Греческое происхождение этого прозвания не менее возможно, и в таком случае арабы лишь наивно передали его по-своему, вероятно и не подозревая, что оно обидно для Кира. Думаю, что «al-muqauqas» и при этой точке зрения объяснимо. Если отбросить член «al-» и префикс «mu-», останутся буквы – QVQS – qauqas, т. е. безукоризненная транскрипция слова Κακασος, Кавказ. Припомним, что император Ираклий познакомился с Киром, когда тот был митрополитом Фасиским (в Поти) «в христолюбивой стране лазов». Судя по имени «Кир», он мог быть человеком египетского происхождения. При этом предположении перемещение Кира на кафедру александрийскую представляется тем более мотивированным. А когда грубые палочники от имени «владыки нашего Кира, святейшего и богопочтенного папы», начали свою расправу над неприемлющими «синода» и «томоса» «акефалами», то египетские монофиситы, видевшие на александрийской кафедре и таких – не признаваемых, но любимых – «пап-синодитов», как благородный Тимофей Салофакиол, как Иоанн Милостивый, и может быть не без лучших упований встретившие известие о назначении Кира, выражали свое горькое разочарование в нем кличкою: κεκαυκασιωμνος. «Совсем окавказился!» «Человек одичавший!» Египтянин мог оказаться на Кавказе и не по доброй воле – за упорную неисправность в уплате податей 4 .  Α греческое κεκαυκασιωμνος 5 по-арабски, кажется, и передать невозможно иначе, как причастием «al-muqauqas(u)». Одно обстоятельство сообщает такому прозвищу всю горечь иронии, основанной на самоочевидном историческом контрасте: Кир был – можно сказать – непосредственным 6 преемником киприота Иоанна Милостивого. И можно себе вообразить, как язвительно звучала в устах какого-нибудь александрийского монофисита даже такая фраза, выдержанная в строго лаконическом стиле хронографических заметок: μετ  δε  ωννην  τν  Κπριον  τν  κα  λεμονα Κρος    κεκαυκασιωμνος. Мало того, что вас, βασιλικο, лишили вашего канонического права – избирать себе епископа из среды местного александрийского клира, посмотрите, кого вам теперь прислали: после кипрянина – кавказца, после Милостивого – одичалого capмama.II.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Кир в письме к Сергию 20 сослался на знаменитое выражение из «Томоса» св. папы Льва: каждый образ действует в общении с другим – и сделал вывод, что «Томос» «открыто провозглашает две деятельности (δο νεργεας), разумеется, в общении друг с другом» 21 . На это Сергий отвечает, что никто из Отцов, защищавших «Томос», не говорил о двух νργειαι. В качестве примера он упоминает письмо свт. Евлогия Александрийского, которое посылает Киру в качестве приложения. Позднее, после того как Кир стал патриархом Александрии (631– 642) 22 и составил «Удостоверение» об унии между халкидонитами и нехалкидонитами (феодосианами) в девяти главах 23 , Сергий написал в другом письме Киру 24 , что «Тот же самый один Христос совершал (νεργεν) боголепное и человеческое одной деятельностью (μι νεργε). Ибо всякая божественная и человеческая деятельность (νργεια) происходила от одного и Того же самого воплощённого Бога Слова» 25 . С одной стороны, слова Сергия: «всякое божественное и человеческое действие» – можно понять, как допущение множественного числа энергий (νργειαι), божественной и человеческой, но с другой стороны, он сказал, что всё производится одной энергией. Кажется, что этим языком одной энергии он хочет подчеркнуть единство субъекта воплощённого Слова. Когда свт. Софроний – ещё как игумен, а не как патриарх Иерусалимский (633–638) 26 – выступил против моноэнергистского языка, Сергий выпустил свой «Псефос», или «Решение» 27 , в котором постановлял, что не следует более говорить об одной или двух в отношении к ν ργεια(ι) Христа. Считается, что точка зрения, выраженная в «Псефосе», была удержана в письме Сергия к Гонорию 28 , папе Римскому (625–638) 29 : один и Тот же самый Христос «совершает (νεργεν) как божественное, так и человеческое, и всякая νργεια, будь то боголепная или приличная человеку, происходит» от одного воплощённого Слова Божия 30 . Это очень похоже на то, что он написал во втором письме к Киру, но без выражения: «одна νργεια». Чуть ниже в письме к Гонорию патриарх пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Кир принял формулу «mia energeia» как условие воссоединения монофизитов с имперской Церковью и начал дело унии. В 633 году, уже в качестве патриарха Александрийского, он созвал в Александрии собор, на котором были приняты так называемые «9 согласительных глав» в духе чистого моноэнергизма. Сергий и Кир ожидали массового обращения монофизитов, но его не произошло. Главы не устраивали ни тех, ни других. И тогда Сергий сделал решительный шаг. Он уговорил императора издать составленное им Изложение веры – Эктезис, в котором повторял свои мысли, изложенные в письме к папе Гонорию. Эктезис запрещал оба выражения «mia energeia» и «duo energeia», поскольку оба таят в себе еретический смысл, и предлагал формулу en thelema – одна воля 30 . Таковы были те обстоятельства, среди которых преп. Максим открыто выступил на защиту Православия. В 639 году под ударом арабов пала Александрия, и Максим вместе с многими жителями Египта переселился в североафриканские провинции. Именно здесь и началась его борьба с монофелитством 31 . Письма Максима позволяют определить достаточно точно, в каких местах Африки он побывал. Из писем к Марину, пресвитеру Кипрской Церкви, и Иоанну кувикулярию явствует, что первоначально ему пришлось остановиться в Бизаценской области, а затем переселиться в Карфаген. Всего он прожил в Африке около 5 лет, и его пребывание завершилось знаменательным событием, важным для всей истории монофелитских движений. Это знаменитый диспут между Максимом и экс-патриархом Пирром, который произошел в июне 645 г. Хотя о месте самого события нигде не сообщается, можно предполагать, что оно имело место в Карфагене, резиденции наместника Африки. На диспуте присутствовали несколько епископов, Григорий, благочестивый (eusebestatos) патриций и префект Африки, и много знатных и благочестивых мужей 32 . Предметом диспута был вопрос о воле или волях во Христе. Приводим несколько характерных отрывков из него. Пирр: «Что сделал тебе я и предшественник мой (патриарх Сергий), что ты везде выставляешь нас еретиками?».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Слух о том, что православные епархии Сирии будут отданы во власть монофизитского патриарха, встревожил ревнителей Халкидонского ороса в Сирии и соседней Палестине. В ту пору насельник Лавры Саввы Освященного писал: «Слышно, говорят об Антиохии, что там появился предтеча антихриста, который хочет овладеть Антиохийским престолом. Называют его Афанасием, а проповедует он учение Аполлинария, Евтихия, Севира и Якова» 6 . Православные епископы Сирии отвергли унию, и император вынужден был считаться с их стойкостью в отстаивании Халкидонского догмата. Встав на их сторону, он даже издал акт, воспрещающий назначать монофизитов на государственные должности. Это не значило, однако, что он вовсе оставил унионистские попытки. Основные усилия направлены были на соединение халкидонитов Египта и значительно превосходивших их числом коптских монофизитов. Относительно малочисленную православную общину Александрии возглавляли с конца VI века последовательно патриархи святой Евлогий, Феодор, святитель Иоанн Милостивый и Георгий, скончавшийся в 630 году. И вот на вдовствующую Александрийскую кафедру после возвращения Египта из-под власти персов ромеям в 631 году, по совету Константинопольского патриарха Сергия, был поставлен переведенный из Иверии Кир, которого, в бытность его епископом Фасиса, Сергий убедил в православии формулы о едином богомужном действии во Христе. При своем назначении он был удостоен своеобразного отличия – права ношения сапог разных цветов: черного и красного. Красный сапог символизировал принадлежность патриарху делегированных ему императором полномочий государственного сановника, как оказалось, правда, ненадолго, поскольку Египет был вскоре завоеван мусульманами. По приезде в Египет патриарх Кир сразу принялся с присущей ему неуемной энергией за введение унии, и в июне 633 года он созвал в Александрии объединительный Собор с участием епископов халкидонитов и умеренных монофизитов-феодосиан. Униональный акт составлен был в виде 9 анафематизмов. В них учение о Боговоплощении излагалось со ссылками на святителя Кирилла Александрийского и его языком, более приемлемым для монофизитов, чем богословский язык томоса папы Льва Великого и Халкидонского ороса. Моноэнергетическая формула включена в 7-й анафематизм: «Если кто, говоря, что Господь наш Иисус Христос созерцается в двух естествах, не исповедует… что один и Тот же Христос и Сын производил и богоприличное, и человеческое одним богомужным действием, по выражению святого Дионисия (имеется в виду автор «Ареопагитик». – прот. В.Ц. )… да будет анафема» 7 .

http://pravoslavie.ru/98188.html

Тем временем споры лишь разгорались. Возникла необходимость созыва очередного Вселенского Собора. III Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, осудил ересь Нестория и низложил самого ересиарха. Отцы Собора утвердили почитание Девы Марии как Богородицы. Однако христологические споры (касавшиеся образа соединения двух природ во Христе) не утихли. Вскоре по завершении работы Собора Феодорит Кирский выступил против Кирилла Александрийского , чьё отношение к данному вопросу казалось подозрительным. Потребовалось время, много терпения и усилий, чтобы прийти к общему согласию, взаимному пониманию. Осуждение и оправдание После смерти Кирилла Александрийского (444 г.) осиротевшую кафедру занял Диоскор. Когда в Константинополе распространилась новая христологическая ересь (монофизитство), противоположная по содержанию несторианской, Диоскор примкнул к стану еретиков. Будучи почитателем святого Кирилла, Диоскор, зная о его спорах с Феодоритом и видя в нём опасного противника, стал обвинять его в отступлении от решений Вселенского Собора. Себя же он выставлял ревностным защитником Православия. В 449 году стараниями и интригами Диоскора в Ефесе состоялся очередной Собор, на котором Феодорит был лишен епископского звания и осужден заочно. Кроме того, на этом Соборе были осуждены и другие ревнители веры. Впоследствии Собор получил наименование «Разбойничий». Феодорит, заточенный в обители, вынужден был пребывать там без средств к существованию, однако не отчаивался, а уповал на Божественный Промысл. И он не обманулся. Составившийся в 451 году в Халкидоне IV Вселенский Собор осудил Диоскора и его единомышленника, еретика Евтихия; Православных же защитников оправдал. Феодорит был реабилитирован при личном содействии императора, к которому предварительно обратился с прошением о рассмотрении его дела. Египетские епископы не хотели видеть среди отцов-участников Феодорита, но это желание не было удовлетворено. Последние годы земной жизни После торжественного оправдания блаженный Феодорит возвратился в свою епархию, в Кир.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В доказательство сочувствия И. Несторию приводились приписываемые И. выражения в духе явного динамического монархианства: «Не завидую Христу, сделавшемуся Богом, ибо насколько сделался Он, сделался и я» (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 386; ДВС. Т. 3. С. 90). По словам обвинителей, И. учил, что Христос стал в полном смысле Богом только по воскресении, до этого же был человеком, во всем подобным обычным людям, к-рые якобы также могут достигнуть меры Христа и стать Богом, как и Он. И. признал лишь то, что обличал свт. Кирилла Александрийского в неправоверии и что его анафематизмы казались ему еретическими. Прочие обвинения И. отверг как клевету. Антиохийский Собор был недостаточно представительным для решения данного вопроса, на нем присутствовали всего 9 епископов; кроме того, отсутствовали 2 главных обвинителя: пресвитеры Самуил и Кир. На этом основании Собор отказался от дальнейшего расследования дела, сохранив status quo. Обвинявшие И. в Антиохии пресвитеры Евлогий и Мара вскоре присоединились к Самуилу и Киру в К-поле. Туда же прибыл и еп. Ураний Имерийский в сопровождении нек-рых др. недовольных И. эдесских клириков. Им удалось добиться аудиенции у имп. Феодосия II и К-польского архиеп. св. Флавиана . Последний в это время был занят начинавшимися в столице спорами об учении архим. Евтихия и отказался рассматривать жалобу. Император поручил изучить дело вост. епископам. 26 окт. 448 г. была создана комиссия, в которую вошли Ураний, еп. Имерийский, Фотий, еп. Тирский, и Евстафий , еп. Беритский. Со стороны императора следить за деятельностью комиссии был поставлен трибун Дамасский. Свт. Флавиан послал в качестве наблюдателя диак. Евлогия. Членам комиссии было поручено разобрать дело И., его племянника еп. Даниила Каррского, а также еп. Иоанна Феодосиопольского. Первоначально заседания планировалось проводить в Тире, однако когда тирскому духовенству стали известны обвинения, выдвигаемые против И., произошли сильные волнения, поскольку незадолго до этого (9 сент. 448) клирики и монахи добились низложения своего епископа несторианина Иринея, и теперь упоминание о несторианстве вызвало у них бурную негативную реакцию.

http://pravenc.ru/text/200451.html

В это время Констант, сын Константина и внук Ираклия, вместе с престолом наследовавший и их нечестие 16 , возвел на константинопольский престол монофелита Павла. Надеясь на покровительство императора, Павел, как своего рода зверь, опустошил вертоград Господа, распространивши до самой Африки пожар нечестия, который впрочем немедленно был ослаблен и почти совершенно потушен неусыпными стараниями пастырей Нумидии, Мавритании и Бизанца 17 . Они всеми силами старались собирать в различных местах соборы, утверждать народ в преданиях отеческих и истреблять монофелитские заблуждения. Кроме того многочисленными и весьма сильными посланиями то убеждали императора Константа и епископа Павла обратиться к исполнению своего долга, то усердно просили папу римского Феодора подавить дерзость еретиков строжайшими определениями и обличениями. Феодор подверг Павла, безумие и упорство которого против увещаний православных предстоятелей возрастало со дня на день, строгой анафеме и лишил константинопольского престола 18 . Павел после этого начал бесноваться и неистовствовать еще более. Он высек розгами и сослал в ссылку даже римских апокрисиариев, личности коих неприкосновенны по международному праву, и уничтожил до основания алтарь, который назначен был для совершения в Константинополе богослужения по римскому обряду. Подвигнутый такими жестокими беззакониями, Мартин первый, благочестивейший преемник Феодора, созвал собор в Латеране 19 , как для выслушания жалоб Стефана, епископа дорского, от имени, уже тогда скончавшегося, Софрония, епископа иерусалимского, так и вообще для исследования всего дела о монофелитах. В присутствии ста пяти епископов, собравшихся на этот собор, читаны были во всеуслышание многие жалобы, представленные против еретиков; читаны были беседы, послания, речи и мелкие произведения монофелитские; читаны были мнения святых отцов, весьма красноречиво говорившие против нового святотатственного учения. По тщательном рассмотрении всего этого в пяти заседаниях или совещаниях, согласием огромного большинства признаны были во Христе Господе две воли и два действия 20 , и это признание изложено было в двадцати канонах. Феодор фаранский, Кир александрийский, Сергий, Пирр и Павел, епископы константинопольские, объявлены были при этом еретиками. Осуждены были также – изложение Ираклия и образец ( τυ’πος), который в качестве правила веры висел на воротах церковных и автором которого был Павел 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Дважды он добивался заключения унии с сир. яковитами - с патриархом Анастасием в 616 г. ( Allen. 2009. P. 24) и с патриархом Афанасием Гаммалой в 631 или 634 г. ( Winkelmann. 2001. S. 63). В 630 г. в Алеппо он беседовал и с несторианским католикосом Иошавом II, после чего причастился на совершенной там литургии, хотя действия католикоса подверглись критике со стороны несториан и до унии дело не дошло ( Hovorun. 2008. P. 64). По настоянию императора в 633 г. в Феодосиополе (арм. Карин, ныне Эрзурум, Турция) состоялся Собор греч. и арм. епископов, на к-ром армяне согласились вступить в унию с Византией на условии признания Халкидонского Собора (Ibid. P. 65). В униональной политике Ираклий следовал своим предшественникам, притом он желал не затушевать богословские разногласия, но достичь единства на определенном догматическом основании ( Мейендорф. 2012. С. 446), каковым и стало М. В совр. науке выдвигается мнение о том, что оно было естественным продолжением «неохалкидонизма», т. е. направления православных богословов VI в., к-рые в защите Халкидонского ороса стремились согласовать его с творениями свт. Кирилла Александрийского. Ш. Мёллер ( Moeller. 1951) утверждал, что монофелитский кризис спровоцировали неохалкидониты VI в. с их учением о единой Ипостаси Христа. С ним соглашается и К. Х. Утеманн, полагающий, что идеи неохалкидонизма повлияли на М. в большей мере, чем монофизитское богословие ( Uthemann. 1997). Это мнение повторяется и др. исследователями, хотя встречается и его критика ( Bathrellos. 2004. P. 89-97). Несмотря на то что создатели М. формально были «халкидонитами», они стремились не столько к раскрытию халкидонского учения, сколько к нахождению общей платформы с монофизитами, каковой и стало учение об одном действии Христа. Примечательно, что за поисками святоотеческих свидетельств в его пользу патриарх Сергий I К-польский обратился именно к монофизитам, и даже буд. Александрийский патриарх Кир , инициатор Александрийской унии 633 г., сперва усмотрел в этом противоречие Томосу свт.

http://pravenc.ru/text/2564124.html

Для монофизитов человеческая «природа» (φυσις) не может «действовать» (ενεργειν) a для Софрония человеческая природа «по-человечески и действует» (ανθρωπινος ενεργουμενη). Софроний писал синодику в предвидении окружения Иерусалима арабами. Считаясь со всякими случайностями и превратностями судьбы, он поручил попечение ο деле борьбы за православие Стефану, епископу Дорийскому, которого посылал в Рим с этой синодикой. Чтобы сильнее укрепить и связать его с линией православного богословия, св. Софроний, по рассказу самого Стефана, взял с него на Голгофе клятву: «Помни, что ты дашь ответ Распятому на этом месте, когда Он придет во славе судить живых и мертвых, если пренебрежешь опасностью, в которой находится Его святая вера. Сделай то, чего я не могу сделать сам из-за нашествия сарацин. Обойди, если надо, всю вселенную, постарайся преодолеть все препятствия, чтобы достичь Рима. Открой там пред благочестивыми мужами по сущей правде все, что делается в наших странах. И не переставай умолять, пока они не восстанут на поражение врагов веры и не отвергнут полностью нововведенного учения.» Говорят, что патриарх Сергий не принял (разумеется, официально) послания Софрония. Папа Гонорий принял. Отвечая Софронию, папа уговаривает его « не вдаваться в разделение и перечисление энергий ради мира церкви .» И Софроний вторично, как и после сговора с Сергием, «смирился» и временно прекратил полемику. Это «смирение,» т.е. отступление с позиции двух энергий, действий, было, конечно, выгодно для продвижения компромиссной формулы «единой воли.» Β Александрии Кир продолжал бороться с монофизитским упорством и все чаще и чаще прибегал к полицейским насилиям. Копты в свою очередь при случае зверствовали. Например, один «мелкитский» священник был ими сожжен живым вместе с его семьей. У последующих коптских монофизитских писателей имя Кира не отличается от всех других («халкидонцев») и произносится как имя злого гонителя, даже предтечи антихриста. Как переведенный в Александрию с Кавказа, он пренебрежительно называется «кавказским человеком» (Ал-мукавказ по-арабски). Это только иллюстрирует бесполезность объединительных искажений православия со стороны императоров. Национальные сепаратисты ничем, никакими уступками не удовлетворялись. Им нужна была ересь, чтобы отделиться от греков.

http://sedmitza.ru/lib/text/435299/

Иеромонах Иосиф сказал: что вышел со Св. горы тому пять лет Белым морем в Царьград, а оттуда Черным морем на Волошскую и Мутьянскую земли для милостыни, потом был он в Киеве, тому года с два, а из Киева пошел было назад в Царьград, но сошелся в Мутьянской земле с Александрийским Патриархом Кириллом Лукарем; тут его Патриарх поставил в иеромонахи и воротил для науки и утверждения веры в Киев, Галич и Львов и на всю Белую Русь, и дал ему грамоту учительную, и жил он в тех городах для науки года с два, а назад было ему проехать к Патриарху невозможно, потому что началась у Литовских людей с Турскими война; когда же приехал в Киев Сербский Епископ Антоний, он с ним сошелся в Печерском монастыре и вместе поехал видеть Государевы очи и побить челом о милостыне. Замечательна грамота Патриарха Кирилла Александрийского , данная им иеромонаху Иосифу при посылке его в Белую Русь, и свидетельствует о его ревности к православию и просвещению духовному в России. В ней наказано: «чтобы честный Иосиф братию нашу Христианския веры поучал, дабы от нея не отставали, и грамату преподавал, чтобы наша братия пребывали в добре и утверждалась вера Христианская, и враг бы их не искусил от истинной Христианской веры в Лютерскую». Иосифу поручалось возбуждать, «чтобы у них меж собою был мир и о вере с Лютерами не спорили, а жили бы с ними смирно, дабы Лютеры Христианской веры не хулили; молодых людей должен был он в вере Христианской укреплять, чтобы их также враг не искусил и не прельстил в Лютеранскую веру. У них, для утверждения Христианския веры, приставлен честный Кир-Гавриил, Греческаго закона, и ему поручено переводить Иоанна Златоустаг о для Христианскаго поучения от прелести Лютерской библии; он занимался переводом библии и толкований Златоустаго на библию, чтобы Христианским людям не прельщаться в Лютерскую веру. Господь Бог да сохранить их всех и просветить, в нынешнее мятежное время, чтобы Христианская благочестивая вера удалена от Бога не была.» (Грамота писана 1620 года Июня 3-го)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010