В XIV-XV вв. сторонники Соборного движения использовали историю об И. П. как аргумент в пользу идеи верховенства Соборов над папой Римским. Легендарные сведения об И. П. рассматривались как казус, подтверждавший, что на Папском престоле может оказаться человек, неспособный по тем или иным причинам исполнять пастырские функции (напр.: Dietrich von Niem. Dialog über Union und Reform der Kirche: (De modis uniendi et reformandi ecclesiam in concilio universali)/Hrsg. H. Heimpel. Lpz.; B., 1933. S. 55-56)), и что такой папа может быть низложен даже в случае, если он не являлся еретиком (напр.: Gerson J. Sermon «Apparuit» (1403)// Idem. Œuvres complètes/Ed. P. Glorieux. P., 1963. Vol. 5. P. 64-90). Легенда стала поводом для размышлений о порочности или, напротив, о безгрешности Церкви. На Констанцском Соборе Ян Гус, выступив с критикой церковных католич. структур, приводил пример «Агнессы, именуемой Иоанной», к-рая, по его словам, занимала Папский престол более 2 лет и прилюдно родила ребенка ( Palacky F. Documenta Magistri Joannis Hus vitam, doctrinam, causam. Osnabrück, 1966. P. 59-61). Испанский теолог Хуан де Торквемада сделал из истории об И. П. положительный вывод: несмотря на порочное пребывание на Папском престоле женщины, католич. Церковь не пострадала ( Joannes de Turrecremata. Summa de Ecclesia. II 4. 20. Venetiis, 1561. P. 395). В XVI в. споры вокруг легенды о папессе приобрели выраженный конфессиональный характер. Вслед за Гусом протестанты использовали историю об И. П. как аргумент в полемике с католиками. В XVI-XVII вв. были изданы более 40 трактатов, посвященных И. П. Факт пребывания женщины на Римском престоле угрожал как идее апостольского преемства в католич. Церкви, т. к. И. П. могла совершить рукоположения, к-рые следовало считать недействительными, так и легитимности папской власти (напр.: Calvin J. Vera Christianae Pacificationis et Ecclesiae Refarmandae Ratio// Idem. Opera. Brunswick, 1868. T. 7. P. 633). Кроме того, образ женщины на Папском престоле мог служить примером нравственного падения папства и католич. иерархии в целом (напр.: Luther M. Werke: Tishreden. Weimar, 1919. Bd. 5. S. 667). В качестве доказательств существования И. П. полемисты ссылались на изобразительные источники (изображение в Сиенском соборе и «надгробное изображение» на месте смерти), а также указывали на факт изменения маршрута коронационной процессии и на наличие церемонии проверки пола избранного папы. Возможность существования И. П. подкреплялась примерами из житийной лит-ры, когда св. девы были вынуждены скрывать свой пол или когда точное происхождение той или иной святой было неизвестно. Предпринимались попытки объяснить легенду о папессе феноменом гермафродитизма (см.: Rustici. 2006. P. 85-105).

http://pravenc.ru/text/577906.html

1:8—10).  Все мы много согрешаем ,— пишет св. Апостол Иаков (Посл. 3:2). Сам Христос дал нам молитву «Отче наш», в ней мы молимся:  и прости нам грехи наши  (Лк. 11:4). Что же папы признают для себя обязательным чтение этой Господней молитвы? Если признают, то и папы грешны. А если не признают, то значит противятся Господу, повелевшему всем молиться «Отче наш " … История также говорит против «непогрешимости» пап. Так, даже св. Апостол Петр трижды отрекался о; Христа и он же был изобличен Апостолом Павлом в лицеприятии в своих отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал. 2:11). Далее, папа Либерий в IV веке подписал армянский символ веры; папа Зосима в V веке одобрил еретическое учение, отвергавшее первородный грех; папа Вигилий в VI веке был осужден за неправославие на 5-м Вселенском Соборе; папа Григорий, впавший в монофелитство, был осужден в VII веке на шестом Вселенском Соборе, как еретик, а последующие папы подтвердили его осуждение. В недрах самой римской Церкви многие поняли, что папы слишком далеко отошли от православия, каким оно было в век апостольский и в века мужей апостольских и Вселенских Соборов. Соборы Констанцский и Базельский, бывшие в XV веке, потребовали от пап возвращения к церковному учению и строю первых веков христианства. Также поступили ученые галликанские богословы в XVII веке и в XVIII веке епископы в Германии. Особенно сильный протест в среде Римской Церкви против папских новшеств возник в 1870 г. по поводу Ватиканского Собора, провозгласившего новый догмат о папской непогрешимости. Образовались особые религиозные общества «старокатоликов», совершенно отделившиеся от папской римской Церкви и тяготеющие к единению с Восточной Церковью. Таковы итоги папских новшеств в делах веры и церковного строя. Понятно, что при таком явном и сознательном нарушении и отступлении папства от христианских догматов и основ церковного строя бесполезно говорить об единении между Церквами Востока и Запада. Всякий призыв пап к единению означает не единение, а противохристианское порабощение папами Восточной Церкви. И на такие призывы римских пап Восточная Церковь должна давать такой отпор, какой дали папам Дамасу и Николаю I св. Василий Великий и Константинопольский первоиерарх знаменитый Фотий. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3470...

В 1970 году рукоположен в диакона монастыря святого апостола Варнавы. Во время учебы на богословском факультете Афинского университета служил в церкви Божией Матери Живоносный Источник на улице Академия (1974–1975) и кафедральном митрополичьем соборе города Афин (1976–1978). В 1981 году рукоположен в пресвитера и одновременно возведен в сан архимандрита. В 1981 году – настоятель греческого православного прихода в Женеве. С 1981 по 1991 год – протосингел Швейцарской митрополии. В 1991 году назначен заведующим бюро межцерковных связей Кипрской Православной Церкви и одновременно настоятелем церкви Панагия Фанеромени в Никосии. 7 ноября 1996 года избран хорепископом Тримифунтским. Хиротония архимандрита Василия совершена 28 апреля 1996 года. 11 мая 2007 года избран митрополитом Констанцским и Аммохостским. Возведение на кафедру состоялось 12 мая во временной митрополичьей резиденции в Паралимнио. Митрополит Василий – член Центральной и Исполнительной комиссии Всемирного Совета Церквей и председатель комиссии «Вера и устройство». Представлял Кипрскую Церковь на двухсторонних богословских диалогах между Православной и Римо-Католической Церквами и Православной и Англиканской Церквами. Преосвященный Василий – автор монографий и многочисленных публикаций как в греческой, так и в зарубежной периодической печати. Тезоименитство 1 января. Официальный сайт Констанцской и Аммохостской митрополии: www.imconstantias.org.cy Преосвященный митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор родился 2 мая 1947 года в местечке Криту Маротту в провинции Пафоса. По завершении начального образования поступил послушником в монастырь Божией Матери Киккской, где пробыл шесть лет, одновременно обучаясь в трехклассной греческой школе, действовавшей в обители. Впоследствии в качестве стипендиата монастыря был направлен в Никосию, где продолжил образование в Киккском лицее, который окончил в 1969 году. 6 апреля 1969 года рукоположен в диакона архиепископом Кипрским Макарием III и зачислен в братию Киккского монастыря. С 1970 по 1974 год обучался на юридическом факультете Фессалоникийского университета. Продолжил обучение на богословском факультете Афинского университета, который окончил в 1978 году.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

и его сторонников поражение их политической линии - включение литовских земель в состав Польского королевства. Королю, опиравшемуся на поддержку духовенства и знати Вел. Польши, удалось серьезно ослабить позиции Краковского епископа. Церковная политика О. поддерживал Соборное движение , выступавшее за подчинение папы Римского власти Соборов; так же, как и члены Базельского Собора, он отрицал действенность православных таинств: для лиц, переходящих из Православия в католич. веру, О. требовал повторного крещения. В то же время он был твердым противником гуситов, что противоречило стремлению участников Базельского Собора пересмотреть итоги Констанцского Собора и примириться с умеренными гуситами-чашниками (в нояб. 1433 были заключены «Пражские компактаты»). В мае 1441 г., при обсуждении на синоде в Ленчице присоединения польск. епископата к Соборному движению, польск. епископы потребовали отмены перемирия с гуситами. В Православии О. и его сторонники также видели угрозу. О. сравнивал Православие и гусизм: ища поддержки в польско-литов. конфликте у главы Базельского Собора кард. Дж. Чезарини, О. писал о возможной угрозе объединения литов. «схизматиков» и чеш. гуситов на основе общих взглядов на таинство Евхаристии ( Флоря. 2007. С. 305-306; Полехов. 2015. C. 246). В этом сообщении видны не только политические мотивы О., но и его стремление убедить членов Базельского Собора отказаться от идей перемирия с гуситами. Отношения О. с папой Римским Евгением IV (1431-1447), инициатором созыва Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439), складывались неоднозначно. Краковский епископ считал неприемлемым конфликт Евгения IV с лидерами Соборного движения, вызванный роспуском Базельского Собора. В связи с этим вполне ясной представляется позиция польск. католич. духовенства и по отношению к Флорентийской унии: принять ее не позволял как факт заключения унии без участия Собора, так и слишком либеральные ее условия ( Флоря. 2007. C. 339). Отношение польск. католич. духовенства к унии нашло отражение в реакции на послание из Буды (1440) митр. Киевского Исидора († 1463). Утверждение митрополита об истинности правосл. таинств встретило жесткую критику и осуждение со стороны О. 18 дек. 1439 г. папа Евгений IV возвел О. в достоинство кардинала, что не было принято епископом, т. к. требовало от него разрыва с Соборным движением и полной поддержки папской политики. Однако окончательный разрыв О. с Евгением IV произошел не сразу. В марте 1440 г. О. принимал в Кракове митр. Исидора как папского легата, к-рый служил в кафедральном соборе в Кракове по визант. обряду. 8 марта 1441 г. на синоде в Ленчице О. заявил о своем нейтралитете в конфликте папы с Базельским Собором, но уже 21 дек. поддержал Собор и принес присягу антипапе Феликсу V (1439-1449), к-рый буллой от 9 нояб. 1441 г. возвел О. в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

Новым папой стал авторитетный римский кардинал Отто Колонна, принявший имя Мартина V (1417-1431). Член влиятельнейшего и богатого римского рода, он в свое время входил в окружение Иоанна XXIII, но на соборе кардинал Колонна не играл ведущей роли. Возможно, этим он и обязан своему избранию. Скорее всего, он выдвинулся как защитник чистоты католической веры. По просьбе инквизиции именно им производилось расследование книг Уиклифа и Гуса, и его строгая последовательность в значительной степени обусловила трагедию Гуса. Коронация Мартина V проводилась в Мюнстере. Этот акт заслуживает внимания хотя бы потому, что происходивший из древнего римского рода Колонна был единственным римским папой, которого короновали на земле Германии. За сто лет до выступления Мартина Лютера папа проехал по улицам немецкого города, и по обе стороны от него, держа под уздцы белого лошака, шествовали римский король Сигизмунд и курфюрст Бранденбургский. После своего избрания Мартин V ловко и энергично взялся за обезоруживание собора. Он настолько рьяно выполнил второй пункт программы собора по отмежеванию от догматических неурядиц, что досконально раскритиковал учения Уиклифа и Гуса и сожжением на костре Гуса показал назидательный пример уничтожительной борьбы с ними. Гус пошел на смерть как мученик, но собор не только не положил этим конец распространению ереси, но, наоборот, еще больше раздул ее пламя. Мартин V покончил с этим вопросом в своей булле от 12 марта 1418 года, объявив последователей учения Уиклифа и Гуса еретиками. Собор не осуществил программу, затрагивающую коренные причины всех бед, не провел реформу церкви. Вместо реформистских мероприятий вселенского масштаба папа заключил соглашения, компромиссы с отдельными нациями (таковы, например, германский и английский конкордаты). 22 апреля 1418 года папа закрыл собор, не утвердив его декреты. Этого он не сделал уже хотя бы потому, что собор этого не требовал: согласно конциляристской концепции, решения вселенского собора действительны и без папского утверждения. Папе Мартину V, получившему вселенское признание в церкви, было нелегко определить место своей резиденции. Рим почти полностью обезлюдел. В Церковном государстве власть была в руках рыцарей-грабителей. Французы вновь заманивали папу в Авиньон, а Сигизмунд хотел бы, чтобы папа обосновал курию в каком-либо германском городе - в Базеле, Майнце или Страсбурге. Однако Мартин V ясно видел и понимал, что если он хочет действовать самостоятельно, то не должен принимать ни одно из приглашений, а должен вернуться в Италию, по возможности в Рим. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Папа Римский обвинил Яна Гуса в ереси и потребовал его выдачи и самого сурового наказания. В 1414 г. Ян Гус был вызван на Констанцский собор. Он отправился туда, имея при себе охранную грамоту, которая была ему выдана императором Священной Римской империи Сигизмундом I. Папа не принял во внимание охранную грамоту. На соборе Яна Гуса даже не стали слушать. Его обвинили в ереси, арестовали и сожгли в Констанце в 1415 г. Та же участь постигла и его ученика, Иеронима Пражского. Таким образом, гуситское движение, которое развернулось в это время в Чехии, потеряло своего лидера. В ответ на расправу с Яном Гусом по всей Чехии прокатились волнения. Дворянство направило протест Констанцскому собору. Народные проповедники в Чехии начали по-своему интерпретировать учение Гуса, придавая ему более радикальную направленность, в своих проповедях сближая Гуса с радикально настроенным Иеронимом Пражским. Уже после смерти Яна Гуса, на горе Фавор близ Прати собралось несколько десятков тысяч крестьян, и летом 1419 г. начинается вооруженная борьба гуситов и католиков. В столице Чехии, Праге, поднимается городской плебс. Каждый месяц в восстание втягивались новые и новые города и деревни Чехии. В одних городах гуситы одерживали победу, в других терпели поражение от католиков, в третьих побеждал пронемеций патрициат. В это время происходит событие, изменившее ход гуситского восстания — умирает король Чехии Вацлав IV (1361-1419), и королем Чехии объявлен его брат — император Священной Римской империи Сигизмунд I (1419-1421). Но Чехия не приняла Сигизмунда, и в конце 1419 г. по стране прокатывается новая волна восстаний. В 1420 г. папа объявляет Крестовый поход против гуситов, во главе которого встал император Сигизмунд I. В Чехию вторгаются немецкие крестоносцы. Тогда в окрестностях Праги гуситы под руководством выдающегося полководца Яна Жижки (1360-1424) вступают в сражение с немецкими крестоносцами и одерживают победу. Первый Крестовый поход против гуситов окончился неудачей, а проблема престолонаследия в Чехии осталась нерешенной. По Чехии снова прокатывается волна восстаний, и в 1421 г. папа объявляет Второй Крестовый поход против гуситской Чехии. И на этот раз армии Яна Жижки снова удалось обратить крестоносцев в бегство. Но в одном из сражений Ян Жижка был ранен и в результате ранения ослеп. Тем не менее он продолжал руководить движением гуситов.

http://sedmitza.ru/lib/text/441097/

Согласно церковной концепции, между священником, находящимся в состоянии безбрачия, и Богом не стоит семья, таким образом, он может полностью посвятить себя служению Богу, его не связывают интересы семьи. Наряду с этим принятию закона о безбрачии священнослужителей в средние века, безусловно, способствовали существовавшие церковно-организационные и экономически-властные интересы. Догмат обязательного безбрачия вызвал внутри церкви большое сопротивление, ибо в большинстве мест священники вступали в супружеские связи. В 1074 году на Парижском соборе решения папы были объявлены недействительными. Констанцский епископ Отто прямо призывал своих священников жениться. Григорий VII направил в европейские страны полномочных папских легатов для проведения в жизнь своего решения о целибате. Генрих, оказавшийся в стесненных обстоятельствах из-за восстания саксонцев, некоторое время не решался действовать, так как нуждался в моральной поддержке папы. Его поведение изменилось, когда папа решил оспорить у императора право на инвеституру и ему удалось одолеть внутреннюю оппозицию. Столкновение между папой и императором было неизбежным, ведь, согласно сути концепции Григория VII, папство должно быть независимым от светской власти. Примат папы может быть осуществлен только в том случае, если при назначении епископов он осуществит свою волю (инвеституру) и тем самым воспрепятствует симонии. Таким образом, в результате введения целибата церковью решался не только вопрос сохранения церковного имущества, но и достижения независимости церкви от светской власти. Согласно «Диктату папы» Бог возложил на папу сохранение божественного порядка на земле. Поэтому папа вправе выносить суждение обо всем, но никто не может совершать суд над ним, его суждение неизменяемо и непогрешимо. Папа должен покарать того, кто вступает в конфликт с христианским миропорядком. Особо следует следить за правителями, за князьями. Если король не соответствует своему предназначению, то есть следует не за Богом и церковью, а руководствуется собственной славой, то он теряет право на власть. Папа, обладая всей полнотой власти наказывать и миловать, может низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Именно на этот основополагающий постулат Григорий VII ссылался в борьбе с Генрихом, и в его руках такие методы борьбы, как проклятие, отлучение королей от церкви, освобождение их подданных от присяги, превратились в эффективное средство. Если прежде империя властвовала над папством (цезарепапизм), то в Христианской республике ведущая роль переходит к церкви, к папам (церковная государственность), чтобы в соответствии с Божьими законами обустроить империю (теократия).

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Теперь последовала новая булла (1413 г.) с отлучением Гуса от Церкви и интердиктом на Прагу. Гус написал апелляцию к Самому Господу Иисусу Христу, так как не надеялся найти справедливости на земле. В то же время он издал сочинение «О Церкви», в котором доказывал, что истинная Церковь должна состоять из верующих, а так как папа отпал от веры, то он не есть член Церкви и его отлучение не имеет значения. Все-таки архиепископ Пражский успел вытеснить Гуса из Праги. Между тем открылся Констанцский собор (1414 г.). Так как Гус еще прежде издал апелляцию к Вселенскому собору, то его потребовали в Констанц. Император Сигизмунд дал ему даже охранную грамоту. Прибыв в Констанц, Гус должен был долгое время ждать допроса, после которого его немедленно арестовали. Император Сигизмунд не захотел настоять на его освобождении, несмотря на данную им охранную грамоту. Собор отнесся так жестоко к Гусу потому, что ему показалось ересью требование Гуса, чтобы ложность его мнений была доказана на основании Священного Писания. Вообще, Констанцский собор, несмотря на либерализм некоторых своих членов, смотрел на реформу Церкви слишком узко, разумея под нею только ограничение папского произвола. Пока на соборе решалось дело папы Uoahha XXIII , Гус сидел в тюрьме, где его продолжали подвергать до­просам. После семимесячного заключения его снова позвали в торжественное заседание собора и, так как он продолжал требовать опровержения своих мнений на основании Священного Писания, осудили как еретика на сожжение. 6 июля 1415 года Гус умер на костре. Друг его, Иероним Пражский, прибывший вместе с ним в Констанц, также был сожжен (1416 г.) после продолжительного тюремного заключения. Но реформаторское движение в Богемии не кончилось сожжением Гуса. Богемцы, поддерживавшие его до и во время собора, после его смерти восстали почти поголовно против Римской Церкви. Дело произошло таким образом. С согласия Гуса, его последователи, называемые гуситами, ввели у себя причащение мирян под обоими видами и, когда Констанцский собор, уже после сожжения Гуса, отверг такое причащение как еретическое, решились оружием завоевать себе чашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

короля, о чем говорит участие в Соборе в Новгородке Холмского епископа. Решение об избрании Цамблака привело к конфликту между Л. м. (теперь настойчиво называвшей себя Киевской) и К-полем. Патриарший Синод осудил действия Цамблака и проклял его, о чем сообщили в Москву патриарх Иосиф II и имп. Мануил II Палеолог . Однако заинтересованные в помощи Ягайло и Витовта против турок император и патриарх вступили в переговоры с Витовтом в поисках мирного разрешения конфликта. Неизвестно, что происходило дальше, но к 1418 г. конфликт как-то был улажен. В речи на Констанцском Соборе в февр. 1418 г. митр. Григорий назвал имп. Мануила II «своим сиятельным господином», позднее имп. послы присутствовали на литургии, которую служил Цамблак. О пастырской деятельности митр. Григория не сохранилось к.-л. свидетельств. Возможно, с его именем следует связывать создание протографа Тарновской Кормчей, в который вошли послания епископов и Витовта о поставлении Цамблака. В правление митр. Григория Цамблака продолжалось распространение на землях Л. м. католичества при поддержке гос. власти, что было особенно заметно на территории Львовского, Перемышльского и Холмского епископств. Католич. дворянству и горожанам предоставлялись привилегии, которых православные не имели. Все более широкое распространение получала практика содержания католич. храма за счет местного правосл. населения. В меньшей степени эти процессы затронули Великое княжество Литовское, где перемены коснулись пока только Подляшья, но и в Великом княжестве Литовском в ряде городов появились католич. храмы, в т. ч. в Новгородке, одном из главных центров митрополии. Желая добиться заключения унии Л. м. с Римом, Ягайло и Витовт стали настаивать на участии митрополита в переговорах о соединении Церквей на Констанцском Соборе католич. Церкви. В кон. 1417 г. митр. Григорий направился в Констанц, где 25 февр. 1418 г. был торжественно принят папой Мартином V . Однако митр. Григорий, ученик Евфимия Тырновского и автор антилат. полемических сочинений, не оправдал надежд, возлагавшихся на него в Вильно и Кракове. Он не выступил с предложениями о локальной унии, а присоединился к византийской делегации, поддержав традиционный для правосл. стороны постулат о созыве Вселенского Собора для обсуждения всех спорных вопросов во взаимоотношениях между 2 Церквами. На межконфессиональные отношения на землях Киевской митрополии поездка митр. Григория в Констанц не оказала никакого влияния. Стоит отметить рассказ Новгородской IV и Софийской I летописей о поездке Григория Цамблака. В нем говорится, что Григорий Цамблак убеждал Витовта оставить католич. веру, а затем направился в Констанц, чтобы спорить о вере с папой и его мудрецами. Так, вероятно, объясняли действия митрополита противники соединения Церквей в правосл. Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010