Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Мф.7, 7–8 ). Когда мы ищем истинный путь, должны просить Бога, чтобы он просветил светильник ума нашего, а без сего света мы не можем разуметь истину, потому что и для Апостолов сначало непонятно было Священное Писание , доколе Иисус Христос не отверз им ум к разумению его; а когда сказано: «отверзе им ум разумети писания» ( Лк.24:45 ), тогда они познали совершенно всю глубину тайны, сокровенной в Священном Писании ( Колос.1:26–27 ; Рим.14:24–25 ; 1Кор.2:7, 10, 16 ). Если мы не получим от Бога просвещения разума, сами по себе ничего не постигнем, по слову Спасителя: «яко без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин.15:5 ). Итак, при помощи Божией, приступим к беседе. Молок. Да, с этим вашим суждением и мы согласны, что действительно без благодати Святаго Духа невозможно разуметь Слово Божие; посему мы желаем узнать от вас, кому бывает руководителем Дух Святой, и как познать истинных толкователей Священного Писания. Христ. Для решения этого вашего вопроса нужно искать истинно верующих во Христа и пребывающих в церкви Апостольской, с которыми Сам Иисус Христос обещался быть по вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ); там Он ежедневно и управляет своими пастырями и всеми верующими. Молок. Это и мы понимаем так, как вы объяснили; но вся трудность вопроса заключается в том, как должны мы от Священного Писания уразуметь или познать ту церковь , в которой ежедневно находятся и обитает сам Иисус Христос; посему если вы можете доказать сие, то потрудитесь. 2. Для всякого христианина необходимо должно знать: истинную церковь Христову по каким признакам можно вернее отыскать, и чем отличить ее от всех заблудших Христ. Наши собеседники! Напрасно вы уличаете меня за прошлую беседу о свидетелях, потому что они не от вымысла нашего придуманы, а от Священного Писания заимствованные, где Сам Господь повелевает чрез пророка приводить свидетелей для оправдания истины ( Ис.43:9 ). Впрочем кроме сего мы видим, что и в законе Бог заповедал Израилю, чтобы при судах людских для уяснения истины и для изобличения лжи приводились три свидетеля ( Втор.17:6 +19:15), и только при этих свидетелях подвергали слух, где свидетели назначали наказание или оправдание виновным.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

«Вы уповаете на Моисея». Но «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне; потому что он писал о Мне. Если же его Писаниям не верите, как поверите Моим словам» ( Ин. 5:45–47 )? Но «когда не верите Мне, – продолжал Он, – верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10:38 ). Кроме Своих дел Господь ссылался также на свидетельства о Себе Иоанна Крестителя ( Ин. 5:33,36 ) и Самого Своего Небесного Отца, пославшего Его ( Ин. 5:32,37 ). Мало и этого. Он указывал слушателям еще на Свою жизнь, чуждую неправды, в которой никто не мог обличить Его ( Ин. 8:46 ), а также на то, что слово Его «суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ) и т.д. Словом, Господь не требовал от своих слушателей слепой веры в Себя, а, напротив, указывал на важные в их глазах признаки, по которым они могли уверовать в Него. А такое отношение Иисуса Христа к Своим слушателям, которых Он хотел привлечь к вере в Себя, побуждает и нас более или менее сознательно и разумно относиться к своей вере. Потому-то св. Иоанн Златоуст замечает о вере, что она «должна пользоваться очами ума» 37 . Господу угодно было допустить, чтобы близ православной веры на земле существовали другие веры и как бы вступали с ней в соперничество, а этим Ему угодно было наложить на нас обязательство не без смысла держаться веры Ero, а на несомненных основаниях, ради которых с полным убеждением должно быть отвергаемо нами все ошибочное и ложное. Поэтому Климент Александрийский называет веру «разумным согласием души, свободно действующей» 38 . Указанным испытанием, предполагающим возможность сознательного, свободного выбора между различными верами, вопреки римско-католическому учению, воздается честь исповедуемой вере и утверждается истинное достоинство человека как лица разумного, сознательного, искреннего. Самая твердость исповедания веры зависит от этого испытания и убеждения, а затем и вся жизнь наша принимает характер сознанной нами таким образом веры. Эта же разумность нашей веры состоит, далее, в доведении себя до состояния ясного, точного и определенного созерцания и высказывания всех истин, содержимым вселенской Церковью , дабы, согласно апостольскому завету, мы «всегда готовы были дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании» ( 1Петр. 3:15 ), обходились «со внешними благоразумно», чтобы слово их было «всегда с благодатью, приправлено солью», дабы они «знали, как отвечать каждому» ( Колос. 4:5–6 ), не были сами «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» ( Ефес. 4:14 ; Евр. 13:9 ; Тит. 1:13–15 ), и «не всякому духу верили, а испытывали духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

е. все его семейство. Если бы шла речь только о взрослых, то в Писании было бы сказано, что крестились все взрослые из семейства темничного стража. Да оно и понятно: раз крещение есть дверь, чрез которую входят в царствие Божие, то как могли апостолы не впускать их в эту дверь? Если ребенок может принимать пищу телесную без личного сознания, а по заботе людей сознательных, то он также может принимать с пользой и пищу духовную по заботе верующих. Христос по заботе верующих людей отпустил грехи расслабленному, который ничего не понимал, что с ним творилось ( Марк. 2:2–5 ). Господь Бог повелел праотцу нашему Аврааму обрезать весь мужской пол, начиная от восьми дней со дня рождения ( Быт. 17:12 ), в знак завета между Богом и человеком (11 ст.). Дети того времени также не понимали как и новозаветные, что с ними творилось, однако-же Авраам обрезал весь мужской пол, как повелел Бог (23 ст.). Таким образом, с точки зрения сектантов, выходит, что Сам Бог допустил ошибку, повелев бессознательных людей, младенцев, не имеющих веры, обрезать, заключив с ними завет. А ведь крещение заменило обрезание ( Колос. 2:11 –12 ). Следовательно, нет никакого основания отрицать крещение младенцев. У Бога нет того, что он сказал ныне «да», а завтра – «нет», ибо Бог не изменяется: «Я Господь, говорит слово Божие и нет другого» (Исаии 45:18, 21, 46:9). И всем тем, кто преступает повеление Божие, горе: «Горе непокорным сынам, – говорит Господь, – которые делают совещание без Меня и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху» ( Ис.30:1 ). 3) Дети без крещения чисты от первородного греха. Им прощены грехи ради имени Иисуса ( Иоан. 2:12 ). «Пишу вам, дети; потому что прощены вам грехи ради имени Его». Они святы ( 1Кор. 7:14 ). В Ветхом завете повеление обрезывать касалось только мужчин, а не женщин. В Новом Завете требуется крещение всех, как мужчин, так и женщин, которые прежде должны принести покаяние. «Покайтесь, да крестится каждый из вас» ( Деян. 2:38 ). А каяться дети не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

И исполнились дни рождения ее, и родила Сына своего первенца, Которого не насадил муж; она родила Сына, Которого не носил отец; родила колос, Которого не посеяло тело; родила Создателя, сделавшегося человеком; родила в пещере, и в Персиде Он явился. « Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ( Христу рождшуся в Вифлееме Иудейстем, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся царь Иудейский ) (Мф. 2:1, 2). Где бессеменно рожденный, пославший звезду Свою раньше самого Себя? Где влекущий нас странным лучом к неведомому свету? Где неизмеримой дланью ограждающий вселенную? Где всюду являющийся, и во плоти скрывающийся? Где освободивший нас от заблуждения и путеводитель к благодати? Где явившийся под дубом ангельской троицей? Где не сжегший терновник, и не уничтоживший матери? Где (родившийся) от Отца, невидимый, и матерью держимый? Где иссушивший Чермное море, и молоком питающийся? Где наказавший фараона, и от Ирода скрывающийся? Где потопивший дракона, и в пеленах лежащий? Где Тот, Которого не видели ангелы и созерцают люди?» « И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [ как ] наконец пришла и остановилась над [ местом ], где был Младенец… и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою » ( И се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже пришедши ста верху, идеже бе отроча; и поклонившись, принесоша ему дары, злато, и ливан, и смирну. И весть приемше не возвратитися ко Ироду, иным путем отъидоша во страну свою ) (Мф. 2:9, 11, 12). Родившегося Христа, Бога нашего, воспоем и прославим вместе с Его Отцом (и) со Святым Духом, ныне и присно, во веки. Аминь. На слова: вошел Господь в храм в преполовение праздника (Ин. 7:14); и о Мелхиседеке   В Преполовение ГРАНАТЫ, яблоки, финики и остальные древесные плоды услаждают телесную гортань; божественные слова святых учителей, срастворенные любовью, воспринимаясь слухом назидания, услаждают душевную гортань.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, ангелы привели в Вифлеем волхвов и пастухов. У яслей встретились язычники и иудеи. Для евангелиста Луки вряд ли это случайная деталь. Он сам носит нееврейское имя и, вероятно, был греком из Антиохии. В отличие от Матфея, Лука почти не цитирует ветхозаветных пророчеств о Мессии, а родословное древо Иисуса начинает не от Авраама, а от Адама и самого Бога, подчеркивая тем самым, что служение Христа принадлежит не только Израилю, но и всему человечеству. Эта же идея примирения народов во Христе в православной иконографии символизируется помещением вола и осла у яслей Вифлеемской пещеры (см. статью об Иконографии Рождества). А что же привело туда само Святое семейство? Перепись Иосиф и Мария оказались в Вифлееме по причине переписи. Лука, из чьего Евангелия мы знаем об этом, человек образованный, по мирской профессии — врач ( Колос. 4,14 ). И для его Евангелия характерны исключительная добросовестность и точность изложения. Неоднократно он дает конкретные сведения, помогающие хронологически определить время описываемых событий. Например: “В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне”. ( Лк. 3,1-2 ). Так Лука указывает начало проповеди Иоанна Предтечи. Говоря же о более ранних событиях, Лука упоминает и о повелении императора Августа сделать перепись подвластного ему населения. Перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться не как гражданин Рима, а как член своего рода. Местом сбора потомков Давида был определен Вифлеем, пригород Иерусалима. Современный иудейский богослов Д. Флуссер, проведя анализ евангельских повествований с точки зрения гебраистики (то есть науки об истории и культуре еврейского народа), делает такой вывод: “Я повторял распространенное мнение о том, что во времена Иисуса не было известно ни одного потомка царя Давида. А значит, последователи Иисуса лишь задним числом объявили его “сыном Давида”, тем самым узаконив его мессианское звание. Однако, как оказалось, это мнение не вполне оправданно. А именно, как выяснилось, право то меньшинство ученых, которое предполагало, что в то время среди евреев было немало потомков Давида. Я и сам представил свидетельство в пользу этого предположения, опубликовав в одном научном журнале надпись на гробнице времен Иисуса, которая гласит, что там лежат кости тех, кто происходит “из дома Давидова”. Так что если бы оказалось, что Иисус на самом деле был потомком царя Давида, он не был бы белой вороной”.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

Итак, ангелы привели в Вифлеем волхвов и пастухов. У яслей встретились язычники и иудеи. Для евангелиста Луки вряд ли это случайная деталь. Он сам носит нееврейское имя и, вероятно, был греком из В отличие от Матфея, Лука почти не цитирует ветхозаветных пророчеств о Мессии, а родословное древо Иисуса начинает не от Авраама, а от Адама и самого Бога, подчеркивая тем самым, что служение Христа принадлежит не только Израилю, но и всему человечеству. Эта же идея примирения народов во Христе в православной иконографии символизируется помещением вола и осла у яслей Вифлеемской пещеры (см. статью об Иконографии Рождества). А что же привело туда само Святое семейство? ПЕРЕПИСЬ   Иосиф и Мария оказались в Вифлееме по причине переписи. Лука, из чьего Евангелия мы знаем об этом, человек образованный, по мирской профессии - врач (Колос. 4,14). И для его Евангелия характерны исключительная добросовестность и точность изложения. Неоднократно он дает конкретные сведения, помогающие хронологически определить время описываемых событий. Например: " В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне " . (Лк. 3,1-2). Так Лука указывает начало проповеди Иоанна Предтечи. Говоря же о более ранних событиях, Лука упоминает и о повелении императора Августа сделать перепись подвластного ему Перепись проходила по иудейским обычаям, и каждый должен был записаться не как гражданин Рима, а как член своего рода. Местом сбора потомков Давида был определен Вифлеем, пригород Иерусалима. Современный иудейский богослов Д. Флуссер, проведя анализ евангельских повествований с точки зрения гебраистики (то есть науки об истории и культуре еврейского народа), делает такой вывод: " Я повторял распространенное мнение о том, что во времена Иисуса не было известно ни одного потомка царя Давида. А значит, последователи Иисуса лишь задним числом объявили его " сыном Давида " , тем самым узаконив его мессианское звание. Однако, как оказалось, это мнение не вполне оправданно. А именно, как выяснилось, право то меньшинство ученых, которое предполагало, что в то время среди евреев было немало потомков Давида. Я и сам представил свидетельство в пользу этого предположения, опубликовав в одном научном журнале надпись на гробнице времен Иисуса, которая гласит, что там лежат кости тех, кто происходит " из дома Давидова " . Так что если бы оказалось, что Иисус на самом деле был потомком царя Давида, он не был бы белой вороной "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Лития об усопших бывает и вместе с панихидой, как изложено в последовании на исход души от тела, находящемся в Псалтири. Лития бывает при выносе из дома тела умершего, как показано в Требнике. Она совершается и на литургии, после, заамвонной молитвы (см. Чин над кутиею в память усопших, в Служебнике) и после вечерни и утрени. Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник) и пред панихидой (см. в Псалтири, послед. на исход души от тела), тогда не бывает отпуста и не возглашается: «Вечная память» (О литии, совершающейся на всенощном бдении, бываемом не об усопшем см. выше). Как при совершении Чина над кутией в память усопших, так и при панихиде поставляется на столе кутия, иначе коливо 1278 , т.е. вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит к напоминанию о воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле, испытать нетление, чтобы потом восстать для будущей жизни ( 1Кор.15:36–38 ; Ин.12:24 ). Мед знаменует сладость благ будущей жизни 1279 . Вынос тела для отпевания и погребения Чрез несколько дней после смерти, совершается пред литургией вынос умершего в церковь для отпевания и потом погребения 1280 . Но в день Пасхи, Тождества Христова и дни высокоторжественные дозволяется вынос только пред вечерней. В другие же царские дни не возбраняется вынос пред литургией (Указ Св. Син. 1862 г., марта 2-го). Но лишаются отпевания и церковного погребении умышленно утонувшие в воде, или умершие от пьянства, или убитые в разбоях и орудием каким смерть себе причинившие, вообще самоубийцы, исключая только самоубийц, бывших в помешательстве ума [Тим. Алекс., прав. 14: Номок., прав. 178. 7206 (1698 г.). Указ ст. Патр. Адриана, пункт 21]. Умершие же скоропостижно или другою внезапною смертью не погребаются без свидетельства градской или земской полиции (Указ 1829 г., марта 1. Инстр. Благоч. 16) 1281 . Вынос тела Для отпевания тело умершего выносится в храм. Пред выносом тела из дома совершается над ним лития.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но люди не внимают этому призыву, совсем не понимают его, как не понимали ближайшие ученики Христовы, Иаков и Иоанн, которые хотели молиться о ниспослании огня с неба. Господь строго остановил их. Он сказал им: «Не знаете, какого вы духа…» Не знаете, какого вы духа, не знаете, что дух христианский должен быть духом любви ко всем, духом единения, а не разделения между людьми. А соединить может только святая любовь. Думаю я, что многие из вас тоже не знают, какого они духа. Часто вы готовы просить, чтобы Бог истребил тех, кто причиняет вам зло и призываете все кары и страдания Божии на них, и недовольны тем, что Господь терпит их, и забываете о великих словах Божиих: «Мне отмщение, Аз воздам» (Втор. 32, 35. Евр. 10, 30). Он, только Он, Бог Всеведущий, имеет право воздавать каждому по делам его, а мы никому не имеем права мстить, не смеем и просить Бога о наказании тех, кто противен нам, кто мешает нам жить. Господь Сам знает, кого и когда надо наказать, кому и когда надо отомстить. А вы молчите; вы не просите, чтобы Господь ниспослал огонь с неба и истребил тех, кого Он терпит. Помните, помните об этом, никогда не забывайте, как не приняли, отвергли Его самаряне, и какие удивительные слова были сказаны апостолам: «Не знаете, какого вы духа». Аминь. Тайна Царства Божия в сердце нашем. Пятница 14-й недели по Пятидесятнице 1 октября 1948 г. Сказал Христос Господь наш: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26–28). О каком это Царствии Божием говорит здесь Господь Иисус Христос? О том, о каком сказал Он: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Этим сравнением с возрастанием колоса из зерна Он открывает нам великую тайну того, что происходит в каждой душе христианской, когда становится она причастной Царству Небесному. Тогда происходит тот великий таинственный процесс, о котором сказал Он: «Царствие Божие внутрь вас есть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Память 15 февраля Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти Во времена апостольские в фригийском городе Колоссах [ 1 ] жил христианин знатного рода по имени Филимон; впоследствии он удостоился епископского сана и был включен в число святых семидесяти Апостолов. У Филимона, еще до его апостольства, был раб, по имени Онисим. Провинившись пред своим господином и боясь наказания, Онисим бежал от него и прибыл в Рим [ 2 ], где и нашел в узах святого Апостола Павла; услышав от него святую проповедь и научившись вере в Господа нашего Иисуса Христа, он был крещен Апостолом и усердно служил ему вместе с святым Тихиком. Святой Апостол Павел, отправляя святого Тихика со своим посланием к колоссянам, дал ему в спутники святого Онисима, как сам он пишет в конце послания: «О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» (Колос.4:7–9). К колоссянам Апостол написал через Тихика, а через Онисима он прислал особенное послание к Филимону, господину его; в этом послании Апостол просил Филимона, чтобы он простил Онисиму его прегрешение, и чтобы принял его не как раба, но как самого его, Апостола Павла. В своем послании Апостол Павел называет Онисима своим чадом: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце» (Флм.10–12). С радостью Филимон поступил так, как советовал Апостол: он не только с любовью принял Онисима, но и дал ему свободу, и снова отослал в Рим к святому Апостолу Павлу с тем, чтобы Онисим служил там Апостолу, ибо того желал святой Павел: «Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно» (Флм.13–14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Поэтому, если сердце живет нормальной и здоровой жизнью, если влечение ко всему доброму, прекрасному не омрачено в нем страстями и пороками, то такая настроенность располагает ум к принятию соответствующего мировоззрения; наоборот, человек с извращенным сердцем и худой жизнью, естественно, отвращается от богооткровенной истины, да он не способен и понять ее, так как в нем нет ничего сродного с нею. «Подобное познается подобным», – говорили еще древние. Надо очистить самих себя, а потом уже беседовать с чистым, – учит святитель Григорий Богослов . И апостол Павел говорит: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Вторым условием успешности богопознания является преуспеяние в добродетели, особенно же в любви. «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю», – говорит Христос ( Ин. 7:17 ). « Всякий согрешает, – учит апостол, – не видя Его, не узнав Его» (1 Ин. 3:6 ) и, наоборот: «всякий любящий рожден от Бога и знает бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). Выясняя необходимость добродетелей для богопознания, святой Афанасий говорит, что желающему достигнуть высот богословия нужно предочистить душу жизнью и уподоблением в делах святым, приблизиться к ним, ведя одинаковый с ними образ жизни, уразумевать и откровенное им Богом. Третьим условием богопознания является молитва усердная и постоянная. Богооткровенная истина есть истина сверхъестественная, поэтому и для усвоения ее необходимо сверхъестественное, благодатное воздействие. Откровение учит, что Бог отверзает ум к уразумению Писания, что Он наставляет на всякую истину. Молитва и открывает доступ в сердце человека дарам Святого Духа – духу познания и уразумения. Поэтому еще Псалмопевец взывал к Богу: « Открой (Господи) очи мои, к уразумению чудес от закона Твоего». Апостолы также молились и о себе, и о верующих, чтобыГосподь просветил их познанием истины и помог им возрастать в познании Его ( Ефес. 1:15–23; 3,4 ; Колос. 1и др.). К тому же призывали отцы и учители Церкви. У Иустина Философа читаем наставление: «Прежде всего молись, чтобы открылись тебе двери света ибо этих вещей никому нельзя видеть или понять, если Бог и Христос Его не дадут разумения».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010