Крещения ( 1Кор. 1:2; 6:11 ; 2Кор. 1:1; 13:12 ; Фил. 1:1 ; Кол. 1:2 ; Евр. 3:1 ). И если они возносят молитвы наши перед Богом, то значит они слышат наши мольбы и ходатайствуют о нас. 13) Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Иоан. 1:1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11–ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей» ( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божьи, «достигшие совершенства», «первенцы Церкви, написанные на небесах» ( Евр. 12:23 ). Еще при жизни угодников Божьих на земле Господь отмечает их святость особыми дарами чудес, совершающихся и после их смерти, что и служит для Церкви Христовой ясным признаком их святости и основанием к прославлению их, как «друзей Божьих». О пророке Моисее, Самуиле, Илии, Елисее и других пророках мы знаем, что они творили величайшие чудеса, даже из мертвых воскрешали, о некоторых святых мы знаем, что они и после смерти своей творили дивные чудеса. Так, напр., о пророке Самуиле читаем в св. Писании: «Он пророчествовал и после смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится». И об Елисее сказано: «по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса и по смерти были дивны дела его» ( Сир. 46:22–23; 47:12–15 ; См. 1Цар. 28 гл. и 4Цар. 13:20–21 ).  Ап. Павел, перечисляя имена ветхозаветных святых, говорит, что святые «верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, жены получали умерших своих воскресшими» ( Евр. 11:33–35 ). Вот какие признаки святых: благодатные дары знамений и чудес при их жизни – на земле и после смерти – на небе, согласно словам Христа Спасителя ( Мар. 16:17–18 ). Этими признаками и руководствуется св. Церковь , когда решает вопрос о признании того или иного угодника Божия святым. А голос Церкви Христовой есть голос всегда пребывающего в ней Св. Духа, и противящийся Церкви противится Духу Святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

То же заключение выводит Иероним из слов Закона о посвящении первенцев Богу ( Исх.13:2, 18:12–17 ), повторенных евангелистом: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( Лк.2:23 ) 285 . Св. Епифаний даёт ещё такое изъяснение: «Рождённый от Девы называется первенцем в отношении к тому, что Он есть Образ Бога невидимого, перворожден всея твари ( Кол.1:15 ), и в отношении к нам, яко быти Ему первородну во многих братиях ( Рим.8:29 ): но никак не в том отношении, будто бы Мария рождала после Него других... Есть некоторое подобие к изъяснению последней мысли в наименовании Первородного ещё до воплощения. Он именуется перворождённым истинно от Отца прежде всякие твари, но не потому именуется первородным, будто и другие рождены были от Отца: и имеет брата Единородный. Так и по воплощении от Марии Он называется первенцем, но не потому, будто был другой какой-либо, после рождённый от Неё; первенец единственный плод Ея» 286 . 3 . Против возражения, какое противники приснодевства Матери Божией основывали на тех изречениях Евангельских и Апостольских, где указываются братия и сестры Иисуса Христа: ( Мф.12:46, 13:55 ; Мк.6:3 ; Ин.2:17, 7:3 ; Деян.1:14 ; Гал.1:19 ; 1Кор.9:5 ). Св. Амвросий писал: «Может быть, указываемые братия и сёстры Иисуса Христа были дети Иосифовы, но отнюдь не от Марии. Исследовать же сие мы не намерены, но укажем только, что наименование братьев в Писании употребляется в обширном смысле. Так братьями называет Сам Господь всех принадлежащих к избранному народу Божию: возвещу имя Твое братии Моей: посреде Церкве воспою Тя ( Пс.21:23 ), и ап. Павел говорит: молил бых ся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти, иже суть Израилите ( Рим.9:3 )... Не могло быть, чтобы Та, Которая носила во чреве Своём Бога, соделалась матерью другого какого-либо сына; быть не могло, чтобы и праведный муж Иосиф потерял когда-либо благоговение к Матери Господа» 287 . Св. Иоанн Златоуст на вопрос: как Иаков и другие называются братьями Иисуса Христа? отвечает: «Так же, как и сам Иосиф был почитаем мужем Марии. Ибо многими завесами сокрыто было до времени рождение Христово» 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То же заключение выводит Иероним из слов Закона о посвящении первенцев Богу ( Исх.13:2 , Исх.18:12–17 .), повторенных Евангелистом: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( Лк.2:23 .) 128 . Св. Епифаний дает еще такое изъяснение: «Рожденный от Девы называется первенцем в отношении к тому, что Он есть Образ Бога невидимаго, перворожден всея твари ( Кол.1:15 ), и в отношение к нам, яко быти Ему первородну во многих братиях ( Рим.8:20 .): но никак не в том отношении, будто бы Мария раждала после Него других … Есть некоторое подобие к изъяснению последней мысли в нанменовании Первородного еще до воплощения. Он именуется перворожденным истинно от Отца прежде всякия твари, но не потому именуется первородным, будто и другие рождены были от Отца: не имеет брата Единородный. Так и по воплощении от Марии Он называется первенцем, но не потому, будто был другой какой либо, после рожденный от Нее; первенец единственный плод Ее 129 . Против возражения, какое противники приснодевства Матери Божией основывали на тех изречениях Евангельских и Апостольских, где указываются братия и сестры Иисуса Христа: Мф.12:46 . 13:55. Мк.6:3 . Ин.2:17. 7:3 . Деян.1:14 . Гал.1:19 . 1Кор.9:5 . Св. Амвросий писал: «Может быть, указываемые братия и сестры Иисуса Христа были дети Иосифовф, но отнюдь не от Марии. Изследывать же сие мы не намерены, но укажем только, что наименование братьев в Писании употребляется в обширном смысле. Так братьями называет Сам Господь всех принадлежащих к избранному народу Божию: возвещу имя Твое братии Моей: посреде Церкве воспою Тя ( Пс.21:23 ), и Ап. Павел говорит: молилбыхся бы сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти, иже суть Израилите ( Рим.9:3 .) … Не могло быть, чтобы Та, Которая носила во чреве Своем Бога, соделалась материю другого какого-либо сына; быть не могло, чтобы и праведный муж Иосиф потерял когда-либо благоговение к Матери Господа» 130 . Св. Ин.н Златоустый на вопрос: как Иаков и другие называются братьями Иисуса Христа? отвечает: «Так же, как и сам Иосиф был почитаем мужем Марии. Ибо многими завесами сокрыто было до времени рождение Христово» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Он положил начало или основание новому бытию человечества. Совершенное Иисусом Христом искупление рода человеческого есть новое творение или возрождение человечества. Это новое благодатное творение или возрождение получило начало в воскресении и прославлении того человеческого естества, которое воспринял в единение с Своим Божеским Лицем единородный Сын Божий Иисус Христос. Он первый, как Богочеловек, в естестве человеческом победил смерть, разрушил ад, освободил узников ада, чаявших избавления по вере в обетованного Искупителя, и воскрес из мертвых, силою Божества Своего. Потому Он есть начаток обновленного человечества. Родившись от Пресвятой Девы Марии, Иисус Христос вступил в среду человечества, – стал человеком по всему подобным нам, кроме греха; а, победив смерть и воскресши из мертвых, Он является перворожденным из мертвых, или первенцем,первым новым человеком, воевавшим из области смерти к вечной жизни и славе. Хотя, по особому Божию смотрению, и прежде некоторые смертные люди были воскрешаемы из мертвых; но они воскресали с смертными телами, и опять умирали. А об Иисусе Христе св. Павел в другом послании говорит: Христос воста из мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает ( Рим.6:9 ). Иисус Христос есть перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя – «дабы иметь Ему во всем первенство». «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Он есть начаток воскресения и вечной жизни для всего рода человеческого. Только Его беспредельными заслугами открыт путь ко спасению и вечной жизни. Аще умрохом со Христом, пишет Апостол, веруем яко и живи будем с Ним ( Рим.6:8 ). Сам Иисус Христос учит: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во век ( Ин.11:25–26 ). Так «было благоугодно Богу Отцу, чтобы в Иисусе Христе обитала всякая полнота» Божеских совершенств, «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, и земное и небесное» – человеков и Ангелов, умиротворив «чрез Него, кровию креста Его и земное и небесное» ( Кол.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Придите, взойдем на таинственную гору. Там, возвысившись над житейскими и вещественными образами, вступив в божественный неприступный мрак и оказавшись затем в свете Божием, воспоем силу беспредельно сильную; Того, Кто с пресущественной, невещественной и все превосходящей высоты, не покидая лона Отца, сошел в утробу Девы, зачался и воплотился; Того, Кто, пройдя через добровольные страдания, принял смерть и вместе с телом, имеющим рождение от земли, и, приобретя тлением нетление вновь восшел ко Отцу; Того, Кто и Матерь Свою по плоти при влек ко Отцу Своему, вознеся на небесную землю Ту, Которая по истине была земным небом. 2. Ныне умственная одушевленная лестница, спустившись по которой, Вышний явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3:38), воспользовалась смертью как лестницей и взошла от земли на небо. Ныне земная трапеза, неискусобрачно носившая Небесный Хлеб жизни, уголь Божества, была взята от земли на Небо, и врата Небесные встретились с вратами Божиими, обращенными лицом т восток (Иез. 44:1). Сегодня одушевленный град Божий преставляется из земного Иерусалима в Иерусалим Небесный. Та, Которая Рожденного прежде всякой твари (Кол. 1:15), Единородного от Отца родила из Себя первенцем и едино родным, водворяется в Церкви первенцев (Евр. 12:23) — Ковчег Господа, одушевленный и умственный, переносится в покой Сыновний. Врата рая открываются и принимают богоносную землю, на которой произошло древо вечной жизни, поправшее преслушание Евы и смерть Адама. Это древо — Христос. Он, причина жизни всех, принимает высеченный в скале вертеп, гору несекомую, оторвавшийся от которой без содействия рук камень… наполнил всю землю (Дан. 2 34–35). Ложе божественного воплощения Слова упокоилось в преславном гробе как в опочивальне, откуда оно взошло в небесный брачный чертог, так что, пресветло царствуя с Сыном и Богом, оставило гроб ложе» для живущих на земле. Гроб называешь ложем? Да, ложем а прекраснейшим всякого иного ложа, ибо он сияет не блеском золота, не ясностью серебра, не прозрачностью драгоценных камней, не шелковыми нитями, не златотканной одеждой, не пурпурными платьями, но Богосиятельным светом Все святого Духа. Это ложе способствует не плотскому соединении любящих земной любовью, но доставляет тем, которые пленены Духом, жизнь святых душ, предстояние пред Богом, лучшее I сладчайшее из благ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Это малопонятное замечание вполне уясняется сравнением его с толкованием Дидима: Дидим относит слова книги Притчей к премудрости, которая в мире, которая создана и которая в нас, пользуясь при этом тем же местом из послания к Коринфянам. Наконец, оба автора по поводу изъясняемого места обращаются к Быт. 4:1 и читают текст по одинаковому списку: „κτισμην νθρωπον δι το Θεο» 1519 . – Точно такое же совпадение между книгами о Троице и Антирритиком мы находим и в экзегезисе других мест Св. Писания. Так, толкуя употребленное Апостолом в приложении к Сыну Божию название „перворожден всея твари ( Кор. 1:15 )», автор Антирритика пишет: „если Сын прежде твари, но не рождение, а тварь, то он был-бы назван первосозданным, а не перворожденным. Если же Он первосозданный потому, что называется перворожденным всей твари, то как названный перворожденным из мертвых ( Кол. 1:18 ) был бы умершим прежде всех мертвецов» 1520 . Как же понимает это место Дидим? „Перворожденным всей твари, – говорит он, – (Сын) называется не потому, что ранее ея создан; иначе назван был бы первосозданным, но потому, что по предведению рожден от Св. Девы прежде всякой твари... Подобным образом Он назван также первенцом умерших не потому, что ранее их умер, но потому, что первый воскрес из мертвых» 1521 . При этой гармонии в общем воззрении, столь же много сходного замечается и в распорядке всего экзегетического материала, привлеченного к изъяснению упомянутого места Писания. Так, тот и другой автор пользуются здесь Мф. 1:25 и защищают приснодевство Марии; тот и другой оспаривают возражение противников: „если Сын перворожден, то не единороден» 1522 ; тот и другой уравнивают в отношении к Богу выражения „есть» и „был»; в частности, поразительное совпадение наблюдается в следующей мысли: De Trinit., 833. Contr. Eunom., с. 701, 704. τι πρωττοκος κτσεως νμαςται δι τος ν θε βαπτσματι τ υοθεσ το γου Πνυματος κ το Θεο γεννωμνους. Λεχθεη δ’ ν, τι κα πρ πσης γεννσεως πρωττοκος λγετο· τι δ κα πρς τος δι υοθεσας το γου Πννματος κ Θεο γεννωμνους.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Прямо вслед затем говорит: рождшееся бо в ней (ст. 20), как о рожденном уже, а далее еще: родит сына (ст. 21), как о будущем; потому что это так и было. Но это предвозвещение сделано было для уверения, равно как и то: прежде даже не снитися. И для нас достаточно, что этого отнюдь не было, дондеже роди сына своего первенца (ст. 25), что должно быть объясняемо в том же смысле, и относится к познанию дивного о Деве, удостоенной чести от Бога. Гл. 21. Но в виду сказанного да не подумает кто либо: прежде даже не снитися има, что они потом сошлись. Этого никто не может ни указать, ни доказать, тогда как, чтобы доказать непорочное зачатие Спасителя, для этого Писание дало подтверждение. Итак: не знаяше ея, – в отношении к славе; первенцем же называется Он, поскольку перворожденный существует прежде бытия всех тварей и есть первородный во многих братиях, по Апостолу ( Рим.8:29 ); не в отношении к происхождению от Марии, как бы от нее были еще другие дети, но в отношении к удостоившимся принять через Него усыновление, хотя по плоти Он истинно был Сын ее, дабы не предполагаема была одна призрачность плоти. Но и первенцем и сыном самой Девы Он называется не потому, что она, как я сказал, имела других детей. Это сходно с выражением: перворожденный, употребляемым до воплощения. Будучи истинно перворожденным Сыном Отца далеко прежде бытия всякой твари (ср. Кол.1:15 ), Он называется перворожденным не от того, что после Него от Отца родились другие; ибо у Него не было второго брата, так как Он есть единородный. Так и при явлении во плоти Он всегда был и есть на сколько первенец Марии, на столько же и единородный у Марии, не имея второго от нее брата. И пусть замолкнут измыслившие более вредное для себя, нежели полезное! Прошу, да не будет сего более, да не будет! Чтущий Господа чтит и святого; не почитающий же святого не почитает и Владыку своего. Да будет Мария сама в себе святою Девою, святым сосудом! Противное сему служит нам ко вреду, а не к пользе; а нам должно рассуждать об этом благочестнее, чтобы не допустить в себе высокомерия, разномыслия и многословия; потому что за всяко слово праздное мы воздадим слово, по Писанию ( Мф.12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол. 3:14 ), – то есть любовь, подлинная любовь, пробуждает в человеке все лучшие качества и свойства души. И возможно, что именно она и помогает переносить любые испытания! И ему эти семь лет службы за Рахиль показались как несколько дней, потому что он любил ее! « И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней » ( Быт. 29:21 ). Свадьбу надо справлять: «Я же семь лет отработал!» И вот он требует: «Уже исполнилось время, чтобы войти к ней». Казалось бы, здесь мы наблюдаем некое плотское нетерпение со стороны Иакова. Но так ли это на самом деле? А что если такое рачительное рвение в брачном союзе обусловлено нетерпением в ожидании, когда же в этот мир родиться Миссия-Христос? Именно так реагировала, на рождение своего первенца наша проматерь Ева, когда, родив ребенка, она и воскликнула: «приобрела я человека от Господа» ( Быт. 4:1 )! Ей тогда действительно могло показаться, что реально исполнилось Первоевангелие: «И вражду положу между тобою (то есть диаволом, – О. С.) и между женою (то есть Церковью, – О. С.), и между семенем твоим и между семенем ее (то есть непорочной Девы, – О. С.); оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). « Лаван созвал всех людей того места и сделал пир » ( Быт. 29:22 ). Лаван – злодей, это надо прямо сказать. Но он не может нарушать те обычаи, которые уже сложились в той местности. Если бы он не пригласил людей того места, над ним потом смеялись бы: «Что это за свадьба?!» « Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков] » ( Быт. 29:23 ). Дело в том, что на Востоке и сейчас молодых девушек с закутанным лицом выдают замуж. Вот эта прозрачная вуаль, которая есть у наших российских девушек, когда они выходят замуж, – это отголосок того восточного обычая, когда все лицо было замотано, иди-разбирай: то ли это Лия, то ли это Рахиль, то ли это кто-то еще! «Гюльчитай! Открой личико!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Послание имеет предисловие ( Кол.1:1–8 ), догматическую часть (I, 9 – 2, 23), нравоучительную часть ( Кол.3:1–4, 6 ) и заключение ( Кол.4:7–18 ). В богословском отношений это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос – возлюбленный Сын Божий ( Кол.1:13 ), предвечно рожденный ( Кол.1:15 ). Он есть образ Бога невидимого ( Кол.1:15 ), в Нем обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), Он творец и промыслитель мира ( Кол.1:16–17 ) и искупитель человечества ( Кол.1:20; 2, 14–15 ). Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой – Христос, а она – тело Христово ( Кол.1:18, 22, 24; 2, 13–19 ). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение ( Кол.2:11–13 ). Поэтому они имеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение. Апостол предостерегает от пристрастия к иудейским обычаям относительно пищи, праздников и т.д. – так как это лишь тень настоящего, суть которого – во Христе; предостерегает от самовольного смиренномудрия лжеучителей, от неразумного изнурения тела ( Кол.2:23 ). В нравоучительной части ( Кол.3:1–4, 6 ) Апостол указывает на высоту христианский жизни: она должна быть отрешенной от всего земного – мы должны о горнем мыслить, а не о земном, ибо жизнь наша в Боге сокрыта ( Кол.3:1–3 ). Следовательно, мы должны умерщвлять земные, т. е. греховные привычки наши (блуд, нечистоту), совлечься ветхого человека и обжечься в нового, образовав новое общество на началах любви ( Кол.3:5–15 ). Апостол излагает ряд частных правил относительно семейных и социальных отношений: жены должны повиноваться мужьям; дети слушать родителей, отцы не раздражать детей; рабы во всем должны повиноваться своим господам; господа обязаны оказывать рабам должное по справедливости ( Кол.3:18–25 ). Призывает благоразумно относиться к внешним, слово содержать «приправленное солью», т. е. благодатное ( Кол.4:1–6 ). АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К КОЛОССЯНАМ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Глава IV Увещания общего характера (1–6). Сообщения Апостола о своем положении и приветствия читателям (7–18). Кол.4:1 .  Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Преподав наставление господам (1), Ап. преподает некоторые наставления о молитве и, в частности, просит молитв о себе ( Кол.4:2–4 ), а потом научает, как читатели должны относиться к нехристианам ( Кол.4:5–6 ). См. Еф 6:9 . Кол.4:2 .  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением; Кол.4:3 .  молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, Кол.4:4 .  дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. См. Еф 6:18–20 . Кол.4:5 .  Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Кол.4:6 .  Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. «Со внешними», т. е. не принадлежащими к Церкви. – «Обходитесь благоразумно». В чем заключается это благоразумие – показывает следующее выражение: «пользуясь временем», т. е. сообразуясь с обстоятельствами времени. – «Слово… с благодатью», т. е. с приятностью (ν χριτι). – «Приправлено солью», т. е. назидательно и метко. По объяснению бл. Феофилакта, это указывает на сдержанность речи христианина. – «Как отвечать каждому». Христианин обязан для пользы других отвечать другим применительно к их личным особенностям. Кол.4:7 .  О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, В заключение своего послания, Ап. рекомендует читателям Тихика и Онисима, которые посланы Апостолом в Колоссы ( Кол.4:7–9 ), а потом шлет приветствия Колосской церкви от находившихся при нем лиц и от себя приветствует церковь Лаодикийскую ( Кол.4:10–15 ). Послание заканчивается некоторыми распоряжениями Апостола ( Кол.4:16–17 ) и приветствием от него лично к Колосской церкви ( Кол.4:18 ). Кол.4:8 .  которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, Кол.4:9 .  с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010