Марк Мангано (протестант) Книга пророка Осии. Гари Холл Исторический и культурный фон Осия был современником Амоса, Исайи и Михея. 951 Из всех пророков, именем которых названы книги Библии, только Осия и Амос проповедовали в Северном царстве, а Осия, еще и жил в этом царстве. При правлении Иеровоама, сына Иоаса (1:1) Израиль процветал и даже расширял свои границы ( 4Цар.14:2329 ). Ассирия приходила в упадок, Сирия потерпела крупное поражение, а с Южным царством Иудеи установился мир. Время служения Осии датировано правлением четырех иудейских царей и всего лишь одного израильского, что придает книге иудейскую направленность. Очевидно, что Осия захватил последние дни Иеровоама, который умер в 746 году до н.э., и время правления нескольких последующих царей. Поскольку иудейский царь Езекия взошел на трон в 715 году (1:1), служение Осии можно датировать приблизительно 750–720 годами. 952 Этот период отмечен в Израиле политическим хаосом, который наступил вслед за миром и процветанием дней правления Иеровоама. Имя первого сына Осии, Изрссль (1:4), предвещало суд династии Ииуйя за зловещее низвержение семьи Ахава ( 4Цар.910 ). Сын Иеровоама, Захария, последний представитель династии Ииуйя, через шесть месяцев после восшествия на престол, был убит Ссллумом. Четверо из шести царей, правивших Израилем после Иеровоама, были также убиты, а трое из них царствовали менее трех месяцев. После 745 года, во время правления царя Феглаффелласара III, стремящегося к расширению границ Империи, Ассирия вновь переживает военный и экономический подъем. Но для западных стран, включая Израиль, это означает только беды и лишения. Селлум становится очередным царем Израиля, но проходит лишь месяц, и его убивают в результате заговора Менаима. Менаим вынужден платить огромную дань Ассирии ( 4Цар.15:1722 ). Факия, сменяет своего отца, Менаима, но и его вскоре убирают после заговора Факея (737 год), собравшего антиассирийскую коалицию. Факей и Сирия нападают на Ахаза и Иудею ( Ис.7 ; 4Цар.16:5 ), а Ахаз обращается к Ассирии за помощью. В 733 году Феглаффелласар вторгается в Израиль, опустошает землю, депортирует израильтян, и аннексирует большую часть земли, оставляя лишь Самарию и горную часть Ефрема. Осия убивает Факея и поначалу верно служит Ассирии. Но, в конце концов, и он восстает и утаивает подать от наследника Феглаффеласара, Салманассара V. В 724 году Салманассар вторгается в пределы Самарии и в 722 году завоевывает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Пророк, как Помазанник Божий, предшественник и предвозвестник Мессии-Спасителя, говорит: Дух Господень на Мне, подразумевается, что постоянно пребывает, как сила просвещающая и освящающая. Господь помазал Меня или сообщил Мне дары Святого Духа через помазание, ради того, чтобы послать Меня благовествовать нищим, чтобы людям, лишенным права наследия благ духовных, возвестить радость наследия вечного блаженства (ст.7). – Господь послал Меня изцелити сокрушенныя сердцем: людей, у которых душа, под гнетом горя, не может обладать принадлежащими ей силами, не в состоянии действовать ими в совокупности, а потому постоянно страдает, тех изцелить – даровать им крепость сил, свободу духа в радости сердца. – Господь послал Меня проповедати пленником отпущение и слепым прозрение: людям, томящимся в плену, возвестить время отпущения или освобождения из плена; а слепым возвестить прозрение, точнее – узникам, томящимся в подземных темницах, как бы во мраке могил, возвестить открытие темниц и озарение светом солнца. Такое озарение их и будет как бы прозрением слепых – Я послан, говорит Пророк, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния: тем, кто находится в рабской работе, нарещи или возвестить наступление лета Господня приятного, каковым были обыкновенно субботний и юбилейный годы, когда, по Закону Божию, земля должна была отдыхать, а рабы отпускались на свободу ( Лев.25:4–7;10–13,39–42 ; ср. Исх.21:2–3 ), – нарещи и день воздаяния, подразумевается, день отмщения пленителям и притеснителям, и день награды угнетенным и огорченным. – Господь послал меня утешити вся плачущыя: кто, в скорби о разлучении с Сионом, оплакивал его и, по обычаю, выражал свое сетование во внешних знаках печали, тех утешить, а именно, возвестить им, что, вместо пепла, служащего знаком гибели, им дана будет слава, т.е., венец на голову, – вместо терзания волос, что всегда выражало отчаянную грусть, им дан будет елей; которым обычно намазывали голову в дни праздников, в знак радости, – вместо разодранного вретища, что выражало уныние духа, им дано будет украшение славы или славное украшение, т.е., красивая, богато украшенная, праздничная одежда. – И поколения таковых Богом избавленных людей назовутся в потомстве своем родове правды, или поколения праведников. И это поколение праведников будет как бы новый и прекрасный виноградник Господа, насажденный Его десницей и взращенный Его благодатью, и – во славу Его, вместо прежнего, бесплодного, негодного и погибшего (гл.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» Об истории чина и о том, что две традиции чтения Евангелия: лицом к алтарю и лицом к народу — могут быть равно приемлемы, — протоиерей Владимир Хулап, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии наук, доктор теологии. — Для того чтобы быть услышанным, говорящий обращается лицом к своей аудитории. Это не только акустически облегчает понимание произносимого, но и обеспечивает лучший контакт со слушателями. Нередко оратор для этого находится на особом возвышении: профессор читает лекцию с возвышения кафедры, докладчик поднимается на трибуну. Уже в Ветхом Завете мы видим, что именно так поступает Ездра, уча Закону вернувшихся из Вавилонского плена иудеев: «И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин… и читал из него на площади… пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали… И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал… И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» ( Неем. 8: 2-5, 7 ). Возможно, именно так читал и толковал книгу пророка Исайи в Назаретской синагоге Христос, когда «глаза всех были устремлены на Него» ( Лк. 4: 20 ). «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» ( Рим. 10: 17 ). Слово — важнейший способ личностной коммуникации, поэтому в христианстве слово благовествия (откровение Бога) и слово молитвы (ответ человека) являются основными богослужебными элементами. Однако богослужебное слово служит не просто для передачи информации. Оно действительно есть со-общение, то есть глубинная причастность: Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения. Мы встречаемся со Христом, не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова — в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле, это Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие, Христа.

http://azbyka.ru/kak-skladyvalsya-chin-c...

Трудно, даже невозможно угодить всем, и не столько различия в лицах, сколько во взглядах. При объяснении двенадцати пророков я казался для некоторых распространяющимся более, нежели следовало бы, и поэтому в толкованиях на Даниила я заботился о краткости, за исключением последнего и предпоследнего видения, в которых мне необходимо было, вследствие многих темных мест, растягивать речь, в особенности при объяснении семи, шестидесяти двух и одной седьмины, относительно которых я вкратце изложил мнения Африкана – составителя хроник, Оригена и Евсевия Кесарийского , также Климента – пресвитера александрийской церкви, и Аполлинария Лаодикийского, Ипполита, и евреев и Тертуллиана , предоставляя воле читателя избрать что-либо из многого. Итак, что мы сказали из опасения подвергнуться осуждению и из уважения к будущим читателям, это может не понравиться некоторым, желающим знать не мнения древних, а наш взгляд. Но ответ им легок: я не хотел принять [мнение] одного так, чтобы казаться осуждающим других. И если столь великие и ученые мужи не нравятся брезгливым читателям; то как они отнесутся ко мне, который, вследствие скудости слабого ума, подлежу уязвлениям завистников? Если же вышепоименованных мужей я назвал учителями церкви; то пусть поймут, что я не восхваляю веру всех, которые разногласят между собою, но сказал это я для отличия от Иосифа и Порфирия, которые очень много говорили по этому вопросу. А что касается того, что я при объяснении истукана и ног его, и различных пальцев истолковал железо и глину в отношении к римскому царству, которое, по предзнаменованию Писания, сначала будет сильным, а потом слабым: то это пусть вменяют не мне, а пророку. Ибо не следует настолько льстить правителям, чтобы отрицать достоверность Священных Писаний, да и не может служить общее рассуждение обвинением одного лица. Когда я был предупрежден о нем благодаря благосклонному усердию своих, оно внезапно было уничтожено судом Божиим: 43 чтобы обнаружились и усердие друзей ко мне и ковы завистников. Но об этом в другое время; а теперь продолжим начатое. Так как в одиннадцатой книге на Исаию, девственница Христова Евстохия, будет излагаться большею частию история; то с начала до двух своих частей включительно она будет легче; остальное же следует продиктовать так, как и прежде; но нужно так заботиться о краткости, чтобы не произошло никакого ущерба для понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Исайи. Гари Холл Исторический и культурный фон Служение пророка Исайи захватывает довольно длительный промежуток времени. Заголовок книги упоминает о четырех царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии (см. Ис.1:1 ). Царь Озия умер в 742 году до н.э. (год, когда Исайя был призван на служение – Ис.6:1 ), а Езекия жил до 687 года. Исайя проповедовал большую часть этого срока, хотя дата его смерти неизвестна. В соответствии с иудейской традицией, он был убит Манассией, сыном Езекии. Годы, прошедшие со смерти царя Озии до последних лет правления Езекии, были временем политических потрясений, которые стали результатом укрепления Ассирии. Начиная с 810 года и до 750 года до н.э. Израиль и Иудея жили в мире и благополучии. 738 Но Феглаффелласар, воссевший на троне Ассирии в 745 году, начал стремительно расширять границы империи на юг, восток и запад. Он овладел северными землями Израиля в 732 году, а его наследник, Салманассар V, захватил Самарию и в 722 году до н.э. окончательно уничтожил Северное царство. Война между Сирией и Ефремом, о которой упоминает 7 глава книги Исайи, была развязана в 733 году. Хотя царю Ахазу удалось избежать прямой угрозы, его обращение за помощью к царю Ассирии ( 4Цар.16:7 и дал.) привело к потере независимости, и Иудея стала вассалом Ассирии. Сын Ахаза, Езекия (715687) несколько раз пытался вернуть Иудее потерянную независимость. Он надеялся, что вавилонское восстание на юго-востоке Ассирийской империи и возрождение египетского государства помогут ему осуществить эти планы. В последней четверти восьмого столетия вавилонский генерал Меродах Валадан дважды восставал против власти Ассирии. И хотя оба раза восстание подавлялось, западные монархи, включая Езекию, вдохновленные этими героическими попытками, переставали платить дань в ассирийскую казну и делали попытки обретения независимости. Меродах Валадан даже посылал к царю Езекии своих представителей ( Ис.39 ), и было это, возможно, после смерти Саргона, в 705 году до н.э. 739

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Михея. Гари Холл Исторический и культурный фон Служение пророка Михея (1:1) датируется временем царствования Иоафама (742735 гг. до н.э.), Ахаза (735715 гг. до н.э.) и Езекии (715687 гг. до н.э.). Это значит, что он был современником Исайи и пророчествовал вскоре после Осии и Амоса. 1031 Таким образом, исторический контекст Михея мало чем отличается от контекста Исайи (см. подробности в главе о книге пророка Исайи). Упоминание о Самарии (1:1:6), Амврии и Ахаве (6:16) означает, что Михей начал свое служение до падения Самарии в 722 году до н.э. Ссылка на Михея 3:12, которую мы встречаем у Иеремии 26:18 показывает, что он пророчествовал во времена царя Езекии, после 715 года до н.э. Некоторые предположили, что 1:1016 объясняет продвижение войск Сеннахирима к Иерусалиму в 701 году. Правление царя Иоафама сопровождалось значительными переменами в судьбе Иудеи и Израиля. Годы правления отца Иоафама, Азарии (783742 гг. до н.э.), и северного царя Иеровоама II (786746 гг. до н.э.) были отмечены расширением территории страны и экономическим процветанием. Могущественный народ Ассирии переживал упадок, а маленькие государства на территории Палестины еще раз получили столь желанную независимость. Но смерть Азарии совпала с восшествием на трон могущественного ассирийского царя Феглаффелассара III (745727 гг. до н.э.). Из-за неразберихи в руководстве, Израиль вскоре почувствовал железную руку Ассирии и в 722 году Самария пала под натиском ассирийских войск. Иудея смогла на время сохранить свою независимость, но в царствование Ахаза стала вассалом ширящейся мировой державы. Перемены на политической арене Ассирии и движение сопротивления, начавшееся в Вавилоне, вдохновили царя Езекию в 701 году на собственные шаги к независимости. Это лишь разозлило Сеннахирима, который, после усмирения Вавилона, направил войска в Палестину. Он подчинил себе малые царства, захватив Иудею, разрушив Лахис и несколько других городов и, наконец, окружил Иерусалим. Благодаря вмешательству свыше, Езекия и Иерусалим спаслись от неминуемой гибели ( Ис.3637 ; 4Цар.1819 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Преступления Израиля носят экономический, социальный и нравственный характер. Они кажутся не столь тяжкими, как преступления его соседей — языческих царств 1 . Но суд над Израилем оказывается более строгим. Объясняется это особой близостью Израиля к Богу, особыми, “интимными” отношениями между Израилем и его Господом — отношениями избранности и Завета. Об этом напоминается дальше, в 3-й главе: только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Ам 3:2). Суровость 2-й главы находит своё объяснение в 3-й, показывающей разницу между Израилем и прочими народами. Разница — в приближённости к Богу, в особом доверии, оказанном Богом Израилю, в исключительной миссии Израиля, в его предназначенности быть, по выражению книги пророка Исайи, светом народов (Ис 49:6). Переставая быть светом, погружаясь, подобно прочим народам, во тьму идолопоклонства и безнравственности, Израиль не исполняет своего исторического предназначения — вести человечество ко спасению, к тому, чтобы спасение простерлось до концов земли (Ис 49:6). Бог промышляет обо всех народах: Не Я ли вывел Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира? (Ам 9:7), все народы должны в конце концов войти с Ним в тот Завет, в котором уже находится Израиль. Но сами, без Израиля, они в него не войдут, именно Израиль должен их ввести в него. Для того-то и избран Израиль — для спасения всего человечества. Ещё Авраам, согласно книге Бытия, избран был для благословения в нём всех племён земных (Быт 12:3). Избранничество налагает ответственность. Историческая “привилегированность” Израиля ложилась на него тяжким грузом обязанностей перед Богом и человечеством. Для письменных пророков — Амоса, Исайи, Иеремии, Захарии и других — это совершенно ясная перспектива. Потому если Израиль вместо того чтобы вести народы к единобожию и святости — к Завету с единым истинным Богом, вместо того чтобы показывать пример духовной и нравственной чистоты, “светя” тем самым всему миру, сам вдруг оказывается как прочие народы (1 Цар 8:20), то гибнет не только он — погибает всё человечество.

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Глава 1. Разбор и опровержение воззрения на книгу пророка Ионы, как на чистый вымысел Самым крайним воззрением на книгу пр.Ионы, всех более удаляющимся от библейско-церковного, историко-пророчественного понимания её, конечно, должно быть признано то, по которому книга эта есть не подлинная история, хотя бы то разукрашенная, видоизменённая и дополненная мифическими и легендарными прибавлениями, а не имеющая никакой исторической подкладки, кроме собственных имён, выдумка, вымысел, произведение фантазии какого-либо еврея, написанное с морально-дидактической целью. Представителей этого воззрения на книгу Ионы, как мы видели, очень много; различаются же они между собой в определении того рода вымысла, к которому следует приурочить эту книгу. Между тем, как одни считают её просто вымышленным рассказом, напоминающим собой современные тенденциозные повести, другие то аллегорией, то параболой или притчей, то басней в собственном смысле слова, или, как принято называть её у экзегетов, апологом, то символической басней, или рассказом о вымышленном символическом действии; а один из самых раннейших представителей этого воззрения (Бляше) говорил даже, что содержание книги пр.Ионы представляет собой такое же вымышленное пророческое видение, каковы, будто бы, и все вообще, так называемые, пророческие видения. Нет, конечно, нужды долго останавливаться на разборе этого последнего мнения, приравнивающего книгу пр. Ионы к тем рассказам о пророческих видениях, которыми наполнены все почти книги больших и малых пророков и которые повествуют о том, как пророки в состоянии восхищения созерцали своим духовным взором, сокровенные для телесных очей современников их, идеальные картины будущего. Простой, связный и последовательный рассказ книги пр. Ионы о событиях уже бывших вовсе не идёт в параллель с повествованиями о пророческих видениях, отличающимися отрывочностью и, так сказать, безвременностью, по которой события, предносившиеся пред взором пророка, стоят, как будто, выше, или вне условий пространства и времени. Против такой параллели решительно говорит обычное у всех пророков, оставивших нам повествования о бывших им владениях, надписание, прямо указывающее, что следующее повествование есть видение, следовательно, нечто отличное от исторической действительности, о которой они говорят, не обозначая своих рассказов о ней подобным надписанием, как не обозначена им и книга пр.Ионы. Стоило Бляше сравнить книгу пр.Ионы с первыми главами первой же пророческой книги пр.Исайи, повествующей и о видениях (гл. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13 и др.) и о простых исторических событиях (гл.7, 36, 97, 38 и др.), чтобы удержаться от своего произвольного понимания нашей книги. Эти главы, а равно и другие подобные им в остальных пророческих книгах служат очевидным и несомненным опровержением мнения Бляше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Глава 21. Падение Вавилона и избавление Израиля. Призыв Идумеи ко спасению. Истребление Аравийских племен Дедана и Кидара Пророчество о пустыне приморской. (Видение пустыни). Предмет пророческого видения есть пустыня, по указанию еврейского текста, именно пустыня моря или приморская, под образом которой пророк созерцает Вавилонское царство, пограничное на западе с Аравийской пустыней, а на юге прилегавшее к Персидскому заливу. Вавилонское царство, по определению Промысла Божия, имеет быть разрушено и опустошено оружием Еламитян, Мидян, а преимущественно Персов. Уверенный в исполнении этого определения суда Божия, пророк, в его время цветущую Вавилонию (область Ассирийского царства), уже называет пустыней (ст.9). Виновность Вавилона, причина его погибели, это грабительство царей Вавилонских, беспощадно опустошавших соседние и отдаленные страны в особенности землю Израильскую. Речь пророка, глубоко взволнованного чувством страха (ст.3–4), отрывочная, сильно выразительная, картинная. 1. Пророчество о пустыне приморской. – Как бури на юге носятся, идет он от пустыни, из земли страшной. (Якоже буря сквозе пустыню проходит, от пустыни исходящая из земли). Бури, носящиеся на юге, по пустыне Аравийской, достигающие пределов Вавилонии и Персии, грозны, бедственны, опустошительны... Бурные вихри разрушают постройки, поднимают необозримые тучи песка и наносят его на возделанные нивы; под песчаными холмами, быстро наносимыми ураганом, погибают, иногда людные караваны... Подобно тому, с быстротой вихря-урагана, явится «он» – еще невидимый, еще ни для кого, кроме пророка, неизвестный враг-опустошитель. Он явится из земли, грозной и страшной, как пустыня, населенной мужественными, воинственными племенами, которые ведут еще полудикий образ жизни; это Еламитяне, Мидяне и Персы (ст.2; ср.13:17–19). 2. Грозное видение показано мне: грабитель грабит, опустошитель опустошает; восходи, Елам, осаждай, Мид! всем стенаниям я положу конец. (Страшно видение и жестоко поведася мне: преступаяй преступает, и беззаконнуяй беззаконствует: на мя Еламите, и послы персстии на мя идут: ныне воздохну и утешу себе).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 3. Бессилие, безначалие и позорное унижение Иудеи 1–3. Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. (Се, Владыка Господь Саваоф отъимет от Иерусалима и от Иудеи крепкаго и крепкую, крепость хлеба и крепость воды, исполина и крепкаго, и человека ратника и судию, и пророка и смотреливаго, и старца и пятьдесятоначалника, и дивнаго советника и премудраго архитектона и разумнаго послушателя). Забывая, что Иегова есть Господь не только сил земных, но и воинств небесных, глава Иерусалима – царь иудейский, при опасности от неприятелей, возлагал надежду спасения на содействие своих князей и старейшин, на силу своего и союзного войска, обеспеченного достаточным продовольствием, на мужество воинов, распорядительность начальников и т. п. Такой ложный и преступный образ мыслей господствовал в Иерусалиме и отсюда распространялся во всем царстве иудейском. Такая самонадеянность царя и народа стала коренным злом времени. Господь определил уничтожить эту самонадеянность, противную Его всемогуществу и благости. И вот Иерусалим лишится всех средств своей защиты. Жезлы и посохи князей, первосвященников и старейшин указывают на преимущественное значение их власти и руководственную опытность (ср.ст.13–14); но в тоже время они напоминают и то, что власть и опытность начальников так же слабы, как и сами их жезлы. Что значит власть князей перед Господом, Который непостижимо повелевает всеми силами природы, колеблет основания земли и одним ударом разрушает вековые скалы? Источники живой воды и житницы, полные хлеба, при защите отечества необходимы; но эти средства при продолжительной осаде города оскудевают. И что они значат перед Господом, Который «обращает воду в кровь» или «заключает небо, и облака не дают дождя на землю»? Бдительность и распорядительность вождей, мужество и терпение воинов, опытность судей и красноречие пророков, предусмотрительность людей многосведущих, наблюдательность и советы старцев, переживших множество разнообразных обстоятельств и невзгод, все это укрепляет надежды защитников отечества и много благоприятствует успеху защиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010