Глава 22. Осада и разорение Иерусалима. Низвержение царедворца Сомнана и поставление на его место Елиакима Пророчество о долине видения. Долина, называемая Сионской, пролегала среди Иерусалима, с северо-запада на юго-восток; с одной стороны, юго-восточной, она ограничивалась склоном горы Сион, по имени которой и называлась, а с другой, северо-западной, определялась склоном горы Акры. В еврейском тексте она называется «долиной видений», вероятно, потому, что в этой долине жили прозорливцы – пророки, и, между прочим, сам пророк Исаия (на что в его книге есть, по-видимому, косвенное указание, гл.7:3). Эта долина была средоточием общественной городской жизни Иерусалима; здесь, при всех будущих событиях имели быть народные собрания; здесь имели быть и всяческие приготовления средств защиты города на время осады (запасы хлеба и воды, ср.ст.11); здесь же, в случае несчастного исхода обстоятельств, имело быть и самое страшное кровопролитие. Посему сюда именно, как в средоточие Иерусалима, и обращается пророк Исаия со своею проповедью. 1. Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? (Что бысть тебе, яко ныне возлезосте вси на храмины тщетныя?) Когда происходил пожар в городе или приближалось враждебное войско, или вообще совершалось какое-либо неожиданное событие; то жители восточных городов всходили на плоские кровли своих домов, чтобы видеть, откуда грозит и какая именно опасность: и чем больше была эта опасность, тем больше было и зрителей. Пророк Исаия, созерцая скоро будущее приближение Ассирийского войска к Иерусалиму и осаду города, со всеми её ужасными обстоятельствами, видит, как жители взбежали на кровли своих домов, смотрят вдаль, желают усмотреть, с какой стороны наступает опасность, чтобы отвратить ее. Но тщетны храмины (кровли) Иерусалима: находясь на них, граждане только увидят опасность города, а предупредить, предотвратить и отразить ее не смогут, потому что сильнейшее войско неприятелей совершенно беспрепятственно окружит Городские стены. 2. Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечом убиты и не в битве умерли. (Наполнися град вопиющих, уязвленнии твои не мечьми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлени ратию).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 23. Погибель Тира Пророчество о Тире. Тир, по еврейскому произношению Цор, что значит скала – был одним из древнейших, укрепленных, торговых и богатых городов передней Азии и, вместе с тем, одним из двух главных городов Финикии. Первоначально он был построен на самом берегу Средиземного моря, несколько южнее Сидона, другого главного города Финикии; но впоследствии главная часть его была перенесена на близь лежащий остров-скалу. Этот Тир, в отличие от прежнего или старого города, известен под именем нового Тира. Он был сильно укреплен и украшен многими общественными зданиями и храмами (как вообще древние замки или акрополи). С течением времени, торговля, богатство, а вместе могущество и гордость жителей Тира, как и вообще Финикийцев, достигли крайнего предала. Тир уподобился Вавилону. После сего промысл Божий решил низложить могущество Тира, с той целью, чтобы уничтожить его гордость и чтобы остаток финикийцев, как и других языческих народов, наследовал царство Божие. 1. Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. (Плачитеся, корабли кархидонстии, яко погибе, и ктому не идут от земли китиейския, отведеся пленен). Пророк обращается с грозной речью к кораблям, которые из Тира отправлялась в Карфаген и из Карфагена возвращались в Тир. Прежде они всегда возвращались с великой радостью, потому что, по совершении торговых оборотов, везли в отечество множество сокровищ: теперь же их постигнет безутешное горе, потому что Тиру определена неотвратимая погибель. Получив известие о страшной участи Тира, корабли Карфагенские остановятся в земле Киттейской, именно на острове Кипре, и далее не пойдут, опасаясь своей погибели. Тир будет взят и ограблен, а жители его отведены в плен; вот это-то беспомощное горе и будет оплакиваемо всеми. 50 2–3. Умолкните, обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов . (Кому подобни быша живущии во острове, купцы финичестии, преходящии море? В воде мнозе семя купеческо, аки жатве вносимей купцы язычестии).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 24. Падение язычества и слава царства Божия 1–2. Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней. И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост. (Се, Господь разсыплет вселенную и опустошит ю, и открыет лице ея и расточит живущыя на ней. И будут людие аки жрец, и раб аки господин, и раба аки госпожа: будет купуяй яко продаяй, и взаим емляй аки заимодавец, и должный аки емуже есть должен). Предвозвестив разрушение главных городов, сильнейших государств древнего мира – Халдеи, Моавии, Филистии, Сирии, Египта, Финикии и других, пророк Исаия созерцает будущее как настоящее и восклицает: «вот Господь опустошает землю!» – т.е. превратит в развалины города всех населенных стран (ст.13; ср.гл.14:26; 23:9); тогда страны эти представят одну необъятную пустыню; на опустошённых пространствах не появится никакой растительности и поверхность земли будет открыта, как бы обнажена. При бедствиях этого опустошения и жители разрушенных городов разбегутся в разные стороны, избавляясь от грозной смерти. При всеобщем бедствии не будут уже думать о преимуществах друг над другом: горе и лишения всех сравняют. Прежде только простой народ шел на войну и приносил на это общественное дело свои силы и свое достояние, и при всем том попадал в плен, делался рабом иноплеменников; а теперь тоже будет и со священным сословием жрецов. Прежде только раб и раба переносили всякие тяжести, оскорбления, побои, лишения и страдания, а теперь такими будут господин и госпожа их. Прежде только купец и заимодавец признавались людьми состоятельными, потому что владели средствами к жизни до избытка, а теперь и они так же будут бедны, как их покупатели и должники, все и без всяких средств к жизни: у одного нечего будет продать, а другому не на что купить; одному нечего будет дать в долг, а другому нечем уплатить. Это время всеобщего народного нищенства (ср.гл.3:5–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 26. Песнь народа Божия о спасении кротких и низложении гордых. Пророчество о воскресении мертвых 1. В тот день будет воспета песнь сия в земле Иудиной: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала. (В той день воспоют песнь сию в земли Иудейстей, глаголюще: се, град крепок, и спасение нам положит стену и ограждение). В «тот день», когда погибнут враги народа Божия, а верные Богу люди смиренные спасутся, тогда эти спасенные выразят свое чувство величайшей радости в торжественной песни, как то делали предки народа Божия при Моисее, во времена судей, при Давиде, и пр. В то время, когда будут разрушены крепкие города врагов, народ Божий скажет в песни своей; «а у нас вот крепкий город, это – спасение от Бога: оно было, для нас вместо всякой стены и крепкой ограды...» Враги и в крепких городах не спаслись (ср.гл.16:2; 21:11–17; 23; 24 и др. особенно 25:1–3), а народ Божий, по-видимому, беззащитный, остался благополучным, среди общей погибели народов. 2–3. Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. (Отверзите врата, да внидут людие хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир). Так как для народа Божия, вместо крепких, нерушимых стен, послужило спасение от Бога, то спасенные будут призывать к спасению и других, нуждающихся в спасении и ищущих его. Но доступ к спасению открывается только тем, кто хранит правду, истину, мир, все то, чего не доставало в особенности язычникам. Они не знали правды, потому что нарушали чужие права, уничтожали власть соседей и отнимали их достояние, в особенности у Евреев; они чужды были истины, ибо не имели веры в Бога и понятия о Его святом законе (ст.7–9); они не хранили мира, ибо, по своей гордости, всех считали слабее себя и всех стремились сделать своими рабами, в особенности Евреев, которым, между тем, даны были права сынов Божиих. 4–6. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная: Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих. (Яко на тя надеянием надеяшася, Господи, во век, Боже великий, вечный, иже смирив низвел еси живущыя в высоких: грады крепкия разориши и обнизиши я даже до земли. И поперут я ноги кротких и смиренных).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 28. Попрание Самарии и основание спасения на Сионе 1. Горе венку гордости пьяных Ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сраженных вином! (Горе венцу гордыни, наимницы Ефремовы, цвет отпадый от славы, на версе горы тучныя пьянии без вина) Пророк говорит о Самарии, главном городе в колене Ефремовом и столице всего царства Израильского. Будучи во главе богатейшего колена и многолюдного царства, Самария рано почувствовала свою силу: её цари гордились не только перед царями иудейского царства, но и перед самим Богом, и до такой степени, что не боялись гнева Божия, не страшились бедствий, презирали и осмеивали грозные слова пророков, Божиих (ст.9,15,22 и др.). Такой гордостью было проникнуто и все царство Израильское, а Самария, как столица его, была как бы венком на его голове. Подобие это тем более точное, что Самария была расположена на склоне горы, окружена виноградниками и представляла цветущий красивый венок. Пророк называет ее наимницей Ефрема и этим обличает постыдную связь её с царями языческими: увлекаемая обещаниями богатой добычи, Самария вступала во враждебный союз с Сирией против Иудейского царства и, таким образом, предпринимала братоубийственную войну ради лихоимства (ст.8; ср.гл.7:1,5–6; 8:4; 9:9–11; 11:13). За эту гордость и враждебное лихоимство пророк и возвещает Самарии определение суда Божия: Самария будете как цвет, отпадший от славы, т.е. от венка, который, обыкновенно сплетали из живых цветов и возлагали на голову, как знак почета и славы (ст.5); отпадший цветок без всякого внимания и сожаления попирается ногами и уничтожается. Так уничтожится слава и вместе с тем и гордость Самарии: её жители будут попраны ногами врагов. На верху тучной горы, где расположена была Самария, пьяницы – её жители – будут пьяными без вина... Владея хорошими виноградниками, жители Самарии имели много вина и постоянно пьянствовали; но теперь, при наступлении гнева Божия, они будут пьяны без вина, т.е. они лишатся чувств, сознания и сил телесных от ужаса, в виду чрезвычайно грозных и разрушительных бедствий, какие наведет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 31. Неизбежное бедствие преступных и спасение верных Богу иудеев. Чудодейственное поражение Ассириян 1. Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают! (Горе сходящым во Египет помощи ради, уповающым на кони и на колесницы: суть бо многа, и конническое множество много зело: и не беша уповающе на святаго Израилева, и Бога не взыскаша). Египтяне с глубокой древности славились конями и боевыми колесницами; обычно они были двухколесные и запрягались в одну, а иногда в две и даже в три пары коней; на них помещались всадник-воин, его возница, а иногда и оруженосец. Таких колесниц было много, а на них было множество конников или всадников, мощных, храбрых и хорошо вооруженных. У евреев же или вовсе не было такого войска или оно было крайне малочисленно (ср.гл.36:8). Поэтому евреи, как и язычники, полагая, что для войны нужна сила (гл.30:15–16; 36:5), обратились в Египет за помощью в войне с царем Ассирийским, а на Бога не уповали и не искали Его, т.е. не просили у Него помощи и умилостивительных жертв Ему не приносили: между тем, заискивая расположение египетского царя, они посылали ему богатые дары (гл.30:6). Поэтому пророк продолжает возвещать им «горе». 2–3. Но премудр Он; и наведет бедствие, и не отменит слов Своих; восстанет против дома нечестивых и против помощи делающих беззаконие. И Египтяне – люди, а не Бог; и кони их – плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. (Тойже премудре наведе на них злая, и слово его не отринется, и востанет на домы человеков злых и на надежду их тщетную, Египтянина человека, а не Бога, конски плоти, и не будет помощи: Господь же наведет руку свою на ня, и утрудятся помагающии, и вси вкупе погибнут). Государственные мужи Иудеи и советники царя, по собственному их мнению, придумали мудрый план защиты Иерусалима и всей страны – войти в союз с Египтом и получить от него сильную и верную помощь против общего врага – Ассирийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 32. Воцарение праведного царя, опустошение страны за нечестие беззаконных и возрождение её для блаженства праведных 1. Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону. (Се бо, Царь праведный воцарится, и князи со судом владети начнут). После того, как Господь сам поразит врагов своего народа под стенами Иерусалима и в этом покажет перед всеми силу своей власти и свою верность в сохранении завета, в земле Израильской водворится правда. Постоянными и строгими хранителями правды будут царь и князья – верховные правители, ближайшие сотрудники царя, составляющие постоянный его совет. Они будут управлять по закону – так что каждый гражданин будет иметь возможность пользоваться предоставленным ему правом, а если потерпит насилие от злоумышленников, то всегда найдет защиту в законной власти правителей, карающей злодеев и заставляющей их подчиняться закону. 2. И каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. (И будет человек сокрываяй словеся своя, и скрыется аки от воды носимыя: и явится в Сионе яко река текущая славная в земле жаждущей). Когда правительство зорко и твердо охраняет закон, то возникающее в общественной жизни зло быстро преследуется и решительно истребляется. Посему, когда в Иудее воцарится праведный царь, то всякий подданный, хотя-бы и высокопоставленный участник в делах общественных, уже не будет скрывать свойства или говорит тайно о каком-либо народном деле. А если и появится такой скрытный советник, то он скоро скроется от правды, как бы от воды; в Сионе так сильна будет правда, что ревнители правды немедленно выдадут его власти и он опять скроется, но на сей раз уже в темнице или даже в могиле: по требованию молвы возбужденного общества и по приговору народного собрания он погибнет скоро и бесследно, как будто потонет в воде при нежданном наводнении, когда река, под напором порывистого бурного ветра, выступает из берегов, когда ярые волны неудержимо воздымаются на её поверхности и легко поглощают безрассудного гребца, стремящегося плыть наперекор неодолимой стихии. Так правда откроется в Сионе, войдет здесь во все явления общественной жизни, устранит пороки и породит все богатство добродетелей (ср.гл.33:6), подобно тому, как возрождается пустыня жаждущая в виде цветоносного луга и плодоносного сада (ст.15–17), когда находящаяся здесь река, обыкновенно пересыхающая во время жаркого лета, представляющаяся поэтому скудной и печальной, потом снова наводняется, разливается и делается славною, покрывается торговыми и промышленными судами, обрамляется цветоносными лугами и золотистыми нивами по берегам (как то бывало и бывает с рекою Нилом и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 35. Возрождение пустыни жаждущей 1. Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс. (Радуйся пустыня жаждущая, да веселится пустыня, и да цветет яко крин). Обозревая древний языческий мир и вдохновенным взором созерцая падение царств, погибель народов, разрушение городов и опустошение всех, прежде людно населенных, пространств, пророк Исаия ясно представляет себе эту печальную и жаждущую пустыню. Пустыня печальна: её поверхность, где нет воды, растений и животных, представляет картину смерти, внушает страх, томление и скорбь; здесь, среди зноем раскаленных скал, всюду прах, носимый ветром, и над всяким чувством преобладает гнетущая жажда влаги и жизни, погибшей здесь, как на месте проклятия Божия. Но, по определенно Божию, эта пустыня не останется столь пустынной навсегда, – ей предстоит славное будущее. Непоколебимо уверенный в наступлении этого будущего, пророк приветствует пустыню и в чувстве радости восклицает: «радуйся, пустыня!» И радость пустыни будет не только в её внутреннем состоянии, но выразится и во вне,– она примет вид радостный: вместо праха, покрывающего ее теперь и служащего ей как бы покровом скорби (так как прахом обыкновенно посыпали голову и одежды в знак скорби), она покроется растительностью, и не однообразной и бедной, но пышной и цветоносной; она процветет как крин (нарцисс) – цвет сочный, ослепительно яркой белизны и благоуханный: вместо серой, песчано-известковой и разъедающей пыли, пустыня покроется жизненной и ярко-цветной растительностью, и, таким образом, как бы облечется в праздничную одежду, вместо скорбного вретища, покрытого прахом. 2. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. (И процветет и возвеселится пустыня Иорданова: и слава Ливанова дадеся ей, и честь Кармилова, и узрят людие мои славу Господню, и высоту Божию). Приветствуя возрождение пустыни с чувством глубокой радости, Пророк особенно обращается к пустыне Иордановой – к стране, заселенной народом Божиим, но опустошенной его врагами, по силе гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 37. Утешение Езекии. Молитва его. Погибель Ассирийского войска. Смерть Сеннахирима 1–2. Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень; и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову. (И бысть егда услыша царь Езекиа, растерза ризы и облечеся во вретище, и вниде в храм Господень. И посла Елиакима домостроителя, и Сомну книгочия, и старейшины жречески оболчены во вретища, ко Исаии пророку сыну Амосову). Когда послы царя Езекии окончили переговоры с Рапсаком безуспешно и, возвратившись во дворец, передали царю все гордые, укоризненные и позорные слова ассирийского полководца; то Езекия объят был чувством глубокой скорби и, в знак этого, разодрал одежды и облекся во вретище. Будучи благочестивым, Езекия не предался отчаянно, но немедленно обратился за помощью к Богу. Езекия знал, что нашествие Ассирийцев совершилось за нечестие и неверие отца его Ахаза, – по воле Божией и во исполнение пророчества Исаии (гл.7:10–17 и сл.); а потому, предавая себя в волю Господа, царь посылает и к пророку Божию своих послов, прося его помолиться. Это были Елиаким и Сомнас, которые вели переговоры с Рапсаком и поэтому могли точно передать слова этого гордого полководца Исаии; а кроме них были еще «старейшины, по жречески одетые во вретища», или точнее – «старшие священники, покрытые вретищами». Такое посольство достаточно свидетельствовало и о важности обстоятельства, и о почтении к пророку, а в лице его и к Богу. 3. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить. (И рекоша ему: сия глаголет Езекиа: день печали и укоризны и обличения и гнева днешний день, понеже прииде болезнь рождающей, крепости же не имеет родити). Посланные от царя передавая пророку подлинные слова Езекии, говорили: нынешний день есть день печали – для всего народа, ибо переговоры с опасным врагом не имели надлежащего успеха, – день укоризны – как для царя, так и для Бога, ибо Рапсак презирал власть и осмеивал могущество и того, и другого (ст.4), – день обличения – тех прегрешений, по причине которых наступил этот страшный день, – день гнева – Божия гнева, так как царь и народ поставлены в безвыходное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 39. Тщеславие Езекия и наказание его 1. В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел. (В то время посла Меродах Валадан сын Валаданов, царь Вавилонский, писания и послы и дары Езекии: слыша бо, яко болел есть до смерти: и воста). В то время, когда уже выздоровел Езекия от своей смертельной болезни, Меродах Валадан сын Валадана, царь Вавилонский (точнее – вавилонский, но подчиненный ассирийскому царю), узнал об этом и, может быть, рассчитывая найти в нем друга, а если что – и союзника, решился выразить ему свое почтение. По обычаю древних, Меродах отправил к Езекии нарочитое посольство с письмами, может быть, государственного значения, и с подарками, несомненно драгоценными. (Так делалось обычно на дни рождения и после выздоровления от смертельной болезни; как бы на день второго рождения.) 2. И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. (И обрадовася о них Езекиа радостью великою и показа им дом ароматов, и мира, и стакти, и фимиама, и сребра, и злата, и вся дома сосудов сокровищных, и вся, елика бяху в сокровищах его: и не оста ничтоже, его же не показа им Езекиа в дому своем, и во всей области своей). Радуясь своему чудодейственному выздоровлению и видя дружеское сочувствие к себе со стороны великого царя востока, Езекия не скрыл своей радости перед послами Меродаха. И, желая показать себя достойным выраженной ими чести, дабы укрепить за собой это уважение к себе царя Вавилонского, Езекия с видимым тщеславием открывает и показывает послам Меродаха решительно все свои сокровища, – открывая и предметы роскоши, и средства могущества, и памятники славы. Но выставляя свое царское достоинство во всем блеске, Езекия умалил славу Царя Небесного, от Которого он получил не только все сокровища, но и саму жизнь и Которого могущество он теперь-то, при столь благоприятном обстоятельстве и должен был исповедать перед идолопоклонниками (как это и делали истинно преданные Богу люди перед лицом самого царя Вавилонского, например, Даниил гл.2:26–28,30,45–47). – Обличителем тщеславия и легкомыслия Езекии немедленно является пророк Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010