Диоклитиан для удобства управления громадной Римской империей разделил ее на две половины, из коих одною — Восточною правил сам, живя в Никомидии и имея у себя соправителем цезаря Галерия, а в другой — Западной поставил императором Максимиана, соправителем же его — цезаря Констанция Хлора, непосредственно управлявшего Галлиею и Британиею. Жизнь Константина кн. I, гл.17. Жизнь Константина, кн I,16. Церков. История, кн. VIII,13, Жизнь Константина, кн. I,13. О смерти гонителей, гл. 15. был единственным сыном Елены; Констанция была дочь другой жены Хлора Феодоры, от которой Констанций имел и других детей. Современники, к сожалению, не говорят о влиянии св. Елены на Константина в детстве. Жизнь Константина кн. II,49. Жизнь Константина, кн. I,27. Жизнь Константина, кн. I,36; Лактанция: О смерти гонителей,44. Жизнь Константина, кн. I,28–32. Жизнь Константина, кн. I,37. Церков. Ист. кн. IX,9; Жизнь Конст. Кн. I,40. Церков. Ист. кн. Х,6 и 6. монограмма состояла из двух букв Х и Р, из коих первая покрывала вторую. Жизнь Констан. кн. IV,19. Церков. Ист. кн. Х,1–3. ( < < back) женился на сестре Константина в 313 году. ( < < back) Жизнь Констан. кн. XI,9. ( < < back) Правосл. церкви изд 1892 г. Победоносцева, стр. 73–74. ( < < back) Жизнь Константина, кн. III,1. ( < < back) Сион с крепостью Иевусом (Иерусалимом) высилась на границах колен Иудина и Вениаминова; отнятая Давидом у хананейского племени иевусеев, она стояла как бы вне пределов коленного разделения земли обетованной. ( < < back) религия наша имеет родину в этой стране (Палестине) и в этом городе (Иерусалиме)» — выражение блаж. Иеронима. Творения т. II, стр. 6. ( < < back) Жизнь Константина, кн. III,42. ( < < back) истор. Руфина, кн. I, стр. 8. ( < < back) праздник Воздвижения честного Креста — день постный — богослужение православной Церкви посвящается прославлению Креста Господня, воспоминаниям крестной смерти Спасителя; на всенощном бдении после великого славословия совершается торжественно вынос Креста священнослужителями из алтаря на средину храма и здесь бывает поклонение ему. Особенною торжественностью отличается обряд воздвижения Креста в кафедральных храмах, совершаемый епископами при многократном возглашении клира: «Господи, помилуй».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

С кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. важное место в изданиях ОИДР заняли труды по истории Русской Церкви. За время деятельности ОИДР в его работе принимали участие свыше 50 представителей духовенства. Хотя действительных членов (за период до 1890 - 13 чел., в т. ч. еп. Амвросий (Орнатский), архиеп. Филарет (Гумилевский), архимандрит (впосл. митрополит) Макарий (Булгаков; с 1879 почетный член), архим. (впосл. архиепископ) Макарий (Миролюбов), еп. Порфирий (Успенский), архимандриты Леонид (Кавелин) и Григорий (Воинов-Борзецовский), протоиереи М. Я. Диев , А. В. Горский и С. К. Смирнов ) и членов-соревнователей ОИДР (за период до 1890 - 11 чел., из к-рых 7 стали почетными членами (в т. ч. архиеп. Савва (Тихомиров) в 1866) и 1 - действительным) из его среды за всю историю общества было немного, однако некоторые из них публиковались в ЧОИДР весьма часто. Среди таких авторов: архим. Леонид (Кавелин) - 71 публикация ( Белокуров. 1916. С. 279), архим. Григорий (Воинов-Борзецовский) - 56 (Там же. С. 276) и архимандрит (впосл. архиепископ) Макарий (Миролюбов) - 42 публикации (Там же. С. 280). Большинство напечатанных ими материалов невелико по объему, однако именно эти авторы в некоторой степени определяли лицо ЧОИДР сер.- 2-й пол. XIX в. Среди первых публикаций по церковной тематике в изданиях ОИДР были работы: В. А. Милютина «О недвижимых имуществах духовенства в России» (ЧОИДР. 1859. Отд. 1. Кн. 4; 1860. Кн. 3; 1861. Кн. 1, 2), архим. Макария (Миролюбова) «Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии» (1863. Отд. 1. Кн. 2, 3, 4), Ю. Ф. Крачковского «Очерки униатской Церкви» (1871. Отд. 1. Кн. 1, 2; 1876. Кн. 3, 4). Представители духовенства публиковали работы по краеведению - Сибири (прот. А. И. Сулоцкий, список работ см.: Белокуров. 1916. С. 284), Москвы (архим. Григорий (Воинов-Борзецовский), Московской епархии (в ЧОИДР опубликованы вып. 4-11 «Исторических материалов о церквах и селах [Московской епархии] XVI-XVIII ст.» В. И. и Г. И. Холмогоровых (1885. Отд. 1. Кн. 3, 4; 1886. Кн. 1, 3, 4; 1888. Кн. 4; 1889. Кн. 1; 1892. Кн. 1; 1896. Кн. 4; 1897. Кн. 1; 1901. Кн. 1, 2; 1910. Кн. 4; 1911. Кн. 3; 1913. Кн. 2)), по истории монастырей (архим. Леонид (Кавелин)). В 1911 г. прот. И. П. Кречетович опубликовал в ЧОИДР работу «Крестьянская реформа в Оренбургском крае (по архивным данным)» (1911. Кн. 2. С. I-VIII, 1-628).

http://pravenc.ru/text/2578101.html

Он же. Историческая справка к вопросу о реформе епархиального управления//Церк. вестн. 1913. 21–24. Он же. Развод//Там же. 35. Таганцев Н. Суворов Н. О церковных наказаниях//Журн. гражд. и угол. права. 1877. Кн. 2. Он же. О религиозных преступлениях//Протоколы угол. отд. С.-Петерб. юрид. о-ва. 1881. Т. 3. Заседание 29. Тарновский. Религиозные преступления в России//Вестн. права. 1899. Апрель. Твердынский Т., свящ. Гражданский суд в делах веры//Дом. беседа. 1864. Вып. 52. Терновский Ф. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение к Древней Руси//Киев. унив. изв. 1874–1875. Он же. Участие древнерусских архиереев в делах общественных//Тр. Киев. дух. акад. 1870. I. Тобин Д. Взгляд на основные начала русского уголовного законодательства с древнейших времен до Уложения о наказаниях 1845 года/Пер. с нем.//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1847. Ч. 54. Тяжелов А. Законы греческих императоров в отношении к Церкви после Юстиниана//Чтения в О-ве любителей дух. просвещения. 1875. Ундольский В. М. Описание славянских рукописей Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1867. Кн. 2. Федоров Б. О форме присяги в России со времен язычества до царствования Петра Великого//Отеч. зап. 1824. Ч. 17. Хартулари Г. О святотатстве//Журн. мин-ва юстиции. 1863. 9. Чичерин Б. Н. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей//Русский вестн. 1857. Т. 7. Шагуна А. Краткое изложение канонического права/Под ред. Т. Барсова //Христ. чтение. 1870–1871. Он же. О церковном суде//Христ. чтение. 1872. Ч. 2–3. Шипов С. Краткое обозрение судоустройства и судопроизводства в России//Временник Моск. о-ва истории и древностей российских. 1855. Кн. 22. Ширяев В. Н. Уголовно-правовая охрана религиозной свободы//Журн. мин-ва юстиции. 1907. 4 и др. 1 . Списки и издания указаны в примечаниях. Alivisatos H. S. Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian I. Berlin, 1913. Bickell J. W. Geschichte des Kirchenrechts. Giessen. 1843. Bd 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Рукоп. Мухаррада. – Махтутат абрашия Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп Хама. – Митрания Хама (Митрополия Хамы): Махтутат абрашия-т Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийятХумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Хаматура. – Васф махтутат дейр Сейида Хаматура Кусба (Описание рукописей монастыря Богородицы Хаматура Кусба)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Хомс. – Митрания Хумс (Митрополия Хомса): Махтутат абрашия Хумс (Рукописи епархии Хомс)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Шувейр. – Васф махтутат дейр ан-наби Ильяс аль-батриркий Шувейя (Описание рукописей ставропигиального монастыря пр. Илии Шувейя)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. СПбФ АРАН – Санкт-петербургский филиал архива Российской Академии Наук. Фонд 1026/1. Крачковский И.Ю. 246. О рукописях Азиатского музея. Халидов А.Б. – Арабские рукописи Института Востоковедения АН СССР. Краткий каталог. Под ред. А.Б. Халидова. М. 1986. Sijill of Jerusalem. Vol. 58. P. 385. – Акт из архива шариатского суда г. Иерусалима об утверждении иерусалимского патриарха Софрония. Май 1579. Troupeau G. – Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens. T. 1. Par Gerard Troupeau. P. 1972. Источники А‘маль ад-диван ас-сиррий. – А‘маль ад-диван ас-сиррий Consintoire аллязи ин‘акада фи 3 шубат сана 1744 ли манах аль-бальюм ли Кирилус Танас (Протокол секретной кацелярии Consintoire от 3 февраля 1744 г. о посылке паллиума Кириллу Танасу)/Михаил Брейк. Тарих аш-Шам. Димашк. 1982. Приложения. С.155–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анны 1-й степени, серб. орденом св. Саввы 2-й степени, тур. орденом Меджидие 1-й степени, а также мн. дипломами за участие в изучении церковной истории и в духовном просвещении. А. являлся почетным членом КДА (1900), СПбДА (1910), КазДА (1910), Псковского археологического об-ва, губернского статистического комитета (1904), Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА (1909), Археологического русского ин-та в К-поле (1910-1913), имп. Русского археологического об-ва (1913), почетным или действительным членом правосл. братств и орг-ций: Богоявленского братства при КДА (1896), Палестинского об-ва (1900), московского Общества любителей духовного просвещения (1900-1902, 1905), братства прп. Сергия Радонежского при МДА (1907), Холмского правосл. Свято-Богородицкого братства (1915). Труды А. на ниве благотворительности также отмечены почетным членством в Новгородском управлении российского Красного Креста об-ва (1901) и в Александро-Мариинском доме призрения (1902). 15 апр. 1917 г. обер-прокурор В. Н. Львов огласил указ Временного правительства о прекращении зимней сессии Синода, увольнении его членов (в т. ч. А.) и о созыве на летнюю сессию новых членов во главе с постоянным членом Синода архиеп. Карталинским, экзархом Грузии Платоном (Рождественским) . 26 апр. 1917 г. состоялось первое заседание Синода нового состава, было принято послание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Церкви, в к-ром важнейшей задачей объявлялась подготовка к Поместному Собору. Синод также постановил, что все правящие архиереи РПЦ должны быть утверждены на своих кафедрах или переизбраны на созванных в кратчайший срок епархиальных съездах духовенства и мирян. Вернувшись в Новгород, на собрании клириков епархии 26 марта А. информировал духовенство о переменах во взаимоотношениях Церкви и гос-ва, призвал к осмотрительности в реформировании церковной жизни. Новгородский епархиальный съезд, открывшийся 24 мая 1917 г. в мон-ре Антония Римлянина, подавляющим большинством голосов 31 мая избрал А.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Состоял хор из 150 прихожан, и можно утверждать, что именно о. Михаил положил в Об-ве начало народного хорового пения. Второй такой же хор был создан им в каменной Троицкой церкви (Стремянная ул., 20), строительство которой началось весной 1891 года. Благодаря стараниям   о. Михаила, блестящего проповедника, Казанский собор становится центром религ.-просветительской деятельности в столице.Он устроил бесплатную столовую для бедных Казанского прихода, которая давала им не только стол, но и одеяние и приют. В Казанском соборе о. Михаил устраивает духовные беседы, проводит торжественные собрания Общества. К тому же он   проповедует Закон Божий в гимназиях, коммерческих училищах и частных домах. Став членом СПб. комитета грамотности, редактирует многие издания, составляет неск. учебников для гимназий и начальных училищ. Попечителем Об-ва был правящий митрополит. Ввиду тяжелой болезни о. Михаила,  Совет Об-ва из священников стал с 1892г. возглавлять уже в качестве его председателя прот. Философ Орнатский . Почетным членом Об-ва был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Совет ежегодно созывал пастырские собрания для обсуждения проблем миссионерской работы. Беседы велись духовенством С.-Петерб. епархии в храмах, проповеднич. пунктах и публ. залах. Прот.Философ впервые стал привлекать студентов Дух. Академии к работе в Обществе. К 1917 число членов Об-ва превышало 1 тыс. чел. В состав Об-ва входили: Ал.-Невское братство трезвости (до 1914), Религ.-просветит. союз (занимался проповедью гл. обр. в б-цах, богадельнях и тюрьмах), Школьный к-т (заведовал двумя школами и курсами), Христ. содружество учащейся молодежи, Церк.-певч. об-во, Кружок законоучителей. В 1909г. была открыта Противосектантская миссия, имевшая отделения в приходских церквах. При зале Об-ва (Стремянная ул., 20) находились книжный склад и б-ка-читальня. Об-во издавало журнал «Православно-Рус. Слово» и религ. лит-ру для народа. Его духовным центром была Троицкая церковь (Стремянная ул., 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан; итал. Stato della Città del Vaticano], гос-во в пределах столицы Италии Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) . Границы гос-ва В. были определены Латеранскими соглашениями, заключенными между Папским престолом и Италией 11 февр. 1929 г. Флаг гос-ва Ватикан Флаг гос-ва Ватикан Территория, население, государственная символика В. расположен в зап. части Рима, на Ватиканском холме (Монте-Ватикано), на правом берегу р. Тибр. Территория (в пределах стен) составляет 0,44 кв. км, из к-рых 0,26 заняты постройками; максимальная длина - 1045 м, ширина - 850 м. Центром В. является базилика св. Петра (см. ст. Петра апостола базилика в Ватикане ). Папский престол в В. признан независимым субъектом международного права. Управление гос-вом В. регулируется особыми законами В. Юридическая организация гос-ва была определена в 6 основных законах, принятых 7 июня 1929 г. и опубликованных 8 июня в офиц. бюллетене В. «Acta Apostolicae Sedis» . С 22 февр. 2001 г. вступил в силу новый Основной закон (конституция) В. (La nuova legge fondamentale dello Stato della Città del Vaticano). Главой гос-ва является папа Римский (art. 1. 1), к-рый обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти (с 16 окт. 1978 - Иоанн Павел II ). Офиц. языки - итал. и лат. В. обладает атрибутами суверенного гос-ва: c 1949 г. имеет гимн (Marcia Pontificia, композитор Ш. Гуно); флаг и герб (ключи ап. Петра и папская тиара) (art. 20. 1). Гос-во В. печатает свои почтовые марки; чеканит медали и монеты (с 1 янв. 2002 В. присоединился к единой монетной системе Европейского союза). В наст. время в В. проживает ок. 1 тыс. постоянных жителей, большинство из к-рых итальянцы; немногим более половины из них имеют гражданство В. Ватиканское гражданство основывается исключительно по критерию «постоянного проживания в Ватикане».

http://pravenc.ru/text/149913.html

61 О событиях 8 сентября 1910 на аэродроме товарищества «Крылья» (Петербург, Коломяжское поле): «Но вот глянул один клочок голубого неба, другой. И брызнуло солнце! Заулыбались люди, засверкал аэродром, затих ветер. Ефимов первым взлетел на «Фармане» на точное приземление. «Королю русских летунов» подобное испытание было сущим пустяком, и после трёх минут полета он приземлился прямо в круг. Первого русского авиатора поздравили с открытием праздника» (Рынин Н. Всероссийский праздник воздухоплавания. СПб., 1911). Михаил Никифорович Ефимов (1881–1919) взял два дневных приза за точность спуска. 62 В XXI в. очередными иллюзиями настоящего сближения стали интернет и мобильная связь, а сформулированный Свенцицким закон полностью подтвердился. Ср.: «Уверяют, что мир чем далее, тем более единится, слагается в братское общение, тем что сокращает расстояния, передаёт по воздуху мысли. Увы, не верьте таковому единению людей» (Достоевский. 14, 284). 65 Сатирическая комедия «Шантеклер» (1910) французского поэта и драматурга Э. Ростана и драма «Тайфун» (1909) венгерского драматурга М. Лендьеля пользовались тогда в России большой популярностью. 66 «...Живя в этом мире, человек должен развить все свои духовные силы, направить их к Богоуподоблению... Вот смысл и цель жизни человека» (Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 169); «Развитие своей природы – это основной принцип совершенствования» (Шпидлик Т. Молитва согласно преданию Восточной Церкви. М., 2011. С. 417); «смысл земного существования... в развитии души» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 2. М., 1991. С. 514). 69 «М. г., г. редактор! Совет религиозно-философского о-ва памяти В. С. Соловьёва просит вас довести до сведения публики, что совет о-ва в своём заседании 17-го ноября с. г. постановил предложить члену о-ва Валентину Павловичу Свенцицкому выйти из состава о-ва. Основанием для такого постановления послужил ряд действий, явно предосудительных, допущенных В. П. Свенцицким. Ещё до получения копии с постановлением совета В. П. Свенцицкий прислал на имя председателя о-ва заявление о своём выходе из числа членов о-ва, а затем в письме на имя одного из членов совета от 18-го ноября признал справедливость предъявленных ему обвинений» (Письмо в редакцию//Русское слово. 1908. 21 ноября. 271. С. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Е. состоял действительным членом имп. Российской академии (1806), почетным членом АН (1826), почетным членом всех российских ун-тов, СПбДА, КДА, многочисленных ученых об-в: с.-петербургского Об-ва любителей наук, словесности и художеств (1810), с.-петербургской «Беседы любителей русского слова» (1811), московского Об-ва любителей российской словесности (1812), Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те (1813), Об-ва любителей отечественной словесности при Казанском ун-те (1814), с.-петербургского Вольного об-ва любителей российской словесности (1818), Королевского копенгагенского об-ва сев. антиквариев (1834) и др. Е. был награжден орденами: св. Владимира 2-й степени (1814), св. Александра Невского (1823), ап. Андрея Первозванного (1826). В память о Е. в Воронеже с сер. 80-х гг. XX в. проводятся Болховитиновские чтения. Арх.: НАНУ ОР. Ф. 312; РГАДА. Ф. 1367. 10 ед. хр., 1813-1836 гг.; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 238, в составе коллекции Н. Л. Лихачёва, 186 ед. хр., 1800-1836 гг.; РНБ ОР. Ф. 542. 24 писем А. Н. Оленину]; Ф. 603. 303 писем С. Д. Полторацкому, 1814-1815]; Ф. 731. 2068 [письмо М. М. Сперанскому, 1826] и др.; РГБ. Ф. 255 (фонд Румянцевых); Каталог личных арх. фондов отеч. историков. М., 2007. Вып. 2: 1-я пол. XIX в. С. 201-203. Соч.: Новая латинская азбука. М., 1788; Рассуждение о необходимости греч. яз. для богословия и об особенной пользе его для российского языка. [М., 1793]. Воронеж, 18002; Ист. рассуждение вообще о древнем христ. богослужебном пении и особенно о пении Рос. Церкви... с присовокуплением др. краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. Воронеж, 1799; Ист. исследование о Соборах Рос. Церкви. СПб., 1803 [под псевд. М. Сухонов]; Памятный церк. календарь. М., 1803; Церк. календарь, или Полный месяцеслов. М., 1803; Известие о первом рос. посольстве в Японию под начальством поручика А. Лаксмана//Друг просвещения. 1804. 12. С. 249-270 (отд. изд.: М., 1805); Рассуждение о книге, именуемой «Православное исповедание веры соборной и апостольской Церкви восточной», сочиненной Киевским митр.

http://pravenc.ru/text/186969.html

Рукоп. Дейр аль-каддис Димитриус. – Васф махтутат Дейр аль-каддис Димитри-ус Кусба (Описание рукописей монастыря св. Димитрия Кусба)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Дейр аль-Маляк Микаил – Васф махтутат дейр аль-маляк Микаил Бука‘ата (Описание рукописей монастыря архангела Михаила Бука‘ата)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Дейр аль-Харф. – Васф махтутат дейр аль-каддис Джавурджийус Дейр аль-Харф (Описание рукописей монастыря св. Георгия Дейр аль-Харф)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991. Рукоп. Кафрбейгим. – Махтутат абрашия Хама (Рукописи епархии Хама)/Махтутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Латакия. – Махтутат абрашия аль-Лязикия (Рукописи епархии Латакия)/Махту-тат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Мар Ильяс аль-Хомси. – Махтутат абрашия Хумс (Рукописи епархии Хомс)/Мах-тутат абрашийят Хумс ва Хама ва аль-Лязикия ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епархий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут. 1994. Рукоп. Мар Юханна Дума. – Васф махтутат дейр аль-каддис Юханна аль-Ма‘мадан Дума (Описание рукописей монастыря св. Иоаннна Крестителя Дума)/Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б.м.). 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010