Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской Православной Церкви Начиная со времени правления князя Владимира русские люди читали Библию и интересовались толкованиями. Однако далеко не сразу на Руси экзегеза стала самостоятельной традицией. Серьезные работы по толкованию посланий апостола Павла появляются только с конца XVIII века. Иеромонах Ириней (Пиковский) предлагает обзор написанных в дореволюционную эпоху трудов, посвященных исследованию наследия апостола Павла. Отдельное рассмотрение получают экзегетические труды святителя Феофана Затворника,  Д. Богдашевского и Н.Н. Глубоковского. Статья Традиция толкований посланий апостола Павла в Русской Православной Церкви уходит в глубь веков. Однако далеко не сразу на Руси экзегеза стала самостоятельной русской традицией. Начиная с эпохи князя Владимира (Х в.) русские люди читали Библию и интересовались толкованиями. Русские пастыри и «книжные люди» должны были знакомить мирской люд со Священным Писанием и комментариями святых отцов. Однако, хотя отдельные древнерусские писатели поднимали сложные библейско-богословские проблемы (митрополит Иларион Киевский), все же большинство толкований оставалось в рамках поучений и проповедей (Климент Смолятич, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Более-менее самостоятельные труды по апостолу Павлу появляются только с конца XVIII в. . В 1785–1787 годах архимандрит Аполлос (Байбаков), ректор Московской славяно-греко-латинской академии, издал толкования на послания апостола Павла. B 1792 г. архимандрит Мефодий (Смирнов) зачитал на открытом собрании Славяно-греко-латинской академии свое толкование на послание к Римлянам. Его перевод и комментарий выдержали три издания (1794, 1799, 1815) и стали первым библейским переводом на русский язык . Архимандритом Иринеем (Фальковским, +1823), ректором Киевской Духовной Академии, были составлены толкования на все апостольские послания.

http://bogoslov.ru/article/2454099

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Духовное просвещение, учение и письменность К оглавлению Для того, чтобы судить о состоянии духовного просвещения в нашем отечестве в обозреваемый нами период, мы имеем троякого рода данные. Это прежде всего отзывы современников о некоторых наших тогдашних иерархах и иноках, правда краткие и весьма немногие: митрополит Климент Смолятич был такой «книжник и философ», какого в Русской земле не бывало; митрополит Кирилл I был «учителен зело и хитр ученью Божественных книг» . Один из игуменов Смоленского Богородицкого монастыря, неизвестный по имени, где начал свои подвиги преподобный Авраамий Смоленский, был «хитр Божественным книгам, и вся сведый, и проходя», так что никто не смел пред ним «от книг глаголати». Сам Авраамий Смоленский любил с величайшею ревностию заниматься чтением священных и отеческих книг, «от всех избирая и списая ово своею рукою, ово многими писцы», и дана была ему благодать Божия «не токмо почитати, но и протолковати, яже мнозем несведущим, и от него наказаная всем разумети, и слышащим к сему из уст и памятию сказая, якоже ничто же ся от него не утаит Божественных Писаний, яко николиже умолкнуша уста его ко всем» . Во-вторых, это известия о бывших у нас тогда училищах, хотя довольно подробные, но, к сожалению, сохранившиеся только в сводной летописи Татищева. По словам его, смоленский князь Роман Ростиславич, будучи сам весьма ученым, понуждал к учению многих, и особенно, не желая иметь необразованных священников, устроял училища, содержал учителей, греков и латинян, и на все это до того истощал свои доходы, что по смерти его (1180) жители Смоленска должны были сделать добровольный сбор для погребения своего любимого князя. Галицкий князь Ярослав Владимирович († 1187), большой любитель книг и знаток языков, ревнуя о благоустроении церковного клира, искоренении в народе суеверий и распространении правых понятий о вере, вменял черноризцам в обязанность обучать детей грамоте и уделять на то часть монастырских доходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви Период домонгольский (до 1237 г.) Лекция 1 Предание о св. Апостоле Андрее Первозванном. Христианство в Северном Причерноморье, Крыму и на Кавказе в I-X в. Славяно-варяжские набеги на Византию. " Фотиево крещение " Руси. Образование епархии " Россия " . Христианство на Руси при Олеге Вещем и Игоре Рюриковиче. Крещение св. княгини Ольги. Положение христиан при Святославе Игоревиче и его преемниках. Лекция 2 Языческий период деятельности князя Владимира. Попытка реформы язычества. Выбор веры князем Владимиром. Поход на Херсонес. Крещение князя. Крещение Руси при св. Владимире. Кто был митрополитом Руси при св. Владимире? Гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире. Лекция 3 Учреждение епархий в Русской Церкви. Дальнейшее распространение христианства и проповедь на окраинах Руси. Подвиг свв. князей Бориса и Глеба. Начало княжения Ярослава Мудрого. Митрополит Иоанн I. Расцвет православной культуры на Руси при Ярославе Мудром. Митрополит Иларион. Лекция 4 Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI-XII в.в. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. Лекция 5 Борьба с ересями и полемика с инославными. Духовная литература домонгольского периода. Писатели Киевской Руси.Уставы св. Владимира и Ярослава, другие памятники канонического характера. Новые церковные праздники. Первые святые Русской Церкви. Почитание мощей. Церковное пение, гимнография. Особенности богослужения в домонгольский период. Студийский Устав. Период от татаро-монгольского нашествия до разделения митрополии 1237-1458 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

Как известно из официальных афонских документов, в 1169 году «монастырь россов» был перенесен на более просторное место подальше от моря — в заброшенную греками обитель Фессалоникийца. Изменилось и его название — он стал монастырем Святого Пантелеимона. Так подписывался его игумен Лаврентий. На старом же месте остался скит Богородицы Ксилургу. Перемещение монастыря на новое место свидетельствовало о том, что у братии появились значительные средства, чтобы обустроиться получше. При этом щедрый вкладчик, судя по всему, захотел, чтобы обитель поменяла свое название. Обет Анны Харальдовны Кто же был этим богатым и влиятельным дарителем? Принявший мученическую смерть в 305 году от императора Максимилиана римский святой врачеватель Пантелеимон на Руси в первые века христианства был известен мало. Однако с конца XI — начала XII века положение меняется: святой мученик становится популярным в княжеской среде. С его именем крестят второго сына великого князя киевского Мстислава Великого — Изяслава, родившегося приблизительно в 1097 году. Став великим князем киевским в 1146 году, тот приказывает изобразить святого на своем шлеме и печати. Около Новгорода по княжескому повелению был основан и монастырь Святого Пантелеимона. Затем и на фресках Софийского собора в Киеве появилось изображение этого святого. Ставленник Изяслава Мстиславича Климент Смолятич был рукоположен в митрополиты в день памяти Пантелеимона — 27 июля 1147 года1. Исследователи выяснили, почему вдруг в это время в Русском государстве так стал популярен Пантелеимон. Оказывается, глубокой почитательницей этого святого была первая супруга великого князя Владимира Мономаха Гида Харальдовна, урожденная англосаксонская принцесса. Она поддерживала тесные связи с монастырем Святого Пантелеимона в Кельне и неоднократно делала в него вклады2. Несчастный случай, в результате которого ее старший сын Мстислав, был ранен, а затем выздровел, заставил Гиду еще больше уверовать в могущество своего любимого святого. Об этом исследователи узнали из «Похвального слова святому Пантелеимону», написанного в 1120 году немецким богословом Рупертом из монастыря в Дойце. В этом сочинении писалось, как во время охоты на диких зверей на Мстислава Великого напал медведь и очень серьезно ранил его в живот. Увидев состояние сына, Гида Харальдовна тут же начала истово молиться святому Пантелеимону, зная, что он покровитель врачебного дела и сам был врачевателем. Вскоре раненому князю приснился прекрасный юноша, который пообещал ему быстрое исцеление. Предсказание сбылось, и все поняли: Мстислава излечил сам святой Пантелеимон. В благодарность княгиня Гида тут же поклялась, что совершит паломническую поездку по святым местам и в Иерусалим3.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Блгв. кн. Мстислав Изяславич направляется на княжение в Переяславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 82 об.) При помощи отца князю удалось заручиться поддержкой переяславской знати, вместе с к-рой в 1148 г. он смог отразить осаду своей столицы от рати двоюродного дяди кн. Глеба Юрьевича, также претендовавшего на владение Переяславлем Русским. 23 авг. 1149 г. в новом сражении под этим городом М. И. вместе с отцом потерпел поражение от войск ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого и его союзников. М. И. утратил Переяславское княжение, его отец - Киевское, а ставленик Изяслава нареченный митр. Киевский Климент (Клим Смолятич) вынужден был оставить митрополичью кафедру. Они бежали за р. Днепр в Луцк, а вскоре обосновались во Владимире-Волынском. В 1150 г. Изяслав Мстиславич попытался вернуть себе Киев, где пользовался поддержкой разных слоев населения. В ходе похода М. И. переправился с войсками за Днепр и осадил Переяславль Русский, но потерпел неудачу. Нек-рое время после того, как его отец покинул Киев, он правил в расположенном на киево-волынском порубежье г. Дорогобуже. Через этот город проходил важный в стратегическом отношении путь, по к-рому двигались крупные караваны купцов из Зап. Европы на Русь и Волжскую Булгарию и обратно. Осенью 1150 г. М. И. был изгнан оттуда при поддержке кн. Юрия Долгорукого галицким кн. Владимирко Володаревичем и был вынужден вернуться к отцу во Владимир-Волынский. В кон. февр.- нач. марта 1151 г. с отрядом венг. союзников М. И. участвовал в 3-м походе кн. Изяслава Мстиславича на Киев. Изяславу удалось вновь сесть на киевском столе, и в марте М. И. опять получил от отца Переяславль. Вскоре он был отправлен Изяславом в Венгрию. Поблагодарив кор. Гезу II Арпада, женатого на его тетке кнг. Евфросинии Мстиславне, за оказанную военную помощь, М. И. попросил родственника о новой поддержке, учитывая то, что кн. Юрий Владимирович не смирился с потерей Киева. В кон. весны или в нач. лета 1151 г. венг. рать, возглавляемая М. И., у небольшого г. Сапогынь (ныне с. Сапожин Ровенской обл.) под Дорогобужем была разбита галицким кн. Владимирко Володаревичем и М. И. едва удалось избежать плена.

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Но сложности на этом не кончились. После кончины в 1163 году митрополита Киевского Феодора , по примеру святого Андрея Боголюбского , пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич . Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком. Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным " спором о постах " ( " леонтианская ересь " ). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV , и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166 ). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве , основанного его отцом.

http://drevo-info.ru/articles/6145.html

Византийское любомудрие вкупе с другими традициями перешло на Русь; невежество осуждалось хуже греха, потому что, писал один из авторов «Предисловия к покаянию», сборника XII века, «согрешившие каются, а несмысленные, заблудивши в писании книжнем, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают» . Будущий митрополит Иларион, ископавший первую пещерку, положившую начало Киево-Печерской лавре, слыл книжником; его «Слово о законе и благодати» до сих пор остается блистательным шедевром, обнаруживающим, кроме писательского дара, широту знаний и глубочайшую богословскую подготовку. Преподобный Феодосий, заботясь об умножении душеспасительных книг в обители, сам плел веревки для переплета книг, над которыми день и ночь трудились иноки Иларион-переписчик и Никон-переплетчик; князья Ярослав и Святослав переводили тексты «от грек на славянское письмо»; книги с радостью принимались от жертвователей и от вступающих в обитель . Незаурядной начитанностью и литературным талантом славились монахи-писатели домонгольского периода: Киево-Печерский насельник преподобный Нестор, Кирилл Туровский , Авраамий Смоленский и Климент, тоже Смолятич; их труды весьма способствовали становлению русского самосознания в единстве с христианским просвещением. Монгольское завоевание причинило огромный ущерб нарождающейся культуре; все силы уходили на сопротивление врагу и сохранение национальной идентичности; возрождение началось в XIV веке с преподобного Сергия. Таинственный эпизод из его жития – чудесное дарование способностей к книжному учению – воспринимается как знак освящения культуры, благословение ее свыше; сверхъестественность события усиливает его значение . Ученики преподобного, основатели новых обителей, призванные к просветительскому служению в период колонизации северных земель, как правило, выходили из зажиточных семей, получив хорошее по тем временам образование и церковное воспитание; пламенная вера побуждала их к изучению духовных книг, а духовные книги стимулировали неодолимую жажду совершенствования в иноческом житии. Центр русской Фиваиды Кириллов монастырь имел библиотеку в 400 томов, больше, чем Троице-Сергиева Лавра – около 300.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Климент Смолятич (1147–56), Россиянин, из затворных схимонахов. Он был возведен на митрополию отечественными иерархами, по воле Великого Князя Изяслава, без отношения к Константинопольскому Патриарху, и потому не признан ими, а по смерти Изяслава лишен места: муж славный в свое время святостью жизни и необыкновенной мудростью 14 . Константин I (1156–59), Грек. По желанию Великого Князя Юрия Долгорукого, посвящен Патриархом Лукой Хрисовергом, на место Климента, из Епископов Черниговских; а по смерти Юрия принужден был отказаться от митрополитской власти и возвратиться на прежнюю свою епархию. Пастырь сей достопамятен в нашей истории по своему необычайному смирению: умирая, он завещал Черниговскому Епископу Антонию извергнуть тело свое, как недостойное погребения, из града на съедение хищным зверям и птицам. Феодор (1160–63), Грек, испрошенный у того же Патриарха князями, искавшими престола Киевского, – Ростиславом и Мстиславом, из коих первый не хотел видеть на митрополитской кафедре Константина, а последний Климента, хотя оба эти иерарха были еще живы. Иоанн IV (1164–66), Грек, которого долго не соглашался принять Киевский Князь Ростислав, желавший возвратить на митрополитский престол низложенного Климента, и наконец принял только по усиленной просьбе Императора Греческого, Мануила Комнина, и с условием, чтобы впредь присылаемы были в Киев Митрополиты, с согласия Великого Князя Русского: Коссов и Иерархический каталог Киевский свидетельствуют, что Иоанн (IV) был муж ученый в мирских и духовных науках. Константин II (1167–74), Грек, по сказанию Татищева, избранный Великим Князем Ростиславом из Епископов Русских, а рукоположенный Цареградским Патриархом Лукою. По смерти сего иерарха, около десяти лет не было в Киеве Митрополита, по случаю неустройств и раздоров княжеских. Никифор II (1185–97), присланный в Киев, по сказанию Киевского каталога, от Патриарха Василия Коматира. Пастырь сей, желая предотвратить брань между Великим Князем Киевским Рюриком и сватом его Всеволодом Юрьевичем Владимирским (за то, что последний требовал себе у первого некоторых городов, а первый, отдавши те города прежде зятю своему Роману Волынскому, с клятвою никогда не отнимать их, не согласился на требование последнего), принял на свою душу эту клятву, и тем дал возможность примириться спорившим.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В творении мира, его красоте и величественности открывается ряд Божественных свойств Творца. Он есть вечный, крепкий, великий, безначальный, беспричинный, «ни от кого-нибудь другого» имеет бытие (10, 495; срав. 14, 79; 15, 26). Как Творец Бог «не имеет Себе подобных» и есть «Царь, святость, мир, хранитель, оценивающий добро и зло, всемогущий, исцеляющий, возвеличивающий... изобразитель, разрешитель грехов, каратель, разрешающий все затруднения, питающий, победоносный, исправляющий, сохраняющий, возвышающий, прощающий, низвергающий, всеслышащий, всевидящий». Он знает Свое творение, «все тайное и явное» («Хождение за три моря» Афанасия Никитина – 9, 477; срав.10:613). Живя среди иноверцев, Афанасий Никитин молился: «Господи Боже, Боже истинный, Ты Бог , Бог великий, милосердный, Бог милостивый, всемилостивейший и всемилосерднейший... Царь славы, Творец неба и земли» (9, 461). В русской – и церковной, и светской – литературе особо подчеркивается правда Божия. Бог есть «правый, справедливый» («Хождение за три моря» – 9, 477). Христос – «истинная правда» и людям Он оставил «Евангелие – правду» (И.В. Пересветов – 10, 619). У Бога «нет неправды, – пишет св. митрополит Климент Смолятич, – и не будет» (6, 285). Его милость безмерна, «а наказание в мерах» («Беседа трех святителей» – 6, 141). О внутрибожественной жизни известно, что Сын вечно рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Бог Отец – «Творец небесе и земли», Сын – Единородный, «от Отца родивыйся», Дух Святой – Животворящий, «от Отца исходяй» («Поучение на предпразднство Благовещения» – 4, 131). Рождающийся «прежде век» Сын «сопрестолен Отцу, единосущен, якоже солнцу свет». Един от Святой Троицы, Он в двух естествах, Божеском и человеческом, полный человек по человечеству и «исполнь Бог по Божеству». На земле Он явил и Божество и человечество. Как человек «повився в пелены» при рождении, а как Бог «звездою волхвы вождаше». Как человек пришел креститься от Иоанна, «и яко Бога устрашився Иордан». Как человек «иде на брак» в Кану Галилейскую, а как Бог «воду в вино преложи». «Яко человек распят бысть, и яко Бог Своею властию распятого с ним впусти в рай» (св. митрополит Киевский Иларион – 1, 64–65). Как человек, «возопив, испусти дух, но яко Бог землею потрясе, и камение распадеся», и врата адовы сокрушились («Слово на Пасху» – 1, 131). Само имя «Христос» изъясняется как означающее «един состав от двою естеству» («Истолкование...» – 3, 131).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Сотворив всё, Господь промышляет о всем. Земля держится «только Божьей силой» («О земном устроении» – 9, 203). По Его воле она дает плоды, солнце греет, луна и звезды ночью светят. Повинуется также Господу и огонь. Всё стоит в установленном порядке и «тако нам работает, боящеся Творца своего» («Слово святых отец» – 3, 60). В отношении к человеку, призванному быть добрым, заботливым возделывателем земли и рачителем ее, Промысл Божий проявляется также в том, что Бог есть его «великодатель, подающий благо, дарователь богатых даров, наставник в премудрости и дающий разум, неученых учитель, учащий людей разуму, дающий умение неумеющим, молитву молящемуся, просящему мудрость и разум, дающий всякое дарование благое, дар на пользу просящим, незлобивым хитрость, и отроку юному чувство и ум» (Житие Преподобного Сергия Радонежского – 8, 265). Бог установил законы, и лишь Он «может нарушить естественный ход вещей и повелеть переступить закон природы» («Троянская история» – 10, 243). Божьей силой «все существует и управляется» (св. митрополит Климент Смолятич – 6, 289). Без Его воли ничто не совершается – «ни дело, ни слово» (инок Фома – 9, 297). Хранимый Богом «не убоится исполина, не устрашится зверя, не вострепещет перед железом и перед зевом огненным» («Хроника Константина Манассии» – 10, 313). Промысл Божий всегда был, есть и будет. Спаситель учил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ). Грешно думать, что когда-то Промысл Божий был иным, более действенным или скорым. Все изменения воли Божией зависят от самого человека, от его отношения к Богу, к людям, к делу. «Сам Бог теперь о нас будет заботиться, – говорил Преподобный Сергий Радонежский, – ведь Он не стал силой слабее теперь, и Промысл Его не уменьшился» (8, 351). А в Киево-Печерском Патерике читаем: «Такова воля Человеколюбца Бога о Своем творении: во все времена и лета промышляет Он о роде человеческом и подает ему полезное, ожидая нашего покаяния. Наводит Он на нас иногда голод, иногда рати за неустроенье властелина; но этим Владыка наш приводит только наше нерадение на добродетель, на память дел греховных: делающие злые дела бывают преданы за грехи свои злым и немилостивым властелинам. Но и эти последние не избегнут суда: суд без милости тому, кто сам не творит милости» (22, 202).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010