Прот. П.Я. Светлова, затем ср. Hauck, Realencyklopädie für pr. Theologie und Kirche, Leipzig, 1907, S. 631 42 – 644 34 S.M. Deutsch, особенно SS. 633 и 635 и сл.; Dr. Josef Zahn. Einführung in die christliche Mystik, Padeborn, 1908, SS. 8–23, а также П. Минин . Главные направления древне-церковной мистики, Богослов. Вестник 1911 г., декабрь, стр. 823–838. 4 Здесь интересно будет указать некоторые тексты из св. евангелия и апостольских посланий, напр. Иоан. 6:69; 7:17, 8:32; 14:6 –7, 20; 16:3, особенно же 17:3: „сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», причём должно иметь в виду и Иоан. 6:47, 48 и 54. Затем, 1Иоан. 1:1 –3; 2:3–5, 20; 3:6, 14; 4:7–8, 16 и особенно 5:19–20, а из посланий ап. Павла, например, Колос. 1:9 –10 и 2:2–3 и др.: здесь везде говорится не о вере лишь, а именно о знании Бога, Христа и дела Христова, и требуется даже это познание, которое можно рассматривать, как высшую веры ступень приближения человека к возможной для него полноты богопознания, ср. Иоан. 6:69 . 5 В своём месте будет разъяснено, что здесь мы видим странное непонимание сути христианства: лишь во Христе и через Христа можно человеку находиться в действительном, реальном внутреннем единений с Богом и созерцать Бога, т. е. быть истинным мистиком, ср. Мат., 11:27–30; Иоан. 8:12, 19; 9:5; 10:9, 30, 38; 14:7, 9 –10, 21, 23 и др., но особенно 14:6–7: „никто не приходит к Отцу, как только через Меня“. 6 См. проф. прот. П. Я. Светлов. Курс. апологетического богословия, Киев, 1905 г., стр. 116 и сл.: защита мистической теории происхождения идеи Бога. „Согласие мистической теории с Библией и с христианством – говорит прот. Светлов, ... составляет особенное и исключительное достоинство её, преимущество её перед всеми другими научно-философскими теориями. Поэтому можно считать только недоразумением возражения против теории с библейской точки зрения, указание, напр., на её противоречие Библии, говорящей нам о невозможности непосредственного знания Бога, видения Его, как: ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

Ст. 18. «Многие, о которых – со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же штундисты осмеливаются утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой (они забывают, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест – не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления), он достоин отвращения и ненависти. По их лжеучению выходит, что похвально быть врагом креста, а по апостолу это то же самое, что быть врагом Христа: апостол вместе с нами почитает крест, как знамение Распятого, как образ Его спасительной смерти и славной победы над царством греха и ада. Посему, сказав о врагах креста, апостол добавляет о них: «их конец – погибель, их бог – чрево“ (ст. 19). Колос., гл. 1, ст. 14. О немже имамы избавление кровию его. Хотя основной и существенный способ нашего искупления заключается в Крови Христа (кровию креста Его, ст. 20), однако не исключаются отсюда ни таинства, чрез которые мы приобщаемся плодов искупительной смерти Христовой, ни молитвы о нас Церкви и ее пастырей, основываемые на вере во Христа и Его заслуги, ни собственные наши усилия, направленные к тому, чтобы утвердиться в вере и не отпасть от надежды благовествования, как и сам апостол говорит ниже: «если только пребываете тверды в вере» и т. д. (ст. 23). Вообще искупление и обновление подается чрез Кровь Христа не иначе, как под условием пребывания в теле Его (ср. ст. 18). Отсюда становится необходимым все то, посредством чего мы присоединяемся к Церкви и поддерживаем единение с нею (а таковы таинства, богослужебные обряды и проч.). Гл. 2, ст. 8. Да никтоже вас будет прелщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе. Услышав о запрещении держаться человеческих преданий, штундисты, не медля, относят это к Преданию Священному. Но предание, о котором говорит апостол, враждебно Христу (не по Христе), благоприятно стихиям мира, т. е. тем немощным и бедным вещам, которым прежде люди служили, но от которых они не получали спасения. Священное Предание не таково: по нему первоначально научались люди познанию о Христе ( Лук. 1:2 ), по нему была устроена Церковь ( Деян. 16:4 ); в этом Предании апостол заповедал нам стоять и его держаться (2 Фессал. 2:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Таким образом, спасение человека совершается не одними действиями благодати, но и действиями человеческой воли и всех сил человеческих. Но как именно действует сила Божия на немощные человеческие силы, что нужно усвоять ей и что им и в каком объеме? На первый вопрос Сам Спаситель отвечает отрицательно: Дух, идеже хощет, дышет, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет ( Иоан. 3:8 ). Дело Божие в человеке также трудно проследить, как произрастание семени в земле и превращение его в траву и колос ( Марк. 4:26–29 ). Тоже дает понять и ап. Иоанн, называя действие силы Божией семенем Божиим ( 1Иоан. 3:9 ) в душе человеческой, как бы в земле. Одно можно сказать, что действие этой силы изображается как совместное с действием наших сил, как более их могущественное, преобладающее над ними и подчиняющее их, если не встретит в них сопротивления, и найдет соизволение. Св. Писание приписывает Господу отверзение сердца внимать проповеди ап. Петра ( Деян. 16:14 ), дарование, еже о Христе, не токмо еже веровати, но еже по Нем страдати ( Фил. 1:29 ). Оправдание и освящение человека, или его возрождение – всецелый дар благодати. Сила же Божия, руководя и поддерживая возрожденного в течение всей его жизни, и завершает наше спасение. Без нее человек не может творити ничесоже. Высочайший пример и образец объединения благодати и свободы представляет нам в своем лице ап. Павел. Он в таких чертах изображает осуществившееся в его духовно благодатной жизни и служении это единство: благодатию Божиею есмь, еже есмь; и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их (апостолов) потрудихся; не аз же, но благодать Божия, яже со мною ( 1Кор. 15:10 ). Здесь апостол говорит, 1) что благодать Божия, вселившаяся в него (ες μ; ср. 2Кор. 12:9 – да вселится в мя сила Христова,), сделала его тем, что есть, но 2) что и он потрудихся и 3) что все это сделала благодать с ним (σν μο). Сказано со мною, а не «во мне», чтобы кто-либо не подумал, что благодать сделала все одна за него и вместо него. И при всем том существует сильный перевес на стороне благодати: благодатию Божиею есмь, еже есмь... не аз же, но благодать Божия 366 ). Эти слова апостола могут служить как бы библейскою новозаветною формулою, выражающею и это преобладающее, господственное влияние на нас силы Божией и соучастие наших, хотя и слабых сил в содевании спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Такому своему понятию Лютеровы ученики думают видеть основание в Священном Писании: они ссылаются на Колос. гл. 2, ст. 18 и на Апокал. гл. 19. ст. 10 и 22, ст. 9. Но в первом месте Слово Божие воспрещает почитание Ангелов суеверное, боготворение их вместо Христа, воздаяние им почитания Божеского. А православная Церковь Христова отнюдь не почитает Ангелов суеверно, вместо Христа их не боготворит и почитание Божеского им не воздает. Что касается второго места, то – по изъяснению святых отцев Церкви: св. Афанасия В., св. Амвросия Медиоланского , св. Андрея Кесарийского – Ангел не принял в этом случае поклонение себе от тайнозрителя Иоанна Богослова, потому что или Иоанн хотел воздать ему Божеское поклонение, или Ангел либо не восхотел принять честь от Иоанна почитающего Богочеловека, либо восхотел почтить в нем естество человеческое, почтенное Богом-Словом чрез воплощение. Но из Священного же Писания известно, что Ангелы принимали поклонение от людей. Быт.19:1 . Числ.22:31 . Иис. Нав. 5:14, 1 Паралипом. 21:16. Данил.10:5–11. Примечание. Место из Свящ. Писания Кол.2:18 , св. Иоанн Златоустый изъясняет так: «некоторые говорили, что мы должны быть приводимы (к Богу) не чрез Христа, но чрез Ангелов. Поэтому Павел объясняет со всех сторон сказанное ему о Христе: мы примирены кровию креста Его; ибо Он пострадал за нас, ибо Он возлюбил нас. Притом они погрешили в этом самом (слове: приводимы). Апостол не сказал приведением, но службою. Завидуя нам в чести, диавол ввел подобающее Ангелам. Таковы демонские обаяния. Но будет ли то Ангел, или Архангел, или Херувим, – не терпи этого: ибо и сми силы не примут тебя, но отвергнут, когда увидят, что Господь безчествуется. Я почтил тебя, говорит, и сказал: призывай Меня. А ты безчестишь Его»? Примечание второе. Утверждать, будто в древние времена христиане не почитали Ангелов религиозно нет основания: напротив те самые отцы и учители Церкви, у которых Лютеране думают видеть подтверждение высказанному положению, свидетельствуют, что издревле созидаемы были храмы во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Упомянутые должности великие суть добродетели, и чудное действие в человеке производят. Вера приводит его к Богу, любовь соединяет, и един Дух делает с Господом, 1Кор.6:17 . Упование утещает, страх Божий умудряет во спасение, и от Бога никуда не отпушает, чистота просвещает, смирение и послушание с покаянием прощение грехов приемлют, терпение с кротостью крепка и непоколебима во всех должностях соделывает, балгодарение любима творит благодарного: средство же единое, коим вся сия приобретаются, есть молитва. 138 От внутреннего Богослужения, и внешнему подобает происходит: внешнее бо Богослужение, не что иное должно быть, как внутреннего наружное показание, представляемое в честь и похвалу всевышнему. Должности сего суть сии: устное исповедание веры святой, проповедь слова Божия, в день недельный и другие тому подобные хождение в церковь для всенародной молитвы, стояние в ней, слушание чтения, пения, а наипаче слова Божия, и проповеди его, подаяние милостыни нищим, и всякое благотворение ближнему, в скудости и нужде творимое, строение храмов Божиих, и самые к тому приносы и подаяния. Вся сия жертва суть Богу благоприятна. Евр. 13:16 . Если от внутреннего Богослужения, то есть от веры и любви к Богу и ближнему, праведным путем происходят 126 . 139 Молитва разделяется на соборную, то есть церковную, и уединенную. Соборная молитва , которая при собрании народа в церкви, или на другом месте при многих отправляема бывает: а уединенная, которая наедине совершается. 140 Уединенная молитва сугубным образом совершается. 1) Когда кто в доме, или на другом месте от собрания удалився, наедине молится Господеви. О сем образе уединенные молитвы Господь глаголет: вниди в клеть твою, и затворив двери твои, помолися Отцу Твоему, иже в тайне, и Отец Твой видяй в тайне, воздаст тебе яве Мф.6:6 127 . 2) Когда кто при собрании, ли или наедине стоя. Или седя, в сердце своем единою точию мыслею, но всей душой, и всею крепостью, и всем помышлением, аки предстоя вездесущему Богу, молится ему усердно. О такой молитве апостол упоминает: мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающее, избавления телу нашему. Римл.8:23 . И на другом месте: о благодати поющее в сердцах ваших Господеви. Колос.3:16 . И святый Давид: ношию сердцем моим глумляхся, и тужаше Дух мой. Псал.76:7 . 128 О обоих же образах молитвы уединенной и соборной Христос глаголет: истинный поклонницы поклонятся Отцу Духом и истинною. Ин. 4:23–24 . И апостол: помолюся Духом, помолюся и умом. 1Кор.14:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Человек, который которого призывает Бог, отсекает всё это и не думает на эту тему – Бог попечётся о них. Если такой решимости нет, нечего и идти на такой подвиг. Ну так вот, все эти притчи в разных формах повествуют только об одном. О теме – Царство Божие, чем оно является по природе, и кто это Царство Божие может унаследовать, и как туда войти, в это Царство Божие, и как наблюдать его приметы – приходит оно или оно ещё неизвестно где. И основные положения: Царство Божие не приходит приметным образом – это не революция; это не замена одного строя другим, а это состояние (см. Лк. 17:20–21 ). Царство Божие, – уточнит Апостол Павел слова Христа, – праведность, радость и мир во Святом Духе (см. Рим. 14:17 ); оно возрастает подобно зерну, у которого росток, затем стебель, затем наливается колос – так незаметно возрастает и Царство Божие внутри человека (см. Мф. 13:31–32 ); и оно нудится, и только употребляющий усилие входит в него (см. Мф. 11:12 ). То есть Царство Божие берётся силой – подвигом, а не революцией. Подвигом. Вот мы вчера смотрели фильм о Патриархе Тихоне – с комментариями нашего преподавателя, отца Георгия Митрофанова, вот там показан крестный путь этого Патриарха. И Тучков. А вот о чём он беседовал, Тучков этот, с Патриархом Алексием Очевидно, совесть-то, закваска-то у него была христианская, вот он и вызвал перед смертью Патриарха. А сзади Патриарха промелькнула фигура кого? Что это за протоиерей был? Протопресвитер Николай Колчицкий, который говорил так: «Что знает Сталин, то знаю и я». Вот напрямую. И такой-то человек был секретарём Священного Синода. И вот нужно было знать и сидеть и с таким человеком. И ничего невозможно было сделать. Так. Так вот оно силой берётся, подвигом, и употребляющий усилие входит в него. А вот как в него входить – даётся лествица. Эта лествица – малая лествица – есть у Апостола Петра (см. 1Пет. 3:14; 4:14 ); лествица – это Нагорная проповедь и её первый пункт – Заповеди блаженства. Вот это и есть – лестницы, ступеньки, по которым мы и достигаем Царства Божия. Но заканчивается последняя-то ступень чем? «Блажени есте, егда поносятъ вамъ и ижденутъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради» (см. Мф. 5:1–12 ). Вот эта заключительная ступень.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

(читай выше). Беглопоповцы обыкновенно на словах правила: «присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви» не останавливаются, а между прочим им следовало бы на них остановиться и призадуматься, так как их общества, как не подходящие под те признаки церкви Христовой, которые указаны в символе веры , потому что по символу церковь едина, а обществ беглопоповских много, 213 – церкви единой, а следовательно и Божией, не составляют (читай выше). Далее церковь Христа называется святой, как освящаемая Духом Св., чего о беглопоповцах сказать никак нельзя, потому что они, не имея епископа, не имеют Духа Св., (читай выше) освящающего церковь , а потому и не могут быть названы церковью единой и святой (читай выше). Затем они не могут быть названы церковью вселенской 214 и апостольской во 1-х потому, что не имеют последователей во вселенной между разными народами, и не исполняют заповеди Христовой о распространении евангелия ( Мф. 28:19 : Мр. 16:15 ; снес. Мф. 24:14 ; – читай выше); и во 2-х потому, что нарушают учение апостолов и не имеют апостольского преемства епископов (читай выше). Это первое основание, по которому общества беглопоповцев (числом 5, а может быть и больше) нельзя считать церковью Христовой. Второе же основание то, что церковь Христова должна состоять из епископов, пресвитеров, диаконов и мирян (читай выше), а у беглопоповцев не было и нет епископа, без которого, по словам св. Иринея лион., нет изначального устройства церкви и признака тела Христова, «еже есть церковь » ( Колос. 1:24 ), состоящего в преемстве епископов (читай выше), и без которых, как говорят многие св. отцы, нет и не может быть церкви (читай выше). Тоже самое говорят и соборы. Так св. III вс. соб. пишет: «не следовало ей (церкви) вдовствовать, и без предстоятеля (ант. 9) быти Спасителеву стаду» (кн. пр. 61 стр.). Четвёртый вс. соб. 25 пр. повелевает митрополиту области, чтобы и отдельная епархия более 3-х месяцев не оставалась без епископа, что показывает, что не только вселенская, но и поместная церковь не может быть без епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

68 В русском переводе послания слову δγμα дано значение учения (τος δγμασιν – учением), что может навести на мысль, будто бы ветхозаветный закон упразднил Иисус Христос не крестной Своей смертью, а учением. Но слово δγμα употребляется в Св. Писании не для обозначения известных положений учения, догматов, в каком значении оно стало техническим термином впоследствии, но для обозначения повелений кесаря ( Лк. 2:1 ; Деян. 17:7 ), определений, постановлений апостольского собора ( Деян. 16:4 ). Таким образом в Посл, к Колос. (2:14) δγμα не может быть употреблено для обозначения учения Иисуса Христа. Под этим словом нужно разуметь предписания закона ветхозаветного. Словом τος δγμασιν ближе определяется, чем именно, какой своей стороной закон (χειργραφον) был против человека. Мухин Н. проф. Послание св. ап. Павла к Колосянам. 1897 г., стр. 189–190. Параллельным рассматриваемому стиху ( Кол. 2:14 ) является место в Посл, к Еф. (2:15). Различие между этими местами то, что в Посл, к Ефес. говорится о разрушении вражды через упразднение закона, а в Посл, к Колос, порядок обратный: упразднен закон, а потому уничтожена и вражда, разделявшая нас между собой и бывшая враждой и против Бога. Богдашевский Д. проф. Посл. св. ап. Павла к Ефесянам. 1904 г., стр. 403. 70 Мухин Н. проф. Посл. св. ап. Павла к Колос, опыт исагогико-экзегет. исслед, 1897 г., стр. 191. 74 Творения. Част. 2. 37 слово о всеобщ, воскрес., о покаянии и любви, о втор, пришеств. Господа Иисуса Христа. 1908 г., стр. 238–239. 80 «Кто кладет крестное знамение», говорит еп. Феофан, «тот без слов исповедует Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Учитель ваш (Пашков) кричит: исповедуй Христа устами; а вы бы приступили к нему и его понуждали: исповедуй Христа крестным знамением. Все одно: и там исповедание, и здесь; только там – словом, а здесь – делом. Дело сильнее слова. Он говорит тому, кто отказался исповедать устами Господа: а! стыдишься перед человеками. Говорите и вы ему: и ты стыдишься положить крестное знамение, но как оно есть тоже исповедание, то выходит, что сам ты стыдишься исповедать Господа перед человеками... Господь крестом разрушил всю силу вражию. Знают сие враги и бежат от крестного знамения. А кто не творит крестного знамения и не оградит себя им, к тому враги имеют свободный доступ. Христианин без крестного знамения – что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет». Письма к одному лицу. 1881 г., стр. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

382 В русском переводе послания слову δγμα дано значение учения (τος δγμασιν – учением), что может навести на мысль, будто бы ветхозаветный закон упразднил Иисус Христос не крестною Своею смертью, а учением. Но слово δγμα употребляется в Св. Писании не для обозначения известных положений учения, догматов, в каком значении оно стало техническим термином впоследствии, но для обозначения повелений кесаря ( Лк.2:1 ; Деян.17:7 ), определений, постановлений апостольского собора ( Деян.16:4 ). Таким образом в Посл. к Колос ( Кол.2:14 ) δγμα не может быть употреблено для обозначения учения Иисуса Христа. Под этим словом нужно разуметь предписания закона ветхозаветного. Словом τоς δγμασιν ближе определяется, чем именно, какою своею стороною закон (χειργραφоν) был против человека. Мухин.Н. проф. Послание святого апостола Павла к Колосянам. 1897 г., стр. 180–190. Параллельным рассматриваемому стиху что Кол.2:14 ) является место в Посл. к Ефсс ( Еф.2:15 ). Различие между этими местами то, что в Посл. к Еф. говорится о разрушении вражды через упразднение закона, а в Посл. к Кол. порядок обратный: упразднен закон, а потому уничтожена и вражда, разделявшая нас между собою и бывшая враждою и против Бога. Богдашевский Д. проф. Посл. святого апостола Павла к Ефесянам. 1904 г.. стр. 403. 384 Мухин Н. проф. Посл. св. ап. Павла к Колос, опыт исагогико-экзегет. исслед. 1897 г., стр. 191. 388 Творения. Часть 2. 37 слово о всеобщ. воскрес., о покаянии и любви, о втор. пришеств. Господа Иисуса Христа. 1908 г., стр. 238–239. 394 «Кто кладет крестное знамение», – говорит еп. Феофан, – «тот без слов исповедует Иисуса Христа. за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Учитель ваш (Пашков) кричит: исповедуй Христа устами; а вы бы приступили к нему и его понуждали: исповедуй Христа крестным знамением. Все одно: и там исповедание, и здесь; только там – словом, а здесь – делом. Дело сильнее слова. Он говорит тому, кто отказался исповедать устами Господа: а! стыдишься пред человеками. Говорите и вы ему: и ты стыдишься положить крестное знамение, но как оно есть тоже исповедание, то выходит, что сам ты стыдишься исповедать Господа пред человеками... Господь крестом разрушил всю силу вражью. Знают сие враги и бежат от крестного знамения. Α кто не творит крестного знамения и не оградит себя нм, к тому враги имеют свободный доступ. Христианин без крестного знамения – что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет». Письма к одному лицу. 1881 г., стр. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   80. Научись также запирать свою дверь на ночное время, чтобы всякий не мог свободно открыть ее. Сам Жених желает, чтобы она была заперта даже тогда, когда Он стучит в нее. Дверь наша — это уста наши, которые почти только для одного Христа должны отверзаться: пусть они не открываются раньше, пока не постучит (в них) Божественное Слово. Поэтому и написано: «Запертый сад, сестра моя невеста, запертый сад, запечатанный источник» (Песн. 4:12), — (это затем написано), чтобы она не открывала легкомысленно уст своих и не вступала в пустой разговор. Ведь тебе не следует говорить даже о божественных предметах, если только не спрашивает тебя Божественное Слово. Что у тебя общего с прочими? Одному только Христу говори, с Ним только одним беседуй. В самом деле, если написано (1 Кор. 14:34), чтобы женщины молчали в Церкви, то тем более деве неприлично открывать свою дверь, тем более вдовице не пристойно открывать своих врат! Тотчас подкрадется искуситель целомудрия, тотчас похитит он то Слово, Которое ты пожелала произнесть.    81. Если бы у Евы была заперта дверь, то Адам не был бы обольщен, и она не отвечала бы на вопрос змея (Быт. 3:2). Смерть вошла чрез окно (Иерем. 9:21), т. е. чрез дверь Евы. Войдет смерть и чрез твою дверь, если ты будешь говорить ложь, или что-нибудь гнусное, или бесстыдное, или, наконец, будешь говорить там, где не следует. Поэтому, пусть будут заперты двери уст твоих, пусть будет закрыта гортань твоя, только в том случае ты должна открывать их, когда услышишь голос Божий, когда услышишь Слово Божие.    82. Тогда у тебя истечет мирра (Песн. 5:5), тогда повеет на тебя благодать крещения, и ты умрешь со Христом для стихий мира, и со Христом воскреснешь. «Для чего, — сказано, — вы, как живущие в этом мире, держитесь постановлений: не прикасайтесь, не дотрагивайтесь, не вкушайте того, что истлевает от самого употребления (Колос. 2:20 и след.); в самом деле, вредоносного не должно быть у чистых; посему перестаньте заботиться о плоти и мире. «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос» пребывает (Колос. 3:1). Коль скоро вы будете искать Христа, вы увидите Бога Отца, ибо Христос сидит одесную Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010