Илия (библ.), ветхозаветный пророк. Иоанн Богослов, один из апостолов, автор Евангелия, трех посланий и Откровения («Апокалипсиса»). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753), византийский богослов и философ. Иоанн Дунс Скот (ок. 1266–1308), католический богослов и философ, монах-францисканец. Иоанн Крестителъ (библ.), сын священника Захарии и Елисаветы, Предтеча Мессии. Иоанн Скот Эриугена (ок. 810– ок. 877), средневековый философ. Иов (библ.), автор учительской книги, входящей в состав Ветхого Завета. Иосиф Флавий (37 – после 100), древнееврейский историк. Исаак (библ.), патриарх, сын Авраама и Сарры. Исаия (VIII в. до н. э.), древнееврейский пророк. Иуда Искариот (библ.), апостол-предатель. Каин (библ.), старший сын Адама и Евы, убивший из зависти своего младшего брата Авеля. Калигула Гай Цезарь (12–41), римский император с 37 г. из династии Юлиев-Клавдиев, требовавший почитать его как бога. Калиостро (Жозеф Бальзамо), граф, знаменитый маг-шарлатан, прославившийся своими приключениями в Европе и России во второй пол. XVIII в. Калликл (V в. до н. э.), древнегреческий софист. Кальдерон де ла Барка Педро (1600–1681), испанский драматург. Кант Иммануил (1724–1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Кантор Георг (1845–1918), немецкий математик и мыслитель, основоположник абстрактной теории множеств. Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский историк. Карсавин Лев Платонович (1882–1952), русский религиозный философ и историк-медиевист. Киприда, одно из имен Афродиты. богини любви и красоты в греческой мифологии, указывающее на место ее рождения из морской пены возле Кипра. Кир II Великий, персидский царь в 558–530 гг. до н. э. из династии Ахеменидов. Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150– ок. 215), христианский теолог, писатель, один из видных представителей раннехристианской апологетики. Ковалинский Михаил Иванович (1745–1807), друг и биограф Г. С. Сковороды. Коген Герман (1842–1918), немецкий философ, вместе с П. Наторпом глава марбургской школы неокантианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Иоанн, комит: 266. 267. Иоанн Креститель: 151. Иоанн, магистр: 167. 169. Иоанн Марк, Евангелист: 3. 86. LXXXVI. Иов праведный, ветхоз.: 12. 223. Ионафан, ветхоз.: 252. Иосиф Аримафейский: 130. 144. Иосиф, праведный, обручник Приснодевы Марии: 151. Иосиф, ветхоз. патриарх: 83. Иофор, тесть Моисея: 77. Иудея: 145. Иустин мученик , апологет: 145. Кандидиан, епископ Писидийский: 147. Кандидиан, комит: 152. 153. 154. 167. 264. Каппадокийцы: 146. 248. Каппадокия вторая: 170. Карфаген: 29. 30. 31. 33. 35. 151. 202. Келестин, епископ Римский: 149. Келестий: 148. 170. Кердон (еретик): 145. Киликийцы, Киликия (2-я): 45. 256. 257. 259. 260. Киприан, епископ (в Африке): 52. 53. Кипр, остров: 76. Киприан, епископ Карфагенский: 145. 151. Кирилл, епископ Александрийский: 83. 86. 112. 149. 150. 151. 152. 153. 154. 155. 156. 157. 158. 159. 161. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 172. 174. 177. 178. 180. 233. 234. 235. 236 (382). 238. 242. 245. 246. 248. 256. 260. 263. 265. 266. 267. 268. Кир – город, Киррестия: 42. 43. 44. 45. 47. 79. 80. 81. 111. 113. 114. 119. 138. 145. 172. 197. 203. 210. 212. 221. 237. Клириви Озроинские (Едессцы): 87. 222. Константинополь, город: 110. 112. 161. 163. 167. 174. 180. 201. 228. 231. 236. 249. 255. 256. 262. Константинопольцы: 236. 237. Константин в., император: 166. Косма, мученик: 144. 249. Ксенофонт, греч. полководец и писатель: 188. Лаван: 156. Лев в., епископ Римский: 116. 118. 121. 144. 145. 181. Ливия: 32. 33. 34. 52. 53. 70. 151. 201. 202. Лонграс, комит: 231. Лукиан, циник: 180. Маги Персидские: 82. 113. Мадиамская земля: 3. Макарий, епископ Лаодикийский: 149. 163. 165. 233. 268. Македоний (еретик): 82. 116. 151. Македония: 149. Максимиан: 202. Максим, епископ Антиохийский: CXIII. Манес, еретик: 81. 82. 104. 113. 125. 151. Мара, епископ: 248. 250. Марбафима, местечко: 244. Мариниан, епископ Варвалисский: 247. 249. Мария Приснодева: см. Богородица на стр. 497. Мария, дочь Евдемона из Ливии, попавшая в плен: 70. Маркелл Галатийский (еретик): 104. 151.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, называя Бога «Отцом», мы верим в то, что у Него есть Сын, веря в Сына Божия, мы веруем в возможность усыновления Богу Отцу – в этом и есть смысл тайны Богочеловечества Иисуса Христа, то есть Его (Христа) Церкви. И мы читаем далее: Мф.16:15 . «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? » . Здесь вопрос задается уже самим апостолам. Христос хочет знать, как они веруют в Него. И в зависимости от того, что они ответят, будет понятно, готовы ли они вступить в новые отношения с Богом Отцом через Сына Его Иисуса Христа; то есть готовы ли они осознать сыновство Богу в Сыне Его, «от Которого именуется всякое отечество», как мы прочитали у апостола Павла. И далее мы читаем: Мф.16:16 . «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Эти слова меняют весь теологический вектор иудаизма, от коллективного осознания сыновства Богу до индивидуального восхождения каждого, уверовавшего в Иисуса Христа, в состояние чада Божия, «сына Бога» по благодати. И здесь уже прекращается иудаизм и полагаются основы новой веры в Бога, Его нового народа, имя которому Христова Церковь . Святитель Кирилл Александрийский так истолковал это исповедание Петрово. Он, пишет: «Петр не сказал: ″Ты – Христос или Сын Божий″, но сказал: Христос, Сын Бога Живого. Ибо много помазанников по благодати и имеющих достоинство сыноположения, но только Один – Сын Божий по природе. Поэтому он (Петр – О.С.) сказал с артиклем: Христос, Сын Бога. А назвав Его Сыном Бога Живого, он (Петр – О.С.) показывает, что Он (Христос – О.С.) есть жизнь и смерть над Ним не властна. Ведь если Его плоть какое-то время и была немощной, поскольку ей предстояло умереть, она все же воскресла, потому что пребывающее в ней Слово не могло удержаться оковами смерти ». Блаженный Феофилакт так истолковал 16-й стих: « Петр по своей горячности предупреждает (то есть опережает – О.С.) других и справедливо исповедует Его Сыном Божиим… то есть Сын единый и единственный, Сын не по благодати, но рожденный из существа Отчего; ибо христами… были многие, как, например, все цари и священники, а Христос… один ». По благодати «христами», то есть помазанниками, назывались и цари, и священники. И даже языческий царь Кир называется в Библии «христом», то есть помазанником ( Ис.45:1 ). Во Христе все христиане становятся, пройдя чрез Таинства Крещения и Миропомазания, причастными по благодати и священническому, и царственному достоинству. Сказано: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Классные занятия состояли почти совершенно в том же, в чем они состояли и в начале XIX столетия в Троицкой Лаврской семинарии, когда в ней учителем греческого языка была тот же Филарета, в мире Василий Михайлович Дроздов, т. е. в чтении, разборе и переводе преимущественно творений св. Отцов и учителей церкви греческой: Климента Александрийского , св. Григория Богослова , Исидора Пелусиота 13 и др. Полной успешности изучения греческого языка в Академии препятствовала и частая смена преподавателей этого предмета в Академии. Так первый наставник по греческому языку кандидата I курса С.-Петербургской Духовной Академии Григ. Кир. Огиевский, только что было хорошо поставивший дело, начав его с открытия Академии в 1814 году, в 1819 году перешел в Киевскую Академию; затем иеромонах Амфилохия (Тумский) преподавал греческий язык лишь два года с 1818 по 1820 год; Петр (в монашестве Евлампий) Пятницкий († 1862) с 1820 по 1824 год; Петр Матвеевич Терновский († 1874) с 1822 по 1826 год и т. д. Сравнительно дольше других преподавали этот предмет бакалавры Петр Козм. Славолюбов († 1848), именно с 1834 по 1844 г., Василий Сергеевич Соколов († 1862), с 1834 по 1842 г. и Александр Феодорович (в монашестве Алексий) Лавров-Платонов († 1890) с 1862 по 1870 г. Только бывший ректор Академии протоиерей Сергий Константинович Смирнов († 1889) Целых 40 лет (с 1844 и по 1884 г.) преподавал греческий язык в ней 14 . От того-то еще в 1820 году тот же ревизор Филарет, в то время архиепископ Тверской, доносил Комиссии духовных училищ об Академии Московской: класс языка греческого требует новых усилий для его усовершенствования. Учащий 15 , по – видимому, не далеко упредил учащихся, хотя, может быть, сие произошло главнейшим образом от нечаянного выбытия прежнего профессора сей кафедры» 16 . – Далее, кроме того, что и самый греческий язык, как предмет академического курса, считался тогда в числе второстепенных, маловажных учебных предметов (чем и объясняется между прочим сейчас указанная частая смена наставников греческого языке в Академии 17 , самые обстоятельства времени по началу направляли внимание Академии главным образом на другие предметы, что также отвлекало ее от сосредоточения занятий на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Новая жалоба на И., инициаторами которой были те же пресвитеры, была подана на Антиохийском Соборе в Великий пост 447 или 448 г. Как и прежняя, она не была рассмотрена Собором, однако еп. Домн счел нужным пригласить И. в Антиохию после праздника Пасхи, чтобы тот дал разъяснения по поводу возводимых против него обвинений. Вместе с тем он посоветовал И. временно снять прещения со своих обвинителей, чтобы не лишать их литургического общения во время пасхальных торжеств. И. отказался сделать это сам, предложив еп. Домну принять в общение тех обвинителей, к-рые в это время находились в Антиохии. Еп. Домн по совету Феодорита Кирского принял их в общение с условием, что они не покинут Антиохию, пока не будет разобрана их тяжба с И., в противном случае он грозил не только запрещением в священнослужении, но и лишением сана ( Theodoret. Ep. 87, 111; ср.: Liberat. Breviar. 13). Обвинители И. сознавали, что, до тех пор пока его поддерживают еп. Домн и один из авторитетнейших вост. епископов Феодорит Кирский, низложить И. им не удастся. Поэтому пресвитеры Самуил и Кир, нарушив запрет, покинули Антиохию и направились в К-поль искать поддержки у имп. Феодосия II . Они добились того, что императорским указом Феодориту Кирскому было запрещено покидать свой город, в результате чего он не смог присутствовать на Антиохийском Соборе, где разбиралось дело И. ( Theodoret. Ep. 87, 91, 111). На Соборе было выдвинуто 18 пунктов обвинений против И., большинство из к-рых носило частный характер и было признано безосновательным. Так, И. обвиняли в том, что он присвоил драгоценную церковную чашу, использовал для Евхаристии вино плохого качества и в недостаточном количестве, присваивал деньги, к-рые передавались ему для выкупа пленных у персов, принимал в клир людей недостойных и возводил на епископские кафедры своих родственников. Более значительными были обвинения, касавшиеся догматических воззрений И. Ему вменяли в вину то, что он анафематствовал и называл еретиком свт. Кирилла Александрийского.

http://pravenc.ru/text/200451.html

об этом прекрасное рассуждение св. Златоуста в Твор. его т. X, стр. 73 или в Вып. Александр. стр. 198–199). «Что однажды определено волей Божией (относительно новозаветной Церкви), говорит св. Кирилл Александрийский , и обетовано, то навсегда пребудет совершенно неизменным и не будет отвергнуто» (Твор. его т. VIII, стр. 378). И действительно, Он Сам собрал первое общество верующих в Него и тем положил начало и основание Церкви Своей, а затем даровал все необходимое для дальнейшего её существования и распространения. Так, Он сначала Сам проповедовал Свое Божественное учение ( Мф. 4:23 ), а потом повелел распространять его апостолам, говоря: Шедше в мир весь проповедите евангелие всей твари. ( Мк. 16:15 ), шедше научите вся языки... учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 28:19–20 ), и при этом прибавил: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Во время земной жизни Он лично управлял Своею Церковью, а после Его вознесения на небо во главе её стали апостолы, которых Он Сам избрал ( Лк. 6:13 ), облек особою властью: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы ( Ин. 21:21 , сн. 17:18), дал особые права ( Мф. 28:19; 18:18 , Лк. 22:19 ) и сподобил особых духовных дарований. Основанная таким образом Церковь имеет целью освящение людей грешников и воссоединение их с Богом ( Еф. 5:25; 4:11–13 ). А так как то и другое будет продолжаться до конца века, то и Церковь Христова должна существовать в данном ей устройстве до скончания века. На это указал Сам Спаситель, сказав: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). По объяснению св. И. Златоуста, врата адовы – это бесы (Маргар. «О еже предста царица» л. 519 об.), по толкованию бл. Феофилакта Болгар. – гонители, еретики и грехи (Благов. на Мф. зач. 67 л. 128–129), по бл. Иерониму – пороки и грехи или учения еретиков (Твор. Иерон. ч. XVI стр. 159), а по Книге о вере – бедствия (гл. 2, л. 25). Значит, ни гонители, ни еретики, ни грехи людские, ни бедствия, ни даже сам диавол со всеми силами ада не возмогут одолеть Церковь Христову, изменить хотя что-либо в её устройстве: она будет существовать «неизменно по вся дни, до скончания века» (Кир.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Определение, [данное] в Сирии, святых патриархов Филофея Александрийского 7 , Иоакима Иерусалимского 8 и Дорофея Антиохийского 9 против Флорентийского или восьмого и мерзостного собора. Поскольку пришел сюда священнейший митрополит святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской 10 , первопрестольный [архиерей] и экзарх всего Востока, чтобы поклониться всечестному и божественному Гробу Господа нашего Иисуса Христа и исследовать священные места, на которых совершились необычайные таинства Христова домостроительства, а вместе с тем, чтобы разделить с нами и великую тайну православия и христианского благочестия, а также объявить обо всех соблазнах в Константинополе, [имевших место] из-за собравшегося в Италии 11 , во Флоренции, мерзостного собора, прославившего мнения латинян вместе с папой Евгением 12 , чего делать не подобает. Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предложили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и [многое] другое из запрещенного канонами они постановили и предписали. [Сообщил митрополит и о том], как матереубийца Кизический 13 разбойничьим способом захватил константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом 14 латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал [к себе] и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия. Таким же образом он поставлял на божественные и святые кафедры святой и великой Константинопольской церкви, как подчиненные, по сути дела, его власти. Он указал, упомянутый священнейший митрополит кир Арсений, святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской первопрестольный и экзарх всего Востока, что не только в других церквах матереубийственный фатриарх 15 совершал беззаконные хиротонии для латинофронов, но уже и в епархии всего Востока сей нерукоположенный рукоположил четырех митрополитов и епископов – для Амасии, Неокесарии, Тианы и Мокисса – мыслящих и действующих совершенно по-латински. Отсюда не только их собственная растленность и погибель, но и следующая за этим дерзость, обманывающая и развращающая всех тамошних христиан – паству Христову – и производящая многие в православной церкви соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам Св. Библии , Кир освободил народ для исполнения воли Божией. Как отнесся народ к этому радостному событию? Увы! Только 46 тысяч воспользовались данным разрешением, а было их свыше полутора миллиона. Впрочем, и эти 46 тысяч вышли не сразу и не охотно: большинство их двинулось уже после Кира при Дарии и Зоровавеле, когда переселенцам дали сопровождающую стражу и всякие царские льготы. Опять не радостную, не сытую, не господственную свободу дал Бог своему народу; Он бросил его среди врагов – самарян и аммонитян, и повелел в великом стеснении, борьбе восстановлять храм и стены города. Священник Ездра сурово обличал народ за браки с иноплеменницами и без всякой жалости расторг эти браки и изгнал жен-иноплеменниц, собственноручно наказывая их мужей – нарушителей закона. Вообще возвратившийся в обетованную землю народ получил свободу не более легкую, чем его предки, скитавшиеся по пустыне аравийской: и та, и эта свобода были возложены Богом на народ против его воли. Самостоятельное освобождение народа, угодное Богу, было только при Маккавеях. Но напрасно современные русские евреи сближают то событие своей истории с современною русскою революцией, которую «евреи вынесли на своих плечах» (см. заграничную брошюру: «Житомирская самооборона», 1905). Маккавеи восстали не за свои государственные и имущественные права, а единственно за закон Божий, который исполнять им насильно воспрещал Антиох Епифан. Они восстали не за права, а против «прав александрийских граждан», которые им навязывались греками ( 3Мак. 3, 16 ). Они не желали быть греческими дворянами, но им не дозволяли быть еврейскою чернью и предавали мучениям за хранение субботы и невкушение воспрещенной законом пищи. Самоотверженная ревность их была велика: ее прославляет и Христианская Церковь , установившая праздник 1 августа в честь мучеников Маккавеев, восхваляя и их мужество, и ясно выраженную непоколебимую веру в будущее воскресение. Да, народ знал, что верность закону Божию, побудившая его на восстание против богохульников, не обещает ему земного счастья. Правда, рука Божия была с его вождями и воинами, но их блестящие победы стоили им постоянных жертв, и сыновья Маттавии, преемственно принимавшие начальство, были избиваемы то в сражениях, то от руки вероломных союзников; целое столетие народ провел в изнурительных войнах, не упрочив своей политической свободы, но сохранив свободу религиозную под властью римлян, своих прежних союзников ( 1Мак. 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Посему, признавая, что Он имеет воистину два естества или существа, т. е. божество и человечество, неслиянно, нераздельно, неизменно, мы, последовательно и сообразно с наставлением правила веры, признаем, что тот же самый Господь наш Иисус Христос, как совершенный Бог и совершенный человек, имеет два естественные хотения и два естественные действия; потому что этому несомненно научает нас апостольское и евангельское предание, и наставления святых отцов, которых приемлет святая апостольская Церковь , и досточтимые соборы. Из их учения мы и собрали это краткое исложение веры. Ибо мы веруем тому, что получили чрез апостольское предание, коего авторитету во всем следуем. Мы знаем, что из него научались и предшественники нашего смирения, и желаем сохранять его до конца – на жизнь и смерть. Все мы, кто бы где ни был, смиреннейшие предстоятели церквей Христовых, знаем, что это правило чистого, кафолического и апостольского исповедания общим голосом возвестил и сильно защитил и святой собор, бывший при апостольской памяти папе Мартине в сем верноподданическом вашей христианнейшей власти городе Риме. На этом соборе были и предшественники нашей малости, общим соборным голосом провозгласили апостольское исповедание, принятое ими от начала, и с полною ясностию определили его, в предотвращение всякого заблуждения новизны. Итак, пусть благосклонность вашей светлости, подвигнутая ревностию и любовию к истинному апостольскому исповеданию, постарается раскрыть и подробнее объяснить его, дабы оно еще сильнее возблистало, освещенное царственным светочем. Ваше намерение, как проистекающее от Бога, и совершено будет Богом, дабы и для колеблющихся ясна была истина, и у чистосердечно исповедующих ее увеличилась сила, и плевелы посечены были духовною косою для истребления от среды Церкви Христовой повода к хуле и соблазну. Винов¬ники этих плевел – Феодор фаранский, Кир александрийский, Сергий, Пирр, Павел и Петр константинопольский и все их сообщники, несомненно принадлежащие к их партии, будучи виновниками нового заблуждения и врагами совершенного домостроительства, коим мы спасены, не только суть противники истинного исповедания, но, как заблудившиеся от пути истины, противоречили в своем учении самим себе, говоря то одно, то другое и взаимно уничтожая учение друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Употребляя на них все, изобретенные яростью, средства мучительства, он не оставил ни одного из них, частью, чтобы отомстить им за смелость и сломить их мужество, частью же, чтобы устрашить юных девиц и мать их, смотревших на лютые мучения. Но ни в чем не имел успеха богомерзкий мучитель: ни мужества святых страстотерпцев он не поколебал, ни девиц и их матери устрашить не мог. Тогда он повелел развязать святых и начал мучить святую Афанасий и ее дочерей. После долгих мучений, он исполнился Великого стыда, так как немощной женский пол в мужественном перенесении страданий ничем не отличался от стойких и непреклонных духом святых мужей - Кира и Иоанна. Они имели ту же веру и любовь к Христу, те же муки перенесли за Него, то же самое мужество, при Божьей помощи, обнаружили. Они страдали как бы в чужом теле, нисколько не обращая внимания на муки. они обращали свои взоры к возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, Который взирал с высоты Своей славы на страдания невест Своих и подавал им Свою помощь. Мучитель, повелев отвязать святых мучениц от орудий страдания, осудил их на усечение мечом. Они; шли на смерть с радостью, как бы на брак. Всем им: блаженной матери Афанасий и ее трем благословенным дочерям: Феоктисте, Феодотии и Евдоксии, были отсечены мечом их честные главы. После казни святых мучениц, святые Кир и Иоанн снова были подвергнуты допросу. Мучитель обратился к ним с пространною речью, как бы обнаруживая заботу о их здоровье, показывал дары, обещая новые мучения и, наконец, угрожая смертною казнью. Когда он увидел, что напрасно потерял труд, то произнес такое окончательное решение: " Киру, последователю Галилейского Учителя, и Иоанну, его единоверцу, презревшим царское повеление и отказавшимся принести жертвы великим богам, повелеваем отсечь головы по закону царскому " . Воины, взявши мучеников, отсекли им головы на том самом месте, где и святые девицы с матерью положили свои души за Господа своего, в 31-й день января4. Тайные христиане, взяв их святые тела, похоронили их с почетом в церкви святого апостола и евангелиста Марка в отдельных гробах: в одном - святых мучеников Кира и Иоанна, а в другом святую Афанасию с дочерьми.

http://pravicon.com/info-2662

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010