В это время жил в Едесе2 Святой Иоанн, благочестивый христианин, имевший почетное воинское звание. Когда началось Диоклетианово гонение на христиан, он оставил свое воинское звание и славу мира сего, свое отечество, дом и родных, свое богатство, - все это считая суетою, и пришел в Иерусалим, где, по прошествии некоторого времени, услышал о святом Кире и о совершаемых им чудесах, слава которых распространилась повсеместно. Он возымел сильное желание видеть святого Кира и жить вместе с таким великим угодником Божьим. Для сего Иоанн отправился прежде всего в Александрию, отыскивая Кира, но, не нашедши его там, усердно расспрашивал, где он. Затем, узнав, что Святой Кир живет в Аравии, Иоанн поспешно отправился туда и, нашедши его, привязался к нему всею душою и был как самовидцем его чудес, так и усердным подражателем его добродетельной жизни. В то же самое время была схвачена, для истязания за имя Христа, одна боголюбивая женщина, по имени Афанасия, со своими тремя дочерьми: Феоктистою, Феодотией и Евдоксией, и была отведена в город Каноп3, в котором жил языческий жрец Кассиан, а градоправителем был Сириан. Услышав об этом, святые Кир и Иоанн стали опасаться, чтобы юные отроковицы не отпали от Христа, как вследствие страха пред угрозами мучений, так и вследствие соблазна льстивыми обещаниями, - тем более что они были очень юны: старшей из них Феоктисте было пятнадцать лет, второй - Феодотии тринадцать, а младшей Евдоксии - одиннадцать лет. Святой Кир сомневался и относительно твердости матери их Афанасий, опасаясь, как бы она, ради дочерей, - чтобы не подвергнуть их тяжким мучениям и не видеть беспощадно проливаемой их крови, не склонилась к языческому нечестию; ибо известно, как матери, повинуясь естественному чувству, болеют сердцем о детях своих. Поэтому он отправился в тот город, чтобы утвердить в исповедании Христовой веры отроковиц и матерь их и подготовить их к безбоязненному и мужественному перенесению мучений. За святым Киром последовал и Святой Иоанн, оба они отправились в город Каноп. Явившись к Афанасий с дочерьми, находившимся в заключении, они обширными вдохновенными речами утверждали их в любви к Господу Иисусу Христу, и убеждали их ревностно предать за Него свои души. Об этом тотчас было донесено градоправителю Сириану. Один из язычников пришел к нему и сказал:

http://pravicon.com/info-2662

На протяжении всей жизни в Кирилловом Белозерском мон-ре, в особенности в последние десятилетия, Г. активно занимался перепиской книг. По его свидетельству, сохранившемуся в рукописи РНБ. Соф. 1468. Л. 182, к 71-му году он переписал не менее 37 книг. К наст. времени ок. 2/3 их выявлено (преимущественно в находящихся в РНБ собраниях Кирилло-Белозерском и Софийском). Казакова сообщает сведения о 23 книгах, переписанных Г. или при его участии ( Казакова. 1970. С. 249-253). Среди них - труды по аскетике (Постнические слова прп. Исаака Сирина (РНБ. Кир.-Бел. 64/189), Слова прп. Симеона Нового Богослова (Там же. 36/1113), Поучения прп. Феодора Студита (Там же. 85/210) и др.), сборники житий (Там же. 23/1262, 141/1218, РНБ. Соф. 1395 и др.), богослужебные рукописи (РНБ. Кир.-Бел. 255/512, 790/1047, 568/825 и др.). Приведенные Казаковой данные не являются окончательными: с одной стороны, дополнительные сведения о переписанных Г. книгах сообщают комментаторы монастырской описи 1601 г. (Сборник смешанного содержания - РНБ. Соф. 1462; см.: Опись 1601 г. С. 312. К 144), с другой - Н. В. Синицына считает Постнические слова прп. Исаака Сирина (РНБ. Кир.-Бел. 64/189) и сборник со Словами прп. Симеона Нового Богослова (Там же. 36/1113) совр. копиями со списков Г. ( Синицына. 1974. С. 107, 110). Г. был профессиональным книгописцем, владевшим как минимум 2 типами книжного письма (литургическим полууставом и курсивным «александрийским» письмом), к-рые он функционально разграничивал. Первым Г. писал богослужебные книги, вторым - четьи книги и вспомогательные тексты (оглавления, предисловия, указатели) в литургических рукописях. Нек-рые писцовые навыки и приемы Г. указывают на время (и, возможно, на место) его обучения книжному письму. Таковы, напр., массивное киноварное декоративное письмо и вязь заголовков, известные в таком виде в рус. рукописях и на иконах приблизительно со 2-й четв. XV в.; их облик достаточно архаичен для времени наиболее активной книгописной деятельности Г. (что, однако, не дает оснований определять их как «чрезвычайно неумелые, грубые, сильно отличающиеся от традиционных» - Синицына. 1974. С. 101). По наблюдениям Синицыной, Г. сотрудничал в книгописании с известным каллиграфом Исаком Собакой во время пребывания последнего в Кирилловом Белозерском мон-ре на рубеже XV и XVI вв. ( Синицына. 1974. С. 110, 112-113).

http://pravenc.ru/text/168384.html

Принять участие вместе с вами в этом торжестве Русской Церкви прибыли я и Предстоятели других Православных Церквей со своими свитами. Я прибыл, чтобы приклонить колена и помолиться о блаженных Патриархах: святителе Тихоне и Сергии, которые стоя у кормила обуреваемого волнами корабля Русской Церкви, привели его в тихую гавань и утвердили Патриаршее достоинство и честь. Это дело продолжили их преемники Алексий I, Пимен, Алексий II и достойно продолжаете Вы, возлюбленный собрат и сослужитель Святейший Патриарх кир Кирилл вместе со Священным Синодом братской Русской Церкви. Но радость моя усугубляется тем, что, благодаря моему участию в этих праздничных мероприятиях, укрепляется замечательное соработничество между древним апостольским престолом святого Апостола и Евангелиста Марка и славным Московским Патриархатом. В этой связи я вспоминаю традицию моих предшественников, которые, откликаясь на каждое приглашение Русской Церкви и Российского государства, спешили поддержать во обстояниях, укрепить Русскую Церковь и благословить русский народ Божий. Продолжая эту традицию, Александрийская и Русская Церкви совместно трудятся в единодушии для решения различных проблем современного человечества. В качестве примера достойного восхищения сотрудничества между нами, я приведу моего предшественника Патриарха кир Паисия, который приехал в Россию и пребывал здесь долгое время, чтобы разрешить вопрос в отношении великого, но несчастливого Патриарха Никона. Приведу также пример и моего предшественника Патриарха кир Христофора II, который в разгар войны, зимой, добираясь по земле и по воздуху, ехал в Россию, чтобы присутствовать на избрании и интронизации Патриарха Московского и героя своей страны Алексия I, поддержав Русскую Церковь своим присутствием. Во время своего пребывания в России он убеждал Сталина ослабить давление на Церковь и защитить ее, аргументируя это тем, что ее чада в ответ на ее призыв отдают жизнь за Родину. За эти заслуги Патриарху киру Христофору ΙΙ были оказаны русским епископатом и народом исключительные почести.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5080330...

Становление Церкви происходило в противостоянии с разного рода сектами, бытовавшими в многонациональном городе. Эта борьба богословской мысли с ересями привела к сложению в III–IV в.в. Александрийской богословской школы, виднейшими представителями которой были Климент Александрийский и Ориген . В IV–VI в.в. Александрия становится местом жарких богословских дискуссий. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке, почему его епископы и носили титул «папа». Арий, уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во дьякона святителем Петром Александрийским и им же отлучен за приверженность к мелитианс-тву. Позже, когда Арий раскаялся, архиепископ Ахилла рукоположил его в сан пресвитера. В Александрии на соборе 320–321 г.г. была осуждена ересь Ария, который утверждал, что Господь Иисус Христос сотворен и не вечен. В 325 г. на Первом Вселенском Соборе в г. Никее Арий был осужден всей Церковью. Арианские споры, которые начались в Александрии, выдвинули местных епископов на передний край борьбы с ересью. Необходимо особенно отметить святителя Афанасия Александрийского (328–373 г.г.). В борьбе с ересью Нестория был знаменит святитель Кирилл Александрийский (412–444 г.г.). Однако последователи св. Кирилла, в частности его преемник по кафедре Диоскор (444–451), неверно истолковали некоторые положения самого учения. На IV Вселенском соборе Диоскор был низложен. Это стало началом заката некогда великой кафедры. В значительной степени этому способствовало то, что в самой Церкви долгое время шла борьба между монофизитствующими и православными епископами. Это привело к тому, что основная часть христианского населения Египта уклонилась в ересь и образовала Коптскую церковь , придерживающуюся монофизитского учения. Это привело к упадку Александрийского Патриархата как в церковном, так и в богословском отношении. В 630 г. на Александрийский престол вступил бывший епископ Фасиса Кир. Он принял доктрину о единой воле Христа – монофелитство, первоначально сформулировав ее как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение было официально провозглашено во всей Александрийской Церкви 3 июня 633 г. Против распространения монофелитства в Александрии выступил ученый монах св. Софроний. К нему присоединился преп. Максим Исповедник , отстаивавший Православие не только в Александрии, но и во многих других областях Египта. В результате император Ираклий издал в 638 г. экстезис – эдикт, запрещавший обсуждение вопроса об одной или двух волях Спасителя. Этот документ, подготовленный в Константинополе, принял и Кир Александрийский. На VI Вселенском Соборе было сформулировано православное учение о двух волях в Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В грамоте Патриарха, между прочим, писано: «Писал ты, сыну, к нам Патриарху о Арсении Архиепископе Суздальском и мы Патриарх Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Великой и Малой, и Белой России Самодержцу по той твоей отписке докладывали, и Великий Государь, советовав о том со святейшими Вселенскими Патриархами, кир Паисием Папой и Патриархом Александрийским, и Судьей Вселенским, и кир Макарием Патриархом Антиохийским, и всего Востока, и с нами Патриархом; а советовав, указали о Архиепископе Арсении освидетельствовать тебе, сыну, да к тебе же послан для того же свидетельства Чудова монастыря Архимандрит Иоаким, и о всем к тебе, сыну, приказано с ним Архимандритом словесно; а что учинено будет, о том ты, смену с ним Архимандритом к нам писал на Москву» 4 . На сию грамоту Стефан Архиепископ отвечал, что с Архимандритом Чудова монастыря Иоакимом, гроб и мощи Архиепископа Арсения досматривали, и оные, за повреждением прежнего гроба, переложены в новый, и поставлены на том же месте. В 1756 г. июня 26 д., по приказанию Сильвестра, Суздальского Митрополита, поставлена железная решетка над могилой Святителя Арсения 5 . Долго недоумевали, где именно почивает прах спасителя отечества, Князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Было только известно по преданию, что он погребен в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. В 1851 г., Граф А. С. Уваров, занимаясь археологическими изысканиями в г. Суздале, с разрешения Г. М. В. Д., приступил к отысканию и места погребения Князя Пожарского. Наконец, после усильных разысканий, Гр. Уваров, основываясь на известных данных, довел до сведения Г. М. В. Д., что он открыл в Спасо-Евфимиевом монастыре усыпальницу Князей Пожарских и Хованских, где между прочими гробами, находится и гроб К. Д. М. Пожарского. В следствие сего, в 1852 г., Высочайше назначенной Комиссией 6 , указания Гр. Уварова подвержены были поверке на самом месте и при точнейшем исследовании оказалось, что прах Князя Пожарского действительно находится в усыпальнице, носящей имя Князей Пожарских и Хованских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Великую пользу принесли они всему потомству христианскому, описав деяния и поучения многих святых отцов, что видели они своими глазами и своими ушами слышали. Святой Софроний, когда прибыл в Александрию, не был еще пострижен в иноческий образ, что видно из шестьдесят девятой главы их Лимонаря, где учитель Софрония, Иоанн Евират, говорит следующее: – Пришли мы в Александрию, я и кир 1829 Софроний, брат мой, до пострижения его, и пошли к авве 1830 Палладию, мужу добродетельному и Божию рабу. И еще в главе сто десятой он же говорит: – Я с господином моим Софронием пошли в Лавру, отстоящую от Александрии в восемнадцати поприщах 1831 , к одному старцу, очень добродетельному, родом египтянину, и сказал ему: – Господин и отец, скажи нам слово, как жить нам друг с другом; кир софист (Софроний) хочет удалиться от мира и стать иноком. Тогда сказал нам старец: – Хорошо делаете, дети, что оставляете мир ради спасения своей души, сидите в безмолвии в келье, оберегайте свои помыслы и молитесь беспрестанно с надеждой на Бога, – Он даст вам Свой разум и просветит ваш ум. Отсюда видна удивительная добродетель святого целомудренного Софрония: он, будучи мирянином, так много трудился, посещая в разное время монастыри и пустыни и с таким усердием искал себе душевной пользы, как бы встать на путь спасения, так что до пострижения в иноки уже был совсем как инок, проводя добродетельную иноческую жизнь. Потом он был пострижен учителем своим во время постигшей его болезни, от которой он думал, что умрет, и было ему видение; об этом учитель его пишет в сто второй главе следующее: «Когда брат мой Софроний Премудрый был при смерти, стояли мы около него с аввою Иоанном Схоластиком, и сказал нам Софроний: мне казалось, что я иду какою-то дорогой и вижу целый хор девиц, которые с весельем говорили: пришел Софроний, венчался Софроний! Потому девицы ликовали перед ним, что самое имя его означает целомудрие». Вот что написал о нем его учитель. Выздоровев от болезни и уже будучи иноком, он еще больше трудился и заботился о своем спасении и спасении других. В то время в Египте распространилась Севирова ересь 1832 , и они оба с учителем много боролись с еретиками; мудрые и начитанные в божественном писании, они спорили с еретиками и побеждали их. За это святейший патриарх Александрийский Иоанн Милостивый 1833 очень любил их и почитал как искренних друзей, помогавших ему против еретиков и утешавших его в печали. В житии его, написанном Леонтием, епископом Неапольским, рассказывается, что святой Иоанн Милостивый имел обычай по средам и пятницам сидеть при входе в церковь , позволяя всякому желающему свободно приходить к себе, и выслушивал нужды всякого, помогал, улаживал раздоры и споры; так творил он мир среди людей. Если же случалось, что никто не приходил к нему, когда он так сидел, и ничего не просил никто у него, то он вставал печальный и со слезами уходил в свой дом, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кир не без коварства отослал Софрония в Константинополь к Сергию, скрыв от Софрония, что Сергий и есть первовиновник этой враждебной Софронию формулы. Кир вручил Софронию и письмо к Сергию. Софроний поехал в Константинополь в наивном неведении корней этого дела. Β Константинополе для Софрония прояснилось многое. Он увидел, что не одинок. Бывший секретарь императора Ираклия, человек высокого образования и ума Максим, в это время авва монастыря в Хрисополе (Скутари), уже воевал против моноэнергизма. Сам Сергий всячески уговаривал Софрония в порядке «икономии» отнестись к этому терпимо, как к временному средству, приводящему к конечной победе православия. Уговаривал, по крайней мере, потерпеть и посмотреть. Тогда и Софроний потребовал от Сергия тоже не смущать мира церкви и не пускать в ход формулы «миа энергиа.» Будто бы и Сергий написал Киру, советуя пока не говорить ни ο «миа,» ни ο «дио.» При этих уступках и Софроний обещал не шуметь и возвратился в Палестину. Β это время (634 г.) там умер Иерусалимский патриарх Модест. Софроний был выбран на его место. И император, и патриарх Сергий перепугались. Они все делали без ведома других патриархов: без Рима, без Иерусалима, без Антиохии. И вдруг Иерусалимский патриарх — против. К Иерусалиму уже приближались арабы. Император был бессилен. Надо было ждать от Софрония обычное окружное соборное послание — синодику, подписанную вместе с избранным и всем собором избравших его епископов. Тут обычно патриарх и свидетельствовал ο своем православии. Таким образом, Софроний мог перед Римом обнаружить то, что Ираклий с Сергием скрывали. Сергий решил опередить Софрония и осветить дело перед папой в желательном для себя свете. Сергий пишет обстоятельное донесение папе Гонорию ο делах Востока. Рассказывает об «успехе» в Александрии греческого православия под формулой «миа энергиа.» Он опровергает аргументы Софрония в том виде, в каком он в свое время устно от Софрония слышал. Пугающей Сергия синодики Софрония он еще не знал. Вот богословское ухищрение Сергия:

http://sedmitza.ru/lib/text/435299/

Собор против арианства до Всел. I Собора . Участвовали 56 вост. епископов, возможно, почетным председателем был Осий , еп. Кордубский. Решения Собора сохранились в сир. версии соборного послания, обращенного к Александру, еп. «Нового Рима» (т. е. епископу Византии, действительный адресат - Александр Фессалоникийский - Болотов. Т. 4. С. 22-23). Собор подтвердил осуждение Ария Александрийским Собором 321 г. и осудил сочувствовавших Арию епископов Евсевия Кесарийского, Феодота Лаодикийского и Наркисса Нерониадского. Отцы Собора призвали окончательно решить арианский вопрос на «великом и святом Соборе всей Церкви», к-рый они предложили провести в Анкире (E. Seeberg). Но император счел более удобным местом Никею (см. Всел. I Собор ). О Соборе стало известно в нач. XX в. В 1905 г. нем. филолог Э. Шварц издал сир. текст с греч. переводом послания Собора. За подлинность послания высказались Э. Зееберг, А. Спасский, И. И. Бриллиантов , Д. А. Лебедев , против - А. Гарнак и А. Дюшен. Об этом Соборе не упоминает ни один церковный историк ( Поснов. С. 338); аутентичность послания, а след., и факт Собора остаются спорными ( Simonetti. P. 48). Между 327 и 330 гг. Собор, ставший отражением антиникейского настроения части епископата Вост. Церкви. Здесь впервые собралась оппозиция Никейскому Символу веры: Евсевий Никомидийский, Феогний Никейский, Патрофил Скифопольский, Павлин Тирский, Евсевий Кесарийский. Собор осудил употребление термина «единосущный» (греч. μοοσιος) в Никейском Символе веры, а также низложил свт. Евстафия Антиохийского , к-рый вступил в борьбу с антиникейскими настроениями и прервал церковное общение с уклонившимися от признания термина «единосущный» (Стефаном и Леонтием, впосл. епископами Антиохийскими, епископами Евстафием Севастийским, Евдоксием Германикийским, Георгием Лаодикийским, Феодосием Трипольским), обвинив его в савеллианстве, причем не прямо, а через формулировку «умствовал более по Савеллию, чем по разуму Никейского Собора». К тому же члены Собора обличали его в том, что он оскорбил мать имп. Константина. Обвинителем выступил Кир, еп. Верийский. Вместе со свт. Евстафием отлучению и изгнанию подверглись его сторонники: Евтропий Адрианопольский, Асклипий Газский, Кир Верийский и др. ( Athanas. Alex. Hist. arian. 4; Euseb. Vita Const. III 59-62; Socr. Schol. Hist. eccl. I 24; Theodoret. Hist. eccl. I 21-22). М. Симонетти говорит о принятии на этом Соборе (по его датировке, 327) 25 правил, регулирующих отношения между диаконами, пресвитерами, епископами ( Simonetti. P. 48). 338 г.

http://pravenc.ru/text/115774.html

Схоларию – Ефесский Того же (Марка митрополита) Ефесского послание, посланное к некоему пресвитеру в Метонии, по имени Георгию 4. Послание св. Марка Ефесского Константинопольскому Патриарху. Марк – Вселенскому (патриарху) Кир Марка Ефесского Евгеника Преподобнейшему в иеромонасех и духовных отцех и мне о Христе возлюбленнейшему и честнейшему владыке и брату, Кир Феофану в Еврип (Марка) Ефесского – к Феофану Глава X. Победа Св. Марка Ефесского. Кончина Св. Марка Ефесского. Слова умирающего Св. Марка Ефесского к собранию друзей, особое обращение его к Георгию Схоларию и ответ последняго Святителю. А. Слова иже во святых отца нашего Марка, архиепископа Ефесского, которые он произнес пред многими архиереями и иеромонахами и монахами в тот день, в который он преставился к Богу; запомнившие их записали по повелению честнейшего священной памяти (отца) В С. Ответ Господина Схолария: Эпилог Приложение Служба святителю Марку Ефесскому Из текста канонизации святого Марка Ефесского Синодом Константинопольской Церкви в 1734 г Послание XV преподобного Максима Исповедника, в котором находится рассуждение о понятиях естества (или существа) и Божественного Лица (или ипостаси) Послание XV преподобного Максима Исповедника об общем и индивидуальном, т. е. о «существе» ( ουσα) и «ипостаси» ( πστασις) к Косьме, боговозлюбленнейшему александрийскому диакону Общий обзор источников и литературы о св. Марке Ефесском Источники: Монографии, статьи и библиографическия заметки а) Литература на русском языке б) Литература на греческом языке с) Литература на иных европейских языках. Книги, в которых перечисляются творения св. Марка Ефесского     Флорентийская Уния и неприятие ее Церковью – важнейшее событие в отношениях православного Востока и латинского Запада. Единственным участником Флорентийского собора (1439), до конца отстаивавшим истину Православия, был святой Марк Ефесский . Книга архимандрита Амвросия (Погодина) знакомит читателя с историей Ферраро-Флорентийского собора и современными ему событиями, также с уникальными богословскими дискуссиями об очистительном огне, об исхождении Святого Духа и о Символе веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

«Пребываю в надежде, что Ваше Высокопреосвященство окажет мне сию милость, и я, употребив все свое влияние, буду, как и был, пламенным Вашим ревнителем и послушным чадом. Однако мужайся, священная главо, и будь многоочитым Аргусом 87 для... недругов твоих друзей! Обращая взор повсюду, знайте, Ваше Высокопреосвященство, что с той поры, как я дважды Вас видел, имеете Вы и в Каире преданных сторонников! Позже сообщу и кое-что секретное, Вы же не вверяйтесь всякому хвалящему Вас в глаза, ибо есть и двоедушные...». Показательно наблюдение старшего секретаря Святогробского братства Фотия (будущего Патриарха Александрийской Церкви), посланного в Египет посредником от Иерусалимского Патриархата: «Архиепископ Синайский приобрел партию сторонников под сенью Александрийского патриаршего престола». Своим непорочным служением святой Нектарий – поборник интересов Александрийского Патриархата, фактический руководитель всей церковной жизни Каира и при этом клирик высокой жизни, неспособный потакать лжи, – не мог прийтись по нраву некоторой части синаитов. Нескрываемая досада на него, в ту пору еще архимандрита, сквозит в письме самого архиепископа Синайского митрополиту Фиваидскому Матфею от 28 сентября 1888 года (вскоре после первого инцидента между Порфирием и Софронием): «Кипрская братия не обременяет меня служением, так что я вполне мог от этого уклониться 88 . Но не хотелось, во-первых, раздражать арихимандрита кир Кефаласа, который не пожелал [мне] сослужить, и, во-вторых, оказаться невольным виновником соблазна. Неудивительно, что я отписал Патриарху и что иное поведение возбудило бы против меня недовольство и навлекло бы на нас серьезные неприятности». Несколько позже, 14 ноября 1888 года, он же пишет из Каира своему архимандриту Григорию: «Патриарх обратился в Иерусалим с просьбой прислать архиерея для временного замещения почившего [митрополита] Фиваидского, покуда на его место не будет посвящен другой архиерей. Таковым почти наверняка станет, увы, Кефалас». Тем удивительнее, что два месяца спустя архиепископ Порфирий, преследуя какую-то свою цель или не решаясь отклонить приглашение Патриарха Софрония, оказался участником архиерейского избрания и хиротонии Пентапольца! Справедливости ради скажем, что среди синаитов были и искренние почитатели нового архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010