Иак. Послание Иакова Ин. Евангелие от Иоанна 1 Ин. Первое послание Иоанна 2 Ин. Второе послание Иоанна 3 Ин. Третье послание Иоанна Иуд. Послание Иуды Кол. Послание к колоссянам 1 КорПервое послание к коринфянам 2 КорВторое послание к коринфянам Лк. Евангелие от Луки Мк. Евангелие от Марка Мф. Евангелие от Матфея Откр. Откровение Иоанна (Апокалипсис). 1 Пет. Первое послание Петра 2 Пет. Второе послание Петра Рим. Послание к римлянам 1 Сол. (Фес.) Первое послание к солунянам (фессалоникийцам). 2 Сол. (Фес.) Второе послание к солунянам (фессалоникийцам). 1 Тим. Первое послание к Тимофею 2 Тим Второе послание к Тимофею Тит Послание к Титу Флм. Послание к Филимону Флп. Послание к филиппийцам Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий Библейской истории Ветхого Завета. I. Tbopehue Богом Мира И Человека. II. Жuзhь Первых Людей В Раю. Грехопадение. III. Дonomonhый Период. Сиф 912 лет Енос 905 Каинан 910 Мелелеил 895 Иаред 962 Енох 365 Мафусаил 969 Ламех 777 Ной 960   Потоп. IV. Mup Послепотопный. Ной Сим, Хам, Иафет Столпотворение Вавилонское и Рассеяние Народов. История Еврейского Народа I. Nampuapxaльhый Период (XIX — XVII В. До Н.Э.). Патриархи Жены   Авраам (примерно в 1850 г. до н. э. переселился в Ханаан). Сарра Исаак Ревекка Иаков Рахиль, Лия   Сыновья Иакова 1. Рувим, 2. Симеон 3. Левий 4. Иуда 5. Дан 6. Неффалим 7. Гад 8. Асир 9. Иссахар 10. Завулон 11. Иосиф 12. Вениамин II. Период Пребывания Евреев В Египте. (430 лет, с XVII в. по XIII в. до н. э.). III. Период Вождей. (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин   а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей. (1200–1025 гг. до н. э.).   Девора, Гедеон, Иеффай, Самсон, Илий, Самуил V. Nepuoд Царей. (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Начиная с Веймара, Бах заимствует у итальянцев облегченные формы и новый «контрапунктический метод». Так он осуществляет синтез контрапункта и гармонии, «горизонтального» и «вертикального», самый сложный, самый искусный контрапункт, никогда не расставаясь со строгой гармонической базой. Фуги, токкаты полны «неравномерностей», беспричинных порывов. Да, он, без сомнения, ярчайшее воплощение барокко. Но также и последний подлинно христианский музыкант Запада. Долгое время был любим классический Бах. Теперь прославляют Баха барочного. Остается полностью открыть, как желал этого Борис де Шлоцер, Баха как «поэта, христианина, мистика». notes Примечания 1 Капелла Mater Redemptoris в Ватикане по благословению папы Иоанна Павла II в 2000 г. украшена мозаиками, которые выполнили православный художник из Москвы Александр Карнаухов и католический — о. Марк Рупник. (Прим. ред.) 2 Путти — изображение ангелов в виде пухлых детей, принятое в эпохи барокко и классицизма. (Прим. ред.) 3 Compelle intrare — букв.: «заставь войти» (лат.) — цитата из Лк 14:23. Основываясь на этой цитате, блаж. Августин одобрял насильственное присоединение еретиков к церкви. (Прим. ред.) 4 Н. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» в О назначении человека. М.: Республика, 1993, с. 353–354. 5 Стихотворение приписывается Майстеру Экхарту. 6 Григорий Назианзин Догматические стихотворения, 8. 7 Ma vie (Моя жизнь), Париж, 1966. 8 Heidegger Questions III, l " experience de la pensee (Вопросы III, Опыт мысли). 9 Филокалия, греч. filokalia — букв, любовь к красоте. В русской традиции переводится как Добротолюбие, т. к. славянское слово «добро» означает и «красота». (Прим. ред.) 10 Pierre Emmanuel Le monde est interieur (Мир как внутреннее пространство). 11 Из Псалма 44:14 «Слава». 12 O.V. de L. Milosz Cantique du printemps (Весенняя песня). 13 А. Иоанн Дамаскин Три слова против порицающих св. иконы. 14 Там же. 15 Там же. 16 Анастасий Синаит Гомилия на Преображение, PG 84, кол. 1376. 17 Григорий Кипрский, Гомилии. 18

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

После вознесения Иисуса Христа на небо Апостолы и первые христиане в Иерусалиме, по примеру Спасителя, пребывали в храме, прославляли и благословляли Бога ( Луки. 24:53 , Деян. 2:46 ), посещали синагоги евреев – а с другой стороны, составляли свои собственные христианские собрания по частным домам ( Деян. 5:42; 12:12; 20:8 ) 5 . Вне и дальше Иерусалима христиане совершали богослужение в своих домовых храмах. ( Рим. 16:4 ; Кол. 4:15 ). Вследствие начавшихся гонений на христиан, богослужебные собрания христиан сделались более скрытными. Для молитвы вообще и в особенности для совершения Таинства Причащения христиане собирались в домах богатых единоверцев. Здесь для молитвы обыкновенно отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом» (по-гречески οχος – икос), а у римлян «экусом». По внешнему виду «икосы» представляли продолговатые (иногда двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; среднее пространство икоса иногда бывало выше и шире боковых (рис. 3–4, л. 1). Во время гонений христиане собирались для молитвы даже в подземные церкви, устраивавшиеся в так называемых катакомбах (о чем скажем впоследствии). В тех же местах и в те же периоды, когда не было гонений, христиане могли строить и строили собственные отдельные храмы (с конца II и начала III века), впрочем, иногда снова разрушавшиеся по капризу гонителей. Когда же, по воле Св. Равноапостольного Царя Константина (в начале IV века), окончательно прекратились гонения на христиан, то христианские храмы появились повсеместно и составили не только необходимую принадлежность христианского богослужения, не только лучшее украшение каждого города и селения, но национальное сокровище и святыню каждого государства. Открытые христианские храмы с этих III – IV веков приняли определенную внешнюю и внутреннюю форму или вид, а именно: – (несколько напоминающую корабль) форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне (рис. 5, л. 2). Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых «нефами» или кораблями. Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом, или апсидой. Средний неф был выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся, впрочем, иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны входа находилось преддверие, называвшееся «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо). Обилие света и воздуха замечается внутри. Отличительными чертами плана и архитектуры такого христианского храма являются, начиная с IV века, разделение на нефы, апсиды, притвор, обилие света, внутренние колонны. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма (рис. 6, 7, 8, 9 и 10, л. 2 и 3). 22. Происхождение базилики

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) частица мощей апостола Варфоломея (память 22 апреля, 11 июня и 25 августа), из числа 12 апостолов, мощи которого почивают в церкви его имени на Тибрском острове в Риме – см. 46; 6) часть честной ноги, апостола Иакова, брата Господня во плоти (память 23 октября), мощи которого почивают в церкви во имя святых славных и всехвальных 12 апостолов в Риме. см. 31; 7) честная глава апостола Анании (память 1 октября), одного из 70 апостолов; он крестил св. апостола Павла и был епископом в Дамаске; побит камнями в Елевферополе: 8) частица мощей первомученика и архидиакона Стефана (память 2 августа и 27 декабря), мощи которого почивают в церкви во имя св. мученика Лаврентия архидиакона по Тибуртинской дороге (Via Tiburtina) за стенами Рима (см. 21); 9) часть честной ноги апостола Епафраса (память 4 января), одного из лика 70 апостолов, мощи которого почивают в римском соборе во имя Божией Матери «Маджоре» (см. 12); св. Епафрас был первым епископом Колосским и терпел узы вместе с апостолом Павлом ( Филим. 23 ), который упоминает о нем в посланиях к Колоссянам ( Кол. 1, 7 и 4:12); 10) частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии. Память святых праведных Богоотца Иоакима и Анны совершается 9 сентября, а 9 декабря Церковь празднует «Зачатие св. Анны, егда зачат св. Богородицу»; 11) честная рука преподобного Алексия, человека Божия (память 17 марта), мощи которого почивают в церкви его имени (Chiesa di Sant» Alessio) на Авентинском холме в Риме – см. 8; 12) части мощей мучеников Иулиана, Василиссы, Кельсия и Мариониллы (память 8 января); 13) часть мощей мученика Иакинфа, брата мученика Протасия. Иакинф и Протасий были евнухами св. преподобномученицы Евгении; все трое пострадали в Риме в гонение Галлиена и Валериана (в сер. III в.). Память св. мучеников Иакинфа и Протасия и св. преподобномученицы Евгении совершается 24 декабря. Мощи последней почивают в римской церкви во имя свв. апостолов (Chiesa dei SS. Apostoli, см. 31): 14) частица мощей священномученика Власия, епископа Севастийского (память 11 февраля). Часть гортани сего свяшенномученика находится в Ватиканском соборе;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более подробные и точные правила существуют в православной церкви относительно качества пищи постящихся: только известный род пищи предписывает церковь употреблять своим членам во время поста. В этом последнем пункте православные значительно расходятся с протестантами, которые, если признают отчасти время и количество употребляемой в пост пищи, то совершенно отрицают ее качество (848–850). В положительной части трактата содержится учение о следующих предметах: 1) пост заповедан человеку Богом и своим основанием имеет Слово Божие; 2) церковь Христова имеет власть издавать законы и правила о постах; 3) о постах православной церкви: св. Четыредесятнице, четырех годичных постах, о качестве постных яств и о посте в среду и пятницу (851–852). (Гл. I). Первое положение доказывается прежде всего свидетельствами св. Писания Ветхого и Нового Завета. Из них можно видеть, что пост заповедан человеку Самим Богом в раю ( Быт.2:16–17 ): его требовал Господь от грешников, как внешнего выражения их раскаяния и обращения к Богу (Иол. 2:12, 15–16); пост почитался Ветхозаветными праведниками за высокую добродетель вместе с молитвою и милостынею ( Тов.12:8 ). (Гл. II). В Новом Завете И. Христос разъяснил характер истинного христианского поста ( Мф.6:16 ), предрек время, когда Его последователи будут поститься ( Мф.9:14–15 ; Мк.2:18–20 ; Лк.5:33–35 ), указал на силу поста против злых духов ( Мф.17:21 ; Мк.9:29 ) и заповедал христианам тесный и скорбный путь к царствию Божию ( Мф.7:13–14 ; Лк.13:24 ). Св. Апостолы также предписывали уверовавшим во Христа воздерживаться от неблагочиния, плотоугодия, пиянства ( Рим.13:13–14 ; Еф.5:18 ; Кол.3:5 ) и убеждали пребывать в посте ( 1Кор.7:5 ; 1Кор.6:4–5, 11:27 ), в бодрствовании и трезвости (Сол.5:6; 1Пет.1:13, 5:8 ; – 853 а –855 а ). (Гл. III). Кроме приведенных свидетельств о посте Слово Божие представляет для нашего научения и назидания многочисленные примеры постившихся людей как во времена церкви иудейской, так и христианской. Так, в Ветхом Завете постились: Моисей ( Исх.24:18, 34:28 ), св. Царь Давид ( 2Цар.3:35, 12:16 ; Пс.31:13, 108:24 ), пророк Илия ( 3Цар.19:8 ), Неемия (1:4), Иудифь (8:6), Есфирь (4:14), пророк Даниил (10:2–3), Ниневитяне ( Ион.3:5 ; Мф.12:41 ). В каких-либо важных случаях общественной жизни постился весь народ Израильский ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6, 31:13 ; 2Пар.20:3 ; Иер.36:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Ср. богословский язык свт. Григория Богослова, который использует для обозначения Бога понятие «первой Сущности»: or . XXVIII: 31.9-25 (Barbel) (идет речь о Боге как первой Сущности и Причине сущего); or . XXXIV: PG 36, 253.6-10 и др. См., например: «...Поэтому есть такая сущность ( οσα), в которой, как говорит апостол, все стоит (Кол. 1, 17), и [которой] мы, каждый особым образом причаствуя бытия, живем, и движемся, и существуем (Деян. 17, 28), и она выше всякого начала, не представляет знаков особенности своей природы (τς δας φσεως), познается же только из того, что она не может быть постигнута. Ибо наиболее особенный признак ее тот, что природа ее выше всякого представления о какой-либо характеристике. Потому тварное, поскольку не имеет одного и того же логоса, что и нетварное, не входит в смешение и общение (συγκρσεως κα κοινωνας) с Сотворившим; имею в виду различие согласно сущности, и это объясняется тем, что тварное принимает свой логос природы, не имеющий какой-либо общности с тем, от чего произошло» (Gr. Nyss., Eun. : I, 1.373.1-375.7 [Jaeger]). Некоторые исследователи связывают учение свт. Григория о бесконечности Божественного бытия и Божественной природы с влиянием Эннеад Плотина (ср.: enn. V, 5.10.19-23; VI, 9.6.1-20), см.: Meredith 1988 , р. 347-348. См.: Gr. Nyss., Eun. : I, 1.372-375 (Jaeger); beat. VII: PG 44, 1280A-B. См.: Gr. Nyss., Eun. : II, 1.353; III, 5.58-59 (Jaeger) и др.; также см., например: Bas., ep . 234, 2. В связи со сказанным представляются некорректными слова В. М. лурье о том, что у Каппадокийских отцов термины δναμις и νργεια используются синонимично, см.: Лурье 2006 , с. 92. В то время как спектр значений самого по себе понятия «энергия» у Каппадокийцев, вне указаннойтерминологической связки, гораздо шире; он включает в себя значения усовершающего дара, благодати, природного действия и др. Непознаваемой - по крайней мере, в этой жизни. Свт. Григорий Богослов ( or . XXVIII, 17) (и, возможно, свт. Василий Великий, ср.: de fide : PG 31, 684; ep . 8, 7) допускал знание сущности Божией в будущем веке.

http://bogoslov.ru/article/487738

Таким образом, в Священном Писании нигде не утверждается, что число ангелов бесконечно, называются большие, но все-таки конечные числа. Поэтому однозначно утверждать, что число ангелов бесконечно, невозможно. Постоянно это число или нет? Можно утверждать, что число ангелов не уменьшается, поскольку ангелы бессмертны. Но может ли оно увеличиваться? На этот счет имеются различные мнения. Блаж. Феодорит считал, что не может, и аргументировал это так: «Для естества... бессмертного излишне разделение полов, потому что, как не умаляющиеся в числе, не имеют нужды в размножении...» 632 Однако эта аргументация не слишком убедительная, ведь Адам и Ева до грехопадения тоже были потенциально нетленны и бессмертны, однако им было дано повеление плодиться и размножаться. У свят. Григория Нисского встречается частное мнение, не нашедшее поддержки со стороны других свв. отцов, о некоем таинственном размножении ангелов и, как следствие, о возрастании их числа 633 . 3.9. Небесная иерархия Слово «иерархия» (греч. εραρχ α) в современном русском языке часто употребляется в несобственном смысле. Иерархией называется всякое соподчинение, например так может называться структура государственной власти. Но буквально греческое слово «иерархия» означает «священноначалие», и употреблялось оно свв. отцами только по отношению к «священному чину» – т. е. ангельскому миру и Церкви. Из Священного Писания следует, что существуют различные «чины» ангелов. Так, некоторые из небесных сил называются просто ангелами, а другие – архангелами (буквально «старшими ангелами»). В Священном Писании упоминается девять ангельских чинов: серафимы (см.: Ис.6:2 ), херувимы (см.: Быт.3:24 ; Исх.25:18–22 ; Пс.47:79, 98 ; Ис.36:16 ; Иез.1:10 ; Откр.4:6–8 и т. д.), силы (см.: Еф.1:22 ; Рим.8:38 ) и др. Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (см.: Кол.1:16 ; Еф.1:21, 3:10 ). Архангелы упоминаются в 1Сол.4 и Иуд.1:9 . Просто об ангелах говорится в Рим.8:38 ; 1Пет.3:22 . Среди древних церковных писателей перечни ангельских чинов, обычно неполные, приводятся свят. Кириллом Иерусалимским 634 , свят. Иоанном Златоустом 635 и другими. Ангельские чины также перечисляются в Книге VIII «Апостольских постановлений» (III в.) 636 . В окончательном виде классификация ангельских сил появляется в произведениях, надписанных именем Дионисия Ареопагита , ученика ап. Павла 637 . В византийском богословии авторитет этих произведений был очень высок, на них опирались такие крупнейшие богословы, как преп. Максим Исповедник , преп. Иоанн Дамаскин , свят. Григорий Палама .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

16. 8-9). Свт. Иоанн Златоуст. Створка складня. XIV в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) Свт. Иоанн Златоуст. Створка складня. XIV в. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) И. З. ясно различал «грех преслушания Адама» и обычный «грех преступления заповедей закона» (Ibid. 10. 1) и говорил о последствиях греха первого человека, сказавшихся на остальных людях, а также о долге, приобретенном из-за этого человеческим родом. Он полагал, что Адам, согрешив, как бы написал «нашу праотеческую долговую расписку» (ср.: Кол 2. 14), к-рая «положила начало долгу, а мы увеличили заем (τ δνειον) последующими грехами» ( Ioan. Chrysost. Catech. III 3. 21 [в рус. пер. II 4. 21]; ср.: In Ioan. 25. 3). Объясняя, что значат слова ап. Павла: «В нем все согрешили» (Рим 5. 12), И. З. говорил, что из-за греха одного Адама (δι τς μαρτας το νς) в человеческую природу вошла смерть, поскольку в результате грехопадения Адама стали смертными все люди, не вкушавшие плода с запрещенного древа ( Ioan. Chrysost. In Rom. 10. 1). Грех преслушания Адама осквернил всю человеческую природу, поскольку Адам для своих потомков стал виновником смерти, вошедшей в человека из-за вкушения запрещенного плода (Ibidem). Именно грех ввел в человеческую природу тление и смерть (De resurrect. 6). Когда апостол говорит, что «непослушанием одного человека сделались многие грешными» (Рим 5. 19), то, по мнению И. З., «слово «грешные» (μαρτωλο) здесь означает людей, подлежащих наказанию и осужденных на смерть, поскольку все мы после смерти Адама стали смертными» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 10. 2-3). Т. о., хотя И. З. «настойчиво повторяет, что последствия греха Адама отразились не только на нем, но и на всем его потомстве, он никогда открыто не утверждает, что потомки Адама наследуют сам его грех» ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 478). И. З. полагал, что, когда Адам согрешил, тело его стало не только смертным, но и страстным, в нем обнаружилось множество природных недостатков, оно стало подобно упрямому и труднообуздываемому коню ( Ioan.

http://pravenc.ru/text/541598.html

I Серафимы, Херувимы, Престолы II Господства, Силы, Власти III Начала, Архангелы, Ангелы Такое разделение имеет основание и в Священном Писании. Ап. Павел ( 1Сол.4:16 ) говорит об Архангеле, ( Кол.1:16 ) исчисляет Престолы, Начала, Господства, Власти, ( Рим.8:38 ) говорит об Ангелах и Силах; Исаия (гл. 6) видел Серафимов, Иезекииль (гл.10) видел Херувимов. Но определенно изложил сие учение Св. Дионисий Ареопагит , ученик Ап. Павла (De coelesti Hierarchia Cap VI VII VIII IX). Служение добрых Ангелов. § 6 Служение добрых Ангелов есть или а) общее, или b) особенное. а) Общее служение добрых Ангелов состоит 1) в прославлении Бога, Которого они непрестанно созерцают. Исаия (6:9) видел их совершающими сие служение. b) В возвещении людям спасительных намерений Божиих Так, напр., ( Лк.1:26 ): Ангел был послан благовествовать Пресв. Деве Марии, что она зачнет во чреве и родит Сына, – Спасителя мира – В этом отношении и называются они Ангелами или Вестниками. с) В исполнении благой воли Божией касательно спасения человеков; в этом отношении они называются ( Евр.1:14 ) служебными духами, в служение посылаемыми за хотящих наследовати спасение. d) В содействии людям к достижению спасения; так ( Деян.10:3,4 ) Ангел дает наставление Корнилию призвать Ап. Петра, дабы от него услышать спасительную проповедь Евангелия и принять крещение. Ангелы-Хранители. § 7 b) Особенное назначение некоторых Ангелов состоит в том, чтобы быть хранителями человеков. Ангел-Хранитель дается каждому человеку, как видно из слов Спасителя, Который ( Мф.18:10 ) говорит о всех младенцах без исключения, что Ангелы их выну видят лице Отца Небесного. Учение об Ангеле-Хранителе было известно и Церкви Ветхозаветной. Так ( Тов.5:17, 22 ) Товия, отпуская сына своего в путь, желает, да Ангел Божий спутшествует ему. С особенною ясностию и определенностию мысль об Ангеле-Хранителе изобразил Псалмопевец ( Пс.90:11 ) Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. Господи! что есть человек, яко помнити его? или сын человечь, яко посещавши его? Как далеко простирается любовь Твоя к нему! Не только весь мир видимый Ты покорил под ноги его, но и самых чистейших и совершеннейших духов поставил служителями его. Научи нас быть достойными блаженного содружества сих Святых духов; научи нас подобно им непрестанно славословить имя Твое, благодарить Тебя, и, исполняя волю Твою на земле, как они исполняют ее на небесах, сим соответствовать преблагому промышлению Твоему о нас.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Мы только выиграем, если и дальше будем говорить друг с другом. notes Примечания 1 Цитир. по журналу Orthodox Life (Jordanville, N.Y. 1959), 4, pp. 30–31. 2 Посл.к мarheзuйцaм,VI, 1; Посл. к смирнянам, VIII, 1 и 2; Посл. к эфесяпам, XX, 2 (цитир. по изд.: Раннехристианские церковные писатели, Москва, СП «Интербук», 1990. — Прим. пер.). 3 Литургия — общее служение, на котором совершается евхаристия. 4 О единстве Церкви, 5. 5 Жизнь Константина, III, 10 и 15. 6 О воплощении, 54. 7 Не развили, а уяснили, более точно высказали то, о чем ранние Отцы говорили не так ясно. Все ранние учили о Троице, но не могли объяснить этого единства, с сохранением при этом Трех Личностей Отца, Сына и Святого Духа. Терминология, которой пользовались апологеты, была далеко не совершенной. Отцы–Каппадокийцы дали старым терминам новые определения, и тогда стало возможным объяснить: как при единстве Божества сохраняется разность Лиц. Раньше под термином «усиа» понималась природа того или иного существа. Термин «ипостась», согласно Аристотелю, — это вторая природа, т.е. то, как являет себя та или иная природа. По сути хотя термины и различались, они несли в себе одинаковую смысловую нагрузку, а потому стоило кому–то учить о трех «усиа» возникало подозрение в троебожии, стоило кому–то упирать на единство, возникало подозрение, что смываются грани Лиц. Заслуга Отцов–Каппадокийцов в том и состоит, что они закрепили за словом «ипостась» значение того, что мы сегодня понимаем под личностью. Стало нельзя говорить об ипостаси кошки, слово «ипостась» стали употреблять по отношению к разумному существу. А отсюда возможность пояснить тайну трех Лиц. Отец, Сын и Дух Святой имеют одну природу — это божество, владеют они им равно, а потому они абсолютно равны. В Евангелии Сын Божий говорит: «всё Мое — Твое, и Твое — Мое» (Ин. 17:10), как видно из этой цитаты у них все общее (см. также Ин. 10:30). Также и апостол Павел говорит: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9), во Христе вся полнота Божества может обитать лишь в том случае, — если Он–Бог. Но наиболее сильно говорит апостол Петр: «чтобы чрез них вы стали причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1:4), стать причастниками Божественного естества мы можем в том случае, если Христос — Бог, в противном случае это невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010