Corpus iuris canonici ). В 1311 г. папа Римский Климент V обнародовал на Вьеннском Соборе конституцию «Ne Romani», согласно к-рой кардиналам запрещалось избирать кардинала- камерленго Римской Церкви в период вакации Папского престола (Sede vacante). Существенный отход от процедуры К. состоялся на Констанцском Соборе в нояб. 1417 г., когда для преодоления схизмы в католической Церкви участниками К., избравшего папу Римского Мартина V , стали 23 кардинала от 3 сторон схизмы, а также 30 делегатов от христ. наций, представленных на Соборе. Современная редакция правил проведения К. восходит к папе Римскому Григорию XV : были установлены 3 возможные формы папских выборов (баллотирование, компромисс и единогласное одобрение), введено индивидуальное, письменное и тайное голосование при баллотировании (булла «Aeterni Patris» от 15 нояб. 1621), а также создан регламент проведения К. (булла «Decet Romanum Pontificem» от 12 марта 1622). Несмотря на практически полную изоляцию кардиналов во время К., с XVI в. светская власть получила возможность оказывать влияние на ход выборов папы Римского через т. н. кардиналов-протекторов, или «кардиналов короны» (см. ст. Кардинал ), к-рые от имени католич. монархов могли применить право вето (jus exclusivae) по отношению к неугодной по политическим соображениям кандидатуре. Впервые право вето было применено на К. 1644 г., когда кард. Хиль Каррильо де Альборнос от имени испан. кор. Филиппа IV наложил его на кандидатуру кард. Джулио Чезаре Саккетти, поддержанную «французской» партией. В последний раз право вето было использовано на К. 1903 г., во время к-рого кард. Ян Пузина от имени австро-венг. имп. Франца Иосифа воспретил избирать папой Римским кард. Мариано Рамполлу. Избранный в 1903 г. папа Римский Пий Х 20 янв. 1904 г. издал апостольскую конституцию «Comissum nobis», которой отменил право вето. Существенные изменения в порядок проведения К. были внесены папой Римским Павлом VI . Motu proprio «Ingravescentem aetatem» 21 нояб. 1970 г. он установил возрастной ценз для участников К.: с 1 янв.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

Архиепископы Г. обладали значительными каноническими правами и привилегиями: созывали провинциальные Соборы, утверждали избрание епископов на территории Польши, принимали от епископов присягу, проводили визитации еп-ств, имели право наказывать подчиненных им епископов. В 1207 г. папа Иннокентий III предоставил Гнезненскому архиеп. Генриху Кетличу и его преемникам право предношения креста (crux erecta) по всей Польше; в 1238 г. эта привилегия была подтверждена папой Григорием IX . После Кревской унии (1385-1386), положившей начало объединению Польского королевства и Литовского великого княжества , и католич. крещения Литвы (1387) архиеп-ству Г. были подчинены литов. католич. еп-ства. На Констанцском Соборе Гнезненский архиеп. Николай Тромба получил для себя и буд. преемников титул примаса Польши, в ведении к-рого была 2-я по значимости католич. митрополия в Польше -Львовская (Галицкая). 25 июля 1515 г. папа Лев X буллой «Pro excellento preeminentia» даровал архиеп. Яну Ласкому и его преемникам титул «прирожденный легат апостольского престола» (legatus natus Sedis Apostolicae). 22 сент. 1749 г. папа Бенедикт XIV пожаловал архиеп. Адаму Коморовскому и его преемникам право ношения кардинальского облачения на территории Польши. Архиепископы Г. играли важную роль в гос. жизни Польши. Они короновали польск. королей, сохранив это право и после перенесения в 1370 г. места коронации из Гнезно в Краков. Эта привилегия была подтверждена папским легатом (1375), королями Казимиром IV Ягеллончиком (1451), Сигизмундом I (1512), Сигизмундом II Августом (1550), Папским престолом (1589 и 1675) и конституциями сейма (1633, 1641 и 1736). Архиепископы Г. имели право благословлять королевские брачные союзы, короновать королев, совершать погребение королей и членов их семей. С XIV в. архиепископы Г. замещали польск. короля в случае его отсутствия; с 1360 г. они пользовались титулом «первый князь» (primus princeps); в 1411 г. кор. Владислав II Ягайло даровал им наименование «генеральный викарий нашего Польского королевства» (vicarius Regni nostri Poloniae generalis). На сейме в 1572 г. архиепископам Г. была предоставлена должность временного главы гос-ва в период междуцарствия (interrex). В обязанности входило уведомление о смерти короля правителей др. гос-в, ведение текущих гос. дел, прием иностранных послов, созыв элекционного сейма, назначение времени и места избрания короля, а также провозглашение, приведение к присяге и коронация нового короля. Архиепископы Г. обладали правом чеканить монету (с 1293; подтверждено в 1286, 1564 и 1666), основывать города и устанавливать в них рынки и ярмарки (подтверждено в 1550 Сигизмундом II Августом). Со времен Казимира III Великого (XIV в.) архиепископ Г. имел ряд судебных привилегий.

http://pravenc.ru/text/165185.html

В 1436 г. Н. де Т. вновь принимал участие в работе Базельского Собора, но уже как архиепископ Палермский и посол кор. Альфонсо I. В 1433 г. Евгению IV пришлось пойти на значительные уступки Собору: 31 мая в Риме состоялась имп. коронация герм. кор. Сигизмунда, 15 дек. буллой «Dudum sacrum» папа отменил свое решение о роспуске Собора, признав легитимность как самого Собора, так и принятых им решений. Однако к сер. 30-х гг. XV в. конфликт возобновился из-за недовольства понтифика декретами, ограничивавшими власть папы (о новом порядке папских выборов и назначения кардиналов, об ограничении права апелляции к папскому суду, об отмене аннатов и др. платежей в папскую казну и др.). Раскол среди участников Собора вызвало обсуждение вопроса о проведении буд. объединительного Собора для заключения унии с правосл. Церквами. Буллой «Doctor gentium» от 18 сент. 1437 г. папа перенес место проведения Собора в подконтрольную ему Феррару. Мн. участники Базельского Собора, в т. ч. Н. де Т., отказались менять место заседаний и остались в Базеле. Поддерживаемый франц. кор. Карлом VII (1422-1461) Базельский Собор издал ряд постановлений, утверждавших верховенство Собора над папой; Н. де Т., по-видимому, принимал участие в их подготовке. В 1438 г. он был представителем Базельского Собора на Франкфуртском рейхстаге, где произнес проповедь «Mecum tacitus» (участники Собора пытались заручиться поддержкой нем. курфюрстов, которые сначала заявили о своей нейтральной позиции в конфликте с папой, но уже через год на Майнцском рейхстаге поддержали декреты Собора о церковной реформе). Базельский Собор провозгласил папу Евгения IV низложенным и избрал на Папский престол герц. Амедея VIII Савойского (антипапа Феликс V (1439-1449)) . 12 нояб. 1440 г. антипапа возвел Н. де Т. в достоинство кардинала-пресвитера и поручил ему составить свод постановлений Констанцского и Базельского Соборов, но сведений об этом своде не сохранилось. Н. де Т. был легатом a latere антипапы Феликса V на рейхстагах в Майнце (1441) и во Франкфурте (1442), где вел переговоры с немецкими курфюрстами и герм. кор. Фридрихом IV (1440-1493; с 1452 имп. Фридрих III). На Франкфуртском рейхстаге он произнес проповедь «Quoniam veritas verborum», текст которой позднее был издан как «Трактат о Базельском Соборе» (Tractatus de concilio Basiliensis). Энеа Сильвио Пикколомини (буд. папа Римский Пий II (1458-1464)) в «Комментариях о деяниях Базельского Собора» упоминает о душевных переживаниях Н. де Т.: подчиняясь воле кор. Альфонсо I, он был вынужден добиваться низложения папы Евгения IV ( Aeneae Sylvii postea Pii II, pontificis Romani, Commentariorum historicorum libri III de concilio Basileensi. Helmstadii, 1700. P. 64). В 1443 г., после того как папа Евгений IV признал Альфонсо I королем Неаполя (в 1438-1442 он вел войну за Неаполитанское королевство с Рене Добрым, герц. Анжуйским), королевская делегация и Н. де Т. были отозваны с Собора.

http://pravenc.ru/text/2565548.html

К. не принимал участия в работе Соборов, к-рые созывались с целью найти пути преодоления схизмы в католической Церкви, однако отправил 5 писем Констанцскому Собору . В них он провозглашал непогрешимость Церкви, поскольку в ней присутствует Св. Дух, и призывал к единству в деле церковной реформы. Вполне вероятно, что К. мог присутствовать на этом Соборе, поскольку папа Мартин V предлагал ему место секретаря, однако К. отказался. Там он мог познакомиться с итальянским гуманистом Дж. Поджо Браччолини. К. не остался в стороне от политических событий, происходивших во Франции в нач. XV в. В трактате «Oratio ad Galliarum principes» (Речь к правителям Галлии, ок. 1411) он призывал противоборствующие стороны - арманьяков и бургиньонов - направить оружие не против соотечественников, а против врагов королевства или против врагов христианства в Венгрии и Испании. К кон. 10-х гг. XV в., не испытывая иллюзий относительно заключаемых принцами перемирий, К. видел в англ. кор. Генрихе V единственного человека, способного возвратить Французскому королевству былое величие. Спустя неск. лет в сочинении, преподнесенном Филиппу Доброму, герц. Бургундскому, которого он в то время стал считать надежной опорой королевства, К. вновь выступил против гражданской войны, вызванной пренебрежением принцев добродетелью справедливости, призвал к миру во Франции, к созыву Генеральных штатов, к упразднению чрезмерных налогов (трактат «De lapsu et reparatione iusticiae» (Об упадке и восстановлении правосудия), 1420). В 1425 г. К. вернулся в Париж, захваченный англо-бургундскими войсками, где продолжил преподавательскую деятельность. Он выступал против схоластической науки, считая, что она превратилась в бесплодные абстрактные споры. Хотя в трактате «De studio theologico» (О богословском образовании, ок. 1412) К. писал, что преподавание в ун-те уступает по своей значимости пастырскому окормлению, он признавал важность преподавания, если оно основано на изучении Свящ. Писания. В отличие от мн. друзей К. не пострадал от расправ, учиненных в Париже англо-бургундскими властями. В Наваррской коллегии, где он преподавал риторику и теологию, К. удалось частично восстановить прежние учебные курсы, хотя его интересы в это время сместились к чтению отцов Церкви, христ. лит-ры, а не античных авторов, к-рым он отдавал предпочтение в юности. В одном из писем К. отметил, что невозможно посреди таких бедствий в стране проводить время в спорах о моральных достоинствах Цицерона.

http://pravenc.ru/text/1841239.html

О детстве и юности К. известно мало. Ребенком его отдали на воспитание в соборную школу в Констанце; он был рукоположен во пресвитера (дата неизв.), затем стал членом соборного капитула. Нотинг, еп. Констанца (919/20–934), объявил К. своим преемником. После смерти Нотинга, на выборах нового епископа в дек. 934 г., кандидатуру К. поддержал еп. Ульрих Аугсбургский, высоко ценивший его ( Maurer. 2003. S. 126). В. Бершин полагает, что сведения о дружеских отношениях между епископами могли быть придуманы составителем Жития Одальскальком ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 95–96). В янв. 947 г. К. принимал участие в рейхстаге во Франкфурте (ныне Франкфурт-на-Майне). Его имя стоит среди имен церковных иерархов и светских правителей, заверивших диплом кор. Оттона I о подтверждении привилегий мон-ря Эссен (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 85. P. 166–168). В июне 948 г. К. участвовал в Соборе в Ингельхайме (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. N 13. P. 135–163). Вероятно, сопровождал кор. Оттона I во время похода в Италию (осень 961 — янв. 962), присутствовал на его имп. коронации в Риме (2 февр. 962). 21 февр. 962 г. в Риньяно-Фламинио в Италии имп. Оттон I передал К. 2 земельных владения в обл. Брайсгау, конфискованные в 952 г. у гр. Гунтрама. После смерти К. эти земли должны были перейти соборному капитулу Констанца «ради спасения души императора и его родителей» (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 236. P. 327–328). По мнению Г. Альтхофаи Х. Маурера, диплом косвенно свидетельствует о том, что между императором и К. был заключен договор о взаимном поминовении ( Althoff. 1984. S. 335; Maurer. 2003. S. 130). В кон. лета 972 г. император вместе с сыном (впосл. кор. и имп. Оттон II ), возвращаясь из итал. похода, посетил Констанц и 18 авг. подтвердил дипломом права и привилегии монастыря Райнау (близ Констанца). В преамбуле документа говорится, что Оттон сделал это по прошению К. (cuius petitioni assensum prebentes) (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 418. P. 570–571). Поскольку в грамоте дарения мон-рю вместо имени аббата стоит имя К., исследователи полагают, что имперское аббатство Райнау находилось во владении Констанцского епископа; речь могла идти о знаке милости правителя к К. ( Maurer. 2003. S. 129). В грамоте от 1 нояб. 972 г. К. упомянут в числе лиц, подавших прошение Оттону I о предоставлении иммунитета монастырю Оттобойрен в В. Баварии (Ibid. S. 130).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

Среди последователей Грооте были и женщины. Первая община сестер общей жизни (лат. sorores vitae communis) возникла в доме, отданном им городской общине Девентера. Женщинам, вступившим в общину, запрещалось просить подаяние, они обязаны были жить результатами своего труда. До 1392 г. сестры общей жизни жили как бегинки , каждая сама по себе, пока Ян Бринкеринк, секретарь и последователь Грооте, назначенный духовным руководителем сестер (1392), не завел порядок, сложившийся в доме мейстера Радевейна: общие трапезы, молитвы, имущество и касса, общие занятия, как правило, прядением и ткачеством. С увеличением числа сестер общей жизни стали возникать новые общины, сначала в Девентере, потом в Амерсфорте, Делфте (ок. 1380) и в др. городах Нидерландов и Германии. Дома сестер находились в ведении городских магистратов, к-рые назначали 2 шеффенов для визитаций и священника, обычно из числа Б. о. ж. Повседневными делами ведала ежегодно избиравшаяся сестрами мейстрина. В общины сестер, находившихся в светской юрисдикции городских властей, принимались все женщины без возрастных и сословных ограничений, но основную их массу составляли горожанки. С распространением общин сестер общей жизни их хозяйственная деятельность, не облагавшаяся городскими сборами, привела к конфликтам с цехами. Также сестрам и Б. о. ж. с 90-х гг. XIV в. противодействовали церковные власти и нищенствующие ордена, гл. обр. доминиканцы , обвинявшие их в желании создать новый монашеский орден, что запрещалось IV Латеранским Собором (1215), и в ереси бегинок и бегардов, осужденной Вьеннским собором (1311-1312). В 1401 г. еп. Утрехта Фредерик ван Бланкенгейм официально разрешил институт братьев и сестер общей жизни и одобрил общую жизнь во славу Господа, общность имущества, заработанного своим трудом, а не подаянием. На Констанцском Соборе (1414-1418) при поддержке кард. П. д " Айи и ректора Парижского ун-та Ж. Жерсона деятельность Б. о. ж. была одобрена. Привилегиями пап Евгения IV (1440), Каллиста III (1456) и Пия II (1460) Б. о. ж. был предоставлен статус каноников при городских церквах. Этим правом воспользовались мн. братья, однако часть общин осталась верна принципу «благочестия в миру».

http://pravenc.ru/text/153369.html

Б. обещал отречься в случае смерти, отречения или низложения его рим. соперника. В 1404 г. Б. отправил посольство в Рим, предлагая встречу пап или их полномочных представителей, но эта идея натолкнулась на сопротивление Бонифация IX, а затем Иннокентия VII . В понтификат Григория XII папы договорились встретиться в Савоне в 1407 г. После неудачных переговоров Б. с Григорием Франция объявила о нейтралитете по отношению к обоим папам (1408). Б. бежал в Перпиньян и созвал там Собор, к-рый, признав Б. законным папой, тем не менее просил его отречься от престола для восстановления единства Церкви. В соответствии с этим Б. отправил на Пизанский Собор (1409) посольство, уполномочив его объявить о своем отречении в случаях смерти, отречения или низложения его противника Григория XII. Собор потребовал, чтобы Б. предстал перед ним лично, но тот не явился и был отлучен как еретик и низложен (5 июня 1409). Хотя влияние Б. распространялось только на Шотландию и Пиренейский п-ов, он продолжал борьбу, отлучая своих противников и выступая с полемическими трактатами. Во время Констанцского Собора и на переговорах в Перпиньяне (19 сент.- 14 окт. 1415) с герм. кор. Сигизмундом и испан. кор. Фердинандом его вновь убеждали добровольно отречься, но Б. отказался это сделать даже после отречения пап Иоанна XXIII и Григория XII. На 37-м заседании Констанцского собора 26 июля 1417 г. Б. был вновь низложен и отлучен от Церкви. Он укрепился в замке Пеньискола близ Валенсии, объявив свои владения «Ноевым ковчегом истинной Церкви», где и пребывал до самой смерти. Б.- автор неск. трактатов о схизме, о Вселенском Соборе, против иудеев. Принадлежность ему соч. «Speculum Sapientiae vel Libri XV de consolatione theologica» (Зерцало Мудрости, или 15 книг об утешении теологией // Pedro de Luna. Libro de las consolaciones de la vida humana/Ed. P. Gayangos. Madrid, 1860) сомнительна. Ист.: Baluzius S. Vitae paparum Avenionensium/Ed. G. Mollat. P., 1914-1927. Vol. 1. P. 423-542, 597-598; LP. Vol. 2. P. 496-555; Alpartils M. de. Chronica actitatorum temporibus domini Benedicti XIII//Quellen und Forschungen aus dem Gebiet der Geschichte. Paderborn, 1906. Bd. 12. P. 1-614. Лит.: Valois N. La France et le Grand Schisme d " Occident. P., 1896-1902; Glasfurd A. The Antipope (Peter de Luna, 1342-1423). L., 1965; Puig y Puig S. Pedro de Luna: Último Papa de Aviñon. Barcelona, 1920; Casas A. El papa Luna. Barcelona, 1944; Pillement G. Pedro de Luna. P., 1955. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/78050.html

Преподавательский состав был сформирован из числа бакалавров и лиценциатов Пражского и Парижского ун-тов. В 1-й год существования ун-т насчитывал 525 преподавателей и студентов. Большинство студентов происходили из рейнских провинций. До 1406 г. доминирующим учением в ун-те был номинализм . Несмотря на то что впосл. сторонники реализма во главе с Иеронимом Пражским возобладали в Г., глава нового учения был изгнан с богословского фак-та (1412). Нек-рые профессора ун-та приняли участие в Констанцском Соборе , осудившем Я. Гуса как еретика. Становление и развитие гуманистического образования в ун-те, начавшееся при канцлере и еп. Иоганне фон Дальберге, связано с именами Р. Агриколы, основателя старейшей в Германии гуманистической школы, К. Цельтиса, Я. Вимпфелинга и И. Рейхлина . Э. С. Пикколомини (впосл. папа Пий II ), будучи настоятелем кафедрального собора в Вормсе, исполнял обязанности канцлера ун-та. 26 апр. 1518 г. в Г. состоялся диспут, в к-ром участвовали М. Лютер и монахи-августинцы. В публичных дебатах Лютер выдвинул 40 богословских и философских тезисов, к-рые впосл. легли в основу доктрины оправдания верою . В ун-те поначалу отнеслись к Реформации спокойно, только нек-рые профессора поддержали новое учение. Курфюрст Людвиг V приказал учинить расследование по этому делу (1523), однако санкции властей лишь спровоцировали рост интереса к учению Лютера. С 1545 г. для Г. и всего Пфальца стало характерным сосуществование разных конфессий вплоть до офиц. введения там лютеранства как гос. вероисповедания. В 1551 г. профессора ун-та разных конфессий, протестант Г. Штолль и католик М. Койлер, представляли Пфальц на Тридентском Соборе . Церковь Св. Духа. Вид со стороны Рыночной площади. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Церковь Св. Духа. Вид со стороны Рыночной площади. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Последние курфюрсты-католики, Людвиг V и Фридрих II, следуя рекомендациям советников из числа преподавателей ун-та, сделали попытку постепенного его реформирования. Но им удалось лишь внести изменения в устав фак-та свободных искусств. В 1556 г. Фридрих II основал Коллегию мудрости, в к-рой за счет средств курфюрста обучались 6-8 бедных, но талантливых студентов. С разрешения папы Римского Павла IV Коллегия мудрости была переведена в пустующий августинский мон-рь. В правление Фридриха III (1559-1576) мон-рь был преобразован в протестант. консисторию (1561), а коллегия передана в ведение богословского фак-та.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Надгробие антипапы Иоанна XXIII. Скульпторы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. 1425–1427 гг. Надгробие антипапы Иоанна XXIII. Скульпторы Донателло и Микелоццо. Баптистерий Сан-Джованни, Флоренция. 1425–1427 гг. Деятельность И. по преодолению схизмы в католич. Церкви не была такой же активной. 1 апр. 1412 г. он объявил о созыве Собора в Риме, который из-за небольшого числа участников не имел особого значения в истории католич. Церкви. Единственным принятым решением стало осуждение 2 февр. 1413 г. учений Джона Уиклифа и Яна Гуса . Весной 1413 г. кор. Владислав, недовольный сближением И. с давним политическим противником кор. Сигизмундом I Люксембургом, вновь начал наступление на Рим и в июне 1413 г. захватил город. И. бежал во Флоренцию и оттуда обратился за помощью к кор. Сигизмунду. После неск. встреч с ним (в окт.-дек. 1413 в Комо, Пьяченце, Лоди и Кремоне) в обмен на военную поддержку И. был вынужден согласиться на проведение нового Собора. По настоянию короля местом проведения Собора стал герм. г. Констанц, о чем И. объявил буллой «Ad pacem et exaltationem» от 9 дек. 1413 г. На открывшемся 5 нояб. 1414 г. Констанцском Соборе среди прелатов из разных стран авторитетом пользовались сторонники Соборного движения - ректор Парижского ун-та Жан Жерсон , кардиналы Пьер д " Айи , Гийом Филластр и др. Основными их программными требованиями были одновременное низложение 3 правивших на тот момент пап (И., Григория XII и Бенедикта XIII) и реформирование католич. Церкви «во главе и в членах» (in capite et in membris). Кроме того, изменение порядка голосования участников Собора (по нациям) делало незначительным численное преимущество сторонников И., итал. прелатов, и тем самым существенно сократило его возможности влиять на принимаемые Собором решения. В этой ситуации И. был вынужден дать обещание отречься от Папского престола (2 марта 1415). Сознавая непрочность своего положения, И. в ночь с 20 на 21 марта 1415 г. бежал из Констанца в замок Шаффхаузен. 21 и 22 марта участники Собора после совещания с кор. Сигизмундом I приняли решение продолжить в Констанце соборные заседания даже в отсутствие папы. 30 марта по инициативе сторонников концилиаризма Собор принял декрет «Haec Sancta Synodus», по к-рому Констанцский Собор стал рассматриваться как представляющий всю католич. Церковь, получивший власть непосредственно от Иисуса Христа и на этом основании в решении вопроса о церковном единстве стоящий выше папы.

http://pravenc.ru/text/469714.html

В 1419 г. при посредничестве Болонского еп. Никколо Альбергати (1417-1443) начались переговоры о примирении папы с городскими властями Болоньи. Было заключено соглашение, по к-рому коммуна Болоньи сохраняла право самостоятельно избирать должностных лиц, кроме подеста - его утверждал папа Римский, а в его отсутствие епископ. Также коммуна обязалась внести крупные суммы на военные расходы папы в конфликте с кондотьером Браччо да Монтоне. Почти через 10 лет, в 1428 г., в Болонье вспыхнуло восстание, папский легат бежал, и были избраны собственные правители («реформаторы»); в 1429 г. папа признал их власть. Хотя М. был избран на Папский престол на Констанцском Соборе, он сразу стал защищать прерогативы Римского понтифика перед Собором: на последних соборных сессиях он неоднократно отмечал, что папа обладает высшим и безусловным авторитетом в вопросах веры и церковных реформ. В мае 1418 г. М. осудил попытку представителей польск. делегации, недовольных ситуацией, сложившейся по делу доминиканца Иоганна Фалькенберга, подать апелляцию Собору на решение папы Римского (подробнее см. в ст. Констанцский Собор ). Тем не менее, выполняя соборные решения, в 1423 г. М. созвал Собор в Павии, на котором планировалось обсудить основные текущие проблемы, в частности взаимоотношения с гуситами и возможность заключения унии с правосл. Церковью. Открывшийся 23 апр. Собор не смог собрать представительные делегации, а папа и большинство кардиналов из-за продолжавшихся на территории Италии войн находились все это время в Риме. В июне в связи с начавшейся эпидемией чумы Собор был перенесен в Сиену (заседания возобновились в июле). На Соборе остро проявились концилиаристские тенденции, особенно в деятельности делегатов из Франции, к-рые призывали приступить к более радикальному реформированию церковного устройства. Папа в Сиену не приехал, и Собор ограничился подтверждением решений Констанцского Собора, осуждением еретиков и антипапы Бенедикта XIII, находившегося в укрепленном замке Пеньискола в Испании. В февр. 1424 г. Собор был распущен; местом созыва следующего Собора был намечен Базель.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010