В начале главы указывается на то, как пророк, пораженный упорством нераскаянного народа и тою страшною участью, какая постигнет грешников, плакал бы без конца день и ночь. Он сознает, что у него нет сил, чтобы содействовать исправлению преступников. Пророк предпочел бы за лучшее оставить омерзительную среду сего прелюбодейного, вероломного, корыстолюбивого, лживого народа и уйти в пустыню (1 – 6, ст.). Далее, изображаются бедствия, которые нашлет Господь нераскаянному народу. Эти бедствия, подобно огню, расплавляющему металлы, сокрушат развращенную жизнь иудеев и помогут им исправиться. Ничем нельзя предотвратить предстоящих бедствий, ибо народ далек от раскаяния, а зло в жизни его приняло самые широте размеры (7–9 ст.). Наказание Божие будет сопровождаться опустошением страны, выселением ее жителей в чужие страны. Не только горы, долины с пастбищами, но и города вследствие сего подвергнутся опустению, далее главный город Иерусалим превратится в груду развалин и станет жилищем змей (10–11 ст.). Ложные руководители народа, которые считаются в народе мудрецами и поддерживают в нем нечестие, тогда не в силах будут объяснить этих бедствий. Пророк же Иеремия, как истинный посланник Божий, дает единственно верное объяснение бедственного положения страны. По словам пророка, причиною угрожающих бедствий служат идолопоклонство и порочная жизнь народа (12–15 ст.). Величина и сила приближающегося наказания Божия будут так поразительны, что вся страна иудейская покроется трупами и потребуются особые плакальщицы, чтобы оплакивать умерших от великого горя – потери близких плач в стране сделается всеобщим (16–24 ст.). В заключении главы пророк говорит, что пред правосудным Богом, воздающим каждому человеку по делам его, имеют значение не сила, не богатство, а только исполнение Его благой воли, которая состоит в том, чтобы познавать Его, творить милость, суд и правду на земле. Евреи по своей жизни совершенно сравнялись с язычниками и поэтому имеют подвергнуться одинаковой с ними участи (24 –26 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В ст. 1 говорится о давно поселившейся в Египте еврейской общине; недавние беженцы примкнули к весьма многочисленной иудейской диаспоре. К ним всем и обращается Бог через пророка, который вначале напоминает им о недавнем разрушении Иудеи, произошедшем в результате многолетнего непослушания Богу. Как и прежде, говорится о грехе идолопоклонничества как основы отрицания Бога. Выражения нам уже знакомы (3–6; ср.: 1:16; 11:17), и упоминается об этом как об объективном уроке. Господь так же верен, как и Его слово. Тем не менее основная цель пророчества состоит в том, чтобы остаток из Египта возвратился к Нему (7–10). Очевидно, они продолжали поклоняться чужим богам (8). Следовательно, обращенное к ним слово вызвано продолжающимся бунтом их против Бога, а не прошлым поведением или поведением их отцов, хотя оно тоже было мятежным (9). Они продолжали поклоняться идолам, возможно, теперь включив сюда и египетских богов (8). Однако грех остается тем же самым, независимо от того, касается ли это упорствования в старых ошибках или экспериментирования с чем–то новым. За этим безусловно должно последовать наказание, и оно будет включать элемент позора, вызванного тем, что остальные народы будут смотреть на судьбу, постигшую Божий народ (8б; ср.: 24:9; 25:18). Однако это последнее, чего хотелось бы Богу; Он заклинает людей избежать суда (8а). И тем не менее за этим немедленно следует слово о суде (11–14), из чего следует, что народ продолжал не прислушиваться к этому новому призыву Бога. Дело не в том, что Бог заранее знает ответ, но скорее в том, что Божья кара, когда она вершится, всегда является последствием упорного отрицания Его воли, то есть она не есть нечто предопределенное и неизбежное. Народ в Египте продолжал вести себя так, что заслуживал Его гнева. Повторение слова остаток в этих стихах (7, 12, 14) настойчиво поясняет, что намерения Бога в дальнейшем продолжать Свои отношения с Его народом не касаются живущих в Египте. Это созвучно проповедям Иеремии в дни царя Седекии (24:8–10). Однако замечательно, что даже этим людям дается возможность исправиться и наконец–то правильно ответить на призыв Бога. 44:15–30 «Мы не слушаем»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Кроме того, Иеремии было запрещено принимать участие в принятых у евреев ритуалах погребения и соболезнования. Во–первых, потому, что Сам Господь «отнял от этого народа… милость и сожаление» (5). Во–вторых, это было знаком того, что вскоре смерть станет частым явлением и не будет больше возможности ни хоронить убитых, ни утешать выживших (6–7). Ст. 5 напрямую отсылает нас к условиям завета. Так, слово мир (евр. shalom) обозначает духовное и материальное благополучие, милость (евр. hesed) – любовь – преданность, свойственную отношениям людей завета. Сожаление – другое название милости Божьей в том смысле, в котором это слово часто употребляется в тексте Писания, когда говорится о сострадании и любви к нам Бога (см.: Пс. 50:3; 51:3 ; Ис. 54:7 ). Опять же, вместо «Мой народ» Господь говорит этот народ, подчеркивая нарушение завета и Свое отчуждение. Слова ст. 8–9 по смыслу перекликаются со словами из ст. 1–4. Третье ограничение было наложено на участие в веселье, так как всякое веселье вскоре должно было прекратиться (также см.: 25:10). Вопрос иудеев вызван их нежеланием прислушаться к словам пророка (10). Иеремия вновь напоминает своим соплеменникам, что они согрешили «еще хуже отцов» своих (11 – 12), поэтому грядущий суд справедлив и неизбежен. Однако суд не означает окончательного разрыва с Богом (ср.: 4:27; 5:18). Тема наказания в гл. 16 чередуется с темой помилования, которое последует после исполнения наказания. Не бесспорно, что стихи здесь следуют в том порядке, в каком их произносил некогда пророк. Вполне вероятно, что Иеремия мог сознательно дополнить пророчества о суде строками, внушающими надежду. Так неожиданно звучат ст. 14–15 после ст. 1–13! Итак, придет день, и Бог вновь окажет милость и выведет сынов Израиля «из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их» (15). То, что сейчас Он отказался исполнять обещания, ранее данные иудеям, вовсе не означает, что Он навсегда оставил их. Но будущее спасение (из Вавилона) будет столь чудесным, что затмит в человеческой памяти историю исхода из Египта, которая буквально символизировала Промысл и заботу Бога Спасителя о Своих детях (ср.: Ис. 43:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

А судья подражает им, судя другого так, как бы сами были судимы от другого, чтобы таким образом взаимно получить снисходительный приговор своим преступлениям и найти оправдание [своему преступлению] в преступлении другого. Тот, кто занимает важное положение и как бы самый сведущий в законе, провозвещает не Божию, а свою волю. «И смутили они ее», или истину, или город, или землю, о которой выше было сказано: «Погиб святой человек от земли». В самом деле, тот, кто между ними самый лучший, оказывается на деле, как колючий терновник, цепкий и ранящий приближающегося в нему и схватывающий кривым суком, а тот, кто найдется у него праведником, оказывается, на деле как бы спица в ограде, так что где ожидалась помощь, там оказывается опасность. Так по еврейскому тексту. – Затем согласно Семидесяти, которые в некоторых отношениях отличаются, а в конце отдела перевели даже совершенно различно, мне кажется такой смысл: Речь пророческая или апостольская оплакивает вообще род человеческий, потому что понапрасну бросалось семя учения, и потому, что запоздавший жнец вместо жатвы и плодов с трудом найдет только пустую солому и сухие стебли и не сможет найти даже мелких ягод в винограднике, – и так далее до конца отрывка. И в самом деле, если блажен тот, который говорил, имея пред собою уши слушающего, и если уши слушающего составляют предмет желания для мудрого, а слушатель понимающий есть радость для говорящего, то, наоборот, горе для учителя дурной ученик; с этим сетованием согласны также и слова пророка Иеремии: «Я никому не был полезен и никто мне не был полезен» ( Иер.15:10 ). Есть такие, которые думают, что это сказано от лица Спасителя, указывающего на то, что в столь большом числе верующих и во всем мире, и роде человеческом Он едва находит деяния, достойные крови Своей, о чем и говорит в двадцать девятом псалме: «Какая польза в крови Моей, когда Я схожу» [или: сойду] «в тление» ( Пс.29:10 )? Хотя другие утверждают, что слова: «Горе мне, ибо я сделался как тот, кто собирает солому на поле жатвы», менее всего приличествуют Лицу Того, Который в Евангелии сказал: «Поднимите очи ваши и посмотрите на поля, ибо они уже вполне побелели для жатвы» ( Ин.4:35 ), а в другом месте: «Жатвы много, а делателей мало» ( Мф.9:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Для омытия грехов достаточно спасительного и святого крещения; оно изглаждает нечистоту уже прежде совершенных прегрешений. Тем же, которые, говорю, однажды освящены, надобно, сколько возможно, беречь свои души чистыми и непорочными и помнить о Том, Который говорит: всяцем хранением блюди твое сердце ( Притч.4:23 ). И опять: аще дух владеющаго взыдет на тя, места твоего не остави 1 : яко исцеление утолит грехи велики ( Еккл.10:4 ). Ибо душу человека губят очень многие пожелания, направленные к постыдному, и прежде всего – сущий и свирепствующий в членах тела закон; потом к ним присоединяются помыслы лукавые, совершенно увлекающие присущий нам разум ко всякому виду пороков. Итак крещенным надобно воздерживаться от всех таких зол и истреблять в душе своей лукавство и не только в очах людей, но в очах в особенности все видящего и над всем надзирающего Бога. Ибо иногда притворяются добрыми и похищают славу доброго образа жизни, внутрь же суть волцы хищницы ( Мф.7:15 ), по написанному. И обо всем этом, думаю, говорит Бог всяческих устами пророка Иеремии: устами своими глаголет мирная, внутрь же себе имеет вражду ( Иер.9:8 ). И также устами Давида: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы ( Пс.54:22 ). И хотя бы (такие люди) употребили все старание, чтоб скрыть это, но живый на небесех посмеется им и Господь поругается им ( Пс.2:4 ). Ибо Он знает, знает сердце и внутренности. Истинно же добрый будет таким и пред Богом и пред людьми, как говорит Павел: промышляюще добрая пред Богом, но и пред человеки ( Рим.12:17 ). Итак, великое дело – удалить лукавство от очей Божиих. И таким именно был Нафанаил, о котором говорит Христос: се воистину Израильтянин, в нем же лести несть ( Ин.1:47 ). Престаните, говорит, от лукавств ваших, то есть оставьте привычное и свойственное вам злонравие; измените свое злонравие и обратитесь к лучшему. Если же это говорил и в этом упрекал Христос Иудеев, то подумай, что сделали те, которые неистовствовали против Него, ставили сети и копали яму. Они соглашались между собою и изобретали все возможные козни против Него. Ибо они в одно время послали некоторых из своих учеников вместе с так называемыми Иродианами, которые спрашивали Его, говоря: достоит ли кинсон Кесареви дати, или ни? ( Мк.12:14 ); в другой раз приходят к нему и говорят: аще достоит в субботы целити? да на Него возглаголют ( Мф.12:10 ). Пусть послушают того, кто говорит: отымите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Бог не подвержен изменениям. Будучи абсолютно совершенным, Он не может меняться ни к лучшему, ни к худшему, а поскольку Он находится вне времени, время не может изменять Его, как оно изменяет все сотворенное ( 2Пет 3:8 ). Бог все время действует, постоянно обновляя мир ( Ис 42:9 ; 2Кор 5:17 ; Откр 21:5 ), с нерушимым постоянством проявляя Свою совершенную сущность. Именно неизменность Божия гарантирует верность словам, которые Он изрек, и замыслам, которые Он предначертал ( Чис 23:19 ; Пс 32:11 ; Мал 3:6 ; Иак 1:16–18 ). Именно Его незыблемым постоянством можно объяснить, почему Он изменяет Свое отношение к людям, если они изменяют свое отношение к Нему ( Быт 6:5–7 ; Исх 32:9–14 ; 1Цар 15:11 ; Ион 3:10 ). Бог не подвержен страстям. Это не означает, что Бог бесстрастен и бесчувствен, а свидетельствует, что все Его чувства, как и все Его действия, являются сознательным, добровольным волеизъявлением и одной из сторон Его безграничного бытия. Писания упоминают о Божиих эмоциях (радости, скорби, гневе, наслаждении, любви, ненависти и др.), и было бы большой ошибкой забывать о том, что Бог испытывает чувства, хотя эти чувства превосходят любые эмоциональные переживания смертных существ. Во всех Своих мыслях и действиях Бог участвует всем Своим существом. Эту Его целостность иногда называют «нераздельностью Бога». Одним из удивительнейших качеств личности Бога является то, что Он способен одновременно уделять полное и безраздельное внимание каждой вещи и каждому живому существу в каждой точке вселенной в прошлом, настоящем и будущем (ср. Мф 10:29:30 ). Бог есть Дух, и поклоняться Ему следует в духе и истине, как об этом сказал Иисус ( Ин 4:24 ). «В духе» означает – от сердца, обновленного Святым Духом. Никакие обряды, жертвоприношения или правила благочестия не создадут истинного почитания, если не будет участвовать сердце, побужденное к поклонению Святым Духом. «В истине» означает – на основе божественного откровения, вершиной которого является воплощенное Слово, Иисус Христос, Который и есть Истина ( Ин 14:6 ). В Духе «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине», где бы они ни находились ( Пс 144:18 ср. Евр 4:14–16 ). Благодаря явлению Христа Бог позволил ограниченным, грешным созданиям считать Его, вечного и безграничного, своим Господом. Бог связан со Своим народом обетованиями завета, верными и неизменными, как Он Сам. Книга пророка Иеремии

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ueз.XXVII:21 . Аравия и все князья Кедара были торговыми союзниками твоими; с ягнятами, баранами и козлами они приезжали к тебе. Вместо ягнят, баранов и козлов LXX перевели: верблюды и бараны и ягнята. Аравия же и князья Кедара (это теперь страна сарацинов, как показано весьма подробно в речи Иеремии, написанной против Кедара, – Иер. 49 ) изобилуют этими животными, то есть ягнятами, и баранами и козлами, и чрез доставку их умножают торговлю Тира. Но эта страна изобилует и верблюдами вследствие обширных степных пастбищ и умеренной температуры, которые любит это животное. Аравия означает вечер, а Кедар – тьма. О нем и в Псалмах говорится: вселихся с селении кидарскими ( Пс. 119:5 ). Эти страны доставляют Тиру верблюдов, отягченных бременем грехов, или агнцев, и баранов и козлов, заколаемых ими на жертвенниках своих, которые они измышляют из нечестивого и мятежного сердца. Также и у этого самого пророка в видении о пастырях мы читаем о баранах, мутящих вполне чистую воду и толкающих овец боками и бодающих рогами (ниже Иез. 34 ); также о козлах, обыкновенно стоящих ошуюю, и агнцах, выдающих себя за того Агнца, о котором написано: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). В добрую сторону пишет Исаия ( Ис. 60:6 ) о верблюдах, которые придут в Иеруеалим из Мадиама, что означает суд Божий, и Ефы, и о баранах из Наваиофа и Савы, которые принесут золото и ладан; из них два последние приносятся также волхвами Господу ( Мф. 2:11 ). Эти верблюды, по сложении бремени грехов, могут идти узким и тесным путем, ведущим к жизни ( Мф. 7:13; 18 ). Ueз.XXVII:22 . Купцы из Савы и Реамы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и дорогими камнями и золотом, которое продавали на торжище твоем. В Псалмах, где написано: царие аравстии и Сава дары принесут тебе ( Пс. 71:10 ), в еврейском стоит: цари Савы и Савы дары принесут тебе, из которых одна Сава пишется чрез букву син, а другая чрез самех, который подобен нашей букве. Итак, поскольку Сава объясняется в смысле обращения, то должно сказать, что в настоящем месте она означает не обращение, а совращение, вследствие которого в Тир доставляются дары со всякими благовониями и наилучшими духами, и дорогими камнями и золотом, и все это продается на торжищах Тира. Ибо они подделывают также благоухания и дорогие камни, из которых стараются созидать свои извращенные церкви, и золото, обещаемое в отношении к уму, и все у них превратно. Ибо они ничего не получают даром и не раздают даром, но всем ведут торговлю, между тем как цари Аравии и Савы даром приносят Христу дары. Это те, которые все делают ради постыдной корысти и получили эти дары от того, кто говорит в Евангелии: ибо это предано мне; сия Тебе дам, аще пад поклонишимися ( Мф. 4:9 ; Лк. 4:7 ). Реаму, или, по Семидесяти, Регму, я не мог найти ни в каком другом месте Писаний, а также того, какая это страна или что она обозначает; только то несомненно из соединения этой страны с Савой, что она находилась в смежности с этой областью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господа зрят и преобразуются в тот же образ, восходя от славы к славе (2 Кор. 3:18)? Ибо тогда нисходит на них как бы некое божественное излияние от Бога, что видно из изречения: Яви нам свет лица Твоего, Господи (Пс. 4:7). И так как возносящаяся при этом душа следует за духом и от тела отделяется и даже не только следует за духом, но теснейшим образом и соединяется с ним, как это явствует из изречения: К Тебе, Господи, возношусь я душой моей (Пс. 24:1), то как же не сказать, что она отрешается тогда от своей природы и становится душой уже духовной? Далее, если забвение перенесенных несправедливостей составляет столь важную добродетель, то в ней содержится весь закон, ибо у пророка Иеремии говорится: Не то и не это говорил Я отцам вашим в день выведения из земли Египетской, но заповедал им это (Иер. 7:23—22). Зла друг против друга не мыслите в сердце своем (Зах. 7:10), и если мы приступаем к молитве, оставив мстительные мысли во исполнение заповеди Спасителя, Который говорит: И когда стоите на молитве, прощайте если что имеете на кого (Мк. 11:25), то очевидно, что нам, отдающимся так молитве, уже свойственны прекраснейшие добродетели.  Мы считаем доказанным, что молитва, будь она даже бесполезна, все–таки дает нам величайшую выгоду, если мы знакомы с правым образом молитвы и упражняемся в нем. Но ясно, что так молящийся лишь тогда проникнет во время молитвы в деятельность Слышащего ее и услышит из Его уст: Вот Я (Ис. 58:9), если сперва изгонит он из души всякое недовольство Провидением. Это открывается из слов: Если снимешь ты с себя путы, распростирать руки перестанешь и оставишь ропот (Ис. 58:9). Ибо, кто доволен тем, что есть, тот свободен от всех пут, [свободен как чадо Божие], и не простирает рук своих к Богу, (сопротивляясь установленным от него порядкам, ибо Он устанавливает известные порядки для упражнения нас в добродетели], тот не ропщет ни тайно в мыслях, ни вслух перед людьми. Ропщут на Бога, подобно тяготящимся работой рабам, открыто не смеющим выразить недовольства распоряжениями своих господ, только те, которые явно и от всей души не осмеливаются поносить Провидение за происходящее и причину своей досады на него хотят утаить даже от Самого Господа всего творения. Это, полагаю я, подразумевается в книге Иова, в изречении: При всех этих происшествиях Нов не согрешил своими устами против Бога (Иов 2:10), тогда как при искушении, предшествовавшем зтим происшествиям, говорится: При всех этих происшествиях Иов не согрешил перед Богом (Иов 1:22). Книга Второзакония, в которой воспрещается такой ропот на Бога, говорит об этом так: Берегись, чтобы в твое сердце не вошла какая–нибудь нечестивая мысль против этого закона и чтобы не говорить тебе: приближается седьмой год, год прощения долгов и проч. (Втор. 15:9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

9:1–3 Даниил исследует Писание Гавриил продолжает разъяснять Даниилу видение (21; ср.: 8:16), которое зафиксировано во времени очень точно: в первый год Дария (1). Даниил погружается в духовные размышления. Он обдумывает пророчество Иеремии об опустошении Иерусалима (2), которое должно продлиться семьдесят лет (ср.: Иер. 25:11–12; 29:10 ). Молитва, которую произносит Даниил, проникнута духом Иер. 25 . Как и в других местах Писания, побудительный мотив для серьезнейшей ходатайственной молитвы двоякий: насущная необходимость и упование на обетование Божье в соответствии с Его заветом. У нас может возникнуть вопрос, почему Даниилу нужно было молиться, если Бог уже даровал Свое обетование? Однако Даниил понимал, что Бог использует молитву как средство, через которое Он с радостью исполнит Свое слово. Искреннее покаяние и глубокое осознание Даниилом грехов Израиля проявились и во внешней форме молитвы (3). Это, вероятно, вообще было свойственно частным молитвам Даниила, и это не противоречит духу Мф. 6:16–18 , где речь идет о публичной молитве, о том, что многие молящиеся подчас ищут похвалы окружающих, а не одобрения Бога. 9:4–19 Молитва: служение в рамках завета Молитва Даниила проникнута преклонением перед характером Божьим, особенно ярко явленным в Его праведности. Праведность Бога выражается в Его абсолютной цельности, в Его соответствии Своей собственной совершенной славе. С точки зрения Его отношений со Своим народом, это означает Его верность Своим обетованиям. По завету Он обещал быть их Богом и обращаться с ними как со Своим народом. Он обещал даровать им радость Своих благословении, если они останутся верными завету любви, но в случае неверия, неблагодарности, отступничества и непослушания (ср.: Втор. 27; 29 ) их ожидает Божий суд. Интересно отметить, что имя Бога Яхве используется в книге Даниила только в этой главе (в русской Библии: «Господь Бог». – Примеч. пер.) (3, 4, 9, 10, 13, 14, 15, 20; ср.: Исх. 3:13–15 ). Эти принципы лежат в основе всех деяний Бога в Его взаимоотношениях со Своим народом в ветхозаветный период, и они ярко представлены в молитве Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

«И набрал, как песку, пленников», – или бесчисленное множество (сн. Быт.32:12 ; Быт.41:49 ; Нав.11:4 ; Суд.7:12 ; 1Цар.13:5 ; 2Цар.17:11 ; Ис.10:22 ; Ис.48:19 ; Иер.15:8 ; Иер.33:22 ; Ос.1:10 ; Зах.9:3 ). Бесполезна будет надежда на союзы с царями земли (напр. Ис.31:1 ) или на свою силу, на стены высокие и крепкие ( Втор.28:15 ), «как обыкновенно надеялись на это иудеи, выслушивая прещения пророков и с надмением при этом подымая свою выю, пренебрегая святыми отеческими нравами и продолжая вести жизнь беспечную» 62 ; врага никто и ничто не удержит и не остановит, падут пред ним царства за царствами с их твердынями: «и он над царями издевается (над их напрасным сопротивлением ему) и владыки в посмеянии у него, и над всякой крепостью (над всяким городом укрепленным природой ли то или искусством) посмевается он: насыплет праха и возмет ее» (ст. 10) – всякую крепость. Насыпать праха или земли значит устроить вал для нападения; для сего против стены осаждаемого города насыпали вдоль ее множество земли, пока вал постепенно возвышаясь не достигал уровня самой стены, как говорится в 2Цар.20:15 : и насыпаша землю ко граду, или у Иеремии: вот насыпи приближаются к городу, чтобы взять его ( Иер.32:24 ; Иер.33:4 ). По доведении вала до такой высоты или ставили на нем тараны ( Иез.4:2 ; Иез.26:8 ) или (как, судя по описанию быстроты, должно быть здесь) вскакивали на городскую стену, «проникали в город осажденный, входили в домы, влезали в окна» (сн. Иоил.2:9 ). Насыплет праха: так ничтожны, ничего не стоят для халдеев их средства к нападению, и однако эти средства достигают своей цели; так легко всем они завладевают. «Играя более, нежели прилагая какое-либо усилие, разрушит он и законные царства и противозаконные владычества, обводя окопы и употребляя в дело стенобитные орудия, разорит до основания всякий крепкий оплот» 63 . Нужно ли добавлять, что в сей несокрушимой силе врага воздействует всемогущество Бога – Господа крепкого и сильного, Господа сильного в брани ( Пс.23:8 ), Который воздвигнет его ( Авв.1:6 )? Конь уготовляется на день брани; от Господа же помощь (Прич.21:31. сн. Пс.32:16,17 ). Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори ( Ам.3:6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010