5) Библия сиречь Книги Священного Писания Ветхаго и Новаго Завета с параллельными местами. Тиснение второе. СПб., 1900 [М., р 2009] (далее – Елизав.); 6) Книги Ветхого Завета в переводе П.А.Юнгерова . Большие пророки. М., 2006; 7) Книги Ветхого Завета в переводе П.А.Юнгерова . Пророк Даниил. Малые пророки. М., 2006; 8) Книги Ветхого Завета в переводе П.А.Юнгерова. Учительные книги. М., 2012 (далее – Юнгеров); 9) Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/перевод с греческого подлинника под ред.епископа Кассиана (Безобразова) . М., 1997 (далее – еп.Кассиан); 10) Новый Завет в переводе К.П.Победоносцева . СПб., 1906 [М., р 2009] (далее – Победоносцев). 29 ρισθντος. Ср.: «открылся» (Син.); «поставлен» (еп. Кассиан); «нареченнем» (Елизав.). Значение этого причастия здесь обычно выбирают между двумя вариантами, из которых первый, отражённый в синодальном переводе, соответствует толкованию свт. Иоанна Златоуста : «указанный, открывшийся, признанный» (lohannesChrysostomus.In epistulam ad Romanos. Hom. 1 (CPG 4427)//PG.60. Col.397 . Рус.пер.: Творения святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.9. Кн.2. СПб., 1903. С. 492). Второй вариант «назначенный, поставленный», который предпочтён в переводе еп. Кассиана (Безобразова) , выглядит не очень удачным, поскольку может дать мысль, будто Христос «стал» Сыном Божиим лишь после Воскресения. Но это исключает общий контекст посланий ап. Павла, ясно учившего об изначальной божественной славе Христа (ср.: 2Кор. 4, 4 ; 2Кор. 8, 9 ; Кол. 1, 15–19 ), так что Его воскресение не было изменением Его отношения к Отцу, но лишь обращённым к людям обнаружением Его сыновства (ср.: Флп. 2, 9 ) (SandayW, HeadlamA. C.A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans. 5 Edinburgh, 1902. P.7–8). Даём вариант славянского перевода, поскольку он, не противореча такому пониманию, лучше соответствует толкованию свт. Кирилла. 30 Этот фрагмент с указанием, что он взят из толкования свт. Кирилла Александрийского на Послание к Римлянам, цитируется в 3-м «Антирритике против Константина Копронима» свт. Никифора Константинопольского (NicephorusConstantinopolitanus.Antirrheticus III, 30//Patrum nova bibliotheca/ed.A.Mai. Romae, 1849. T.5. P.94; рус.пер.: Творения свт.Никифора архиепископа Константинопольского. Ч.2. М., 1907. С.169). В рукописи V здесь даётся схолия, начальные слова которой совпадают с окончанием цитируемого свт.Никифором фрагмента: «Следовательно, как образы относятся к первообразу, так и мы, сыны через усыновление, относимся к Тому, Кто есть Сын по природе и «силе»и получил истинное свидетельство об этом от Отца «по духу святыни через воскресение из мертеых».Нарекается же Он Сыном и по человечеству. Но Он и по природе Сын Божий, притом " в силе».свидетельствуемый «по духу святыни, через воскресение из мертвых, то есть из того, что Он способен упразднить державу смерти» (Patrum nova bibliotheca/ed.A.Mai. Romae, 1845. T.3. P.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Архиеп. Василий. Кафоличность и структура Церкви.//«Вестник Русск. Запад.-Европ. Патриарш. Экзархата». 1972, 80. С. 254 -256. «Решения» и «Коммюнике» Первого Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1977, 2. С. 11, 13. А. Номоканон при Большом Требнике. М:, 1897. С. 211. Церковь характеризовалась с древних пор как «Кафолическая». С. Т. 41, кол. 161 В. патерик. СПб., 1899. С. 80. С., прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж:ИМКА-ПРЕСС. С. 159. Н, Истина Православия//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 11. С. 10. О Православии также см.: Успенский Ф. Основной характер Греко-Восточного Православия. Казань, 1911. Глубоковский Н. Православие в своей сущности. The Constructive Quarterly. 1913, июнь. Православие в жизни. Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. Иером. Василий (Кривошеий). Православное духовное предание//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1952. 9. Роуз Серафим. Православие и «религии будущего». Рига, 1992. Флоровский[], прот. Этос Православной Церкви//«Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 1963, 42 — 43. С. 136. С. Православие и современность/«Православие в жизни». Сборник статей под редакцией С. Верховского. Нью-Йорк, 1953. С. 11. еп. О Православии с предостережениями от погрешностей против него. Слова. М, 1902. С. 22 и 5. Афанасии Великий. Творения. Ч. III. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903.С. 480 -481. — свидетельствует Н. Бердяев, — обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства... Тайна Воскресения есть предельная тайна Православия... В католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же — Христа Воскресшего». (Н. Бердяев. Указ. соч. С. 9.) С., прот. Указ. соч. С. 285. прежде всего, литургично, — говорит Н. Бердяев, — оно научает народ и развивает его не столько проповедями и преподаванием норм и законов поведения, сколько самим литургическим действием, в котором дан прообраз преображения жизни».(Н. Бердяев. Указ. соч. С.7.)

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

В момент Благовещения Святая Дева Мария, вторая Ева, жившая не в раю, но в мире, " во зле лежащем " ( " крин, возросший посреде терния... роза из терния иудеев " - А,6), - справедливо сподобилась услышать приветствие: Радуйся, Благодатная! и: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога (В,8; ср.: Лк.1:28,30). Толкуя эти слова Архангела к Деве, Дамаскин говорит так: " Воистину, Ты обрела благодать - достойная благодати; обрела благодать Ты, Которая обработала труды благодати и пожала богатый клас благодати; обрела бездну благодати Ты, Которая сохранила целостною ладью сугубого девства; ибо и душу девственною сохранила не меньше тела, откуда и сохранилось и девство тела " (В,8). Эти столь характерные слова святого Иоанна Дамаскина передают точно и истинно отношение, которое имеется между Божественною благодатию и человеческой свободой, конкретно здесь - свободной волей Богородицы. Благодать Божия есть, конечно, дар, но она дается именно имеющим и показующим самопроизвольную (=свободную) ревность, и старание, и чистоту. Человек, по словам Дамаскина, " будучи создан разумным и свободным, получил власть непрестанно соединяться с Богом через свое собственное свободное произволение " ( " хотя и не все творим то, что дано нашей природе " - ПВ IV,13; III,14). Бог же, со Своей стороны, " всем дает от Своей силы (энергии), по способности и восприятию каждого, то есть по чистоте физической и нравственной " (ПВ I,13), так что " всякому, избирающему добро, Бог содействует (υεε) в достижении добра " Все эти слова святого отца снова нам раскрывают необходимость со-действия Бога и человека ( " богочеловеческий синергизм " ), которое, как мы это уже видели, имело место во всей истории домостроительства и, следовательно, и в отношении к Богородице. В этом со-действии - " синергизме " , Бог дает благодать Свою, Себя Самого, человек же - свою свободную волю - всего себя (см.: Кол.2:9-10; 1Кор.15:10). Итак, поскольку благодать дается по аналогии ревности и любви человека к Богу то какие же действительно были " старание и поведение " божественной Девы Марии во святом храме Божием (В,7), чтобы Она удостоилась такой великой благодати! Святой Иоанн Дамаскин отвечает, что это был подвиг жизни " лучше и чище других " (В,7; С,16), включая в этих " других " даже и Ангелов (В,8). Ибо в человеческой плоти Святая Дева явила, через Свое " сугубое девство " (которое Ангелы по причине своей бесплотной природы не имеют), святость превыше Херувимов и Серафимов (А,9). Поэтому и Ее святость нераздельно связана с этим пречистым и нескверным девством Ее - с приснодевством Ее (А,5-6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

ГИМ, собр. П.И. Щукина, 667, л. 43об.–77. Архив ГМИР, колл. З, оп. 1, д.66, л. 309–317. РГИА, ф. 834, оп. З, 3886, л. 407–417. РНБ, ф.728, 1371, л. 301–309. РНБ, ф. 905, F.210, л. 100об.–110. РНБ, ф. 73, 70, л. 1–17 БАН, собр. Основное (оп. 31), 16.18.14, л. 2–29 РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127, л. 235–266 РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 9, стб. 157–172 Приложение 7. «Видение» патриарха Никона. Тексты Текст «видения» патриарха Никона дважды издавался в XIX в.: Николаевский 1885, 504–505; Белокуров 1887, 101–102; переиздан в XX в. по публикации П.Ф. Николаевского: Колотий 2000, 84–86; по публикации С.А. Белокурова : Зеленская 2002, 374–376. Текст «видения» патриарха Никона издаётся мной по самой ранней рукописи из библиотеки Воскресенского монастыря, хранящейся ныне в Синодальном собрании рукописей ГИМ. Публикация осуществляется по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Рукопись плохой сохранности; утраченные в результате механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются мной по другим спискам – такие текстовые фрагменты и отдельные слова выделены курсивом и заключены в угловые скобки; курсивом выделены части слов, восстановленные мной по смыслу на месте утраченных из-за механических повреждений бумаги. Звёздочкой отмечены начало и конец фрагментов, которые комментируются в Примечаниях. [Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Источник Основной текст: ГИМ. Синодальное собр. 1068, стб. 1–1об. Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127, л. 206–208об. Архив ГМИР, кол. 3, оп. 1, д. 66, л. 334–334об. РГБ, собр. В.М. Ундольского (ф. 310), 415, л. 243–245 РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.IV), 69, л. 230–231об. РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), 9, л. 83об.–84об. РГБ, собр. рукописей и гектографов Братства Петра митрополита (ф. 579), 10, л. 34об.–35 РГБ, собр. рукописных книг Московской духовной академии (ф. 173.III), 218, л. 537–537об. ГИМ, Воскресенское собр., 129-бум, л. 95–96

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Паисия Нудельская 1854 перев. из Московского Алексеевского, а 1861 ... в Московский Вознесенский. Вера Головина 1861 перев. из Московского Никитского; в мар. 1867 уволена на покой. Евпраксия Мосолова 1867 поставлена из сестёр того же монастыря. 32 Алексеевский, девичий, в Москве, до исх. XVI столетия существовал на месте нынешнего Зачатиевского монастыря; тогда переведён в Белый город на Пречистенку, а в 1838 г. в Красное село. По платам второклассный. [III, 90; IV, 140.] Игуменьи Иулиания , сестра св. митрополита Алексия, основательница, 1393 (Истор. Карамз., V, прим. 254); покоится в Зачатиевском (нынешнем) мнтре. Феогния Огневых , 1600. Евпраксия , 1622–24. София Трусова , 1640 и 41. Елена Викентьева , 1646, 52, дек. 20; † 1654, в море. Марфа Дерябина , в мар. 1655–57. Сусанна Зиновьева , в апр. 1662–90, † в дек. Марфа , 1699–1713. Олимпиада , 1713–15. См. Новодевичий мнтрь. Александра Кафтырева , 1718–22. Таисия Исакова , 1722–24; † ... Измарагда Толстых определена 12 дек. 1724; † 1784 ... Пелагрия Тулубьева определена 2 июля 1734; в 1740 уволена на покой. Феофания Пашкова , с 1740; † 1752 ... Ольга Дубенская , 1752–67. Вера Скрыпицына , 1767–76; † … Маргарита Бражникова , 1777–95; † в авг-те … Анфия Козловская , из казначей, с 1795, 10 февр. 1813 уволена на покой; жива в 1819. Афанасия Черкесова определена 15 мар. 1813, а 31 мая 1828 перев. в Московский Вознесенский. Евфрасия 31 мая 1820 перев. из Московского Никитского, а 1822 – в Казанский Богородицкий. Назарета Шванвичева 22 сент. 1822 перев. из Казанского Богородицкого монастыря; 9 июля 1830 уволена на покой. Клавдия 9 июля 1830 перев. из Зачатейского, а в мар. 1845 – в Новодевич. Паисия Нудельская в мар. 1845 перев. из Страстного, а 1854 – в Новодевич. Илария в 1854 перев. из Владычня; † 17 дек. 1870. Антония Тродлина 4 февр. 1871 перев. из Страстного монастыря. 33 Рождественский (Рождества Богородицы), на Трубе, в Москве, девичий, основан прежде 1389 г. (Истор. Карамз., V, прим. 254 [Собр. гос. гр., I, 190, кол. 2.] По штатам второклассный. [V, 689; VI, 1042.] Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец Церковные Каноны внушают мирянам оставаться среди мирских занятий и оказывать послушание своим предстоятелям (гл. 7). Церковная деятельность уже не их сфера. Все эти призывы к повиновению церковной власти несомненно констатируют стремление сосредоточить все ветви церковного управления в предстоятелях, ограничить самостоятельность верующих, подчинить её авторитету церковной власти. Разумеется это не значит, что активное участие мирян в делах церковного управления к концу II века совсем прекратилось. Оно отчасти предполагается, отчасти прямо констатируется источниками и этого времени. По Церковным Канонам верующие подают голоса (ψηφσασθαι) при избрании епископа (I). Так же как в первенствующей церкви верующие принимали участие и в обсуждении вопросов веры. По словам Евсевия (V, 16.) верующие часто и во многих местах собирались по поводу учения Монтана, исследовали его, отвергали, как еретическое. Однако в других отношениях мы видим заметное ограничение прав мирян. Как известно, в апостольские времена в христианской церкви учительство признавалось не только правом, но часто и обязанностью каждого христи- —279— анина ( Гал.6:1 и д.; 1Фес.4:11 ; Иак.5:19–20 ; Евр.3:13 ; 1Пет.4:10–11 ). Христиане учили не только в частных, но и в богослужебных собраниях ( 1Кор.14:26 ; Кол.3:16 ). Однако в виду сильного распространения лжеучений в конце апостольского времени была сознана необходимость возложить обязанность учительства преимущественно на предстоятелей церкви ( 1Тим.3:2; 5:17 ; Тит.1:7:9–10 ). В конце же II века публичное учительство становится почти исключительно правом предстоятелей. Епископ есть единственный авторитетный учитель, охраняющий чистоту веры (doctrina fidei) 2438 и обладающий для этого особой харизмой veritatis. 2439 В начале III века официальные учителя из мирян (при богослужении) становятся редкостью. Опровергая мнение Димитрия, епископа александрийского, отрицавшего право мирянина проповедовать в церкви, Александр, епископ иерусалимский, и Феоктист, епископ кесарийский, могли указать лишь три примера учительства мирян, да и то из истории не своих, а других церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По отрешениии от плоти, дух человека находится в таком состоянии, которое можно назвать переходным. Оно не есть состояние усыпления или мертвой бездеятельности, не есть также состояние безразличное, то есть, ни мучительное, ни блаженное, но не есть и состояние совершенно определенное и решительное. О душах праведников говорится, что они входят в покой и не чувствуют более никаких скорбей и страданий, вместе с Ангелами славословят Господа, наслаждаясь Его лицезрением, вообще, вкушают блаженство ( Евр. 4:9–10 ; Откр. 7:17 , Лук. 16:25 и мног. друг.), но, тем не менее, не получают еще полного воздаяния за свои подвиги и потому ожндают только полноты блаженства после окончательного суда Христова ( 2Тим. 4:8 ; Кол. 3:4 и друг.). Души нераскаянных грешников находятся в удалениии от лица Божия, чувствуют угрызения совести, утрату блаженства и напрасно ищут облегчения своему положению ( Лук. 16:22–25 ), но и это только начало и предвкушение будущих вечных мук ( Откр. 20:13–14 ; 2Кор. 7:10 ). Для грешников, которые не принесли в настоящей жизни достойных плодов покаяния, но умерли с семенами веры и благочестия, остается возможность получить помощь от Церкви ( 1Ин. 5:16 ; Мф. 12:31–32 ). «Не напрасно, – говорит св. Златоуст, узаконено Апостолами поминать умерших при страшных тайнах: они знали, что великая польза бывает от того для усопших» (на посл, к Фил., бес. 3). Но начало самоисправления невозможно для человека по смерти ( Пс. 6:6 ) Земная жизнь есть время сеяния для жизни вечной, что посеяно здесь, то созреет для жатвы там: еже аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный ( Гал. 6:7–8 ). III. Сколько времени продолжится благодатное царство Христово, имеющее целью своей воспитание верующих для вечной жизни, об этом не говорится с точностью в слове Божием. Однако в нем указаны некоторые признаки исполнения времен благодати и приближения царства славы Христовой, именно: распространение евангельской проповеди но всему миру, без сомнения – в самом точном значении этих слов, крайнее оскудение веры и любви на земле, особенные неустройства и брани в политическом мире и необыкновенные явления в мире физическом ( Мф. 24: 12 ; Лук. 18:8; 21:25–26 ). Дух неверия откроет в последние времена жестокую брань против Церкви Христовой, для верующих настанет пора тяжких испытаний, во главе врагов веры явится, наконец, могучая сила и власть на земле, человек беззакония, действующий силой диавола, противник Христов, который сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога, и сколько насилиями, столько же обаянием ложной славы и могущества своего увлечет под власть свою многих ( 2Сол. 2:3–12 ). Эта борьба антихристианского направления века с благочестием христианским будет последним событием истории земного мир человеческого: потому что прекращение ее приписывается явлению пришествия Христа ( 2Сол. 2:8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

248 Согласно св. ап. Павлу, мир и человек созданы через Христа и для Христа: «все Им и для Него создано» ( Кол. 1:16 ). В начале Послания К Евреям апостол пишет, что Бог через Сына сотворил века и все, что и веках ( Евр. 1:2–3 ), а затем что Отец «вводит Первородного во вселенную» (1:6) телесно, то есть «уготовляя тело» (10:5) через воплощение И вочеловечение от Пресвятой Богородицы. Через Пресвятую Деву Христос совершенно входит в мир как Богочеловек. Ср. Ескапостиларий Воскресный 6-ой: «Пребожественный Богочеловече, слава Твоему восстанию». 249 Слово «богоипостасный» встречается кроме творений св. Иоанна Дамаскина только в одной гомилии на Благовещение, приписываемой св. Афанасию Великому (PG 28, 917): «воплощение Христа определяется как богоипостасное, но никоим образом не как человекоипостасное. Также в Октоихе читаем: «Яра смерть, но сию тебе соединившуся погубил еси, от Девы богоипостасная плоть быв» (глас 3, в Неделю утра, канон ко Пресв. Богородице, песнь 7). Дамаскин называет Христа «богоипостасным цветком», потому что по Своей человеческой природе Господь, как цветок, «произрос от корня Иесеева, то есть родился от Девы, имея ипостасью для Своей человеческой природы Ипостась Бога Слова. Следовательно, выражения «богоипостасный цветок» или «богоипостасная плоть» следует понимать как восприятие человека Ипостасью Бога Слова, точнее как нераздельное и неслитное соединение и воипостазирование (см. Точн. изл. III, 2, 9, 22). 250 Чудо воплощения Христа от Пресвятой Богородицы превышает чудо творения мира. Ср. тропарь праздника Сретения «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш...». 251 Несториане и монофизиты – две ереси с противоположными лжеучениями о Лице Христа. Несторий (патриарх Константинопольский с 428 по 431 г.) утверждал, что от Девы Марии родился лишь человек, с которым Бог соединился и обитал в нем, как в храме. Поэтому Несторий называл Деву Марию не Богородицей ( Θεοτκος), но Человекородицей ( νθρωποτκος) или Христородицей ( Χριστοτκος).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Аще оставят сынове его закон мой, и в судьбах моих не пойдут; аще оправдания моя осквернят и заповедей моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их, милость же мою не разорю от них» (Пс.88:28—34). В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «се, же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю; и ныне прослави мя ты, Отче, у тебе самаго славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» (Ин.17:3—5). Также Павел в Послании к Колоссянам: «иже есть образ Бога невидимаго, перворожден всея твари; ... перворожден из мертвых, яко да будет во всех той первенствуя» (Кол.1:15, 18). И в Апокалипсисе: «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец; Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне» (Откр.21:6). Что Он есть премудрость и сила Божия, об этом говорит Павел в Первом послании к Коринфянам: «понеже и Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут; мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, самим же званным Иудеем же и Еллином Христа Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:22—24). II. Возвещено теми, кои были для сего посланы, что Христос есть премудрость Божия, — также о таинстве Его воплощения, страдания, чаши, алтаря и апостолов    В Притчах Соломоновых: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная и раствори в чаши своей вино и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: иже есть безумен, до уклонится ко мне; и требующим ума рече: приидите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам; оставите безумие... и взыщите разума и исправите разум в ведении» (Притч.9:1—6). III. Что тот же Христос есть Слово Божие    В псалме 44: «отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» (Пс.44:2). Также в псалме 32: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Пс.32:6). У Исаии: «Слово бо совершая и сокращая правдою, яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней» (Ис.10:23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) говорить о них со всяким почтением; в) перед ними вставать; г) сидящим предстоять; д) при случае достойнейшее место им отдавать; е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего; ж) дела никакого без их воли не начинать; з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар 2:19). II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть слушать в том, что в Господе приказывают: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37). III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит: 1) во всяких нуждах им помогать; 2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их; 3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010