Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР ( 21.03.642), патриарх Александрийский (c 630/1), приверженец моноэнергизма и монофелитства . Сочинения К. сохранились в составе деяний антимонофелитского Латеранского Собора (649) и VI Вселенского Собора (680-681). Первые упоминания о К. относятся к нач. 626 г., когда он был митрополитом г. Фасис (ныне Поти, Грузия). Визант. имп. Ираклий , находившийся в то время в Лазике, обсуждал с К. вопрос о возможности объединения К-польской Православной Церкви с монофизитами. Ираклием была предложена объединительная формула на основе учения о едином богомужном действии , но К. она казалась подозрительной, т. к. из Томоса папы Римского Льва I Великого (449) и постановлений IV Вселенского Собора (451) можно было сделать противоположный вывод о двух действиях во Христе. Император ознакомил К. с посланиями патриарха К-польского Сергия I (610-638), в к-рых тот склонялся к учению об одном действии (моноэнергизм), а также со своим распоряжением на имя Кипрского архиеп. Аркадия I с осуждением учения акефала Павла Одноглазого. По совету Ираклия К. составил послание патриарху Сергию (CPG, N 7610; ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 588-592). В завязавшейся переписке (CPG, N 7604; RegPatr, N 285; ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 528-530) Сергий убедил К., что учение о двух действиях не следует из Томоса свт. Льва и никто из отцов Церкви, писавших о Томосе, напр. патриарх Александрийский Евлогий I , никогда не осмеливался делать такой вывод. Но, по словам патриарха Сергия, именно об одном действии говорил патриарх К-польский Мина (536-552). Убежденный доводами патриарха Сергия, К. склонился на его сторону и стал одним из ревностных приверженцев объединительной политики имп. Ираклия. Ок. 630 г. по распоряжению Ираклия вместо патриарха Георгия I на Александрийскую кафедру был поставлен К. При этом он стал не только патриархом, но и светским правителем (префектом) Египта. Визант. авторы называют его διοικητς, что соответствует рим. чину прокуратора. К. было поручено управление финансами, в т. ч. налоговым ведомством. Однако К. не был префектом августалом и не обладал военными функциями, к-рые в последние годы Патриаршества К. исполнял префект Феодор (Theodorus 166//PLRE. Vol. 3. P. 1280-1282).

http://pravenc.ru/text/1840123.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Второй том антологии восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Под науч. ред. Г. И. Беневича и  Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры. Оглавление тома: ДВА БОГОСЛОВСКО-ФИЛОСОФСКИХ СИНТЕЗА Ареопагитский корпус: учение о Боге и о Божественных именах (Д. С. Бирюков) Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах (фрагменты) О мистическом богословии (фрагменты) Иоанн Филопон (Г. И. Беневич) Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) О сотворении мира (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Св. Иоанн Дамаскин. О ста ересях вкратце (фрагмент) ПРП. МАКСИМ ИСПОВЕДНИК И БОГОСЛОВИЕ VII ВЕКА Св. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский. Полемика с тритеизмом (Г. И. Беневич) Св. Фотий Великий, Константинопольский. Изложение слова св. Евлогия Александрийского (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Изложение другого слова св. Евлогия Александрийского, направленного против монофизитов (фрагмент) (пер. Г. И. Беневича) Соборное послание св. Софрония, патриарха Иерусалимского, патриарху Сергию Константинопольскому (фрагмент) Прп. Максим Исповедник. Полемика с оригенизмом и антиоригенизмом (Г. И. Беневич) Св. Максим Исповедник. Трудность 7 (пер. А. М. Шуфрина) Моноэнергизм и монофелитство VII в.: Сергий, Кир, Пирр и другие (Г. И. Беневич)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Скачать epub pdf Август Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Наума [Наум.2:1–3:5]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1894. Т. 3. 8. С. 211–226 (1-я пагин.). (Продолжение) —211— напр., Иудеи думали, что надобно разрывать одежды при хуле на Бога. Когда Христос Спаситель говорил, что Он – Сын Божий, то Каиафа разорвал одежду на себе и воскликнул, говоря: хулу глагола ( Мф.26:65 ). То же сделали и божественные ученики Павел и Варнава, находясь в Ликаонии. Когда они исцелили одного больного и видевшие это событие поражены были изумлением, то жрецы хотели принести им (апостолам), как богам, жертвы и говорили: Бози уподоблшеся человеком снидоша к нам. Нарицаху же убо Варнаву Диа, Павла же Ермия : понеже той бяше начальник слова ( Деян.14:8–12 ). А поскольку совершаемое ими было некоторого рода богохульством, то они, последуя иудейским преданиям и неписанным обычаям, разодрали одежды свои. Но как не вытекающий из закона и совершенно бесполезный, этот обычай подвергается порицанию. Посему иудеям, соблюдающим его, но удаляющимся от истинного благочестия, Бог всяческих говорил: обратитеся ко мне всем сердцем вашим, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша ( Иоил.2:12:13 ). Как у некоторых был обычай разрывать одежды, когда кто-нибудь злословил; так был обычай – дуть в лицо больных какою-либо болезнью. Это делали в особенности и весьма странно те, которые обыкновенно производили заклинания и показывали вид, что они рачительными припевами (волшебными) освобождают страждущих от духов (нечистых) и от болезней. Вот из этого свойственного им обычая и берет образ и говорит: взыде вдыхаяй в лице твое, очевидно Кир и отъемляй от оскорбления, ибо, как я сказал, некоторые воображали, что они могут сделать это дуновением в лицо других. —212— Согласно с мудростью и истиной будет сказать, что власть диавола и тиранствовавшего над нами греха стеснена, и смерть как бы взята в плен и тление уничтожено совсем; ибо восшел из ада и воскрес Христос, вдыхаяй в лице святых апостолов и говоря: приимите Дух Свят ( Ин.20:22 ). Таким образом мы освободились от всякого зла, и, сделавшись причастниками Св. Духа, возвращаемся к древней красоте естества и духовно преобразуемся в первый образ; ибо при содействии Духа в нем воображается Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Память 28 июня Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января в царствование Диоклетиана 4191 , в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их страдальческой кончины христиане тайно взяли их святые тела и похоронили их с честью. Целебные мощи сих святых мучеников были обретены по прошествии уже многого времени (со дня их мученической кончины); они были обретены именно тогда, когда правоверные христиане, победив идолослужителей эллинов, начали всюду созидать храмы без страха. В особенности без страха начали строить храмы христиане со времени императора Феодосия Великого. Император Феодосий Великий 4192 , победивший западного царя Максима 4193 со всеми его войсками по молитвам святых отцов, подвизавшихся в египетских пустынях, отправил к сим отцам нарочитых людей с просьбой о помощи. Из числа святых отцов, подвизавшихся в Египте, следует упомянуть об одном, по имени Сенуфий, прославившемся чудесами и пребывавшем в скиту. Относительно сего отца царь писал Феофилу, александрийскому патриарху, прося послать Сенуфия к нему в Константинополь, дабы подкрепиться его благословением и молитвами в борьбе с противниками. Феофил, исполняя царское желание, отправился сам в скит к преподобному тому отцу Сенуфию и умолял его отправиться в Константинополь к царю Феодосию. Однако Сенуфий ни в каком случае не желал выйти из своей келии. Наконец, после усиленных просьб патриарха, Сенуфий взял свою хламиду и жезл, поднял их кверху, обратившись к востоку; затем подняв очи свои к небу, сказал: – Господи Боже сил! Со смирением молюсь Тебе, дай хламиде сей и жезлу сему ту силу, которую Ты по милосердию Своему дал бы мне, если бы я пошел туда. Помолившись в таких словах, Сенуфий отдал хламиду и жезл патриарху, сказав: – Пошли это к царю вместо меня и напиши ему, чтобы во время битвы он оделся в хламиду, взял жезл в руку и с дерзновением пошел бы вперед своего полка на врагов; и увидит он силу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского Память 14 апреля По кончине римского папы Феодора его место по единогласному избранию занял блаженный Мартин 2528 . В это время на Востоке в Греции царствовал Констанс 2529 , сын царя Константина и внук Ираклия; в те годы греческие цари еще владели древним Римом и в Западной части империи имели поэтому своих наместников. На Востоке тогда всё более и более распространялась ересь монофелитов, т.е. единовольников, признававших в Господе нашем Иисусе Христе единую волю и единое хотение 2530 . Эта ересь возникла из предшествовавшей ей ереси Евтихия, хульно утверждавшего существование во Христе Иисусе только одного естества вопреки православному учению, исповедывающему в воплотившемся Господе нашем Иисусе Христе два естества и две воли, два хотения и действа; у каждого естества своя воля, свое хотение и свое действо в едином Лице Христовом: Господь Иисус Христос не может быть разделяем на два лица, но познается в двух естествах без их смешения. Родоначальниками ереси были патриархи: александрийский Кир и цареградский Сергий; им в распространении ереси содействовал и дед царя Констанса Ираклий. По смерти Сергия патриархом константинопольским был сделан Пирр, а после него Павел, – оба еретика монофелиты. По совету Павла царь Констанс написал книжку, содержавшую в себе еретическое учение монофелитов и названную им «типос»; он разослал ее повсюду, повелевая содержать согласное с ней вероучение относительно Лица Господа нашего Иисуса Христа. Многие из православных, не разделявших ереси, за свое сопротивление нечестивому повелению царя подверглись изгнанию или побоям или даже смерти; к числу их принадлежит преподобный Максим Исповедник , как это подробно изложено в его житии 2531 , и святой папа Мартин, о котором сейчас наша речь. Тотчас, по занятии им престола римского папы, царь прислал ему исполненную еретического учения книжку, желая, чтобы новопоставленный папа согласился с его ересью и подтвердил ее на соборе. Но блаженный Мартин отверг ее, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Димитракопулос Софоклис Выборы Патриарха Александрийского 1899 года После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный 114 . Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением». У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала: «В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру». Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии» 115 . Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН I (ок. 590, дер. Баршут, Н. Египет - 3 янв. 661) (пам. копт. 9 тобе (3 янв.)), патриарх Коптской Церкви (622-661), 38-й патриарх Престола св. Марка. Род. скорее всего в копт. семье. Возможно, В. получил образование в Александрии, поскольку его деревня находилась недалеко от столицы Египта. Еще в юности он проявлял склонность к аскетическому образу жизни, в 620 г. принял монашеский постриг в мон-ре, в Канопе, где В. подвизался под рук. старца Феоны и изучал Свящ. Писание. Старец Феона представил В. патриарху Андронику, к-рый был уже осведомлен о его благочестии. Андроник оставил его у себя, рукоположил во священника и назначил своим помощником. Новое положение позволило В. познакомиться с церковным управлением, с жизнью монофизитской общины, где он пользовался большим авторитетом. После кончины Андроника В. был избран патриархом. О первых годах его патриаршества известно только то, что он составлял традиц. ежегодные послания о дате празднования Пасхи, в к-рых наставлял клир в вопросах вероучения. Он собрал 15 посланий и издал их (не сохр.). В. смог не утратить контроль над паствой и во время персид. правления в Египте (619-629). В 631 г. Патриархом Александрийским стал еп. Кир, одновременно он был назначен визант. имп. Ираклием префектом Египта. Ему было приказано урегулировать вероучительные разногласия, не останавливаясь перед применением военной силы, если это будет необходимо. В. вынужден был бежать и скрываться в разных мон-рях, спасаясь от репрессий. В это время Менна, брат В., был подвергнут истязаниям и утоплен в Ниле. Собственность клириков, к-рые поддерживали бежавшего Коптского патриарха, была конфискована, мн. монофизитские храмы насильственно передали сторонникам Патриарха Кира. В разгар этих событий у границ Египта с относительно немногочисленной армией появился араб. полководец Амр ибн аль-Ас. Араб. завоевание Египта началось 12 дек. 639 г., а 17 сент. 642 г. пала Александрия. Играли ли копты активную роль в завоевании Египта, неизвестно, но очевидно, что они не выступили на стороне Византии.

http://pravenc.ru/text/150331.html

П.К. Доброцветов Блаженный Феодорит Кирский и его Слово IV «О материи и космосе» из трактата «Лечение эллинских недугов» Источник См. также: Лечение эллинских недугов. Слово IV. О материи и космосе Следующий ниже текст представляет собой перевод с древнегреческого языка одного из двенадцати Слов, входящих в состав знаменитого и пока не переведенного на русский язык апологетического сочинения блж. Феодорита Кирского (393–466 гг.) «Лечение эллинских недугов». Будущий епископ Кирский родился около 393 г. в Антиохии, в знатной христианской семье, и получил прекрасное церковное и светское образование 1 . В шестнадцать лет Феодорит стал чтецом в церкви, а затем, возгоревшись желанием угождать Богу в иноческом образе, поселился в монастыре Никерт недалеко от Апамеи. В 423 г. в возрасте около тридцати лет Феодорит становится епископом небольшого города Кир, расположенного к востоку от Антиохии. Здесь блж. Феодорит отдавал все силы служению местной церкви и городу в целом. В возникшем споре между свт. Кириллом и Несторием Феодорит поначалу защищал Нестория и даже написал некоторые сочинения против свт. Кирилла, во взглядах которого видел будто бы возрождение аполлинарианской ереси. Он также участвовал в «антикирилловском» «соборике восточных», прошедшем в Ефесе в 431 г. после III Вселенского собора. Впрочем, в 433 г. между свт. Кириллом и «восточными», к которым относился блж. Феодорит, было заключено богословское примирение, многое из формулы Феодорита впоследствии легло в основу вероопределения IV Вселенского собора 451 г. После кончины свт. Кирилла Александрийского в 444 г. на кафедру Александрии взошел Диоскор, который, пользуясь покровительством императора Феодосия II, начал плести интриги против Феодорита. Сначала указом императора в 448 г. епископ Кирский был фактически заключен под домашний арест с запретом покидать епархию, а в 449 г. Диоскор провел в Ефесе так называемый Разбойничий собор, на котором блж. Феодорита, даже не пригласив для ответа, заочно низложили по разным надуманным обвинениям. Он был отправлен в ссылку в один из монастырей в Апамее. После кончины Феодосия II и вступления в 450 г. на трон православного императора Маркиана Феодрит был оправдан на Халкидонском IV Вселенском соборе 451 г. После этого, вероятно, Феодорит вернулся на кафедру в Кир и закончил свои дни в служении Богу и народу Божию. Кончина его приходится по разным предположениям на 457–466 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Помогают ли душам умерших возносимые за них молитвы и раздаваемые за них милостыни 26 июля (8 августа) (Слово Иоанна Дамаскина об усопших. Прол. Июля 26) Св. Афанасий Великий в слове об усопших между прочим говорит: «Если кто умрет в благочестии, не отказывайся помолиться за него Христу Богу и свечу, и елей к гробу его принеси. Все это приятно Богу и облегчит участь усопшего... Бескровная жертва и к нищим благотворение много помогут ему». Так учит отец Церкви о пользе для души почившего молитвы и милостыни. Но так ли все это есть на самом деле? Что молитва об умерших помогает последним, видно из слов св. Макария Александрийского , Кирилла Иерусалимского и Василия Великого . Макарий Александрийский говорит: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует она от разлучения с телом». («Воскр. Чт»., 1841 г., 43, стр. 390). Кирилл Иерусалимский пишет: «Превеликая польза будет душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва». (Тайнов. поуч. 5, гл. 9). Наконец, о пользе молитвы для умерших учит и св. Василий Великий . В молитвах Пятидесятницы он говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы. Что касается пользы для умерших милостыни, то сие видим из следующего. Кир Лука рассказывает: когда составлялось общежительное братство, то к нему пришел родной его брат. Приняв чин Ангельский, он провел, однако же, жизнь свою в крайнем небрежении и, не исправленный ни советами, ни слезами своего брата, умер. Сердобольный и попечительный старец не переставал молиться об умершем, прося Бога открыть ему его участь. Находясь же в молитве, он однажды увидал душу брата своего в руках бесовских; в ту же пору послал он некоторых из братии тщательно осмотреть келию умершего. Посланные нашли золото и дорогие вещи, которые тотчас же приказал старец отнести в ближний город и раздать бедным и нищим. Сделавши это, старец опять стал на молитве и увидел судилище Божие и Ангелов света, спорящих с бесами за душу брата. Бесы вопияли: «Ты праведен, так суди же; душа наша, ибо она творила дела наши». Ангелы говорили, что она избавлена милостынею, розданною за нее. Бесы противились и восклицали: «Не сей ли, – указывая на самого Кир Луку, – старец?» Но подвижник отвечал: «Да, я сотворил милостыню, но не за себя, а за сию душу». Бесы исчезли, и душа была освобождена от них. («Воскр. Чт»., 1841 г., февр. 2, стр. 386, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

а) Великому господину о Святом Духе брату нашему, преосвященному Иосифу, архиепископу Астраханскому и Терскому, о том же Святом Духе братия твоего святительства преосвященные митрополиты: Питирим, Новгородский и Великолуцкий; Лаврентий Казанский и Свияжский; Иона Ростовский и Ярославский; Павел, Сарский и Подонский, и преосвященные архиепископы: Симон Вологодский и Белоозерский; Филарет Смоленский и Дорогобужский; Иларион Рязанский и Муромский; Иоасаф Тверской и Кашинский; Арсений, Псковский и Изборский; Александр, епископ Вятский и Великопермский, радоваться. В нынешнем в 174-м году ведомо нам учинилось, что к великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, в царствующий град Москву, идут александрийский папа и патриарх кир Паисий, и Антиохийский патриарх Макарий, и Синайской горы архиепископ Ананий и Цареградского патриарха области Трапезонский митрополит; а путь им будет на Астрахань. И как Бог благоволит святейшим вселенским патриархам прийти в Астрахань, и тебе б, брату нашему, им, святейшим патриархам, подобающую честь творить со всяким тщанием; и чтоб их в Астрахань принять и к царствующему граду Москве отпустить честно. И если они начнут тебя спрашивать, для каких дел к Москве быть им велено? И ты б им говорил, что Астрахань от Москвы удалена, и для каких дел указано им быть, про то ты, брат наш не ведаешь. А чаешь де ты того, что велено им быть для того: как бывший Никон патриарх с патриаршества сошёл, и для иных великих церковных дел. А будет, что и иное небольшое доведётся с ними поговорить, и ты б, брат наш говорил, будто от кого что слышал, а не собой. И что ты, брат наш был у патриарха Никона царского величества с боярином, с князем Никитой Ивановичем Одоевским, того им не сказывать, и во всём бы тебе быть опасну и бережну. Да и духовного чину и мирским людям, которые с тобой будут, приказать, чтобы они со святейшими вселенскими патриархами и с людьми, которые с ними патриархи будут, о том ничего не говорили же, и были во всём опасны. А как изволит Бог им, святейшим патриархам, быть в царствующем граде Москве, и великого государя нашего, его царского величества пресветлые очи увидят, и в то время об отшествии Никона патриарха с престола, и обо всём соборном деянии им, святейшим вселенским патриархам, объявлено будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010