Видение пророка Исайи Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской Это апокрифическое сочинение связывают с кругом памятников письменности Кумрана, найденных на берегу Мертвого моря в 1947 г. Полный греческий текст его не сохранился, известны лишь фрагменты V–VI вв. и переработка, сделанная в XII в. (греческая легенда). Кроме того, «Видение Исайи» известно в коптском фрагменте IV в. и в латинских фрагментах V–VI вв. Славянский текст «Видения» является переводом с греческого, он был известен древнерусским книжникам уже по Индексу отреченных книг, вошедшему в «Изборник 1073 г.». Как предполагают исследователи, в основе «Видения Исайи» лежит более обширное апокрифическое сочинение «Вознесение Исайи», содержащее 11 глав, в котором главы с 6-й по 11-ю составляют собственно «Видение». Впрочем, существует мнение, что «Видение» возникло в раннехристианскую эпоху как вполне самостоятельный рассказ, позднее соединенный с другим апокрифическим текстом о пророке Исайе, и эта компиляция называлась «Вознесение Исайи» (Д. Петканова). Полный текст этого обширного «Вознесения» сохранился лишь в эфиопской версии в списках XV–XVII вв., она осталась неизвестна древнерусской литературе. Самый ранний древнерусский список «Видения пророка Исайи» содержится в Успенском сборнике XII–XIII вв., по тексту которого и издается в настоящем томе. (В 1997 г. вышла книга «Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования». (Отв. ред. и составитель В. В. Мильков). Серия «Общественная мысль: исследования и публикации». В этом издании опубликованы апокрифы в переводе на современный русский язык, но без их древнерусского оригинала, лишь с указанием на списки, которые положены в основу перевода. Перевод «Видения Исайи» осуществлен, как и наш, по списку Успенского сборника В. М. Хачатурян, комментарии и примечания с точки зрения истории философских взглядов в Древней Руси принадлежат В. М. Хачатурян и В. В. Милькову. Наш перевод «Видения Исайи, сына Амосова» был сделан ранее и независимо от этого издания).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Подскальски VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Быт………………… Бытие Втор……………….. Второзаконие Дан………………… Книга пророка Даниила Езд…………………. Книга Ездры Иез…………………. Книга пророка Иезекииля Иер………………… Книга пророка Иеремии Иис…………………. Книга Иисуса Навина Иов…………………. Книга Иова Ион…………………. Книга пророка Ионы Ис…………………… Книга пророка Исайи Исх…………………. Исход Лев…………………. Левит 1, 2 Макк…………. 1-я и 2-я книги Маккавеев Неем……………….. Книга Неемии 1, 2 Пар…………… 1-я и 2-я книги Паралипоменон Прем……………….. Книга Премудрости Соломона Притч……………… Притчи Соломона Пс…………………… Псалтирь Суд…………………. Книга Судей израилевых 1–4 Цар……………. Книги Царств (с 1-й по 4-ю) Числ……………….. Числа Новый Завет: Деян………………… Деяния Апостолов Евр………………….. Послание к Евреям Еф …………………… Послание к Ефесянам Ин…………………… Евангелие от Иоанна 1, 2 Ин……………… 1-е и 2-е Послания Иоанна 1, 2 Кор…………….. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам Лк……………………. Евангелие от Луки Мк……………………. Евангелие от Марка Мф…………………… Евангелие от Матфея Откр………………… Откровение Иоанна (Апокалипсис) 1 Петр……………… 1-е Послание Петра Рим…………………. Послание к Римлянам 1, 2 Тим……………. 1-е и 2-е Послания к Тимофею Флп…………………. Послание к Филиппийцам Прочие сокращения: АЕ ............................ Археографический ежегодник БиблЛет ................. Библиографическая летопись БогВест .................. Богословский Вестник БСт .......................... Български старини БТр…………………… Богословские труды ВАИ ......................... Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом ВВ ............................ Византийский временник Вест. ЛГУ ............... Вестник Ленинградского Гос. университета Вест. МГУ ............... Вестник Московского Гос. университета ВИ ............................ Вопросы истории ВИД …………………. Вспомогательные исторические дисциплины ВРА .......................... Вопросы истории религии и атеизма ВремОИДР ............ Временник Московского общества истории и древностей Российских ВО ............................ Византийские очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Исайя: сборник сборников Портал Богослов.Ru публикует перевод главы из книги почетного профессора Португальского Католического университета Жоакима Каррейры даж-Невеша «Великие люди Библии», посвященной книге пророка Исайи. Статья Книга Исайи – самая большая из пророческих книг, в ней шестьдесят шесть глав. В древней Церкви эта книга была самой изучаемой и самой «христианизированной» ветхозаветной книгой. Согласно Евангелию от Матфея, вся жизнь Иисуса, от рождения до смерти и воскресения, пророчески предсказана в книге Исайи. Экзегеты XIX и XX веков, используя историко-критический метод, обнаружили, что внутри книги имеются существенные стилистические, исторические и богословские различия и разделили книгу натрое: Исайя (главы 1-39), Второ-Исайя (главы 40-55) и Трито-Исайя (главы 56-66). В первой книге нас окружает политическая обстановка Ассирийской империи, во второй мы оказываемся на несколько столетий позже, в политической обстановке Вавилонской и Персидской держав. Имя основателя Персидской империи и первого ее царя Кира появляется в 44:28: «[Господь] говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою…»; в 45:1: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку…». Без упоминания имени о Кире говорится в 41:2: «Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей?» Назвать языческого царя «пастырем» и «помазанником» до вавилонского плена, когда в Иерусалиме господствовало «царское богословие» династии Давида, было бы соблазном. Перво-Исайя, как увидим, был включен в это царское иерусалимское богословие. Тогда как после плена, когда у Израиля не было царей, это богословие уже не было актуальным. Народом руководили священники, Закон Моисея и храм с его жертвоприношениями.

http://bogoslov.ru/article/4637348

протоиерей Михаил Браверман Эммануил – с нами Бог! Повествуя о событиях Благовещения и Рождества Христова, апостол Матфей упоминает ве-тхозаветное пророчество: «А всё сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «Вот, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог» [ Мф. 1:22–23 ; Ис. 7:14 ]. Согласно древнему свидетельству, первоначально Евангелие Христово Матфей записал на еврейском (иврите или, что вероятнее, на арамейском) языке, для тех, кто был воспитан на Законе и Пророках, и поэтому апостолу так важно было показать, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе. Именно у Матфея больше, чем у всех остальных евангелистов, ссылок на Древнее Писание. И чаще всего он цитирует жившего в восьмом веке до нашей эры – до Рождества Христова пророка Исайю. Традиция назвала этого пророка пятым евангелистом, как из–за важности приводимых им мессианских пророчеств, так и потому, что во всём Ветхом Завете исключительно у Исайи (в греческом, а затем и русском тексте) употребляется слово благовестие: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой! " » [ Ис. 52:7 ]. История призвания этого пророка рассказана им самим: в храме Исайя увидел сидящего на престоле Господа, и шестикрылые Серафимы прославляли Его: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь Небесных воинств)! Вся земля полна славы Его!» [ Ис. 6:3 ]. Почти три тысячи лет прошло с тех пор, но и доныне это ангельское песнопение звучит в наших храмах во время Божественной литургии, на которой и происходит явление Господа Иисуса Христа в Таинстве Причащения. А тогда Исайя воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» [ Ис. 6:5 ]. Один из Серафимов взял клещами горящий уголь с жертвенника и коснулся уст пророка это символическое действие стало знаком очищения грехов Исайи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангельский отрывок Параллельные места Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Луки, глава 6 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. (Лк 6:17-23) Параллельные места Книга пророка Исайи, глава 61 1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, 3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. (Ис 61:1-3) Книга пророка Исайи, глава 65 11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, 12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне. 13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; 14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.

http://bible.predanie.ru/evangelskoe-cht...

Введение в Ветхий Завет. Книги пророков Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Вступление Еврейская Библия объединяет книги Исайи, Иеремии и Иезекииля с книгами двенадцати пророков под названием “Поздние пророки” и помещает их после группы книг от Иисуса Навина до Царств (так называемые “Ранние пророки”). В греческой Библии, Септуагинте, пророческие книги стоят после поэтико-дидактических “(Святых) Писаний”, или “Агиографов”, в последовательности, отклоняющейся от еврейской версии и не совпадающей в отдельных рукописях. Далее, в ней к пророческим книгам причислены Плач Иеремии и книга пророка Даниила, которые еврейская Библия помещает в последней части своего канона, в “Писаниях”, и содержатся тексты, которые либо не написаны по-еврейски, либо на этом языке не сохранились: книга пророка Варуха (после Иеремии), Послание Иеремии (после Плача) и дополнения к книге Даниила. В латинском переводе Библии, Вульгате, этот порядок по существу сохраняется, только сдвигается, как в еврейском тексте: двенадцать “малых” пророков — после четырех “великих”, а Послание Иеремии, которое в современных изданиях следует за Плачем, перенесено в конец книги пророка Варуха. Феномен пророчества Великим религиям древности в различной степени и в меняющихся формах знакомо явление, когда люди, пребывающие в духе, притязают на то, чтобы говорить от имени божества. Так, если говорить прежде всего о соседствующих с Израилем народах, известен случай пророческого экстаза в Библе в XI в. до Р. Х.; в VIII в. до Р. Х. засвидетельствованы ясновидцы и пророки в Емафе на р. Оронт (зап. Сирия). Среди тысяч клинописных табличек, найденных в г. Мари в среднем течении Евфрата, есть и некоторые пророческие тексты XVIII в. до Р. Х.; содержащиеся в них сведения, адресованные царю, по форме и по содержанию сходны со словами древних пророков Израиля, упоминаемыми в Библии. Сам Ветхий Завет приводит пример ясновидца-неизраильтянина Валаама, которого пригласил пророчествовать царь Моава (Числ 22–24), и упоминает о 450 пророках Ваала, приведенных Иезавелью из Тира, которых пророк Илия истребил после их неудачи с жертвоприношением на горе Кармил (3 Цар 18:19–40); ниже приводится рассказ о 400 пророках, которых вопрошал Ахав (3 Цар 22:5–12).

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Разделы портала «Азбука веры» «По-моему, это как раз и доказывает истину христианства, все эти нападки, отрицательная критика, злобное анализирование священных библейских и церковных фактов… Как человек с глазами, страдающими дальтонизмом, путает цвета, так и страдающий душевной слепотой (страстями) – сектант, антирелигиозник, безбожник. И как первый смешивает красное с зеленым (представьте себе такого машиниста или у нас наверху рулевого!), так и последний все путает и находит в каждой строчке Библии и Евангелия противоречия. И как про первого мы говорили «больной» и не смущаемся, так и про последних надо сказать. Пожалеть, и всё». Еп. Варнава (Беляев) . По Волге… к Царству Небесному 1 . Одним из главных препятствий для принятия истинной веры со стороны дикого племени научников является признание т.н. «высокой библейской критики», выдаваемой за последнее слово науки. Согласно представлениям, принятым в среде богоборцев-ученых, считается доказанным, что почти все библейские книги написаны не теми авторами, которыми они подписаны. Например, книгу пророка Исайи на самом деле писали два или три автора, Евангелия написаны или во II или III веках. Почти все послания апостола Павла ему якобы не принадлежат. Не принадлежат будто бы и Давиду его псалмы, книга пророка Даниила написана в 165 г. до Р.Х. и т.д. Но началом всей кампании, направленной против Священного Писания, стала попытка доказать, что Пятикнижье написано не пророком и Боговидцем Моисеем, а создано группой авторов (от двух до пяти) спустя полтысячелетия после той даты, которая зафиксирована в Библии. Система аргументации построена на предвзятости, презумпции виновности и принципе двойного стандарта. Как точно заметил епископ Варнава (Беляев) , «никто в непонятных и непривычных с первого раза вещах не ищет бессмыслицы, а наоборот, старается доискаться, какой смысл вложил в свои слова автор. Но когда речь касается Библии, забываются все правила и все приличия. Всё свое невежество, непонимание, неумение разобраться в данных современной библейским авторам эпохи каждый сваливает на последних» 2 .

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Священная история в познавательных произведениях литературы Древней Руси Сказание об Евстафии Плакиде Повесть об Акире Премудром Девгениево деяние О сотворении Адама Сказание, как сотворил Бог Адама Об Адаме и Еве О Потопе Сказание о Мелхиседеке Житие пророка Моисея Слово блаженного Зоровавеля Сказания о царе Давиде Суды Соломона Видение пророка Исайи Книга Еноха Сказание о двенадцати пятницах Сказание Афродитиана Слово на воскресение Лазаря Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад Легенда о царе Авгаре Слово о Крестном Древе Слово об Успении Богородицы Хождение Богородицы по мукам Сказание о Макарии Римском Сказание отца нашего Агапия Из беседы трех святителей     Вступление. Священная история в познавательных произведениях литературы Древней Руси В этом томе собраны произведения, в основном имевшие познавательный интерес, но «познавательный» – в средневековом понимании. Средневековая познавательность отличалась от современной. Главное заключалось в истории. История же была прежде всего – Священная история, то есть в основном история, изложенная в Ветхом и Новом Заветах. Эта история восполнялась историей государства, к которой принадлежал сам читатель. Но начиналась она главным образом с момента принятия этим государством христианства. История языческого периода была не больше чем предуготовление к принятию христианства – главному этапу «исторического прозрения народа». Главным в Священной истории было взаимоотношение Бога и человечества. История как бы творилась самим Богом, но не лишала человека ответственности за свои поступки. Священная история была, как уже было сказано, зафиксирована в книгах Библии , но имела своими продолжениями исторические книги Византии и других христианских государств. Эти последние не имели для средневекового человека того высокого интереса, что история, заключенная в Библии, ибо в них не было той значительности, которую имело для любого средневекового человека каждое событие Библии или, что подчеркнем, событие, связанное с библейскими персонажами и библейской землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

монах Вонифатий (Рочев) Пророчества о Мессии в книгах малых пророков Скачать epub pdf Введение Термин «пророчество» в широком смысле можно понимать, как предсказание о том, чему надлежит сбыться в дальнейшем. Этот термин происходит от глагола: «прорекать». Соответственно, пророком в широком смысле можно называть того, кто прорекает, предсказывает будущие события. Пророческое служение было весьма важным в ветхозаветной истории. В еврейском языке слово «пророк» обозначается термином: «nabi», в греческом – термином: «προφτης». В корпусе книг Ветхого Завета пророческие книги занимают значительное место. Данный раздел в библеистике называют по-разному: «пророческая традиция», «пророческая письменность», кратко: «пророки» и др 1 . Следует также различать профессиональных библейских пророков и пророков подлинных: первые были воспитанниками ветхозаветных пророческих школ, вторые – были призваны на свое служение. Можно выделить общие черты, присущие ветхозаветному пророческому служению: -уверенность пророков в подлинности дарованного им Откровения; -их посредническая роль в передаче вести (все пророки проповедовали весть Единого Бога); -активное вмешательство пророков в жизнь общества 2 . Что же касается способов призвания, общественного положения и происхождения пророков, то они могли отличаться. Замечательно о ветхозаветном пророческом служении говорит святитель Кирилл Александрийский : «Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу Живому и Истинному и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах» 3 . Пророческие книги принадлежат авторству шестнадцати пророков. Последних принято делить на великих и малых. Великими в православной традиции называют четырех пророков: Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Малыми пророками почитают следующих: Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию и Малахию. Самой большой пророческой книгой является книга пророка Исайи, совершавшего свое служение между 740 и 700 гг. до Р.Х.; эта книга состоит из 66 глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Растоптанные права на защиту и свободу Записки из спецблока. Часть 1.1 30.09.2020 792 Время на чтение 29 минут - « Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира» (Книга пророка Исайи 59: 7-8) - « Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12: 15-16) - « Придет время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, — потому что он не подобен им» (прп. Антоний Великий, из книги свт. Феофана Затворника «Древний патерик», гл. X «О рассуждении») Первая цитата, взятая для пролога, сообщает нам о тех, на кого было обращено мое внимание в рамках экспертной работы и кто сейчас причастен к тому, что я оказался в исправительной колонии общего режима Краснодарского края. Откуда при помощи своих соратников посылаю сигналы как тот, что опубликовал недавно на своей личной странице в одной из социальных сетей под названием « Боль моя, ты покинь меня…»: http://vk.com/nkaklyugin?w=wall255057827_20242 . Вторая цитата выше, взятая из Новозаветного апостольского послания, поясняет, почему автор вообще начал заниматься не только врачебной деятельностью, которой обучался долгие годы, но и впоследствии вступил на непростую стезю противодействия экспансии на территорию Российской Федерации многочисленных полчищ деструктивных сект и субкультур, различных носителей патологических форм зависимого поведения, а также их лжепастырей, «волков в овечьей шкуре» и тех, кто их покрывает в силовых структурах и в органах госвласти всех уровней. Третья выдержка из трудов раннехристианского подвижника и пустынника, основателя отшельнического монашества св.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/30/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010