Книга обиход, писан под знамя, в четверть, в досках, ветха, без застежек. Книга письменная, без досок и без кожи, скорописная, преподобного игумена Александра, в полдесть. Книга скорописная, в полдесть, закона христианского, в досках, оболочена в затылок, застежки медные. Книга, в полдесть, письменная, преставления Василия Блаженного Московского чудотворца, в коже, с одною застежкою. Книга сказание о чудесах Пречистой Богородицы, в полдесть, в коже, без застежек. Книга письменная, повести о Печерском монастыре, иже во Псковской земле, письменная, в полдесть, в досках, с застежки медными. Книга повесть о житии Даниила Переславского чудотворца, письменная, в полдесть, в коже, без застежек. Книга письменная, в полдесть, стихиры и канон Михаила Малеина, в коже, без досок. Книга в полдесть, минея большая, без досок и без кожи и без начала, письменная. Книга стихиры и канон и житие великого князя Романа Владимировича Углецкого, письменная, в полдесть, в коже, без досок и без застежек. Книга житие Михаила игумена Комельской обители, письменная, в полдесть, в коже, об одной застежке. Книга тропари воскресные и дневные и на праздники владычни, писано под знамя, в четверть, в досках, застежки медные. Книга стихараль, писано под знамя, в четверть, в досках, застежки медные. Книга псалтырь печатная, в полдесть, в досках, ветха. Книга стихараль, писано под знамя, в четверть, в досках, ветха, начала нет. Книга писана под знамя, праздники, в четверть, без досток и без кожи, без начала. 178-го ноября в 11 день Благовещенского собора протопоп Андрей Савинов приходил великого государя в образную казну и взял великого государя словом к себе на двор у думного дворянина у Семена Ивановича Заборовского на время книг письменных, а сказал, что ему те книги указал великий государь взять по своему великого государя именному указу. Книга Иосиево пророчество. Книга Евангелия. Книга Марка. Книга Иоанна. Книга Луки. Книга Андриодис. Книга Правило святых отец. Книга о православной вере и о святой соборной церкви, откуда начало прияло и каково распространеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

19. Неимянованного некоего сложение на франгов. Книга 9, лист 580 57 . 20. Того же обличение о еже недобре мудрствующим или творящимся от латинов. Книга 9, лист 581 58 . 21. Неимянованного некоего сложение, его же начало: владыка мой всесвятейший, светило вселенское. Книга 9, лист 752 59 . 22. Иоанна патриарха антиохийского ко андрианопольскому митрополиту, книга 9, лист 609 60 . 23. Евстратия митрополита Никейского два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 173 61 . 24. Того же на пресноки два слова. Книга 9, лист 625 62 . 25. Исложение прения пред царем Алексеем Комнином с епископом медиоланским Глосоланом, и обличительные два слова Евстратия Никейского. Книга 9, лист 96. Книга 6, лист 65 63 . 26. Прение монаха Иоанна Фурна с медиоланским епископом Петром. Книга 9, лист 162 64 . 27. Евфимия Зигавина. Книга 6. лист 104 65 . 28. Никиты Сеиды Иконийского о Святом Дусе. Книга 9, лист 284 и 700 66 . 29. Никиты патрикея цареградцкого о исхождении Святаго Духа. Книга 9, лист 131, да первая книга лист 131 67 . 30. Греческого самодержца Маноила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа. Книга 6, лист 189 68 . 31. Николая епископа Мефонского слова два о Святом Дусе, и два ж слова на опресноки, и единое, како возможе на нас латинник. Книга 9, лист 320 и 727 69 . 32. Феодора Курополата Смирнеенина на опресноки. Книга 9, лист 759. Книга 6, Иоанна патриарха антиохийского на опресноки ж 70 . 33. Николая Музалона к царю Алексею. Книга 6, лист 81 71 . 34. Да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 35. Георгия великого лагофета Акрополитенина два слова о исхождении Святаго Духа. Книга 9-я, лист 258 72 . 36. Николая Идрунского. Книга 9-я, лист 87 и 592 73 . 37. Безымени некоего безглавное слово. Книга 9-я, лист 361 74 . 38. Германа иже в Никеи константинопольского патриарха послание к Григорию IX, папе римскому. Книга 9-я 75 . 39. Того ж папы к нему ж Герману отповедь. Книга 9-я 76 . 40. Того ж исповедания веры, его ж начало страдавшими. Книга 9-я 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Mansi, Concil., t. III, col. 924. В 32-м правиле третьего карфагенского собора читается то же самое; в списке его не упоминаются лишь книги Маккавейские; в конце этого правила делается замечание: „Это да будет известно брату нашему и сослужителю Бонифацию и другим епископам тех стран, в подтверждение оного Канона, поскольку мы приняли их от отцов для чтения в церквах“. Совершенно аналогичны исчисление книг и замечания в 29-м правиле шестого карфагенского собора; разница лишь в том, что здесь упомянуты книги Маккавейские, и, вероятно, по вине писца, опущен Иезекииль. Mansi, ibid., t. IV, p. 430. Послание папы Иннокентия к Экзуперу, епископу Тулузскому, в сущности, повторяет исчисление канона Августина и африканских соборов. Вот текст его: „Какие книги принимаются в канон, показывает краткий перечень: Пять Моисея, Иисуса Навина одна, Судей одна, Царств четыре, Руфь, Пророков шестнадцать книг, пять книг Соломона, Псалтирь; также из исторических книг Иова одна, две Маккавейские, Ездры две, Паралипоменон две“. Mansi, Conc., t. II, p. 1040–1041. В конце V века, в 495 году, тот же канон священных книг воспроизводит декрет папы Геласия De recipiendis et non recipiendis libris. Вот часть этого декрета, относящаяся к Ветхому Завету: „А теперь должно вести речь о божественных писаниях, что принимает вселенская кафолическая Церковь , или чего должно избегать. Начинает порядок Ветхого Завета: Бытия 1 книга, Исхода одна, Левит одна, Числ одна, Второзакония одна, Иисуса Навина одна книга, Судей одна, Руфь одна, Царств 4, Паралипоменон 2, 150 псалмов – одна книга, 3 книги Соломона: Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней; также Премудрости одна книга, Екклезиастик одна книга, также разряд Пророков: Исаии 1 книга, Иеремии с его Плачем одна книга, Иезекииля 1 книга, Даниила 1 книга, Осии 1 книга, Амоса 1 книга, Михея 1 книга, Иоиля 1 книга, Авдия 1 книга, Ионы 1 книга, Наума 1 книга, Аввакума 1 книга, Софонии 1 книга, Аггея 1 книга, 1 книга, 1 книга. Также порядокъ 1 книга, опущенная нкоторымн, 1 книга, Ездры 2 книги, Есири 1 книга, Маккавеевъ 2 книги“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Своим происхождением книга обязана празднику Пурим (Судеб), который также называется днем Мардохея (2 Макк 15,36). Возможно, праздник этот был установлен во дни Плена в противовес языческому празднику бога Мардука. Так как греческий текст был известен в Египте уже в 114 году до Р.Х., то книга не могла быть написана раньше. Вероятно, Есфирь была написана в период борьбы с языческой тиранией (первая половина II века до Р.Х.; см. §27), но предание, положенное в ее основу, значительно древнее. Книга повествует о том, как иудеянка Есфирь, став женой иранского царя Артаксеркса (евр. Ахашверош, перс. Ксеркс), спасла свой народ, живущий в рассеянии, от гибели. Происки царского временщика Амана были направлены против всех иудеев. Он добился царского указа об их истреблении. Изобличенный царицей, Аман был казнен. А иудеям, поскольку в Иране царские указы не отменялись, разрешено было оказывать своим противникам вооруженное сопротивление. Исторические ссылки книги изобилуют неточностями. Так, например, известно, что женой Ксеркса была не Астинь (1,11) и не Есфирь, а Аместрис (Геродот, VII,6). Но, как и Кн. Товита, Есфирь не есть строгое историческое повествование. Она написана как свидетельство о промыслительных деяниях Бога, охраняющего ветхозаветную Церковь среди испытаний. Аналогию Есфири можно найти в истории Иосифа, рассказанной в Кн. Бытия. Вопросы для повторения 1. Кто из Отцов Церкви первым ссылается на Кн. Товита? 2. Каков был оригинальный язык книги? 3. К какому литературному жанру св. письменности она относится? 4. Когда, по мнению современных библеистов, могла быть написана книга? 5. Почему в допленных писаниях не упоминаются имена ангелов? 6. Кто был Асмодей? 7. Изложите основное содержание книги. 8. Какая ее часть наиболее полно выражает ее богословие? 9. В каком виде сохранилась Кн. Есфирь? 10. В связи с каким праздником и когда она была написана? 11. Каково ее содержание и смысл? §25 Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (ок. 190 года) 1. Автор, дата и язык книги. Около 200 года до Р.Х. произошло слияние традиции Закона с традицией мудрецов-хакамов. Отныне книжники стали больше опираться на Тору. Это нашло свое отражение в Кн. Премудрости, написанной человеком по имени Иисус, сын Сирахов (евр. Иешуа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В книге Авдия содержится предсказание гибели идумеян за то, что они радовались бедствиям Иерусалима. В книге Ионы передается история посольства пророка к ниневитянам. В книге Михея содержится предсказание падения царства израильского, плена иудеев в Вавилоне и возвращение их из плена. О Христе Спасителе предсказал, что Он родится в Вифлееме ( Мих. 5:2 ), В книге Наума находится предсказание падение Ниневии и блаженных времен для народа Божия. В книге Аввакума содержится предсказание разрушения царства иудейского и падения Вавилона, а также прославление пришествия на землю Спасителя ( Авв. 3 ). В книге Софонии помещается предсказание о разрушении царства иудейского за идолопоклонство и погибели врагов народа Божия. В книге Аггея содержится увещание иудеям продолжать постройку храма Иерусалимского, в котором должен явиться Мессия. В книге Захарии мы находим предсказание о восстановлении Иерусалима, а за тем и об Иисусе Христе, что Он, как «Царь праведный и спасающий», войдет в Иерусалим ( Зах. 9:9 ), что Искупителя оценят в 30 сребренников ( Зах. 11:12, 13 ) что после поражения пастыря рассеются овцы ( Зах. 13:7 ) и что обращенные иудеи с верою будут взирать на Того, «Егоже прободоша» ( Зах. 12:10 ). В книге Малахии содержатся обличения народа иудейского и пророчества о явлении Предтечи Господня и о явлении Самого Господа во втором храме Иерусалимском ( Мал. 3:1–5 ). Содержание неканонических книг Ветхого Завета. 1 . Книга Товита содержит в себе историю благочестивого мужа Товита и сына его Товии. 2 . Книга Иудифь заключает в себе описание подвига Иудифи, спасшей иудеев, живших в городе Ветилуе, от осады ассирийского военачальника Олоферна. 3 . Книга Премудрости Соломоновой доказывает ту мысль, что истинная мудрость происходит от Бога, и изобличает язычество. 4 . Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, излагает мудрые правила, относящиеся к различным случаям человеческой жизни. 5 . Первая книга Маккавейская описывает гонение на иудеев от Антиоха Епифана и подвиги Маккавеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9 См.: Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселен­ских и поместных и святых отец. М., 1893. С. 195. 13 Введение в Ветхий Завет. Книги Товита, Иудифи, Есфири, книги Маккавейские, книги Премудрости, книга Иова//Альфа и Омега. М., 1995. 4. С. 46–47. 23 Библейские женщины. Женщины в книгах пророческих//Православное обозрение. М., 1891. Ноябрь-декабрь. С. 562. 25 Афанасий, namp. Александрийский, свят. Краткое обозрение Священного Писания Ветхого и Нового Завета//Христианское чтение. СПб., 1841. IV. С. 397. («Синопсис», или «Краткое обозре­ние Священного Писания Ветхого и Нового Завета», надписан име­нем святителя Афанасия Великого , архиепископа Александрий­ского, по па самом деле это анонимное произведение, которое появилось после смерти святителя Афанасия, в начале V века (см.: Афанасий I Великий//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 30.)) 30 Введение в Ветхий Завет. Книги Товита, Иудифи, Есфири, книги Маккавейские, книги Премудрости, книга Иова//Альфа и Омега. М» 1995. 4. С. 45. 48 См.: Редер Д. Г., Черкасова Е. А. История древнего мира. Ч. 1: Первобытное общество и древний Восток. М., 1985. С. 229. 51 См.: Якобсон В. А. Новоассирийская держава/История древ­него мира. Кн. 2: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 36. 68 Cm.: Winter P. Judith, book of//The Interpreters dictionary of the Bible. V. II. New York – Nashville, 1962. P. 1025. 87 См.: Dentan R. С., Moore С. Л. Judith//The New Oxford Anno­tated Bible with the Apocryphal (Deutcrocanonical) Books. New York, 1991. P. 20. 89 См:. Дапдамаев М. А. Мидия и ахеменидская Персия//История древнего мира. Кн. II: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 157–158. 112 См.: Свенцицкая И. С. Эллинизм в Передней Азии//Ис­тория древнего мира. Кн. 2: Расцвет древних обществ. М., 1982. С. 351. 115 Пушкарь Б. Н. Священная библейская история. Ч. 1: Ветхий Завет. Троице-Сергиева Лавра, 1979. С. 225. Читать далее Источник: Кашкин А.С. Неканоническая книга Иудифь: происхождение, содержание и проблема историчности//Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2007. 1. С. 6-38.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Перечисление наших неканонических книг в числе канонических находится также в послании папы Иннокентия к епископу Тулузскому Экзуперию, который между прочим спрашивал папу о том, «какие книги должны быть принимаемы в Канон Священных Писаний» (qui libri in canone Sacrarum Scriptarum sint recipiendi). Папа отвечал: «Какие книги принимаются в Канон, показывает краткий перечень – Пять Моисея, Иисуса Навина одна, Судей одна, Царств четыре, Руфь, Пророков шестнадцать книг, пять книг Соломона, Псалтырь; также из исторических книга Иова одна, Товита одна, Есфирь одна, Иудифь одна, две Маккавеев, Ездры две, Паралипоменон две» 459 . Можно упомянуть еще о так называемом декрете папы Геласия, который некоторыми (как Гефеле, Креднер) считается сомнительным, так как в разных кодексах приписывается разным авторам: или папе Дамасу (366 – 384 г.), или Геласию (492 – 496 г.), или Гормизде (514 – 523). Здесь читается: «А теперь должно вести речь о божественных писаниях, что принимает вселенская кафолическая церковь , или чего должна избегать. Начинает порядок Ветхого Завета: Бытия 1 книга... Иисуса Навина одна, Судей одна, Руфь одна, Царств 4, Паралипоменон 2, 150 псалмов – 1 книга, 3 книги Соломона – Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней; также Премудрости 1 книга, Екклезиастик 1 книга; также разряд Пророков: Исаии 1 кн... Малахии 1. Также порядок историй (histiriarum): Иова 1 кн., опущенная некоторыми; Товита 1 кн., Ездры 2 книги, Есфири 1 книга, Иудифь 1 , Маккавеев 2 книги» 460 . Не смотря на указанные определения поместных соборов и пап, на протяжении всех средних веков и в западной церкви находятся ревностные поборники более точного распределения священных книг на канонические и неканонические, в духе бл. Иеронима и восточных Отцов. Случайное явление в истории Канона представляет мнение Юнилия Африкана (около 550 г.), который под влиянием Павла Перса, учителя Низибийской школы, вносит произвол в деление священных книг по их авторитету, относя книгу Сираха к тем, авторитет которых – безусловный, и наоборот, к отделу книг среднего авторитета наравне с книгами Иудифь, Маккавейскими, Премудрости Соломона относит Паралипоменон, Иова, Ездру, Неемию, Песнь Песней 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Глава 1 Благочестие Товита и ниспосланные ему испытания 1–9. Введение к повествованию книги о Товите: родословие Товита, верность этого израильтянина единому законному иерусалимскому богослужению при всеобщем религиозном разобщении и отпадении десяти израильских колен от дома Давидова. 10–14. Благочестие и благотворительность Товита в ассирийском плену при расположенном к нему царе Енемессаре (Салманассаре). 15–20. Бегство и бедствия Товита при жестоком Сеннахириме. 21–22. Возвращение Товита в Ниневию при Сахердоне (Асаргаддоне). Тов.1:1 Книга сказаний Товита, сына Товиилова, Ананиилова, Адуилова, Гаваилова, из племени Асиилова, из колена Неффалимова, Тов.1:2 который во дни Ассирийского царя Енемессара взят был в плен из Фисвы, находящейся по правую сторону Кидия Неффалимова, в Галилее, выше Асира. Я, Товит, во все дни жизни моей ходил путями истины и правды Тов.1:3 и делал много благодеяний братьям моим и народу моему, пришедшим вместе со мною в страну Ассирийскую, в Ниневию. 1–3 . Надписание книги, с указанием главного ее предмета. Имя «Товит», без сомнения, тождественное по происхождению и значению с именем «Товия», евр. Товийягу, Товийя ( 2Nap. XVII:8 ; Heeм. IV:3, 7 ; Зax. VI:10, 14 ), с еврейского означает: «благо Иеговы», «благ Иегова» и под.; в настоящем виде представляет эллинизованную форму еврейского имени (подобно " Ελισβετ в евр. Елишева). Длинное родословие Товита по восходящей линии может указывать на знатность рода и фамилии Товита в колене Неффалимовом (в Вульгате родословие Товита опущено). Выражение «книга сказаний» Товита, слав. «книга словес» Т., LXX ββλος λγων Τωβτ, в новое время понимается большею частью в смысле genet. object «повествование о Товите», но вполне допустимо понимание этого выражения и в качестве genet. subject: «рассказ Товита», письменное произведение Т.: в пользу последнего понимания говорят как последовательно удерживаемая до III гл. 6 ст. форма повествования от лица самого Товита в первом лице, так и прямое свидетельство книги о том, что Товит и Товия, согласно с повелением Ангела, не только устно прославляли Бога за все благодеяния, но и должны были все случившееся записать (LXX: γρψατε, Vulg. scribite XII:20 ср. ст. и Tob. XIII:1 ), что, без сомнения, и было исполнено ими, так что Товиту и Товии могли принадлежать, по крайней мере, некоторые первоначальные записи, легшие в основу содержания книги (ср. у проф. Дроздова, с. 250–257).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Г.П. Смирнов-Платонов Параграф I II III IV     Имея в виду предложить читателям руководительные сведения при чтении и изучении книги Товита, находим, прежде всего, нужным коротко описать состав и содержание книги, точно держась подлинного текста, как в направлении, так и в содержании рассказа, и только полнее представляя те черты подлинника, который не могут быть ясно выражены переводом. Затем предложим нужные сведения о памятниках, или текстах, в которых сохранилась книга Товита: излагая библиографические сведения о существующих текстах книги, мы будем иметь возможность сказать и о предположениях ученых относительно этой книги, образовавшихся при изучении текстов. Далее следовало бы изложить исторические сведения о происхождении книги, о времени и месте ее написания, о лице писателя и т. д. При недостатке положительных известий мы должны будем ограничиться здесь изложением важнейших мнений, образовавшихся в богословской литературе относительно этих предметов. В заключение скажем о характере и достоинстве книги, имея особенно в виду ее практическое употребление. § I В составе книги Товита различается несколько отдельных частей. После надписания и обстоятельного сведения о лице Товита (гл.1, ст. 1–2), излагается предварительная история Товита от лица его самого (гл. 1:3–3:6). По надписанию, которым книга усвояется Товиту, и по его собственному повествованию о себе, за книгою утвердилось название Товита. Повествование Товита о себе самом служит основою другой истории – сына его Товии, которая излагается в третьем лице от писателя книги (3:7–12). Поэтому книга Товита известна была и под именем Товии, и так как история обоих тесно связана, то она называлась иногда книгою Товита и Товии (или liber utriusqve Tobiae). Две последние главы составляют дополнение к истории Товита и Товии: 13 гл. изображает хвалебную песнь Богу, составленную Товитом, а 14 гл. содержит дополнительные сведения о последующей жизни Товита и его кончине, равно как о жизни и кончине Товии. Изложим коротко цельное содержание книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

Вторую часть своего исследования (стр. 248–529) проф. Дроздов посвящает оценке исторического достоинства книги Товита. В то время как почти все католические ученые, признающие каноническое достоинство книги Товита, считают её исторически достоверной во всем её объеме, остальные западные ученые, не стесняемые необходимостью признания католического канона, отрицают достоверность книги, одни всецело, другие – отчасти. Профессор Дроздов примыкает к мнению первых, выражая полное убеждение в историческом характере книги Товита и в достоверности её содержания (стр. 528). Первым основанием его убеждения служит то высокое уважение, каким пользовалась книга Товита в восточной и западной церкви до 16 в. Книга Товита вместе с другими неканоническими книгами вошла в библейский кодекс александрйских иудеев и в древнейших греческих и латинских списках помещалась среди книг канонических. Все это показывает, что она ставилась христианами с самых древних времен более или менее на один уровень с прочими книгами Св. Писания и, следовательно, признавалась чуждою каких-либо вымыслов или извращений истины (стр. 263−4). Также отцы и учители восточной церкви признавали в полном объеме буквальную, историческую достоверность книги Товита, пользуясь ею наравне с другим книгами Св. Писания. Климент Ал. и  Ориген называют её γραφ и θεος λ γος, каковыя названия употребляются обыкновенно в применених к каноническим книгам. Со времени Августина в западной церкви книга Товита стала считаться канонической. Взгляд на книгу Товита изменился на западе со времени реформации. Лютер причислил её к апокрифам, т. е. к обыкновенным человеческим произведениям назидательного характера, и уже этим самым допустил в ней возможность намеренных и ненамеренных уклонений от истины и действительности. Воззрения Лютера на книги Св. Писания имели большое влияние на последующих исследователей книги Товита. Разрушая церковные предания и руководясь исключительно научной критикой, ученые – рационалисты стали отрицать исторический характер этой книги. Они исключили из неё всё чудесное и сверхъестественное, как вымышленное; и это понятно: люди, не верующие в чудеса, не могли поступить иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010