Жизнь народов и культура так изменяются с течением времени, что нельзя в сфере дисциплины церковной применять постоянно одни и те же меры. Церковь должна учитывать все особенности внешней жизни своих членов и соответственно этим особенностям и новым условиям вырабатывать новые воспитательно-пастырские меры. Христианство , будучи сверхъестественным, но не противоестественным, должно все земное одухотворить и постепенно преобразить своим влиянием и подчинить спасительным целям. Исходя из вышеизложенного и учитывая современные условия существования Церкви Божией на земле, мы и предлагаем следующий Проект канонического кодекса Православной кафолической Церкви I. Вселенская Церковь а. Церковное учительство 1. Да хранится всегда в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви твердой, непоколебимой, неприкосновенной нововведениям и изменениям вера, преданная от самовидцев и служителей Слова – богоизбранных апостолов, – вера святых отцов и всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни (II Вс. с. 1; III Вс. с. 7; VI Вс. с. 1). 2. Принятое от апостолов как чрез письменные наставления, так и чрез наставления устные имеет одну и ту же силу для благочестия (Вас. В. 91:92). 3. Всеми принадлежащими к Церкви Христовой да приемлются следующие святые книги: а) книги, являющиеся свидетельством богооткровенной религии в Ветхом Завете: 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Назина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, И) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Первая книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исайи, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 28) Книга пророка Осип, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозрение книги Иисуса Навина. Обозрение книги Судей. Обозрение книги Руфь. Обозрение четырех книг Царств. Вторая книга Царств. Третья книга Царств. Четвертая книга Царств. Первая книга Паралипоменон. Вторая книга Паралипоменон. Первая книга Ездры. Вторая книга Ездры. Книга Есфирь. Книга Товита. Книга Иудифь. Книга Иова. Книга Премудрости Соломоновой. Книга Притчей Соломоновых. Обозрение книги Сираха. Обозрение книги пророка Исаии. Обозрение книги пророка Иеремии. Обозрение книги пророка Иезекииля. Обозрение книги пророка Даниила. Книга пророка Осии. Книга пророка Иоиля. Книга пророка Амоса. Книга пророка Авдия. Книга пророка Ионы. Книга пророка Михея. Книга пророка Наума. Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового Заветов, также об одежде священника, и о покаянии. О ТВОРЕНИИ МИРА О первом дне творения Беседа о втором дне творения, а также против сказавшего, что нам, христианам, не следует говорить при освящении «Господь Саваоф» Беседа о третьем дни творения и о воскресении Беседа о четвертом дне творения Беседа о пятом дне творения О шестом дне творения, о первозданных людях, о змее, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыни, и о Божественной Троице ТВОРЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ В ИЗДАНИИ МИНЯ К ПОДЛОЖНЫМ (Spuria) Беседа на слова «и увидел Бог все, что Он создал, и вот,  хорошо весьма» ( Быт.1:31 ), и о том, что божественные слова дороже всякой сладости Изъяснение, что образ, состоявший в подобии Божием, первый человек утратил преслушанием и что впоследствии этот образ восстановлен чрез нового Адама Слово на начало Св. Четыредесятницы, об изгнании (из рая) Адама и о дурных женах Об Аврааме и Исааке О том, что нужно удаляться от зрелищ, что посетители их вовлекаются в грех прелюбодеяния и что они бывают причиной несогласий и вражды, и об Аврааме О ПРАВЕДНОМ И БЛАЖЕННОМ ИОВЕ Слово 1 Слово 2 Слово 3 Слово 4 Слово о пророке Илие Об Иосифе и целомудрии О Сусанне

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Архангел Рафаил Архангел Рафаил (помощь Божия) упоминается в Книге Товита. «Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет архиепископ Иннокентий Херсонский . Рафаил поарамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие. «Послан был Рафаил исцелить» ( Тов. 3:16 ). В Библии имеется прекрасное жизнеописание одного благочестивого семейства. Это Книга Товита, отличающаяся особой назидательностью. Здесь мы видим невидимое служение нам Ангелов Божиих. Товит, отец Товии, да невеста Товии были тяжело больны. И Господь послал святого Архангела Рафаила для исцеления. Когда же прозревший чудесным образом Товит хотел в благодарность отдать незнакомцу половину своего имения, Рафаил сказал им: «ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою... Я Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго... Благословляйте Бога вовек. Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» ( Тов. 12:14–18 ). «Весьма поучительны слова, сказанные сим Архангелом при разлучении с семейством Товита. «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех... твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою». ( Тов. 12:8–9, 13 ). Посему, кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим» – наставляет архиепископ Иннокентий Херсонский . В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226). Архангел Рафаил почитается Церковью как покровитель врачей. Святый Архангеле Рафаиле, исцели мои недуги, и страсти душевные, и телесные. И моли Бога о мне грешном. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сразу следует оговориться, что Танах не имеет в себе тех книг, которые в православных изданиях Ветхого Завета именуются «неканоническими». Соотношение же наименований, порядка и рубрикации остальных текстов можно увидеть в следующей таблице. Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Торá (Закон) Берешит (В начале) Шмот (Имена) Ва-йикра (И воззвал) Бе-мидбар (В пустыне) Дварим (Слова) Второзаконие Невиим (Пророки) Ранние пророки Иехошуа бин Нун (Иисус сын Навина) Книга Иисуса Навина Шофти " м (Судьи) I u II Книги судей Сефер Шмуэль (Книга Самуила) I u II Книги Царств Сефер млахим (Книга Царей) III u IV Книги Царств Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Поздние пророки Иешаяху (Исайя) Книга пророка Исайи Ирмеяху (Иеремия) Книга пророка Иеремии Иехезкель (Иезекииль) Книга пророка Иезекииля Хошеа (Осия) Книга пророка Осии Иоэль (Иоиль) Книга пророка Иоиля Амос (Амос) Книга пророка Амоса Овадий (Авдий) Книга пророка Авдия Иона (Иона) Книга пророка Ионы Михá (Михей) Книга пророка Михея Нахум (Наум) Книга пророка Наума Хаваккук (Аввакум) Книга пророка Аввакума Цфания (Софония) Книга пророка Софонии Хаггай (Аггей) Книга пророка Аггея Зхария (Захария) Книга пророка Захарии Мал’ахи (Малахия) Книга пророка Малахии Ктувим (Писания) Тхиллим (Славословия) Псалтирь Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона Иов (Иов) Книга Иова Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона Разделы Подразделы Еврейское название книг (перевод) Русское название книг Тхиллим (Славословия) Псалтирь Сефер мишлей (Книга притчей) Притчи Соломона Иов (Иов) Книга Иова Шир ха-ширим (Песнь песней) Песнь песней Соломона Рут (Руфь) Книга Руфи Эйха («Как!») Плач Иеремии Кохелет («Собирающий») Книга Екклезиаста или Проповедника Эстер (Эсфирь) Книга Есфири Даниэль (Даниил) Книга пророка Даниила Эзра (Ездра) Первая книга Ездры Нехемья (Неемия) Книга Неемии Диврей ха-ямим (Книга хроник) I u II I u II книги Паралипоменон Последний период – Вторая Геулла – представляет собой краткую формулу эсхатологических чаяний еврейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В приведенных рассуждениях автора, изложенных по возможности его же словами, нельзя не заметить стремления ставить в связь истинную православную точку зрения с признанием исторической достоверности книги Товита и отрицание ее с рационализмом, с неверием в откровение и чудо. Поэтому я в своем отзыве писал: приведенные нами суждения автора страдают, по нашему мнению, некоторою неопределенностью, шаткостью и предвзятостью. Автор, конечно, прекрасно знает, что помещать неканонические книги рядом с каноническими и пользоваться цитатами из них наряду с цитатами из канонических писаний не значит еще ставить те и другие более или менее на один уровень... Если у некоторых немногих церковных писателей, не имевших возможности точнее ознакомиться с составом еврейского канона, и были попытки приравнивать книгу Товита к книгам каноническим, то древняя восточная церковь в лице лучших своих представителей смотрела на них, как на отступления от истины, считая каноническими лишь книги, входившие в состав еврейского канона. Но отрицание канонического достоинства книги есть отрицание ее боговдохновенности. Отсюда, как бы ни было велико уважение церкви к неканоническим книгам, между ними и писаниями каноническими всегда останется целая пропасть, как между писаниями боговдохновенными и человеческими, хотя полезными, произведениями. Как небоговдохновенная, неканоническая книга может быть не чужда ошибок и заблуждений, обязанных своим происхождением автору. Отсюда, церковь , признавая нравственно-практическую пользу употребления и чтения неканонической книги, предоставляет оценку ее с исторической стороны всецело науке; она не берет, так сказать, под свою ответственность автора ее, как это делает она с боговдохновенными писателями. Если в изучении канонических книг научный критицизм должен ограничиваться признанием боговдохновенности их, то в исследовании неканонической письменности этих границ церковь не налагает. Этими строками я хотел сказать, что православный ученый имеет право применять к неканоническим книгам все приемы научного критицизма – с одной стороны, и что мнения некоторых отцев и учителей церкви относительно исторического характера книги Товита, как принадлежащие к сфере чисто научной, не вытекающие из обязательных начал христианской веры, не должны стеснять научной критики, как не стесняют они научных исследований в области естествознания, астрономии, физики и т.д. Следовательно нет ни малейшего основания видеть влияние рационализма и в отказе Яна дать объяснение затруднениям, находимым в книге Товит, и в сомнении относительно полной достоверности ее в лекциях мм. Филарета и Арсения, а за ними и в моем отзыве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Вождь еврейского народа Иисус Навин, увидевши у стен Иерихона незнакомца, спросил его: наш ли ты, или от врагов наших? Незнакомец отвечал: я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, Свято. Иисус так и сделал ( Нав. 5:14–15 ). Ангел не только принял поклонение Иисуса Навина, но потребовал от него почитания и по отношению к тому месту, где Иисус Навин сподобился беседовать с небесным вестником. О рождении Судии еврейского народа, Сампсона, рассказывается: когда евреи за свои беззакония покорены были филистимлянами, Ангел явился сначала жене благочестивого человека Мапоя, а потом и самому Маною и обещал, что от бывшей неплодною жены Маноя родится сын, который будет защищать израильтян от филистимлян. После этого·Маной принес жертву Богу. Когда же пламень от жертвенного огня стал подниматься к небу, Ангел Господень поднялся в пламени. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю ( Суд. 13:20 ). То вит и Товий поклонились Ангелу Рафаилу ( Тов. 12:16 ). Пророк Даниил поклонился Ангелу ( Дан. 10:9–15 ). Примечание: 1) Мнимо-духовные христиане, по поводу свидетельств из книги Товита и из других книг неканонических, возражают, что эти свидетельства не имеют значения. Но это возражение не состоятельно, во-первых, потому что указанное свидетельство из книги Товита не есть единстве иное основание для выясняемой истины о почитании св. Ангелов; оно находится и во многих книгах канонических; во вторых, хотя книга Товита и не каноническая, по тем не менее ее свидетельство имеет полную историческую достоверность, доказывая существование у евреев (имевших богооткровенный закон) почитания Ангелов и поклонения им. 2) Далее возражают сектанты, что праведники (вышепоимен.) поклонялись св. Ангелам лишь тогда, когда удостаивались видения сих Ангелов, а православная Церковь учит молиться св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

—154— ставил их более или менее на один уровень с писаниями боговдохновенными. Если у некоторых немногих церковных писателей, не имевших возможности точнее ознакомиться с составом еврейского канона, и были попытки приравнивать книгу Товита к книгам каноническим, то древняя восточная церковь в лице лучших своих представителей смотрела на них, как на отступления от истины, считая каноническими лишь книги, входившие в состав еврейского канона. Но отрицание канонического достоинства книги есть отрицание ее боговдохновенности. Отсюда, как бы ни было велико уважение церкви к неканоническим книгам, между ними и писаниями каноническими останется всегда целая пропасть, как между боговдохновенными писаниями и человеческими, хотя весьма полезными, произведениями. Как небоговдохновенная, неканоническая книга может быть не чужда ошибок и заблуждений, обязанных своим происхождением самому автору. Отсюда, церковь , признавая нравственно-практическую пользу употребления и чтения неканонической книги, предоставляет оценку ее с исторической стороны всецело науке; она не берет, так сказать, под свою ответственность автора ее, как это делает она с боговдохновенными писателями. Если в изучении канонических книг научный критицизм должен ограничиваться признанием боговдохновенности их, то в исследовании неканонической письменности этих границ церковь не полагает. Древняя восточная церковь отдавала предпочтение переводу LXX перед текстом еврейским, но делая это на практике, она не возводила сего в догму, предоставляя сличение текстов свободному исследованию разума. Так поступает православная церковь и доселе. Лишь католическая церковь нашла нужным наложить узы на научное исследование истины, канонизовав, с одной стороны, неканонические и апокрифические книги, с другой стороны, текст вульгаты. Признавая полную историческую достоверность книги Товита, автор дает объяснение и всем тем затруднениям, на которые указывают западные ученые, отрицающие исторический характер этой книги. Факт, что о книге Товита нет упоминания ни в ветхозаветных, ни в новозавет-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церкви, а составленный по своему усмотрению конкретным богословом, обладавшим большой б-кой. У Григора Татеваци встречается 2 списка ВЗ. Первый список включает: Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-ю Царств, 1-2-ю Паралипоменон, затем 3 Книги Ездры, Книги Неемии, Есфири, Иудифи, Товита, 1-3-ю Маккавейские, Псалтирь, Книгу Притчей Соломоновых, Книги Екклесиаста, Песни Песней Соломона, премудрости Соломона, премудрости Иисуса, сына Сирахова, Иова, прор. Исаии, Книги 12 малых пророков (от Осии до Малахии), пророков Иеремии, Варуха, Плач Иеремии, Книги пророков Даниила, Иезекииля, «Завещания патриархов». Иной вариант указан с делением книг на «Закон» (Пятикнижие), «Пророки» (Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я Книги Царств, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Книги 12 малых пророков) и «Писания» (Книги Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, пророка Даниила, 1-2-я Книги Паралипоменон, Книги Ездры, Есфири). Григор отмечает, что Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, премудрости Соломона, Иудифи, Товита, Маккавейские и «Завещания патриархов» хотя и не входят в число 22 книг (при этом нигде не отметил, что в данном случае он описывал евр. традицию, да и последовательность книг не в полной мере соответствует евр. Библии), но принимаются в число богодухновенных «Писаний» ( Idem. 1979). Известно также множество др. списков, в основном анонимных. Большинство из них содержат такой набор канонических книг: Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-5-я Книги Царств (под 5 Цар имеется в виду 1-2 Пар), 1-2-я Книги Ездры, Псалтирь, Книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, Книги пророков Исаии, Иеремии, Даниила, Иезекииля, Книги Иова, 12 пророков, Книги Неемии, Есфири, 1-3-я Маккавейские, Товита, Иудифи, премудрости Иисуса, сына Сирахова. В НЗ включаются: Четвероевангелие, 14 Посланий Павла, Деяния св. Апостолов, 7 Соборных Посланий, Откровение Иоанна Богослова (встречается в составе Библий только с XII в., до этого переписывалось вместе с апокрифами), «Успение Иоанна», а также 5 книг Климента и Анании из Дамаска (видимо, апостола, исцелившего Савла): «Чтения Иакова» (возможно, Recognitiones из Псевдо-Климентин или Лекционарий), «Апостольские каноны», «Слова Иуста» (вероятно, апокриф «История Иосифа Плотника»), «Книга Дионисия Ареопагита», «Проповедь ап.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Пророки и учители еврейского народа при жизни своей проповедовали людям о Боге и учили людей истинной вере. Но чтобы люди и после их смерти помнили их наставления и всегда могли научиться истинной вере в Бога, пророки, по повелению Божию, записали свои наставления и поучения в книги. В этих книгах пророки написали, как люди жили и как Господь научил их истинной вере. Чтобы пророки могли в своих книгах записать все правильно, им при написании книг помогал Дух Божий. Потому их книги называются священными книгами. Первые пять книг написаны Моисеем и называются так: 1) Бытие (описана история от сотворения мира до смерти Иакова), 2) Исход (история еврейского народа от рождения Моисея до дарования евреям закона на горе Синайской), 3) Левит (о богослужении и праздниках еврейских), 4) Числа (исчисление народа еврейского и сорокалетнее странствование евреев в пустыне), 5) Второзаконие (повторение закона Божия и смерть Моисея). Дальше священные книги следуют такие: 6) книга Иисуса Навина (описывается завоевание под начальством Иисуса Навина земли Ханаанской и разделение ее между евреями), 7) книга Судей (описывается жизнь еврейского народа под управлением судей), 8) книга Руфь (описывается история Руфи), 9) 1-я книга Царств (описывается история еврейского народа от Самуила до смерти царя Саула), 10) 2-я книга Царств (описывается царствование Давида), 11) 3-я и 12) 4-я книги Царств (описывается история еврейского народа от Соломона до падения царства Иудейского), 13) 1-я и 14) 2-я книги Паралипоменон (добавление к книгам Царств), 15) книга Ездры (описывается возвращение евреев из плена вавилонского в построение храма), 16) книга Неемии (описывается построение города Иерусалима после плена вавилонского), 17) книга Есфирь (описывается спасение еврейского народа от опасности во время плена), 18) книга Иова (описывается история и страдания Иова), 19) Псалтирь (содержатся псалмы Давида ), 20) книга Притчей царя Соломона, 21) книга Екклезиаста или Проповедника (того же царя Соломона), 22) книга Песни песней Соломона, 23) книга пророка Исаии, 24) книга пророка Иеремии, 25) книга пророка Иезекииля, 26) книга пророка Даниила, 27) книга пророка Осин, 28) книга пророка Иоиля, 29) книга пророка Амоса, 30) книга пророка Авдия, 31) книга пророка Ионы, 32) книга пророка Михея, 33) книга пророка Наума, 34) книга пророка Аввакума, 35) книга пророка Софонии, 36) книга пророка Аггея, 37) книга пророка Захарии, 38) книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

" Впрочем эти три вида содержания священных книг не строго отделены один от другого. Ибо и в исторических сказаниях можно находить пророчество, и от пророков можно услышать много исторических рассказов, равно и нравоучительный и увещевательный вид можно встретить и в пророчествах и в истории. Все это имеет в виду обращение человека, и от повествования о прежде бывшем, и от нравоучения и увещания мы равно направляемся к должному " (Златоуст. Синопсис книг Ветхого Завета). 6. Еще частнее указанные отделы Ветхого и нового завета подразделяются на группы книг и отдельные книги, носящие особенные имена. Именно: 1) Исторические книги Ветхого завета разделяются на три осьмикнижия: первое историческое осьмикнижие (по Синопсису Иоанна Златоуста) или первая группа исторических книг есть сия: пять книг Моисеевых (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь. Второе историческое осьмикнижие или вторая историческая группа ветхозаветных книг: четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии. Третье историческое осьмикнижие или третья группа исторических книг: вторая книга Ездры, книга Товита, Иудифь Есфирь, три книги Маккавейские и третья книга Ездры. 2) Учительные книги Ветхого Завета суть сии: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесиаста, книга Песнь Песней, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. 3) пророческие книги Ветхого Завета: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, Плач Иеремиев, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила, книги Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Всего 49 книг Ветхого завета. Книги Нового Завета: 1) Исторические: четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и книга Деяний Апостольских. 2) Учительные: семь соборных посланий - одно Иудино и четырнадцать посланий апостола Павла: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону, и одно к Евреям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010