Кесария – это была сначала бедная пристань, в 31-й миле на север от Яффы, доколе Ирод Великий не построил здесь город, достойный величия Римской империи, сделал его резиденцией правителя и назвал Кесарией Августовой, в честь Римского императора, в 13 г. до Р. X., город служил центральным местом для Римских войск. Кесария Филиппова (Павея или Павеада), близ главных источников Иордана. Здесь Ирод Великий воздвигнул кесарю Августу храм, который Филипп расширил и назвал его по имени царствующего императора (Тиверия Августа), с прибавлением собственного имени. На пути, в этом городе, апостол Петр исповедовал Христа Сыном Божиим ( Мф. 16:16 ), за шесть дней до Его славного Преображения. Колоссы – важный город Фригии и одна из областей в Римской Азиатской местности. Город этот служил местом для одной из тех христианских первенствующих церквей, к одной из которых апостол Павел написал особое Послание (к Колоссянам). В долине реки Ликуса, где находились Колоссы, лежали, также, города Лаодикия и Иераполис. Коринф – столица Ахайской области, место апостольских трудов Павла и Аполлоса. Здесь существовала, некогда, цветущая Коринфская церковь , для которой апостол Павел написал два Послания, одно из Ефеса, другое из Македонии. Лаодиния – важный город в Малой Азии на р. Ликусе, место одной из 7 Малоазийских церквей ( Откр. 3:14 ). Левитские города ( Нав. 21:13–39 ): – Хеврон, Ливна, Иаттир, Ештемо, Холон, Давир, Айн, Ютта, Беф-Шемеш (в колене Иудином); Гаваон, Гева, Анафос, Алмон или Аллемеф (в колене Вениаминовом); Сихем, Гезер, Кивцаим, Беф-Орон (в колене Ефремовом); Елфеке, Гивефон, Аиалон, Гаф-Риммон (в кол. Дановом); Фаанах, Гаф-Риммон, Голан, Беештера (в кол. Манассиином); Кишион, Давраф, Иармуф, Ен-Ганним (в кол Иссахаровом); Мишал, Авдон, Хелкаф, Рехов (в кол. Асировом); Кадес, Хамоф-Дор, Карфан (в кол. Нефеалимовом); Иокнеам, Карфа, Димна, Нагалал (в кол. Завулоновом); Бецер, Иааца, Кедемоф, Мефааф (в кол. Рувимовом); Рамоф Галаадский, Манахаим, Есевон, Иазер (в кол. Гадовом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

По мнению представителей наиболее либеральной критики, новизна богословских тем, рассматриваемых в Кол. и Еф., является основным аргументом, ставящим под сомнение подлинность Кол., Флм. и Еф. Эти Послания якобы написаны авторами, которые принадлежали к послеапостольскому поколению и развивали идеи ап. Павла. В наше время все больше исследователей, чья позиция отличается достаточной взвешенностью, начали признавать подлинность Кол., а, следовательно, и Флм., которое представляет собой сопроводительное к Кол. письмо из-за очень личного характера обоих Посланий. Вместе с тем в отношении подлинности Еф. сказались сомнения, поскольку автор этого Послания как будто позаимствовал многие идеи Кол., несколько их изменив. Наконец, существуют и такие ученые, которые, допуская возможность эволюции Павлова богословия, признают подлинность всех трех посланий. Перейдем к вопросу о месте написания Кол., Еф.,Флм. Если мы согласимся с тем, что Послания принадлежат апостолу Павлу, то сама новизна затронутых в них вопросов заставляет предполагать, что между этими и более ранними Посланиями периода третьего миссионерского путешествия должен был пройти определенный промежуток времени. В кесарийских и римских узах мысль апостола Павла могла стать более зрелой. Таким образом, нам кажется более вероятным, что создание Кол., Еф. и Флм. следует отнести ко времени первых римских уз апостола. Послание к Колосянам Как мы уже сказали подлинность Кол., длительное время оспариваемая, в наши дни признается все большим количеством ученых. Обстоятельства создания Апостол Павел адресует свое Послание Церкви г. Колоссы, расположенного во Фригии, недалеко от Асийской провинции. Нам неизвестно, проповедовал ли там ранее апостол. Епафрас, уроженец Колосс (4:12), принес от колосян добрые вести. Апостол пишет ответ, поручая доставить его Тихику (4:7), который должен отнести письмо и ефесянам (Еф.6:21). Апостол Павел беспокоится об угрожающих колосянам опасностях: «Это я говорю для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами» (2:4) и «не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (2:8). «Никто да не осуждает вас за пищу, или за питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (2:16). «Для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай,не дотрагивайся, что все истлевает от употребления?» (2:20–22). Апостол Павел предостерегает против самообольщения в «служении ангелов» (2:18).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

4, 15) — в виде фонтана. «Civimas Dei» («Град Божий») (Пс. 86, 3) представлен внизу гравюры как идеальный небесный город. В отличие от всех вышеупомянутых прообразовательных символов Девы Марии, имеющих в качестве источника тексты Священного Писания , образ «Stella Maris» («Морская Звезда»), расположенный на гравюре вверху, слева от Девы Марии, напротив изображений солнца и луны, возник как символ Богоматери еще в ранней Церкви . Этому послужили либо транскрипционная ошибка перевода имени Мариам с еврейско-арамейского на латынь, либо сознательная игра с фонетической близостью латинского варианта имени Maria и латинского слова maria (мн. ч. «моря» от лат. Mare — море). В первой половине IX в. бенедиктинец Пасхазий Радберт, игумен монастыря Корби в Пикардии, начал уподоблять Богоматерь Морской звезде (так в Европе называли Полярную звезду, путеводную для всех мореплавателей с древнейших времен), ориентируясь на которую христиане следуют через житейское штормовое море по пути ко Христу. В это же время получает распространение гимн «Ave Maris Stella» («Радуйся, Звезда морская») . Текст гимна присутствует во всех сборниках «Часослова Девы Марии». Иконография гравюры «Часослова Девы Марии» 1502 г. Тильмана Кервера получила название по первым словам Песни Песней Соломона, расположенным на бандеролях гравюры: «Tota pulchra es amica mea et macula non est in te» (Cant. 4, 7) («Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе») (Песн. 4, 7). Первым, кто стал славословить Деву Марию этими строками, был Бернард Клервосский. Композиция Девы Марии «Tota Pulchra» благодаря гравюре из «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера с начала XVI b. получила широкое распространение и популярность в гравюре и миниатюре, которые чаще всего украшали «Часословы Девы Марии». Композиция гравюры «Часослова Девы Марии» Тильмана Кервера была воспроизведена в нескольких парижских изданиях «Часослова Девы Марии» издательств Тильмана Кервера, Антуана Верара , Симона Востра и других . В 1513 г. гравюра была опубликована как фронтиспис к первому изданию книги Йоссе Клихтове «De puritate Sanctae Virginis» («Чистота Пресвятой Девы»).

http://bogoslov.ru/article/6193332

Кол.1:24 . И я нисколько не огорчаюсь теми страданиями, кои претерпел я и терплю. Теперь даже радуюсь в страданиях за вас, поскольку стараюсь восполнить в плоти моей, то есть: чтобы за жизнь мира носить мне в себе самом все страдания Христовы. Ведь если отлученным (анафема) от Христа желал бы сделаться он за жизнь распинателей, то внешнюю жизнь тела своего тем паче предал бы он за язычников, именно за тело Его, которое есть Церковь , то есть: за тело Христово желаю страданиями тела моего восполнить недостаток Церкви Его. 2157 —220— Кол.1:25 . Коей соделался я служителем, не по делам моим, но по таинственному домостроительству Божества, призвавшего меня с дороги Дамасской, – данному мне у вас, то есть, чтобы у вас исполнить слово Христово. Кол.1:26–29 . Ибо тайна сия Тела и Крови, которая была сокрыта от родов со времен вечных, ныне открыта святым Его, коим восхотел Бог чрез омытие крещения показать, какое богатство славы Его Тела живого, которое есть Христос, сущий с вами как надежда славы, так как вы с надеждою ожидаете в Нём славы, вам обетованной, – которую 2158 и мы проповедуем вам и возвещаем не вам только отдельно, но научая всякого человека во всякой премудрости. Кол.1:29 . И такова цель труда моего в постах и ревностного подвига в молитве и гонении, с помощью Бога, действующего во мне в силе, которую Он дает мне, – и действий, кои совершаются чрез меня, – чтобы утвердить не одного человека и не один народ языческий, но чтобы представить всякого человека совершенным во Христе. II Кол.2:1 . Велик труд подвига, который я совершаю в молитвах, не за вас одних, но также и за Лаодикийцев 2159 и за всех, кои не видели лица моего во плоти. Кол.2:2 . Делаю это для того, чтобы, даже и, отсутствуя, утешать сердца их от печали, причиняемой им их врагами, – и чтобы устроились любовью на —221— всякое богатство полноты, с доверием, а не со спорами и непослушанием, вместе с разумением познания тайны Бога, то есть познанием тайны тела Христова. Кол.2:3 . Ибо в Нём открыты все сокровища премудрости, все то есть обетования Божии сокровенные.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так что, повторим еще раз, сам по себе факт параллелизма Еф. и Кол. не добавляет никаких аргументов в дискуссии об аутентичности Еф. Все же примем во внимание, что гипотеза о написании Еф. верным последователем ап. Павла после его смерти в качестве богословского итога включает в себя необходимым пунктом, что за основу взято Кол. Здесь даже заключительные пожелания по поводу подателя письма, Тихика, почти буквально повторяют Кол.: Еф. 6, 21 «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши». Кол. 4, 7 «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши». Теперь, наконец, можно остановиться на некоторых важных идеях Еф., неизбежно отмечая при этом параллели с Кол. 3. Основные важные темы Еф. Христология Христология – этот центральный пункт, «фокус» всего богословия ап. Павла, определяющий и екклезиологию, и сотериологию, – в Еф. уточняется и углубляется еще дальше. Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф. 1:17 ). 14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке ( Еф. 3:14–16 ). Впереди, еще в рамках апостольского века, будут «болезни и труды» св. Иоанна Богослова, в писаниях которого, тоже, кстати, связанных с Ефесом, христология получит еще большее развитие (см. § 45. 4). Так создается новозаветная база, на которой вырастут христологические вероопределения Вселенских соборов и святых отцов, учивших о предвечности и надмирности Иисуса Христа как воплотившегося Сына Божия и о Его единстве с Отцом и Святым Духом. Во многом христологические идеи Еф. созвучны, развивают или повторяют христологию Кол. Среди первых по значимости текстов обратим внимание на Еф. 1, 19–23 , где много параллелей с христологическим гимном Кол. 1, 15–20 (см. § 38. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

«первородный всего творения» - Кол 1. 15) Христос соотносится с тварным миром. По мнению экзегета, эти коннотации исключаются учением ап. Павла в К. П. о том, что все без исключения творение было создано Христом и для Христа ( Ioan. Chrysost. In Col. 3. 2). Так же считал и Амброзиастер ( Ambrosiaster. In epistulas ad Colossenses. 1. 15-16//CSEL. Vol. 81. 3. P. 171-172). При этом свт. Иоанн прямо говорит о том, что понимание выражения «первородный всего творения» как указания на первенство по чести недостаточно, скорее оно выражает только время ( Ioan. Chrysost. In Col. 3. 2 [Кол 1. 15-18]), хотя едва ли возможно допустить, что Златоуст сознательно полемизировал с Феодором Мопсуестийским. Севериан Габальский, как и свт. Иоанн, считал, что Кол 1. 15 нужно понимать в том смысле, что Христос предшествовал всему творению ( Sever. Gabal. Fragm. in Paul. S. 319). Прп. Исидор Пелусиот посвятил Кол 1. 15 письмо, в котором он дает новую интерпретацию слова πρωττοκος, фактически предлагая заменить его. По мнению Исидора, в Кол 1. 15 следует читать πρωτοτκος: «Слово: πρωττοκος с ударением на втором слоге означает перворожденного, а с ударением на предпоследнем - первородившего». В подтверждение своего толкования Исидор ссылается на Гомера, у к-рого «первородившая названа πρωτοτεκοσα», а также приводит др. похожие соответствия в греч. языке ( Isid. Pel. Ep. III 21//PG. 78. Col. 749-752). По словам Исидора, сам текст К. П. дает дополнительные основания для такой интерпретации: сразу за словами «рожденный прежде всякой твари» следует пояснение «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: …все Им и для Него создано» (Кол 1. 16). С т. зр. Исидора, указание на причину («ибо») оправдано здесь только в том случае, если Христос назван «первородившим» все творение (т. е. его единственным Творцом). В противном случае, считает он, остается неясным, зачем такое пространное рассуждение о Христе как о Творце приведено в качестве обоснования тезиса о Его перворожденности ( Isid.

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Как и во всех посланиях Павловых, в его послании к Колоссянам есть предисловие ( Кол. 1:1–11 ), и заключение с приветствиями ( Кол. 4:7–18 ). В средине же между этими частями находится вероучительный отдел ( Кол. 1:12–2:23 ) и нравоучительный ( Кол. 3–4:6 ). В предисловии, преподав от себя и от Тимофея брата благодать и мир Колоссянам, Апостол Павел извещает их, что с тех пор, как услышал от Епафраса о их вере и о любви ко всем святым (т. е. христианам), а равно и о том, что истинное слово благовествования Христова, возвещенное им от Епафраса, не только пребывает у них, но и приносит плод и возрастает, – с самого дня он не перестает молиться о них, чтобы они все более и более исполнялись познанием воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном, и укреплялись бы по могуществу славы Божией во всяком терпении и великодушии. В вероучительном отделе Апостол Павел сначала кратко изображает домостроительство спасения людей, и для сего: а) во-первых, указует существенную силу его в том, что Бог и Отец избавил нас от власти тьмы и ввел в царство возлюбленного Сына своего ( Кол. 1:12–14 ). б) Во-вторых, рассуждает о самой личности Спасителя, исчисляя божественные свойства Его – как Бога, Творца и Промыслителя, и богочеловеческие – как главы Церкви, перворожденного из мертвых, во всем первенствующего, совмещающего всяческое совершенство и примирившего всех с Богом кровью креста своего ( Кол. 1:12–20 ). Потом делает приложение сказанного о домостроительстве спасения к Колоссянам, равно и к себе самому и к своему апостольскому служению, напоминая Колоссянам, как они из отчужденных и врагов, по расположению к злым делам, стали примеренными с Богом смертью Сына Божия; и с какой радостью он Павел в самых страданиях и узах своих служит тайне домостроительства спасения людей и призвания язычников; и какой благоуспешный подвиг имеет он ради Колоссян и ради тех, которые в Лаодокии и Иераполе, и ради всех тамошних, кто не видел лица его во плоти ( Кол. 1:21–2:2 ). Наконец Апостол переходит к предостережениям Колоссян от лжефилософов и хитрых словопрителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1:10) и говорят: Апостол испрашивает колоссянам познания воли Божией, чтоб они ходили: 1)во всяком деле блазе на богоугождение, чтоб достигнуть боговедения, 2) во всяком терпении с радостию, бывая укрепляемы свыше, и: 3) благодаряще Бога и прочее. Но наши толковники сопоставляют это «благодаряще» с: «не престаем» (Кол. 1:9). Чем дают мысль, что здесь следует видеть не побуждение колоссян к благодарению, а изъявление Апостолом благодарения Богу и Отцу, что призвал «нас» в причастие наследия святых, то есть в Царство Сына «любве Своея». И это тем более представляется уместным, что с сего стиха Апостол переменил лица, к коим обращает речь: то говорил: «вам», — то есть колоссянам, а теперь говорит: «нас», — давая разуметь, что он начинает говорить об общем христианском деле, как показывает и содержание этого и последующих стихов. Это и заставляет признать, что святой Павел с сим стихом переходит к изображению домостроительства спасения в Господе Иисусе Христе. а) Краткое изображение домостроительства спасения (Кол. 1:12—23) Изображая сие домостроительство, Апостол сначала: аа) показывает, в чем существенная сила домостроительства (Кол. 1:12—14); потом: бб) живописует Божественный лик Самого Спасителя (Кол. 1:15—20) и, наконец: вв) представляет самих колоссян участниками в сем спасении (Кол. 1:21—23). аа) Кол. 1:12.   Благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете. «Благодаряще». Если соединим это слово с: «не престаем», — выйдет: «не престаем благодаряще» — непрестанно благодарим. Так святой Златоуст: «последовательность мыслей у Апостола такова: мы не престаем молиться о вас и благодарить Бога за прежнее. Видишь ли, как вступает он в слово о Сыне?» Святой Златоуст полагает, что здесь началось слово о домостроительстве спасения. Так и другие наши толковники. Блаженный Феодорит пишет: «песнословим человеколюбивого Владыку, что нас, недостойных, соделал причастниками света святых. Благодарением Апостол показует неизреченность Божия человеколюбия и величие Божия о нас домостроительства».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Колоссаям, читаемый в двадцать восьмую неделю (Кол.1:12–18) Колоссы или Колассы, называвшиеся потом иначе Хоны, был славный город Фригийский, лежащий между Иераполем и Лаодикиею, который был митрополиею всей области оной. Писал же к живущим в городе оном Павел, будучи во узах в Риме, послав к ним писание чрез Тихика и Онисима ( Кол.4:3:7, 9 ). Некоторые говорят, что Павел проповедывал им Евангелие в то время, как проходил Фригию и Галатийскую страну ( Деян.16:6 ; Феодор.). Но поелику он в послании к ним пишет, что слышал веру их во Христа, и любовь их ко Святым ( Кол.1:4 ), при том же сопричислил их и Лаодикийцев к не видевшим лица его, говоря: « хощу бо вас ведети, колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти » ( Кол.2:1 ). Посему вероятнее кажется, что другой некто научил их вере во Христа, и может быть Епафрас. Ибо говорит, что он научил их, и был служителем для них, « якоже и уведесте », пишет, « от Епафраса возлюбленнаго соработника нашего, иже есть верен о вас служитель Христов » ( Кол.1:7 ). Писал же к ним Павел, поелику они были язычники, так как он избран был в учителя языков ( Деян.9:15 ; Гал.1:16 ), и поелику узнал, что лжеапостолы, пришедши и к ним, « философиею и тщетною лестию » проповедывали поклонение Ангелам ( Кол.2:8:18 ), то есть, чтобы чтить Ангелов паче надлежащего, и еще хранение Иудейских постановлений. А содержит в себе сие послание к ним, во-первых, догматы веры высочайшие и научающие великим благодеяниям Божиим к человекам, во-вторых, обличение лживого и вредного учения лже-апостолов, и, в-третьих, нравственное увещание, дивное поистине и небесное. Часть некоторую Богословских догматов веры открывает нам чтенное ныне отделение сего послания. Но таковые учения требуют толкования. Мы убо на милость Божию надеясь, предложим: вы же, братие, со вниманием благоговейным послушайте оного, да в Божественных учениях кроющиеся мысли уразумеете, и тако просветится душа ваша спасительным светом Пресвятого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

В том же послании апостол приписывает Иисусу Христу τν νεργιαν το δυνσθαι και ποτξαι αυτ τ πντα силу покорить себе все – всемогущество ( Фил. 3:21 ). В первом послании к коринфянам, у которых еще недавно были глаголемии бози мнози и господие мнози, пишет: но нам един Бог Отец, из него же вся и мы у Него ( εις αυτν): и един Господь Иисус Христос , из же вся к мы тем ( 1Кор. 8:6 ). Здесь: а) само противоположение глаголемых владык единому Владыке показывает, что сей Господь есть Тот, Которому единому принадлежит небо и земля; б) слова δι υ τ πντα – которым все т. е. управляется ( Деян. 17:28 ), прямо говорят, что Господь Иисус есть истинный Владыка – Бог, и в) если тем, что Сын Божий Иисус называется: един Господь, не отнимается господство у Отца; но и тем, что об Отце сказано: един Бог, не лишается Сын имени и славы Божией, как замечал еще св. Златоуст аномеям. 196 В том же послании апостол пишет: тем же прежде времени ничтоже судите, дóндеже придет Господь иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке) и объявит советы сердечныя (4, 5). а) Господом грядущим судить апостол обыкновенно называет Иисуса Христа ( 1Кор. 11:26 , 2Кор. 5:10 . Рим. 14:10 ). б) Ему же он усвояет знание советов сердечных, – без чего конечно нельзя быть и Судьей всех людей; а это тоже значит, что Сын Божий – всеведущ, – качество истинного Бога ( Иер. 17:9, 10 ). Тоже самое читаем о Сыне Божием в послании к евреям, где Он назывался Творцом веков (1, 2. 10) т. е. всего существующего во времени, всего мира ( Екк. 3 , Ирем. 13:19), сиянием славы и образом ипостаси Божьей, изображением совершенств и сущности божества, правителем всего мира (ст. 3), Богом и Господом (ст. 8. 10), Которому воздают поклонение ангелы Божии (ст. 6),·вечным и неизменным (ст. 12). 197 Таким образом апостол Павел называет Иисуса Христа Богом ( Рим. 9, 5 . Евр. 1, 8 ), образом божества ( Кол. 1:15 . Фил. 2, 6 . Евр. 1, 3 ), приписывает Ему всю полноту божеств. совершенства ( Кол. 2 , Евр. 1:3 . Фил. 2:10 ), в частности вечность ( Кол. 1:15. 17 . Евр. 1, 12 ), неизменяемость ( Евр. 1, 12 ), всемогущество ( Фил. 3, 21 ), всеведение ( 1Кор. 4:5 ), усвояет Ему дела истинного Бога – сотворение мира ( Кол. 1, 17 . Евр. 1:2 ), промышление о мире, именно: хранение мира ( Кол. 1:17 . Евр. 1, 3 ), управление миром ( 1Кор. 8:6 ). Наконец апостол говорит о Сыне, что надобно воздавать Ему поклонение подобающее Богу ( Евр. 1:6 . Рим. 1:4, 9 . Кол. 1:16 ). § 51. Разрешение недоумения о божестве Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010