«Лествица» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Главы достаточно независимы, но при этом находятся в тесной взаимосвязи и обозначают своеобразную иерархию духовной жизни. Первые 3 главы определяют монашескую жизнь, это главы об отречении от мира (1), о разрыве с мирскими пристрастиями (2) и о добровольном изгнанничестве (3). В следующих главах описываются основополагающие добродетели (главы 4–7: послушание, покаяние, память о смерти, плач), которые постепенно должно приобрести монаху, и различные страсти (главы 8–23: гнев, уныние, чревоугодие, гордость и др.), с которыми ему подобает сражаться. Плодом успешной борьбы Иоанн Лествичник называет простоту (24), смирение (25), рассуждение (26), которые возводят подвижника к высшим ступеням безмолвия (27), молитвы (28), бесстрастия (29) и любви (30). У духовной лествицы нет последней ступени. Если конец восхождения по ней – любовь, тогда, по словам Иоанна Лествичника , «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума» 87 . Исследователи различным образом группировали главы «Лествицы» по темам. К.Крумбахер объединял главы 1–23, в которых говорится о грехах, противоположных христианской жизни, и главы 24–30, посвящённые нравственным и богословским добродетелям 88 . П.Дезей выделяет в книге 3 части, каждая из которых содержит ключевую тему: отречение от мира (главы 1–7), борьба против грехов (главы 8–23) и христианское совершенство (главы 24–30) 89 . Деление, основанное на симметричном расположении тематических блоков в тексте, предложил Г.Гуйо. По его мнению, первые 3 главы, посвящённые разрыву с миром, и последние 4 главы о соединении с Богом образуют диспозицию, внутри которой заключаются главы о деятельном пути монашеской жизни. Эти главы в свою очередь образуют 3 блока: центральные 16 ступеней (8–23), посвящённые борьбе со страстями, находятся между главами об основных добродетелях (4–7) и о плодах подвижничества (24–26) 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Иверского монастыря, числом 38. 495. Фикара монаха, книга Греческая письменная, в полдесть, числом 49. 496. Фомы Диакона, книга о панагии, письмо Греческое, в полдесть, числом 44. В малой шкапе 497. Феодора Студита , Греческая харатейная, в полдесть. 498–499. Феодорита епископа Кирского, книга письменная, Греческая, половина харатейная, другая бумажная, Ватопедская, да три книги Греческие харатейные в четверть начала и концов нет. И в том числе едина Лаврского монастыря в четверть, числом 61. (На поле против последних: нет, зачеркнуто есть). 184 года, Февраля в 28 день. Иван Посников принес в Патриаршь разряд книги, которые имел из Воскресенского монастыря, бывший Духовник Андрей, и те книги отданы к книгохранилню Ризничему Иеродиакону Иакинфу. 502. Книга Азбука, вопросы Афонасия Великого, в четверть печать Московская. 503. Книга харатейная на Евангелие толк, письмо старинное, в десть. 504. Книга Шестоднев Василия Великого , харатейная, старое письмо, ветхо; а ныне на бумаге. 505. Книга Антиоха, писана полууставом, в десть. 506. Книга Летописец, в малую десть, писана на бумаге, ветх. 507. Книга устав церковной службы, письменный на хартии, Преподобного Саввы. 508. Книга Григория Богослова на хартии. 509. Книга Анастасия горы Синайской, в полдесть. 510. Книга о шести днях Иоанна Ексарха Болгарского, письменная, в полдесть. 511. Книга изложение ответы на Люторы, скорописьменная в полдесть. 512. Книга Вритании часть, письмо Белорусское. (На поле: у Тимофея, после зачеркнуто и написано: взята). 513. Книга Иоасафа царевича, печать Киевская, в полдесть. 514. Книга о Христове подражании, в четверть, печать Киевская. 515. Книга Иоанна Дамаскина , харатейная, в десть. 516. Книга требник, в десть, на бумаге. 517. Книга Стоглав скорописная, в десть. 518. Книга, Григория Синаита , в полдесть. 519. Книга о прении с Королевичем Дацким Волдемаром. 520. Книга Сотница, в полдесть, писана на хартии. 521. Книга часть Галлии письменная, в десть. 522. Книга Исака Сирина, в десть. 523. Книга Патерик Скитский, в десть, доска изомлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

25) Изложение претя пред царем Алексеем Комниным с епископом Медиоланским Глосоланом (?) и обличительные два слова Евстратия Никейскаго, книга 9, лист 96 и книга 6, лист 65. 26) Прение монаха Иоанна Фурна с Медиоланским епископом Петром, книга 9, лист 162. 27) Евфимия Зигабена , книга 6, лист 104. 28) Никиты Сеиды Иконийскаго о Святом Дусе, книга 9, лист 700.29) Никиты, патрикея Ца-реградскаго, о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 131, да первая книга, лист 131. 30) Греческаго самодержца Мануила Комнина прение с некоторыми кардиналами о исхождении Святаго Духа, книга 6, лист 189. 31) Николая, епископа Медонскаго, слова два о Святом Дусе и два ж слова на опресноки, и единое, как возможе на нас латинник, книга 9, лист 320 и 727. 32) Феодора Курополата Смирнянина на опресноки, книга 9, лист 759; книга 6. Иоанна, патриарха Антиохийскаго, на опресноки. 33) Николая Музалона к царю Алексею, книга 6, лист 81; да которые писаны после взятия Царяграда от латинов. 34) Георгия Великаго Логофета Акриполитенина два слова о исхождении Святаго Духа, книга 9, лист 258. 35) Николая Идрунскаго, 9 книга, лист 87 и 592. 36) Без имяни некоего безглавное слово, книга 9, лист 321. 37) Германа, иже в Никеи, Константинопольскаго патриарха, послание к Григорию IX, папе Римскому, книга 9. 38) Того ж папы к нему ж, Герману, отповедь, книга 9. 39) Того ж исповедание веры, его ж начало: «страдавшими», книга 9.40) Мефодия, патриарха Цареградскаго, иже в Никее, на опресноки. 41) Льва, архиепископа Болгарийскаго, три послания, книга 9, лист 640. 42) Льва, митрополита Маркианопольскаго, на опресноки, книга 9. лист 721. 43) Без имени некоего списания, его же начало: «иже в сборнике лежащем проклятии», книга 9, лист 777. 44) Иоанна, митрополита Клавдиопольскаго, на опресноки, книга 6, лист 68 и книга 9, лист 605.45) Безъименнаго некоего на опресноки, его же начало: «от Сиона глаголет пророческое слово изъити слову», книга 9, лист 753. 46) Митрополита Керкильскаго Василия послание к папе Римскому, книга 9, лист 603.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

В собрании Св. книг, называемом Библиею, кроме исчисленных, есть так называемые Апокрифические (от Αποκρπτω закрываю), потому что происхождение их сокрыто во мраке неизвестности. Сии книги написаны после времен пророческих в продолжение последних 400 лет пред Рождеством Христовым, когда собрание Св. книг уже получило полную свою определенность, и потому, как не принадлежавшие к совокупности книг Св., они ни в храме не хранились, ни в синагогах не были читаемы, но впоследствии времени присовокуплены к прочим, как достойные уважения по своему содержанию и заключающие в себе богатый источник назидания. Таковы в Ветхом Завете: 1 . Книга Товита. Здесь в жизнеописании Товита н сына его Товии представляется спасительная Сила веры и упования на Бога. 2 . Юдифь. В этой книге описывается, как Юдифь, оградившись молитвою, освобождает отечественный свой город от погибели, лишивши жизни Олоферна, полководца Ассирийского, который держал его в осаде. 3 . Некоторые места в книге Есфирь, в Греческих кодексах и в переводе Славянском не означенные счетом стихов. 4 . Книга премудрости Соломоновой, содержащая в себе похвалы премудрости, состоящей в познании Бога и исполнении Его Воли, и обличения идолопоклонства. 5 . Книга Премудроити Иисуса сына Сирахова, написанная благочестивым, глубокомысленным Иисусом на Еврейском языке, а внуком его переведенная на Греческий, заключающая в себе превосходное собрание нравоучительных изречений. 6 . Книга Пророка Варуха, содержащая в себе молитву о избавлении народа Божия из плена, возбуждение к покаянию и проч. 7 . Послание Иеремии к пленным Иудеям в Вавилоне, присовокупленное к Плачу Иеремии. 8. Молитва Манассии, присоединенная ко второй книге Паралипоменон. 9 . В книге Пророка Даниила Песнь трех отроков. Гл. III, История о Сусанне Гл. XIII, о Виле и Змие Гл XIV. 10 . Вторая книга Ездры, состоящая из повторения некоторых повествовании из книг Паралипоменон и из I-й книги Ездры, с дополнением некоторых подробностей. 11 . Третия книга Ездры. Здесь в виде откровений изображается Божие смотрение о Церкви Иудейской и пришествие Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

291. Книга в полдесть, Летописец Русский, вначале: Анастасия блаженного патриарха, скорописный, вопросы и ответы. 292. Книга в полдесть, Дорофей, ветха, вначале: хвалю усердие. 293. Книга в полдесть, Соборник, поволочена в затылок, вначале поучение в понедельник первой недели. Поминовской Березникова. 294. Книга в полдесть, Соборник, митрополита Иоасафа, вначале: житие святого Иоанна епископа безмолвника, Савина монастыря. 295. Книга в полдесть, Григория Амиритского; вначале написано: Весь некая есть не от славных. 296. Книга в полдесть, Соборник, в ней 19 глав вначале: житие святых Минодоры и Митродоры и Нимфодоры. 297. Книга в полдесть, Бытия, поволочена кожею без досок. 298. Книга в полдесть, Соборник, а в нем 10 глав, вначале житие Марии Египетской. 299. Книга в полдесть. Мерило праведное. 300. Книга в полдесть, Соборник, вначале писано: Анастасия горы Синайской, поволочена кожею в затылок. 301. Книга в полдесть, Соборник, в ней 28 глав, поволочен в затылок, в начале Данило Столпник. 302. Книга в полдесть, на бумаге, новым чудотворцам Ростовским, 11 глав, в начале: Леонтию Ростовскому стихиры и канон и житие. 303. Книга в полдесть, Исак Сирин, в начале на заставице крест, письмо добре худо. 304. Книга Исак Сирин, в начале заставица писана красками. 305. Книга в полдесть, пленение Иерусалимское Навуходоносором, а другое Антиохово, а третие Титово, поволочено в затылок, письмо плохо. 306. Книга в полдесть, Соборник, Серапионовский, в начале: иже предста царица одесную тебе. 307. Книга в полдесть, на бумаге, от словес Василия великого, а в ней 30 глав, поволочена в затылок. 308. Книга в полдесть, Стоглавник, поволочена атласом зеленым, ветх. 309. Книга в полдесть, правило Ивана Постника, дачи Арсенья Одинца. 310. Книга в полдесть, Правило же поволочено кожею, заставица писана кружчатая красками, в затылок, ветха. 311. Книга в полдесть, Иов праведный, толковая. 312. Книга в полдесть стихиры и канон Леонтию Ростовскому, и житие, и иным святым. 313. Книга в полдесть, Апокалипсис, в нем 72 главы, Евстафия Головкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

365. Книга в десть, Соборник, a в нем 9 глав, письмо дача егож Германа. 366. Книга октай 5 гласа письменный Филарета Жижемского. 367. Книга Иоанна Дамаскина в полдесть, житие Иваново и Небеса и Философия, дачи Келаря старца Александра Булатникова. 368. Книга Григория Богослова в десть, дача Окольничева Василья Ивановича Стрешнева. 369. Книга минея Четья в десть, месяц Февраль, от задней цки: слово Нектария Архиепископа Констана града. 370. Книга в десть, Лествица толковая, дачи Келаря старца Александра Булатникова. 371. Книга в десть, с начала слова из Патерика Скитского, да житие Паисия великого, да о Преподоб. Отце Филимоне отшельнике, да сказание заповедям Господним от правил Никонских слово 2-е, в белой коже. 372. Книга Триодь постная, в десть, ветха. 373. Книга Соборник в полдесть, ветх, сначала о Мытаре и Фарисее, от задней доски слово Святого Евсевия о блаженном деле, письмо плохо. 374. Книга Триодь постная, неполна до четвертой недели, в полдесть. 375. Книга Триодь постная со крестопоклонной недели в полдесть. 376. Книга в полдесть, Синаксари из триоди ветха. 377. Книга в полдесть, Торжественник, а праздники писаны по золоте, а из него 15 слово вырезано. 378. Книга в десть, на бумаге, Торжественник Иоакимовский, а в нем 64 главы. В Казне Книги: 379. Евангелие тетр письменное в осминку харатейное, в белой коже. 380. Книга в полдесть, половина правил Никонских, переплетена в затылок. 381. Книга Иоанна Златоустог о Андриатис, с заставицы в десть. 382. Книга Летописец степенной, в десть. 383. Книга скорописная Максима Грека, в десть, в переплете. 384. Книга Гранограф скорописный, в десть. 385. Книга Троя, скорописная, в десть, 386. Книга скорописная, в полдесть, на Латыны Князя Василия Острожского. 387–388. Две книги скорописные в полдесть. В одной Стоглав, а другая Максима Грека, обе в переплете. 389. Книга скорописная, в полдесть о священии антиминсом, в ней же проклятие на еретиков в неделю Православную. 390. Патерик Скитский, в полдесть ветх. 391. Книга Антиохова, в полдесть, ветха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Варуха и дополнений к Книге прор. Даниила, еще и «Апокалипсис Варуха» (2-я Книга Варуха), «Апокалипсис Ездры» (3-я Книга Ездры в правосл. традиции без глав 1-2 и 15-16), 3-ю и 4-ю Книги Маккавейские, а также 6-ю книгу «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Присутствие в Амброзианском кодексе «Апокалипсиса Ездры» и главы из «Иудейской войны» уникально, в более поздних сир. списках Библии эти книги уже не отмечены. «Апокалипсис Варуха» также не встречается за пределами Амброзианского кодекса, но фрагменты этой книги вошли в 3 яковитских лекционария XIII-XV вв. Напротив, 3-я и 4-я Книги Маккавейские занимают достаточно прочное место в ВЗ (среди неканонических книг), судя по сир. спискам Библии разных эпох. Отсутствие в древнейших сир. кодексах (Амброзианском 7a1, Парижском 8а1 и Лауренцианском 9а1) Книги Товита, цитаты из которой приводятся, напр., Афраатом (IV в.), по-видимому, объясняется тем, что эти кодексы неполные. Начиная со старейшего полного кодекса Библии - Библии Бьюкенена (12а1), Книга Товита представлена еще в 18 рукописях Библии (List of Old Testament Peshitta Manuscripts. 1961). В некоторые сир. списки Библии также включены: 2-я Книга Ездры, Молитва Манассии, апокрифические псалмы (151-155; два из них известны только по-сирийски), «Псалмы Соломона», «Оды Соломона», а также сборник из 9 поэтических текстов из разных разделов ВЗ, известный в лит-ре под названием «Песни» (см. Библейские песни ). Принято считать, что сир. канон НЗ в его наиболее ранней форме определен в сир. апокрифе «Учение апостола Аддая» (кон. IV - нач. V в.), где предписывается читать «Закон», «Пророков», Евангелие, Послания Павла и Деяния, а кроме них «больше ничего» ( Мецгер. 2001. С. 114). Как отмечает Мецгер, вместо 4 отдельных Евангелий использовался Диатессарон - евангельская гармония, созданная ок. 170 г. Татианом. Еп. Феодорит Кирский (не позднее сер. V в.) сообщал, что чтение Диатессарона велось лишь в 200 из 800 общин ( Пигулевская. 1979. С. 116). Известно также, что прп. Ефрем Сирин был знаком с 4 Евангелиями по старосирийскому переводу ( Haar Romeny.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

1807. Никонские правила, в десть, оболочена в затылок. 1808.Патерик Печерский, в десть, на бумаге, оболочен кожею, с жуки. 1809–1810. Два Соборника в полдесть, письменные, оболочены кожею. 1811. Соборник, в десть, оболочен кожею в затылок. 1812. Книга Василия Кесарийского, в десть, оболочен кожею. 1813–1814. Две книги, в полдесть, Саввы Сербского , одна в затылке, а другая вся оболочена. 1815. Книга Афанасия Александрийского , на харатье оболочена хозом. 1816. Книга Псалтырь толковая, в десть Из Пскова Печерского монастыря Выписано из отписных книг 135 года. 1817. Книга Устав, в десть. 1818–1819. Два Пролога, в десть. 1820–1821. Две книги Райских, в десть. 1822–1823. Два Торжественника, в десть. 1824–1825. Два Соборника, в десть. 1826. Книга Святых жен чтение. 1827–1828. Две книги Никонские, в десть. 1829. Псалтырь толковая, большая, в десть. 1830. Книга Богослов, в десть. 1831–1832. Две книги Антиоха, в десть. 1833. Книга Василия Великого , в десть. 1834. Псалтырь толковая, меньшая. 1835. Книга Исак Сирин в десть. 1836–1837. Две книги Матфея, в десть. 1838–1839. Две книги Иоанна Богослова беседы. 1840. Книга Иоанна Богослова хождение, в десть. 1841. Книга преподобных отец Жития, в десть. 1842. Книга Патерик большой Печерский, в десть. 1843–1844. Два Патерика Скитский да Печерский, в полдесть. 1845. Соборник, в десть. 1846. Апостольская похвала, в десть. 1847. Феодор Студит , в десть. 1848. Книга Максима Грека, в полдесть. 1849–1850 Два Соборника, в десть. 1851. Книга Изложение царское, в полдесть. 1852. Книга Устав, в десть. 1853. Книга Летописец Новгородский, в полдесть. 1854. Книга другой Летописец Псковский в полдесть. 1855. Книга Феодора Едесского, в полдесть. 1856. Хронограф, в десть. 1857. Книга Паремейник, харатейный, в десть. 1858. Книга Кирилла Иерусалимского, в полдесть. 1859. Книга Измарагд, в полдесть. 1860. Книга Паисия Великого, в десть. 1861. Книга Соборник, в полдесть. 1862. Книга Иоанна Дамаскина , в полдесть. 1863. Книга Козма Индикоплов, в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

524. Книга Кормчая, харатейная, в десть. 525. Книга Летописец, писана уставом, в десть. 526. Книга часть Италии, в десть писана уставом. (На поле: у Тимофея, после зачеркнуто и написано: взята). 527. Книга Шестоднев, писана уставом, в десть. 528. Книга Евангелие Немецкое, в лицах, печатная, в десть. 529. Книга Требник Греческий, письменный, на хартии, в полдесть. 530. Книга Максима Грека , писана мелким уставом, в полдесть. 531. Книга Пчела письменная, в полдесть. 532. Книга Патерик Синайский, харатейный, письменный, в полдесть. 533. Книга Максима Грека , печатная в полдесть. 534. Книга Аристотель, скорописная, в полдесть. 535. Книга Зерцало Духовное, писано полуставом, в полдесть. 536. Книга харатейная Климакс, писана уставом, ветха, в десть. (По нынешнему Шестоднев Словенский, Василия Великого , в малую десть). 537. Книга святого Феодорита, ветха, в полдесть. 538. Книга Иоанна Златоустог о, беседы, письмо старинное, в десть. (По нынешнему осмотру Иоанна Дамаскина 4 книги о вере, харатейная, в древе Славенская). 539. Взята вновь книга у Андрея Виниоса строелная рудознатная. 185 года, августа в 11 день, отдал старец и Евфимий в книгохранильню святейшего патриарха, которые имал со Иверского подворья. 540. Книга Дионисия Ареопагита . (На поле: у Сергия). 541. Две части книги Василия Великого , на двое расплетены. 542. Книга Афонасия Великого на двое расплетены. 543. Книга Феофилактово толкование, на Апостол. 544. Книга Греческая Конкардантия. 545. Книга Хронологии, Греческая, в полдесть печатная. 546–547. Две книги Икумениа. 548. Книга Иосифа Евреина. 549–550. Две книги Евсевия Кесарийского , печатные, в десть. (На поле: отдани). 551. Книга Псалтырь толковая, Греческая харатейная, в малую десть, без застежек; задняя доска расколота. Иверского монастыря, числом 59. (На поле: по азбуке пис. 2–жды. В конце: А по сказке Ризничего Иакинфа и по справке те две книги: Евсевия Панфилова Кесарийского епископа печатная в десть, да книга Псалтирь толковая Греческая писаны в тетрадях по буквам, которые закреплены святейшего патриарха рукою, и потому тех трех книг здесь вдругижды не писать).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

1589. Паремейник, харатейный, в полдесть. 1590. Книга Служебник, харатейный, в полдесть. 1591. Книга скорописная, Саввы Сербского , в полдесть, в затылке. 1592. Книга Пчела, письменная, в полдесть. С Костромы живоначальной Троицы Ипатского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 150 года. 1593. Книга Евангелие, напрестольное, Апракос, харатейное, поволочено бораном красным, застежки и жуки медные. 1594. Книга Псалтырь толковая, в десть. 1595–1597. Три книги Лествицы, в полдесть. 1598. Книга Синаксарь, в четверть. 1599. Книга Апостол толковый, в десть. 1600–1601. Две книги Уставов, письменных, в десть, один ветх. 1602. Книга Соборник, большой, в десть, на весь год. 1603. Книга Соборник, в полдесть, в начале житие Саввы Вишерского. 1604. Книга Соборник, в полдесть, в начале житие Ипатия. 1605–1606. Две книги Василия Великого, письменные, одна в десть, а другая в полдесть. 1607. Книга Григория Амиритского, в полдесть. 1608–1609. Две книги Измарагд, в десть. 1610. Книга Исак Сирин, в десть. 1611. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1612. Книга Златоуст, в десть. 1613. Книга Царств, в десть. 1614. Книга Соборник, на всю Пятдесятницу. 1615. Книга Иоасафа Царевича, в полдесть. 1616. Книга Саввы Сербского, в полдесть. 1617. Книга Палея, в десть, ветха. 1618–1619. Две книги Григория Богослова , обе в десть. 1620. Книга Летописец, в полдесть. 1621. Книга Петр Дамаскин, в полдесть. 1622. Книга Правила святых Отец, бумага Александрийская, писана в десть. 1623. Два Соборника, в полдесть жития многих святых Отец. С Костромы Богоявленского монастыря. Выписано из отписных книг 151 года. 1624. Устав письменный, в полдесть. 1625. Обиходник письменный Кириловский, в четверть. 1626–1628. Три книги Евангелиев толковых, a в них четыре Евангелисты. 1629–1630. Две книги Апостолов толковых. 1631–1632. Две книги Правило Святых Апостолов, одна в десть, а другая в полдесть. 1633. Книга Никонское правило, в десть. 1634. Книга на Латынскую ересь, да в ней же Ияков Жидовин. 1635–1637. Три книги Торжественники письменные в десть, а из них одна Постная о Мытаре и Фарисее, а другая Пятдесятичная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010