Важно отметить, что в Священном Писании понятие κσμος имеет целый ряд значений: мир-вселенная (ср. Ин. 17:5 ), украшение (ср. 1Петр. 3:3 ), совокупность разумных тварей (ср. 1Кор. 5:9–11 ), земля как место обитания человека (ср. Колос. 1:6 ), а также нечто враждебное по отношению к Богу (ср. Ефес. 2:2 ). В соответствии с этим понятие кооцод в православном богословии имеет два основных образа употребления и способа понимания: во-первых, как прекрасная совокупность всего сотворенного благим Богом, иногда – просто мир людей (в его положительном восприятии), и, во-вторых, как поврежденная грехом и поработившаяся ему тварь, сознательно и упорно сопротивляющаяся Божественной воле, – той воле, что целиком направлена на ее спасение. Именно поэтому в святоотеческой аскетической литературе слово «космос» весьма часто обозначает состояние греховной поврежденности твари. При этом понятие «космос» выражает здесь совокупность всей суммы человеческих «мирских» страстей и обозначает греховное житие «по плоти» 150 . Однако монашеское отречение от того мира, где господствует плоть, не есть лишь односторонне-негативный процесс. Через такое отречение от мира подвижник не только терял «космос страстей», но и, живя в Боге, вновь обретал этот мир – уже как «Божий космос», то есть мог лицезреть в нем откровение Божественной славы и благодати. Истина о том, что этот «Божий космос» действительно дорог своему Создателю, издревле открывалась христианам благодаря видению ими того «Божественного смотрения», того Промысла (греч. πρνοια), что осуществляется Творцом в отношении твари. В античной философии под «промыслом» понимали или действие в мире начал «рока», «судьбы», или же (как это, скажем, было у стоиков) деятельность управляющего миром божественного Логоса, устрояющего бытие вселенной в соответствии с понятиями гармонии и целесообразности. При этом осуществляемый Логосом промысл не воспринимался стоиками как вмешательство в дела «мирохранения» и «мироправления» со стороны личностной воли Бога, направленной на благо твари. Промысл мыслился ими как хотя и приносящее пользу творению, но все же полу-механическое воздействие на него со стороны одновременно и разумной и безличной божественной пневмы 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Июнь 1879 Похороны Слышишь – в селе, за рекою зеркальной, Глухо разносится звон погребальный В сонном затишье полей; Грозно и мерно, удар за ударом Тонет в дали, озаренной пожаром Алых вечерних лучей… Слышишь – звучит похоронное пенье: Это апостол труда и терпенья – Честный рабочий почил… Долго он шел трудовою дорогой, Долго родимую землю с тревогой П о том и кровью поил. Жег его полдень горячим сияньем, Ветер знобил леденящим дыханьем, Туча мочила дождем… Вьюгой избенку его заметало, Градом на нивах его побивало Колос, взращенный трудом. Много он вынес могучей душою, С детства привыкшей бороться с судьбою. Пусть же, зарытый землей, Он отдохнет от забот и волненья – Этот апостол труда и терпенья Нашей отчизны родной. 1879 Иуда 1 Христос молился… Пот кровавый С чела поникшего бежал… За род людской, за род лукавый Христос моленья воссылал; Огонь святого вдохновенья Сверкал в чертах его лица, И он с улыбкой сожаленья Сносил последние мученья И боль тернового венца. Вокруг креста толпа стояла, И грубый смех звучал порой… Слепая чернь не понимала, Кого насмешливо пятнала Своей безсильною враждой. Что сделал Он? За что на муку Он осужден, как раб, как тать, И кто дерзнул безумно руку На Бога своего поднять? Он в мир вошел с святой любовью, Учил, молился и страдал – И мир его невинной кровью Себя навеки запятнал!.. Свершилось!.. 2 Полночь голубая Горела кротко над землей; В лазури ласково сияя, Поднялся месяц золотой. Он то задумчивым мерцаньем За дымкой облака сверкал, То снова трепетным сияньем Голгофу ярко озарял. Внизу, окутанный туманом, Виднелся город с высоты. Над ним, подобно великанам, Чернели грозные кресты. На двух из них еще висели Казненные; лучи луны В их лица бледные глядели С своей безбрежной вышины. Но третий крест был пуст. Друзьями Христос был снят и погребен, И их прощальными слезами Гранит надгробный орошен. 3 Чье затаенное рыданье Звучит у среднего креста? Кто этот человек? Страданье Горит в чертах его лица. Быть может, с жаждой исцеленья Он из далеких стран спешил,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Мы растем небыстро и, как правило, незаметно для себя самих – земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4: 28). В один прекрасный день мы вдруг понимаем, что стали другими, что деревья черного леса уже не страшны – или, по крайней мере, не так уже страшны для нас, как вчера; что тропка, ведущая из этого леса на волю, озарена Солнцем. И все же, если я действительно хочу помочь другу, заблудившемуся в черном лесу, израненному его сучьями и шипами, – я должна сказать о любви. О той, ради которой человек создан и в которую он призван, – о любви Отчей. Если человек Божией любви не ощутил, если он факта ее существования не осознал и не принял, если он с нею не встретился по-настоящему – тогда он впрямь беззащитен, бесконечно уязвим для земного человеческого зла и – в конечном итоге – болен. И вот я пытаюсь говорить это Анне. Она вроде слушает, но так недоверчиво… Рейтинг: 9.8 Голосов: 676 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Протоиерей Александр Ильин  (1895–1971) – один из самых известных русских священников и духовников безбожного периода; прошел через ГУЛАГ, служил в Саратовской, Ленинградской областях, в Великом Новгороде. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 19 мая 2018, 15:20 Сочувствую Вам. То, что Вы описываете, похоже на проявления ПТСР. Показана не только психотерапия, но и медикаментозная коррекция. И ПТСР неплохо поддаётся такому комбинированному воздействию. Молитву и помощь Божию тоже никто не отменяла, но ведь сказано: Бог даёт врачующим искусство и разумение на пользу для болящих. И Ане сочувствую. Жанна Гудинова 17 мая 2018, 15:06 А… сколько можно говорить? Все более убеждаюсь в немощи человеческого слова. В один момент понимаешь, что не поможет ну ни один человек в твоём окружении. И тогда остаётся у тебя один Господь. Думаю, что поэтому и ситуации так складываются, чтобы мы к Нему обратились. Не надейтеся на князя, на сына человеческого. Бессильны мы бываем на кухнях, просто помним, что когда-то на этих же кухнях помогали друг другу. А теперь в таких случаях я иду читать псалмы.

http://pravoslavie.ru/112850.html

Проснувшейся зари... Июнь 1879 Похороны Слышишь – в селе, за рекою зеркальной, Глухо разносится звон погребальный В сонном затишье полей; Грозно и мерно, удар за ударом Тонет в дали, озаренной пожаром Алых вечерних лучей... Слышишь – звучит похоронное пенье: Это апостол труда и терпенья – Честный рабочий почил... Долго он шел трудовою дорогой, Долго родимую землю с тревогой Потом и кровью поил. Жег его полдень горячим сияньем, Ветер знобил леденящим дыханьем, Туча мочила дождем... Вьюгой избенку его заметало, Градом на нивах его побивало Колос, взращенный трудом. Много он вынес могучей душою, С детства привыкшей бороться с судьбою. Пусть же, зарытый землей, Он отдохнет от забот и волненья – Этот апостол труда и терпенья Нашей отчизны родной. 1879 Иуда 1 Христос молился... Пот кровавый С чела поникшего бежал... За род людской, за род лукавый Христос моленья воссылал; Огонь святого вдохновенья Сверкал в чертах его лица, И он с улыбкой сожаленья Сносил последние мученья И боль тернового венца. Вокруг креста толпа стояла, И грубый смех звучал порой... Слепая чернь не понимала, Кого насмешливо пятнала Своей безсильною враждой. Что сделал Он? За что на муку Он осужден, как раб, как тать, И кто дерзнул безумно руку На Бога своего поднять? Он в мир вошел с святой любовью, Учил, молился и страдал – И мир его невинной кровью Себя навеки запятнал!.. Свершилось!.. 2 Полночь голубая Горела кротко над землей; В лазури ласково сияя, Поднялся месяц золотой. Он то задумчивым мерцаньем За дымкой облака сверкал, То снова трепетным сияньем Голгофу ярко озарял. Внизу, окутанный туманом, Виднелся город с высоты. Над ним, подобно великанам, Чернели грозные кресты. На двух из них еще висели Казненные; лучи луны В их лица бледные глядели С своей безбрежной вышины. Но третий крест был пуст. Друзьями Христос был снят и погребен, И их прощальными слезами Гранит надгробный орошен. 3 Чье затаенное рыданье Звучит у среднего креста? Кто этот человек? Страданье Горит в чертах его лица. Быть может, с жаждой исцеленья

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Ранее Он неоднократно говорил: Еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ); Мое время еще не настало ( Ин.7:6 ); Мое время еще не исполнилось ( Ин.7:8 ). Сейчас же Он понимает, что Его час пришел, и прямо говорит об этом ученикам в присутствии народа. Глагол «прославиться» указывает на воскресение, которое последует за смертью Иисуса на кресте, и на Его возвращение туда, откуда Он пришел ( Ин.8:14 ), в ту славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира ( Ин.17:5 ). Но одновременно, как мы увидим далее, под славой понимаются страдания Иисуса и его смерть, предсказанные пророком Исаией ( Ин.12:41 ). Говоря о Своей смерти, Иисус сравнивает ее с пшеничным зерном, которое не принесет плода, если, пав в землю, не умрет. Это сравнение заимствовано из того образного ряда, который характерен для притч Иисуса, приведенных в синоптических Евангелиях. Наиболее близкий к нему образ – горчичного зерна, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Мф.13:31–32 ). Еще один похожий образ – семени, которое человек бросает в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе ( Мк.4:26–28 ). В данном случае акцент делается не на потенциале, заложенном в семени, и не на силе земли, способной произращать величественные деревья из малых семян, а на том, что для возникновения новой жизни необходима смерть. То новое бытие, которое Иисус принес на землю и которое должно быть реализовано в создаваемой Им Церкви, получает начало благодаря Его смерти на кресте. Смерть Сына Человеческого – вот та цена, которую Бог должен заплатить за то, чтобы люди получили возможность приносить много плода. Иисус и раньше говорил об этом, например, когда предсказывал Свое вознесение на крест в беседе с Никодимом ( Ин.3:14 ), но теперь пришло время сказать об этом во всеуслышание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

СТАВРОФИЛА. Не совсем понимаю, какой этот новый животворящий путь, вводящий в жизнь вечную. АНГЕЛ. Этот путь не иной есть, как путь креста. Не слыхала ли ты сказанного Господом в Евангелии: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38)? Он многократно возвещал это людям, чтобы всякий знал, и никто не мог отзываться неведением. А чтобы кто не подумал, что сказанное Господом Иисусом Христом относилось к одним Апостолам и ученикам Его, Евангелист Лука показывает ясно, что Господь говорил это ко всем, так приводя слова его: «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук.9:23). Евангелист же Марк сказал о сем еще яснее. Изложив беседу Христа Господа с учениками о страдании Его, он прибавляет: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Всем, Ставрофила, всем, без исключения, Спаситель мира указал этот путь; ибо этот путь жизни, путь славы, путь ко граду жизни, путь к царствию. Без креста нет спасения для души, нет надежды на жизнь блаженную. Кроме святого крестного пути нет другого пути к жизни и к истинному внутреннему миру. Иди куда угодно, ищи чего хочешь; кроме пути святого креста, ты не найдешь ни высочайшего пути горе, ни безопаснейшего долу. В кресте спасение, в кресте жизнь, в кресте защита от врагов; крест — источник вечной сладости, сила разума; в кресте веселие духовное, в кресте полнота добродетелей, в кресте совершенство святости. Ставрофила была в страхе и удивлении, слыша, что Ангел предлагает ей один только крест, и потому сказала: «жестоко есть слово сие» (Ин.6:60). Оно как оружие прошло мое сердце; ибо крест есть название казни. Тяжело слышать даже слово — крест, так как оно напоминает о муках и страданиях. Потому-то от слов твоих я и объята страхом. АНГЕЛ. Ужели ты устрашилась и одного воспоминания о кресте? Если одно название креста навело на тебя страх, то ты слишком малодушна, Ставрофила. Смотри, как ты противоречишь своему имени. Ведь Ставрофила значит «крестолюбица». Или ты не знаешь, что на этой многоплачевной земле не время веселия и радости, а время трудов и скорбей. Разве кто проходил когда-либо путь добродетели без скорбей и искушений? Тебе известно, что посланный к людям от Бога Отца Сын Единородный есть учитель истины и наставник правды. Его Отец небесный почтил этим наименованием на горе Фаворе, сказав: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). И Сам он о Себе говорил ученикам Своим: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то» (Ин.13:13). И Апостол учит, что «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колос. 2:3). Но, живя на земле, чем Он более поучал, как не пути крестному? Не ясно ли говорил Он: «и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лук.14:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

«Ты же возми себе пшеницу и ячмень... и просо и... полбы... И воду мерою пити будеши, и шестую часть ина» ( Иез.4:9, 11 ). Это было сказано для того, чтобы народ невидимого Бога видел в видимом пророке. Как пророк страдал от гнусной пищи, и время от времени понемногу пил воду, и как страдал он, в продолжение трехсот девяноста дней не поворачиваясь с одного бока на другой, так Бог четыреста тридцать лет был оскорбляем нечестием дома Иудина и Израилева, и терпел. И действительно, нечестие Иудеев и Израильтян терпел Бог четыреста тридцать лет. Ибо от первого года царствования Соломона, когда заложено было основание храма, до одиннадцатого года царствования Седекии, когда храм был сожжен, прошло четыреста тридцать три года с половиной. «И опреснок ячменный снеси я, в лайне мотыл человечих ( на человеческом кале) сокрыеши я пред очима их... и поспиши на десных ребрех твоих... четыредесять дний... Се, дах тебе мотыла говяжая вместо мотыл человечих» ( Иез.4:12, 6, 15 ), потому что «отцы снедят чад среди тебе» ( Иез.5:10 ). Этим повелением пророку Бог предвещает Иудеям, что как пророк употреблял в пищу опреснок, испеченный на огне с мотылами (калом) человеческими, и в опреснок возвращал извергнутое им, так Иудеи будут снедать то, что от них произошло, то есть рожденных ими чад. «Тако снедят... хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю я» ( Иез.4:13 ). Это говорится или о времени, когда царь Вавилонский рассеял Иудеев и навел на них народ, и сыны Иерусалима среди них ели хлеб свой в нечистоте, или о времени, когда Иудеи также в нечистоте ели хлеб свой среди Идумеев, Моавитян, Филистимлян и других народов. «Се, Аз сотру утверждение хлебное во Иерусалиме» ( Иез.4:16 ), то есть пресечено будет пророчество и прекратится учение, что и представлено под образом – «утверждение хлебное». Ибо утверждение, на котором возрастает духовный хлеб, хлеб, питающий душу, есть колос, плодоносящий пророков. Глава 5 «Ты же, сыне человечь, возми себе мечь остр... и возложи его на главу твою и на браду твою, и возми превес весов, и размериши я на три части« ( Иез.5:1 ). Волосы, выросшие во время твоего затворничества, раздели на три части, взвесив на весах; одну часть сожги посреди города, – это изображает тех Иудеев, которые будут в святилище, когда храм загорится. «Другую же часть содробиши... окрест его», – и это изображает убитых жителей Иерусалима, которые падут за городскими стенами. »И третию 2 часть разсыплеши ветром» ( Иез.5:3 ), и поражающий меч пройдет вслед их. И это изображает тех, которые будут отведены в плен и побиты мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

3–48 и 3 на праздники (Т. 3); в) Бесед. на Бытие 67 и 9 слов, 5 бес. об Анне, 3 о Давиде (Т. 4); г) на псалмы 60 бесед (Т. 5); д) 7 бес. на Исаию, 15 бес. разных; толкование Даниила (Т. 6); е) 31 бес. на Матфея, 88 бес. на Иоанна, 55 на Деяния, 33 на посл. Рим. (Т. 7, 9); ж) 44 бес. на 1 посл. Коринф.; 30 бес. на 2 Коринф., толк. посл. к Галатам (Т. 10); з) 24 бес. на посл. к Эфес., 15 на посл. к Филип. 12 бес. на посл. к Колос., 16 на 2 Солун., 28 на 2 пос. к Тимофею; 9 бес. на посл. к Титу и Филимону; 34 на посл. к Евр. (Т. 11–12). Всего 804 беседы. Нет сомнения что не призванные труженики, старавшиеся дать вид своего целого не пересмотренным, или и обработанным, но не по их вкусу, – словам Златоустого много уничтожили для нас из трудов Златоустого. Не имеем при сем в виду тех бесед, которые носят теперь только одно имя Златоустого, не скрывающее бедности сочинителей их. Между беседами с именем Златоустого находят ныне такие, где встречаются места вполне достойные имени Златоустого, тогда как все прочее ни в чем не походит на труд Златоустого (Т. 1. р. 825. al 1015). Т. 2. р. 790. Т. 3. р. 810. Т. 5. р. 550. Т. 8. р. 287; в иных читаются места, которые читались древними в беседах Златоустого, тогда как остальное вовсе не то, чтò говорил Златоустый. Т. 8. р. 149. Сл. Т. 12. р. 370 (2, ed Paris). Т. 12. р. 225. Photius Bibl. cod. 277. ex. ed. Beckeri p. 522. T. 11. p. 846 (сл. T. 12. p. 370. 2 ed Paris). 1131 Издания сочинений: Дуцеево (graec, et lat. T. 1–12. 1609–1633. Lutet. Paris. 1698. Francofur. ad Maenum), Савилиево очень исправное (grae in 8 tom. 1612. Etonae). Самое полное Монфоконово. S. Johannis Chrisostomi opera omnia, graec. et lat cura Bern. Montfaucon. T. 1–13. Paris. 1718. Venet. 734. 1–13; editio Parisina secunda, emendata et aucta graec. et lat. Paris. 1834–840. 1–13. in 8. В последнем новом издании Монфокона текст в многих местах исправлен по изданию Савилия и по ркп. по местам присовокуплены примечания филологов. В Монфоконовом издании с критикой помещены и не подлинные сочинения; впрочем, не везде можно соглашаться с критикой Монфокона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пастырь – хозяин поля в саде. Каждый колос душа человеческая, каждый цветок – человек. «Вот, земледелец, ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго... долго – терпите и вы, укрепите сердца ваши» ( Иак.5:7–8 ) Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: «Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: Не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». ( Лк.13:7–9 ). Добрый пастырь. Признаки его: Входит «дверью» (законно посвящаемый к пастве) Ин.10:2 ; Его принимают с любовью («ему придверник отворяет» – Ин.10:3 ; Овцы слушаются голоса его, ибо знают голос его, он зовет их по имени, выводит, идет впереди их ( Ин.10:3–5 ) «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ). «Я есмь пастырь добрый, я знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец» ( Ин.10:14–15 ). Нравственные задачи пастыря: «Вы – соль земли» (Мф, 5:13) – предохранение от нравственной порчи; «Вы – свет мира» ( Мф.5:14 ) – жизнь во свете заповедей. Мудрость, доказуемая поведением. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на своем деле добрым поведением с мудрою крепостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не глядите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чистота, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов; беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» ( Иак.3:13–18 ). Знание и благоразумие пастыря. «И дам вас пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» ( Иер.3:15 ) Заветы пастырям. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соученик в славе, которая должно открыться: пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но их усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду – и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Пет.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

1, 22-24). На кресте Христос " пригвоздил рукописание грехов наших " , как всегда неизменно учила и доселе учит истинная Церковь Христова (см. Колос. 2, 14). Дело спасения и искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти совершено не чем иным, как именно драгоценною Кровию Христовою, истинного Агнца Божия, пролитою за нас на кресте. Об этом ярко и сильно свидетельствует Священное Писание, утверждающее, что самая Церковь Христова " приобретена Им Кровию Своею " (Деян. 20, 28) и что мы с тех пор " получаем оправдание... искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания Правды Его в прощении грехов, соделанных прежде " (Рим. 3,25). Мы искуплены, как учит св. Ап. Петр, " не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца " (I Петр. 1, 18-19). Мы " оправданы Кровию Его " , как учит св. Ап. Павел, ибо " будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его " (Римл. 5,9-10). " Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов " , как учит св. Ап. Павел в другом своем послании (Ефес. 1, 7). Во Христе " мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов " (Кол. 1, 14) и примирены с Богом " Кровию Креста Его " (Кол. 1, 20). Христос " омыл нас от грехов наших Кровию Своею " , свидетельствует и возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов (Апок. 1,5). Пришедшие от " великой скорби " и облеченные в белые одежды, как было показано ему же в апокалиптическом видении, " убелили одежды свои Кровию Агнца " (Апок. 7, 13-14). Уже из этих немногих мест Священного Писания (а есть и множество других, подобных!) мы с полной несомненностью убеждаемся в том, что великое Таинство нашего искупления совершено не где-либо в ином месте, как именно на кресте чрез пролитие на нем крови Христовой. Поэтому и понятно, что значит последнее слово, произнесенное распятым за нас на кресте Господом-Спасителем: " Совершишася! " , после чего в Евангелии сказано о Нем: " И преклонь главу, предаде дух " (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2448...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010