правила и попирающе свою совесть, недостойнии дерзаху служити. Сие злое российстии пастырие пресецающе, повелели вдовствующим попам и диаконам не касатися Божеств. службе; презреша же разлучати чистых от оных невоздержников, ихже всегда подобает отлучати». Но поскольку в настоящее время, продолжают пастыри, в земле русской и между вдовыми Св. Служителями оказываются знающие Божеств. писание, и имеющие чистое житие; то Собор определил: отныне, если вдовых Св. Служителей совесть не укоряет ни в чём возбраняющего священнослужения; пусть они совершают богослужение: «понеже бо не жены ради поп или диакон, и не жены ради умертвия запрещаются священнодействия, но за порок невоздержания, или иных безместных дел, яже запрещают священствовати: ибо издревле священными правилами неимущии жен причетницы не запрещаются» (Дополн. к Акт. Ист. стр. 465. 493. 494. Собр. зак. Т. I стр. 709. 710). Но, разрешая священнодействовать вдовым Св. Служителям, Собор не дозволил им служить при домовых Церквах. Кроме сего они допускались к священнослужению не иначе как по особым грамотам, так называемым, патрахильными для вдовых Священников, по орарными и по стихарными для вдовых диаконов (Инстр. Патр. Адриана Попов. Старостам 10–12 Собр. Зак. 1612), Им не дозволялось также служить при девичьих монастырях (16 июля 1729 г. Синод. – в Собр. зак. 5439), Петрахильные, постихарные и поорарные грамоты отменены в 1765 г. (Собр. зак. 12379). С того времени положение вдовых священнослужителей ничем не отличается от положения священнослужителей не вдовых. Но, вероятно, от того же —401— времени остался обычай существующий и доселе – вдовых диаконов не рукополагать во Священники. Правила об этом я нигде не встречал. Но обычай держится крепко, и уничтожится, вероятно, так же, как уничтожили обычай не рукополагать неженатых во Священники – рукоположением А.В. Горского. Вот ещё несколько цитат, не имеющих существенной важности в этом вопросе: А. Э. 1, 462. – Псковск. Летоп. изд. Погодин, стр. 108. – Акт. Юридич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зак. т. X, ч. 1, ст. 72). – Даже просьбы о дозволении совершить обряд брака по правилам одной лишь иноверной церкви у нас положительно принимать запрещается (там же, ст. 67, § 3). – Допускается в этом случае только то, что, по желанию заинтересованной Стороны, лица, обвенчавшиеся в церкви православной, могут после этого обращаться за благословением их брака и к той церкви, к которой принадлежит лицо иноверное. – В Финляндии для коренных ее жителей это даже разрешается по прямому смыслу закона (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 68). – За то, с другой стороны, православные священники могут также венчать в особенных обстоятельствах жениха и невесту неправославных, в тех местах, где за неимением пастора или священника их веры, им не у кого более венчаться. – Но в таком случае бракосочетание это должно быть совершаемо не иначе, как с благословения местного архиерея, и при этом как самое совершение оного, так и соблюдение всех основных формальностей, необходимых для правильности брака, а равно также в случае надобности и развод оного должен производиться не иначе, как по правилам и обрядам церкви православной, без малейшего уклонения, или изменения (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 65). § 55. Что до времени совершения браков, то вообще приличнейшим и законным для этого полагается у нас время после литургии (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 31). – Венчать поздно, ночью, вообще не дозволяется (Корм. ч. II, гл. L; Указ 1728 г. Февр. 19; Указ 1631 г. Ноябр. 29; сравн. Зап. по ц. закон. изд. 1857 года стр. 199). – Кроме того, по нашим законам совершение браков допускается и не во все дни года. Напротив того, и по ясному определению Церкви, и по законам нашим гражданским, браки не могут быть совершаемы безусловно: I. Во все продолжение известных четырех постов, а именно: 1) в Филиппов пост, начиная с кануна или навечерия 14-го Ноября, т. е. со дня ап. Филиппа, до праздника Рождества Христова; 2) в Великий пост с предшествующею ему Сырною седмицею, начиная от недели или воскресенья Мясопустного, и со всею Страстною седмицею до св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

О надлежащем совершеннолетии, необходимом для вступления в брак по нашим законам. – В каких летах у нас не могут вступать в супружества лица, достигшие старости? О физической и нравственной способности к брачной жизни со стороны венчающихся, и можно ли венчать лиц, находящихся в сумасшествии? Каким образом священники должны венчать немых или глухонемых и слепых? Могут ли священники венчать тяжко больных, не могущих для этой цели явиться в церковь ? О венчании лиц, страждущих заразительными болезнями. – О взаимном согласии брачующихся на вступление в брак между собою. § 8. Но древним законам совершеннолетие для брака считалось в 15 лет для мужчины и в 13 – для женщины (Кормч. гл. XLVIII, гр. 4, ст. 2 и 4). – Но в настоящее время (с 1830 г.) для правильности законного брака у нас требуется, чтобы мужчина был не моложе 18 лет, а женщина не моложе 16 лет (Св. Зак., т. X, ч. 1, ст. 3; сравн. указы 1830 г. Июля 19 и 1833 г. Декабря 23). Впрочем, в необходимых случаях епархиальные архиереи имеют право разрежать венчание браков и тогда, когда жениху или невесте недостает до полного совершеннолетия не более полугода. А потому, в случае надобности, священники могут отсылать несовершеннолетних этого рода к епархиальному архиерею и за тем уже действовать согласно его указанию или разрешению (Св. Зак., т. X, ч. 1, примеч. к статье 3-й, по продолжению). – В одном только Закавказском крае природным жителям дозволяется вступать в брак, согласно древним правилам, т. е. когда жених имеет 15, а невеста – 13 лет (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 3; сравн. Полож. кавказск. комит. Высочайше утвер. 3 Сентября 1846 г.). В случае, если бы оказалось, что брак повенчан при недостижении женихом или невестою надлежащего совершеннолетия, то брачившиеся немедленно разлучаются от сожительства, и если погом, по достижении полного совершеннолетии, снова пожелают жить в супружестве, то они опять должны быть венчаны в церкви но чиноположению (Уст. Духов. Консист. § 225, 226). § 9. Для стариков, по законам собственно церковным, браки воспрещаемы были с 60 лет, а потому таковые прежде до 80-ти летнего возраста могли быть венчаемы не иначе, как с разрешения архиерейского (сравн. Инструк. благоч. 1806 г., ст. 23. – Указ 5 Августа 1779 года и того же года ук. Июля 31). – Но Ию нынешним нашим законам гражданским, каждый старик не может вступить в брак только но истечении 80 лет, а потому раньше этого испрашивать разрешения от архиереев на повенчание старых людей в настоящее время не принято (Св. Зак. т. X, ч. 1, ст. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Аще же суть хиротонисамы, имуть первее наказатися церковне, яко же и клирики, отлучением или извержением». Собр. зак. 1. Стр. 702–703. 442. Стр. 801. Акт. экспед. 4. 155. 161. 204. 44 Ист. рус. Церк. пер. 4. § 2. и примеч. Вместо прежней «Тиунской избы» учрежден приказ церк. дел, в котором также положено присутствовать только духовным лицам, для наблюдения за церковным благочинием. Акт. ист. 3. 263. 264. 45 Собр. зак. 1. 412. «Прочие духовные дела, аже бывают между мирскими людьми мужеского и женского пола, да судят патриарший боярин с дьяками, товарищи его». 46 Они были сыщиками для поимки духовных лиц, замешанных в каких либо преступлениях, надсмотрщиками при содержании их под стражею; охраняли монастыри, подворья и другие места церк. ведомства, от грабежа, пожаров и проч. Собр. зак. 1. Акт. т. 3. 228. т. 4. и пр. 47 Собр. зак. 1. 711. 1677. дек. 19. В 1675 году в монастырский и другие приказы, так же ко всем воеводам посланы памяти, чтобы духовных людей ни в чем не судили (см. собр. статей о церк. суде (1750). сн. Акт. экспед. 4. 309. Акт. ист. 5. 137.). Монастырский приказ возобновлен был в 1701 году; но, по учреждении св. Синода, переименован в «синодальную камер-контору» (1725), и под новым именем «канцелярии экономии» продолжался до учреждения коллегии экономии. 51 Акт. ист. 1. 10. 22. 109. и пр. сн. правила Нифонта еп. новгородского и митр. Иоанна. Последний подвергает отлучению еще тех, которые продают христиан в неволю к неверным. 52 Акт. ист. 1. 40. 43. 53. 98. 139. 280. 281. Акт. экспед. 1. 372. Собр. гос. грамот. 2. 32. сн. Ист. гос. рос. том. 4. стр. 219. том. 5. гл. 1. том. 10. стр. 336–337. том. 11. стр. 159. 54 Новгород. летоп. 1. стр. 7: «В тоже лето оженися Святослав Ольговичь в Новгороде и венчяся своими попы у Николы; а Нифонт его не венца, ни попом на сватбу, ни цереицем дасть, глаголя: недостоить ся пояти». Стоглавый собор, имея в виду теже беспорядки, пространно рассуждает о правилах законного бракосочетания. Стоглав. 19–94. см. также Русск. достопам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Зак.“ 68 ст. Примеч). Основные Законы Русского Государства не знают западно-европейского начала «свободы религиозной совести», а говорят только о «свободе веры» и «веротерпимости». Они же ясно и точно говорят и о пределах веротерпимости, что эти «пределы» подробно означены в Уставах по принадлежности. А этими «Уставами» свидетельствуется, что: «в пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных христианских исповеданий и иноверцев к принятию её учения и веры. Духовные же и светские лица прочих христианских исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждении совести не принадлежащих к их религии (Уст. иностр. испов. ст. 4-я): что одна господствующая церковь имеет право в пределах государства убеждать ненринадлежащих к ней подданных к принятию её учения о вере (Уст. о пред, и пресеч. прест. ст. 70); что «те же правила терпимости, которые сохраняет правительство, обязывают всякую духовную власть и всякое частное лицо иностранного христианского и иноверного исповедания не прикасаться в делах веры к убеждению совести последователей других вер“. Посему и «всякое отвлечение“ не только от Православной Церкви, но и от «других терпимых вер, строжайше запрещаются» (ст. 77 Уст. о пред, и пресеч. прест.). Начертанные в приведенных статьях, действующих у нас законов «пределы веротерпимости» закреплены силою «Основных Законов», именно силою примечания к ст. 68, и потому не подлежат ни упразднению, ни даже изменению без почина Государя (ст. 8 «Осп. Закон.»). Иначе, странною являлась бы ссылка «Основных Законов» на такие законодательные акты, которые в части, указываемой «Основными Зак.“, не обладали бы свойством «Основных Зак.“. Ведь в противном случае может статься, что «Основные Законы» найдут «в Уставах!» по принадлежности», о которых они говорят (примеч. к ст. 68 «Осн. Зак».), вместо «подробных» указаний на «пределы веротерпимости», одно только пустое место, как-то и окажется с принятием разбираемой нами главы законопроекта комиссии! Разве это не будет упразднением «Основных Законов»?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

§ 13. «Таинство крещения есть таинство всеобщее», а потому креститься должны все, без различия пола, возраста, нации, звания и состояния ( Mф. XXVIII, 10 ; Ср. Догматич. Богословие Пр. Филарета Черниг. т. II, § 237). В частности, что касается тех лиц, кои должны быть крещаемы священниками нашей православной церкви, то сюда относятся: а) Дети всех православных родителей, подданных Российского Государства и без всякого решительно исключения, как образованных, так и необразованных, и служащих, и не служащих, и т. п. (Уст. Духов. Консист. § 23. Св. Зав. т. XIV, Уст. о предупр. и пресечен. преступ., раздел I, глава 3-я). b) Все дети от смешанных браков лиц православного исповедания с иноверцами (Св. Зак. т. XIV, Уст. о пред, и пресеч. преступ. ст. 101; там же т. X ст. 67). Исключение из этого составляют только дети коренных жителей Финляндии, которых дозволяется крестить в той вере, к которой принадлежит отец (Св. Зак. т. X, ст. 68). c) Все подкидыши и найденыши, которые так или иначе окажутся у обывателей православного исповедания. Незаконнорожденные дети, которых родители вовсе неизвестны, в тех местах прибалтийских губерний, где есть православные приходские священники, крестятся в господствующей православной вере, исключая только те случаи, когда таковые младенцы, среди народонаселения лютеранского, могут получить призрение только чрез лютеранские семейства (Св. Зак. т. XIV о пред, и пресеч. преступ., ст. 116, § 6). Кроме сего, священники должны наблюдать при этом, чтобы без особенной надобности не крестить когда-либо, вместо младенцев подкинутых или подкидышей, детей, похищенных насильно у родителей иноверных, ибо «господствующая наша церковь православная не дозволяет себе ни малейших понудительных или насильственных средств при обращении лиц иных исповеданий и вере к православию по образу проповеди апостольской» (Св. Зак. Уст о пред, и пресеч. преступ. т. XIV, ст. 97). Потому, если бы священник имел когда основание сомневаться, точию ли данное дитя найдено или подкинуто, то, не приступал к его крещению, он должен навести прежде надлежащие справки, в случае надобности даже через полицию или другие местные власти, чье именно это дитя? И только потом уже или крестить его, или же распорядиться о передаче его, кому следует, по закону. Исключение в этом случае может быть только тогда, сели бы младенец, о котором будет сомнение, находился в смертной опасности тогда священник должен крестить его и и потом все дело предоставить воле Божьей, или власти гражданской. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Четвертый брак Церковью совершенно запрещен (Собор. пост. 920 г.). Гражданские постановления о лицах брачующихся – Лица православного исповедания, всех без различия состояний, могут вступать между собою в брак, не испрашивая на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим они принадлежат. На сем же основании допускается брак иностранца православного исповедания с российскою подданною того же исповедания. Но это общее правило, в сей статье изложенное, подлежит следующим ограничениям и изъятиям (Свод. зак. т. X, ч. I, ст. I, изд. 1874 г.). Монашествующим и посвященным в иерейский или диаконский сан, доколе они в сем сане пребывают, брак вовсе запрещается (Там же, ст. 2. Статья эта основывается на правиле 6 Трульского собора); но, по снятии сана или монашества, и этим лицам возвращается право на вступление в брак. – Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати лет от рождения, а женского ранее шестнадцати лет 48 (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 3). – В возрасте же старости – запрещается венчание лиц, имеющих более восьмидесяти лет 49 (Св. зак. т. X, ч. I, ст. 4), и брачные сопряжения таких лиц законными и действительными не признаются (Там же, 37). – Запрещается венчать лиц, находящихся между собою в степенях родства, возбраненных правилами Церкви (Там же, ст. 23. О родстве см. особ. главу в отдел. о браке). – Наконец, запрещается венчать безумных и сумасшедших (Там же, ст. 5). – Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетавающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать к вступлению в брак против их желания (Там же, ст. 12). Но лица, состоящие под властью других, кроме собственного произволения, должны также иметь позволение от тех лиц, под властью коих находятся (Там же, см. ст. 6), именно: – Дети не должны вступать в брак без согласия их родителей (Там же). – Находящиеся под властью опекунов или попечителей – без согласия сих последних лиц (Св. зак. т., X ч., ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

X ч. 1 Зак. Гражд. слова: «с поверкой действий и отчётов их в Консистории, на основании правил об опеке», в дополнение к этой статье постановить временно, впредь до преобразования опекунской части вообще, следующие правила: 1) Дела по опекам над сиротами духовного звания епархиального ведомства, не принадлежащими к потомственному дворянству, относятся к ведению Епархиальных Попечительств о бедных духовного звания. Примечание: 1) Над детьми лиц духовного звания, принадлежащими к потомственному дворянству, опеки учреждаются по ст. 236 Зак. Гражд. (Т. X ч. 1): 2) опекуны над сиротами духовного звания состоят под ближайшим надзором местных благочинных, которым они обязаны представлять означенные в ст. 286 (п. 2) Зак. Гражд. (Т. X ч. 1) отчёты для поверки и представления на ревизию в Попечительство о бедных духовного звания: 3) продажа принадлежащих малолетним духовного звания имуществ и строений, возведённых не на собственной земле, разрешается епархиальным начальством; а на продажу земель и других, кроме вышеупомянутых недвижимых имуществ, испрашивается (за исключением случаев, означенных в примечании к п. 3 ст. 277 Зак. Гражд. Т. X ч. 1 по прод. 1863 г.) разрешение Св. Синода. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем собрании Государственного Совета об изменении существующих постановлений касательно опек над сиротами духовного звания Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. 26 Июня 1867 года. Приказали: О содержании Высочайше утверждённого в 26 день Июня мнения Государственного Совета, об изменении существующих постановлений касательно опек над сиротами духовного звания, дать знать по Духовному Ведомству, для должного руководства, циркулярным указом. Августа 16 дня 1867 года. 38 .-слушали дело о перенесении или перевезении преданных земле тел на другие места. Обстоятельства сего дела таковы: При рассмотрении переданного из Министерства Внутренних Дел на заключение Св. Синода представления одного из Начальников губерний о разрешении частному лицу перенести под сооружаемую церковь тело жены, погребённое на общем кладбище, Синод не мог не остановиться на той мысли, что при существующем ныне разрешении дел сего рода происходит много бесполезной переписки, замедляющей без нужды самый ход дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зак. т. X, ч. I, ст. 31; Инстр. благоч. §24). Все так называемые тайные браки, т.е. совершаемые скрытно, без надлежащих оглашений, обманутым или подкупленным священником, не могут иметь никакой силы и значения, и брак заключенный таким образом по всей справедливости считается незаконным, а потому и недействительным, как и всякий противозаконный брак (Кормч. гл. L; Сравн. Зап. по ц. зак. стр. 200). Браки совершенные в отсутствие жениха или невесты, как это допускается иногда на западе (О богослуж. зап. ц. Тар. Серед. стр. 191), в нашей Церкви никогда не были признаваемы, и виновные в их совершении всегда подвергались строжайшей ответственности, по закону (Анк. Соб. пр. 11. Сравн. Кратк. излож. канон. права митроп. Андрея Шагуны , стр. 131). §72. Что касается брачных отношений между лицами нехристианского исповедания, то и в том случае, если одно из них, приняв христианство , пожелало бы по прежнему продолжать жить в супружеском союзе с прежним лицом не крещенным, брак между ними остается во всей силе и без утверждения оного Венчанием по правилам Церкви православной (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 79, 80). Таким же образом брак остается законным и в том случае, когда оба лица нехристианской веры, состоящие в супружестве, приняв Православие, станут продолжать жить в супружеском союзе между собою, по прежнему. Но по принятому у нас обычаю и даже прямо по ясному определению закона, освященному Церковью, браки неверных супругов, принявших христианство, должны быть освящаемы христианским Таинством прямо после их Крещения, и брак их остается в своей силе, даже когда был совершен в степенях родства, возбраненных Церковью (Св. Зак. т. X, ч. I, ст. 82–84). §73. Ко всему этому считаем долгом присоединить наконец, что православная Церковь наша не совсем благосклонно смотрит на разные брачные пиры и игралища, которыми у нас обыкновенно сопровождается совершение Браков (Сравн. Лаод. Соб. прав. 52; Златоуст. на послан. к Колос. Нравоуч. 12, и др.). Но особенно она с первых же времен христианства старалась оградить священно- и церковно-служителей от участия в непристойных «пиршествах и плясаниях брачных“ (Номок.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

260-я Уст. Стр. Св. Зак. т. XII, ч. 1, изд. 1858 г.), при сем наблюдаются следующие правила: 1) чтобы при всякой мечети прихожан было не менее двухсот наличных (а не «ревизских душ») мужского пола душ, и 2) чтобы общество, долженствующее составить новый приход, изъявило надлежащим образом, в общественном приговоре, согласие свое на доставление средств для обеспечения содержания мечети и нужного при ней духовенства (ст. 261-я Уст. стр. по излож. в Зак. дек. 15-го 1886 г.) 354 . В 1888 г. 15 апреля существующий сбор за браки магометан был увеличен с 15 до 25 коп. с каждого брака, с тем, чтобы в метрических книгах были обозначаемы все таковые платежи, исключая добровольных взносов свыше установленного размера 355 . В изменение действующих правил об управлении духовными делами караимов (Св. Зак. Т. XI, ч. I, Уст. иностр. исп. ст. 1097, прил., по прод. 1886 г.) постановлено: «подчинить проживающих в городе Киеве караимов по делам веры ведению Таврическаго Караимскаго Духовнаго Правления» (зак. дек. 3-го 1890 г.) 356 . §8. Предупреждение и пресечение преступлений против веры и церковных постановлений. За погребение христиан без совершения надлежащих христианских обрядов, в случаях, когда приглашение духовного лица подлежащего вероисповедания к погребению умершего было возможно и не было сопряжено с особыми трудностями, виновные подвергаются аресту от трех недель до трех месяцев (закон 13 мая 1891 г. в дополн. отд. III, гл. II. разд. II. Улож. о наказ., изд. 1885 г., статьею 2091 357 . При следовании погребальных шествий в церковь для отпевания и на кладбища – для погребения, – запрещается ношение венков с надписями или без оных, а равно и иных знаков и эмблем, не имеющих церковного или государственно-официального значения (опред. Син. от 20 дек/.20 янв. 1885/6 г. 358 . Виновные в нарушении должного благочиния в церкви, часовне или другом каком-либо молитвенном доме, вне времени священнодействия, когда в сих местах происходят собрания для церковно-общинных нужд, поступками, описанными в ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010