монах Вонифатий (Рочев) Пророчества о Мессии в книгах малых пророков Скачать epub pdf Введение Термин «пророчество» в широком смысле можно понимать, как предсказание о том, чему надлежит сбыться в дальнейшем. Этот термин происходит от глагола: «прорекать». Соответственно, пророком в широком смысле можно называть того, кто прорекает, предсказывает будущие события. Пророческое служение было весьма важным в ветхозаветной истории. В еврейском языке слово «пророк» обозначается термином: «nabi», в греческом – термином: «προφτης». В корпусе книг Ветхого Завета пророческие книги занимают значительное место. Данный раздел в библеистике называют по-разному: «пророческая традиция», «пророческая письменность», кратко: «пророки» и др 1 . Следует также различать профессиональных библейских пророков и пророков подлинных: первые были воспитанниками ветхозаветных пророческих школ, вторые – были призваны на свое служение. Можно выделить общие черты, присущие ветхозаветному пророческому служению: -уверенность пророков в подлинности дарованного им Откровения; -их посредническая роль в передаче вести (все пророки проповедовали весть Единого Бога); -активное вмешательство пророков в жизнь общества 2 . Что же касается способов призвания, общественного положения и происхождения пророков, то они могли отличаться. Замечательно о ветхозаветном пророческом служении говорит святитель Кирилл Александрийский : «Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу Живому и Истинному и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах» 3 . Пророческие книги принадлежат авторству шестнадцати пророков. Последних принято делить на великих и малых. Великими в православной традиции называют четырех пророков: Исайю, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Малыми пророками почитают следующих: Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию и Малахию. Самой большой пророческой книгой является книга пророка Исайи, совершавшего свое служение между 740 и 700 гг. до Р.Х.; эта книга состоит из 66 глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Глава 14. Погибель царя Вавилонского. Истребление Филистимлян 1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. (Скоро идет и не умедлит: и помилует Господь Иакова и изберет паки Израиля, и почиют на земли своей, и пришлец приложится к ним и приложится к дому Иаковлю). Время суда Божия над Вавилоном близко, скоро наступят дни его бедствий. Приближение этого времени вполне зависит от меры наказания народа Израильского, которое строго определено правосудием Божиим. Как скоро мера наказания народа исполнится, то начнутся казни над жестоким Вавилоном. Они обнаружат, что Господу покорно всякое могущество земное, оно ничтожно пред Всемогущим и уничтожается Им, как соблазнительное и пагубное для избранных Царя небесного. Когда Господь уничтожит могущество Вавилона и через то освободит свой народ, возвратит его в свою землю; то в этом откроет не только свою царственную славу, но и отеческую любовь. То и другое привлечет, к Нему умы и сердца многих язычников-иноземцев, которые, не смотря на рознь по происхождению, сроднятся с евреями духом и составят одно, постоянно целое общество – церковь Божию. 2. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими. (И поймут их языцы и введут на место их, и наследят и умножатся на земли Божии в рабы и рабыни: и будут пленени пленившии я, и обладани будут обладавшии ими). Как свидетели падения Вавилона, которое предопределил и предвозвестил Бог , все народы признают в том действие верховного Бога, которого одного чтут евреи. Вместе с тем, все признают их народом, достойным покровительства Божия. При таком сознании необходимо переменять к лучшему и сами отношения язычников к народу избранному: отсюда – сближение с евреями, добровольное подчинение и служение им язычников. Так совершится плен пленивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 27. Поражение дракона и спасение Израиля 1. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори). В «тот день», когда Господь будет уничтожать всякое зло в мире, в особенности язычество, столь вредное и враждебное церкви истинно-верующей, в это время Он наведет свой меч и на дракона. Этот меч Господа свят, потому что служит верным оружием святой правды Божией; он велик – соответствует величию могущества десницы Божией и действует страшно и убийственно; он крепок – назначенный для сильного врага, он не переломится при ударе ни о какую броню и непременно поразит свою жертву. Этот враг Бога и Его народа есть дракон. Этот злой дракон есть бегущий, а не ползущий, он быстро стремится к своей добычи и с налёту нападает на нее; змей лукавый извивающийся кольцами, бросающийся в стороны и вообще хитрый; он живет в море (точнее при море) и здесь, близь берегов, в густой траве, среди болотистых отмелей он недоступен бывает для охотников. Этот страшный дракон есть, прежде всего, царь Египетский, злейший враг Израиля, стоящий во главе огромного войска, охраняемого боевыми колесницами, как бы крыльями, живущий в низменной части Египта, среди болотистых берегов Нила (ср.гл.30). Но образ дракона, как врага Божия, напоминает древнего змея – дьявола, который, как виновник лжи и всякого зла на земле, был так силен в мире языческом и сделал столько зла для ветхозаветной церкви Божией, доколе не поразил его мечем своего слова Искупитель (ср. Ис.2:1–4 ). 2. В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике: (В той день виноград добрый, желание пети над ним). Тот день, когда Господь поразит «дракона при море» – царя Египетского, будет радостным временем для народа Еврейского, как бы день доброго урожая винограда, при сборе которого обыкновенно пелись веселые песни. Бесчисленные трупы падших врагов облитые кровью, вот этот виноград! Над ним воспоет народ Божий торжественно хвалебную песнь Господу-Победителю (гл.26:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 34. Суд Божий над язычеством 1–2. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание. (Приступите языцы, и услышите князи: да слышит земля, и живущии на ней, вселенная и людие иже на ней. Зане ярость Господня на вся языки, и гнев на число их, еже погубити их, и предати я на заклание). Язычники, ревностные служители идолопоклонства, заглушивши в себе голос совести и разума, не познали Господа своего, не предвидели и своей неминуемой казни; наконец они должны выслушать определение Господне о своей будущности. Их ожидает великий, но праведный гнев и суд Божий, они сделаются жертвой меча Бога-Промыслителя. 3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. (И язвеннии их повергнутся, и мертвецы, и взыдет их смрад, и намокнут горы кровию их). Не воздавая чести Богу, язычники погибнут сами в полном бесчестии. Все они, как раненые, так и убитые, будут с отвращением оставлены на поле казни непогребенными и подвергнутся тлению, от них пойдет смрад, как бы во свидетельство их отвратительной жизни, и горы, на которых они будут избиваемы, не только оросятся их кровью, но даже и намокнут; так неценна кровь нечестивых. 4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы. (И истают вся силы небесные, и свиется небо, аки свиток, и вся звезды спадут яко листвие с лозы: и якоже спадает листвие смоковницы). Тщетно язычники будут ожидать своего спасения от сил небесных и от идолов своих, представляющих собой небо на земле. Все идолы, представляющие солнце, луну и звезды, как бы целое небо, истают – исчезнут из виду, и небо это, распростертое по лицу земли, свиется или свернется как книжный свиток, после чего уже не видно будет их; Господь стряхнет эти звезды, как листья с виноградной лозы или как листья со смоковницы, – легко и скоро.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 36. Осада Иерусалима Ассирийским войском 1. И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их. (И бысть в четвертоенадесять лето царствующу Езекии, взыде Сеннахирим царь Ассирийск на грады тверды Иудейски, и взя оныя). «Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского: двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец (т.е. праотец) его; он отменил высоты (где были идольские жертвенники), разбил статуи (т.е. идолов), срубил дубраву (где стояли те статуи) и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан (т.е. медник). На Господа Бога Израилева уповал он, и такого, как он, не было между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него. И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя ассирийского и не стал служить ему» ( 4Цар.18:1–7 ), т.е. не пожелал подчиняться и платить ему дани так, как это делали все другие, соседние с ним цари. Тогда ассирийский царь решил силой принудить Езекию быть покорным. «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь ассирийский, против всех укрепленных городов иуды и взял их. И послал Езекия, царь иудейский, к царю ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил царь ассирийский на Езекию, царя иудейского, дань в триста талантов серебра (≈10500 кг) и тридцать талантов золота (≈1050 кг). И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь иудейский, и отдал его царю ассирийскому» ( 4Цар.18:13–16 ). Это известие о нашествии Сеннахирима на Иудею и об отношении его к Езекии восполняется рассказом самого завоевателя, сохранившимся в клинообразных надписях на Ассирийских памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 42. Кроткий Отрок Господень, как Судья народов, Основатель завета, Просветитель язычников и Спаситель всех 1. Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. (Иаков отрок мой, восприиму и: Израиль избранный мой, прият его душа моя, дах дух мой нань, суд языком возвестит). 64 Именем благочестивого и благословенного предка Иакова называет Господь «Отрока своего», т.е. обетованного Потомка Иакова, Спасителя мира. Отрока своего, имеющего явиться на служение делу спасения людей, воспримет Господь под особое свое покровительство и руководство, подобно тому, как некогда принял он патриарха Иакова, при его страннической, трудовой и бедственной жизни. И как Иаков, гонимый родным братом, с покорностью воле Божией и с кротостью переносил свое гонение, так перенесет свое и Мессия-Спаситель. Избранный Богом, как основатель нового завета и просветитель язычников, Отрок Божий будет «принят душей» или приятен для души Господа, – как Иаков, которого также избрал Господь и сделал носителем своих благословений и обетований. Отроку своему Господь даст Дух Свой, а именно все семь даров святого Духа. Эта полнота даров Духа Божия необходима для Отрока Божия, ибо Он должен суд языкам возвестить, т.е. Он не только откроет правду, но и даст право на оправдание и все средства спасения. Он должен будет судить не по молве людской о людях, а по всесовершенному ведению их сердец и жизни; Он должен будет очищать совесть и укреплять их волю не внешними знаками только обрядовых священнодействий, но и открывать для них таинственно сам источник благодати, непосредственно оживотворяющей душу. 2. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. (Не возопиет, ниже ослабит, ниже услышится вне глас его). Обыкновенные вестники царской воли и определений царского суда нередко сопровождали свои объявления окриками толпы народной, оскорбительными упреками, страшными угрозами или гордым самохвальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 48. Обличение Израиля в недоверии Богу и уверение в истине откровения о спасении 1–2. Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф – имя Ему. (Услышите сия, доме Иаковль, прозваннии именем Израилевым и изшедшии из Иуды, кленущиися именем Господа Бога Израилева, поминающии не со истиною, ниже со правдою, и придержащиися имени града святого, и о Бозе Израилеве подтверждающиися: Господь Саваоф имя Ему). Предвозвещая волю свою народу своему, о спасении его Киром из Халдеи, Господь именует его «домом Иакова», «Израилем», «потомком Иуды», и признает веру народа, которую он свидетельствует, когда клянется именем Божиим, и тем, что придерживается имени града святаго – поминает в клятвах и обетах святой город Иерусалим и его храм. Именуя народ так и признавая за ним его исповедание, Господь, однако, обличает его в недоверии к Себе. Народ поминает Бога, но не со истиною, ниже со правдою: и это обнаруживается в том, что бедствующий в плену, народ ропщет на Бога, будто Он его не судит, будто забыл его, как будто Бог такой ограниченный, как будто Он подобен богам языческим... Но народ знает и постоянно должен исповедовать, что имя его Бога есть «Господь-Саваоф», т.е. Он единый Владыка мира и судья всех народов: и – от Него только может быть суд над Халдеями и спасение Израиля. 3–5. Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось. Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой – медный; поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть». (Прежняя еще возвестих, и из уст моих изыдоша, и слышано бысть: внезапу сотворих, и найде. Вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя, и чело твое медяно. И возвестих ти, яже древле, прежде неже приити на тя: слышана тебе сотворих, да не когда речеши, яко идоли мне сия сотвориша, и не рцы, яко изваянная и слиянная заповедаша мне).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 49. «Раб Божий», как Основатель вечного Завета, униженный миром и прославленный Богом. Обращение всех народов к Богу-Спасителю. Восстановление разоренного Сиона и господство его над язычниками 1–3. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. (Послушайте Мене острови, и внемлите, языцы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь: от чрева матере моея нарече имя Мое, и положи уста Моя яко меч остр, и под кровом руки своея скры Мя: положи Мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры Мя. И рече Ми: раб мой ecu ты Израилю, и в Тебе, прославлюся). Древние народы, населявшие обширные и отдаленные страны, имевшие каждый свое вероучение и нравоучение, особое богослужение, руководствовавшиеся баснословными (мифологическими) преданиями своей старины и опытной мудростью своих предков, как священным залогом и законом общественной жизни, не знали, не могли и даже не желали знать истины Божественного Откровения, данного избранному народу – Израилю. Но вот наступает новое время, когда все народы земли услышат проповедь Божественной истины из уст избранного Раба Божьего. – Обращаясь ко всем народам мира, Раб Божий, говоривший через всех пророков, говорит и через Исаию: Послушайте Мене, острова – по направлению на запад собственно острова и побережные земли Средиземного моря; и внемлите, языцы – народы отдаленных земель Востока (ст.12). Временем многим стояти будет, глаголет Господь, через многое или неблизкое еще время настанет и совершится то, что в течение еще более продолжительного времени только ожидалось, что говорил и говорит Господь, а именно – придет Спаситель мира, Основатель вечного завета. – От чрева матери Моея нарече имя Мое: для величайшего дела своей благости, которое было предопределено от вечности, Господь чрезвычайным образом избирает Раба Своего – еще от чрева Матери Его, т.е. еще при зачатии Его во чреве Матери, нарекает Ему имя, – дает Ему такое знаменательное имя, которое точно определяет Его Богочеловеческую природу, личные свойства и совершенства, великое служение Богу и человечеству и мировую славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 54. Многочадие Церкви Божией и господство её в мире 1–3. Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. (Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа. Рече бо Господь: разшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, продолжи ужа твоя и колия твоя укрепи, еще на десно и на лево простри: и семя твое языки наследит, и грады опустевшыя населиши). Пророк обращается к неплодной и не рождающей, и потому, конечно, горюющей вдове и, утешая ее, восклицает: «возвеселись, воскликни и возгласи, хотя ты не мучилась родами и не болела чревом»! – Ибо хотя ты и пустая, или праздная, не беременная, потому что не имела мужа; но у тебя будет детей на много более, нежели у той, которая имела мужа. Речь образная. Вдова, это – церковь Иудейская, её муж – Господь, Бог Завета: она оставлена была Господом и оставалась как бы вне брачного союза, как бы вдовой, на немногое время плена Вавилонского (ст.7–8), и скорбела. Её скорбь снова обратила на нее милость Господа, и Он снова приемлет ее в союз с собою и союз уже вечный (ст.8). А в силу этого союза, дарует ей множество детей, какого не было у неё от первого её брака, т.е. в прежнем её союзе с Богом, до плена Вавилонского (или – в Ветхом Завете). А соответственно многочисленности детей, должно быть и более распространенное жилище. Поэтому, теперь утешаемая вдова, по слову Господа, должна разширить место кущи своей – занять наибольшее пространство для более обширной палатки, куда войдут её дети, и расширить сами покровы палатки, соответственно её месту; она должна водрузить, не щадя, или не стесняясь местом, она должна глубже и крепче вбить сами колья и к ним протянуть и покрепче прикрепить канаты, на которых держатся покровы палатки, – глубже и крепче потому, что канаты будут длиннее и толще, а покровы на них шире и тяжелее. Распространив раз, она должна будет потом распространить ее еще направо и налево. Все это нужно сделать с местом и жилищем потому, что семя или племя, потомство вдовы языки наследит, как бы по наследству получит себе многие племена языческие, завладеет, ими и, вместе с ними, должна будет населить города, опустевшие в течение многих лет Вавилонского плена, и не только иудейские, но и языческие, опустошенные по суду Божию (гл.26).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 56. Спасение всех по благодати Божией. Призвание язычников 1–2. Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду; ибо близко спасение Мое и откровение правды Моей. Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла. (Сия глаголет Господь: сохраните суд и сотворите правду, приближися бо спасение Мое приити и милость Моя открытися. Блажен муж творяй сия, и человек держайся их, и храняй субботы не оскверняти, и блюдый руце свои не творити неправды). Возвестив народу непреложное обетование об оправдании и спасении, а вместе с ним и об откровении полноты благ в Новом Завете, пророк побуждал уже «искать Господа и призывать Его», убеждал всех оставить свои мысли и дела нечестия (гл.55:6–7). Теперь Он решительнее утверждает, что искомое всеми «спасение» приблизилось прийти или уже наступает и милость Божия в даровании спасения и соединенных с ним всяческих благ готова открыться, как дверь сокровищницы щедрого царя. В виду этого, народ должен творить суд и правду, как они выражены в законе, который есть прямое выражение воли Божией (ст.4). «И блажен муж, который делает это!» восклицает пророк. Так как в Ветхом Завете, по прямому указанию четвертой заповеди, делам Божиим был посвящен исключительно седьмой день – субботний; то пророк определённее, в частности, убеждает соблюдать субботу и поясняет, как собственно нужно хранить субботу, – чтобы не творить неправды в субботу и так не осквернять или святить ее. Это учение о субботе еще точнее разъяснил Христос-Спаситель: по Его учению, не тот освящает субботу, кто ничего не делает, а тот, кто не делает неправды, и творит суд и правду, как говорит и пророк Исаия. 3–5. Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. (Да не глаголет иноплеменник приложивыйся ко Господеви: еда отлучит мя Господь от людей Своих? и да не глаголет каженик, яко аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником: елицы сохранят субботы Моя и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой, дам им в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010