Возвратившись в Петербург, Солодовников и Кузнецов известили прочих скопцов о своей встрече. Между тем, скопцы твердо были убеждены, что удаление Селиванова из Петербурга совершилось помимо воли императора, что это есть следствие козней и происков некоторых, чем либо недовольных их искупителем 424 и это свое убеждение они выразили целым рядом демонстраций, направленных против, правительства. В июле того же 1820 года, спустя несколько дней после отправления Селиванова, все петербургские скопцы собраны были вместе в доме Солодовникова: здесь им прочитана была высочайше рассмотренная и одобренная бумага. В этой бумаге говорилось, что скопцы совершенно несправедливо почитают скопчество основанием своего спасения, что они, далее, грубо заблуждаются, почитая начальника своей секты искупителем, и усвояя ему божественные свойства, принадлежавшие только одному Иисусу Христу, что, далее, их мнимый искупитель сослан в монастырь именно за распространение скопчества и с тем, чтобы он там „мог употребить последние дни жизни своей на раскаяние“ и что, наконец, все те, которые и после этого будут соблазнять других к вступлению в скопчество, „подвергнутся строгому взысканию от гражданского правительства, как вредные в обществе люди“ 425 . Едва было окончено чтение бумаги, как из многочисленной толпы скопцов выступил Алексей Петров, отставкой придворный метрдотель, который с горячностью стал защищать и оправдывать удаленного лжеискупителя и, пав на колена пред чиновниками, громко вопил о его возвращении 426 . Спустя месяц после этого события 427 другой скопец Семен Кононов подал прошение на имя государя императора, в котором просил об освобождении и возвращении назад в Петербург „отца-искупителя“; его выдержали за это десять недель в полиции. Выпущенный на волю, он снова, уже чрез почту, из Царского села, отправил новое прошение; на него не последовало никакого ответа. Обождав несколько времени, Кононов подал третье прошение в руки государя; государь велел его выдержать еще три недели под арестом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

м., окруженный болотами с востока и севера, находился в «малолюдной и труднодоступной местности», в стороне от почтовых трактов, паломники посещали его гл. обр. летом и зимой. Мощи прп. Лазаря Муромского пребывали под спудом в деревянной часовне, устроенной за алтарем Лазаревской ц. («о самую стену алтаря с восточной стороны»), на братском кладбище. Близ алтаря каменной Успенской ц., над могилой прп. Афанасия Муромского, первоначально стояла деревянная часовня. После возведения каменной Всехсвятской ц. его гробница была установлена в специальной нише на ее левой стороне ( Ол-н. 1905). С именем прп. Афанасия монастырское предание связывало железные вериги, к-рые монахи берегли как святыню ( Никодим (Кононов). 1903). В кон. XIX в. над Лазаревской ц. для сохранения ее от разрушения была возведена часовня-«футляр», и стоявшая над мощами основателя рака оказалась внутри ее. В часовне хранились деревянные богослужебные сосуды (потир, дискос, 2 блюдца для проскомидии) прп. Лазаря, его крашенинная риза и резной подсвечник «в виде треножника». На подоконнике лежали куски старинного мукомольного жернова, к-рым мололи хлеб при первых насельниках. В древнем храме были собраны монастырские иконы XV-XVI вв. Среди них - образ «Исцеление слепорожденного» (XV в.), сюжетно связанный с событиями, описанными в Житии прп. Лазаря Муромского (чудо о прозрении сына старейшины лопарей по молитвам святого). В 1959 г. экспедиция Государственного Русского музея вывезла часть редких икон для их реставрации и дальнейшего хранения в музейных фондах (КГКМ. 1631. Л. 8, 18-19). Во Всехсвятском храме за правым клиросом пребывала чтимая икона Успения Пресв. Богородицы, считавшаяся увеличенной копией образа, принадлежавшего прп. Лазарю и исчезнувшего в пожаре XVI в. или во время разорения 1612/13 г. ( Ол-н. 1905). В М. У. м. паломники обязательно поклонялись «Лазареву кресту», стоявшему возле дороги «от времен седой старины». Ежегодно 24 июня к нему устраивалось торжественное шествие с молебным пением ( Никодим (Кононов).

http://pravenc.ru/text/2564384.html

Арх. ком. 339), написанного в Москве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. по заказу патриаршего казначея старца Паисия. В Сийском Евангелии есть изображения, к-рые Н. С. «знаменил» для Сийского иконописного подлинника ( Братчикова. 1988. С. 10). При Н. С. в Сийском мон-ре занимались гравированием, о чем свидетельствуют собранные им иконные образцы и печатные святцы, изданные в обители в 1672 г. ( Сидоров. 1951. С. 230-231; Мишина. 1994; Брюсова. 1984. С. 150). В составе келейной б-ки Н. С. были книги с гравюрами, в т. ч. рукопись «Звезда пресветлая» 1689 г. с печатной заставкой-рамкой, выполненной в технике гравюры на металле (БАН. Арханг. Древлехран. 451. Л. 15; Кольцова. 2009. С. 69). Сочинения В б-ке Н. С. находились списки Жития прп. Антония Сийского редакции Ионы (БАН. Арханг. Древлехран. 340) и игум. Феодосия (РНБ. Собр. СПбДА. А. II. 209). Н. С. был создателем Исторической редакции Жития прп. Антония Сийского, для к-рой характерно внимание к историческим сюжетам и включение в текст устных преданий. Она была составлена в 1-й трети XVIII в., известны 4 списка 2-й четв. XIX в. (БАН. Арханг. Древлехран. 558, 559; Собр. Н. К. Никольского. 220; РНБ. ОСРК. Q. I.1303), созданные в Сийском мон-ре ( Рыжова. 2000. С. 184-185, 240). Впервые предположение о составлении новой редакции Жития прп. Антония Сийского не ранее 1719 г. высказал архиеп. Никодим (Кононов) ( Никодим (Кононов). 1901. С. 15, 22). Произведение свидетельствует об интересе автора к конкретным обстоятельствам жизни прп. Антония Сийского. В Историческую редакцию вошли местные предания, бытовавшие на родине святого, в Киехте, возможно, после того как сам Н. С. там побывал. Ряд фактов связан с семьей прп. Антония: рассказывается об отце святого, Никифоре, сообщается точное место проживания семьи преподобного в Киехте - около храма в честь Рождества Пресв. Богородицы и во имя мч. Георгия (БАН. Арханг. Древлехран. 558. Л. 6 об.). В Житии приводится предание о сосне, стоявшей на пути к обители Пахомия Кенского, под к-рой прп.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

«В то же время, президиум Союза музеев России должен в очередной раз отметить, что постоянное возникновение подобных проблем, угрожающее самому существованию ряда музеев, означает, что федеральный закон " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " требует существенных доработок в плане гарантии сохранения культурных ценностей и музеев. Союз музеев готов совместно с министерством культуры разработать предложения по возможным поправкам», - говорится в постановлении. Президиум постановил предложить президенту Союза музеев России Пиотровскому обратиться с письмом по этому вопросу к Президенту России Владимиру Путину . Владислав Кононов, директор Департамента музеев Министерства культуры России, также прокомментировал ситуацию, сообщает сайт Музея имени Андрея Рублева. «Мы знаем о таком обращении Патриарха в Росимущество от подведомственного Министерству культуры Музея имени Рублева. Вопрос уже обсуждался на недавнем заседании президиума Союза Музеев в Ярославле. Мы также знаем, что в музейном сообществе существует определенное напряжение в связи с формулировками действующего закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности " », - отметил В.Кононов. «Сам вопрос о передаче Спасо-Андроникова монастыря Церкви очень сложный и нуждается в тщательной проработке. Мы рекомендуем его вынести на ближайшее заседание Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Решения этой Комиссии всегда снимали острые вопросы, уверен, что так будет и на этот раз», - заключил он. Прокомментировал ситуацию и Михаил Миндлин, директор Музея имени Андрея Рублева: «В настоящий момент передача всего комплекса Церкви нецелесообразна. Сегодня это невозможно, потому что других помещений для размещения музея нет». Музей не может быть ни расформирован, ни закрыт, а его экспонаты не могут быть переданы Церкви, добавил он. Миндлин подчеркнул, что сосуществование в стенах Спасо-Андроникова монастыря музея и Церкви вполне уместно. По его словам, сегодня так и происходит, поскольку на территории монастыря регулярно проходят службы. Он заявил, что открыт к диалогу с представителями Русской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/ot...

Дамиан Кононов (так звали о. Дамаскина до пострижения в монашество) родился в 1795 году в деревне Репенки Мичковской волости Старицкого уезда Тверской губернии. Его родители, Конон и Матрона, происходили из экономических крестьян. «Еще с юных лет Господь вдохнул избраннику Своему благие чувства – идти по пути заповеди Господней» 2 . В 1816 году Дамиан совершил с товарищами паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Через год, уже один, отправился он к Соловецким чудотворцам, а на обратном пути посетил Ондрусову пустынь и Валаамский монастырь. На Валааме «одну или две ночи» 3 провел и поспешил домой. Летом 1819 года вернулся в монастырь, осенью трудился за святое послушание, а на зиму поехал в родную деревню получить увольнение от общества и родительское прощальное благословение. В 1820 году Дамиан Кононов вступил в число Валаамской братии, стал проходить разные послушания: был конюхом, рабочим нарядчиком, шил сапоги и рукавицы, охранял остров, работал в хлебопекарне. В 1825 году, 12 декабря, на 31 году жизни принял монашеский постриг с именем преподобного Иоанна Дамаскина . Все три рода иноческой жизни испытал монах Дамаскин: киновию, скит и пустынь. Весной 1838 года, на пятый год «исправления» послушания скитоначальника в скиту во имя Всех Святых, произошло их знакомство с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым) . Это было сложное для Валаамского монастыря время. Живший за штатом игумен Варлаам, бывший настоятелем Валаамской обители в 1830–1833 годах, и монах Иосия написали несколько доносов, в том числе на Высочайшее имя, в которых обвинили игумена Вениамина – управлявшего монастырем с 1833 года – в потакании якобы возникшей на Валааме масонской ереси и неспособности его к настоятельству. Часть братии поддержала их обвинения, часть – осталась на стороне игумена Вениамина. Начались нестроения, развилась взаимная неприязнь. Дело было передано на рассмотрение в Святейший Синод. По предложению Обер-прокурора Синода графа Н. А. Протасова разобраться в причинах происходившего в монастыре было поручено настоятелю Свято-Троицкой Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Приезжал в монастырь пошехонец, сын боярскои, Петр Несветаев, дал на молебен 5 алтын 4 деньги. Старец Афонасеи Родионов отдал оброшных денег села Илгощ 3 рубли 24 алтына пол 3 деньги. Да села Тереботун оброшных же денег 3 рубли 15 алтын. Да сельских приходных денег отдал в живых за сельским росходом 27 алтына пол 4 деньги. Дворовои человек Михаило Сосна оуплатил по духовной памете старца Козьмы 24 алтына. Старец Влас Головщик з братом старцом Досифием дали рубль денег, написати в сеноник десять имян. И всего во апреле в приходе денег 86 рублев 30 алтын. Месяц май, приход денгам. Священик Петр Белозерец дал 30 алтын, написати в сеноник 9 имян. Взято от Белозерского у монастырсково дворника с надбережново двора оброку оу Тимофия Васильева, сына Собакина, недоплаты прошлово 108-го году 21 алтын 2 деньги. Да у нево ж взято дворового оброку на прошлои на 109-и год рубль денег. Оу великосельцов взято оброку недоплатново прошлово 110-го году оу Ивана у Рожи с сусидми 2 рубли з гривною. Продан испод горносталеи слуге монастырскому Буславу Козляинову, денег взято рубль. С Волоку Словинского взято оброку за зделье у Ондрея у Маная да оу Фили Старкова на нынышнои 112-и год 3 рубли. С Волоку ж Словинсково Степан Старков заплатил оброку за зделье с полувыти на 112 год пол 2 рубли. Игумен Селивестр да старец Пахомеи Григоров, келарь старец Иларион Кононов, старец Афонасеи Родионов, старец Исаия и старцы соборные выдали из сундука казначею черньцу Еустафью на казеннои росход денег 99 рублев 24 алтына 3 деньги. Преставился слуга монастырскои Домашнеи Сергиев, имя ему Онтонеи, продано после ево платия и всякои мелкои рухляди на 9 рублев на 22 алтыны 2 деньги. Игоумен Селивестр прислал денег 30 алтын написати в сенаник 9 имян. Игоумен Селивестр, старец Пахомеи Григоров, келарь старец Иларион Кононов, старец Афонасеи Родионов, старец Исаия и старцы соборные выдали из соундука денег казначею чернцу Еоустафью на казенной росход 79 рубль 14 алтын. И всего в приходе денег в мае 199 рублев 28 алтын 5 денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

509 . Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский (Ротов Б. Г.). К 1000-летию монашеского устройства Святой Горы Афон. – ЖМП, 1963, 10, с. 50–53. 510 . – Послание братии Пантелеимоновского монастыря на Афоне от 6 августа 1969 г. (по случаю празднования памяти святого великомученика Пантелеимона в год исполнения 800-летия как Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе стал русским). – ЖМП, 1969. 11, с. 2–4. В послании, в частности, выражено сожаление в связи с отказом греческих властей в визе на въезд митрополиту Никодиму на Святую Гору для участия в торжествах в качестве главы делегации Русской Православной Церкви. 511 . – Приветственная телеграмма игумену Русского Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон архимандриту Илиану (в день прославления Святого великомученика Пантелеимона) от 3 августа 1970 г. – ЖМП, 1970, 10, с. 3. 512 . Никодим, архимандрит (Кононов А.) Старцы: отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., РИМА, 1909. 172 с. 513 . Никодим, епископ Рыльский (Кононов А.) Жизнеописания отечественных подвижников XVIII–XIX веков. В 12-ти кн. Кн. 1–12 (Январь-декабрь). Μ., ΡΠΜΑ, 1906–1912. То же. Доп. кн. Кн. 1. (Январь–июнь). М., 1892. 896 с. с портр. Кн. 2. (Июль-декабрь). М., 1912. 694 с. с портр. То же. Указатель. В 12-ти т. М., 1911. Помещены жизнеописания более 650 подвижников (с 307 портр.), в том числе афонских: Макария (Сушкина), игумена Русского Пантелеимонова монастыря, и инока Паисия: кн. 6, июнь; игумена Павла и схимонаха Никодима: кн. 8, авг.; обновителей Афонского Ильинского скита иеросхимонаха Аникиты и архимандрита Паисия: кн. 9, окт.; архимандрита Паисия Величковского , иеросхимонахов Иеронима, Арсения, Никодима: кн. 11, ноябрь; иеросхимонахов Серафима и Анфима: кн. 12, дек. 514 . Никодим, святогорец. О празднике Преображения Господня. – ДЧ, 1865, т. 2, 8. с. 317–321. 515 . Николаев М. И. Русская общежительная обитель (келлия) преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского на Святой Горе Афонской Афон, 1912. 11 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Лит.: Макарий (Миролюбов), еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском мон-ре//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 3-122; Кононов А. Преподобный Антоний, Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895; Е. Н. Старые синодики Антониево-Сийского мон-ря Архангельской губернии Холмогорского уезда//Арханг. ЕВ. 1896. 1. С. 9-17; 2. С. 29-37; 3. С. 66-74; Никодим [ Кононов] , иером. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Ист. сведения о церк. его почитании с прил. древнего рукоп. жития. СПб., 1901; Иванов П. И. Опись Сийского мон-ря 1598 года и летописные заметки//Древности: Тр. Археогр. комис. МАО. М., 1902. Т. 2. Вып. 1. С. 373-384; Перовский В. Антониево-Сийский мон-рь//Краткое описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 75-204; Сибирцев И. М. Памятники древности в Сийском мон-ре (к 300-летию соборного храма)//Арханг. ЕВ. 1907. 18; Православные русские обители. СПб., 1910. С. 59-65; Образцов Г. Н. Оброчные и порядные записи Антониеву Сийскому мон-рю XVI-XVII вв.//ИА. 1953. Вып. 8. С. 180-197; Кукушкина М. В. Описи книг XVI-XVII вв. б-ки Антониево-Сийского мон-ря//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. М.; Л., 1966. С. 122-142; Амосов А. А. Копийная книга Антониево-Сийского мон-ря//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 276-283; он же. Сотные грамоты Антониево-Сийскому мон-рю 1578 и 1593 гг.//Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 207-236; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 104; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской б-ки//БАН СССР. Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги. Л., 1978. С. 154-187; Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского мон-ря 1745 года как ист. источник//Северный археогр. сб. Вологда, 1978. Вып. 4. С. 50-79; Белкин В. А., Овсянников О. В. Антониев-Сийский мон-рь//Памятники Архангельского Севера. Архангельск, 1991. С. 85-93; Толкачев В. Ф. Жаждущий пусть приходит//Волна. 1993. 6 нояб.; Егорова Л. В. Сийская обитель//Пинежские зарисовки. Архангельск, 1995. С. 407-439; Залесский А. М. Малые Соловки//Держава. 1997. 2(9). С. 72-74; Трифон (Плотников), игум. Братство по духу//Вера (Эскöм). Сыктывкар, 1998. Вып. 1. 301. С. 10-11; Два крыла//Там же. Вып. 3. 303. С. 11-13; Сизов М. С сийских подлинников//Там же. 1998.Вып. 20. 322. С. 8.

http://pravenc.ru/text/115850.html

В первые годы XVIII в. ученик архим. Иннокентия мон. Евфимий составил «Соловецкий патерик», в который среди прочего вошло «Сказание о чудесах игумена Иринарха» (РНБ. Соф. 452. Л. 325-336). Несколько позже Евфимий собрал «книжицу», посвященную преподобным И. и Елеазару, включившую «Сказание о чудесах игумена Иринарха», «Историю вкратце о преподобном Елеазаре» и Канон единому преподобному из Общей Минеи (ГИМ. Увар. 886-4°. Л. 31-48). В нач. XVIII в. соловецкий архим. Фирс (Шарапов) заказал соловецкому книгописцу иером. Иосифу (Мясному) лицевую рукопись, посвященную преподобным Зосиме, Савватию и И. (ГИМ. Епарх. 942-1°). В 1703 г. архим. Фирс вложил ее в соловецкую Зосимо-Савватиевскую ц., рядом с к-рой находилась часовня И., завещав хранить ее «в той церкви неисходно»; возможно, память И. праздновалась в Зосимо-Савватиевской ц. Как свидетельствуют записи в литийном синодике Соловецкого мон-ря, ко дню памяти И. (17 июля) были приурочены и памяти неск. его учеников: священноинока Вениамина Казанца, Иоасафа Сороцкого, игум. Илариона, священноинока Вассиана Суздальца, старца Варсонофия Москвитина (ученика Иоасафа Сороцкого) (ГИМ. Епарх. 951. Л. 209-210 об.). Согласно кормовым книгам Соловецкого монастыря, 17 июля по И. и его ученикам, «по Асафе Сороцком да по Веньямине попе», был установлен поминальный корм (РНБ. Солов. 965/1075. Л. 277 об.; 191/191. Л. 148 об.; Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 147. Л. 31 об.). В кон. 20-х гг. XIX в. архим. Досифей (Немчинов) включил имя И. в «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших» (РНБ. Сол. 1195/1366). Следуя книге «Сад спасения», архим. Досифей упомянул о пророческом даре И., о чудотворениях на море и на суше, «наипаче - во обители своей живущим», о даре святого исцелять зубную боль и др. Архим. Досифей создал новую редакцию «Сказания о чудесах игумена Иринарха». В 1873 г. посвященный И. агиографический очерк вошел в Соловецкий патерик. В 1900 г. сщмч. Никодим (Кононов) внес имя И. в «Святцы соловецких святых» под 17 июля, заметив, что в рукописных святцах его память указывается под 29 марта, память его почитают в Соловецком мон-ре «то панихидами, то молебнами» и иконы его «в большом числе встречаются на севере». Он указал также, что мощи И. покоятся под спудом и, хотя сообщения об их освидетельствовании отсутствуют, они «издавна служат предметом почитательного поклонения» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 96-97, 67-68). Подтверждением канонизации И. служит включение его имени как общецерковно чтимого святого под 17 июля в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 25). Гимнография

http://pravenc.ru/text/673965.html

Правда, в ближайшее за тем время представители «линии преподобного Паисия» не миновали Валаама С 1811 по 1817 год здесь подвизался схимонах Феодор (†1822) и его ученики: преподобный Лев Оптинский (†1841) и иеромонах Клеопа (†1817), скончавшийся на Валааме. Эти последователи преподобного Паисия оказали влияние на валаамского подвижника иеросхимонаха Евфимия (†1829) – старца высокой духовной жизни. Его младшим современником был схимонах Феоктист (†1863) – в прошлом морской офицер, поселившийся на Валааме в 1827 году и проведший последние десять лет своей жизни в пустынном уединении. Учеником иеросхимонаха Евфимия был игумен Дамаскин (Кононов, †1881) – создатель того Валаама, который предстает перед нами со страниц произведений Лескова и Немировича-Данченко, Шмелёва и Зайцева, тот самый «старый Валаам», самобытный и неповторимый «Северный Афон», куда ежегодно устремлялись тысячи паломников и путешественников со всех концов Российской империи, близкий и понятный по духу для своих и загадочно-необъяснимый для «чуждопосетителей», тот самый Валаам, который посетил когда-то студент Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Федченков – будущий митрополит Вениамин, автор повествований, включенных в настоящий сборник. Игумен Дамаскин – в миру Дамиан Кононов (это не фамилия, а прозвище: Кононом звали его отца, крестьяне тогда фамилий не имели), родился в Старицком уезде Тверской губернии в 1795 году. С юных лет стремился к монашеству. Ходил на богомолье в Киево-Печерскую лавру, побывал на Соловках и в Сяндемской обители; в 1817 году впервые посетил Валаам. Затем отправился на Коневец, потом – в Тихвин, поклонился святыням Новгородской земли, и в 1819 году пришел на Валаам уже окончательно. Стал учеником старца Евфимия. Проходил различные послушания, не отказывался ни от какой работы: шил сапоги и рукавицы, месил квашню, кормил нищую братию. Труды сопровождались молитвенными подвигами. В 1823 году Дамиан был пострижен в рясофор и с того времени ежедневно приходил к своему старцу для откровения помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010