На Воздвижение Креста Господня. Евангелие Иоанна гл. 19 от 6 до 35 ст. Зач. 60. Апостол 1Кор. гл. 1 от 18 до 24 ст. Зач. 65. На праздники Пресвятыя Богородицы. Евангелие Луки гл. 10 от 38 до 42 и гл. 11 от 27 до 28 ст. Зач. 54. Апостол Филиппис. гл. 2 от 5 до 11 ст. Зач. 24. 4 Здесь между прочим небесполезно припомнить и то, что сколь ни сильно действовали на испровержение Св. Писания Деисты, Натуралисты и другие вольнодумцы, но Писание будучи запечатлено Духом Святым и измовено кровию мученников, само себя защитило от всех их ухищрений; толпы врагов его разорялись, их книги потеряли доверенность и у самых малоопытных, и Слово Божие остается цело и неприкосновенно к утешению человечества. 5 Места же менее ясные, каковы на пр. Пророческие видения, давно уже изъяснены Св. Отцами, которые при содействии Духа Святаго раскрыли истинный смысл оных верно и достаточно. 8 Завет называется союз Бога с человеками, В. Завет состоял в том, что Бог обещал человекам Божественнаго учителя благочестия и Спасителя и приготовлял их к принятию Его; Н. Завет состоит в том, что сего Спасителя Бог даровал человекам действительно. см. Христ. Кат. стр. 10. 9 Порядок, в котором священные книги положены в нашей Библии , есть следующий: в Ветхом Завете: Книга Бытия, книга Исхода, книга Левит, книга Числа, книга Второзакония, книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Эздры, книга Неемии, вторая книга Эздры, книга Товита, книга Иудифь, книга Эсфирь, книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Экклезиаста, книга Песнь песней, книга Премудрости Соломони, книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга Исаии, книга Иеремии, плачь Иеремеев, книга Варуха, книга Иезекииля, книга Даниила, книга Осии, книга Иоиля, книга Амоса, книга Авдия, книга Ионы, книга Михея, книга Наума, книга Аввакума, книга Софонии, книга Аггея, книга Захарии, книга Малахии, три книги Маккавейские, и третья книга Эздры, в Новом Завете Евангелие от Матфея, (написано прежде других и по свидетельству Афанасия, именно чрез восемь лет по вознесении Господа) Евангелие от Марка, (написано вскоре после Евангелия от Матфея) Евангелие от Луки (написано, как догадывается Иероним около 55 года по Рождестве Христове). Евангелие от Иоанна (написано после всех, и по мнению Афанасия, в конце второй половины первого Христианскаго столетия); Апостольские деяния, Послания Ап. Иакова, два Послания Ап. Петра, три Послания Ап. Иоанна, Послания Ап. Иуды, Послание к Римлянам, два Послания к Коринфянам, Послание к Галатом, Послание ко Ефесеем, Послания к Филипписеем, Послание к Колоссаем, два Послания к Солуняном, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание ко Евреем и Апокалипсис Св. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

а) Товит завещает сыну своему для безопасности переселиться из Ниневии в Мидию, предрекая разрушение Ниневии, а также разрушение Иерусалима и храма (ст. 1–4). б Пророчество о восстановлении Иерусалима и храма, и обращение народов языческих (ст. 5–8). в) Увещание Товита к справедливости и милости, и завещание о своем погребении (ст. 9–11). г) Смерть и погребение Товита и Анны, и удаление Товии к тестю своему Рагуилу, смерть Рагуила и Товии (127 л.), который пред смертью своей слышал уже о погибели Ниневии (ст. 12–15). Завещание Товита, с одной стороны а) пророчественное, с другой – б) наставительное. а) Чувствуя приближение своей кончины, Товит завещает сыну своему с семейством перебраться из Ниневии в Екбатаны Мидийские к тестю Рагуилу; ибо Ниневия будет разорена, а в Мидии будет спокойнее, до времени. К сему предсказанию Товит прибавляет и другое – о завоевании Иерусалима Вавилонянами и о рассеянии Иудеев: „ Иерусалим будет пустынею, и дом Божий в нем будет сожжен, и до времени останется пуст “ 1044 . Простираясь мыслью своей в дальнейшее будущее, Товит предсказывает о восстановлении Иерусалима и храма, об обращении язычников и ниспровержении идолов, когда …все народы будут благословлять Господа... и Господь вознесет народ Свой; и все, истинно и праведно любящие Господа Бога, будут радоваться, оказывая милость братьям нашим 1045 … В этих завещательных словах Товита, равно как и в предыдущей молитве его, разумеется, очевидно, не столько политическое, сколько нравственно-религиозное обновление Израиля в благодатном царстве Мессии. Но возникает вопрос о характере Товитовых предсказаний и о значении личности самого Товита. Был ли он пророком в том же самом смысле, как прочие пророки Божии, и вдохновенны ли были ему от Духа Святого его пророчества? Если б это было так, то, конечно, вся книга Товит, как написанная пророком Божиим, вошла бы в священный канон богодухновенных книг Писания. Между тем, древняя иудейская церковь , хотя и уважала книгу Товит и не сомневалась в истинности ее содержания 1046 , все-таки не дала ей канонического значения; а это, конечно, произошло не без воли Провидения Божия, ибо Иудеям – по выражению апостола Павла – вверены были словеса Божии 1047 , и, конечно, не для хранения только этих словес, но и для определения достоинства самих священных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

16–17 . Молитва обоих страдальцев, Товита и Сарры, была услышана. В принятом греч. текст LXX и слав. в ст. 16 ошибочно читается ενπιον τς δξης το μεγλου Ραφαλ κα απεστλη – «и услыша Господь молитву обоих, пред славою великаго Рафаила, и послан бе…». Но в код 64, 243, 248, в Комплют. и Альд. изд., равно как и в Синайском списке, после μεγλου стоит Θεο, и союз και стоит пред Ραφαλ или пред απεστλη. Русск. синод, перевод правильно передает мысль подлинного текста. Имя ангела Рафаила, как одного из высших семи ангелов, предстоящих пред Богом ( Тов. 12:15 ), встречается только в книге Товита и позднее – в так называемой книге Еноха (гл. IX:1; X:4; XX:3; XL:9) (см. Das Buch Henoch, ubers und erklart von A. Dillmann и – «Книга Еноха Историко-критическое исследование, русский пер. и объяснение апокрифической книги Еноха» (Казань, 1886) проф. прот. А.В. Смирнова). Допленная библейская письменность не знает имен ангелов. Только в книге пророка Даниила (гл. VIII, IX, X, XII) впервые упоминается два имени ангелов – Гавриил и Михаил. Как эти два имени, будучи собственными именами, имеют, однако, по смыслу своему, нарицательное значение – выражают разные стороны отношения ангелов к Богу, миру и людям (см. у А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 361–377), так и имя Рафаила, происходя от евр. «рафа», «исцелять, врачевать», и «эл», «Бог», указывает на ту миссию, для выполнения которой Рафаил был послан Богом на землю (III:17; XII:14), именно на исцеление ( ασασθαι) (ст. 17) или избавление Товита от слепоты, Сарры от тех душевных недугов или страданий, которые причинял ей демон. И в книге Еноха (гл. XL:9) Рафаилу приписывается врачевание, как поставленному над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих. Но в кн. Еноха представление об ангеле Рафаиле смешивается с позднейшими ангелологическими воззрениями иудейства, в книге же Товита сохранено чистое библейское учение об ангелах, с присоединением некоторых подробностей касательно внешнего явления их на земле (гл. V:4 сл.) и положение Рафаила в небесной иерархии (XII:15). См. у А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 407–410, и у проф. Дроздова, с. 368–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

а) Просьба Товия к Рафаилу сходить в Раги Мидийские за долгом Гамаиловым (ст. 1–4). б) Рафаил исполняет поручение и приводит самого Гаваила в Екбатаны на брачное торжество (ст. 5–6). Глава 10. Возвратный путь Товии в Ниневию а) Скорбь Товита и жены его о сыне, долго не возвращающемся (ст. 1–7). б) Рагуил и Една, по настоянию Товии, отпускают его к отцу и матери, и напутствуют дочь свою Сарру наставлениями и благожеланиями (ст. 8–13). Глава 11. Прибытие Товии а) По наставлению Рафаила, Товия, приближаясь к родительскому крову, оставляет жену позади (ст. 1–3). б) Радостная встреча матери и отца с сыном (ст. 4–9). в) Прозрение старца Товита (ст. 10–14). г) Встреча им Сарры, невестки своей, и семидневное брачное торжество в Ниневии (ст. 15–18). Глава 12. Наставления Ангела Товиту и Товии а) Товит предлагает Рафаилу половину всего принесенного за свое исцеление и провожание сына (ст. 1–5). б) Рафаил Ангел наставляет их признавать и исповедовать величие Божие и восхваляет молитву и милостыню (ст. 6–10). в) Затем открывает себя, объясняет свое служение возносить молитвы людей к Богу и свое посольство уврачевать Товита и Сарру (ст. 11–15). г) Ангел успокаивает устрашенных Товита и Товию, повелевает все случившееся с ними записать в книгу и делается невидимым (ст. 16–22). Ст. 6. ... Ангел сказал Товиту и сыну его: благословляйте Бога,... и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его, и благоговейно проповедовать о делах Божиих... Можно догадываться, что это наставление Ангела вызвано было глубокой скромностью Товита, которая могла воспрепятствовать ему говорить о явленных на нем дивных делах Божиих; ибо это значило, в данном случае, говорить о себе. Ангел внушает ему, что слава имени Божия должна быть верховной целью всех деяний и помышлений человека; и, если он одушевлен, единственно, ревностью о сей славе, то не только не предосудительно разглашать и исповедовать дивные случаи промышления Божия, хотя бы и из собственной жизни, – напротив, достодолжно и весьма похвально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

11–15 . Теперь Ангел, доселе почитаемый Товитом и Товией за человека Азарию, открывает им истинное существо и достоинство свое. При этом – согласно общему ходу развития библейской ангелологии – сначала (ст. 12–14) сообщает им о своих действиях в отношении к Товиту и Сарре (ср. III:16–17) – о своей земной миссии (ст. 14), а затем открывает им и небесное достоинство свое, положение в небесной иерархии. Упомянув о сокровенной, невидимой стороне описанной в книге Товита истории – о том, что как молитва Товита и Сарры (III:2–6, 11–15) в свое время была возносима Ангелом пред Святого (ср. Omkp. VIII:3–4 ), так и благотворительность Товита в деле погребения умерших соплеменников (I:17–19; II:1–5) была совершаема при невидимом содействии Ангела (ст. 12–13), затем о деятельности своей в качестве небесного посланника для уврачевания недугов Товита и Сарры (ст. 14). Ангел, наконец, объявляет Товиту и Товии истинную природу свою: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитву святых и восходят пред славу Святаго» (ст. 15). Вместо стоящих в принятом греческом тексте книги слов: " oi προσαναφρουσιν τς προσευχς των αγων – возносят молитвы святых, – слов, по-видимому, перенесенных в ст. 15-й из стиха 12-го, в Синайском кодексе имеются слова: οι παρεσικασι, «которые предстоят (славою Святого)»; равным образом и в Вульгате: qui adstamus ante Dominum. Выражение «предстоять» пред кем-либо взято из практики или обычаев при древних восточных царских дворах и в Библии часто употребляется как о земных отношениях – предстоянии слуг царя пред его престолом ( 1Цap. XXII:7 ; 3Цap. X:8, XII:6, 8 ), так и для выражения представления о небесном служении ангелов Богу (напр., см 3Цap. XXII:19 ; Uc. VI:2 ; Дah. VII:10 ). Конечно, это «предстояние» ангелов Богу должно быть понимаемо в совершенно общем значении служения их Богу, каковое служение не может ограничиваться небесною лишь сферою бытия ангелов, но обнимает и посланничество их Богом на землю для целей спасения людей. Поэтому ложно деление у раввинов ангелов на собственно «предстоящих» (assistentes) и «служащих» (ministrantes) Богу, из которых будто бы только последние могли быть посылаемы Богом в мир, а первые исключительно предстояли славой Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 12–13. …Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. ...твоя благотворительность не утаилась от меня... Итак, вот первое служение Ангелов хранителей среди людей, – это возносить их молитвы и память их добрых дел к престолу Всевышнего. Это не то, конечно, значит, чтобы до всеведущего Господа Бога не доходили сами но себе наши молитвы и наши добрые дела, – но то, что Ангелы хранители усиливают значение наших молитв и наших добрых дел своими ходатайственными молитвами за нас, грешных, пред всемогущим и всесвятейшим Господом Богом. Ст. 14. …И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру... Вот второе служение, на которое посылаются ангельские служебные духи за хотящих наследовать спасение 1037 , – это отвращать от людей все злое и все лукавое в мире, могущее возмутить и поколебать благоденствие земное, наипаче же, повредить их нравственному состоянию (напр., довести до отчаяния и самоубийства, как Сарру). Болезнь и несчастие Товита и Сарры, устраненные Рафаилом, суть только один из бесчисленных случаев и примеров того, как может проявляться над людьми благотворное влияние Ангелов хранителей, этих невидимых наших врачей и заступников. Нежная и трогательная история Товита, как бы, затем и сохранилась для нас из предания – по воле Бежией и вошла даже в состав священно-библейских книг, дабы олицетворить для нас и как можно более приблизить к нашему сознанию отрадную истину об Ангелах хранителях. Глава 13. Благодарственная молитва Товита – в которой он прославляет милости Господни, явленные на нем, и призывает всех сынов Израиля, рассеянных между язычниками, славить Господа, а также выражает надежду, что Господь опять соберет людей Своих в землю их и созиждет скинию Свою разоренную, и укрепит Иерусалим, и украсит ее драгоценными камнями. В молитве Товита замечательны два пророчества о судьбе Иерусалима. Ст. 9–10. 1. …Иерусалим, город святый! Он накажет тебя за дела сынов твоих..., благословляй Царя веков, чтобы снова сооружена была скиния Его в тебе… В то время, когда слова эти изливались из уст Товита, Иерусалим еще стоял и дом Господень красовался на святой земле. Разрушение его последовало, как известно, от руки Навуходоносора, лет через семьдесят после смерти Товитовой. Между тем, святой старец говорит о печальной судьбе Иерусалима и о разорении скинии Божией так, как бы, это событие уже случилось. Так и пророки Божии о будущих событиях весьма часто говорят, как бы, о прошедших, – в знак непреложности и неизбежности этих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Его же . Книга Товита. — ТБ, т. 3 Дроздов Н. О происхождении книги Товита. Киев, 1901 Иосиф (Петровых), митроп. Книга Есфирь. — ТБ, т. 3 Его же . Книга Иудифь. — ТБ, т. 3 Саливен К. Книга пророка Даниила и Ионы. Колледжвиль, 1975 (машинопись) Слойен Дж. Книги Руфь и Товита. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Тычинин П. Книга пророка Ионы. — ТБ, т. 7 Юнгеров П. Книга Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891 19. Книга Варуха и Послание Иеремии Антонин (Грановский). Книга пророка Варуха. СПб., 1902 Розанов Н. Послание пророка Иеремии. — ТБ, т. 6 Его же . Книга пророка Варуха. — ТБ, т. 6 Сестренцевич А. Книга пророка Варуха. — ЧОЛДП, 1889, # 2 20. Маккавейская эпоха. Ветхозаветные апокрифы Богоявленский В. Вторая книга Маккавейская. Казань, 1907 Гессен Ю. И. Иуда Маккавей. СПб., 1901 Гольман Г. Религия иудеев в эпоху Иисуса. М., 1908 Гольцман О. Падение иудейского государства Иосиф (Петровых), еп. (впосл. митрополит). 1–3 Маккавейские книги. — ТБ, т. 7а Иост И. История иудейства и его сект. Киев, 1890 Лавровский Н. Обозрение ветхозаветных апокрифов. Харьков, 1864 Поснов М. Э. Иудейство. Киев, 1907 Скарданицкий . Фарисеи и саддукеи. Киев, 1906 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899 Его же . Книга Еноха. Казань, 1888 Его же . Книга Юбилеев. Казань, 1895 Его же . Псалмы Соломона. Казань, 1896 Его же . Заветы двенадцати патриархов. Казань, 1911 Флавий Иосиф. Иудейская война. СПб., 1900 Его же . Иудейские древности. СПб., 1900 Шонеберг . 1–2 Маккавейские книги. Колледжвиль, 1966 (машинопись) 21. Ессейство. Рукописи Мертвого моря Тексты Кумрана. М., 1971, вып. 1 Устав для всего общества Израилева. — Палестинский сборник, 1959, # 4 (67) Дополнение к Уставу Кумранской общины. — Палестинский сборник, 1960, # 5 (68) Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960 Его же . Находки у Мертвого моря. М., 1960 Елизарова М. М. Община терапевтов. М., 1972 Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря. — ЖМП, 1957, # 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вследствие назидательной ценности книга Товита имела широкое распространение, особенно у иудеев рассеяния, о чем свидетельствует ее сохранение в греческом переводе Семидесяти, а кумранские фрагменты на еврейском и арамейском языках указывают на ее употребление и в Палестине, по крайней мере, среди членов этой общины. Начиная с первых веков по Р.Х., ее хорошо знали христиане и пользовались ею как частью перевода Семидесяти. На нее ссылаются или цитируют ее мужи апостольские, святые отцы и учители: автор Дидахи, Поликарп, 2-е послание Климента, Климент Александрийский , цитирующий 4, 15 как «Писание», Ориген , Ипполит, Киприан, Афанасий, Амвросий, Иероним и др. Отцы и учители Церкви находили в этой книге много примеров добродетельной жизни: непоколебимой веры в Бога Товита и Сарры, любви к ближним и заботы о них. Согласно святоотеческим отзывам, эта книга насаждает и воспитывает высокие чувства, призывает к благочестию и поэтому может быть полезной для читателей всех времен. В святоотеческой и христианской литературе часто используются высокие нравоучительные тенденции книги Товита, цитируются и «золотое правило» 4, 15, и другие изречения: «милостыня избавляет от смерти и ею очищается всякий грех» (4, 10; 12, 9); «давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих, от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыню ... (4, 16–17); «блага милостыня с постом и правдой» (12, 8). В книге много говорится о молитве, которая изображается как средство избавления от зла и бедствий и привлечения благословения Божия во всех важных делах, например, при вступлении в брак, при отправлении в путешествие и т. п.: «Благословляй Господа во всякое время и проси у Него» (12, 6). Особую назидательную ценность представляет речь ангела Рафаила (12 гл.), наставления Товита Товии (4 гл.), Рагуила и Едны – Сарре и Товии (10, 12). Чтение этой книги полезно для всех. В участии ангела Рафаила в судьбе благочестивых людей отцы Церкви находили ободрение и для всякого верующего человека и надежду на подобное же ангельское попечение. Поэтому в книге молебных пений «В путешествие» имеется прошение: «Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела ... якоже Товии иногда, посли сохраняюща ...» 3. Оригинальный текст книги и важнейшие переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

  В лице Бен-Сиры мы находим законченный образ такого ветхозаветного человека, который живет вне эсхатологии, вне мессианства. Иешуа учил людей не столько надеяться и ждать, сколько жить в повседневности, ориентируясь на разум и Закон Божий. В его наставлениях воплотилась та сторона религиозной этики, которая воспитывает цельность души, стойкость воли и чистоту. Церковь Закона нуждалась в учителях типа Бен-Сиры. Если раньше тесное соприкосновение с язычниками вело к необходимости оберегать самую веру, то теперь такое соседство выдвинуло на первый план нравственный идеал иудейства. Как бы иллюстрацией этому может служить книга, написанная примерно в то же время, когда жил Иешуа. Она называлась Товит по имени своего главного героя. Рассказчик изобразил в ней израильтянина таким, каким, вероятно, хотел бы видеть его сын Сирахов. Книга Товита соединяет в себе драматизм сюжета с рельефно обрисованными характерами героев. Читатель невольно переживает с ними их беды и радости, с напряжением следит за их приключениями. Живые картины, напоминающие рассказы Книги Бытия, перемежаются с молитвами и духовными размышлениями персонажей. Нет смысла доискиваться, лежат ли в основе повести какие-то действительные события. Во всяком случае, исторических анахронизмов в Книге Товита куда меньше, чем уверяли многие придирчивые критики. Ясно и то, что содержание рассказа не могло быть измышлено иудейским писателем. Ведь он, бесспорно, предпочел бы говорить о своих единоплеменниках, а не о жителях Северного царства [ 22 ]. Это незатейливое, но дышащее искренней верой сказание прославляло людей, которые даже на чужбине не оставляют Закона Господня. Ветхозаветная Церковь живет всюду, где есть верные, исповедующие Творца и послушные Его воле. Автор Книги Товита и Бен-Сира — люди одного духа, цель у них общая: дать наставление в праведной жизни. Замечательно, что и тот и другой, живя в окружении языческого мира, не могут примириться с мыслью, что истина будет навсегда уделом одного Израиля. Надежда на всеобщее обращение звучит в молитве и завещании Товита: Благословен Бог вечно живущий и Царство Его! Прославляйте Его пред язычниками, сыны Израиля! Ибо Он рассеял нас между ними. Там возвещайте величие Его, превозносите Его перед всем живущим И все народы обратятся, и будут истинно благоговеть перед Господом Богом, и ниспровергнут идолов своих, и все народы будут благословлять Господа. Тов 13, 1, 3; 14, 6-7

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В частности, в книге Товита отцы Церкви находили в следующих отношениях возвышенное учение. В описываемом здесь участии ангела Рафаила в судьбе благочестивых людей они находили ободрение и для всякого верующего человека надеждою на подобное же ангельское попечение. Так, в книге молебных пений «в путешествие» читаем: «спутника ангела, яко же Товии иногда, посли сохраняюща». Сщмч. Киприан восхваляет веру и добродетели Товии (De immort. 10 сар.). Также и Ориген эти добродетели восхваляет. Особенно часто в отеческой и вообще моральной христианской письменности цитируется изречение кн. Товита: милостыня избавляет от смерти и ею очищается всяк грех ( Тов.4:10; 12:9 ). Это изречение цитируют: св. Поликарп Смирнский (Посл. к Филиип.10), Климент Римский ( 2Кор.16 гл.), Климент Александрийский (Strom. VI, 12), Киприан (De eleimos. 5, 20) и многие другие. Изречение: благословляй Господа во всякое время и проси у Него ( Тов.12 ­­ Афанасий. Апол.), и: тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно ( Тов.12:7 ), также очень часто цитировались и ныне всюду цитируются (св. Афанасий. Прот. ариан. II). Но и помимо этих частностей, в содержании книги очень много полезных примеров добродетельной жизни, непоколебимой веры в Бога, например Товита (3:1–6), Сарры (3:11–15), любви к ближним и заботы о них (2:1–8. Киприан. Testim. 3, 1). Совет «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ), цитирует Киприан (De orat. Dom. 33 сар.); совет: «давай алчугщему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих, от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыню» ( Тов.4:16–17 ) цитирует Климент Александрийский (Strom. 1, 2). Так же ценна вся речь ангела Рафаила в 12 главе и часто цитируется в отеческих писаниях. Например, «блага милостыня с постом и правдою» ( Тов.12 ­­ Strom. VI, 12. Киприан. De Dom. orat. 32 с.). И вообще вся книга дышит помазанностью и любовью, насаждает и воспитывает в читателе высокие чувства и ободряет к благородным поступкам. Посему Амвросий Медиоланский написал особое творение De Tobia, в коем восхваляет всю книгу и называет даже «пророком» Товита.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010