Глава 50. Грехопадение Израиля. «Отрок Божий», как пророк благовестник и судья-мститель 1. Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша. (Тако глаголет Господь: кая книга отпущения матери вашея, ею же отпустих ю? или коему заимодавцу продах вы? се, грехами вашими продастеся, и беззаконий ради ваших отпустих матерь вашу). По закону Моисея, «если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное; то муж напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» ( Втор.24:1 ). И Господь был со своим народом в союзе как бы супружеском и имел Своих детей, матерью которых был Сион ( Ис.1:26; 54:4–6 ). Обличая «детей Сиона», неверных своему Богу, и открывая им истинную причину предстоявшей им гибели (гл.48:20), Пророк спрашивает: «где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?» – разумеется, такого письма нет; следовательно, не Бог желал оставить Свой народ – детей Сиона, при всем его несовершенстве, а «дети Сиона» самовольно отвратились от Бога, по своему безумию (гл.1:2–4): и вот они теперь обречены в жалком состоянии скитаться в чужой земле. Или еще: по закону Моисея, владелец мог продавать своих рабов, даже детей ( Исх.21:2,7 ), а следовательно, и отдавать их за неоплатный долг своему заимодавцу. Но Господь не продавал никому Своего народа за деньги (гл.52:3–5); а если он должен находиться в рабстве, то для искупления своих собственных и праотеческих грехов (гл.40:2), и за преступления его отпущена, как бы по разводному письму, мать народа, т.е. Сион на время оставлен Богом, но только на некоторое время, а не навсегда остается вне союза с Ним (гл.54:4–8). 2–3. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. (Что яко приидох и не бяше человека? звах и не бе послушающаго? еда не может рука Моя избавити, или не могу изъяти? се, запрещением Моим опустошу море и положу реки пусты, изсхнут рыбы их не сущей воде и умрут жаждею: облеку небо во тму и положу аки вретище одежду его).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Книга шестнадцатая Прекрасна мысль красноречивейшего оратора, что счастливы были бы искусства, если бы они подлежали суду одни только художников. А чтобы я не казался заимствующим пример только от язычников, [то считаю нужным сказать, что] это, без сомнения, тоже, что другими словами говорят пророк: блажен поведаяй во ушы послушающих (Cap. 25:12). Обладание этим счастием доставила мне ты, дщерь Евстохия, ибо, прочитав предисловьице в предыдущей книге, в котором я утверждал, что апостолы и евангелисты только то из Семидесяти Толковников приводили или своими для их словами, что было согласно с еврейским [текстом], а прибавленное другими совсем оставляли без внимания, немедленно же предложила мне не маловажный вопросец, – и именно, что восемь стихов тринадцатого псалма, которые читаются в церквах и которых нет в еврейском [тексте], употребил апостол, когда писал к Римлянам: гроб отверст гортань их, языки своими лщаху: яд аспидов под устнами их. ихже уста клятвы и горести полна суть. Скоры ноги их пролияти кров. Сокрушение и озлобление па путех их: и пути мирнаго не познаша. Несть страха Божия пред очима их ( Рим. 3:13–18 ). Когда я услышал это, то, как бы пораженный весьма сильным борцом, стал молча волноваться и изумление ума обнаруживать в бледности лица. Еврей, говорю, от евреев, по закону Фарисей и получивший образование при ногах Гамалиила, ( Деян. 22 ; Фил. 3 ), или не знал этого или воспользовался незнанием тех, которые должны были читать. Но первое свойственно необразованному, второе опытному в лукавстве, а не тому, кто сказал: аще бо и невежда словом, но не разумом ( 2Кор. 11:6 ), и еще: «в простоте и искренности я возвестил вам слово» ( 2Кор. 1 ). Наконец, пришедши в себя, я потребовал для себя один день времени, чтобы мой ответ был не доказательством человеческого ума, а плодом тщательного чтения. Итак, обозревая в уме все Писание, я заметил, что как почти все послание в Римлянам построено на Ветхом Завете, так и это свидетельство составлено из Псалмов и [книги] Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Гл. XXIV. Ст. 1–3. Вот Господь опустошит землю и обнажит ее и поразит лице ея, и разсеет жителей ея; и будет как народ, так и священник, и как раб, так и господин его; как служанка, так и госпожа ея; как покупающий так и продающий; как заимодавец, так и получающий в займы, как дающий в рост, так и должник. Опустошением опустошена будет земля и расхищением разграблена будет, ибо Господь сказал слово сие. После частного обличения всех народов в отдельности, Иудеи, Вавилона, Филистимлян, Моава, Дамаска, Израиля, Египта, пустыни приморской, Идумеи, Аравии, долины видения и наконец Тира, в объяснение чего мы сказали что могли, теперь пророческая речь изображает, что потерпит весь мир в кончину свою, и пророчествует не об отдельных народах, а одинаково о всех. И прежде всего говорит, какие муки потерпят нечестивые, как, сообразно и с Евангелием и Апостолом, небо и земля и образ мира сего прейдут ( Мф. 24 ; 1Кор. 7 ) и грешники отведены будут в ад ( Пс. 30 ), – грешники, о которых написано: внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут ( Пс. 62:10 ). Затем, так как по качеству заслуг, у Отца обителей много, то говорится, как святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, и всегда будут с Ним ( Ин. 14 ; 1Сол. 4 ). Вместо опустошена земля LXX перевели: развращена вселенная, и вместо поразит лице ея, т. е. земли, они перевели: и откроет лице ея, чтобы мертвые вышли из гробов своих; или обнажит ее, так что все дела ее откроются перед всеми и жители ее будут рассеяны по разным местам, быв предназначены к наградам или наказаниям. Не будет тогда никакого различия между знатными и незнатными, священником и мирянином, рабом и господином, служанкою и госпожою, богатым и бедным, ростовщиком и тем, кто стоит под гнетом чужих денег, покупающим и продающим. Ибо все одинаково станут пред судилищем Христовым и не будет лицеприятия у Бога ( Рим. 14 ; Кол. 8 ). Об этом почти теми же словами говорит и Иов: мал и велик тамо есть, и раб не бояйся господина своего ( Иов. 3:19 ), и Спаситель, которому передан весь суд, свидетельствует в Евангелии подробною речью. Итак, опустошена будет земля и все дела земные обратятся в ничто, чтобы по уничтожении образа перстного, (χοκο) оставался образ небесного. Ибо первый человек от земли перстен: вторый человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии. И якоже облекохомся во образ перстного, да облечемся и во образ небеснаго ( 1Кор. 15:47–49 ). Поэтому тот же Апостол говорит: плоть и кровь царства Божия наследити не могут (Там же, ст. 50), – не в смысле еретического учения, что телесная природа уничтожится, а в том смысле, что тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие. И это все исполнится, ибо что будет это, Господь сказал чрез пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 10. Суд Божий над Иудейским царством и уничтожение орудия гнева Божия – могущества Ассирии 1–2. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. (Горе пишущым лукавство: пишущии бо лукавство пишут, укланяюще суд убогих, восхищающе суд нищих людий моих, яко быти им вдовице в расхищение и сироте в разграбление). Плохо делают судьи, знающие закон, но поступающие незаконно, хотя бы и ненамеренно; еще хуже, когда они нарушают закон намеренно; еще преступнее, когда пользуются законом и своим правом злонамеренно; и в высшей степени гнусно – когда прикрывают свое беззаконие законом. Таковы были судьи в народе Еврейском: на них лежала самая тяжкая ответственность за крайнее беззаконие. У них доставало бессовестности и жестокосердия совсем лишать прав людей малосильных, отнимать имущество у вдов и грабить наследство сирот – только потому, что их можно было грабить, ибо те несчастные были слабы, беззащитны, беспомощны, а их грабители – их же судьи – сильны, властны и с алчностью зверя нападали на слабых, отданных Богом под их защиту. Такая законопреступность обнаруживает совершенное отсутствие в сердце судей страха Божия, главной охраны всякого права и закона. Посему, тем тяжелее ответственность судей пред Богом, что они совершают такое беззаконие в Его народе, в котором каждый член всякой семьи есть потомок благословенного в народах Авраама: в потомстве его вдовы должны пользоваться особенным милосердием Божиим и находить приют даже при храме Божием, а дети-сироты должны составлять предмет радости и особого попечения Господа (ср.гл.9:17). Но вот выйдет суд и на самих судей, едва не восхитивших себе права Божеских почестей. Беззаконие судей и злонравие неправдиво судимого ими народа, вот то, чем воспламеняется сильнейший гнев правды Божией, глубоко оскорбленной беззаконием, и ревность славы Господа, униженной славолюбием судей Его народа. Этот суд Господь совершит наведением врагов издалека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 11. Совершенство духовных дарований Христа и мирный характер Его всенародного царства 1. И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. (И изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет). Когда вихрь гнева Божия сорвет ветви, а секира Его порубит стволы кедров Ливанских, т.е. когда мечем, будут истреблены все гордые представители сильного царства Ассирийского – царь, полководцы и войска; то в земле Иудейской останется еще залог народной жизни, могущества и славы: как корень виноградной лозы до времени скрывается в почве, так в благословенном колене Иудином останется сокрытым до времени род Иессея; а впоследствии от него, как ветвь от корня, возникнет «Отрасль» и появится на поверхности земли в царстве Иудином (ср. Ис.37:30–32 ). Как ветвь делается жезлом – опорой для слабых, орудием против злых, знаком власти для повелителей, так и потомок Иессея будет вождем, спасителем, царем (ср. Ис.2,9; 22,4; 44:7 ). И как некогда чудодейственно процвел жезл первосвященника Аарона, так процветет и царственная власть Давида в лице будущего благословенного Потомка его. 2–3а. И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (И почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит его Дух страха Божия). Как для жизни, роста, развития и плодоношения виноградной лозы необходима влага, обыкновенно приносимая ветром с моря (в Палестине), так и для «Отрасли от корня Иессея» необходимо благотворное начало жизни – воздействие Духа Божия. И, по особенному благоволению Господа-Иеговы к роду Иессея, отца Давида, действительно Дух Божий не только снизойдет к его благословенной Отрасли, но и почиет на Нем, т.е. будет пребывать постоянно. Влияние постоянного присутствия Духа Божия на Потомке Иессея или его сына Давида неизмеримо благотворно для Него. Полнота семи даров Духа Божия откроется в совершенстве дарований личного духа обетованного Потомка Давида, в полноте сил и в совершенстве Его способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 13. Разрушение и опустошение Вавилона 1. Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов. (Видение на Вавилона, еже виде Исаиа сын Амосов). Могущество и владычество Вавилоно-Ассирийского царства на Востоке прельщало и соблазняло евреев. Находясь в борьбе с соседями, они обращались за помощью то в Ассирию, то, потом, в Вавилонию, и в таком преклонении своей главы перед могуществом земного царя, и притом язычника, они прогневляли Всемогущего Бога, истинного царя и спасителя их. За такое уклонение народа от завета отцов, Господь определил ему наказание, избрав орудием наказания безгранично гордого царя Вавилонского. Этим Промысл Божий показал народу, что могущество царя земного ненадежно... Но наказание своего народа Господь совершал по определению своей «изобилующей правды» и потому, наказывая виновных, Он утешал невинных так: «еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование»... (гл.10:23,25 и др.). Как отвратительное орудие ужасной казни над народом еврейским, могущественный Вавилон, впоследствии будет уничтожен бесследно; с величайшим позором и глубоко низвержен будет и его владыка – царь, безумно злой и беспредельно гордый. Так низлагая могущество земных властителей, Господь через это обнаруживал ничтожество его перед своей властью и вместе учил народ чтить и превозносить только Его единую царственную власть, имеющую открыться в среде всех народов, в благодатном царстве Христа Спасителя. 2. Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. (На горе польней воздвигните знамение, вознесите глас им, не бойтеся, поущайте рукою, отверзите, князи). Вавилон, окруженный толстыми и высокими стенами, имел много ворот, которых никто из подданных Вавилонян не мечтал когда-либо самовольно отпереть и войти в город. Не так крепки будут эти врата для врагов, которых возбудит Господь против Вавилона. Придет время, и вот на высокой горе, открытой со всех сторон (не поросшей лесом, незастроенной), враги поднимут военное знамя; оно будет далеко видно; сильный звук трубы огласит отдаленные окрестности; соберутся многочисленные войска; отважные вожди мановением вооруженной руки укажут им направление пути и поведут к крепким «воротам властелинов» – в Вавилон (ср.гл.45:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 15. Погибель Моавитской земли Слово на Моавитскую землю. На восток от Иудеи, между Мертвым морем и Аравийской пустыней, по склонам гор и по возвышенным равнинам жили потомки Моава, сына Лота от старшей его дочери ( Быт.19:36–37 ). Жилища Моавитян, расположенные по преимуществу на возвышенностях, были хорошо защищены и укреплены; а по долинам и равнинам страны были хорошие пастбища. Живя благополучно, Моавитяне почувствовали себя сильными и сделались гордыми (ср.48:7,11,29,30). Не смотря на свое соседство и родственное отношение к Евреям, Моавитяне не научились от них истинному богопочитанию, напротив, оставаясь язычниками, вступали к ним во враждебные отношения. Господь неоднократно покорял Моавитян власти еврейских царей, но они опять свергали ее и делались еще более враждебными. Наконец, Господь определил жестоко наказать Моавитян и окончательно разрушить их города. 1. Пророчество о Моаве. – Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! (Нощию погибнет Моавитская земля, нощию бо погибнет стена Моавитская 27 ). Удары грозного гнева Божия разразятся над Моавитской землей «ночью», среди общего покоя и приятной тишины. Пораженные, изумленные, Моавитяне оцепенеют от страха и в столь отчаянном состоянии будут беспомощны и беззащитны. Действие всемогущей десницы Божией коснется, прежде всего, двух главных, более людных, укрепленных стенами и сильных городов, именно: Ар-Моава, расположенного на северо-восточных пределах страны, и Кир-Моава, находившегося на юге её. Когда будут разрушены главные и более надежные города, в одно время на севере и юге, то защита остальных станет крайне затруднительной и спасение жителей невозможным. Сильный враг, орудие грозной кары Божией, беспрепятственно докончит разрушение всех городов и уничтожит в них все огнем и мечом. 2. Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. (Плачитеся о себе, погибнет бо и дивон, идеже требище ваше: тамо взыдете плакатися над Нававом Моавитским. Плачитеся, на всяцей главе плешь, вся мышцы обсечены).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 17. Разрушение Дамаска, опустошение Сирийского царства и поражение Ассирийцев Слово, на Дамаск. Один из древнейших городов Юго-Западной или Передней Азии, Дамаск расположен в широкой, плодоносной равнине, близ юго-восточного склона Антиливанских гор на берегах реки Барады. Эта река с её несколькими небольшими притоками орошает окрестности Дамаска и делает их чрезвычайно приятными для местных жителей и путешественников. По известию, записанному иудейским историком Иосифом Флавием, Дамаск основан Уцем, старшим сыном Арама, который был пятым сыном патриарха Сима и внуком Ноя ( Быт.10:22–23 ). Получивший так рано свое начало, Дамаск был известным городом во времена Авраама. По своей древности и благодаря значительной торговле, Дамаск стал главным городом Арама или (по наименованию греков) Сирии. Впоследствии, знаменитый царь еврейский Давид, завоевав большую часть Сирии, овладел и Дамаском; но при Соломоне Дамаск снова сделался независимым и имел своих царей ( 2Цар.8:6 ; 3Цар.11:24 ). По разделении еврейского царства, цари Сирийские, находясь в непосредственном соседстве с Израильскими царями, постоянно были взаимно враждебны и нередко вели войны, до того времени, когда Иудейский царь Озия (или Азария) нанес сильное поражение сирийцам. Тогда Сирийский царь Раассон не только прекратил, вражду, но даже заключил союз с Израильским царем Факеем против Иудейского царства и царствующей династии Давида, представителем которой был Ахаз, внук Озии (гл.7:1). Злой замысел коварных союзников возбудил гнев Иеговы-Бога и верховного Царя, покровительствующего потомству Давида: и пророк Божий изрекает теперь сильное слово о решительной злосчастной судьбе как Дамаска, так и союзницы его – Самарии. 1–2. Пророчество о Дамаске. – Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, – останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. (Се, Дамаск возмется от градов будет в падение. Оставлен в век, в ложе стадам и в покой, и не будет отгоняяй.) 30

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 19. Разорение Египта и обращение Египтян к истинному Богу Видение на Египет. Одним из древнейших и сильнейших врагов у Евреев были Египтяне. Они занимали страну, в которой все было приспособлено к земледелию, торговле и умственному просвещению. Все сословия Египта жили самостоятельно и благополучно; высшее между ними, жреческое сословие было весьма образованным по своему времени. Но для постоянного процветания Египта недоставало совершенной религии: египтяне не знали истинного Бога, – не чтили Иегову и были во враждебных отношениях с народом Божиим. Между тем на коренных жителях Египта, произошедших от Хама через Ханаана, лежало проклятие Ноя. Поэтому Господь – Иегова, обновляя мир для созидания своего вечного царства (церкви), должен был подчинить своей власти и Египтян. И вот пророк Исаия возвещает грозное определение воли Божией о Египте – Господь совершит суд над Египтом: Его премудрое промышление разрушит все прежние основы общественной жизни египтян и устранит все преграды, разделяющие их от народа избранного: затем в Египте будет положено основание церкви Божией. 1. Пророчество о Египте. – Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем. (Се, Господь седит на облаце легце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица его, и сердца их разслабнут в них). Цари Египетские, восседая на легких колесницах, не раз делали нападение на Палестину и опустошали землю Еврейскую. Но вот не далеко то время, когда Господь – царь Израиля, восседая на своей колеснице – на легком, грозовом облаке, поднятый на крыльях херувимов, несомый бурным ветром, быстро придет из Иерусалима в Египет (ср. Пс.17:8–16; 49:1–6 ; Иез.1:4–5,22,24,26; 2:1 ). Он сотворит казнь над богами и племенами Египта ( Исх.12:12–13 ; Пс.81:1,8 ). Египтяне любили и умели строить обширные и прочные храмы для своих, богов-идолов, ставили им высокие статуи. Но от грозы гнева Божия, как от бурной тучи, задрожит земля, потрясутся твердыни храмов, падут идолы: ибо от гнева Вседержителя содрогается и само здание вселенной. Так гнев Иеговы обнаружит ничтожество богов Египетских: в присутствии Бога живого, Господа сил, Египтяне сознают, что их боги не могут спасти не только население страны, но и самих себя, и увидят себя совершенно беспомощными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 20. Позорный плен Египтян и Эфиопов Предзнаменование о Египте и Эфиопии. Господь повелевает пророку Исаии снять вретище и обувь и так ходить три года, с той целью, чтобы таким действием предназнаменовать или предызобразить позорное пленение Египтян и Эфиопов. Подобные знаменательные (символические) действия употребляли и другие пророки (Иеремия и в особенности Иезекииль), чтобы через то сделать общеизвестным и общепонятным откровение воли Божией ( Иер.27:2 ; Иезек.4; 5 и др.). 1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его. (В лето, в неже вниде танафан во азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на азот и взя его). Азот (по еврейскому произношению Ашдод), город в земле Филистимской ( Нав.13:2–3 ), расположенный на берегу Средиземного моря, в древности так был укреплен, что считался неприступным. По свидетельству Геродота, Псамметих, царствовавший в Египте пятьдесят четыре года, в осаде большого города Азота в Сирии (т.е. на сирийском берегу Средиземного моря) провел двадцать девять лет и наконец взял его. Сказав это, Геродот прибавляет: «из всех известных нам городов Азот наидольше выдерживал осаду. 43 Этот же город осаждал могущественный царь Ассирийский Салманассар, но не взял его. Преемник его, Арна (по Еврейскому наименованию Саргон, за 721–702 г. до Р.Х.) послал своего полководца Танафана (по еврейскому произношению Тартана) взять Азот. Танафан осадил город и взял его. После этого Арна имел уже беспрепятственный доступ к Египту и мог угрожать Эфиопии. Вот в это время Господь и предсказывает рабство Египтян через предзнаменование (символическое действие). 2. В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. (Тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010