Тринадцать книг Соборников. 2407. Книга Зерцало, на харатье. 2409 335 –2412. Пять книг Пролог, ветхи. 2413–2414. Две книги Уставов. 2415–2419. Пятеры Псалмы Давидовы, один на харатье. 2420–2424. Пять книг Апостольского Деяния толковых. 2425. Книга Правила. 2426. Книга Торжественик. 2427. Книга Феодор Едесский с приписью. 2428–2433. Шесть книг Исака Сирина. 2434–2439. Шесть книг Иоанна Лествичника . 2440–2442. Три книги Иосафа Царевича. 2443. Книга Иоанна Дамаскина . 2444. Книга Григория беседовника. 2445. Книга Афанасий Александрийский . 2446. Книга Златоструй. 2447. Книга Иев Авсидийский. 2448. Книга Савва Сербский. 2449. Книга Симеон новый Богослов . 2450. Книга Зерцало. 2451. Книга Соборник писан тростию. 2452. Книга Пчела. 2453. Книга Беседы Евангельские. 2454–2486. Тридцать три книги Соборников. 2487. Книга Криница. 2488. Книга Временник. 2489. Книга Псалтырь толковая. 2490. Книга Чудотворца Мартинияна. 2491. Книга Полууставы на харатье. 2492–2502. Одиннадцать книг Соборников. 2503. Книга Феодор Едесский. 2504. Книга Летописец. 2505. Половина Псалтыри толковый. Из Переславля Рязанского Спасского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 2506–2507. Две книги Иоанна Списателя Лествицы, одна в десть, а другая в полдесть, обе письменные. 2508–2509. Две книги Исака Сирина, в десть, ветхи. 2510. Книга Симеона Нового Богослова , письменная, в полдесть. 2511. Книга Триодь Цветная, письменная, на харатье, в десть. 2512. Книга Евангелие толковое, Лука да Иоанн Богослов, письменное, в десть. 2513. Книга Пролог, на полгода, письменный, в десть. 2514–2515. Два Пролога, один с Сентября, а другой с Марта, письменные, в десть. 2516. Книга Пролог, три месяца с Сентября, письменный, в полдесть. 2517. Соборник, письменный, в десть. 2518. Книга Василия Нового, письменная, в четверть. Тихвина монастыря. Выписано из отписных книг 142 года. 2519. Евангелие толковое, Иоанна Богослова, вседневное, в десть. 2520. Другое Евангелие Луки Евангелиста. 2521–2522. Третье Матфея да Марка, в одном переплете, все три письменные, в десть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся: 1. Вторая книга Ездры. Содержит повествование о царствовании благочестивого царя Иосии (с тринадцатого года его царствования). В ней говорится о его преемниках на престоле иудейском, упоминается о вавилонском плене и возвращении иудеев из него, о восстановлении ими Храма при царях Кире и Дарии, описываются труды священника Ездры. 2. Книга Товита. Повествует о добродетелях благочестивого Товита и о том, как Ангел Хранитель помогал его сыну Товии. 3. Книга Иудифи. Описывает подвиг иудеянки Иудифи, хитростью спасшей израильтян в городе Вети- луе от осады ассирийцев под предводительством военачальника Олоферна. 4. Книга Премудрости Соломона. Доказывает, что истинная мудрость происходит от Бога. Обличается язычество. 5. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Излагает множество мудрых правил, относящихся к различным обстоятельствам жизни человека. 6. Послание Иеремии. Содержит предостережения против почитания языческих ИДОЛОВ И утверждает, ЧТО ИДОЛЫ не боги, а мертвая материя. Иеремия увещает непоколебимо веровать в единого истинного Бога, Творца и Владыку вселенной и не смущаться никакими примерами языческого культа. 7. Книга пророка Варуха. Дает обзор печальной судьбы Израиля и указывает ее причину — забвение Закона Божия. В книге содержится молитва о раскаянии народа и помиловании его. Восхваляется премудрость, которая выше всякого земного блага. Дается утешительное обетование о будущих славных временах Израиля. 8. Первая книга Маккавейская. Книга повествует о борьбе палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого ига Селевкидов — Антиоха IV Епифана и его преемников — в период с 175 по 134 гг. до Р. 9. Вторая книга Маккавейская. Рассказывает о событиях, относящихся ко времени правления четырех сирийских царей (Селевка IV,Ahmuoxa IV Епифана, Антиоха V Евпатора и Димитрия I Сотера), начиная с попытки Илиодора ограбить Иерусалимский храм (176 г.) и кончая последней победой Иуды Маккавея (над Никанором в 160 г.).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

С. 1). С др. стороны, М. относил дату написания книги к послепленному периоду, ссылаясь на язык, переполненный арамеизмами и множеством «отвлеченных и философских выражений» (Там же. С. 4-5). Соответственно автором книги М. считал не Соломона, а неизвестное лицо, жившее в период, когда «общее недовольство послепленного времени, общее утомление в постоянной борьбе с тяжелыми политическими и социально-экономическими условиями жизни» побуждали Екклесиаста «утешить впадавших в уныние современников» (Там же. С. 5-6). Указание же авторства в самой книге М. объяснял офиц. миссией автора как проповедника и народного учителя. Отношение к этим выводам в рус. библеистике было неоднозначным: так, напр., коллега М. проф. КазДА П. А. Юнгеров придерживался традиц. церковного мнения о датировке и об авторстве книги, полагая, что иное мнение способно «поколебать исторический авторитет и божественное происхождение всех Священных ветхозаветных писаний и ветхозаветной священной истории» ( Юнгеров П. А. Введение в ВЗ. М., 2003. Т. 2. С. 13, 240-242). С ветхозаветной тематикой в деятельности М. были связаны 2 важные научные дискуссии: первая, с проф. КДА Н. М. Дроздовым, возникла в связи с критической рецензией М. на его докт. дис. «О происхождении книги Товита: Библиологическое исследование» (К., 1901). М. считал неудовлетворительными выводы диссертанта об историческом характере Книги Товита и достоверности ее содержания. М. настаивал на том, что между неканоническими и каноническими книгами «останется всегда целая пропасть, как между вдохновенными писаниями и человеческими, хотя весьма полезными, сочинениями», поэтому Церковь, «признавая нравственно-практическую пользу употребления и чтения неканонической книги», ее оценку с исторической стороны всецело предоставляет науке. Т. о., если в изучении канонических книг «научный критицизм должен ограничиваться признанием боговдохновенности их», то в отношении к книгам неканоническим «этих границ Церковь не полагает» ([Рец. на:] Дроздов Н. М. О происхождении книги Товита: Библиологич.

http://pravenc.ru/text/2564538.html

исслед. К., 1901//БВ. 1902. 5. С. 154). В ответ на попытку Дроздова обвинить оппонента в борьбе «против свободы научного исследования» М. постарался сформулировать свой взгляд на сочетание научного критицизма с правосл. т. зр. Разделяя стремление к построению самостоятельной правосл. библеистики, М. настаивал на необходимости тщательной текстуальной критики, к-рая была свойственна, по его мнению, авторитетным церковным ученым - свт. Филарету Московскому, митр. Арсению Киевскому, признававшим «недоумения», встречающиеся в Книге Товита (О неудачном соединении научного критицизма с правосл. т. зр. 1902. С. 649-651). По мнению М., признание исторической достоверности Книги Товита никак нельзя отождествлять с правосл. т. зр., а отрицание ее - «с рационализмом, с неверием в Откровение и чудо» (Там же. С. 652-653); мнения же нек-рых отцов и учителей Церкви «относительно исторического характера Книги Товита» и др. неканонических книг принадлежат «к сфере чисто научной», не вытекают «из обязательных начал христианской веры» и потому не должны «стеснять научной критики» (Там же. С. 653-654). В статьях по церковному праву и церковно-общественным вопросам М. опирался на свои предыдущие исследования библейской тематики. Наиболее значимым в этой области является его докторское исследование, посвященное устройству Церкви в первые 2 века христианства, которое, по мнению рецензентов, заполняло «давно чувствовавшийся у нас пробел по начальной истории канонического права» (Журналы заседаний Совета МДА за 1909 г. Серг. П., 1910. С. 82). Рецензенты также отмечали научную состоятельность, оригинальность и самобытность исследования, «высокую критическую осторожность» в обращении с источниками (Там же. С. 97). М. прямо заявлял свою исследовательскую позицию: не желая «делать пропасть между нашим исследованием и современным положением науки», он стремился исходить из фактов «более или менее очевидных для беспристрастных исследователей» (Устройство христ. Церкви в первые два века. 1909. С. 79).

http://pravenc.ru/text/2564538.html

Указывая на эти основания, некоторые предполагают, что и в греческом тексте книги Товита, с которого сделан и славянский перевод этой книги, первоначально стояло не ωνς, а Ναομ и что только впоследствии по ошибке или недоразумению переписчиков появилось вместо Ναομ ωνς и отсюда заключают, что на это место книги Товита нельзя ссылаться как на свидетельство иудейской церкви о книге Ионы. Но такое заключение несправедливо; основание его произвольное и не подтверждается ни одним положительным свидетельством: нет ни одной греческой рукописи, где бы читалось вместо ωνς Ναομ. Поэтому справедливо считать настоящее чтение ωνς подлинным и слова Товита объяснять так, что он считал исполнение пророчества Ионы и погибели Ниневии лишь на время отложенным вследствие покаяния ниневитян; теперь же, когда Товит видел, что нечестие ниневитян возросло до крайних пределов, он пришёл к убеждению, что пророческое слово Ионы не должно пройти мимо и Ниневия должна погибнуть. 29  Некто Никодим Святогорец , составитель синаксария, объяснил, почему известный составитель житий, Симеон, назван Метафрастом, говорит: τος ποους ατς πλιν μετφρασευ ες γλυκυτιην φρασιν – т. е. собранные им жития святых он переложил на сладчайшую речь. См. Синаксарь от 9 ноября. Ср. труды К. д. академии 1862 г., кн. 9. 34  См. Comment. Cornel a lapide in Matth. XXVII, 53. Но против этого справедливо основываясь на том предании, что в момент смерти Спасителя распались скалы лишь около Иерусалима (Кир. Иерусал. Катих.13), говорят, что тогда воскресли только те, которые в окрестностях Иерусалима были погребены и недавно умерли. Евангелие Никодима указывает при этом на воскресение двух сынов Симеона Богоприимца. Ср. Последние дни земной жизни И. Христа, Иннокентия, 1857 г., ч.V, стр.80. 35  В переводе, представленном в толковании пр. Палладия, стоит: против него: но едва ли справедливо. 36  Евр. ki чаще, чем: потому что, означает: что, как союз придаточного существительного предложения, без которого главное (проповедуй=евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

под. Для каждого, знакомого с делом ясно, что такого рода воззрение находится в прямом противоречии с воззрением христианской церкви и всех отцов и учителей церкви. В этих тирадах автора почти каждое выражение составляет или неточность, или искажение фактов. Но за недостатком места остановимся на том лишь, что имеет существенное значение. Правда, что церковь выделяла и выделяет неканонические книги из ряда обыкновенных человеческих произведений и ставила их авторитет выше авторитета последних; но это не значит, чтобы она перестала считать их за произведения человеческого ума, хотя и просвещенного верой. И человеческие произведения имеют различный авторитет. Отсюда между каноническими и неканоническими книгами будет всегда целая пропасть как между словом Божиим и словом человеческим, хотя и рекомендуемым церковью для назидания. И. Дамаскин, сказав, что св. писатели канонических книг «вещали Духом Святым», прибавляет: «а книги, называемые Панарет – хотя книги назидательные и добрые, не входят в число (боговдохновенных писаний), и в ковчеге не хранились». («Точное изложение прав. веры». Стр. 272). Относительно же книги Товита он совсем не упоминает. Признание книги Товита книгой небоговдохновенной, хотя полезной и назидательной, было общим воззрением восточных отцов и учителей. Как слово не Божие, а человеческое, хотя и авторитетное, оно не исключает возможности заблуждений и извращений истины. И сам автор признает это, говоря («Защита», стр. 327), что писатель книги —656— Товита, «как лишенный» озарения свыше, мог искаженные истины признавать за подлинные, или подлинные истины, сохранившиеся в предании и в Св. Писании, ошибочно понимать и истолковывать». Но для него важна невозможность заблуждений, а лишь действительные заблуждения. На самом же деле это то именно неважно в решении принципиального вопроса. Возможны и несомненно существуют человеческие произведения, чуждые ошибок, напр. математические, астрономические, исторические и т. д. Но никто не подумает ставить их на один более или менее уровень с писаниями боговдохновенными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История Товита и его сына Товии описана в священной книге, которая называется книгой Товита. Из наставлений Товита своему сыну Товии: «Во все дни помни, сын мой, Господа Бога нашего и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззаконными. Ибо если ты будешь поступать по истине, в делах твоих будет успех, как у всех, поступающих по правде. Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалей глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лицо Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу: ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму». «Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас... Что ненавистно тебе самому, того не делай никому... У всякого благоразумного проси совета и не пренебрегай советом полезным... Благословляй Господа Бога во всякое время и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны» ( Тов. 4:5–19 ). 56. Царство иудейское и его падение (4902 г. от сотв. мира, 607 г. до Рожд. Хр.). Царство иудейское существовало 373 года и имело 20 царей из дома Давидова. Некоторые из них оставались верными Богу и поддерживали благочестие в своем народе. Из таких благочестивых царей особенно замечательны Езекия и Иосия. В царствование Езекии Сеннахерим, царь ассирийский, с большим войском напал на Иудею и даже осадил Иерусалим. Езекия обратился к Господу с молитвой о помощи, и Господь возвестил ему чрез пророка Исаию: «не бойся царя ассирийского: он услышит такую весть, что возвратится в свою землю и там будет убит». Действительно, Сеннахерим получил известие, что царь ефиопский напал на его владения, и должен был возвратиться с войском в Ассирию. Однако, прежде чем оставить пределы Иудеи, прислал Езекии письмо, в котором, требуя от него покорности, писал: «пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь. Ведь ты слышал, что сделали цари ассирийские с другими народами? боги этих народов могли – ли спасти их?» Езекия принес это письмо в храм, развернул пред лицом Господа и просил у Бога защиты. В ту же ночь Ангел Господень поразил 185.000 ассирийского войска. Сеннахерим со стыдом должен был возвратиться в свою землю и там был убит своими сыновьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Товия рассказал отцу о всех благодеяниях Божиих, явленных ему во время пути его. Назидательные размышления Святой царь – пророк Давид, рассуждая в псалмах своих о праведнике, возлагающем надежду свою на Господа, говорит: «Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих: на руках возмут тя да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и; яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есть в скорби, изму его и прославлю его: долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90, 9–16 ). Сии утешительные слова царя-пророка подтверждаются многими примерами, особенно же примерами Товита, сына его, и Сарры, дочери Рагуиловой. Какое непоколебимое в несчастии ограждение от уныния составляет упование на всепремудрый и всеблагий Промысл Божий и свидетельство непорочной совести! История Товита показывает нам, как милостыня привлекает к нам милосердие Божие: «Блажены милостивии, яко ти помиловании будут» ( Матф. 5, 7 )! Покровительство, оказанное Товии Рафаилом, научает нас чтить Святых Ангелов Божиих и особенно того, которому Бог вверил хранение каждого из нас. Наконец, в исцелении старца Товита мы видим, что Бог посылает на нас, т.е. попускает, болезни, и Бог же исцеляет от них, благословляя естественные врачества и подавая им целебную силу. Как часто люди забывают эту истину! Если бы чаще вспоминали о ней, то мы не видели бы столь неблагодарными к Господу людей, которые от угрожавшей смерти возвращены неожиданно к жизни и к здравию! Видение Валтасара Валтасар, царь Вавилонский, приготовил великолепный пир для тысячи вельмож двора своего. Упившись вином, он повелел подать себе золотые и серебряные священные сосуды, взятые отцом его Навуходоносором из храма Иерусалимского, и пил из них вино с вельможами своими, восхваляя богов своих. Вдруг явились персты руки человеческой и написали неведомые слова на стене палаты, в которой пировал Валтасар. Царь смутился и изменился в лице, он повелел тотчас привести к себе волхвов и гадателей и сказал им: «Кто из вас прочтет и изъяснит мне сии слова, тот будет облечен в багряницу, получит золотую цепь на шею свою и будет третьим по мне в царстве моем». Но никто из мудрецов вавилонских не мог прочесть таинственных письмен: царь еще более смутился, вельможи его также были в великом страхе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если же кто прикрывает себя иным именем, или обходным действием с целью сделать доброе дело другому, или истребить зло, то это называется «хитростью». Так, например, Ииуй «с хитрым намерением» созвал служителей Ваала как бы «на праздничное собрание ради Ваала» и истребил их ( 4Цар. 9:19–24 ), и Священное Писание явно одобряет эту «хитрость»; также ап. Павел употребил «хитрость», чтобы коринфяне не роптали на него, что он им «в тягость» ( 2Кор. 12:13–16 ). Так и Рафаил назвал себя Азариею, из рода Анании, не в своих личных интересах, а с целью расположить Товита взять его спутником Товии для блага самого Товии и Товита. И после того как Рафаил оказал благодеяние Товиту и Товии, он открыл им себя, сказав: «я – Рафаил, один из семи св. ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» (12:15). Да и если Рафаил назвал себя Азариею, то и в этом не было «лжи», потому что он принял образ Азарии, как и в других случаях ангелы являлись людям в образе человеческом. ВСЕХБ пишет, что заявление Рафаила «взято из сидского языческого учения». Но разве Библия не повествует об Ангелах, посылаемых Богом «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1: 14 и др.)?!. Ведь и самое имя Рафаил – еврейское и означает: «помощь, исцеление Божие». В своем суждении о Рафаиле ВСЕХБ повторяет измышление отрицателей боговдохновенности Библии, которые библейское учение об ангелах считают заимствованием из языческой космогонии!,. Заметим, что Рафаил повелел Товиту и Товии записать все совершившееся с ними в книгу. И, действительно, блаж. Иероним свидетельствует, что он видел книгу Товита на еврейском языке, с которой и сделал свой латинский перевод, В Новом Завете имеются ссылки на эту книгу, о чем мы уже сказали, 3) ВСЕХБ отвергает книгу прор. Bapyxa на том основании, что «она повествует о событиях, которые не могли случиться потому, что они вовсе не согласуются с историческими событиями, встречающимися в книге Иеремии», при этом ВСБХБ приводит всего лишь один пример: «в книге Варуха говорится, будто после завоевания Иерусалима и разрушения храма Навуходоносором, царем Вавилонским, посланы были посланники из Вавилона в Иерусалим с деньгами, чтобы на них принести жертвы в храме: а ведь храм был разрушен и находился в развалинах (сравнить Варуха 1:1–10 с Иеремии 52:12–28), Да и «речи в книге Варуха состоят из повторений мест из книг Иеремии и Даниила», Разберем возражения ВСЕХБ против книги пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

4 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 66. Книга военных походов. Хадис 1529. (3995). 5 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 58. Книга джихада. Хадис 1161. (2813). 6 Здесь и далее Кр. означает перевод Крачковского, Кул. – Кулиева, а Осм. – Османова. 7 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 60. 8 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 63. Книга о похвальных качествах. Хадис 1444. (3633). 9 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 60. 10 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1295. (3209). 11 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1304. (3232). 12 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 61. Книга начала творения. Хадис 1306. (3234). 13 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 1. Начало откровений. Хадис 4. 14 Сл. 12,1,1–2,1; SC (Sources Chretiennes) 405, 348–350=1.199. 15 PG (Patrologiae cursus completus, series graeca. Ed. J.-P. Migne). 37,451–452=2.33. Тот же текст в PG 37,528–539=2.135. 16 PG 37,1325–1327=2.97. 17 Прп. Максим Исповедник . Различные богословские и домостроительные главы. § 3. 18 Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. Книга 1. Глава XII. 19 Св. Григорий Синаит . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, и еще – о безмолвии и молитве. Добр. Т. 5. § 32. 20 Св. Никита Студийский. Третья сотница умозрительных глав сотница о любви и совершенстве жизни Добр. Т. 5. § 5. 21 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 67. Книга толкования Корана. Хадис 1711. (4919). 22 См.: «Сахих» Аль-Бухари. Книга 97. Книга единобожия. Хадис 2129. (7405). 23 См.: «Рийад-ас-Салихин» Ан-Навави. Книга 1. Книга Приказаний. Хадис 419. 24 Эту историю можно обнаружить в ранних биографиях Мухаммеда, в работах Ибн Исхака, ал-Вакиди, Ибн Саада, ал-Балазури, ат-Табари и аз-Замахшари. 25 Вероучение имамов прошлого в совокупном изложении собрал и прокомментировал Абдалла бен Абд аль-Мухсин ат-Турки. перевод с арабского А.В. Смирнова. VI. Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Примечания. 51.

http://azbyka.ru/islam-v-sravnenii-s-xri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010