920, 1004; Ф. 46, оп. 3, д. 168; Ф. 46, оп. 4, д. 16; Ф. 131, оп. 74, дд. 817, 818; Ф. 131, оп. 75, дд. 44, 45 214; Ф. 142, оп. 17, д. 2064. 214 «Маленькая книжечка (…) заслуживает самого широкого распространения как в народе, так и среди более образованных людей. Она написана просто, сердечно и рассматривает нужды русского крестьянства со всех сторон: и телесные и духовные. (…) стоит всего одну копейку, а говорит о важном для крестьянства, и говорит умно, от сердца» (О книгах//Правда Божия. 1906. 7 января. 6. С. 4). В московской газете «Стойте в свободе!» (1906. Вып. 1. 9 июля) под рубрикой «Что мне читать» вышла заметка Е. И. Булгаковой: «В этой книжке очень просто и ясно рассказывается, что нужно крестьянину: ему нужен прежде всего хороший приход и священник, но хороший приход не может быть, пока крестьяне неграмотны и тёмны, значит, крестьянину нужно просвещение, нужны школы. На школы и другие нужды крестьян, живущих сейчас чуть не впроголодь, нужны средства. Все средства крестьянин получает от земли, и потому третье, что ему нужно, – это земля. Сейчас правительство, чиновники и помещики всячески притесняют крестьянина и не дают ему возможности достать себе земли, поэтому последнее, что нужно крестьянину, – это хорошее, выборное правительство и начальство». Там же указано, что 1-е изд. распродано, печатается 2-е. 201 М.: Т-во И. Д. Сытина, 1906. РОБ. Серия 2 (для народа). 1. 16 с. Ц. 1 коп.; 2-е изд.: Д. П. Ефимов, 1906. Ц. 3 коп. (на обложке без знака вопроса). Автограф: ЦИАМ. Ф. 31, оп. 2, д. 674А. 202 «Был я в сёлах и видел крестьянское житьё: какая бедность везде, какие рубища с бесчисленными заплатами! Какие измождённые лица от недостатка питания! Какие скорбные лица! Что это – пасынки, а не чада Божии? Богачи и смотреть на них не хотят, – не хотят их одеть, напитать, утешить!» ( Иоанн Кронштадтский , св. прав. Живой колос с духовной нивы. М., 1998). 204 Соборное послание к Церквам Божиим, находящимся в Александрии, Египте, Пентаполе, Ливии и во всей поднебесной, клиру и мирянам, исповедующим православную веру//Деяния Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В русской Библии это место переведено так: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи». – Григорий Двоеслов , Беседы на ев. кн. 2, стр. 307, бес. 39: «Иисус Христос даром отдал за нас долг». Иоанн Златоуст т. 11, стр. 406, на посл. Колос. бес. 6: «Вы были повинны смерти. Но если вы и умирали, то не напрасно, – смерть была полезна вам. Смотри, как он опять показывает, чего они были достойны, в словах, которые присовокупляет: «даровав нам вся прегрешения... Даровав нам, говорит, вся прегрешения. Какие? Те, которые произвели смерть. И что же? Позволил им остаться? Нет; истребил их; не только даровал, но совсем истребил, чтобы они никогда не показывались». Феодорит ч. 7, стр. 500, на посл. Кол.2:13 (изд. 1801 г.): «Всех вас умертвил грех , потому что он произнес на нас смертный приговор. Но Бог всяческих соделал нас участниками жизни Владыки Христа, и даровал нам оставление грехов». Этот стих читается так же и в Острожской Библии, зач. 255, столб. 2, л. 50: «И вас мертвых суща в прегрешениих, и в необрезании плоти вашей, сооживил есть с ним, даровав вам вся прегрешения». Другие указания см. Вып. Озерского ч. 2, стр. 258–259. 4) В утренних молитвах 3 троичный тропарь по-старому читается: «Внезапу «судия приидет», а по-новому: «напрасно судия приидет». Разбор: В более поздних изданиях теперь печатается: «Внезапу судия приидет», что показывает на стремление церкви все более совершенствоваться. Кроме того слово «напрасно» имеет значение то же, что и «внезапу», т. е. неожиданно, вдруг. Вот к сему примеры: Тактикон Ник. Черног. сл. 14, л. 72 об.: «Един же некий иже от тамо седя и послушая брат... случися ему болезнь и се напрасно множество бесов прииде к нему, носяще написану хартию клятвы юже написа жене». Служебник п. Иова, 1602 г. 40 тетрадь, л. 5, в службе на св. Пасху, послед. утрени: «таже высочайшим гласом иерей глаголет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и отверзаемом дверем честным крестом, совходящу игумену и братиям поющим: и сущим во гробех живот дарова, таже ударяют напрасно во вся древа и железная и тяжкая камбаны и клеплют довольно 3 часы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Г.К.Честертон определял предание как «предоставление права голоса предкам». Это помогало мне легче дышать. Но опасения все же оставались. Что, если результат голосования будет не в мою пользу? Я решил посмотреть, что говорится на этот счет в Библии.   Две стороны Предания Никто так строго на относился к Преданию! как Иисус Христос. Одним из самых сильных обвинений в Новом Завете было осуждениенашим Господом Предания в главе 15 Евангелия от Матфея. Посмотрите, как резко обличает Он фарисеев за их апелляцию к Преданию: Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать»; и: «злословящий отца и мать смертью да умрет». А вы говорите: если кто скажет отцу или матери «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почитать отца своего и матерь свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». (Мф. 15:3—9). Эти слова, а также предупреждение апостола Павла Колоссянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колос. 2:8), резюмируют решительные библейские призывы остерегаться предания. Но Новый Завет говорит по этому вопросу и другое. В одной из самых ранних книг Нового Завета апостол Павел выступал в защиту предания. Он писал: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15). Вряд ли можно найти более красноречивое одобрение предания, чем это. И затем, через несколько стихов читаем: «Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фессал. 3:6). Есть ли здесь противоречие? Внимательный взгляд на приведенные тексты показывает, что в них идет речь о разных видах преданий. В Евангельском отзыве и отрывке из Послания к Колоссянам рассматривается человеческое предание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Но на меня наводят великий страх, с одной стороны, блаженный Осия, когда говорит, что нас, священников и начальников, ожидает «суд, потому что были западнею в Массифеи, сетью, раскинутой на фаворе» ( Ос.5:1–2 ), воткнутой ловцами душ человеческих, и угрожает «пожать» непотребных пророков ( Ос.5:6 ), истребить «огнем судей их» ( Ос.7:7 ), удержаться на время, «чтобы ставить царей и князей» ( Ос.8:10 ), потому что они царствовали сами собой, а не Богом ( Ос.8:4 ), а с другой стороны, божественный Михей, который не терпит, чтобы «Сион созидаем был кровью», чьею бы ни было, «и Иерусалим неправдой», чтобы «главы его за подарки судили, священники учили за плату, и пророки предвещали за деньги» ( Мих.3:10–11 ). И чем угрожает за это? «Сион распахан будет как поле, Иерусалим сделается грудой развалин, и гора дома этого будет лесистым холмом» ( Мих.3:12 ). Оплакивая же такое оскудение добрых правителей, что едва остается где колос или стебель, когда и князь просит и судья говорит из угождения, и восклицая почти следующими словами великого Давида: «спаси меня, Господи, ибо не стало праведных» ( Пс.11:1 ). Пророк возвещает, что за это оскудеют у них блага, как бы «поядаемые молью» ( Мих.7:4 ). А Иоиль заповедует нам плач, он хочет, чтобы «служители алтаря рыдали» ( Иоил.1:13 ) в тяжкое время голода; он вовсе далек от того, чтобы дозволить нам роскошь среди бедствия других, не только повелевает «назначить пост, проповедать цельбу, собрать старцев и младенцев» ( Иоил.2:15–16 ) – эти жалкие возрасты, но требует, чтобы священники шли в храм в пепле и вретищах, с глубоким смирением поверглись на землю, «ибо опустошены поля» ( Иоил.1:10 ) от бесплодия, «прекратилось приношение и возлияние в доме Господнем» ( Иоил.1:9 ), и таким уничижением привлекли милость. А что скажет Аввакум? Его речь пламеннее, он с негодованием обращается к самому Богу и как бы вопиет на Владыку Христа за неправду судей, говоря: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не услышишь, буду вопить к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие передо мной, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратным» ( Авв.1:2–4 ). Потом у Пророка угроза и следующие слова: «посмотрите и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю дело» ( Авв.1:5 ). Но нужно ли приводить все слова угрозы? Напротив, по моему мнению, лучше присовокупить к сказанному, как Аввакум, вызвав сперва на среду и оплакав многих учинивших что-либо несправедливое и худое, вызывает, наконец, начальников и учителей злонравия, называя порок «развращением мутным», опьянением и заблуждением ума, и говорит, что через них напиваются этим ближние, «как взирают» ко тьме душ своих и «пещерам» гадов и зверей, то есть, обиталищам худых помыслов ( Авв.2:15 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Св. апостол Павел уже в Новозаветной церкви писал Коринфским христианам: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе; я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах (1 Кор. 3, 1-2).Подобное он писал и в послании к евреям (5, 12-14; 1 Петр. 2, 2). В самой христианской церкви есть периоды или постепенность в усвоении или яснейшем определении святых истин веры. Если самая первая, основная, отличительная истина веры христианской - о Боге едином по существу и троичном в Лицах, открытая через новозаветные писания, уяснялась и определялась в продолжении первых четырех столетий, то что удивительного, если почитание святых икон немалое время встречало себе там или здесь противников и в первые века христианской церкви по разным причинам, о коих скажем ниже, не было распространено и утверждено, как впоследствии [ 3 ].Теперь возьмем заповедь об обрезании. Обрезание было чрезвычайно важное действие для людей ветхозаветных: через него евреи вступали в завет с Богом. Апостол сравнивает его с великим таинством крещения, которое и заменило его в христианской церкви (Колос. 2, 11-12). Сам Господь Иисус Христос не дал прямой заповеди апостолам отменить обрезание; и однако же оно отменено апостолами. Как это случилось?Святые апостолы Павел и Варнава, проповедуя Евангелие язычникам на острове Кипр и в разных городах Азии, многих из них обратили ко Христу, но так как обрезание для язычников было тяжело и могло повредить распространению св. веры, то они крестили уверовавших язычников, не совершая над ними обрезания; однако Дух Святой, по возложении на них рук апостолами (ибо тогда еще руковозложение служило вместо помазания св. миром), сходил на крещеных язычников (Деян. 13, 52). Хотя апостолы крестили веровавших язычников без обрезания, но Дух Святой продолжал совершать через них великие чудеса, служившие к обращению и других язычников. Между тем христиане из иудеев, несмотря на это, утверждали, что без обрезания нельзя спастись и смущали христиан из необрезанных язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

его ч. 6, 92). „Бог, если Он Отец, – говорит св. Афанасий Великий , – то без сомнения, Отец Сына по естеству и Сына Единородного“ (посл. 2 к Серан. гл. 6,61). В чем же состоит различие между рождением и творением? Св. Афанасий отвечает, что рождение есть акт природы, а творение – акт свободы воли. Сын есть собственное рождение Божеской сущности, а твари – создание Божия произволения“ (0 собор. ч. 3, 35, 159). ..Если природа или существо Бога-Отца не по воле стала и есть таковою», какова она есть, то явно, что не есть произведению воли и то, что существенно принадлежит к Его природе, т.о. естественное рождение или Сын Бога-Отца» (Аоан. Велн. уч. Кир. Лопат. стр. 145). Но ариане возражали св. Афанасию, что в мире существуют только два вида действий–свободные и необходимые. При решении сего вопроса св. Афанасий устраняет из представления о рождении Сына Божия от Бога-Отца и понятие свободы и понятие необходимости, а вместо того и другого вводит третье понятие, наиболее соответствующее понятию рождения – понятие происхождения по природе... В св. Писании, где речь идёт о бытие и существе Сына Божия, нигде не говорится, что Он произошёл по воле Отца, а всюду идёт речь просто о бытии Его, без всяких добавлений о хотении ( Мф. 3:6 ; Пс. 44:2; 25, 10 ; Иоан. 1:1 ; Евр. 1:2 ; Филип. 2:6 ; Колос. 1:15 ). Св. Писание... только о тварях говорит, что их существованию предшествовала воля Божия ( Пс. 113:11; 110, 3; 134, 6 ). Следовательно бытию Сына не предшествовало хотение (Кир. Лоп. уч.св. Аф. О вел Троице стр. 144– 147). „Кто говорит, что Сын произошёл по хотению, означает сим то же, что и утверждающий: было когда не было Сына н Он произошёл из не сущего, и есть тварь (Тв. св. Аф. Вел. 2, 464, 467). „Безумствует (тот), – говорит далее св. Афанасий, – кто между Отцом и Сыном поставляет хотение... Ничего нет в Отце прежде Слова“ (2, 575, 476). Так само Слово есть живая зиждительная Отчая воля (Тв. св. Аф. 2:258, 303). Что же касается того, что вы говорите, приводя в пример предвечному рождению Единородного плотское рождение (обыкновенных) людей, которое не ограничивается единородностью естества, так, говорите, не было бы необходимости к в естестве Божием ограничиваться единородностью Сына, если бы не было на это благоволения Отца, вероятно разумея при этом, как предшествование рождению плотскому хотения, так и рождению Единородного благоволения Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Второй составной частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства также выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом Завете, а также и в Новом Завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освятил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую ( Мр. 14:26 ). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа «в псалмах, пениях и песнях духовных» ( Ефес. 5:19  и Колос. 3:16 ). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14:9–40), видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку. 13. Разделение песнопений На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога в псалмах (ψαλμοτς), пениях (υμνοτς) (или гимнах) и песнях духовных (ωδατς) (или одах духовных), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: Псалмы , т.е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (напр. «Благослови, душе моя, Господа», « Помилуй мя, Боже» и др.), песни или гимны – это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно – песнь, воспетая по переходе через Черное море ( Исх. 15:1–19 ), обличительная песнь Моисея перед его смертью ( Втор. 32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царс. 2:1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. 24:9–17 ), Аввакума (3:1–12), Ионы (2:3–10), песнь трех отроков ( Дан. 3:24–90 ), песнь Богородицы ( Луки. 1:46–55 ), молитва Захарии ( Луки. 1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. Песни или оды духовные , – это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (напр. Ефес. 5:14 ; 2Тим. 2:11–12 ; Апок. 15:3–4 ), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велики богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца только XVII века в одной греческой церкви насчитывается до 100 песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше. 14. Разделение песнопений по содержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13–16),-как удостоверяет выразительное указание на пришествие Христа во плоти и Его истинное рождение от Девы Марии и семени Давида, – очевидно имеет в виду тех древне-христианских еретиков, кои считали невозможным, чтобы „Слово стало плотью“ ( Иоан. 1, 14 ), чтобы „Бог явился во плоти“ и во Христе Иисусе „обитала вся полнота Божества телесно“ ( 1Тим. 3, 1 , и Колос. 2, 9 ) и чтобы ”Иисус Христос пришел во плоти, от семени Давида“ ( 1Иоан. 4, 2–3 ; 2Тим. 2, 8  и др ), – и учили о призрачном и временном только явлении Спасителя в образе мнимотелесного человека. Также и это лжеучение, как и предидущия, возникало на почве иудейско-александрийских (Филон) и иудейско-палестинских воззрений на материю, плоть и чувственность, как на нечто безусловно (не только метафизически, но и нравственно) противоположное не только Божеству, но и низшим духам-посредникам. Бог и Ангелы, с точки зрения раввинизма и филонизма, могут являть себя людям и вообще действовать среди чувственно-вещественного мира только в призрачных и временно принимаемых образах – Ангела ли, или же человека, облеченного только кажущеюся плотию 105 . Отсюда – весьма раннее и широкое распространение лжеучения о Христе-Искупителе, как о призрачном, а не истинном человеке, – имевшем только кажущееся, а не действительное тело. Лжеучение это мы встречаем уже у того же отца всех ересей Симона волхва 106 и его первых учеников – Менандра 107 и Сатурнина 108 , особенно у Валентина и Валентиниан 109 , – у еретиков, упоминаемых у Ипполита и Епифания под названиями – докетов и гностиков 110 ,-у Офитов 111 , Кердона и Маркиона 112  и др. 113 . Оно обличается уже в первом послании Иоанна (особенно в 4, 2–3, 5–6 ср. 2, 22–23. 26,–4, 15–5, 1. 5. 20), в посланиях Ап. Павла к Колоссянам (2, 9) и к Тимофею ( 1Тим. 3, 16 ср. 2Тим. 2, 8 ), а также в посланиях св. Поликарпа Смирнского 114 и св. Игнатия Антиохийского 115 . е) Наконец главнейшую и в нравственном отношении самую зловредную сторону лжеучения составляло отрицание воскресения мертвых: „нет воскресения плоти“ (1, 12), – что в свою очередь вело к отрицанию всеобщего и последнего суда Божия, будущего мздовоздаяния и правды, а чрез это – к уничтожению нравственности и к антиномизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2, 19). 6 Сравн. Иерон. (Хр. Чт. 1836 г.): «приобрети благоразумие, справедливость, воздержание и мужество. В сих четырех добродетелях, как в четырех странах света, должен заключаться весь мир твоей деятельности. Эта четвероконная колесница должна вести тебя к цели, как возницу Христова». 7 Мы держимся того деления на главы и части, которое находится в «Правиле пастырском», изданном на русском языке проф. Киевской академии Д. Подгурским., Κ.–1874. Это же издания мы использовали при составлении содержания «Правила пастырского». 8 Ο высоте пастырского служения говорит св. Иоанн Златоуст в словах «о священстве» (περ ερωανης), 2, 4: «обучающийся подвигу себе только пользу доставляет, а пастырского звания приобретение на всех людей переходит. Да и деньги неимущим раздающий·или другим каким-либо образом обидимых, заступающий пользует также николико ближних, но толь меньше священника, елико следственною есть вещию тело пред душею. Впрочем, благопристойно Господь попечению о овцах знаком любления Себя быти изъявил» (цитата из слов св. Златоуста о священстве приводится по изданию св. Синода, 1884 г.). 9 Ср. Амвр. о должностях, 2, 12: похвальное дело, дабы мы· напоеваемы были глаголим писаний Божеских. 10 Злат, о свящ. 4, 3:« церковь Христова, по святому Павлу, телом есть Христовым, и надлежит тому, кому оно вверено, в могуществе миогом и доброте непритворной упражнятися: повсюду осматривать, нет ли где скверны, или порока, или же другого какового пятна, которое красоту и благолепие оное бесчестит ( Колос.1:18 , Есф.5:27 ). Да и что сие значит как не то, чтобы принадлежащее к Его бессмертной и блаженной главе тело, по человеческой возможности, достойно нам изъявлять». 11 Св. Амвр. о должн. 1, 3: «свяжи слово твое, да не будет невоздержно и продерзостно, да чрез многоглаголание не соберете себе грехи: да будет умеренно, и останавливается в своих границах». 12 Злат. о свящ. 4, 1:6: «нам (священникам) должно везде тщатися исполнять (обязанности) по силе, и богохвален язык купно с мыслию имети...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

438. Почему Церковь отвергает новые учения отдельных людей, если они находятся в противоречии со Священным Писанием и с устным Преданием? Церковь отвергает новые учения отдельных людей, если они находятся в противоречии со Священным Писанием и с устным Преданием: 1. потому, что подобные учения являются еретическими; 2. потому, что они возбуждают в Церкви споры и нарушают в ней любовь и единство веры; 3. потому, что они обыкновенно приводят к расколам и к образованию сект. 439. Что такое секта? Секта – это группа людей, которая, на основе какого-либо лжеучения, отделилась от Соборной Церкви и организовала для себя религиозное общество, которое они хотя и называют сами церковью, но не по праву, так как то, что основано на лжеучении, не является Церковью Христовой. 440. Что означает слово «соборная» на языке старославянском и на языке греческом? На языке старославянском слово «соборная» значит еще «вселенская», а на языке греческом «кафолическая», т. е. вселенская. 441. Является ли Православная Церковь Соборной или же Кафолической? Православная Церковь является Соборной или же Кафолической, так как она 1. учит всему, чему учил Господь Иисус Христос и ничего из этого учения не выпускает; 2. отвергает новые лжеучения; 3. старается привести все народы к Господу Иисусу Христу; 4. предоставляет каждому народу все, что ему принадлежит. 442. Каково полное название Православной Церкви? Полное название Православной Церкви таково: «Восточная Православная Кафолическая Церковь ». 443. Почему Православная Церковь называется Восточной? Православная Церковь называется Восточной 1. потому, что она совершает богослужения по восточному обряду, как в Иерусалиме и вообще на Востоке они совершались и совершаются в своей основе уже со времен апостольских; 2. потому, что она управляется восточными церковными правилами, введеными Церковью, в духе святых апостолов в течение первых веков. Пояснения: I. Святой апостол Павел говорил о соборности Церкви, что в ней нет различия между греком и евреем, чужестранцем и скифом, рабом и свободным человеком, но что «все и во всём Христос» ( Колос. 3, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010