23-24). Божие ведение о людях не ограничено знанием всех их поступков - Иеремия называет Его «Судией праведным, испытующим сердца и утробы» (Иер 11. 20). Главная цель человеческой жизни - познание Господа, Который Сам свидетельствует: «Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле...» (Иер 9. 24). Отношения между Богом и Его народом занимают центральное место в богословии И. п. к. Израиль представлен в образе неверной жены, к-рая, изменив Яхве, своему законному Супругу, «со многими любовниками блудодействовала» (Иер 3. 1). Видя эти измены, Бог многократно обращался к Своему народу с призывами вернуться (Иер 3. 7), однако Он не был услышан. Он требует от Израиля только «удалить мерзости» идолослужения от Своего лица и покаяться в грехах, обещая полное прощение. Сравнение отступничества с проституцией (Иер 2. 20-25; 3. 1-13) объединяет слова Иеремии с др. пророческими книгами, в частности с Книгами Иезекииля и Осии. Бленкинсопп указывает на приверженность Иеремии эфраимитской пророческой традиции ( Blenkinsopp. 1983. P. 162). Нечестия народа и пренебрежение заповедями настолько умножились, что это стало испытанием долготерпения Бога. Нек-рые места И. п. к. можно понять как доказательство того, что судьба Израиля уже решена: «...не проси за этот народ... ибо Я не услышу тебя» (Иер 7. 16). Обращение к идолослужению перечеркнуло труды мн. поколений праведников в истории Израиля, так что даже предстательство Моисея и Самуила не могло бы смягчить праведный гнев Яхве (Иер 15. 1), т. к. Он «устал миловать» (Иер 15. 6). Однако, несмотря на эти угрозы, призванные продемонстрировать Израилю его бедственное положение, Бог, в случае если «народ... обратится от своих злых дел» (Иер 18. 8), всегда готов отменить Свой приговор. Дарование нового завета Завет с Богом, заключенный после исхода из Египта, был нарушен «домом Израиля и домом Иуды», к-рые отреклись от исполнения заповедей и «пошли вослед чужих богов» (Иер 11. 10). Оставление завета названо в И. п. к. главной причиной исторической катастрофы избранного народа - уничтожения государственности, разрушения Иерусалимского храма и многолетнего вавилонского плена.

http://pravenc.ru/text/293622.html

По содержанию книга пророка Софонии разделяется на три главы и части. В первой главе и части пророк порицает беззакония современных иудеев и предвозвещает истребление их; во второй главе и части предвозвещаются бедствия языческим народам за их преступления; в третьей главе и части предвозвещается наказание грешным иудеям (1–8 стт.) и спасение праведному остатку иудеев и языческих народов (9–20 стт.). Согласно надписанию и характеру содержания книги нужно считать ее писанием самого пророка Софонии. В книге, при частом обращении пророка к современным иудеям, отражается их нравственное состояние, соответствующее периоду правления Иосии; при обращении пророка к языческим народам: филистимлянам, моавитянам, ассирийцам, эфиопам, – отражаются также современные пророку и Иосии политические международные отношения (ср. Соф.2 гл. ­­ Иер.25 гл.). Поэтому об общей подлинности всей книги не было и критических сомнений, не только в древнее, но и в позднейшее время. Были сомнения в очень недавнее время, у Швалли, Будде, Кöнига, Вельгаузена, но лишь относительно некоторых стихов ( Авв.2:4–15; 3:9–10, 14–20 ). Все эти критические предположения уже обстоятельно разобраны в русской литературе. Видно, что у критиков проявлялась преимущественно тенденциозная придирчивость, и произвольное обращение с библейским текстом порождало возражения, а не серьезные поводы и недоумения. Баудиссин замечает, что в мнимых позднейших дополнениях ( Соф.3:1–7:8–13 и др.) «видна рука самого Софонии» и вообще в них «ничего не содержится, чего не мог бы сказать Софония». За этим признанием, можем уже не входить в подробный разбор критических возражений. Язык книги пророка Софонии вызывает споры исследователей. Одни признают его «чистым и легким, живым, одушевленным, благородным, близким к древним пророкам, если не к Исайи, то по крайней мере к Аввакуму и Михею» (Кейль, Корнели, Шегг, Ватке); другие, напротив, считают «лишенным поэтической силы, растянутым, холодным, безжизненным, нередко темным, лишенным оригинальности и наполненным лишь подражаниями» (Рейс, Де-Ветте, Шрадер и др.). Приближается к языку Иеремии своею растянутостью, повторениями, неоригинальностью и неполною чистотою (Орелли). Кажется, примирение этих противоречивых суждений можно найти еще в одном качестве, единогласно признаваемом всеми исследователями: частом воспроизведении изречений других священных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

а) Покаяние пленного народа и б) обетования помилования, особенно в пришествии Спасителя. Пр. Иеремия, угрожая народу иудейскому пленом, неоднократно при этом возвещал, что плен этот будет для них не только наказанием за нечестие ( Иер. 2:5–9; 11:8–11; 25:8–11; 30:14–15 ), но вместе также и средством для исправления их ( Иер. 9:7 ), что они, находясь в плену, сознают свою виновность пред Богом, раскаются в своих прежних грехах и обратятся к Богу с молитвою о помиловании ( Иер. 31:17–19 , Втор. 30:1–6 ), и Господь по бесконечному милосердию Своему, избавит их от плена и после 70-ти лет снова возвратит в отечество ( Иер. 3:14–18; 25:12; 29:10–14; 30:3, 8–11, 17–22 ). –Книга пророка Варуха, служащая как бы дополнением или прибавлением к книге пр. Иеремии, раскрывает ту общую мысль, что эти пророчества Иеремии в точности исполнились, и именно: а) Что бедствия плена действительно исправили иудеев: находясь в плену, они сознали, что утратили свою обетованную землю и рассеяны теперь в плену по вине своих собственных грехов ( Вар. 1:17–18; 2:8–9; 12:3, 9–14; 4:6–16 ), как неоднократно предсказывали им об этом пророки (1:20–22; 2:1–5, 7–9, 20–24, 28–29), и что избавление от плена и возвращение в отечество может быть достигнуто, согласно предсказаниям пророков, единственно только путем покаяния и исправления, и, раскаявшись в своих грехах, сами умоляют Бога о помиловании (2:13–19; 3:1–8) и призывают к тому же и тех из своих соотечественников, которые не подверглись бедствиям плена и остаются на родине (1:10–14). и б) Что это раскаяние и исправление пленных иудеев свидетельствуют о том, что они, искупив свои прежние грехи бедствиями плена, сделались достойными новых милостей Божиих, в знак чего и дается им утешительное обетование прежде всего об избавлении их из плена и возвращении в свое отечество (4:6, 18, 21–30, 36–37), а затем о новых, еще более великих милостях Божиих к ним во времена Мессии, когда Сам Бог явится на земле и с человеки поживет (3:37–38; 5:1–9). 163 Некоторые думают, что здесь разумеется пятый год царствования Седекии и что книга написана Варухом, когда он находился в Вавилоне вместе с другими послами Седекии к царю Вавилонскому ( Иер. 29:1–3; 51:59 ). Но в числе лиц, посланных тогда Седекией, не упоминается имени пр. Варуха и, если бы он был в числе посланных, то пр. Иеремия свое послание к пленным иудеям поручил бы, конечно, ему, а не Сарею ( Иер. 51:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Одиннадцатая  пророческая речь с сопровождавшими ее обстоятельствами излагается в двадцать седьмой и двадцать восьмой главах. По означению в первом стихе она произнесена в начале царствования Иоакима; но далее в третьем и двенадцатом стихе она относится ко временам Седекии; следовательно, она была повторена ( Иер 27:12 491 ), а может быть Седекия имел еще другое имя – Иоакима. По случаю прибытия послов от царей Идумейского, Моавитского, Аммонитского, Тирского и Сидонского, вероятно, склонявших Седекию к союзу против Навуходоносора, Иеремия возложил себе на шею узы и ярмо и отправил по экземпляру таковых же к вышеозначенным царям с объявлением определения небесного, что все народы отданы в рабство царю Вавилонскому, сыну его и сыну сына его, доколе не придет время отомщения и его земле его и ему самому (27:1–7); – что народы, не покоряющиеся царю Вавилонскому, истреблю их рукою его, т. е. будут совершенно истреблены; – что не следует слушать лжепророков, говорящих: не послужите царю Вавилонскому (27:8–11 492 ). С целью удержать от предлагаемого пагубного союза эта речь была особо повторена Седекии (27:12 493 ) с изъяснением, что не следует внимать лжепророкам, предсказывающим победу союзникам а лучше добровольно покориться царю Вавилонскому; иначе и остальные сосуды и сокровища храма непременно отнесены будут в Вавилон (27:13–22 494 ). Но начальники и народ предпочитали внимать лжепророкам, ворожившим счастье и славу отечеству. Ободряемые общим вниманием, лжепророки сделались самоуверенны и дерзки. Так, в четвертый год Седекии, Анания, лживый пророк Гаваонитский, всенародно в храме предсказывал возвращение всех пленников Иудейских, уведенных в первые три переселения (28:1–4 495 ). Иеремия скромно останавливал его и старался образумить (28:5–9 496 ); но Анания оказался тут столь самоуверенным и дерзким, что сдернул клады с шеи пророка Иеремии, которые он носил в знак предстоящего рабства, и разбил их о помост храма, сказав: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов (28:10–11). Тогда Иеремия, по повелению Божию, вновь устроил себе клады и при том железные в знамение более тяжелого рабства, предстоявшего Иудее; Ананию же обличил в самозванстве и возвестил ему скорую смерть, которая и постигла сего лжепророка в седьмом месяце того же года (28:12–17 497 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Господь не стал отвечать ему сразу же, от Иеремии здесь ничего не зависело (7). Когда ответ наконец был дан, он был изложен в уже знакомых выражениях (10; ср.: 1:10) и представлял адаптированный вариант того, что Иеремия проповедовал в прошлом. Он по–прежнему включал в себя повиновение Вавилону и рассеивал их опасения по этому поводу (11; ср.: 41:18). Слова Господа также свидетельствовали о Его скорби из–за разрушения Иудеи и Иерусалима (10). Это было не ново для пророчеств Иеремии (см.: 9:1–3). Тем не менее в данном случае о наказании и суде говорилось скорее как о прошлом, чем как о будущем. Теперь в намерения Господа входило даровать Своему народу обещанные благословения (гл. 30–33). Однако это пророчество, подобно предыдущим, требовало ответной реакции. Народ должен по собственной воле остаться в стране и сохранять веру в то, что Господь может и будет верен Своему слову. В случае же, если они не послушаются, им предстояло столкнуться с обратной, темной стороной будущего, противоположного тем благословениям, которые Бог может ниспослать им. Возлагать надежды на Египет означало, как и прежде, оскорбить Бога (24:8), потому что это было бы проявлением безверия. Если народ решит все–таки отправиться туда, то ему придется столкнуться с тем, что путь, который они для себя избрали, есть путь смерти ( Прит. 16:25 ; Лк. 9:23–24 ). Выбор, который им предоставлен, парадоксален (ст. 16а): если они останутся, то смогут спастись от вавилонского меча, но непременно погибнут от него, если будут пытаться спастись бегством. Египет не станет им надежным союзником (ср.: 22:20,22). Суд, свершенный над Иудеей, теперь затронет самое сердце страны, и это будет продолжением того же самого наказания (17–18; ср.: 7:20; 14:12; 24:9; 25:18). В заключение Иеремия передал слова Господа, обращенные к остатку Иудеи (19). Тон речи пророка не оставляет сомнений в том, что спасение уготовано далеко не всему остатку. Предчувствуя, что сердца их устремлены к Египту, несмотря на то что они отрицают это (41:5–6), он объявил, что кара действительно постигнет их. Очень важно, тем не менее, понять, что, хотя Иеремия и предвидел, в пользу чего они склоняются, выбор целиком зависел от них самих и послужил истинной причиной наказания. 43:1–13 В Египет

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

, одного из руководителей иудейской послепленной общины (ср.: 1 Езд 3. 2), занимает центральное место в божественном плане спасения Израиля и восстановления Иерусалимского храма: «...руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его...» (Зах 4. 9). Мн. исследователи согласны с тем, что «Захария считал Зоровавеля новым Давидом, Мессией в типично ветхозаветном значении царя-помазанника» ( Redditt. 1995. P. 44); Зоровавель стал одним из предков Христа по плоти, упоминаемых в евангельских родословиях (Мф 1. 12-13; Лк 3. 27). Помощник Зоровавеля в восстановлении храмового богослужения - свящ. Иисус, сын Иоседеков (ср.: 1 Езд 3. 2; 10. 18) - также играет важную роль в З. п. к. На него Захария должен был возложить венец, отлитый из золота и серебра, принесенного в Палестину репатриантами, и именно с ним связано мессианское пророчество об Отрасли (Зах 3. 8; 6. 11-12). З. п. к. в западной библеистике Проблемы авторства и датировки Начиная с XVI в. мн. комментаторы высказывали сомнения в том, что прор. Захария является автором всех 14 глав З. п. к. На основании того что в Евангелии от Матфея слова «и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля» приписываются прор. Иеремии (Мф 27. 9), а не прор. Захарии (ср.: Зах 11. 12-13), англ. библеист Дж. Мид (1586-1639) предположил, что значительная часть З. п. к. могла принадлежать др. автору. Его подход был далек от историко-критического метода; напротив, стараясь доказать букв. верность сообщения в Евангелии от Матфея, он отстаивал авторство прор. Иеремии для Зах 9-11, в то время как 1-ю часть З. п. к. в духе традиции считал принадлежащей прор. Захарии ( Petersen. 1995. P. 23). Впосл. главы 9-14 получили в науке наименование «Второ-Захария» (Deutero-Zechariah) в противопоставление «Перво-Захарии» (Proto-Zechariah; главы 1-8). Большинство совр. зап. исследователей не считают прор. Захарию автором этих глав, реконструируя историю создания З. п. к. различными способами. В Зах 1-8 неоднократно упоминаются лица и события, относимые к VI в.

http://pravenc.ru/text/182655.html

Некуда укрыться от суда в этой стране укромных мест (14–16; ср.: Авд. 1–4 ). Некоторые из сцен разрушения уже использовались применительно к Иудее (18–19; ср.: 10:6; 23:14). Орел здесь, без сомнения, не кто иной, как Навуходоносор (ср.: 48:40). 49:23–27 Против Дамаска. Дамаск олицетворяет всю Сирию, древнего врага Израиля; к нему относятся менее значительные государства Емаф и Арпад, также находившиеся к северу от Израиля. Ужас и опустошение, ожидающие их в будущем, описаны пророком в привычных для Иеремии выражениях. Эти царства процветали задолго до времен Иеремии, и может быть так, что он позаимствовал одно из древних пророчеств. Критика Венадада вошла в поговорку (ср.: Ам. 1:4 ). 49:28–33 Против Кидара и Асора. Это пророчество обращено к племенам арабов–кочевников, обитавших к востоку от Израиля, родственников древним мадианитянам и амаликитянам ( Суд. 6:3 ; Быт. 25:13 ). Оно пронизано мотивами ужаса и картинами опустошения (ср.: 6:25; 9:11). Уязвимость кочевников, живших в не защищенных стенами городах, являет собой образ человеческой самонадеянности. 49:35–39 Против Элама. Элам был достаточно сильным государством, расположенным к востоку от Вавилона, однако потерпевшим от него поражение при Навуходоносоре. Упоминание о четырех ветрах (36) – это одно из выражений, обозначающих власть Бога над всей землей ( Иез. 37:9 ; Дан. 8:8 ; Зах. 6:1–8 ). Даже то, что Вавилон возьмет верх над Эламом и таким образом послужит орудием Божьего суда над Иудеей и другими народами, произойдет по воле Бога. Но в будущем Элам будет восстановлен (39; ср.: 48:47). 50:1 – 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ, теперь дополняется немалым количеством высказываний о суде над ним самим. Очень важно, что разрушитель в конце концов сам подвергнется разрушению. Тем, что он покорил другие народы, еще не заканчивается Божье управление историей. Мы уже знаем, что Он вновь дарует спасение и благословит Свой народ (гл. 30 – 33). Следовательно, в соответствии с Его справедливостью должно прийти время и для Вавилона (ср. также: 25:11–12,17–26).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Несмотря ни на что Иеремия критиковал всех вождей Иудеи за то, что они оказались неспособными учить народ и руководить им в соответствии с требованиями завета. Он сурово обличал царей (гл. 22), пророков (23:9–40) и священников (2:7). (Исключение было сделано только для Иосии; 22:15–16.) Обвинения казались еще поразительнее оттого, что сам Иеремия был и пророком, и священником (1:1). Фактически, весь народ завета был насквозь лживым (9:3–6). Это и легло в основание всех пророчеств Иеремии. Само послание Иеремии, передаваясь в течение очень долгого периода на фоне драматически меняющихся событий, казалось, прошло через несколько стадий. Во–первых, Иеремия призвал свой народ принести покаяние в своих грехах, чтобы не пришлось пострадать от руки Вавилона (3:12). Однако в какой–то определенный момент он объявил, что Господь действительно покарает Иудею рукой этого народа. Время, отпущенное для покаяния, истекло; теперь Божья кара стала неотвратимой (21:1 – 10). Тем не менее эта вторая стадия была тесно связана с третьей, когда было объявлено, что Божья кара была нужна ради обновления. По милости Господа вавилонский плен станет путем жизни для тех, кто примет наказание (21:9; 24:4–7). Именно в этой заключительной стадии поясняется, как следует понимать обещания, включающие надежду на новый завет (31:31–34). Следовательно, в конце концов завет, однажды нарушенный Израилем, будет восстановлен милостью Божьей. На самого Иеремию его служение оказало серьезное влияние. Он страдал внешним образом от невозможности вести нормальную общественную и семейную жизнь (15:17; 16:2), против него составлялись заговоры (11:18–23; 18:18), он неоднократно пребывал в заключении и терпел побои (20:1–6; 37:15–16; 38:6). Внутренне он также был угнетен, потому что остро переживал боль лишений, которые предстояли его народу (4:19–21; 10:19–22). Но кроме того, он чувствовал, как отвратителен для Господа окружающий его грех. Таким образом, он испытал на себе обе стороны суда, что сделало его ношу почти непереносимой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Глава 1 " Словеса Иеремии сына Хелкиева от священник, иже обиташе во Анафофе в земли Вениаминове, якоже бысть слово Господне к нему, во дни Иосии сына Амоса царя Иудина» ( Иер.1:1–2 ). Итак, Иеремия пророчествовал при Иосии, царе Иудейском, пророчествовал же он о пленении Иудеев Египтянами, говоря: «И сынове Мемфиса и Тафны... сокрушат тебе главу» ( Иер.2:16 ), пророчествовал также о пленении Иехонии, о третьем пленении Иудеев в царствование Седекии; пророчествовал и о пленении соседних с Иудеями народов, о падении Вавилона, о возвращениии народа Иудейского из плена, о восстановлении Иудейского царства. Тот самый народ, который за добродетели отцов был избавлен Богом от рабства в Египте, снова предан рабству за множество грехов, и правда Божия совершенно справедливо наказывала народ сей за вины его. «Прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, – то есть познал, что ты достоин быть пророком народа Иудейского, – и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя» ( Иер.1:5 ), то есть избрал тебя быть пророком и для язычников. «Не глаголи, яко отрок аз есмь, ибо ко всем, к нимже послю тя, пойдеши, и вся, елика повелю тебе, возглаголеши. Не убойся от лица их, яко с тобою Аз есмь» ( Иер.1:7–8 ). Ты пойдешь к царям, неприязненным тебе, к князьям и ложным пророкам, враждебным тебе; и когда будешь говорить все, что возвещу тебе о пленении, о голоде и о смертоносной язве, не бойся лиц их. «И простре Господь руку Свою... и прикоснуся устом моим, и рече Господь ко мне: се, дах словеса Моя во уста твоя. Се, поставих тя днесь над языки и над царствы», то есть над царствами народа Иудейского и язычников, как сопредельных с народом Божиим, так и отдаленных от него, «да искорениши и разориши, и расточиши, и разрушиши, и паки созиждеши и насадиши» ( Иер.1:9–10 ), не самым делом, но своими предсказаниями, советами или повелениями. Этим ясно показывается, что от нашей свободы зависит делать добро и пользоваться за это Божиими благодеяниями. А если сами уклоняемся от того, чтобы делать добро, то и Бог изменяет Свой образ действования, вместо сытости посылает нам глад, и вместо мира – войну и меч, чтобы вразумить нас, когда поступаем безрассудно. И как свобода нашей воли не связана законом и узами необходимости, так и Бог , Владыка всего и Законодатель, ни в чем не связуется законом, но как угодно Ему всем правит и по Своему изволению изменяет времена, и сроки, и дела человеческие. Этому же учит и написанное далее, когда пророк говорит от лица Божия: «наконец возглаголю на язык и на царство, да искореню их и разорю и расточу я: и аще обратится язык той от всех лукавств своих, то раскаюся о озлоблениих, яже помыслих сотворити им... И наконец реку на язык и царство, да возсозижду и насажду я. И аще сотворят лукавая пред очима Моима, еже не послушати гласа Моего, то раскаюся о благих, яже глаголах сотворити им» ( Иер.18:7–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

«Не докончив мысль, пророк перескакивает к следующей мысли и часто к другому предложению» (Иероним. Предисл. к толк. на Осию). Новые исследователи согласны с Иеронимом в отрывочности и внезапности переходов речи пр. Осии и указывают, как у Иеремии, внешние к сему причины. «Слишком чувствительно тронутому и слишком тяжелое предчувствующему любящему сердцу пророка не было возможности спокойно раскрывать свои мысли, ставить слова в покойную и прочную связь; мысль слишком полна, предложение слишком отрывисто, речь как бы разрешается всхлипыванием» (Ewald. Die Propheten. 178 s. Бродович Книга пророка Ocuu. XXXV стр.). Мысли свои пророк часто набрасывает в немногих штрихах (1:2, 2:2, 3:1, 4:4, 5, 7, 10, 11) и прерывает свою речь вздохами (8:3, 13:9). Так тяжко и трудно было ему проходить свое многоскорбное служение! В полном соответствии с указанными особенностями изложения стоит и грамматика книги Осии. По выражению Ейхгорна «пророк разрывает оковы грамматики, он борется с языком и ломает его, когда тот не поддается течению его воображения» (Einleitung. 290 s. Бродович. XXXVI). Поэтому язык книги Осии изобилует орфографическими своеобразностями (5:2, 6:9, 10:14), редкими словами и формами слов (2:2, 4:18, 5:13), редкой конструкцией и значением слов (4:4, 7:16, 11:7. Бродович. Там же). От этого понятна значительная трудность в изъяснении книги, сознанная еще Иеронимом и сознаваемая нынешними толковниками. Кроме того, исследователи думают, что в книге записаны пророком речи, произнесенные в разное время его продолжительного, почти 70 летнего, служения без разграничения их хронологического порядка. А потому может быть одни части речей произносимы были в одно время и при одних обстоятельствах, другие в другое и при других обстоятельствах. Он сам мысленно отчетливо разграничивал «начало и конец» каждой из них, а теперешний исследователь конечно затрудняется сим 126 . В вышеизложенных особенностях языка и изложения книги, по справедливому мнению исследователей, заключается и ясное свидетельство о подлинности ее и происхождении от самого пророка Осии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010