Глава 64. Величие Бога Спасителя и молитва Пророка о спасении народа 1–3. О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. (Аще отверзеши небо, трепет приимут от Тебе горы и растают, яко тает воск от лица огня , и попалит огнь супостаты, и явлено будет имя Твое в сопротивных Твоих : от лица Твоего языцы возмятутся: егда сотвориши славная, трепет приимут от Тебе горы). Исповедуя величие Бога Спасителя, Пророк говорит; «Если Ты, Господи, откроешь небо, то даже горы, эти твердыни земли, приимут трепет, или станут трепетать пред Тобой, и растают, как тает воск от огня. Так бывает с горами во время сильнейшей грозы, сопровождаемой землетрясением, когда горы разваливаются, а прах уносится вихрем быстро и бесследно, как тает и исчезает воск от огня. – Так же, действием грозового вихря и огнем молнии истребляются и супостаты или враги народа Божьего, в их многочисленных скопищах. Столь грозные действия всемогущества Божьего и между врагами, и между всеми народами сделают славным и одновременно страшным имя Божье. И как трепещут горы, так будут трепетать и народы перед Богом, всемогущим Царем мира. – И как прежде совершал Господь Свои славные дела и трепетали перед Ним горы и народы (как при даровании закона на горе Синае, Исх.19:16–19 ; ср. Суд.5:3–5 ); так и снова будут в трепете перед Ним горы и народы, когда Он отверзет небо и сойдет на землю. 4–5. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? (От века не слышахом, ниже очи наша видеша Бога разве Тебе, и дела Твоя, яже сотворити ждущим милости. Милость бо срящет творящих правду , и пути Твоя помянутся : се Ты разгневался еси, и мы согрешихом).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Книга девятая Занятые разными неприятностями, мы диктуем толкования на пророка Исаию с перерывами. Посему, окончив восьмую книгу, мы теперь, после небольшого промежутка времени, переходим к девятой: не без язвления и ругательств завистников, которые, не ведая, что они слышат и что говорят, осмеливаются судить о том, чего не знают, и прежде презирают, нежели исследуют, и считают себя учеными и красноречивыми, если поносят всех писателей. Презирая их недоброжелательство и болтливое ворчание, испросим помощь Божий и скажем молением Псалмопевца: расточи языки хотящыя бранем ( Пс. 67:31 ). Ибо место Господне в мире, который превыше всякого ума ( Филип. 4:7 ). Его желал и Пророк, восклицая: Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам ( Ис. 26:12 ). Но нам пора уже предложить отдел Исаии и с Моисеем войти в облако и мрак, чтобы взор наш просиял, и, по еврейскому, лицо было рогато [испускало лучи], и чтобы слышны были и сверкали громы и молнии, которых презренный народ не мог видеть (Исход. 19, 20 и 34). Глава XXVIII. Ст. 1–4. Горе венку гордости – пьяницам Ефрема, и опадающему цвету славы восторга его, которые находились на вершине весьма тучной долины, шатаясь от вина. Вот сильный и крепкий Господа, пак сокрушительный вихрь стремительности града, как напор многих вод, разливающихся и извергшихся на обширную землю. Ногами будет попран венок гордости пьяниц Ефрема. И опадающий цвет славы восторга его , который находится на вершине долины туков, будет как созревшее прежде времени осенняго созревания, на что когда обратит взоры увидевший, тотчас, как скоро возьмет в руку, проглотит оное. LXX: Горе венку оскорбления, наемники Ефремовы: цвет, падающий с славы на вершине горы тучной, вы, которые пьяны без вина. Вот сильная и жестокая ярость Господа, как несущийся на покатость, не имеющую прикрытия, град, который с силою падает вниз, как множество вод, уносящее землю и пролагающее себе путь: руками и ногами будет попран венок оскорбления, – наемники Ефремовы. И цвет, спадающий с надежды славы на вершине высокой горы, будет как преждевременно созревшая смоква, увидевший которую пожелает проглотить ее, прежде нежели возьмет в руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕЕВ Иван Евсеевич (9.08.1868, с. Каменка Порховского у. Псковской губ.- 7.08.1921, там же), филолог, специалист по текстологии слав. Библии. Род. в крестьянской семье. Учился в Псковском ДУ, затем в Псковской ДС. В 1893 г. окончил СПбДА и за соч. «Лукиановская рецензия LXX в славянском переводе» удостоен степени кандидата богословия. Работал помощником библиотекаря в б-ке академии. В 1895 г. совершил поездку на Восток для изучения рукописей б-ки Александрийского Патриархата в Каире. В 1897 г. за соч. «Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе» был удостоен степени магистра богословия. В 1898 г. назначен смотрителем Московского Заиконоспасского уч-ща, в 1902 г.- инспектором Подольской, а в 1904 г.- Орловской ДС. В 1906 г. защитил докт. диссертацию «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе» и занял место доцента, а затем сверхштатного профессора СПбДА. С 1907 г. ординарный профессор. С 11 сент. 1909 г. Е. возглавлял в СПбДА кафедру рус. и церковнослав. языков и истории рус. лит-ры. С 1914 г. чл.-кор. АН по отделению лит-ры и языка. В 1918-1920 гг. жил с семьей в с. Каменка, занимался сельским хозяйством. Одной из причин, по которой Е. в 1918 г. уехал из Петрограда на родину, было приглашение участвовать в организации Народного ун-та в г. Порхове ( Робинсон. 2004. С. 68), но этот замысел не был осуществлен. Е. по окончании сезона полевых работ неоднократно приезжал на короткое время в Петроград для научных занятий и постоянно выражал готовность принимать участие в работе Библейской комиссии, если ему будут обеспечены хотя бы минимальные средства к существованию. В 1920 г. акад. А. И. Соболевский считал Е. потенциальным кандидатом из петроградцев для избрания в действительные члены АН (Там же. С. 315). В 1921 г. Е. описывал бедственное положение своего большого семейства (12 чел.) в письме Н. Н. Глубоковскому (Сосуд избранный. 1994. [Вып. 1.] С. 297). Скоропостижно скончался от воспаления уха. Труды по библейской текстологии

http://pravenc.ru/text/187398.html

Книга двенадцатая Нет столь невежественного писателя, который не нашел бы подобного ему читателя, и гораздо большая часть читает Милезийские басни, нежели книги Платона. Ибо в первых шутки и забава, а во вторых – трудности и напряжение, соединенное с усилием. Далее, относительно Тимея, трактующего о гармонии мира и течении звезд и числах, сам переводивший его Туллий сознается, что он не понимает его. Завещание же Грунния Корокотты Порцелла распевают в школах толпы хохочущих мальчиков. Таким образом и ваш Люсций Лануинский пусть имеет свидетелей или вернее своих благожелателей и пусть превосходит многочисленностию, как он имеет превосходство может быть и по уму. Но мне достаточно свидетельства немногих, и я довольствуюсь похвалою друзей, которые, требуя моих сочинений, увлекаются любовию к нам и к изучению Писаний, и думаю, что найдутся некоторые, которые будут утверждать, что и то самое, что я обращаюсь с речью к тебе, Евстохия, подлежит порицанию, не принимая во внимание того, что и Олда, и Анна и Деввора пророчествовали при молчании мужей, и что в служении Христу имеет значение различие не полов, а умов. Итак, двенадцатая книга толкований на Исаию будет иметь такое начало. Ст. 27–31. Зачем ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа и суд мой ускользнет ( или ускользнул) от Бога моего»? Разве ты не знаешь или не слышал! Бог вечный, Господь, создавший пределы земли, не ослабеет и не изнеможет, и премудрость Его неисследима. Он дает утомленному силу и в неимеющих крепости умножает силу. Ослабеют юноши и утомятся, и молодые люда падут от бессилия. Надеющиеся же на Господа возобновят силу, поднимут крылья, как орлы, будут бегать и не утомятся, будут ходить и не ослабеют. Семьдесят : Ибо не говоришь ли ты, Иаков, и что говорил ты, Израиль: «путь мой сокрыт от Бога, и Бог мой лишил меня суда моего и отступил». И теперь не знаешь ли ты и не слышал ли? Бог вечный, Бог, создавший пределы земли, не будет алкать и не утомится и мудрость Его неисследима.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга тринадцатая Многим несчастиям подвергаются плавающие. Если подует слишком сильный ветер, то боятся бури. Если очень тихое движение волнует поверхность спокойной стихии, то опасаются засады морских разбойников. И бывает так, что души, вверившиеся непрочному дереву, или боятся опасности, или испытывают ее: из них одно тяжелее другого, – или постоянно бояться смерти, или подвергнуться той, которой боялся. Вижу, что тоже случилось и со мною, плавающим по морю Исаии: ибо между тем как паруса натягивались при беспрепятственном пути и корабль скользил по спокойным рукам стихий, бороздя поверхность моря; внезапно поднявшаяся буря болезни, великою массою вод и шумом, раздававшимся от взаимного столкновения волн, так напугала боязливые сердца друзей, что они были вынуждены сказать: Учитель, спаси ны, погибаем ( Мф. 8:25 ). Поэтому, Евстохия, единственный во всем мире пример благородства и девства, да не умолкает зеница ока твоего и взывай в сердце: Авва, Отче ( Рим. 8 ), и говори с псалмопевцем: востани, Вскую спиши, Господи ( Пс. 8:23 ), чтобы по твоим молитвам и при помощи Христа окончить труд, посвященный Исаии. Ибо приготовляется уже тринадцатая книга толкований, которая еще не достигла конца. И между тем пока милосердный и милостивый Господь, долготерпеливый и многомилостивый, возвратит прежнее здоровье, я наскоро продиктовал это предисловьице, чтобы было записано на листках то, что есть, и чтобы полное исправление предоставить суду читателя. Глава XLV. Ст. 8. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и да произрастит Спасителя и да явится правда вместе. Я, Господь, сотворил его. LXX : Да возрадуется небо свыше и облака да кропят правду; да произрастит земля и да явится милосердие и да произрастит вместе правду: Я Господь, сотворивший тебя. Двояко объясняется это место. Ибо некоторые думают, что это находится в связи с сказанным выше и что при освобождении пленных царем Киром радуются небо и земля, – метонимически (μετωνυμις), то есть вместо этого те, которые живут на небе и земле. Другие отделяют от предшествующего и полагают, что это особое начало этого отдела и что [здесь] пророчествуется о пришествии Господа, что дается повеление облакам, о которых выше было написано: повелю облакам не проливать на него дождя ( Ис. 5:6 ), то есть на виноградник Израилев, и до которых достигла истина Божия, чтобы проливали миру праведное или правду, и чтобы раскрылась земли и произрастила Спасителя. О ней в Псалмах поется: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче ( Пс. 84:12 ), или по Семидесяти: земля произрастила вместе милосердие и правду , чтобы и грешники достигли милосердия и праведные – наград. Следующее же затем: Я, Господь, сотворил его или: Я, Господь, сотворивший тебя названием твари не соблазнит того, кто читал, что он червь и раб и произошел из земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 16. Истребление Моавитян 1. Посылайте агнцев владетелю земли из Селы в пустыне на гору дочери Сиона. (Послю аки гады на землю: еда камень пуст есть гора дщере Сиони). Моавитянам угрожает непреодолимое множество врагов; Господь пошлет их в неисчислимом количестве, как бы насекомых или пресмыкающихся гадов; нужно      будет искать спасения от предстоящей и неизбежной погибели. Господь не без милости: через пророка, Он внушает Моавитянам искать защиты на благословенном Сионе. Обращаясь к Моавитянам, пророк спрашивает: «разве гора Сион есть голая скала?» и этим внушает, что гора Сион многолюдно населена и может оказать наилучшую помощь Моавитянам; но для этого они должны восстановить древний союз с народом иудейским. Как прежде, побежденные Давидом, они платили ему дань ( 4Цар.3:4–5 ), так и теперь должны выразить и доказать свою покорность царственному дому Давида уплатой той же дани, должны послать определенное количество агнцев (которых, обыкновенно, собирали близь города Селы или Петры, в северных пределах Идумеи, и отсюда гнали в Иерусалим). Видя такую покорность Моавитян царю Своего народа, Господь, покровительствующий дому Давида, окажет милость и его подданным, а вместе с другими и Моавитянам, которые при Давиде и Соломоне жили действительно мирно, как и все прочие подданные их, тем более, что, признавая власть иудейского царя, Моавитяне признают и власть Господа, обитающего преимущественно на Сионе. 2. Ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. (Будеши бо аки птицы парящия птенец отъятый, дщи Моавля, потом же Арнон множайше совещавай). «Дочери Моава», это города Моавитян; каждый из этих городов был расположен на скалистой горе, как бы гнездо, свитое ласточкой. Когда страшный шум грозных неприятельских войск неожиданно коснется слуха Моавитян, то они с криком отчаяния поспешат оставить свои города, спасаясь быстрым бегством, как отлетает птица из своего гнезда, испуганная свистом стрелы охотника, разрушившего её покойный приют на утесе высокой скалы: и как птица, видя свое гнездо разрушенным стрелой охотника, страшится опять сесть на прежнее место и не знает, на каком месте свить себе новое уютное гнездо; так и Моавитяне, вынужденные бежать из своих городов, остановятся на берегах главного потока своей земли, Арнона, в раздумье, куда идти, на север – в Сирию или на юг – в Аравию. И вот пророк указывает им убежище в земле, подвластной потомкам Давида, охраняемой Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 57. Обличение идолопоклонства иудеев. Суд Божий грешным и праведным 1–2. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. (Видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. Будет с миром погребение его, взяся от среды). С распространением идолопоклонства и размножением всяческих пороков, соединенных с ним, вытесняется истинная вера: праведники отовсюду терпят стеснение, их осмеивают, преследуют, и они погибают без всякого сожаления о них со стороны развращенных современников; напротив, радуются их погибели, так как образ жизни праведника обличает грешника и тревожит его спящую совесть (Прем.Сол.2:10–16). Но, оканчивая свою многострадальную жизнь, праведник будет умирать с миром, при убеждении, что за вражду людей и за страдания от них Господь даст ему вечный покой в будущей блаженной жизни (Прем.Сол.3:1–3). Глубоко грустный тон речи пророка Исаии дает видеть, что гонение со стороны развратных его современников, преданных гнуснейшим порокам и грубому, необузданному идолопоклонству, простиралось и лично на него (что, вероятно, было при нечестивом Ахазе или нечестивейшем Манассии, при котором пророк и погиб ужаснейшей смертью, быв распилен деревянной пилой). 3–5. Но приблизьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы! Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал? (Вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся и на кого отверзосте уста ваша? и на кого изсунусте язык ваш? не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно, молящиися кумиром под древием частым, закалающе чада своя в дебрех посреди камения?)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 5. Народ Израильский – виноградник Божий превосходно устроенный, но бесплодный и негодный, будет разорен, попран и беспощадно разграблен Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. (Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему: виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне). Хорошо устроенный, удобно и красиво расположенный, тщательно возделанный, крепко огороженный и плодоносный виноградник составляет привлекательный и утешительный предмет хозяйства на востоке. Всякий добрый хозяин старается иметь для себя отрадное занятие – возделывание виноградника; всякий член семейства участвует в уходе за ним и в особенности с удовольствием разделяет труды при собирании плодов. Дело собирания винограда в урожайный год весьма желанное и время весьма веселое; при этом громкие, радостные песни всегда оглашают холмистые окрестности города, переполненные виноградниками. Естественно, дети радуются о плодоносном винограднике своего возлюбленного отца; радуется и невеста о винограднике своего возлюбленного жениха, и все поют песни о своих любимых виноградниках. Так же и пророк Исаия поет перед своим возлюбленным народом песнь своего возлюбленного Господа о Его любимом винограднике. Но песнь пророка не отрадная... У Господа, возлюбленного пророком, был свой любимый виноградник. Как всякий благоразумный и трудолюбивый хозяин заботится о том, чтобы насадить и устроить свой виноградник со всеми удобствами, с удовлетворением всех требований хозяйства, так много позаботился и Господь о своем возлюбленном винограднике. Обыкновенно, удобное место для виноградника – склон горы на восток или на юг; почва на этом избранном месте должна быть тучная, удобренная, рыхлая. И Господь рассадил Свой виноградник «на вершине утучненной горы». 2. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. (И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 8. Скорое уничтожение заговора союзных царей, Израильского и Сирийского, против Иудеи 1. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. (И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человчим, еже скоро плнение сотворити корыстей, приспе бо). Пророчество о рождении Еммануила от Девы, произнесенное пред Ахазом, как знамение того, что царский род Давида не прекратится до пришествия Сына Божия, не успокаивало царя, потому что он исполнения пророчества не видел и пророку не верил. Но страшился нападения врагов не один царь Ахаз, а и народ (гл.7:2) Нужно было успокоить и утешить народ. С целью такого утешения Господь дает ему через Исаию новое знаменательное откровение о скором падении царства союзников Расина и Факея. Господь повелевает пророку Исаии взять свиток, потому что откровение должно быть записано; свиток должен быть велик, для того, чтобы на нем можно было свободно и отчетливо писать; на свитке должно писать обыкновенным орудием человеческого письма, как обыкновенно пишут люди, и не загадочными символическими священными знаками, иероглифами (как писали египетские жрецы), а понятно для всех, и не тайно, а при свидетелях, как обыкновенно в народе писались разные условия 19 . Так нужно было написать слова: Магер-шелал-Хаш-баз, что значит: «спешит-грабеж-ускоряет-добыча.» Эти слова, написанные пророком при свидетелях, общепонятно и на большом свитке, как слова важные и священные, были кратки, но много содержательны: они заключали в себе приговор суда Божия или судьбу относительно трех царств: Сирийского, Израильского и Иудейского, ставшего в столь загадочное отношение к тем двум (см.гл.7). 2. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина. (И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа и Захарию сына Варахиина). Обыкновенно, истинность обещания, условия, приговора всегда в народе утверждалась при двух или трех свидетелях. Соответственно этому обыкновению в народе, и пророк берет двух свидетелей достоверных, одного священника и уже по священству честного человека, другого Захарию, вероятно, богобоязненного старейшину, как известных всем своей беспристрастной рассудительностью. Они избраны засвидетельствовать, что пророк Исаия именно от лица Господа произнес и написал на свитке те знаменательные слова, которым в будущем надлежало исполниться в действительности. При таком засвидетельствовании, неисполнение написанных слов обличало бы пророка, как лжеца, и угрожало бы ему гневом царя и презрением народа; а исполнение оных доказывало бы, что эти слова действительно внушены Тем, Кто знает будущее и предопределяет судьбы людей, царей и царств. Если же исполнится это пророчество, то тем основательнее должно будет веровать в исполнение и еще более знаменательного пророчества о продолжении царственного рода Давида до рождения Сына Божия (гл.7:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Так говорит Господь Вечный царю Киру, как Своему помазаннику: сравнительно с другими царями Кир был более достоин Божьего избрания к тому, чтобы стать избавителем народа Божьего из плена Вавилонского. По свидетельству Геродота, «Кир, достигши совершеннолетия, был из всех сверстников храбрейшим и любимейшим». Впоследствии, подданные Кира – персы, сравнивая его с другими правителями, Говорили: «Дарий купец. Камбиз повелитель, а Кир отец» 67 . И вообще, по признанию истории, государственная деятельность Кира была проникнута благородством сравнительно более, чем других правителей Востока того времени. Поэтому Кир, хотя и язычник, становится помазанником Божиим, в тои смысле, что на нем будет почивать сила Духа Божьего, который будет его постоянно руководить в исполнении судеб Божиих относительно избранного народа и всех народов Востока, причем и сам Кир постепенно будет приближаться и приблизится к познанию истинного Бога (ст.3–6). Как помазанника Своего, Господь удержит его за десницу – поддержит его в правом деле, видимо для всех окажет ему Свое содействие в разных отношениях (ст.23), именно с целью – повинути пред ним языки – покорит ему народы. И действительно, «счастье во всех войнах сопутствовало Киру: ибо куда он оружие свое ни обращал, невозможно там уже было никакому народу от него избавиться» 68 . Но лучше всего подтверждают слова Пророка сами события истории. Кир действительно покорил многие и сильнейшие народы – Мидян, Лидийдев, Халдеев и др., так что образовал царство, в состав которого вошли почти все народы передней Азии. Покоряя народы Киру, Господь и крепость царей разрушал. – Кир «снимал пояса с чресл царей», на которых были привешены их мечи – знаки их власти, лишал их власти и достоинства. Так покорен был ему Крез, столь гордый своим богатством, и возведен на костер, но получил жизнь и свободу; так взят был Валтасар, гордый и беспечный в нерушимых стенах Вавилона, и предан смерти за сопротивление. Покоряя царей, Господь отверзал перед Киром и ворота их крепких городов и – так, что для Кира города эти уже не могли запереть своих ворот, как Сарды – столица Лидии, Вавилон – столица Халдеи. Это значит, что с этого времени полная власть над этими городами принадлежала уже их завоевателю – Киру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010