Помимо названных преподобных в лесах и близ озер на Б. Соловецком о-ве жили и др. пустынники, имена к-рых неизвестны. В 4-й повести рассказывается о «некоем пустынножителе, иже подвизашеся на Соловецком острове и многия от бесов претерпе напасти и биения, питаяся мохом белым квашеным с брусникою». О нем известно со слов прп. Кирика Соловецкого († 1656), встретившего отшельника в лесу. Пустынножитель рассказал, что он пребывал здесь уже более 10 лет. В первые 3 года его жестоко преследовали бесы, принимавшие обличье разбойников, но он получал утешение в явлениях светолепных старцев, укреплявших отшельника и подававших ему просфору и хлеб. Пустынножитель упомянул брата, жившего неподалеку, и другого, недавно преставившегося, но и их имен не назвал. Согласно преданиям, отразившимся в 4-й повести, отшельники жили и на Анзерском о-ве. Инок Киприан Простота видел старца-пустынника, шедшего по водам озера, др. насельники Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита также утверждали, что были свидетелями чудесных явлений отшельников. «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика ( Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1900). Тот же автор включил имена Соловецких преподобных в опубликованный им в следующем году Архангельский патерик ( Никодим (Кононов). 1901). Канонизация Соловецких преподобных совершилась включением их имен в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) ), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 199) под 3 авг. упомянут без описания облика прп. Никифор, подвизавшийся «на устье реки на брезе моря-окияна» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 180-181). В совр. композициях Соборов Соловецких святых встречаются образы пустынников, в частности на иконе (ок. 2005) из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) в верхних рядах представлены оплечно, в монашеской одежде и в куколе преподобные Ефрем и Севастиан, с куколем на плечах преподобные Нестор, Савва, Тихон. Имена мн. пустынников без прямого соотнесения с изображениями написаны на полях иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» нач. XXI в. из алтаря этого храма.

http://pravenc.ru/text/182163.html

Вкладная книга Кожеозерского мон-ря зафиксировала книжный вклад 1707 г. иеродиак. Афанасия, эконома Сийского мон-ря. Именно этот вариант службы был выбран для издания 1988 г. (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 198-224). Служба Н. 6-я по счету в этот день (3 июля) - бденная, «аще во обители его, идеже его храм, или аще изволит настоятель» (великая вечерня, стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне и хвалитех, лития, 2 канона). В 1895 г. на 200-летие обретения мощей сщмч. Никодим (Кононов) составил акафист Н. Лит.: Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес прп. отца нашего Никодима, хозьюгского пустынника, кожеозерского чудотворца. СПб., 1858; Муравьёв. ЖСв РЦ. Авг. С. 258-259; Митрофан (Правоторов), игум. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1870; Ключевский. Древнерус. жития. С. 334-335; Яхонтов И. А. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как ист. источник: (По рукописям Соловецкой б-ки). Каз., 1881. С. 188-195; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 397-398; Строев. Словарь. С. 198-199; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 233; он же. РСв. 2008. С. 378-379; Никодим (Кононов), иером. Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии. СПб., 1894; он же. Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1896. Вып. 3. С. 72-80; Демин А. С. Реально-бытовые детали в Житии протопопа Аввакума: (К вопросу о худож. детали)//Рус. лит-ра на рубеже двух эпох: (XVII - нач. XVIII в.). М., 1971. С. 230-246; Дмитриев Л. А. Жанр севернорус. житий//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 190-191; Понырко Н. В. Боголеп (в миру Борис Васильевич Львов)//СККДР. 1992. Вып. 3. Ч. 1. С. 140-141; Соколова Л. В. Житие Никодима Кожеозерского//Там же. С. 374-377; Полетаева Е. А. Житие Никодима: (Опыт текстологич. исслед.)//Российское гос-во XVII - нач. XX вв.: Экономика, политика, культура: (Тез. докл. конф., посвящ.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

257 Горский А. В. Замечания на богословские сочинения A.C. Хомякова//Богословский вестник. 1900. Нояб. С. 522. 259 Горский А. В. Замечания на богословские сочинения A.C. Хомякова//Богословский вестник. 1900. Нояб. С. 532. 260 Флоренский П.,свящ. [Рец. на кн.:] Завитневич В.3. Алексей Степанович Хомяков. С. 543, 546, 534. 272 Летопись велась по 1916 г. Хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина (ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 59). 273 Макарий, иеросхим. Собрание писем. М., 1862. Вып. 6: Письма к мирским особам. С. 567. Письмо 306. 278 См. об этом: Козельская Оптина пустынь и ее значение в истории русского монашества//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1893. Нояб. С. 435. 279 Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский … С. 39–40. Тоже в «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной пустыни…». С. 87. Кстати, редактор «Маяка» сообщает как нечто удивительное, что иеромонаху Феофану (будущему епископу и затворнику) разрешили в 1845 году читать в Санкт-Петербургской духовной академии курс аскетики. 280 Соколов Д. Д. К литературной деятельности Оптиной пустыни. Об изданиях Оптиной пустыни вообще и издании ею святоотеческих творений в особенности. Реферат, читанный в Калужской ученой архивной комиссии. Калуга, 1898. С. 15. 302 ОР РГБ. Ф. 214. 389. Л. 99 об, – 100. Письмо к неизвестному лицу. «Владыка» здесь, конечно, тот же митрополит Московский Филарет. 308 Киреевский И. В. Письмо оптинскому старцу Макарию, 1852 г.//Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 2. С. 260; см. также: Е. В. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни…, в котором помещено 16 писем Киреевского ко. Макарию, в то время как у Гершензона – только 6. 309 Киреевский И. В. Письмо к В.А. Жуковскому от 28 января 1845 г.//Поли, собр. соч. Т. 2. С. 236–237. 312 Соколов Д. Д. К литературной деятельности Оптиной пустыни… Также: Никодим (Кононов), архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский … Расхождения у них за счет включения архимандритом Никодимом «Лествицы» 1851 г. на славянском языке. По-русски «Лествица» издавалась Оптиной до 1898 г. 4 раза: в 1862, 1873, 1888 и 1897 гг. Требует уточнения также издание «Слов» преподобного Симеона Нового Богослова . Несомненно, что в библиотеке Киреевского были все эти издания, а эта библиотека в 1919 г. была сдана в Государственный исторический музей (см.: Отчет ГИМ за 1916–1925 годы. М., 1926. С. 114), и это может дать возможность произвести уточнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Первоначальное предположение о том, что Никодим и А.Кононов – одно лицо, подтвердилось, и, кроме того, картотека подсказала, что интересующий нас человек является выпускником Академии и автором великого множества агиографических исследований по разным регионам России. Стало очевидно, что перед нами раскрывается биография большого, но незаслуженно забытого церковного ученого. Отныне поиски стали более систематическими, что вскоре принесло свои плоды – появились «анкетные» данные на Никодима Кононова , позволившие автору этих строк подготовить первую энциклопедическую статью о нашем герое 5 , а дальше факты стали накапливаться сами... Не скажу, что сегодня для нас все ясно в биографии этого замечательного человека, но яркая судьба пастыря, ученого, патриота, принявшего мученическую смерть в годы красного террора, достойна памяти потомков и самой широкой общественной известности. По законам биографического жанра истоки незаурядной личности принято искать в воспитании, в семье, давшей миру такого человека. Не нарушая устоявшихся правил начнем повествование именно с этого... 24 февраля 1908 г. Прилуцкий приход Онежского уезда прощался со своим бессменным в течение тридцати лет священником Михаилом Семеновичем Кононовым. Всеми уважаемый батюшка был авторитетом не только для своих прихожан, но и для епархиальных властей. За тридцатилетнюю службу в Онежском крае он более 23-х лет исполнял обязанности законоучителя местного сельского училища, в 1883–86 гг. был благочинным 3 Онежского округа, депутатом Епархиальных Съездов духовенства, а в 1895 г. ему, как наиболее опытному, просвещенному и авторитетному иерею, епископ поручил обозрение всех церковно-приходских школ Онежского уезда. Некролог в память о М.С.Кононове опубликовали Архангельские епархиальные ведомости 6 , а на похороны приехали шесть окрестных священников, дочери и старший сын покойного – архимандрит Никодим (младший сын – Алексей, священник Уфимской епархии не смог приехать из-за чрезвычайной удаленности прихода).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Почитается Н. в Соловецкой обители с 1-й пол. XVII в. Древнейший сохранившийся список Повести о нем датируется 60-ми гг. XVII в. В последующие столетия Повесть о Н. неоднократно включалась в состав разных редакций Соловецкого патерика, цикла «Повестей о пустынножителях Соловецкого острова», Архангельского патерика (1901). В сер. 20-х гг. XIX в. имя Н. было внесено архим. Досифеем (Немчиновым) в «Верное и краткое исчисление… преподобных отец соловецких...». Местное прославление его совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II празднования Собору Соловецких святых. Ист.: Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; Голоскова Н. А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера: Межвуз. сб. науч. трудов. Сыктывкар, 1989. С. 181-183; Петренко Н. А. Соловецкий патерик и повести о соловецких пустынножителях//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 502-505; Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 587-594, 605-610; он же. Житие Диодора Юрьегорского в рукописной традиции Рус. Севера//Там же. 2016. Т. 64. С. 959; Святой прп. Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь/Науч. ред.: А. В. Пигин. СПб., 2017. С. 306, 362-365. Лит.: Соловецкий патерик. М., 1873. С. 78-80; Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст.//Странник. 1895. Окт. С. 180; он же. Архангельский патерик: Жизнеописания русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. М., 2000. С. 66-67, 70-73; Голоскова Н. А. Повести о пустынножителях Соловецкого острова//Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера. Сыктывкар, 1989. С. 173-178; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 180-181; Панченко О. В. Повести о соловецких пустынножителях (к истории создания цикла)//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 554-613; Святой прп. Диодор Юрьегорский и созданный им монастырь. СПб., 2017. С. 253-275.

http://pravenc.ru/text/2565448.html

О пострижении в монашество 9 февр. 1835 г. в Троице-Сергиевой пустыни архим. Игнатием (Брянчаниновым) – с. 2:841. Валаамский монастырь и его подвижники – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: типолитогр. И. Генералова, 1903. – VIII, 447 с.: ил. Об участии архим. Игнатия в посвящении о. Дамаскина в игумена Валаамской обители – с. 89, 175. Освящение свт. Игнатием нижней церкви в скиту Всех Святых 18 авг. 1849 г. – с. 282:842. Добрые люди XIX века в Вологде: Николай Матвеевич Рынин//Воскрес. день. – 1906. – 7. – С. 82–84. О духовном влиянии бесед послушника Димитрия – будущего свт. Игнатия на П. Д. Мясникова – будущего архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря – с. 83:842. Оптинский старец скитоначальный иеромонах о. Анатолий: (Память 3 июля)//Никодим (Кононов). Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Июль. – М., 1908. – С. 62–108. О беседе свт. Игнатия с о. Анатолием в Оптиной пустыни – с. 76–77:843. Великий старец иеросхимонах Лев Оптинский : (Память 11 октября)//Никодим (Кононов). Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. – М., 1909. – С. 379–426: портр. О взаимоотношениях свт. Игнатия и старца Леонида – с. 419–420:844. Из жизни оптинского старца иеросхимонаха о. Анатолия//Рус. инок. – 1911. – 7. – С. 49–56. О беседе свт. Игнатия с о. Анатолием в Оптиной пустыни – с. 50:845. [Шахов Н. Н.]. Е. Н. Шахова: Крат. биогр. очерк//Елизавета (Шахова). Собр. соч. в стихах. – СПб., 1911. – С. О благословении свт. Игнатия Е. Н. Шаховой на иноческий путь и на пострижение с именем Мария – с. XIV. 846 . Игумения Арсения, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря Области Войска Донского. – М.: тип. Н. И. Гроссман и Г. А. Вендельштейн, 1913. – 244 с.: ил. Об отношении игумении Арсении к свт. Игнатию, в т. ч. в письмах к П. А. Брянчанинову – с. 62–63, 112, 131–132, 134, 139, 150, 151, 172, 173, 184, 194, 195, 205, 210, 214–215, 219:847. Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид (в схиме Лев)/Козел. Введен. Оптина пустынь. – 2-е изд., испр. и доп. – Шамордино: тип. Казан. Амвросиев. жен. пустыни, 1917. – 407, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Лит.: Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 107-110; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 113; Макарий (Миролюбов), еп. Христианство в пределах Архангельской епархии//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. Отд. паг. С. 52-53; он же. Историко-стат. описание Николаевского Корельского мон-ря//ЧОИДР. 1879. Кн. 1. Отд. паг. С. 1-49; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 79-82; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185-186; Григоревский М. С. Николаевский Корельский 3-кл. мон-рь: Ист. очерк//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 281-320; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 127-129; он же. Древнейшие архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 5-12, 39, 43-58, 75; Голубинский. Канонизация святых. С. 324, 355, 573; Климов А. И., Лизунов П. В. Небесные покровители города: К 60-летию Северодвинска. Архангельск, 1998. С. 7-25. Е. Н. и Н. А. Андрущенко Иконография Икон Е. не зафиксировала ни одна монастырская опись вплоть до нач. ХХ в. В 1871 г. у юж. столба Никольского собора Николо-Корельского монастыря, а также на монастырском подворье в Архангельске стояли образы «Всех Архангелогородских чудотворцев» (ГААО. ф. 191. Оп. 4. Д. 179. Л. 11, 81 об.; иконы не сохр.). Можно предположить, что среди них был образ Е. как преподобного из Собора Архангельских святых. В «Архангельском патерике» в качестве иллюстрации к статье о Е. помещено изображение прп. Евфимия Архангелогородского, поскольку этих святых часто отождествляли ( Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 128). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), Е. представлен в 2 группах подвижников XV в.: вместе с преподобными Антонием и Феликсом и под 1435 г.

http://pravenc.ru/text/187659.html

Погребен был святой у северной стены построенного им соборного храма, а на могиле его была положена каменная плита аспидного цвета со следующей надписью: «Здесь погребен 73–летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро–Невской лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался» 284 . 20 Жизнь отца Феодора, бывшаго Настоятеля Санаксарския обители, преставльшагося в 1791 году Февраля 19-го дня. М., 1847. С. 5. 23 Листвицын В.И. Село Богоявленское на Острову (Романовский уезд). Ярославские губернские ведомости. 1872. 1. С. 2. 25 Указы блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого, состоявшиеся с 1714 по генваря 28 дня 1725 г. С. 45. 42 Напротив места захоронения старца Феодора была прикреплена чугунная плита с надписью: «Против сего места положен бысть первонастоятель иеромонах Феодор. Родился в 1718 году. Из дворян. В миру имел имя Иоанн Игнатьев Ушаков. Отлучился странствовать в 1743 и был три года. Вовзвращен и пострижен в Невском монастыре 1747…». 49 Иоасаф и Серапион, подвижники Площанской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 96. 56 Общее утверждение о краткости пребывания Иоанна в этом месте позволяет атрибутировать этот временной промежуток 1746–47 годами. 71 Авель, иером. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Типография И. Ефимова, 1884. С. 48. 78 Иеромонах Ефрем, строитель Саровской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 342. 79 Рукоположен 7.04.1700 в сане митрополита; с 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола; с 1721 г. президент Св. Синода; † 27.11.1722. См. Справочно–библиографические материалы к книге Смолича И.К. История Русской Церкви 1700–1917... С. 743.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Великий Новгород, 2003. С. 61−69; Рыжова Е.А. 1) Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 2001−2002 гг. Великий Новгород, 2002. Ч. 1. С. 110−116; 2) Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края//Важский край: источниковедение, история, культура: Исслед. и материалы. Вельск, 2002. С. 139−147; 3) Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 615−647. 458 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140. 459 Там же. С. 141; Рыжова Е.А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края. С. 111−112. 460 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 618−621. 461 Рыжова Е.А. 1) Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140; 2) Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края. С. 110; 3) Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 617. 462 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 146. 463 См. Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 262−270. 464 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140, 146. 465 В.О. Ключевский отождествил автора Жития Сергия Нуромского, игумена Дионисиева Глушицкого монастыря Иону, с Сийским иеромонахом Ионой, автором Службы и Жития Антония Сийского и Жития Варлаама Важского (см. Ключевский. С. 302). Архимандрит Никодим (Кононов) поставил под сомнение такое тождество на том основании, что нам ничего не известно о пребывании и игуменстве Сийского иеромонаха Ионы в Дионисиеве Глушицком монастыре (см. Никодим (Кононов), архим. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного Жития в Полной и Краткой редакциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я смотрю, как они пишут эти письма, скажем, но они пишут так же, как писал -  стиль по крайней мере -  как Евгений Николаевич, наш великий деятель культуры и философ. Как Сергей Николаевич, тоже выдающийся деятель нашей культуры, как другие Трубецкие. Т.е. они там же, с Романовыми, для наших слушателей, кто не знает, когда был Земский собор, они шли, как называется, нос в нос, буквально. Там они примерно собирали такое количество баллов, что с одной стороны, что с другой. Если бы это были Трубецкие, это были не менее достойные цари, чем Романовы. Для меня важно их отношение к России. Не внешнее какое-то, типа: я императрица такая-то, а не без всяких фанаберий, а то что у Сан Саныча трое сыновей, одного он оставил в Париже, потому что там семья, там нужно ухаживать. А есть ещё два других сына. Вот эти ребята, они в Москве и окончили, занимаются, уже трудятся, превосходно, естественно, великолепные мастера. А как в жизни сложится -  мы не очень знаем. Но порода очень значима. И то, что этот замечательный человек в Вологде, я думаю, что он тех же даров, что и Васнецов- художник, что у него где-то, что-то внутри есть или этот род как-то продолжит. Что это будет продолжаться и дальше. В.А. Кононов: - Хотелось бы поблагодарить и вас за приглашение в студию с тем, чтоб мы могли немножко рассказать об этом проекте и всех тех, кто имел отношение и организовывал величайшее дело: восстановление памятного креста на месте трагической гибели Великого князя Сергея Александровича. Я уже несколько раз упоминал и ещё раз хочу упомянуть: это Елисаветинско - Сергиевское просветительское общество, председатель -  Анна Витальевна Громова и Евгений Егорович -   " Артпроект " , и многие, многие, кого мы не можем называть, председатель военно-исторического общества Мединский. Евгений Никифоров: - Который небезразлично, мягко скажем, к этому проекту отнесся. В.А. Кононов: - Да, он присутствовал и на закладке камня 1 ноября, мы проводили в прошлом году, и на открытии присутствовал. Я с ним много по восстановлению памятника разговаривал, когда ему докладывал о ходе работы.

http://radonezh.ru/text/krest-v-kremle-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010