Глава 41. Кир, как прообраз «Мужа правды» Мессии, который пострадает в борьбе с языческими народами, но победит их и уничтожит идолопоклонство 1. Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: «станем вместе на суд». (Обновляйтеся ко мне, острови, князи бо изменят крепость: да приближатся, и да глаголют вкупе, тогда суд да возвещают). Грозное слово Господа обращено к «островам». Так назывались не только земли, лежащие в открытом море и со всех сторон окруженные водой, – собственно острова и преимущественно острова Средиземного моря, но и прибрежные страны, непосредственно прилегавшие к морю (напр. Египет и др.). Жители таких островов, ведя независимую общественную жизнь, были богаты и горды. Господь призывает их изменить свой образ жизни, обновиться: прежнюю и уже устаревшую, грубую языческую религию оставить и обратиться к Нему, единому истинному Богу. Они должны будут это сделать, потому что их князья изменят крепость: всякое могущество и вооружение князей будет низложено всемогуществом Бога-Вседержителя, дабы водворить правду на земле, даровать спасение «всякой плоти» и открыть славу царства Божия (ст.2, 11–12, 15–16, 19–20, 25 ср.40:3–7, 10, 23, 30). И как обыкновенно, в виду грозных обстоятельств, люди сходятся и советуются о своем спасении; так и теперь все народы «да приближатся, и да глаголют вкупе»: прежде разделенные и враждебные, теперь они должны сблизиться и совещаться о суде Божием над собой и, проникаясь страхом перед Богом, должны понять Его суд и искренно обратиться к Нему (ст.2,5,20–21). 2–4. Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я тот же. (Кто восстави от восток правду, призва ю к ногам своим, и пойдет: даст пред языки, и цари ужасит, и повержет на землю мечы их, и аки стеблие отвержены луцы их. И проженет я, и пройдет с миром путь ног его: Кто содела, и сотвори сия? призва ю, призываяй ю от начала родов: аз Бог первый, и в грядущая аз есмь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 43. Спасение Израиля по благодати Божией 1. Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. (И ныне сице глаголет Господь Бог сотворивый тя, Иакове, и создавый тя, Израилю: не бойся, яко избавих тя, прозвах тя именем твоим: мой еси ты). В виду недавно миновавшего Ассирийского нашествия и предстоящего Вавилонского пленения, иудейский народ мог в страхе прийти к отчаянию: Господь успокаивает его, утешая, указывает на неразрушимый с ним союз, как с избранным народом, которому предстоит не погибель, а только наказание и потом – спасение. Залогом этого обетования служит уже само имя Израиля, преблагословенного патриарха Иакова, сохранившееся за народом, не смотря на всяческие перемены и бедствия в тысячелетнюю историческую его жизнь. И теперь Господь говорит народу: «Мой еси ты». А потому им, как народом Божиим, уже не может овладеть навсегда ни Ассирийский царь, ни Вавилонский. 2–3. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. (И аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе: и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе, яко Аз Господь Бог твой, святый Израилев, спасаяй тя: сотворих премену твою Египет и Ефиопию, и Соину за тя). Признавая Израиля Своим рабом и объявляя Себя его Избавителем в будущем, Господь напоминает ему о прошедших знаменательных событиях. Если Израиль будет переходить через воды, то Господь будет с ним, как был при переходе через Красное море при Моисее; если Израиль будет переходить через реки, то они не потопят его, как не потопил Иордан при переходе евреев в землю обетованную при Иисусе Навине; пойдет ли Израиль через огонь, не обожжется, и пламя не опалит его, как то и другое совершилось действительно над избранными сынами Израиля, преданнейшими Богу отцов своих, в печи огненной, в Халдее. Поэтому Израиль не должен бояться ни войск ассирийских, если бы они опять наводнили страну (ср.гл.8:6–8), ни пламени вавилонской войны, имеющей опустошить Иудею со всех сторон (гл.42:25). Господь сотворит премену или обмен Израиля, т.е. даст как бы в выкуп за него другие народы, поразит их всеми бедствиями войны, а именно Египет, (расположенный на нижнем течении Нила), Эфиопию (расположенную на верхнем течении Нила) и Соину, точнее – Савею (счастливую Аравию), именно эти страны, как более достойные гнева Бога-Промыслителя (ср.гл.18:19 и 21:13–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 44. Величие единого Бога-Спасителя и ничтожество идолов 1–5. А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. Один скажет: «я Господень», другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: «я Господень», и прозовется именем Израиля. (Ныне же слыши, рабе Мой Иакове, и Израилю, его же избрах. Сице глаголет Господь Бог сотворивый тя и создавый тя из утробы: еще поможет ти: не бойся, рабе мой Иакове, и возлюбленный Израилю, его же избрах. Яко Аз дам воду в жажду ходящым в безводней, наложу дух Мой на семя твое и благословения Моя на чада твоя, и прозябнут аки трава посреде воды и яко верба при воде текущей. Сей речет: Божий есмь: и сей возопиет о имени Иаковли, и другий напишет рукою своею; Божий есм: и о имени Израилеве возопиет). Ныне же – когда народ Божий, не имея чем оправдаться перед Богом и потому находясь в сугубом страхе перед Ним и могущественным своим врагом – завоевателем, теперь он тем с большей радостью и благодарностью должен выслушать весть о своем спасении. Подобно тому, как некогда, при изведении избранного народа из Египта, Господь помог ему многими знамениями и чудесами; так и теперь еще поможет ему – выйти из плена халдейского: и как тогда, так и теперь Господь даст воду для утоления жажды ходящим в безводной пустыне, т.е. сохранит Свой народ от всех лишений и смертельных опасностей. И не только: Он наложит Дух Свой на семя его... Это семя народа, его младшее поколение, по действию Духа Божия, как благословенное, возрастет, умножится и укрепится для новой, благодатной жизни, – подобно тому, как, при действии влажного ветра; произрастают травы, сеющие семя, и, размножаясь, покрывают всю землю, свидетельствуя тем о благословении Божием. Потомки спасенных размножаясь по благословению Господа и укрепляясь действием Духа Божия, будут праведны – и потому будут наслаждаться полнотою сил, как трава среди воды, как верба (или ива) при источнике ( Пс.1:1–3 ). Живя в полном довольстве, и тот будет говорить, что он Божий, т.е. находится в завете с Иеговой, и этот воскликнет, что ему принадлежит имя Иакова, т.е. он потомок этого благословенного патриарха и наследник данных ему обетований; и иной напишет рукой своей: «Божий есмь», т.е. принадлежит Богу, как семя избранного родоначальника: и напишет это, если потребуется увековечить свое право наследства (для этой цели и существовали родословные таблицы у евреев).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 46. Ничтожество Вавилонских богов. Непреложность обетований Вседержителя о спасении Израиля через Кира 1–2. Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен. (Паде Вил, сокрушися Дагон, быша ваяния их во звери и скоты: носите я связана яко бремя труждающемуся и разслабевшу, и алчущу и немогущу вкупе, иже не возмогут спастися от рати, сами же пленени приведошася). «Пал Вил! разбился Дагон!» – решительно говорит Господь, предвозвещая падение идолов при взятии Вавилона войском Кира. Вил – бог света, его вавилоняне почитали под образом солнца. Дагон – собственно бог моря, его почитали преимущественно Филистимляне, населявшие восточное побережье Средиземного моря. Изваяния или статуи этих богов быша во звери и скоты, т.е. валяются в развалинах, где теперь обитают дикие звери, или, взятые своими обожателями, быстро увозятся на вьючных животных, как ценная кладь, от врагов – победителей. Спасающиеся от Персов Халдеи, связав богов своих, как тяжелое бремя, возложили их на вьючных животных, которые помогают хозяевам спасать богов, но, обремененные ими, страдают под тяжестью, устают, томятся голодом и, наконец, совсем теряют силы... Тогда настигают враги и забирают в плен богов и почитателей их. Так, боги Халдеев не могут спасти их и себя от войска Персидского, которое ведет на Вавилон Сам Господь: их стараются спасти люди и вьючные животные и не спасают! – И так, эти боги ничтожнее животных. 3–4. Послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас. (Послушайте Мене, доме Иаковль и весь останок Израилев, носимии от чрева и наказуемии от детска даже до старости: Аз есмь, и Дóндеже состареетеся, Аз есмь, Аз терплю вам, Аз сотворих и Аз понесу, Аз подъиму и спасу вы).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 47. Суд Божий над Вавилоном и Халдеями 1. Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперед не будут называть тебя нежною и роскошною. (Сниди, сяди на земли, дево, дщи Вавилоня, вниди во тму, дщи Халдейска, яко не приложиши ксему прозыватися мягка и юна). Дева, дочь Вавилона – население города Вавилона, как потомство древнего племени Халдеев и, в свою очередь, имеющее быть матерью последующих поколений. Население Вавилона размножилось, усилилось и путем завоеваний обогатилось и возвысилось над другими народностями Востока. Вавилон был как бы престолом повелителей над всеми другими городами передней Азии (ст.5). Но по суду Божьему, «дочь Вавилона», за свою жестокость, гордость и злобу (ст.6–8,10), должна сойти со своей высоты и, вместо престола, который она стремилась поставить выше облаков (гл.14:13), она должна сесть на земле, как скиталец, блуждающий в бесприютной пустыне или как бедняк, огорченный лишением всего имущества, повергается на прах-пепел в отчаянии и сетовании. Прежде население Вавилона постоянно озарялось не только блеском лучей солнечных днем, но и ночью светом ярких светильников, на роскошных пиршествах от вечера до утра; теперь оно должно войти во тму – как раб, лишенный общения с семейством своего хозяина и вытолкнутый из освещенного дома на улицу в темную и холодную ночь, или как преступник, брошенный в подземную темницу (ст.2,5,11). При этом «дочь Вавилона» уже не приложит называтися – вперед еще не назовется мягкой и юной – нежной и молодой, цветущей: среди неисчислимых лишений, при рабском тяжелом труде, она огрубеет и, беспомощная, несвоевременно одряхлеет от безутешного горя. 2–3. Возьми жернова и мели муку; сними покрывало твое, подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой. Совершу мщение и не пощажу никого. (Возьми жернова, мели муку, открый покрывало твое, открый седины, возсучи голени, прейди реки: открыется студ твой, явятся укоризны твоя, праведное от Тебе возьму, ктому не предам).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 52. Спасение Сиона. Мир с врагами. Возвращение народа из плена. Слава Спасителя 1–3. Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены. (Востани, востани, Сионе, облецыся во славу в крепость твою, Сионе, и ты облецыся во славу твою. Иерусалиме граде святый, ктому не приложит пройти сквозе тя необрезанный и нечистый. Истряси прах и востани, сяди, Иерусалиме, совлецы узу выи твоея, плененая дщи Сионя. Яко сия глаголет Господь: туне продани бысте, и не серебром избавитеся). Пророк прежде предсказал, что Сион, как вдова, оставленная Богом, пребудет одиноким и, в безутешной скорби, повергнется на землю (гл.3:25). Теперь, утешая, внушает ему мужество. Восстань, Сион, и облекись в силу твою, – как облекается исполин-боец в полное вооружение и доспехи; облекись в славу, – как облекается царь в свои одежды, принадлежащие его великому званию и сану, – ты должен восстать, ибо ты город святой, был таким и опять будешь. Сквозь тебя уже не будет проходить необрезанный и нечистый – никакой язычник-враг, злой и обагренный кровью избитых им граждан святого Сиона. – Отряси с себя прах, ибо прах есть знак проклятия и скорби, а ты спасен, благословен и должен иметь на голове своей цветоносный венок – знак твоей живейшей и вечной радости (гл.51:11; гл.35:10). Совлецы узу выи твоея – стащи с усилием с шеи своей тяжелую цепь, которая обременяла тебя, как самого опасного и вместе с тем презренного раба (у которого, обыкновенно, цепь была не только на ногах и руках, но и на шее). Все это ты должен будешь сделать, потому что будешь избавлен Господом из плена и не как раб, а как сын. Ты был продан туне или отдан даром, по воле Бога, и будешь избавлен также даром, а не за серебро, (как иногда выкупали владельцы своих рабов, ср.гл.45:13; 55:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 65. Осуждение идолопоклонства, истребление нечестивых и благословение избранных рабов Божиих 1–2. Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям. (Явлен бых не ищущым Мене обретохся не вопрошающим о Мне, рекох: се есм: языку, иже не призваша имене Моего. Прострох руце Мои весь день к людем не покоряющымся и противу глаголющым , иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих). После разделения еврейского царства, при сближении и тесном общении с соседними языческими народами, избранный народ Божий постепенно уклонялся от истинного Бога, так что не имел страха перед Ним, не призывал Его святого имени (гл.63:17; гл.64:6–7). Но, щадя Свой народ, как создание Свое, как детей Своих (гл.63:7–9,15–16; гл.64:8–9), Господь открывался и ищущим Его – тем, кто не ходил в Его храм, не приносил Ему жертв, ради получения от Него милости (ст.11). Господь давал Себя найти тем, кто прежде не спрашивал о Нем: зная, Кто и когда им нужен, Он говорил через пророков: «вот Я!» – Так Он говорил народу, который не призывал Его имени ни в клятве, ни даже в молитве (ст.16). Всякий день или постоянно Господь простирал Свои руки к народу, как отец к малюткам-детям, хотя народ оставался непокорным, говорил против Него, иногда осмеивал даже пророков, а в лице их оскорблял и Самого Бога (гл.57:4; гл.63:10,17); вообще, народ не шел путем истинными, который определен Законом Моисея, а шел вслед своих грехов – жил и действовал по влечению греховных похотей своей воли, извращенной под воздействием на нее язычества (ст.3–4,6–7,11; гл.57:3–13; гл.59:2–4,12–15). И непокорному народу Своему Господь открывался или давал о Себе знать различным образом, – то путем бедствий и лишений (при нашествии неприятелей), то чрезвычайными милостями (как истребление врагов действием Своего всемогущества, напр. Ассирийцев), то в утешительных обетованиях о Мессии через пророков. Но, кроме евреев, была еще величайшая часть рода человеческого, предоставленная своим путям – законам ума и совести; она блуждала в совершенной тьме язычества, со всем его гибельным нравственным мраком: Господь не оставил Своей благостью и этих несчастных. По истечении времен ветхого завета Господь, в Лице воплотившегося Своего Единородного Сына, явил Себя миру как иудейскому, так и языческому. И великий Апостол Христов Павел, призывая язычников в царство благодати, во имя единого истинного Бога-Спасителя, имел основание и побуждение засвидетельствовать исполнение пророчества Исаии в свое время, в Послании к Римлянам (гл.9:22–24; 10:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 66. Торжество Церкви и всемирный суд Божий 1–2а. Так говорит Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. (Тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждение Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь). Могуществу власти, высоте достоинства и обширности владений царей обыкновенно соответствуют величие и великолепие их обстановки, обширность дворцов, высота престолов. И беспредельной власти Господа, как Царя и Вседержителя, соответствует необъятность здания вселенной, великолепие природы и недосягаемая высота престола. «Небо престол Мой, говорит Господь, а земля подножие ног Моих»: посему все, что на небе, предстоит престолу Божьему, служит власти Вседержителя, и все, что на земле, при подножии Его престола преклоняется пред Ним, покорно Ему. – «Где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» – Для вездесущего Бога нет и быть не может отдельного места жития и покоя, – весь мир есть единый храм Божий. Если же так, то Господь есть единый Царь и Судья над всеми миром: все в мире создано Его рукой – всемогуществом, все и принадлежит Ему. – Следовательно, не надо думать, что Господь ограничен в Своих свойствах и совершенствах, что Ему, для существования Его, необходимо жертвоприношение, как склонны были думать евреи, под влиянием языческих представлений (ср.гл.40:12,15–18,22,25–26,28). 2б-3а. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. [Беззаконник же,] заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу. (И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? Беззаконник же жряй Ми тельца, яко убиваяй пса: и приносяй семидал, яко кровь свиную: даяй ливан в память, аки хульник).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 7. Пророчество о рождении Еммануила от Девы, как, знамение избавления Иудеи от царей Сирийского и Израильского, и суд Божий над домом Ахаза 1. И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. (И бысть во дни Ахаза сына Иоафамля, сына Озии, царя Иудина, взыде расин царь Арамль, и факей сын ромелиев, царь Израилев, на Иерусалим, воевати на него, и не возмогоша разорити его). В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского (в 742 г. до Р.Х.). «Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его; но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов (Ханаанских), которых прогнал Господь от лица сынов израилевых. И совершал жертвы и курения на высотах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом» ( 4Цар.16:1–4 ). Этот законный царь, но недостойный наследник престола Давидова своим нечестием соблазнял народ Божий. Тогда Господь послал бедствия на страну. «В те дни начал Господь посылать на Иудею Расина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина ( 4Цар.15:37 ), Расин (по-еврейски Рецин) был последним царем Сирийцев; после него Сирия сделалась областью царства ассирийского. Факей (по еврейскому произношению – Цеках), сановник царя Израильского Факии, составил против него заговор, умертвил его и воцарился вместо него в Самарии ( 4Цар.15:25 ), столице царства израильского, находившейся прямо на севере от Иерусалима. Расин и Факей, неоднократно производили нападение на северные и северо-восточные пределы царства иудейского, наконец, согласились и условились вместе и одновременно вести войну с царем Ахазом и осадить Иерусалим. Успехом в этом предприятии они обеспечили бы защиту своих царств от нападений сильнейшего врага – царя Ассирийского. Но, как оказалось впоследствии, согласно с пророчеством Исаии, они не имели возможности не только завладеть Иерусалимом, но и вести против него войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Жителей Иерусалима, участников в заключении союза с Египтом (ст.5), Господь накажет пленом, от которого они желали избавиться посредством того союза. Обращаясь к Иерусалиму, пророк восклицает: «горе городу Ариилу!» – Наименование Ариил не собственное; оно означает «лев Божий» (от евр. ари – лев и эл или ил – Бог). Пророк называет Иерусалим «львом Божиим», как главный город царства Иудина, которому обетовано львиное достоинство еще патриархом Иаковом ( Быт.49:8–11 ), и как город сильно укрепленный, против которого некогда воевал Давид, вёл геройскую осаду и взял его, когда этот город представлял собой еще только одну крепость Сионскую: тогда жители Сиона с львиной неустрашимостью встретили Давида; но Давид взял город с таким же мужеством и еще более укрепил его стены ( 2Цар.5:6–9 ). Но теперь этот «город-лев» снова, будет в осаде. Со времени произнесения этого пророчества о такой судьбе Иерусалима, его жители, из года в год, должны собирать хлеб в запас – в виду предстоящих опустошительных войн, которые постигнут Иудею вместе с Моавитской землей: посему иудеи и моавитяне должны вместе готовиться к войне, собирать несколько лет подряд запасы хлеба на то время, когда не возможны будут сеяние и жатва. В особенности Иерусалим, как лев, будет предметом вожделения и целью нападения врагов: Господь озлобит или ожесточит его среди всяких бедствий и отымет у него крепость и богатство, какие даровал ему прежде. Иерусалим, как лев, будет в осаде; вокруг города поставлен будет острог – крепкая ограда из заостренных сверху бревен, вкопанных в землю одно подле другого стоймя. Тогда то смирятся его гордые и громкие речи: он падет, и жители его будут говорить тихо, как бы из-под земли, подобно вызывателям мертвых; тогда до земли изнеможет голос его, т.е. от бедствий и от страха он обессилеет так, что будет говорить шепотом, как побежденный, придавленный к земле и попираемый ногами врага воин, захлебываясь своей кровью и задыхаясь в пыли, едва слышно молит своего победителя о пощаде, но тщетно...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010