30 . Игумения Евпраксия. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 247–255. 31 . Иеромонах Ефрем, строитель Саровской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 341–346. 32 . Из кратких собеседований о. Феодора с послушницами Алексеевской общины. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 395–413. 33 . Известия Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. XLIX. Тамбов, 1904. С. 226. 34 . Известия Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. XXXIV. С. 105. 35 . Иоасаф и Серапион, подвижники Площанской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 95–99. 36 . Историко–статистическия сведения о С.–П.–Б. Епархии. Вып. 2, 1871. С. 217–238. 37 . Историческия сведения о городе Арзамасе, собранныя Николаем Щегольковым. Арзамас: Типография Н. Доброхотова, 1911. С. 91. 38 . Историческое описание Московскаго Симонова монастыря. М., 1843. С. 103–104. 39 . Казанский П. С. Труды Святителя Тихона 1–го, епископа Воронежского, по управлению Воронежскою паствою. Прибавление к изданию святых Отцов. М., 1862. С. 185. 40 . Киево–Печерский затворник Досифей. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 255–270. 41 . Книга всеподданнейших докладов в Архиве Синода 1774 года, 5, 24 мая. 42 . Книга высочайших указов 1774 года, 10, 16 июня. 43 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Киев, 1990. 52 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

СПб., 1882; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеезерского чудотворца. Архангельск, 1884; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего севера: Кожеозерский мон-рь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Никодим (Кононов), еп. (Кононов А. М.). Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии с описанием жизни и чудес прп. Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; он же. Прп. Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же (Никодим (Кононов), иером.). Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Архангельский Патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах нек-рых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии/Сост.: А. М. Кононов. СПб., 1901; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. С. 472-481; 19. С. 505-510; 20. С. 534-544; 22. С. 630-637; 23. С. 646-656; 24. С. 672-682; он же. Кожеозерский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 466-517; Никольский Н. К. Рукописная книжность. По Северному краю (о вскрытии мощей)//Красный Север. Вологда. 1919. 19. С. 3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 297; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 261; Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 327-345; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 180-182; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 103; Спасский И. Г. Московская математическая книга сер. XVII в. и ее владелец//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 56-74; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. С. 229, 383; Полетаева Е. А. Житие Никодима Кожеозерского как памятник севернорус.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Изучению южного славянства и отчасти православного Востока посвящены следующие сочинения его, напечатанные в 1866 году: «Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии, от принятия Болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 9 и отдельный оттиск: Одесса. 1866 г.); «Обращение Хиландарской Лавры в общежитие» (там же, 17); «Архиепископия первой Юстинианы Охридской и ее просветительное влияние на южных славян – болгар и сербов» («Чтения в Общ. Истории», кн. IV и отдельный оттиск: М. 1867 г.); «Историческое обозрение Афонских славянских обителей» («Херсонские Епарх. Ведомости», 21, 22, 24, 1867 г., 1–2 и отдельный оттиск: Одесса. 1867 г.). В 1867 году: «Русский монастырь св. Пантелеймона – Русик» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 6, 7, 17–22, и отдельно: Одесса, 1867 г.); «Речи при встрече великих князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с великою княжною Марией Александровной» (там же, 19); «Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима» (там же); «О славянских переводах церковного богослужебного устава» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Киприан до восшествия на Московскую митрополию» (там же); «Сербская иноческая обитель в Палестине» (там же, кн. 3); «Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому» (там же, кн. 4, и отдельно: М., 1868 г.); «Двухдневное пребывание на св. горе Афонской вел. кн. Алексия Александровича» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 20, и отдельно: СПб., 1868 г.); «Лавра св. Саввы Освященного» (там же, 23, 24, 1868 г., 5–10, и отдельно: Одесса, 1868 г.). В 1868 году: «Изображения славянских первоучителей и просветителей святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре» («Чтения в Общ. Истории», кн. «Хан Нагай и его влияние на Россию и южных славян» (там же, кн. III); «Монастырь Липеси, место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны» («Утро», сборник Погодина, М. 1868); «Хиландарски тиник или устав св. Саве» («Гласник», кн. 7, и отдельно: Белград, 1868 г.); «Стара Српска писма из Руского монастира св. Пантелеимона у cbemoj гори» (там же и отдельно: Белград, 1868 г.); «Студийский монастырь в Константинополе» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 22) и между прочим: «Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год» (кн. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На панихиде и после нее много хорошего говорили о просветительской деятельности отца Михаила на Онеге, но вспоминали и о трудном начале его священнической карьеры в качестве миссионера на Печоре. Дьяческий сын Михаил Кононов (1844 года рождения) после окончания в 1867 г. Архангельской духовной семинарии был определен епископом Нафанаилом I (Савченко) священником в Тельвисочный приход Мезенского уезда. Архангельский архиерей проявлял исключительную заботу о духовном просвещении окраин своей епархии. Положение же православия на Печоре в этот период было сложным: мало того, что огромное влияние среди русского населения печорских сел имели старообрядцы, так еще и работа нескольких духовных миссий среди ненцев оказалась на поверку малорезультативной. Формальное крещение самоедов в православие не означало на практике ни их вхождения в число постоянных прихожан, ни их обучения в церковных школах. На молодого священника легла непростая миссионерская задача, за решение которой он решительно взялся. Михаил Кононов изучал ненецкий язык, совершал поездки по тундровым стойбищам самоедов, собирал ненецких детей для обучения при Тельвисочном приходе. Одновременно он собирал материал об образе жизни, традициях и обычаях коренных северных народов. Часть его интереснейших путевых дневников была опубликована Архангельскими губернскими ведомостями в 1869 г. 7 , но полный текст этого яркого исторического и этнографического исследования пока не найден. Активность миссионера Михаила Кононова была оценена епархиальными властями, которые в 1875 г. командировали его на остров Колгуев с целью возведения там первого православного храма и создания общины верующих из колгуевских ненцев. Многие предложения о.Михаила, касающиеся дальнейшей миссионерской деятельности среди самоедов, были воплощены в жизнь уже после его перевода в Прилуцкий Онежский приход. Так, при епископе Нафанаиле II (Соборове) был создан Николаевский скит на Новой Земле, а в 1894 г. в Архангельске начала работу переводческая комиссия, готовившая издания азбуки и Св.Писания на ненецком и лопарском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Достойно примечания, что одна из самых усердных помошниц Ефима была тверячка, – крестьянка Кашинского у. Ирина Фёдорова. С тех пор как Ефим познакомился с нею, она сделалась неразлучною его спутницей во всех его похождениях и предприятиях и не оставляла его до самой смерти; а после его смерти сделалась продолжательницей его дела. Таким образом, в конце XVIII века или в начале XIX-ro бегунство в Корчевском уезде уже существовало 58 , но наиболее крепко оно здесь обосновалось в 30-х и 40-х годах настоящего столетия. Тогда насадителем его здесь был беглый раскольник из крестьян дер. Завражья, Васильевской вотчины, Корчевского у., Степан Кононов. Учился он бегунству в Сопелках, так сказать в митрополии страннической секты, и пропагандировал в Калязинском уезде и в деревнях: Лабазине, Клетине, Лукашине и других и в с. Кимре. В 1840 году Кононов в корчевском тюремном замке изъявил готовность присоединиться к православию, приобщился св. Таин и в 1841 году по манифесту освобожденный от наказания выдворен на прежнем месте жительства с подпискою, что впредь не будет уклоняться от православия; но летом того же года снова отправился в странство, сманив с собою жену. В 1843 году во второй раз попался полиции и на допросе показал, что, отправляясь в бегунство, он находил и теперь находит греко-российскую церковь законопреступною, Императора признаёт раскольником, и манифест, освобождавший его от наказания, не считает милостию, ибо благодеяние им дано не по душе, а по плоти. В 1844 году Кононов сослан, наконец, в Закавказский край. Но окончательный здесь успех имела пропаганда одного из ярославских наставников Ермогена Кузмина, приглашенного в Тверскую губернию двумя крестьянами Корчевскаго у. дер. Завидова. Кузьмин действовал систематически, устраивал всюду в нужных местах пристанодержательства и скоро потребовал из Ярославля помошников себе, которыми и явились, по назначению сопелковских старцев, военный дезертир Кузьма, по перекрещению Иван Абрамов Бурлов и Иван Курносов, уроженец Кинешемского у.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

В нач. XX в. сщмч. Никодим (Кононов) составил «Диптих соловецких подвижников благочестия», в который внес имена «еще незримых миру подвижников благочестия», хранящиеся «в памяти обители». В числе других преподобных отцов, «в подвизех пустыннаго жития просиявших», он включил в него имена обоих учеников прп. Елеазара - Никифора и Н. (см.: Никодим (Кононов). 1900. С. 101). Ист.: Житие и чудеса прп. отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 113-114; 2. С. 245; Жития Елеазара Анзерского//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 123-124, 129-130, 143-144; Док-ты Соловецкого архива об Анзерском ските//Там же. С. 207; Вкладная книга Анзерского скита//Там же. С. 219, 237-238, 250. Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального Соловецкого мон-ря. М., 1836. С. 325, 332; Сырцов И. Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому мон-рю//Странник. 1873. Февр. С. 59, 80; Соловецкий патерик. М., 1873. С. 93, 106-107; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 834; Ист. описание Св.-Троицкого Анзерского скита на Анзерском о-ве, с прил. Жития прп. Елеазара Анзерского, основателя Троицко-Анзерского скита. Архангельск, 1882. С. 24, 44-45; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 178-179; он же. «Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям» и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 73, 86, 101; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и нек-рых приснопамятных мужей. СПб., 1901. С. 45-46; Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001. С. 30-34, 74, 406; Севастьянова С. К. Макарий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 322-323; она же. Библиотека Анзерского скита 1-й пол. XVII в.: Опыт реконструкции по описи 1676 г.//Там же. С. 155, 174; Соловецкий мон-рь: Анзер и его святыни/Сост.: В. П. Столяров. М., 2002. С. 14, 68, 74; Старицын А. Н. Анзерские старцы//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. науч. конф. (15-17 сент. 2011 г.). М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 5-13; Осипенко М. В. Соловецкая обитель: история и святыни: кн. паломника. Соловки, 2014. С. 92, 534.

http://pravenc.ru/text/2565568.html

1739 г.- «Сказание о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», хранившееся в Ущельской ц. как отдельная записка ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 79-80). Введение ко 2-й редакции Жития, в к-ром отсутствие биографических сведений о преподобномученике объясняется Божественным произволением, носит риторический характер и восходит к «Слову о явлении мощей прав. Иакова Боровичского» в сб. «Рай мысленный», опубликованном в Валдайском Свято-Озерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре в 1659 г. Во 2-й редакции Жития содержится краткое описание 51 чуда (в последнем сообщается об исцелении мезенского титулярного советника А. Фёдорова в 1822); в некоторых случаях датировки чудес незначительно отличаются от дат в 1-й редакции Жития. Автором 2-й редакции мог быть свящ. Никита Петров, в 1858 г. составивший описание Ущельского прихода (его ркп. в числе источников сведений о приходе упомянута в изд. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1895)). Список Жития И. (по-видимому, 2-й редакции) видел в 1865 г., во время путешествия по Северу, писатель С. В. Максимов , пересказавший текст в кн. «Год на Севере» ( Максимов. 1984. С. 486-487). С Житием И. ознакомился сщмч. Никодим (Кононов) , когда в 1892-1896 гг. работал с документами, хранившимися в Ущельской ц. ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 151-165). Е. А. Рыжова Биография Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Отца И. звали Патрикий. И. Ф. Токмаков писал, что в Московском архиве Мин-ва юстиции хранилась родословная Мазовских. Ранее 1608 г. святой принял монашеский постриг. Согласно ставленнической грамоте И. от 1 нояб. 1608 г., Новгородский митрополит Исидор «инока Иова Патракиева сына Мозовского» поставил «в чтецы, потом в иподиаконы и наконец хиротониса его» к Преображенскому собору Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря ( Рыжова.

http://pravenc.ru/text/578160.html

11 , после чего юношеские работы А.Кононова были вновь переизданы отдельной книжкой 12 . В студенческие годы А.Кононов публикует и еще два солидных агиологических очерка о северных святых Александре Ошевенском и Антонии Сийском 13 . Годом позже его очерк об Александре Ошевенском, признанный полезным для духовного просвещения, переиздается в Петрозаводске 14 . Интересно, что по запросу С.-Петербургской Духовной Академии в столицу были переданы несколько рукописных сборников с житиями Соловецких святых из библиотеки Соловецкого монастыря, находившейся в то время в Казани, специально для изучения их студентом Александром Кононовым. В 1896 г. Академию заканчивает уже вполне сложившийся и весьма известный церковный ученый (полученная при этом степень кандидата богословия лишь подтверждала широкое признание значимости научных работ нашего героя), проповедник, писатель. Стремление студента Александра Кононова посвятить себя церковному служению и церковной науке выразилось и в его желании принять монашество еще в стенах Академии. 10 февраля 1896 г. в домовой академической церкви А.Кононов был пострижен с наречением иноческим именем Никодим, в честь Никодима Кожеозерского, вблизи от пустыни которого он вырос. Обряд пострижения совершали ректор Академии епископ Иоанн, ректор семинарии архимандрит Павел, старший цензор архимандрит Василий в присутствии епископа Гдовского Назария, товарища обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблера и нескольких иеромонахов Академии и Александро-Невской лавры 15 . В том же году Никодим рукоположен в иеромонаха и был оставлен для продолжения службы в должности смотрителя Александро-Невского духовного училища в С.-Петербурге. К сожалению дальнейшая судьба о.Никодима прослежена нами далеко не полностью. Многочисленные места его службы находились вне пределов его родины – Архангельского Севера, а потому не всегда возможно детально проследить перипетии его биографии. Однако творческий путь Никодима как ученого и просветителя прослеживается легко, ибо отмечен постоянно издаваемыми трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Кононов Александр Михайлович; 18.06.1871, с. Тельвиска, Мезенского у. Архангельской губ.- 10.01.1919, Белгород), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф. Происходил из старинного священнического рода. Его отец, свящ. Михаил Семенович Кононов, настоятель прихода с. Тельвиска в низовьях р. Печоры (ныне на территории Ненецкого автономного окр.), был известен выдающейся миссионерской деятельностью среди ненцев. В 1877 г. семья Александра переехала на новое место служения отца в дер. Прилуки Онежского у. Архангельской губ. В 1886 г. окончил Архангельское ДУ, в 1892 г.- Архангельскую ДС. В том же году поступил в СПбДА. Уже во время учебы в академии он получил известность в церковных и просветительских кругах как агиограф и исследователь истории монашества Русского Севера. В 1893-1895 гг. в С.-Петербурге в ж. «Русский паломник» публиковались его очерки о святынях Мезенского у., о Михаило-Архангельском мон-ре в Архангельске и Кожеозерской Богоявленской муж. пуст., о прмч. Иове (Мозовском , Ущельском); были изданы брошюры о преподобных Александре Ошевенском и Антонии Сийском и об историческом значении основанных ими обителей. На последнем курсе академии, 10 февр. 1896 г., пострижен ректором СПбДА Нарвским еп. Иоанном (Кратировым) в монашество с именем в честь прп. Никодима Кожеозерского, 24 февр. рукоположен во диакона, 21 апр.- во иерея. После окончания СПбДА со степенью кандидата богословия был назначен 17 авг. 1896 г. смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. Был также смотрителем С.-Петербургских педагогических курсов для учителей второклассных церковноприходских школ с 23 июня по 6 авг. 1897 г. и с 24 июня по 6 авг. 1898 г. Одновременно продолжал активную научно-богословскую деятельность, стал автором многочисленных агиографических работ. Его исследования в этот период приобретают научную зрелость, к-рая совмещалась с доступностью «душеполезного чтения» для широкого круга читателей . Н. был собран почти исчерпывающий на то время материал о святых Архангельской, Вологодской, С.-Петербургской, Олонецкой епархий, подготовлен теоретический очерк о канонизации рус. святых.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Несколько чудес XIX в. описал архим. Никодим (Кононов): он сообщил об исцелении 2 чел. от головной боли и о спасении заблудившихся путешественников ( Никодим (Кононов). 1903. 2). По монастырскому преданию, одним из основателей мон-ря на берегу Важеозера был выкопан колодец, вода из которого обладала целебными свойствами; над колодцем была сооружена часовня во имя вмч. Никиты ( Кожевникова. 2009. С. 236). В литературе встречается утверждение, что в Важеозерском мон-ре при Н. жили ученики Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий Островские. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Имена Н. и Г. включены в нек-рые списки «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 26-26 об., XVIII в.; здесь отмечено отсутствие церковной службы), а также в Четьи-Минеи еп. Гермогена (Константина Добронравина) (РНБ. СПбДС. 25/1, кон. XIX в.: под 8 янв. указана память Г., под 9 февр.- Н. и Г.). В святцах старообрядческого выговского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131, 2-я пол. 10-х гг. XIX в.) под 27 сент. отмечена память Н. и Г., под 27 февр.- Г., под 18 апр.- «обретение мощей» Н. В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатан список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором находились имена Н. и Г. Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым), куда были включены жизнеописания Н. и Г. ( Никодим (Кононов). 1910. С. 5-9). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010