Краткий биографический очерк. Петрозаводск, 1910. 26 .  Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910. 27 .  Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. 28 .  Старец о. Наум Соловецкий – подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск, 1910. 29 .  Соловецкий монах Зосима//Православный Финляндский сборник. 1910. С.15–18. 30 .  Православное Карельское Братство и северно-русское духовное иночество. Петрозаводск, 1910. 31 .  Что может иметь пастырь для внебогослужебных бесед с прихожанами за недорогую цену из существующих религиозно-нравственных изданий?//Архангельские епархиальные ведомости. 1911. 1. С.13–16. 32 .  Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами. Т.1–13. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1906–1912. 33 .  Речь при наречении во епископа Рыльского//Прибавления к Церковному вестнику. 1911, 3, С. 97. 34 .  Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII – XIX веков. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1913. (еп. Никодим – составитель сборника); 2-е изд. М., 1994. 35 .  Иоасаф Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. Курск, 1914. 1 Агиология – научная дисциплина, изучающая жития святых, сосредотачивающая внимание на самом святом и его деятельности, часть более общей науки – агиографии (См. В.М.Живов . Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. С.11–12) 2 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 3 Яхонтов Ив. Жития св. северно-русских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1882. 5 Никодим//Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. С.264. 6 Священник Михаил Семенович Кононов (некролог)//Архангельские епархиальные ведомости, 1908, 8, Ч.неофиц.– С.254–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Катерина 24 ноября 2020, 13:33 Игорь Кононов, Вы же не знаете и не видите, как именно Алла или автор делают добрые дела, как же можно так смело приписывать им какие-то аж диавольские поступки. Такими бревнами в их глазах ворочаете - только держись. Меня Ваши тексты начинают потихоньку пугать, не менее чем тексты Дениса, хоть Вы их усыпаете цитатами. Игорь Ковалев 24 ноября 2020, 10:17 Алла.Ещё раз повторяю, главное смирение,а не то, что нравится,может вам по тщеславию нравится,вы же этого не понимаете.И с чего вы взяли,что это вам Бог воздаёт?Воздаяние от Бога за добрые дела-это смирение и Благодать.Здравый смысл в мыслях св. Отцов,а не в наших,но вы руководствуетесь своими.Что и доказывает отсутствие смирения. Свт.Игнатий Брянчанинов: " Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом,как делается ядом вкусная и здоровая пища,когда перемешают ее с ядом.Хранись делать добро падшего естества!Делая это добро,разовьешь свое падение,разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами. " Станислав 24 ноября 2020, 01:38 Иоанн Златоуст говорил: " Любочестив бо Сый Владыка, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит " . Аллины добрые дела всяко ценнее для Господа злых слов Игоря. Катерина 23 ноября 2020, 23:09 Игорь Кононов, ни один адекватный самокритичный христианин, строго относящийся к своей духовной жизни, не будет трезвонить налево и направо о том, что он делает добрые дела с непременным превосходном смирением, потому что смиряться для него - как воздухом дышать. Настолько он мега смиренен. Алла 23 ноября 2020, 14:27 Игорь, вы сами прекрасно знаете, что многие люди вовсе не ролучают удовольствие от добрых дел, а совсем наоборот. Если человеку приятно радовать других - разве это плохо? Разве было бы лучше, если бы мне нравилось делать пакости людям? И если бы Богу не были угодны мои дела, Он бы не вознаграждал меня за них так явно) Заметьте, свое благополучие я не приписываю себе, я знаю, Кого я должна благодарить. А если что-то идет не так, то Господа я не виню никогда. А ваши выводы не только аморальны, но и противоречат здравому смыслу. Всегда лучше быть вежливым и добрым, чем грубым и злым.

http://pravoslavie.ru/135219.html

уподоблялся внешности прп. Сергия Радонежского, причем его предписывали изображать и в куколе, и с непокрытой головой: «…подобием аки Сергий Радонежский, на главе схима» (БАН. Дружин. 975. Л. 29); «Подобием сед, аки Сергий Рад[онежский], брада поменши, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 156 об.). В рукописях XVIII - 30-х гг. XIX в. под 14 мая и 29 июня отмечены 2 традиции изображения преподобного: «Преподобнаго отца нашего Пахомия, начальника Кенскаго монастыря, иже в Помории, новаго чудотворца; подобием рус, брада аки Василия Кесарийскаго; ризы монашеския; инде пишут: подобием сед, брадою аки Сергий, в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 55; см. также: БАН. Строг. 66. Л. 107); «Рус, брада Василия Великаго» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 160 об.); «Рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на плечах схима, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 175 об.). Архим. Никодим (Кононов) сообщал, что «видом преподобный Пахомий был похож на преп. Сергия Радонежского; русые сначала волосы его стали потом убеленными сединами; изображается в схиме» ( Никодим (Кононов), архим. 1910. С. 5). Изображения П. ранее XVII в. неизвестны. Его иконография формировалась в Антониевом Сийском мон-ре в сер.- 2-й пол. XVII в. Важным иконографическим источником являются лицевые Жития прп. Антония Сийского, где имеются миниатюры со сценами пребывания и пострижения прп. Антония в Кенском мон-ре. Известно неск. таких рукописей XVII-XVIII вв. с иллюстрациями ( Рыжова Е. А. Антониево-Сийский мон-рь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Рус. Севера. Сыктывкар, 2000. С. 201, 208, 209, 218). Наиболее раннее иллюстрированное Житие создано в 1648 г., оно содержит свыше 150 миниатюр; среди них - сцены из жизни и путешествий прп. Антония, в т. ч. его пребывания в Кенской обители. В надписи указано, что рукопись создана «попечением и прилежанием последнего чернца Феодосия» (ГИМ. Щук. 107/750). Игумен Антониева Сийского мон-ря Феодосий был иконописцем, но прямого указания на его участие в создании миниатюр Жития нет.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

Отмечается несомненное сходство и в технике декорирования золоченых фонов: резной или лепной барочный растительный орнамент, заполняющий все свободное пространство вокруг фигур, рельефные прямоугольные картуши с теонимограммами и гладкие сплошные нимбы с плоской рельефной окантовкой. Иконы этой иконографии, близкие по технике декорирования, бытовали на географически локальной территории - землях Слобожанщины (современные Харьковская и Сумская области, Украина). Исторические списки П. и. «Прекрасная икона Песчанской Божией Матери, список чудотворной», перед к-рой теплилась неугасимая лампада, находился в главном зале дома свт. Иоасафа Белгородского ( Никодим (Кононов). 1915. С. 44). Еще одна икона находилась в соборном храме белгородского Троицкого мон-ря за правым клиросом в особом киоте с неугасимой лампадой перед ним. Образ был принесен паломниками во время крестного хода 1913 г. Этот же список упоминался в лит-ре в связи с посещением обители и поклонением мощам свт. Иоасафа Белгородского 5 дек. 1914 г. имп. Александры Феодоровны и вел. княжон Ольги и Татианы, к-рые молились перед ним. Ист.: А. А. Н. Сказания о Песчанской чудотв. иконе Богоматери, находящейся в Вознесенском храме, слободы Песок, близ г. Изюма. Х., 1881. Изюм, 18932, 18994, 1901; Яковлев А., свящ. Песчанская чудотв. икона Божией Матери: (находится в Вознесенском храме, слободы Песок, Харьковской епархии, Изюмского у., в 2-х верстах от г. Изюма): История ее 150-летнего прославления с описанием благодатных исцелений, совершившихся перед этой иконой. Изюм, 1911; Известия и заметки//ВиР. 1884. 10. Листок для Харьковской епархии. С. 321; Маршрут паломничества с чудотв. образом Песчанской Божией Матери//Известия и заметки по Харьковской епархии. 1913. 9. С. 393-396; Жевахов Н. Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Свят. Синода. Мюнхен, 1923. Т. 1; Нови Сад, 1928. Т. 2; М., 19932. Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 225-226; Поселянин Е. Богоматерь. С. 443-444; Никодим (Кононов), еп. Свт. и Чудотворец Иоасаф Белоградский: (его жизнь и прославление). Курск, 1915. С. 14-15, 42-44, 51; Твердохлебов Л., прот. Поездка Высокопреосв. Антония, архиеп. Харьковского и Ахтырского, в г. Изюм, Волчанск и Ряснянский мон-рь//ВиР. 1915. 10. С. 632-634; Ykpaïhcьkiй ikohonuc XII-XIX ст. з koлekцiï НХМУ. Хмельницкий, 2004. С. 182. Кат. 127; Правосл. икона России, Украины, Беларуси. М., 2008. С. 146-147; Таранушенко С. А. Иконография укр. иконостасов. Х., 2011; он же. Ikohocmacu Cлoбiдcьkoï Украïни. Х., 2011; Феофан (Замесов), игум. Песчанская икона Божией Матери//Моск. ЕВ. 2014. 9/10. С. 148-150.

http://pravenc.ru/text/2580078.html

Леонид (Кавелин). Воспоминания о М. собрал известный русский публицист и криминалист Н. В. Сахаров, уроженец г. Козельска ( Сахаров. 1874). В рукописях сохранилось его «Краткое сказание о жизни настоятеля Козельской Оптиной пуст. архим. Моисея» (РГБ. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 4) с многочисленной редакторской правкой и заключением: «Может быть, было бы лучше по возможности сократить настоящую рукопись до возможного минимума, конечно, относительно формы, а не сущности содержания. При этом условии будет достигнута главная цель брошюры: ясность содержания, простота изложения и общедоступность по малой ее цене» (Там же. Л. 21 об.). Надгробия над захоронениями преподобных Антония и Моисея Оптинских в Казанском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2009 г. Надгробия над захоронениями преподобных Антония и Моисея Оптинских в Казанском соборе Оптиной пуст. Фотография. 2009 г. Важным источником сведений для жизнеописания М. являются материалы о рославльских пустынножителях. В 1862 г. в «Домашней беседе» была опубликована статья иером. Леонида (Кавелина) «Последние русские православные пустынножители: (Материалы для истории русского монашества): (1745-1820). Общий взгляд на пустынножительство в России» (Вып. 20-26), составленная на основе воспоминаний М., записанных о. Леонидом за несколько лет до кончины преподобного. Материалы для составления жизнеописания М. собирали о. Климент (Зедергольм), о. Порфирий (Севрюгин), Евфимий (Трунов) (см.: РГБ. Ф. 214. Опт-283, 302 и др.). О. Климент и монах Свенской обители Сергий (Федотов) работали над составлением «Свода всего напечатанного и по преданию известного о безмолвнолюбивых рославльских отшельниках и прочих современных им и нам подвижниках». Впосл. эти материалы вошли отдельным приложением в жизнеописание М., подготовленное в 1882 г. о. Иувеналием (Половцевым). Сохранился рукописный вариант с правкой (Там же. Ф. 214. Опт-300). Архим. Никодим (Кононов) отметил, что это жизнеописание должно быть «настольною книгою каждого настоятеля обители» ( Никодим (Кононов).

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Новгородского митр. Исидора в Соловецкий мон-рь о принятии на покой «ипатского» настоятеля, соловецкого постриженика И.- РНБ. Солов. 20/1479. С. 76). Согласно «Сказанию вкратце», на Соловках «по совершении города Иаков игумен с миром скончася и погребен бысть под чудотворною папертию в подножии учителя своего святителя Филиппа. И по сем бысть игуменом честный и духовный муж Исидор» ( Лобакова. 2004. С. 173). Постройка Соловецкой крепости была завершена в 1594 г.; составитель «Сказания вкратце», живший в сер. XVII в., из смены игуменов сделал вывод о кончине И., по-видимому не зная о его настоятельстве в Ипатиевском мон-ре. На надгробной плите И. (погребен под папертью Преображенского собора, «в подножии» могилы свт. Филиппа), изготовленной, вероятно, в XIX в., указана неправильная дата смерти - 1597 г., т. е. время перехода И. в Кострому. В лит-ре встречается др. год кончины И.- 1614-й ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 560), но источник этой информации неизвестен. К нач. XIX в. в Соловецком мон-ре существовало почитание И. Он назван преподобным в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших», входящем в рукопись Соловецкого патерика нач. XIX в. РНБ. Солов. 1195/1366. «Верное и краткое исчисление...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика ( Никодим (Кононов). 1900). Тот же автор включил имя И. в опубликованный в следующем году Архангельский патерик ( Никодим (Кононов). 1901). Канонизацией И. можно считать включение его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было восстановлено в 1981 г. (Собор известен с 1831), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 632-658; Ч. 5. С. 450-454; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 84-95; Ч. 3. С. 36-64, 194-198, 212-213; Островский П.

http://pravenc.ru/text/200179.html

Крест в Кремле. Программа посвящена прошедшему на прошлой неделе восстановлению в стенах Московского Кремля Памятного Креста Великому князю Сергею Александровичу Романову. 25.05.2017 10:37:59 Евгений Константинович Никифоров Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/16/22-00.html Евгений Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодня мы будем говорить о событии, которое для меня лично является важнейшим за 25 лет деятельности " Радонежа " . Хотя мы и гимназии открывали и паломническую службу, и т.д. В  передаче вместе со мной участвуют Владислав Александрович Кононов, исполнительный директор Российского военно-исторического общества, и генеральный директор «Артпроекта» Евгений Егорович Королев. Е.Е. Королёв: - Здравствуйте! В.А. Кононов: - Здравствуйте! Евгений Никифоров: - Последнюю часть этого проекта, о котором мы сейчас будем говорить, они осуществляли во главе с Анной Витальевной Громовой. Это наш известный автор, человек, который занимается памятью Великого князя Сергея Александровича Романова. Многие смотрели, наверное, по телевизору восстановление в Кремле громадного 6-метрового бронзового креста,  посвященного памяти Великого князя. Крест стоит на месте убиения его террористом Каляевым. Но Каляевские улицы есть  по всей стране, а о Великом князе не знает никто. Хотя Великий князь был созидатель, а Каляев - убийца и разрушитель, нигилист,  напрямую террорист, и никак иначе его не назовешь. Почему 25 лет? Потому что именно 25 лет тому назад к нам обратились археологи Кремля и рассказали, как  они щупами прощупывали Ивановскую площадь  - и вдруг обнаружили пустоты. Стали смотреть, а оказалось, что Чудов монастырь снесли, а крипта Преподобного Сергея Радонежского полностью осталась. И мы с Дмитрием Гришиным, нашим замечательным историком стали бегать по кабинетам, писать письма, исторические справки. В результате я написал письмо Ельцину. Ельцин быстро отреагировал, буквально через неделю я получаю письмо. Вместе со Станкевичем он назначил нас быть председателями общественной  государственной комиссии по увековечению памяти Великого князя.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

44 . Концевич И.М. Оптина пустынь и ея время. Свято–Троицкая Сергиева Лавра. Издательский отдел Владимирской епархии, 1995. 607 с. 45 . Кратиров П. Святитель Задонский Тихон , как пастырь и пастыреучитель. Православный Собеседник, Т. II. С. 123. 46 . Краткия поучения старца Феодора Санаксарскаго . В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 381–394. 47 . Краткое поучение старца Феодора, настоятеля Санаксарския обители. М., 1847. 42 с. 48 . Лакиер А. Русская герольдика. СПб, 1855. С. 349–350. 49 . Лебедев А. , прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб, 1896. С. 14–15. 50 . Листвицын В.И. Село Богоявленское на Острову (Романовский уезд). Ярославские губернские ведомости. 1872. 1. С. 2. 51 . Макарий, архим. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшаго Гавриила, митрополита Новгородскаго и Санктпетербургскаго. Санктпетербург, 1857.С. 72–73. 52 . Миряне и иноки – ученики Оптинских старцев, погребенные в Оптиной пустыне. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1910. С. 197–198. 53 . Наставления старца иеромонаха Феодора. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 413–431. 54 . Наставления схимонаха Зосимы. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 272–273. 55 . Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины схимонахиня Олимпиада. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 71–95. 56 . Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины, Марья Петровна Протасьева. В кн. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. С.–Петербург: Издание книгопродавца И. А. Тулузова, 1905. С. 274–280.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Иову в Ущельском и близлежащих приходах совершалась служба И. (по Общей Минее) ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 75, 144). Офиц. канонизации И. не было, служение ему панихид или молебнов, по-видимому, зависело от позиции правящего архиерея. Е. Е. Голубинский поместил И. среди неканонизированных подвижников благочестия ( Голубинский. Канонизация святых. С. 329). Канонизация И. совершилась, видимо, в процессе переписки Архангельского архиерея с Синодом по поводу открытия в Усть-Щельском жен. обители. В ответ на представление Архангельского еп. Иоанникия (Казанского) Синод 3 нояб. 1901 г. постановил именовать учрежденную общину «Ущельскою преподобного Иова женскою общиною» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 281. Л. 31 об.). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. C. 27), что свидетельствует о признании канонизации И. Вопрос о включении имени И. в Собор Соловецких святых рассматривался по представлению Соловецкого мон-ря на заседании Синодальной комиссии по канонизации святых 29-30 нояб. 2000 г. Положительное заключение комиссии было утверждено 9 дек. 2000 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Архив Соловецкого мон-ря). В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил тропарь, кондак, молитву и акафист И. 29 нояб. 1910 г. возглавлявшая Ущельский мон-рь мон. Магдалина обратилась к Архангельскому еп. Михею (Алексееву) с просьбой рассмотреть тропарь, кондак и молитву преподобномученику и разрешить их использование (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 724. Л. 1, 2-2 об.). Повторно вопрос о тропаре, кондаке и молитве рассматривался в 1914 г. Архангельским еп. Нафанаилом (Троицким). Поводом, по-видимому, послужила просьба игум. Ущельского мон-ря Магдалины от 3 мая 1914 г. о разрешении носить икону И. по деревням для служения молебнов в связи с желанием местных жителей (Там же. Л. 5). Ходатайство было отклонено. Акафист И. известен в единственном списке кон.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Вслед за Иисусом – Вечным Первосвященником и Ходатаем Нового Завета – они вошли во святилище со своею кровию: да очистятся грехи людские, ибо без пролития крови не бывает прощения ( Евр. 9:22 ). Святитель Иоанн Златоуст писал: «Почитать святого – значит участвовать своею жизнью в его подвиге», а подвиг неисчислимого сонма священнослужителей, иноков мирян, которые в годы репрессий на Святой Руси отдали на алтарь Церкви Христовой свою жизнь, велик и славен. Первый Всероссийский Священный Собор 5/18 апреля издал Определение о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь и 9-й пункт этого определения гласит: «Поручить церковному управлению собирать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками Православной Веры». Подвиг исповедничества первых христиан и их страдания за Христа научили сотни тысяч людей умирать с верою, молитвой и покаянием за веру христанскую, вступать в единоборство с силами ада за Святую Церковь . Никакие трудности жизни, расколы, унижения, клевета и политические обвинения, узнические испытания, умерщвления не могли отлучить их от любви Божией ( Рим. 8:35 ), посеять в них мрак неверия и вражды против своего Творца, превратить их совесть в поле страстей и беззакония. Епископ Никодим (Кононов). Фото 1917 г. На юбилейном архиерейском соборе в 2000-м году прославлены поименно в лике святых 1478 новомучеников и исповедников российских, в том числе Белгородские святители-новомученики: епископ Никодим (Кононов, 1871–1919) 15 ; архиепископ Онуфрий (Гагалкж, 1889–1938); епископ Антоний 16 (Панкеев, 1892–1938); священник Митрофан Вильгельмкий (1883–1938); священник Александр Ерошов (1884–1938); священник Михаил Дейнека (1894–1938); священник Матфей Вознесенский (1919); священник Виктор Каракулин (1887–1937); священник Ипполит Красновский (1883–1938); священник Николай Садовский (1894–1938); священник Василий Иванов (1876–1938); священник Николай Кулаков (1876–1938); священник Максим Богданов (1883–1938); священник Александр Сеульский (1876–1938); священник Павел Попов (1890–1938); священник Павел Брянцев (1889–1938); псаломщик Михаил Вознесенский (1900–1938); псаломщик Григорий Богоявленский (1883–1938).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010