А вот дальше — вторая глава — это то, что будет читаться завтра за богослужением. 2:1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2:2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 2:3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 2:5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 2:6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Это цитируется 8-й псалом) Вообще, это удивительно: Павел говорит «некто негде засвидетельствовал, говоря...» Т.е. как будто бы он не знает кто и где. Он мог бы сказать: «Давид в Псалтири в 8-м псалме сказал: ”что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?“» Вместо этого Павел говорит «некто» — будто бы он не знает Давида, «негде» — будто бы он не знает номеров в Псалтири. Что это значит? Это значит, что священные писатели абсолютно свободны в отношении цитирования. Не важно, кто сказал и где сказал, важно — что сказано. Вот когда мы спорим о смыслах, то мы часто говорим: «В такой-то книге, в такой-то главе, в таком-то стихе сказано такое-то». В общем-то, мы поступаем правильно, потому что нужно так прямо цитировать, чтобы не ошибиться, чтобы не сбить с толку человека. Но гляньте, как свободно поступает с цитатами апостол Павел в Послании к евреям: «Некто негде сказал...» Т.е. он не говорит про Давида, хотя знает его, не говорит в каком псалме, хотя знает в каком, а просто произносит цитату. Вот эта свобода — это такое очень драгоценное свойство верующего человека. Т.е. пусть я забыл, в какой главе это сказано, но я же помню, что сказано. Я, конечно, не могу точно сказать: в какой книге, в какой главе, кто сказал — но я знаю, что сказано. Вот в духе сказанного в Послании к евреям можно так поступать. Итак, что значит человек — это псалом 8-й, повторяю, там есть вопрос: «что есть человек, яко помниши его? или сын человече, яко посещаеши его?» Т.е. царь Давид смотрит за звёздное небо и говорит: «Если звёзды такие великие, если мир Твой такой прекрасный, то что значит человек? Вообще, маленький человечек, кому он нужен, что он значит, если всё остальное такое великое и прекрасное?» И дальше:

http://pravoslavie.ru/82525.html

Авраам в молчании повинуется Богу сейчас же, не стараясь даже узнать причину этого приказания. Для него достаточно, что так велит Господь. На его месте мы, вероятно, дрожали бы перед требуемой от нас жертвой, забывая, что «Бог не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы мы могли перенести» ( 1Кор. 10:13 ). К чему заранее думать о том, что, может быть, потребует от нас Господь. Он даст силы для истинных, а не для вымышленных испытаний. Будем только идти твердо вперед, и Он встретит нас при каждой нужде. Он облегчит нашу нужду, насколько необходимо. Он безопасно доведет нас до конца, если только мы доверимся Ему всецело и будем думать о Его всемогуществе, а не о своем бессилии. Господь часто требует от нас жертвы, чтобы испытать нашу веру. Он, Который, как Сын человеческий, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной, и пролил Свою кровь за нас, неужели Он тем самым не отнял у нас страх смерти? Неужели мы все еще колеблемся следовать за Агнцем до самой земли Мориа? Господу нужны такие души, которые, как Авраам, готовы отдать Ему все, чего бы Он ни потребовал. А мы, в нашем ропоте, как бы спорим с Богом, торгуемся с Ним, не выпуская из своих рук то, что Ему угодно взять от нас. Пусть Господь нам поможет безропотно, не колеблясь, положить на алтарь все, что для нас всего дороже, – отдать на заклание нашего Исаака, наше сокровище, наши надежды, все то, чем мы живем, в чем наша отрада. Пусть каждый из нас твердо идет в землю Мориа, следуя за Агнцем хотя бы и на смерть. Господь нам воздаст за все сторицею. Жажду! 03 ноября. «Иисус говорит ей: дай Мне пить» ( Ин. 4:7 ) Чего жаждал Иисус, когда пришел к колодцу Иаковлеву? Он жаждал спасения души самарянки. Он и теперь хочет спасти каждую душу; великая жажда спасения людей лежит на душе Эммануила. А вы познали ли хотя бы малую долю этой жажды? То, что вы для себя получили от Господа, возбудило ли в вас радение о спасении других? Если нет, то не заглохли ли в вас дары Божии? Настало время, когда Христос был приведен на Голгофу, распростерт на кресте, подвергнут ужасным страданиям. И тут томительная, бесконечная жажда охватила Его душу, и Он, – «да сбудется Писание, говорит: жажду! Воины, напоив уксусом губку... поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» ( Ин. 19:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Ведь в споре важно не просто зафиксировать то или иное неправильное положение вещей, а предложить свое решение проблемы; не осуждать людей за то, что они что-то делают не так, а подсказать, как поступить правильно. Многие, осуждая Церковь, говорят, что, если бы Церковь была другой, они бы стали ходить в храм, а пока, увы… Я считаю, что это в корне неправильный подход к проблеме. Те, кто так говорят, просто ничего не понимают в том, о чем пытаются судить. Если ты действительно радеешь о чистоте церковной жизни, приходи в Церковь и возьми ее проблемы на себя. А смеяться над болезнями Церкви — это всё равно, что осмеивать больную мать, вместо того чтобы позаботиться о ней, об ее исцелении. Сейчас в церковной дискуссии, к сожалению, преобладают громкие споры, крики, шум и прочие безобразия. Но как мало среди наших прихожан тех, на кого священник мог бы положиться в разрешении даже самых элементарных вопросов, касающихся приходской жизни! И уж совсем недопустимо внутрицерковные проблемы выносить на суд людей, ничего не знающих о Церкви. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам описывает ситуацию, когда в церкви начались какие-то споры между прихожанами, и эти споры стали предметом судебного разбирательства язычников, людей, ничего не понимающих в устроении церковной жизни: А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4–7). То, что апостол говорит о суде, вполне можно отнести и к проблеме церковной дискуссии: если уж мы спорим внутри Церкви, то, наверное, и у нас должны находиться «разумные», которые могли бы рассудить братьев. А в некоторых случаях братья могли бы и смириться. — Как дать тому или иному мнению или поступку четкую нравственную оценку, не впадая в грех осуждения?

http://pravoslavie.ru/89124.html

Братья! Много ныне простые люди перенимают обычаев у так называемого образованного общества, но не все эти обычаи хороши. По крайней мере, как вы сами теперь видели, очень нехорош обычай вкушать пищу без благоговения и благословения Божия. Молю и прошу вас не следовать этому обычаю. Садитесь за трапезу с молитвой и благоговением, не позволяйте себе во время трапезы вести праздные речи и после всегда благодарите Бога за насыщение вас. Аминь. Поучение в день святого пророка Илии 15 Много может молитва праведного поспешествуема ( Иак.5:16 ) Много ныне и ученые, и простые люди говорят о том, что с недавнего времени климат и плодородие почвы в России значительно изменились. Старожилы рассказывают нам о том, что в былые времена и зимы у нас были более постоянные, чем теперь, и климат более благорастворенный, и земля плодороднее, и воды в реках было больше, и поветрий заразительных было меньше, и люди жили дольше и в большем довольстве. Главной причиной всей этой перемены мудрствующие сыны века сего поставляют сведение лесов. «Свели леса у нас, – говорят они, – и климат совсем переменился, и земля стала менее плодородной, и болезней появилось множество, и люди стали меньше жить, чем прежде». Не спорим, что сведение лесов имело большое влияние и на климат, и на плодородие почвы, и на саму продолжительность жизни человеческой, потому что в мире все так премудро устроено, что нарушение дивной гармонии его устройства в одной части отзывается и в других частях. Но здесь ли главная причина всего, что хотят они объяснить сведением лесов? – Нет. Было время, когда земля без труда давала человеку самые лучшие плоды и воздух не имел зловредного действия на человека, и вся тварь повиновалась человеку, когда он был невинен и жил в раю. Но согрешил он – и земля, проклятая Творцом за грех его, стала производить терния и волчцы, и воздух стал зловредно действовать на него, и вся тварь восстала против него. Было время, когда и долина Содомская цвела, словно рай Божий, но превысили грехи жителей ее меру долготерпения Божия, и сошел огонь с неба, и города погибли, и самое место долины Содомской провалилось, и образовалось на месте его Мертвое море. Было время, когда земля Израильская текла медом и молоком, была лучшею страной в мире, но впали люди в беззаконие, забыли истинного Бога, наставили в своих городах и селениях идолов, предались волшебству, суевериям и всяким мерзостям языческим. И явился к ним грозный пророк Илия и сказал Ахаву, царю израильскому: «Жив Господь Бог Израилев. В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). И вот настала засуха: три года и шесть месяцев не было ни дождя, ни росы, потоки иссохли, земля не дала плода своего, и настал великий голод. Помолился Илия, когда израильтяне познали, что не Ваал их Бог, а Иегова – Господь, и пошел дождь, и земля дала плод. Забыли потом израильтяне Господа Бога, и рассеял их Господь по всей земле, и прежняя плодороднейшая земля их превратилась в пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Сказанное ефесянам касается меня и тебя; сказанное о филадельфийцах тоже относится к тебе и ко мне Ангелу (считается многими, что епископу, с чем и мы нимало не спорим) Ефесской Церкви Христос открывается как Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников. Господь знает его дела, и труд, и терпение. А также то, что Ангел Ефесской Церкви «не может сносить развратных». Обратим на это внимание. Плохо понятая свобода или, что хуже, корыстно понятая свобода, возвещаемая Евангелием, уже в апостольские времена стала для многих «поводом к распутству». Об этом часто пишет апостол Павел. Более всех учившему о христианской свободе, противоположной игу закона, ему и более всех приходилось настаивать на отличии свободы от вседозволенности. Еретики же, появившиеся чуть ли не сразу, именно идеей свободы оправдывали любые практики, вплоть до самых неудобопроизносимых. О них Петр писал: «Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 18–19). В Ефесе также испытали некоторых, назвавшихся апостолами, и нашли, что они лжецы. Тоже характерная черта древней Церкви. Пришел человек и говорит: «Я видел Господа, я был с Его учениками». Начинает рассказывать, его слушают, окружают почетом. По каким критериям отличить истинного свидетеля дел Божиих от возможного проходимца? Нет ни грамот, ни документов, ни фотографий. Нет никаких способов идентификации, столь распространенных ныне. По чудесам? Опасный критерий. Источник чудес – Бог, и святые люди-чудотворцы вовсе не владеют правом творить, что хотят и когда хотят. Единственный критерий – нрав. Древнейший памятник христианской литературы «Учение двенадцати апостолов» говорит, что если некто пришел к вам как пророк и просит денег, он – лжепророк. Если назвался апостолом и пользуется уважением, но задерживается надолго, не идет дальше с проповедью, то он – лжеапостол. Другими словами, корыстолюбивый нрав, желание пользоваться благами и славой есть обличение лжепроповедника. В Ефесе таких распознали.

http://pravoslavie.ru/73696.html

Это то, о чем даже наши православные писатели прекрасно говорили. Есть такое высказывание Николая Васильевича Гоголя, который был очень верующим человеком: «Мне кажется подчас, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете. И что об одной только любви следует нам заботиться, она одна только есть истинно верная и доказанная Истина. Кто проникнется ею, тот говорит прямо обо всем. Правдою повеет от слов его. Да поможет нам Бог – и тебе, и мне – возрастить эту любовь в сердцах наших». То есть, это как раз понимание важности любви. А об этом уже говорит богослов XX века, преподобный Иустин (Попович). «Любовь не есть свойство Божества, любовь – это сущность Божества. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, должен в своей сущности иметь любовь. Иначе это – недочеловек, полу-человек». Об этом что говорить? Да, согласен, проявление любви – милосердие, это все верно, но когда об этом не говорят, не всегда придет мысль об этом. Поэтому все равно все происходит от слова. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог. Оно было вначале у Бога, и без Него ничего не начало быть, что начало быть». То есть, причиной всякого (и земного) милосердия все равно является слово, потому что оно возгревает в сердцах человеческих вот эту память любви Божией. Как говорит Апостол Иоанн Богослов, «мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас». А исходя из этого чувства любви, и отношение к окружающим будет другое. Но об этом же нужно говорить! Поэтому очень важно говорить и говорить. «Как ты уверуешь, если тебе не будет проповедано», - говорит Апостол. А эту-то проповедь и несет Радио «Радонеж» столько лет! И уже само наименование «Радонеж» - от корня «радость», от радости духовной. Как преподобный Серафим говорил: «Радость моя!» Это, видимо, то самое состояние святых, которое давало им и силы переносить все остальное, потому что все земное – временное и преходящее. А то, что истинное и постоянное – это именно «любы николиже отпадает», по словам Апостола. Любовь никогда не пропадает.

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

Милостыню может оказывать каждый. Она должна быть не подачкой, а делом милосердия, любви. Милостыню надо подавать не рассуждая, а то будет воздаяние, а не милостыня. И, подавая милостыню, не надо тщеславиться и гордиться: «Какой я хороший!» – или: «Какой я добрый!» Милосердие и милостыня есть исполнение нашего долга, того, что заповедано нам от Господа. Милостыню лучше подавать тайно – так, как это делал святитель Николай, когда ночью подбрасывал золото отцу трех девиц. Милостыню надо уметь давать. Подавая, надо ставить себя на место получающего. Милостыню надо подавать как бы Самому Господу – «Христа ради». Нищие – наши господа, наши воины, наши врачи, очищающие наши души. В наше время общего озлобления, раздражения, бедности и горя заповедь Божия о милосердии должна быть путеводной звездой нашей в Царствие Небесное. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5:7 ). Господь зовет нас к милосердию и любви ко всем. Слышим ли мы Его голос? Или, говоря: да будет воля Твоя ( Лк. 11:2 ), мы думаем: «Да будет воля моя»? О разделениях 1 Сколько у нас всяких разделений! Разделений в общественной, личной и даже в церковной жизни. Все спорим, все враждуем и ссоримся. А ведь мы христиане, члены единого тела; если кто из нас болеет или грешит, то это отражается на всех нас. И общими усилиями этот болящий или грешащий член нашего тела надо исправить. Это ведь член нашего тела. Не отвергать или отсекать его надо, а исправить сообща, исцелить. Это относится и к семье, и к приходу, и к государству, и к Церкви: единое тело и множество членов; болит один член – страдает все тело, процветает один член – всему телу легко и радостно. Поэтому постараемся, братия, принять в сердце наставление апостола Павла, даже не наставление, а мольбу. Умоляю вас, братия, – пишет он Коринфянам, – именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор. 1, 10 ). Будем все помнить прежде всего, что мы – христиане, рабы Божии, братья и сестры во Христе, а все эти разделения на партии, группы, юрисдикции дальше земли не пойдут, и не в них смысл жизни. Смысл жизни – в любви к Богу и людям. Господи, научи нас любить.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Но боюсь, как бы то единодушие и та любовь между верующими, которые были при апостолах, не стали причиной осуждения для нас 572 , ведь мы в сребролюбивом настроении храним вовсе не единодушие, не мир и не любовь. Они считали свое общим, мы же чужое хотели бы сделать своим. Мы спорим о границах владений и об имениях, словно никогда не должны умереть. Мы ждем всего с земли и ничего – с неба; всего – от нынешней жизни, ничего от будущей славы и вечного бессмертия. Не помним мы слов Господа и Спаса нашего: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 573 .И вдругом месте: «Смотрите,– сказал Он,– и берегитесь. Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» 574 . По этой причине мы должны быть чуждыми алчности и жадности, чуждыми зависти, несогласия, раздора; а усердствовать в мире, согласии, единодушии, чтобы иметь общность вечной жизни вместе с такими мужами, о которых сказано следующее: «И было, – говорится, – у всех верующих одно сердце, и одна душа, и все у них было общее» 575 . И потому мы должны снабжать, словно из общего имущества, страдающих от нужды братьев и бедных, ибо у нас общий и единый Бог Отец, и единый Господь Единородный Сын Божий, и единый Дух Святой, и единая вера и благодать единого крещения, через которую мы возрождаемся для Бога в жизни вечной. Слово 32. На Рождество Господа. (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 144–147) 1 . ... " И случилось, – сказано, – в те дни, что вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Кирина Сириею. И пошли, – сказано, – все записываться, каждый в свой город» 576 . Если мы посмотрим по отдельности на все это в духовном смысле, то обнаружим немалые таинства. Ведь первая перепись всего мира была произведена тогда, когда Господь родился по плоти; ибо перепись и не могла произойти в какое-нибудь другое время, кроме того, когда родился Тот, у Кого род человеческий должен был пройти перепись 577 ; и не при каком другом императоре, кроме того, который первым принял имя «Август», ведь Родившийся от Девы был истинным и вечным Августом. Тот Цезарь Август был человеком, а Он – Богом; тот был императором земли, Он – Императором неба; тот – царем людей, Он – Царем ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Напротив, мы знаем (о если бы не знали этого!) некоторых из братьев такого упорного и жестокого нрава, что когда почувствуют, что души их возмутились против брата или брат против них, то для прикрытия скорби своего духа, которая произошла от обоюдного раздражения, уходя от тех, коих должны были бы успокоить смиренным удовлетворением и ласкою, начинают воспевать некоторые стихи псалмов в укор им. Хотя они думают, что подавили сердечное огорчение, но укоризною усиливают его, тогда как тотчас могли бы прекратить, если бы хотели быть более сокрушенны и смиренны, так что пристойное сокрушение излечило бы и сердца самих, и успокоило бы души братьев. А таким малодушием они еще усиливают порок своей гордости и больше питают, нежели подавляют страсть к ссорам, не помня заповеди Господа, Который говорит: гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; и: если вспомнишь, что брат твой имеет что–нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5, 22—24). глава 16 Когда брат имеет против нас какое–либо неудовольствие, то дары наших молитв не принимаются Господом Итак, Бог наш не хочет, чтобы мы пренебрегали скорбью другого, так что если брат имеет против нас что–нибудь, то не принимает и наших даров, т. е. не допускает нам приносить Ему молитвы, пока скорым удовлетворением не выгоним из души его скорби, справедливо или несправедливо возникшей. Он не говорит: если брат твой имеет против тебя справедливую жалобу, то оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, но говорит: если вспомнишь, что брат твой имеет что–нибудь против тебя, т. е. если есть что–нибудь легкое и маловажное, чем возбудилось в брате смущение против тебя, и если вдруг вспомнишь об этом, то знай, что ты не должен приносить духовные дары твоих молитв, а сперва должен благосклонным удовлетворением выгнать из сердца брата скорбь. Итак, если евангельское слово повелевает нам удовлетворять гневающимся даже за прошедшее и самое малое неудовольствие, происшедшее от маловажных причин, то что будет с нами, жалкими, когда мы с упорным притворством пренебрегаем новыми и важными причинами, допущенными по нашей погрешности и в дьявольской гордой надменности, стыдясь смириться, не признаем себя виновниками братской скорби и, не желая из упрямства покоряться заповедям Господним, спорим, что не нужно соблюдать их или невозможно исполнить. Оттого и бывает, что, думая, будто Господь заповедал невозможное или несообразное, мы, по апостолу, становимся не исполнителями, а судьями закона (Иак 4, 11). глава 17 О тех, которые думают, что терпение нужно иметь больше по отношению к мирским, нежели к монахам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Молись на ангельском языке или на каком-нибудь иностранном, но если нет того, кто может изъяснить, перевести то, что ты говоришь, значит, молись, общайся с Богом, но не мешай другим. У всех ведь разные дарования: у одного дар языков, у другого дар истолкования, — только апостолы обладали в полноте всеми дарами Святого Духа. «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать (обратите внимание, сказано: «один за другим». — Схиархим. А.), чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор 14:29–32). Последние слова чрезвычайно важны: если духи пророческие послушны, то и дух говорения на ином языке также должен быть послушен, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Тáк бывает во всех церквах у святых» (1 Кор 14:33), то есть у всех христиан по всему миру. А если так бывает во всех церквах у святых, или по-славянски «во всех церквах святых», то, конечно же, в первую очередь так было в Церкви Иерусалимской. Для того, чтобы принять дар Святого Духа, правильно проповедовать, необходимы единодушие, собранность, послушание друг другу, а не своеволие и самонадеянность, проявляющиеся в том, что человек действует так, как ему представляется нужным. Обратим внимание: апостол Павел говорит так о дарах Святого Духа, то есть даже если человек сподобился откровения, то и в таком случае он должен быть послушен Церкви. Что же нужно сказать о том, когда мы высказываемся по действию страстей, спорим друг с другом, друг другу противоречим и при этом полагаем, будто тем самым пытаемся служить Церкви? Повторю еще раз слова апостола Павла: «Бог не есть Бог неустройства… Так бывает во всех церквах у святых». Должен быть порядок, и он также дар свыше, потому что является проявлением единодушия. Если мы хотим быть подобными святым апостолам, значит, в нас должно быть единодушие. А для того, чтобы получить дар Святого Духа и сохранить его, необходимо взаимное послушание, которое приводит к стройности во всей нашей духовной жизни.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010