Книги эти, однако, приняты христианскою Церковью , как книги назидательные и полезные в стяжании благочестия. В Ветхом Завете канонических книг по заглавиям существует 39, но при каноническом счислении, из уважения к традиции, идущей от ветхозаветной Церкви, некоторые книги соединяются с другими и каноническими книгами считаются 22. Книги эти следующие: 1. Бытие. 2 . Исход. 3. Левит 4 . Числа. 5 . Второзаконие. 6. Книга Иисуса Навина. 7. Книга Судей и книга Руфь. 8 . Первая и Вторая книга Царств. 9. Третья и Четвертая книга Царств. 10. Первая и Вторая книга Паралипоменон. 11. Первая книга Ездры и книга Неемии. 12. Книга Есфирь. 13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Книга Притчей Соломоновых. 16. Книга Екклезиаста. 17. Книга Песнь Песней. 18. Книга пророка Исаии. 19. Книга пророка Иеремии с книгою Плач Иеремии. 20. Книга Пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книга двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Неканонических книг Ветхого Завета, принятых христианской Церковью и помещаемых в полной православной Библии, одиннадцать: 1. Вторая книга Ездры. 2. Книга Товита. 3. Книга Иудифь. 4 . Книга Премудрости Соломона. 5. Книга премудрости Иисуса сына Сирахова. 6. Послание Иеремии. 7. Книга пророка Варуха. 8. Первая книга Маккавейская. 9. Вторая книга Маккавейская. 10. Третья книга Маккавейская. 11. Третья книга Ездры. Новозаветных канонических книг – 27: Четыре Евангелия, Деяния Святых Апостолов, 7 Соборных Посланий, 14 Посланий апостола Павла и Апокалипсис. Неканонических книг в Новом Завете нет. 8. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Канонические книги Ветхого Завета первоначально были написаны для избранного Богом народа еврейского и на еврейском языке, за исключением немногих глав, написанных на арамейском (халдейском) языке ( Дан. 2, 4–7, 28 ; 1Ездр. 4, 8–6, 18; 7, 12–26 ; Иер. 10, 11 ). Древнейшие рукописи неканонических книг сохранились лишь на греческом языке, но предполагают, что и их оригиналы были написаны на еврейском языке, за исключением книги Премудрости Соломона и Второй книги Маккавейской, которые и сначала были написаны на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

1.2.4. Язык оригинала . Первоначальный язык книги неизвестен, полностью существует только греческий текст. Однако с XIX в. утвердилось мнение о семитском оригинале, оно было подтверждено находкой в Кумране четырёх рукописей книги на арамейском языке (4Q196–4Q199) и одной на древнееврейском языке (4Q200). Трудно решить, какая из этих двух версий более древняя. Однако в целом, некоторые арамейские синтаксические особенности в древнееврейском тексте говорят скорее об арамейском оригинале 36 . 1.2.5. История текста и толкования . Греческий текст сохранился в трёх редакциях. Более короткая, с меньшим количеством деталей версия находится в Ватиканском и Александрийском кодексах. Более длинная (на 1700 слов) редакция – в Синайском кодексе. Этот текст во многом совпадает с еврейскими и арамейскими фрагментами, найденными в Кумране. Кроме того, имеется смешанная версия в некоторых греческих минускульных манускриптах и сирийском переводе. На латинском языке существует два перевода. Более длинный – в Vetus Latina, который в значительной степени согласуется с Синайским кодексом, и более короткий – в Вульгате. Однако перевод в Вульгате отличается от греческой краткой версии, так как блж. Иероним Стридонский переводил с доступного ему арамейского текста. Существуют переводы на арабский, армянский, коптский, эфиопский и сирийский языки, которые сделаны с греческого текста. Кроме того, есть средневековые переводы на еврейский и арамейский язык, которые также сделаны с греческого. Свт. Амвросий Медиоланский , блж. Августин и папа Иннокентий I считали книгу Товита канонической. Свт. Амвросий Медиоланский написал произведение De Tobia, в котором называл Товита «пророком». Свт. Афанасий александрийский упоминал, что некоторые другие книги, включая книгу Товита, хотя и не были частью канона, «были назначены отцами для чтения». Руфин из Аквилеи называл её не канонической, а церковной книгой. Книга Товита была названа канонической на римском Соборе 382 г., на Соборе в Гиппоне в 393 г. и на карфагенских Соборах 397 и 419 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Первую из них я нашел на еврейском языке, и она называется не Екклезиастик, как у латин, а Притчами; второй же нигде нет у евреев, так как и самый стиль пахнет греческим красноречием, и некоторые из древних писателей утверждают, что она принадлежит иудею Филону. Итак, Церковь , подобно тому как читает, хотя и не принимает в число канонических писаний, Иудифь, Товита и Маккавейские книги, пусть читает и эти две книги для назидания народа, но не для доказательства истины церковных догматов» 437 . С этим должно сравнить, что в предисловии к Паралипоменон бл. Иероним прямо говорит: «Апокрифов Церковь не знает» 438 . Он едва разрешает их читать дома, да и то с большою осторожностью 439 . Отсюды видно, что бл. Иероним различает неканонические книги Ветхого Завета не только от канонических, но также и от апокрифов. Под этими последними, кроме пролога Galeatus, он обычно разумеет еретические сочинения 440 . Притом бл. Иероним очень часто пользуется неканоническими книгами Писания. Иногда, цитуя эти книги, он допускает некоторые оговорки относительно их авторитета. Так, в первой книге против Пелагиан он делает это относительно книг Сираха и Премудрости: ... «а чтобы ты не противоречил этому свитку, слушай Апостола»... 441 Подобным, условным, образом ссылается бл. Иероним на книгу Иудифь и Товита. В послании к Фурии, о сохранении вдовства, он пишет: «Читаем в Иудифи, если кому угодно принимать этот свиток, о вдовице, изнуренной постами... Вижу вооруженную мечом руку, окровавленную десницу; узнаю голову Олоферна, унесенную из среды врагов. Женщина побеждает мужей, и чистота обезглавливает похоть»... 442 В доказательство подлинности книги пр. Ионы бл. Иероним ссылается, между прочим, на книгу Товита, «потому что хотя книга Товита не имеется в каноне, однако употребляется церковными мужами» 443 . Гораздо более цитат у бл. Иеронима из неканонических книг без всяких оговорок относительно их авторитета. Особенно много ссылок на книги Иисуса с. Сираха и Премудрости Соломона. «В наших книгах (в отличие от греческого поэта, которому, впрочем, усвояется похвальное и достойное удивления мнение) читаем следующее: друзьями твоими пусть будут многие, а советником один из тысячи» 444 , что представляет авторитетную ссылку на кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

В предлагаемом обзоре неканонической письменности мы опускаем до времени 3 книгу Ездры, о которой будет речь на ряду с подложными апокалипсисами, и Премудрость Иисуса сына Сирахова, составление которой бесспорно относится к до-маккавейскому времени. Книга Товита, как можно заключать отчасти и из самого её содержания, была написана вне Палестины и благодаря этому имеет особенное значение, так как знакомит нас, хотя отчасти, с мессианскими ожиданиями иудеев, живших вне Палестины и Александрии. О времени написания этой книги нельзя сказать ничего определенного; во всяком случае происхождение её от самого Товита или Товии ( Тов. 12:20 ) более чем сомнительно 16 ; но с другой стороны нет никаких оснований относить ее, как делают некоторые немецкие ученые 17 , ко 2-му и даже 3-му столетию после Рождества Христова, так как уже Поликарп Смирнский и Климент Александрийский 18 , поставляя ее на ряду с книгами св. Писания, смотрят очевидно на нее, как на древнее произведение. Не указывая точно времени её происхождения, вернее всего можно отнести её написание к последним двум столетиям до Рождества Христова. 19 Мессианский верования излагаются в книге Товита в 13 и начале 14 гл. ( Тов. 14:1–7 ); сущность этих верований сводится к следующему: за грехи народа Господь посетит его великими испытаниями: иудеи будут рассеяны, Иерусалим сделается пустыней, дом Божий будет сожжен и до времени останется пустым ( Тов. 14: 4 ). Но когда народ всем сердцем опять обратится к Богу, Он помилует его и соберет из среды всех народов, где бы он ни был рассеян между ними ( Тов. 13:5 ). Тогда Иерусалим будет восстановлен в славе и дивном великолепии: он будет отстроен из сапфира, смарагда и дорогих камней, а стены, башни и укрепления его – из чистого золота; иерусалимские площади будут выстланы бериллом, анфраксом и камнем из Офира; на всех улицах его будет раздаваться – аллилуиа ( Тов. 13:16–18 ); вместе с тем будет восстановлен (после Зоровавелева храма) дом Божий на все роды века, – здание величественное, как говорили о нем пророки ( Тов. 14:5; 13:10 ). Тогда многие народы издалека придут к имени Господа Бога с дарами в руках Небесному Царю, чтобы восхвалять Иерусалим радостными восклицаниями; когда Господь вознесет народ Свой, все язычники обратятся к истинному Богу и ниспровергнут своих идолов ( Тов. 13:11; 14:6–7 ). В своих ожиданиях светлого будущего автор книги Товита стоит исключительно на почве пророческих обетований; к этим ожиданиям он совсем еще не примешивает мысли о политическом господстве Израиля над миром; снисходительность его в отношении к языческим народам простирается до того, что он как будто готов дать им долю участия в мессианском блаженстве Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Рагуил встретил юношу радушно, но, когда Азария сказал, что просит руки Сарры для Товии, отец опечалился. Азария настоял на своем, и вскоре была устроена свадьба. Оставшись наедине с молодой женой, Товия положил внутренности рыбы на курильницу, и от этого дыма Асмодей исчез. Супруги же вознесли благодарственную молитву Богу. «Между тем Рагуил, встав, пошел и выкопал могилу, говоря, не умер ли и этот?» И велика была его радость, когда он нашел обоих невредимыми. Получив деньги, Товия с женой вернулся к отцу. Едва переступив порог, он приложил желчь рыбы к глазам Товита, и тот прозрел. Весь дом ликовал. Старец хотел щедро наградить Азарию за помощь, но тот открылся Товиту и всему его дому, объявив, что он ангел, посланный от Бога спасти их. Все пали на землю, а Рафаил сказал: «Не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек». После чего ангел стал невидим. Книга заканчивается благодарственным славословием Товита и описанием его кончины. 4. Учение Кн. Товита. Молитва праведника как бы суммирует все богословие книги. Она говорит о блаженстве тех, кто страдал, но остался верен, о радости людей, прошедших испытание и обретших милость Божию. Славословие выходит за мирные рамки семейных добродетелей, личной веры и нравственности. В нем звучит пророчество о наказании Иерусалима и его восстановлении. Возродившись, он станет золотым городом, на сверкающих улицах которого не будет смолкать «аллилуйя». Однако не только ветхозаветную Церковь Бог «наказует и милует, низводит до ада и возводит» (13,2), но и язычников. Иудеи должны осуществлять вселенскую миссию: нести единого Бога в мир. Сыны Израилевы! Прославляйте Его пред язычниками, ибо Он рассеял вас между ними. (13,3) Служение Его провозвестников в грядущем принесет великий плод: Многие народы издалека придут к Имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному. (13,11) Таким образом, в Кн. Товита идеал праведной жизни по Закону Божию сочетается с пророческим предвидением и верой в обращение других народов. 5. Кн. Есфири (евр. Эстер) сохранилась в еврейском и греческом текстах, причем первый весьма отличается от второго. К тому же в древних списках греческие дополнения расположены по-разному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Что же все подобные события, описанные в Библии, ВСЕХБ вменит в поношение Библии и отвергнет ее, как то и делают многие протестанты, отрицая боговдохновенность всей Библии, а с ними и многие «ученые», признававшие Библию «безнравственною книгою», как, например, б. ректор Варшавского университета проф. Ковалевский?!, Вот до чего доводит разухабистая и невежественная «библейская критика» ВСЕХБ-а!.. Между тем, как древняя христианская Церковь причисляла книгу Иудифь к «священным писаниям». 2) Книгу Товита ВСБХБ отвергает на том основании, что в ней «встречается грубое суеверие, например: говорится, что курение сердцем и печенье рыбы прогоняет алых духов» (6:8,9; 8:2,3). Кроме того, ангелу Рафаилу, спутнику Товии, влагается «ложь в уста: он выдает себя за израильтянина, сына Анании, а после называет себя одним из семи ангелов, стоящих пред престолом Божиим». Это-де «взято из сидского языческого учения». С целью отвергнуть книгу Товита ВСЕХБ извращает приведенные им тексты. Ангел не сказал Товии, что курение сердцем и печенью каждой рыбы изгоняет злых духов, а только той рыбы, из которой, по повелению Ангела, Товия взял сердце и печень, причем Ангел сказал ему: «сбереги их» (6:5), а также и желчь, чтобы мазать ею бельма на глазах для «исцеления» (6:9). Следовательно, только этими сердцем, печенью и желчью должен был действовать Товия. Если отрицать здесь чудесное действие сердца, печени и желчи, данных Ангелом, то придется отвергнуть и все библейские чудеса, совершаемые силою Божьею чрез видимые предметы, а вместе с этим отринуть и Библию, что и делают отрицатели чудес. Таков логический конец извращения баптистами текста и смысла слов книги Товита. ВСБХБ отвергает книгу Товита еще и потому, что-де в уста Рафаила «влагается ложь»: сперва-де Рафаил назвал себя «сыном (не «сыном», а «из рода»!..) Анании», а впоследствии – «одним из семи ангелов, стоящих пред престолом Божиим». Однако никакой лжи» в устах Рафаила не было. Ложью на библейском языке называется действие, учиненное под покровом правды с целью или обелить себя от преступления, или направить другого на ложный путь в собственных интересах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Обращаясь к царству Израильскому, мы и здесь находим примеры такого отношения евреев к иерусалимскому храму. Хотя обстоятельства не благоприятствовали надлежащему проявлению среди евреев представления о храме , как их религиозном центре, ибо Израильскими царями были запрещены для их подданных посещения Иерусалима с религиозной целью, тем не менее эти обстоятельства не были в состоянии изгладить из сознания евреев Израильского царства идею централизации и богослужения при Иерусалимском храме. Вскоре же после запрещения Иеровоама «из всех колен Израилевых расположившие сердце свое, чтобы взыскать Господа, Бога Израилева, приходили в Иерусалим дабы приносить жертвы Господу Богу отцев своих» ( 2Пар.11:16 ) 45 . В торжественном жертвоприношении в Иерусалиме в третий месяц пятнадцатого года царствования Асы участвовали «переселенцы от Ефрема, Манассии и Симеона» ( 2Пар.15:9–10 ). Пред временем падения царства Израильского мы встречаем яркий пример соблюдения предписаний закона об иерусалимском храме в лице Товита ( Тов.1:6 , срв. Тов.5:14 ), и еще раньше, в лице Деворры, матери отца Товита ( Тов.1:8 ), а также Анании и Инафана, сыновей Семея великаго», «из братьев» Товита, т.е. из колена Неффалимова ( Тов.5:13–14 ). В сознании Товита Иерусалим, например, является «избранным из всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек» ( Тов.1:4 ); Иерусалим – место проповедания о Боге и место прославления Его ( Тов.13:8 ). Наконец, известно, что, уже после падения и царства иудейского, при Годолии направлялись в Иерусалим «из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом Господень» ( Иер.41:5 ). Таким образом, мы видим, что в рассмотренный период времени, от построения Соломонова храма до Вавилонского плена, пророки проповедуют о храме, как едином законном месте богослужения и восстают против высот; некоторые цари Иудейские предпринимают борьбу с высотами, разрушают их и привлекают народ к богослужению при иерусалимском храме; и сам народ время от времени разрушает свои высоты и покидает другие места богослужения вне храма, и совершает жертвоприношения только при иерусалимском храме. Всего этого мы не замечали до построения храма иерусалимского. О чем же это говорит? – О том, что со времени построения иерусалимского храма в религиозно- богослужебной жизни еврейского народа начинается новое течение, направляющееся к ограничению прежнего, сравнительно свободного отношения евреев к месту богослужения, – течение, имеющее целью побудить евреев совершать богослужение только лишь при иерусалимском храме, иначе сказать, осуществляется в истории еврейского народа идея централизации богослужения при иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Тов. 12, 16–22 : Рафаил покидает Товита и Товию. Отец и сын в страхе пали на землю. Рафаил сказал: “не бойтесь, а вечно благословляйте Бога. По Его воле пришел я. Теперь восхожу к Пославшему меня. Напишите в книгу все, что случилось с вами”. Товит и Товия встали, но уже не видели Ангела-хранителя. Хвалительная песнь Товита ( Тов. 13 ). Тов. 14 : Пророчество Товита. Товит о добродетели милосердия. Кончина Товита. История царства Иудейского Слабость и нечестие Ровоама и Авии Ровоам 251 : начальная политическая ошибка, нравственное усиление царства Иудейского переселением от Иеровоама колена Левина. Гарем Ровоама (28 сыновей и 60 дочерей). 3Цар. 14, 21–24 : Отступничества Ровоама – идолопоклонство и блуд. 3Цар. 14, 25–28 : Наказание колена Иудина – взятие Иерусалима египетским фараоном Сусакимой (Очередное соприкосновение Библейской истории с Египетской). Разграбление храма и царского дворца, плата дани, чтобы неверный народ опытом познал, “какого служить Богу и служить царствам земным”. Урок, вынесенный Ровоамом (“В Иудеи было нечто доброе”), но Ровоам “делал зло, потому что не расположил сердца своего к тому, чтобы взыскать Господа”. Всего царствовал 17 лет и умер на 58 году жизни. Авия 252 : сын Ровоама, победа над Иеровоамом – несколько отвоеванных городов (религиозное воодушевление иудеев, укоряющих Иеровоама за идолопоклонство), впоследствии – большой горем Авии, который начал “ходить во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него”: Авия – наследник своего отца. Царствовал 3 года ( 3Цар. 15, 1–8 ). Благочестивое царствование Асы и Иосафата Аса 253 – третий царь Иудейский: очищение своего государства от религиозно-нравственного зла, – лучшие качества предка царя Давида (пример: лишение своей матери Аны 254 звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты, с которым он поступил как некогда Моисей с золотым тельцом). Укрепление экономики и внутренней политики, победа над египтянами (победа против огромного войска египетского фараона Зарая 255 Эфиоплянина. Упование на Бога истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Наконец, аналогичный пример есть в книге Товита. Умирая, Товит наставляет Товию. Это, наверное, один из самых замечательных фрагментов второканонических книг — прощальная беседа Товита с сыном. Наставления Товита тоже очень похожи на те, что мы видим в 13-й и последующих главах Евангелия от Иоанна. Товит размышляет: «Я просил смерти; что же не позову сына моего Товии, чтобы объявить ему об этом, пока я не умер?» (Тов. 4:2). И, когда сын приходит, он говорит ему: «Сын мой! (так же, как Иисус скажет: «Дети!…». —  Г.Ч.) когда я умру, похорони меня… Во все дни помни, сын мой, Господа, Бога нашего, и не желай грешить и преступать заповеди Его. Во все дни жизни твоей делай правду, и не ходи путями беззакония… Из имения твоего подавай милостыню (эти слова прозвучат потом в Нагорной проповеди. —  Г.Ч.)… Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу… Берегись… всякого вида распутства… люби братьев твоих (эта фраза очень важна! — Г.Ч.), и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего… Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай её тотчас: и тебе воздастся, если будешь служить Богу. Будь осторожен, сын мой, во всех поступках твоих, и будь благоразумен во всём поведении твоем. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:3, 5, 7—8, 12, 13, 14—15). Эти слова потом по-новому прозвучат в 7-й главе Евангелия от Матфея, в так называемом Золотом правиле Иисуса. Далее Товит говорит: «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чем у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню» (ст. 16; вновь выражение, которое будет звучать в Нагорной проповеди). Рассказ заканчивается молитвой Товита: «Благословен Бог, вечно живущий, и благословенно царство Его! Ибо Он наказует и милует, низводит до ада и возводит, и нет никого, кто избежал бы от руки Его. Сыны Израилевы! прославляйте Его…» (13:1—3). Завещание заканчивается так: «Дети (ср. обращение Иисуса к ученикам. —  Г.Ч.), знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость. — Когда он это сказал, душа его оставила его на ложе; было же ему сто пятьдесят восемь лет, и сын с честью похоронил его» (14:11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

60 . И Кир, царь Персидский, позволил пленным идти во Иерусалим. И Зоровавель и священник Иисус Иоседеков привели 42360 во Иерусалим и праздновали, и славили Бога, и положили основание храма ( 1Езд.1:13; 2:164 ). 61 . И священник Ездра учил народ: покайтесь пред Господом и исполните волю Его. И стали строить стену, и в 52 дня окончили ее, а народу Ездра читал закон Божий и толковал его ( 2Езд.9:4546 ). 62 . А в Книге Товита воспевается благочестие его, ибо он, живя на чужбине, в ассирийском плену, соблюдал закон Божий и любил истину и правду, отличался добротой, милосердием, сохранял веру, почитал праздники Божии ( Тов.1:18 ). 63 . Товит алчущим давал хлеб, нагим одежды и погребал умерших, выброшенных за стены Ниневии. Он помнил слово Господне, что милостыня избавляет от смерти вечной и ада ( Тов.1:17 ). 64 . И за добродетели Товита Господь послал Архангела Рафаила, и он сохранял сына его Товию в пути и устроил ему брак с девицею Саррою, и изгнал злого духа Асмодея, и исцелил от слепоты Товита ( Тов.3:1617 ). 65 . И, восходя от земли к пославшему его Богу, Архангел сказал: Я Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых, и вы на земле благословляйте Бога. Прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедайте Бога пред всеми живущими. Ибо многие народы языческие приидут издалека к имени Господа Бога, с дарами в руках, с дарами Царю Небесному, роды родов восхвалят Бога ( Тов.12:6 ). 66 . И прославил Бог Товита и даром пророчества, и он знал, что Ниневия будет разрушена, и повелел сыну переселиться в Мидию, и знал, что возвеличен будет Иерусалим и храм в нем, и все народы будут благословлять Христа Жизнодавца. Сто пятьдесят восемь лет было Товиту, когда душа оставляла его, и он говорил предсмертные слова: Итак, дети, знайте, что делает милостыня и как спасает справедливость ( Тов.14:411 ). 67 . Олоферн, воевода второй после царя Навуходоносора, повел 120 тыс. пехоты и 12 тыс. всадников против всей земли, на западе, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и призывали его как Бога ( Иудиф.2:513 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010