита Фотия, князь Витовт 15 ноября 1415 года (по летописи Е. А. – 15 ноября 1414 года) собрал литовских епископов и заставил их посвятить Григория в сан митрополита. С этого времени произошло разделение русской митрополии на две части, которое, впрочем, продолжалось до смерти митрополита Григория. Преосвященный Григорий обладал ораторским талантом, но его речи и поучения отличались оторванностью от жизни, однако в них он активно обличал латинян в их заблуждениях и отступлениях от Православной веры. В 1418 году митрополит Григорий присутствовал на Констанцском Соборе, где присутствовал и папа Римский Мартин V. Митрополит Григорий открыто заявил папе Римскому о своем решительном протесте соединения с римскою Церковью, т. е. выступил противником унии. Скончался преосвященный Григорий в Киеве зимою 1419 года (по БЭЮ, т. 7, С. 588 – скончался в 1420 году). Труды: Житие и служба сербскому королю Стефану III. Житие и служба Иоанну Новому. Сказание о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырново в Видин и в Сербию. Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1872, кн. 1. – С. 25–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV КРИТЯНИН архиеп. Кипрский (1152-1174 (?) (не ранее 1170)). Об И. К. сохранились отрывочные сведения. В мае 1152 г., будучи монахом, он был избран Кипрским архиепископом, а в июне прибыл на остров. На обнаруженных 2 печатях И. К. именуется архиепископом Констанцским, хотя архиепископская кафедра в тот период была перенесена в Лефкосию. По заказу И. К. в 1156 г. Мануил Агиостефанит переписал Евангелие-тетр (ранее хранилось в мон-ре Агиас на о-ве Андрос, в наст. время - в собрании Х. П. Краус в Нью-Йорке). В колофоне этой рукописи писец восхвалял ученость и добродетели архиепископа ( Constantinides C. N., Browning R. Dated Greek Manuscripts from Cyprus to the Year 1570. Wash.; Nicosia, 1993. Р. 84-85). И. К. упоминается в связи с богословскими спорами о Евхаристии как о жертве: приносится ли Евхаристия Бога Отцу и Св. Духу (но не Сыну Божию, т. к. Христос не может быть одновременно и жертвующим, и принимающим жертву), или же она приносится не к.-л. Лицу Божества, но нераздельной Св. Троице ( Лебедев. 1998. С. 100-101). На церковном Соборе в К-поле 1156 г. 1-е мнение было осуждено. Однако, после того как новоизбранный Антиохийский патриарх Сотирих Пантевген (1156 - 1 мая 1157) написал сочинение в поддержку анафематствованного мнения, был созван новый Собор (май 1157). И. К. вместе с Иерусалимским и К-польским патриархами и Болгарским архиепископом заявили перед началом Собора о том, что они согласны с определениями предыдущего Собора. Подписывая деяния Собора, И. К. протестовал против того, что его заставили поставить подписи после архиепископа Болгарского, а не перед ним ( Σακελλων. 1890. Σ. 318, 321, 323-324, 327). В Толковании Феодора IV Вальсамона 12-го канона Карфагенского Собора И. К. упоминается в связи с отлучением Иоанна, еп. Амафунтского. Тот отправился с жалобой в К-поль, и решение И. К. было отменено патриархом Лукой Хрисовергом (1157-1170) как вынесенное недостаточным числом епископов (в то время на Кипре было 11 епископов помимо архиепископа) ( Θεδωρος Βαλσαμν. Ερμηνεα καννων// Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 3. Σ. 324).

http://pravenc.ru/text/1848152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ III (31.12.1378, Хатива, Арагон - 6.08.1458, Рим; до избрания папой - Альфонсо (Алонсо) де Борха (испан. de Borja)), папа Римский с 8 апр. 1455 г. Его родители, Доминго де Борха и Франсина Марти, принадлежали к старинным, но небогатым испан. родам. С 1392 г. Альфонсо де Борха обучался «свободным искусствам» и юриспруденции в ун-те г. Лерида (каталан. Льейда); после присуждения ему степени доктора канонического и гражданского права остался там преподавать. В 1408 г. назначен официалом еп-ства Лерида, в 1411 г. стал каноником кафедрального собора. Вероятно, к этому времени относится пророчество католического св. доминиканца Винсента Феррера (1350-1419) о том, что его канонизирует Альфонсо де Борха, который станет папой Римским. В 1416 г. Альфонсо де Борха был избран делегатом от еп-ства Лерида на Констанцский Собор , но поездка не состоялась, т. к. занявший арагонский престол кор. Альфонсо V Великодушный (1416-1458) поддержал антипапу Бенедикта XIII и соответственно отказался признать Констанцский Собор легитимным. В 1417 г. Альфонсо де Борха принял участие в заседавшем в Барселоне Соборе епископов Арагона и Каталонии. В ходе Собора ему как офиц. представителю Леридского еп-ства пришлось вести переговоры с поверенными арагонского короля. Кор. Альфонсо V был восхищен дипломатическими и адм. талантами леридского каноника, призвал его ко двору и назначил личным секретарем. Папа Римский Каллист III. 2-я пол. XVI в. Худож. Х. де Хуанес (кафедральный собор Валенсии) Папа Римский Каллист III. 2-я пол. XVI в. Худож. Х. де Хуанес (кафедральный собор Валенсии) В 1418 г. в Арагон прибыл легат папы Мартина V (1417-1431) кард. Аламанно Адимари, архиеп. Пизы. Его задачей было склонить короля к отказу от поддержки антипапы Бенедикта XIII и примирению с законным понтификом. Альфонсо де Борха стал посредником в этих переговорах. Нек-рые исследователи полагают, что папа Мартин V пытался подкупить Альфонсо де Борха, чтобы тот оказал влияние на короля ( Mallet. 2000), однако соглашения так и не удалось достичь. В качестве доверенного лица короля Альфонсо де Борха участвовал в переговорах с др. испан. государями. В 1420 г. он занимал пост вицеканцлера в Арагоне, когда кор. Альфонсо V отправился в Италию для переговоров с папой Римским. В 1420-1423 гг. Альфонсо де Борха исполнял обязанности вицеканцлера ун-та г. Лерида. В 1424 г. был назначен администратором еп-ства Майорка.

http://pravenc.ru/text/1320105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене (23.07. 1431 - 25.04.1449), католич. Церкви эпохи Соборного движения , проходил в г. Базель (совр. Швейцария) и состоял из 50 сессий. В работе Б. С., растянувшейся почти на 15 лет, выделяют 4 этапа: 1431-1433 гг.- открытие и 1-й конфликт с папой; 1433-1437 гг.- принятие основных постановлений по вопросам реформы Церкви и активное участие в международной политике; 1437-1447 гг.- 2-й конфликт с папой; папа переносит заседания в Феррару; низложение папы, выбор антипапы ; 1447-1449 гг.- перенос заседаний в Лозанну и самороспуск Собора. Католич. Церковь признает легитимными лишь первые 25 сессий Собора, прошедшие в 1431-1437 гг. Заседания оставшейся в Базеле большей части участников Собора в 1437-1448 гг., равно как и работа его в Лозанне в 1448-1449 гг., католич. Церковью рассматриваются как схизматические. Заседания «папского» Собора в Ферраре (затем во Флоренции и Риме) называются в зависимости от историографической традиции либо отдельным Собором (Ферраро-Флорентийским), либо единым 17-м «вселенским» Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римским Собором. Б. С. должен был решить комплекс проблем, связанных со схизмой в католич. Церкви (1378-1417), с необходимостью всестороннего реформирования не только церковной организации, но и всей церковной жизни. Сторонники Соборного движения, среди к-рых были в основном богословы и юристы, представители ун-тов, городов, поддерживаемые частью высших церковных иерархов (особенно во Франции и в Германии) и нек-рыми светскими правителями, видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе Церкви «во главе и членах», главным элементом к-рой было ограничение папской власти и расширение полномочий «вселенских» Соборов как верховных органов католич. Церкви, заменивших папу в роли верховного судьи и ставших высшей апелляционной инстанцией. Б. С. также должен был решить вопрос об учении Я. Гуса , осужденного на Констанцском Соборе , и о его последователях гуситах. Уже в ходе работы Собора был поднят вопрос об унии Зап. и Вост. Церквей. Т. о., главными вопросами Собора стали умиротворение христ. мира и всеобщая реформа Церкви.

http://pravenc.ru/text/Базельском ...

204. МАРТИН V Римские Папы. Список 204. МАРТИН V 1417—1431. Оддоне Колонна. Родился в 1368 г. в Дженеццано (около Рима). Получил кардинальскую шапку из рук Иннокентия VII. 6 ноября 1417 г. участники Констанцского собора в лице 23 кардиналов и 30 представителей «христианских наций» — Германии, Англии, Испании, Франции и Италии (Польша была причислена к германской нации) — единогласно избрали папой сорокадевятилетнего кардинала Колонну. Новоизбранный папа, не имевший высших посвящений, в течение трех дней был посвящен последовательно в диаконы, священники, епископы, что было необходимо для обладателя верховной власти в церкви. После торжественной коронации, не ожидая закрытия собора, Мартин V поспешил в Италию. Но дорога в Рим заняла у него три года. Свободное вступление в Рим нужно было выкупить у Иоанны II, королевы Неаполя, которая долго торговалась, и самозваного кондотьера Браччи, который, пользуясь хаосом, захватил власть в папском государстве. Сам въезд Мартина V в Вечный город не носил триумфального характера: разрушенные дома, пустующие дворцы и разграбленные соборы свидетельствовали о глубоком упадке покинутой папами столицы христианства. Мартин V энергично взялся за восстановление города. Он очень сдержанно относился к решениям завершавшегося Констанцского собора. Сразу же после избрания Мартина V соборные отцы заключили с разными государствами ряд договоров, которые призваны были регулировать внутренние отношения между церковной иерархией и светской властью. Эти договоры никогда не были официально ратифицированы папством. Мартин V высказывал возражения и по поводу тех решений собора, которые ясно провозглашали верховенство собора над властью папы и требовали регулярных созывов последующих соборов. Когда в соответствии с постановлением Констанцского собора епископы в 1423 г. вновь съехались в Павию, Мартин V прервал их совещание под предлогом эпидемии, которая вспыхнула в этом районе. На следующий собор, в Сиене, собрались лишь несколько епископов, что дало возможность папе отложить его. Папа назначил новый срок созыва собора на 1431 г. Этот собор должен был проходить в Базеле. До открытия его Мартин V не дожил. Он умер, разбитый параличом. Погребен в Латеранском соборе. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442541/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010