Кн. 2. Прот. Сергий Гаккель. Мать Мария. Кн. 3. Митр. Евлогий (Георгиевский). Путь .моей жизни. Кн. 4. Прот. Пётр Смирнов . История христианской православной Церкви. Кн. 5. Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии (сборник). Кн. 6. Протопресвитер Василий Зеньковский . Пять месяцев у власти. Воспоминания. Кн. 7. Митр. Нестор (Анисимов) . Мои воспоминания. Кн. 8. Российская Церковь в годы революции (сборник). Кн. 9. А. Левитин-Краснов, В. Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. Кн. 10. П. В. Знаменский. История Русской Церкви. Кн. 11. 12. Протопресвитер Георгий Шавельский . Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота (2 тома). Кн. 13. Архим. Феодосий (Алмазов). Мои воспоминания. Записки соловецкого узника. Кн. 14. Православная Церковь на Украине и в Польше в XX столетии. 1917–1950 гг. (сборник). Кн. 15. Л. Л. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. Кн. 16–19. Е. Е. Голубинский. История Русской Церкви (тт. 1–4). Кн. 20. А. Ю. Полунов, И. В. Соловьев. Жизнь и груды академика Е. В. Голубинского. Кн. 21. Архим. Киприан (Керн) . Отец Антонин Капустин начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Кн. 22. Архим. Сергий (Страгородский) . По Японии. Записки миссионера. Кн. 23. Готовится к печати. Кн. 24. М. В. Шкаровский. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. Кн. 25. А. П. Доброклонский . Руководство по истории Русской Церкви. Кн. 26. С. В. Римский. Русская Церковь в эпоху великих реформ. Кн. 27. «Обновленческий» раскол. Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики. Кн. 28. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Первая сессия. Кн. 29. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Вторая сессия. Кн. 30. Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Третья сессия. Кн. 31. П. И. Малицкий. Руководство по истории Русской Церкви. Кн. 32. М. В. Шкаровский. Нацистская Германия и Православная Церковь . Кн. 33. Уильям Флетчер. Митрополит Николай (Ярушевич) (готовится к печати).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Среди множества вышедших в ИОРЯС статей и публикаций агиологического содержания выделяются «Киевопечерский патерик и Печерская летопись» Шахматова (1897. Т. 2. Кн. 3. С. 795-844), «Исследование о Киево-Печерском патерике, как историко-литературном памятнике» Абрамовича (1901. Т. 6. Кн. 3. С. 207-235; Кн. 4. С. 37-102; 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 233-279; Кн. 2. С. 204-231; Кн. 3. С. 34-76; Кн. 4. С. 43-65), «Херсонские священномученики, память которых 7 марта» Голубинского (1907. Т. 12. Кн. 1. С. 263-272), «Заметки к агиологическим текстам» В. В. Латышева (1908. Т. 13. Кн. 2. С. 133-140; Кн. 3. С. 1-17), «Армянский Пролог о святых Борисе и Глебе» В. Н. Бенешевича (1909. Т. 14. Кн. 1. С. 201-236), «К вопросу о первоначальном тексте жития великого князя Александра Невского: [Рец. на кн. В. П. Мансикки «Житие Александра Невского» (СПб., 1913)]» С. А. Бугославского (1914. Т. 19. Кн. 1. С. 261-290), «Житие св. Алексия, митр. Московского, в Пахомиевской редакции» Н. В. Шлякова (Там же. Кн. 3. С. 85-152). Публиковались материалы по гомилетике: «Из области древней церковнославянской проповеди» Соболевского (1903. Т. 8. Кн. 4. С. 59-71; 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 1-13; 1905. Т. 10. Кн. 2. С. 130-139; 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 44-52; Кн. 2. С. 144-154; Кн. 4. 129-143), «Поучения еп. Луки Жидяты по рукописям XV-XVII вв.» Бугославского (1913. Т. 18. Кн. 2. С. 196-237) и др.; по церковному искусству: «Очерки и заметки по истории древнерусского искусства» Д. В. Айналова (1908. Т. 13. Кн. 1. С. 352-365; Кн. 2. С. 290-323; 1910. Т. 15. Кн. 3. С. 1-128; 1913. Т. 18. Кн. 3. С. 103-119); по лит. наследию раннего старообрядчества: «Подлинная рукопись Поморских ответов и ее издание» В. Г. Дружинина (1912. Т. 17. Кн. 1. С. 53-77) и ««Великая наука» Раймунда Люллия в сокращении Андрея Денисова» архим. Никанора (Кудрявцева; впосл. епископ Богородский) (1913. Т. 18. Кн. 2. С. 10-36). Статьи, заметки и рецензии по слав. археографии в журнале также печатали Г. А. Ильинский , В. М. Истрин , Карский, С. М. Кульбакин , Н. П. Лихачёв , А. В. Михайлов , Н. М. Петровский, Ф. И. Покровский , К. Ф. Радченко, С. П. Розанов, Н. Л. Туницкий, К. В. Харлампович , В. Н. Щепкин и др.

http://pravenc.ru/text/293854.html

80 Обнаружение совращения от Православия делается на основании общих уголовных законов об открытии преступлений. Ст. 52. Указ от 21 марта 1840 г. § 4. 81 В опеке над имением не может участвовать ни муж отступившей от православия, ни жена отступившего. Если в семействе их будут малолетние дети, то об особенных мерах к охранению их Православия представляется на Высочайшее усмотрение. Ст.ст. 49, 50, 53. 54. Указ от 21 марта 1840 г. § 1, 2, 5, 6. 87 Сроком для явления в Синод назначен был год, от марта 1722, до марта 1723, для раскольников всех мест Российской Империи. Собр. зак. т. VI. 3925. 92 Собр. зак., т. XV, 11420, 11434, 11435, т. XVI, 11683, 11725. Дозволено им селиться в Сибири и других краях России, а из внутренних губерний в казанской, воронежской и курской. 11738. 93 Там же, т. XVI, 12067. Указ от 1724 г. 12272, 12281. Срок для объявления потаенных раскольников назначен был от 4––х до 7––ми месяцев. 94 Там же, т. XXII, 12239 § 9, т. XXV 18428, т. XXVI 19621. Единоверческие церкви были основаны сначала в новороссийском крае, потом в губерниях нижегородской, московской и др. 96 Там же, т. XIV, о предупреждении преступлений против веры: ст.ст. 72, 73, 77. Под внешним оказательством ереси разумеются в законах собрания последователей ее в один дом для молений, обрезание, венчание, и др. обрядов, не имеющие сходство с православными христианскими; под соблазнами разумеются всякие действия еретические в присутствии христианина, противные его вере, и в особенности хула и насмешки над правилами Церкви и над теми, кто им следует. Указ от 1825 г. Собр. зак. 30436. 99 Там же, ст.ст. 61, 62. Сн. Собр. зак. 2, т. I, 584 и от 13 октября 1842 г. Высочайшее повеление. Сюда не относятся церкви, основанные для раскольников на правилах единоверия. О них существуют особые положения. Для погребения умерших раскольников отводятся отдельные места при общих кладбищах: но устройство часовен, или молитвенных домов на этих кладбищах воспрещается. Св. зак. ст. 63. Высочайшее повеление от 3 ноября 1838 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Указом 1797 г. Имп. Павел повелевал вместо концертов петь в церквах Псалмы или каноны (Собр. Зак. 17,960). Указом 1804 г. 21,567) предписано петь в церквах стройно; указом 1815 г. 26,143) повелено не употреблять письменных нот, а печатать нотные книги с одобрения директора придворной капеллы. Искажения, какие ввели было в церковное пение Сарти и подобные ему, исправил Бортнянский. 253 Собр. Зак. ук. 1759 апр. 16 и 31 10,935, 10,984), ук. 1760 нояб. 6 и 1761 янв. 22 11,140, 11,189), авг. 22. 1767, окт. 18. 1744. 254 О первых двух Словарь Митр. Евгения; он же о Еп. Феоктисте. Кроме того четыре Рассуждения – о чинах, облачении, о пении, об алтаре, М. 1817 г. 257 Донесение Митр. Арсения Мацеевича – в ркп. Библ. Толстого, 5, 24. 78. Нащокин в ркп. своих записках. 259 Чит. известия С. Н. Глинки: Русское Чтение, 2, 80 – 85. Слч. выше пр. 151. Собр. Зак. ук. 7450. 7950. 262 Сильвестр Казанский, распространитель христианства, отрешен 31 дек. 1731 г. Варлаам Митр. Киевский и Лев Епископ Воронежский лишены сана в 1730 г.; оба оправданы при Елисавете, но не приняв сан, окончили жизнь в иноческих подвигах. Георгий Дашков, Архиепископ Ростовский, и Игнатий Смола, Епископ Коломенский, Члены Синода, в дек. 1730 г. лишены сана за то, что медлили осудить невинного Еп. Льва. Илларион Черниговский отставлен в 1738 г., а Варлаам Псковский (прим. 265) – в 1739 г; Досифей Курский отрешен в 1736 г.; Мельхиседек архимандрит Воскресенский, лишен священства в 1733 г. О Биронах в Малоруссии – Конисский, о прочем – Устрялов. Надобно заметить, что Феофан Прокопович умер 8 сент. 1736 г., а Бирон имел влияние на Имп. Анну и в 1730 – 32 г. Однако участь пострадавших в 1730 – 31 г. во многом зависела и от страстей Прокоповича. См. прим. 133. 263 Собр. Зак. ук. 1736 7072), янв. 15 и мар. 15 1737 г. Вследствие сего до сентября 1737 г. отдано было в солдаты 6557 духовных лиц. 265 Собр. Зак. ук. янв. 15 и мар. 15. 1737 г. Синод требовал правосудия по представлению Псковского Архихиепископа Варлаама, который между прочим писал, что 200 причетников отдано таких, которые были совершенно необходимы для церквей. Слч. пр. 262. 266 Указом 4 апр. 1739 г. по настоянию Синода положено о причетниках: а) за небытие у присяги взять с неразобранных по 30 р. штрафу; б) тех, которые не в состоянии внесть штраф, наказать плетьми. Указом 21 янв. 1739 г. о монастырских служителях определено: а) положенных в подушный оклад оштрафовать 30 р.; б) не положенных в оклад кузнецов, портных, сапожников отдать в солдаты; в) таких же столяров, резчиков, живописцев, мастеров серебряных и золотых дел оштрафовать сверх 30 р. 200 р. или поставкой рекрута; не желающих же платить, но негодных к службе, отослать с женами и детьми в Сибирь на заводы. В 1740 г. (ук. 1 апр. 1740 г.) Синод вынужден был предписать – посвящать в диаконы и священники и таких, которые не в состоянии выучить книжицы о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

62 В 1732 г. назначен был в Камчатку игумен Варфоломей Филевский; при этом назначено было игумену 200 р., иеромонаху 150 р. иеродиакону 100 р. в год и прогонные деньги на проезд. Варфоломей не доехал до Камчатки, но доставил в ее пользу 200 букварей. Собр. Зак. ук. 26 сент. 1732 и 2 янв. 1744 г. Сибирский Вестник част. 18, стр. 79 – 86. Истор. Обозр. Сибири 1,364. 2,19. 63 Собр. Зак. ук. 1742 янв. 2. Сенат вследствие отношений Синода от 7 сент. и 4 декаб. назначает жалованье и другие пособия миссии и кроме того определяет жалованье 5 священникам и 2 диаконам с причетниками для церквей в Охотском и Анадырском острогах. Прежде Иоасафа в том же 1742 г. назначали было в Камчатку архимандрита Иосифа Зинкевича: но он в декабре того же года был уволен. В библиотеке Демидова 580: «Сила божественного учения вкратце начертанная Иоасафом архимандритом Хутунцевским». 64 Указом Сената 1762 г. дек. 12 повелено: для ободрения детей крещенных Камчадалов, обучающихся и имеющих обучатся в школах, когда они по окончании учения определены будут на службу (гражданскую), или способные в духовное звание, исключать их из податного звания и производить им жалованье, положенное для воспитанников гарнизонных школ. 66 Собр. Зак. ук. 1728 г. авг. 28. Из того, что указ повелено было распубликовать по сношению с тобольским Архиепископом, можно заключать, что о положении новокрещенцев секретно доносил Архиепископ. 67 Собр. Зак. ук. 1748 сент. 1. 9518. С. Петербургские Ведомости 1754 14. Словцова Обозр. Сибири, 2,16. 19. 69 Коммандор Биллингс пишет: «Язычник Тунгус принес богатый дар рухлядию православной церкви. На вопрос: что это значит? отвечал он: это жертвую я Богу по моему обещанию за выздоровление крещеного брата моего, который на одре смертном не принял пособий шаманских, но призывал на помощь Николая Угодника Божия». Voyage dans le Nord, a Paris 1802 1,89. Другие опыты у Семивского: Восточная Сибирь. 1817 г. Приложение 40. 72 Собр. Зак. ук. 1789 г. 17,135. 17144. Щекатова Географ. Словарь, под словом: Кадьяк. Ж. М. Нар. Просв. 1840 г. час. XXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—57— много работать над таким определением предметов, поступающих в музей. Старые миниатюрные изображения, полуистертые мелкие надписи оказывается возможным разбирать лишь вооруженным глазом. В настоящее время г. Голубцов составляет подробный каталог предметов, находящихся в музее. Безмездный труд г. Голубцова, без сомнения, заслуживает особого поощрения от Совета Академии». Определили: О всех нуждах Библиотеки в хозяйственном отношении сообщить Правлению Академии для надлежащих распоряжений. 2) Выразить благодарность Заведующему церковно-археологическим музеем доценту А.П. Голубцову , библиотекарю Н.А. Колосову и его помощнику Н. Н. Писаревскому за их отлично-усердные труды. X. Донесение библиотекаря Академии Н.А. Колосова: «Честь имею донести Совету Академии о следующих пожертвованиях, поступивших в библиотеку: 1) От Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского – «Слова и Речи», говоренные им в разное время. 2) От преосвященного Николая, Епископа Алеутского – «The World’s Parliament of religions... the Columbian Exposition of 1894. voll. 2». 3) От преосвященного Димитрия, Епископа Подольского – «Месяцеслов святых, чтимых всею русскою церковью или местно» вып. 2-й (Октябрь). 4) От гг. профессоров Академии: 1) «Русский Архив» 1893 кн. 8; 2) Русская Старина» 1885 г. кн. 1–7:9–12; 1886 г. кн. 1:4–12; 1887, кн. 1–4; 1889 кн. 1–-12; 1890 кн. 1–12; 1891 г. кн. 1–6:8–12; 1892 г. кн. 1–8:10–12; 1893 г. кн. ?–5:7–11; 3) «Исторический Вестник» 1887 г. кн. 1–6; 11 и 12; 1888 г. кн. 1–7:11 и 12; 1889 г. кн. 1–12; 1890 г. кн. 1–12; 1891 г. кн. 1–6:11 и 12; 1892 г. кн. 1:2, 4–12; 1893 г. кн. 1–7:10; 4) «Русский Вестник» 1888 г. кн. 1:2, 4:6–12; 1889 г. 1:2, 4–6:8–12; 1890 г. кн. 3–5:8; 1891 г. кн. 6–7; 1892 г. кн. 11; 1893 г. кн. 1–4:7–9; 5) «Русское Обозрение» 1893 г. кн. 5 и 6; 6) «Вестник Европы» 1893 г. 1–10; 7) «Русская Мысль» 1892 г. кн. 8–12; 1893 г. кн. 1–9 и 8) «Сборник Нивы» 1891 г. кн. 1–3:10–12; 1892 г. кн. 1–6:10–12; 1893 г. 9–11. 5) От профессора Академии Алексея Петровича Лебедева – 1) его брошюра: «Русский византист на служении церковно-истори-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На первом уроке она, прежде всего, заставила детей рассказать то, что было им задано, а именно: о шествии Иисуса Христа на Голгофу, о распятии Его на кресте, о смертп и погребении. При этом она делала ошибку, часто встречающуюся у начинающих: она сначала вызывала ученицу, а потом уже ставила вопрос; тогда как дети были бы гораздо внимательнее, если бы вопрос обращался ко всему классу. Ученицы (надо заметить, что это были самые слабые: П-ва, Пр-ва) очень порядочно рассказали заданный урок; впрочем, изредка им приходилось подставлять наводящие вопросы, и здесь г-жа Б-ва вместо вопроса иногда сама начинала фразу, например: «Когда Его распяли, то... и т. д.» Или же, когда девочка останавливалась и не знала, что сказать дальше, Б-ва спрашивала: «И что же было потом?», «И что же они? И что же Пилат?» Такие вопросы ученице нисколько не помогали, так как не были наводящими. Б-ва нео всегда замечала у детей неправильные обороты речи, например: «Он уже был умерши». Подробно выспросив заданный урок, Б-ва перешла к своей теме, и рассказала детям о воскресении Христовом и о появлении воскресшего Спасителя. Рассказывала небольшими частями и затем заставляла детей повторить. Так как она рассказывала очень громко и очень ясно, то детям было легко передавать её рассказ. Когда дети рассказывали о женах мироносицах, пришедших ко гробу Иисуса Христа. Б-ва предложила такой вопрос: «А в какой день они пришли?» Ученица ответила: «Пасха была в субботу, а они пришли на другой день». «То есть?» – прибавила Б-ва. «В воскресенье», – ответила ученица. Надо было заметить, что именно в этом году Пасха пришлась в субботу, а главное, следовало объяснить, что в то время этот день не назывался еще воскресеньем, так как название воскресенья и установлено в память этого события. Ошибка эта была исправлена Б-вой на втором уроке. Очень поэтично и несколько в приподнятом тоне указала Б-ва на то, что и зажженные свечи, и крестный ход, и пение: «Христос Воскресе» пред закрытыми дверями и другие особенности богослужения праздника Пасхи служат воспоминанием воскресения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В состав об-ва входили лица, бывшие впосл. активными деятелями «С.-Петербургского евангельского пробуждения»: кнж. М. М. Дондукова-Корсакова, кнг. В. Ф. Гагарина, барон Корф, В. А. Пашков, Ю. Я. Половцова, баронесса Э. Ф. Раден, Е. А. Тимашева (урожд. Пашкова), а также представители Русского евангельского союза: барон П. Н. Николаи, стал товарищем председателя, Ф. Х. Офенберг - казначеем, Е. К. Пистолькорс - членом совета общества. Руководители об-ва придавали особое значение активному участию в нем правосл. духовенства, отмечая его численность в ежегодных отчетах. В 1877 г. среди членов об-ва насчитывалось 147 лиц духовного звания, т. е. более 1/4 всего состава (Там же, 9-й//ЦВ. 1878. С. 2-3). В 1880 г. в об-ве состояло более 200 лиц духовного звания, из них 66 священнослужителей имели у себя небольшие запасы книг. Нек-рые пастыри по благословению преосвященных сами разносили книги. Членами-сотрудниками об-ва были архиепископы Амвросий (Ключарёв), Вениамин (Благонравов), Модест (Стрельбицкий), епископы Иосиф (Соколов), Иларион (Юшенов), свт. Иустин (Полянский), Лаврентий (Некрасов), прот. Н. И. Брянцев, прот. М. Д. Горчаков, протопресв. А. А. Желобовский, прот. Иоанн Кронштадский (Сергиев), протопресв. И. Л. Янышев и др. Наибольшее число лиц духовного звания состояло в обществе в 1885 г. (442 чел.), с кон. 1890 г. их численность неуклонно уменьшалась: в 1914 г., согласно отчету, в обществе осталось 108 лиц духовного звания. Как указывалось в ежегодных отчетах, главными деятелями об-ва считались книгоноши, на долю которых приходилось от 1/3 распространяемых книг. От них требовались знание Свящ. Писания, а также искренние благочестие, смирение и самоотвержение; продолжительное испытание выдерживали не все претенденты. Странствуя по России, книгоноши знакомили с деятельностью об-ва и возбуждали сочувствие к нему. Им выдавали специальные кожаные сумки с медными бляхами с надписью «Общество для распространения Св. Писания в России», к-рые нельзя было передавать др. людям. Книгоноши были членами-сотрудниками об-ва, до 1895 г. их было 19, а всего за годы деятельности об-ва в его составе насчитывалось 33 книгоноши. В 1898 г. было принято решение за вознаграждение пользоваться помощью «трудящихся наподобие книгонош», которые могли бы распространять книги вразнос на местах. В нач. XX в. один из книгонош об-ва неск. раз ездил в Иерусалим для продажи изданий рус. паломникам. В 1888 г. был основан специальный фонд пособий для пенсий или помощи семьям в случае смерти книгоноши или потери им трудоспособности; в 1894 г. фонд располагал суммой 1460 р. 88 к.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

Когда человек умирает, тогда его, будто бы, заставляют перепрыгивать через эту яму. Если он грешник, то не сможет перепрыгнуть и упадет в яму, где будет вечно гореть; а кто мало грешен, тот перепрыгнет через ад и пойдет в рай. Адские мучения, по верованию чуваш, будут не вечны, но как долго они будут продолжаться-неизвестно. Когда, по прошествии неопределенного времени, вода в котле вся выкипит, и избившиеся души пристанут к стенам котла, в подземелье спустятся ангелы, отскоблят души от стенок котла, придадут им надлежащий вид, и души в обыкновенном виде уже будут жить вечно. От кипячения в котле души станут меньше, чем они были при жизни на земле (Б). Это сказание о кипячении в котле, очевидно, уже позднейшего происхождения и потому оно далеко от обыкновенного представления чувашами загробной жизни в виде настоящей жизни, из которой между тем исходят почти все чувашские жертвоприношения и в особенности поминки, и наконец верование в живое, в самое непосредственное общение умерших с живущими на земле. У чуваш есть еще верование, что умершие в некоторые времена, напр. около Троицы являются на земле и живут здесь на полях, а потому мальчики, пасущие в это время скот, когда захотят сесть на пень, то, сначала постукают по нем чем-нибудь, чтобы отогнать умершего, сидящего на пне ( Μ. Н.). Правители Казанские 294 . В 1553 году начальниками Казани были: кн. Александр Борисович Горбатов, Алексей Данилович Басманов и кн. Василий Семенович Серебряный на вылазку, а в городе Иван Яковлевич Чеботов, Иван Петрович Головин-Фома. В 1554 г. на вылазку: кн. Юрий Михайлович Булгаков, Дмитрий Ив. Курлятев, кн. Александр Иванович Воротынский; в городе: Дмитрий Мих. Плещеев, Захарий Ив. Плещеев. В 1555 г. на вылазку: кн. Михаил Васильевич Глинской, кн. Дмитрий Ив. Хилков, кн. Юрий Ив. Кашин; в городе: кн. Иван Андреевич Куракин, Федор Гр. Адашев. В 1556 г. на вылазку: кн. Петр Ив. Шуйский, Петр Васильевич Морозов, кн. Феодор Бор. Ромодановский; в городе Дмитрий Яковлевич Чеботов. В 1557 г. на вылазку: кн. Петр Ив. Шуйской, кн. Мих. Ф. Прозоровский, Ив. Ив. Бутурлин; в городе: кн. Гр. Ив. Темкин-Ростовской, Феод. Игн. Салтыков. В 1558 г. кн. Александр Ив. Воротынской, Никита Васильевич Шереметев, Ив. Ив. Очин-Плещеев, кн. Юрий Ив. Темкин-Ростовской, кн. Андрей Ив. Черный- Засекин. В 1559 г. кн. Александр Ив. Воротынской, Вас Мих. Юрьев, Никита Вас. Шереметев, кн. Андрей Ив. Черный-Засекин, Ив. Ив. Очин-Плещеев. В 1560 г. кн. Юрий Мих. Булгаков, кн. Дмитрий Феодор. Палецкой, кн. Андрей Феодор. Аленкин, Семен Александр. Аксаков, кн. Иван Дан. Несвицкой. В 1562 г. кн. Гр. Ив. Темкин-Ростовской. В 1572 г. кн. Куракины и кн. Ив. Вас. Великого-Гагин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

905 Дух. Регл. 4 76; II. С. Зак. VI, 3973; ср. П. С. П. и Р. П, 532, стр. 176. В инструкции Митрофана Слотвинского, Тверского архиеп. (t 1752) читаем: «Всякого чина людем в духовенстве быть у приходских местных священников, а у безместных впредь во исповеди не быть». Алмазов, II, 376. 910 П. С. Зак. VI, 4022, п. 15. Донесшему на такую проделку раскольника и попа выдавалось в награду половина или треть взятого именья раскольника. Там же, п. 16. Доносы церковников на попов, укрывающих раскольников поощрялись тем, что их производили в священники, «ежели во священство достоин». П. С. Зак. VI, 4009, п. 26. 914 П. С. Зак. VI, 4009, п. 10; П. С. П. и P. II, 454, стр. 107. Антоний, митр. Тобольский, доносил, что в его епархии «потаенные раскольники, аще у исповеди и бывают, но многие, Бог вестъ, в правду или ложно исповедь исполняют, ибо тяжкие зело надежи от Содома и Гоморры... на себя доносят, в чем де духовным не меньшая трудность, удостояти ли приобщения или ни». Синод Повторил свое определение с замечанием, чтобы духовные отцы увещевали таких людей – не возводить на себя небывалых грехов. Опис. док. и дел Св. Син. II, 11, 150; П. С. П. и Р. III, 1117, п. 1, стр. 196–199. 919 В каком расстройстве была покаяльная семья XVII в. среди низших классов, об этом приходилось упоминать выше: стр. 62 – 63; 66–68. 920 В духовной Димитрия Донского читается: «А писал есмъ сю грамоту перед своими отци перед игуменом перед Сергием, перед игуменом Савостьяном». С. Г. Гр, и Д. I, 34. На этом основании арх. Леонид признает преподобного Сергия Радонежского и игумена Севастьяна духовниками в. кн. Димитрия. Аналогичный текст в духовной кн. Владимира Андреевича Серпуховского (С. Г. Гр. и Д. I, 40) дает арх. Леониду основание признать духовником названного князя преп. Никона Радонежского и иг. Савву Спасского. Леонид, Духовники великих князей и царей Московских всея России. Чт. О. И. и др. 1876, I, 216–218. Но духовники в духовных завещаниях именуются обычно «духовными» или «душевными отцами», а не «отцами» просто. Поэтому мнение арх. Леонида нуждается в подтверждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010