Неверующие соотечественники, руководимые лжепророками, которые предсказывали им благополучие, смеялись над истинным пророком, постоянно напоминавшим им о грядущих бедствиях. Но так как эти грядущие бедствия не наступали, то они и обращались к пророку с насмешливыми словами: кое есть бремя Господне, т.е. какое постигнет нас бедствие от Господа? На этот вопрос пр. Иеремия получает от Бога повеление отвечать так: вы есте бремя, и повергу вас, рече Господь. За неверие, насмешки Господь угрожает народу еврейскому тем, что не только лишит его Своего попечения, но и подвергнет наказанию. Эта последняя мысль подробнее выражена в самых последних стихах главы (39–10). Глава ХХХ-я. Пророчество Иеремии о прекращении бедствий плена Ассиро-Вавилонского и наступлении новых благодатных времен В начале главы изображаются обстоятельства, предшествовавшие произнесению речи. Пророк, по повелению Божию, должен записать слова речи, чтобы они были известны всем израильтянам и иудеям (1–4 ст.). После ужасных бедствий, которые придется испытать иудеям, снова наступят для них счастливые времена. Рабское состояние под властью чужеземных правителей сменится для них самостоятельною жизнью под управлением Своего законного царя из рода Давидова (5–9 ст.). Это радостное событие должно служить великим утешением для страдальцев, когда они будут находиться в плену (10–11 ст.). Предстоящие бедствия плена будут неотвратимы никакими естественными средствами, ибо они насланы Самим Господом Богом, как праведное Его воздаяние за грехи евреев. Последние не должны поэтому роптать на тяжесть своего вполне заслуженного положения (12–15 ст.). Языческие же народы за свою жестокость по отношению к евреям понесут достойное возмездие (16 ст.). Наказав врагов израильтян, Господь поможет Своему народу избавиться от тяжких последствий плена, так что израильтян не будут более называть народом «отверженным». Далее, пророк изображает радостную картину возвращения евреев из плена, когда с помощью Божиею, бывшие пленники, придя на свою родину, устроят свою столицу и храм, в котором по-прежнему будет совершаться богослужение; Господь же будет относиться к ним так милостиво, что еще более приблизит их к Себе, чем это было прежде (17–23 ст.), снова повторяет пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

10-13). Сыны Израилевы на протяжении неск. веков склонялись под влиянием окружающих народов к почитанию Ваала (Иер 7. 9), Астарты (в Иер 7. 18 она названа «богиней неба»), Молоха (Иер 32. 35) и мн. др. (Иер 2. 28). Языческое сознание настолько глубоко укоренилось в народе, что, по мнению мн. современников Иеремии, их благополучие напрямую зависело от того, насколько регулярно они совершали языческие богослужения (Иер 44. 17-18). Иеремия говорит израильтянам об истинном Боге и противопоставляет Его ложным богам. Языческие идолы не боги (Иер 2. 11; 5. 7), служение им бессмысленно (Иер 3. 23), они похожи на «водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер 2. 13) и, будучи лишены жизни, остаются лишь деревом или камнем (Иер 2. 27). Все, что происходит в мире, случается не благодаря языческим богам и не само по себе, но лишь по воле истинного Бога (Иер 14. 22). Невозможно сделать что-либо вопреки воле Господа - даже морские волны, устремляющиеся на берег, не могут перейти границ, Им установленных (Иер 5. 22). Он сотворил «землю, человека и животных» и Сам распоряжается судьбой всего сотворенного (Иер 27. 5). Не только Израиль, но и все проч. народы находятся в полной власти Бога, как «глина в руке горшечника» (Иер 18. 6; ср.: Иер 10. 10). Многочисленные примеры всемогущества Божия, приводимые в И. п. к., «должны были внушать не один лишь страх» ( Mitchell. 1901) - Яхве являет Себя не только как грозный Судия, но и как «источник воды живой» (Иер 2. 13). Для всякого, кто обратится к Нему и возложит на Него свое упование, Он будет «как сильный ратоборец» (Иер 20. 11), помогающий во всех трудах и спасающий от опасностей. Господь должен стать единственной надеждой избранного народа, т. к. только в Нем заключено «спасение Израилево» (Иер 3. 23), к-рое тщетно ищут в политических заговорах и чуждых религ. культах. И. п. к. свидетельствует, что Яхве всеведущ и вездесущ: Он не только «Бог... вблизи», но «Бог и вдали», от Которого ни один человек не может «скрыться в тайное место» (Иер 23.

http://pravenc.ru/text/293622.html

Вновь Иеремия проявляется как пророк для народов. Призывая покориться воле Божьей, он напоминает им о величии и силе Господа (27:5; ср.: Втор. 4:34 ). Бог создал этот мир и потому вправе распоряжаться им по Своему усмотрению (4–7). Эта мысль в заключении будет подтверждена в отношении самого Вавилона (7; 25:12; Дан. 4:25 ). Уже не только Иудея, но и все остальные народы должны покориться Вавилону, особенно же те, кто участвует в тайном сговоре. Меч, голод и моровая язва (8; ср.: 14:12) передают ужасы наказания, которое постигнет тех, кто откажется следовать слову Бога. У этих народов также найдутся свои лжепророки, которые станут поддерживать основы и устои своего государства и говорить, что все хорошо, хотя это не будет правдой (9–10). Не только Иудея обязана взыскать истину, не только ее касается сказанное Господом. И в наши дни все сказанное касается не только тех, кто называет себя христианами. Послание Седекии (12–15) уже знакомо нам (ср.: 21:1 – 10). Но в данной ситуации его политику противостояния Вавилону поддерживают весьма влиятельные люди. Таким образом противостояние Иеремии становится еще более насущным. Заключительный отрывок раскрывает сущность речей лжепророков. Историческая обстановка такова, что пленение в каком–то смысле началось. Царь Иоаким уже взят в плен Вавилоном, и некоторые из сокровищ Храма, богатое наследие царя Соломона, также увезены, символизируя кажущееся превосходство вавилонских богов. Теперь лжепророкам приходится утверждать, что эти святыни вскоре будут возвращены обратно. Их позиция все больше расходится с очевидными фактами. Тем не менее они продолжают упорствовать. Даже то, что еще осталось в Храме, скоро будет вывезено (19; ср.: 52:17; ср.: З Цар. 7:15–37). Нельзя недооценивать значение всех этих сокровищ для народа Иудеи. Как раз на этих предметах зиждилась их самоуверенность. В самом деле, Храм и его атрибуты были дарованы им Богом. Но раз это стало основанием для их самоуверенности (ср.: 7:4), то они и лишатся своих сокровищ. Плен, что важно, означает утрату Храма, однако утрату, которая предоставляет возможность как следует увидеть Бога. Вот почему Господь избрал именно такой способ для обновления Своего народа. Иногда для Божьего народа бывает необходимо почувствовать, что он начал больше полагаться на внешнее, чем на Самого Бога. 28:1–17 Правдивость послания Иеремии доказана

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

176 Ha главы книга Малахии также различно делится. По-еврейски и в западных протестантских изданиях она делится на 3 главы, у LXX, в вульгате и наших славянском и русском переводах на 4 главы, причем 3-я глава евр. текста разделяется на две: 3 и 4 (с 19 ст.). Из ближайшего анализа книги видно внутреннее полное единство в ней мыслей, так что справедливо исследователи видят в ней, как бы одну речь пророка, или, по крайней мере, объединенное и систематизированное изложение речей, произнесенных может быть в разное время. 177 Во всяком случае книга представляет «единое целое», а потому, если и вызывала иногда критические сомнения (и притом очень редкие, и то лишь относительно двух стихов 4:5–6 у Беме и Новакка), то таковые рассеивались, как явно ошибочные, другими учеными критического же (не говоря об ортодоксальных) направления. 178 О всей книге не возникало сомнений. В языке книги замечается особенность, близкая к языку пророка Аггея: частое употребление вопросов и ответов, диалогизм, хотя веденный самим только пророком (1:2,6,8,9,13; 2:10,14,15; 3:2,7–8,13), но может быть имевший в основе действительное «совопросничество» его современников. 179 Этот диалогизм оживляет речь пророка и вместе со строго соблюдаемыми строфами и ритмом придает ей поэтический характер, хотя и не такого изящества, как у древних пророков. В общем, язык Малахии отличается сравнительною чистотою, меньшим присутствием арамеизмов, чем у Иеремии и Иезекииля, даже Захарии. 180 Но чистота и свобода от арамеизмов породили даже предположение (Рейнке), что пророк не произносил своих речей, которые были бы «непонятны» для народа, говорившего уже по-арамейски, а лишь писал их в книгу. Это предположение основательно опровергнуто в русской литератур. 181 Но во всяком случае чистота еврейского языка Малахии несомненна и может служить веским доказательством того положения, как «трудно» исключительно по языку и его чистоте определять происхождение свящ. книг. В самом деле, Иезекииль жил в плену и говорил и писал сравнительно чистым еврейским языком.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В ст. 5–9 пророк обрисовывает панику, вызванную приближением врага. Труба – это призыв к оружию; крестьяне будут спасаться бегством, ища укрытия в городах; знамя, «выставленное» к Сиону, вероятно, означает предупреждение (5–6). Враг, безжалостный, как лев (ср.: 2:15), уже начал свой разрушительный поход. Он все еще не назван Вавилоном. Фраза с севера несколько уводит в сторону, поскольку любому врагу (за исключением Египта и ближайших соседей Иудеи) было бы удобней атаковать страну именно отсюда. Призыв обращен ко всему народу (8); обличение безусловной вины нечестивых вождей (9) не уменьшает общей ответственности. Иеремии не безразлично то, что он призван проповедовать народу. В ст. 10 выражены его чувства, к которым он позже вернется в связи с собственными проблемами (15:18). В горе он обвиняет Бога, что Он обманывал Свой народ, позволяя лжепророкам обольщать их перспективой мира (ср.: 6:13–14). Единственным ответом на это следует собственное подтверждение Господом неотвратимости суда. В ст. 13–18 представлены яркие картины опасности, словно страж на самом деле наблюдает за приближением вражеской армии (13). В ст. 15–16 послание вначале обращено к Дану, находящемуся в самой северной части Израиля, а затем по мере приближения врага – к Ефрему, центральной горной части страны, пока наконец весть не доходит до Иерусалима. Эти слова могли быть произнесены для того, чтобы привести Иудею к покаянию (14) и таким образом избежать опасности. Тем не менее Иеремия осознает ее неотвратимость и предчувствует ту боль, которую она несет (18). Теперь Иеремия не скрывает свою собственную скорбь (19–22). Здесь говорится не о буквальном «приступе сердечной боли» (19), но о душевной боли, которую он ощущает физически. В этом отрывке он полностью отождествляет себя с народом, страдающим от предчувствия приближающегося несчастья. Звуки грядущей битвы тоже наполняют его ужасом (19в). Шатры и палатки Иудеи – это и его шатры и палатки (20б). Ст. 22 может быть произнесен как Иеремией, так и Богом. Из этого видно, что Иеремия отождествляет себя не только с народом, но также и с Господом; хотя наказание будет невыносимым, однако ему надлежит свершиться. Ст. 19–22, таким образом, очень важны для понимания Иеремии. То, что он сострадает одновременно Богу и людям, делает его неким «посредником» между ними. В этом предвосхищаются страдания Иисуса Христа ради спасения всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Рассматриваемому стиху совершенно параллельно почему то место Пророка Осии, в котором говорится: и они (Израильтяне) взыщут Иегову Бога своего, и Давида, царя своего ( Ос.3, 5 ); а равно и слова Пророка Иезекииля ( Иез.34, 23 ). Выражение – по сердцу моему объясняется предшествующей историей Израильскаго царства, – цари были в нём не по сердцу Божию, – возмутители, нечестивые, – орудия бедствия народа; противополагаемые им пастыри, которых Иегова обещает воздвигнуть в будущее время и главный, из них Пастырь Мессия, будут орудиями благословения народа. Они будут пасти умно и рассудительно, – по той причине, что они будут по сердцу Божию, – будут ходить по путям Иеговы, будут находиться в живом внутреннем общении с Ним. – Ум и мудрость в управлении, по словам священных книг, зависят именно от того, что правитель исполняет закон Иеговы, ходит по путям Его и слушается слов Его; такие правители всегда правят умно и рассудительно; последнее есть следствие и плод первого, первое – основание последнего; напротив, нечестивые правители не могут править умно и рассудительно, для этих качеств нет у них основания, потому они и правят безумно. Вот что говорится в этом отношении о тех и других в священных книгах; эти изречения поясняют рассматриваемые слова Пророка: Втор.4:6,29:9 . Нав.1,7 . 1Цар.18,14–15 . 3Цар.2,3 . Иер.10,21 . Ст. 16 ( Иер.3:16 ). Рассмотрим сперва некоторые частности. Когда умножитесь и расплодитесь на земле, в те дни, – выражение указывает на то, что когда Израиль обратится: то на нем почиет Божие благословение, лучшим выражением которого для ветхозаветных служило многочадие – умножение потомства. Выражение – не скажете уже: ковчег завета Иеговы, отрывочно, не полно – и его нужно восполнить словами: единственное наше желание, цель всех надежд, предмет всех стремлений и т. п., так как ковчег завета был действительно святыней величайшей для всего Израиля. Это слово не взойдет на сердце, т. е. оно и не представится вам, не подумаете о нем, не вспомянете его и не устроите другого, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

По содержанию книга пр. Софонии разделяется на три главы и части. В первой главе и части пророк порицает беззакония современных Иудеев и предвозвещает истребление их; во второй главе и части предвозвещаются бедствия языческим народам за их преступления; в третьей главе и части предвозвещается наказание грешным Иудеям (1–8) и спасение праведному остатку Иудеев и языческих народов (9–20). Согласно надписанию и характеру содержания книги нужно считать ее писанием самого пророка Софонии. В книге, при частом обращении пророка к современным Иудеям, отражается их нравственное состояние, соответствующее периоду правления Иосии; при обращении пророка к языческим народам: Филистимлянам, Моавитянам, Ассирийцам, Ефиопам, отражаются также современные пророку и Иосии политические международные отношения (ср. Соф. 2 гл.= Иер. 25 гл.). Поэтому об общей подлинности всей книги не было и критических сомнений, не только в древнее, но и в позднейшее время. Были сомнения в очень недавнее время, у Швалли, Будде, Конига, Вельгаузена, но лишь относительно некоторых стихов (2:4–13; 3:9–10,14–20). Все эти критические предположения уже обстоятельно разобраны в русской литературе 168 . Видно, что у критиков проявлялась преимущественно тенденциозная придирчивость, и произвольное обращение с библейским текстом порождало возражения, а не серьезные поводы и недоумения. Баудиссин замечает, что в мнимых позднейших дополнениях (3:1–7,8–13 и др.) «видна рука самого Софонии» и, вообще, в них «ничего не содержится, чего не мог бы сказать Софония. 169 За этим признанием, можем уже не входить в подробный разбор критических возражений. Язык книги пр. Софонии вызывает споры исследователей. Одни признают его «чистым и легким, живым, одушевленным, благородным, близким к древним пророкам, если не к Исаии, то по крайней мере к Аввакуму и Михею» (Кейль, Корнели, Шегг, Ватке), другие, напротив, считают «лишенным поэтической силы, растянутым, холодным, безжизненным, нередко темным, лишенным оригинальности и наполненным лишь подражаниями» (Рейс, Де-Ветте, Шрадер и др.). Приближается к языку Иеремии своею растянутостью, повторениями, неоригинальностью и неполною чистотою (Орелли). Кажется, примирение этих противоречивых суждений можно найти еще в одном качестве, единогласно признаваемом всеми исследователями: частом воспроизведении изречений других священных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Согласно Иеремии произошло это в конце 598 года. Однако и этого Навуходоносору показалось мало. Боясь, как бы молодой и строптивый Иехония не стал мстить за гибель отца, и не отложился от Вавилона, он вновь осадил Иерусалим. Видя, что сопротивление бесполезно, Иехония не стал подвергать город опасности и 16 марта 597 года сдал его без боя. «И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, – и взял его царь Вавилонский в восьмой год (т.е. 597 г.) своего царствования» ( 4Цар.24:12 ). Интересно отметить, что когда библейское повествование соприкасается со светской историей – они безошибочны и дополняют друг друга. Так и в этом случае. Вавилонская хроника повествует об этой победе царя Навуходоносора так: « В седьмой год (598) в месяц кислиму (ноябрь-декабрь) царь Аккада, снарядив свои войска, отправился в страну Хатти и расположился лагерем напротив города Иуды и во второй день месяца аддару (16 марта 597 г.) он взял город и захватил в плен царя. Он назначил здесь царя по своему собственному выбору, взыскал большую дань и отправил её в Вавилон ». Как следует из приведённых источников, Навуходоносор овладел Иерусалимом в 8­-й год своего правления, что соответствовало 11-му году царствования Иоакима ( 4Цар.23:36 ; 2Пар.36:5 ). При данной раскладке событий складывается мнение, что смерть Иоакима последовала в 598 году ( Иер.52:28 ), так как до сдачи Иерусалима Иехонией (16 марта 597 г.) прошло неполных три месяца. А Иехония процарствовал всего 3 месяца и 10 дней ( 2Пар.36:9 ), т.е. выходит, что на престол он должен был бы вступить в декабре 598 года. В таком случае 598 год следует считать 11-м годом царствования Иоакима ( 2Пар.36:5 ). При такой точке зрения легко было бы объяснить свидетельство Иеремии о том, что битва при Кархемише имела место в «четвёртый год Иоакима» (46:2) т.е. в 605 году. Но тогда необъяснимым остаётся другое утверждение пророка, когда он относит 4-й год Иоакима к 1-му году Навуходоносора ( Иер.25:1 ), который, как известно, соответствовал 604 году до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

В начале главы излагается утешительная речь пророка, обращенная к израильтянам. Пророк говорит от лица Самого Бога и утешает их следующими обетованиями. После тяжелого пребывания в плену, во время которого многие из израильтян погибнут, снова для них наступят времена благоприятные для жизни. К удаленным и исключенным из завета с Богом израильтянам Господь приблизится и восприимет их в Свою любовь (1 –3 ст.). Под покровительством Божиим, рассеянные в плену Ассирийском, израильтяне возвратятся на родину и по-прежнему устроят свою жизнь в отечестве. Столица их, Самария, будет восстановлена и в ней снова будут раздаваться звуки музыки. Разводя виноградники на Самарийских возвышенностях и пользуясь трудами рук своих, израильтяне будут за это восхвалять Господа. Жизнь их будет находиться вне всякой опасности, поэтому на обязанностях стражей 123 будет лежать не возвещение народу об угрожающих опасностях, а приглашение его выразить чувства благоговейной радости и преданности своему Благодетелю (4–6 ст.). Хотя предсказываемые пророком радостные события имели наступить в будущем, но израильтяне уже теперь должны радоваться по поводу их несомненного наступления. Избавление израильтян из плена будет так торжественно и чудесно, что его можно сравнить с прошлыми славными временами, когда евреи праздником Пасхи торжествовали свое освобождение из Египта (7–9 ст.). Далее, пророк говорит о языческих народах, именно как могущественные язычники, покорные велениям Господа Бога, не только возвратят израильтян из стран, куда их рассеяли, но и окажут пленникам содействие к возвращению в отечество (10 ст.). Имеющее наступить время проявления щедрот Божиих к народу Израильскому покроет собою и вознаградит время проявления суда Божия над ним при наступлении плена. Пророк говорит, что Рахиль, прежде плакавшая о своих потомках, теперь, когда Израильтяне возвращаются на родину, должна утешиться этим и не плакать (15 – 17 ст.). Предание народа израильского плену и избавление от плена, по словам пророка, есть дело величайшего правосудия Божия. Когда израильтяне отвратились от Бога и забыли Его милости, то Господь справедливо наказал их пленом. Когда же находясь в плену, они сознают свои грехи, свое упорство и нераскаянность пред Богом и пожелают жить в общении с Богом, то Господь пойдет навстречу Своему раскаявшемуся народу и заступит его Своими милостями. Чтобы скорее снискать благоволение Божие, пророк советует пленным Израильтянам не откладывать свое обращение к Богу. Пусть они скорее сознают причину своего бедственного положения в плену, примут все меры к своему исправлению, избравши путь истинной жизни в Боге, встанут на страже своих религиозно-нравственных интересов (18–22 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

2–9 и тем, что говорится о ней в стт. 10–31. (Сравн. ст. 8–9 с ст. 26). Таким образом весь состав нынешней книги Притчей существовал на лицо во время Езекии. Издание же всей книги Притчей в нынешнем порядке и единстве должно было явиться после Езекии, может быть пред самим вавилонским пленом. Если бы издание всей книги было сделано при Езекии теми дееписателями, которые издали отдел 25–29, то от этих заботливых издателей нужно было бы ожидать определенного исторического указания на таковой факт в общем надписании всей книги. Глава VIII. В исследовании о книге Притчей весьма важное значение имеет вопрос о первоначальном тексте книги, потому что, как мы уже отчасти видели, сохранившиеся древние тексты книги во многом не согласны между собою. В виду общего содержания книги, состоящего из общих сентенций и правил жизни и вызывающего читателя на собственные благочестивые размышления, переводчики и переписчики, переводившие и переписывавшие книгу Притчей для своего частного употребления, намеренно и ненамеренно вносили в строки притчей кое-что из своих собственных воззрений и более или менее отступали от их первоначального чтения. Особенно же два важнейшие из существующих текстов, текст LXX и текст масоретский, расходятся между собою до такой значительной степени, что приводя текст из книги Притчей для точности обозначения необходимо бывает оговориться, какая книга Притчей имеется в виду, масоретская или LXX; в противном случае указанная цитата может не найтись в каком либо тексте или же показаться неверно приведенною 44 . Известно, что и некоторые другие библейские книги, особенно же книги Самуила и книга пророка Иеремии, заметно расходятся в текстах масоретском и LXX 45 ; но до такого значительного разногласия текстов, какое встречается в книге Притчей, никакая другая библейская книга не доходит. Разности текстов книги Притчей, масоретского и LXX, состоят 1) в перестановках притчей, 2) в дефектах и дублетах притчей, 3) в различном чтении притчей. 1 . Уже общий порядок больших частей или отделов книги Притчей неодинаков в тексте LXX и масоретском.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010