Перед ним на пюпитре лежит раскрытая книга, витая ножка пюпитра декорирована фигуркой рыбы. На столе - чернильница; в торцевой части стола, за открытой дверцей на полках, видны 2 белые бутылочки для чернил. Справа - группа учеников свт. Кирилла: их головы слегка склонены, у стоящего первым руки прижаты к груди, концы длинных рукавов перевязаны накрест, что означает смирение и покорность учеников своему учителю и благоговение перед ним. В 4-й сцене - «Св. Кирилл проповедует правую веру» - в центре группы из 5 святителей изображен свт. Кирилл в традиционном сетчатом головном уборе, рядом с ним - свт. Афанасий в характерном облачении с крестами на омофоре в виде тетрафолиев. Третий регистр начинается фреской, на к-рой сохранилась верхняя часть сидящей в кресле фигуры без нимба и образы предстоящих; за спиной сидящего - от берега отплывает ладья с фигурой в епископском облачении. Атрибуция сюжета затруднена: Прахов лишь описал его, не давая определения ( Прахов. 1882. С. 18); Н. В. Блиндерова ( Блиндерова. 1980. С. 54) назвала этот сюжет «Св. Кирилл в ладье»; Певна увидела в сидящем имп. Феодосия II, созвавшего III Вселенский Собор в Эфесе ( Pevny. 1995. Р. 241), однако данная интерпретация неоднозначна и вызывает сомнения. Можно предположить, что здесь представлен эпизод из Жития свт. Афанасия Александрийского: на берегу в кресле - имп. Юлиан Отступник, в правление которого свт. Афанасий оказался в изгнании, т. о. в отплывающей ладье изображен сам святитель, который спасается от преследования имп. Юлиана ( Maproлiha. 2001. С. 96-98). Второй сюжет имеет надпись: «Св. Кирилл учит царя». В центре представлен правитель (кн. Всеволод Ольгович) в одеянии, традиционном для русских князей, без нимба, по сторонам - святители Кирилл (в крещатой ризе, в скуфье) и Афанасий (в белой ризе, на омофоре кресты в виде тетрафолиев) Александрийские. Третий сюжет по сохранившейся надписи определен как «Св. Кирилл учит в Соборе». Композиционно фреска близка к сцене «Св. Кирилл учит царя»: в центре на троне сидит император (в далматике, с лором, на голове стемма, с нимбом), почти буквально повторены изображения обращающихся к нему святителей Кирилла и Афанасия (за исключением жеста свт. Афанасия: в 1-м случае он обеими руками держит кодекс, во 2-м - правая рука отведена в сторону). Позади имп. трона видны головы в шлемах 2 стражей с копьями, а за святителями - 2 епископа с нимбами. Прахов связал этот сюжет с III Вселенским Собором. Однако допустимое в символических сценах изображение парных Александрийских святителей невозможно в композициях исторических, т. к. святые Афанасий и Кирилл не были современниками, хотя оба и являлись участниками Вселенских Соборов, но один - I, а другой - III. Данная фреска служит скорее выражением идеи Вселенского Собора, когда симфония власти церковной и светской сохраняет чистоту христ. веры.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

В первом тропаре 3-й песни второго канона Кирилл называется «Философом Богогласным»: «Лествица избрана явися, Философе Богогласне, вся бо учением на небо возводиши». Во всей службе именование Кирилла Философом встречается один раз, тогда как в Пространном житии, по нашим подсчетам, — 52 раза. Конечно, слово «философ» употребляется в службе в его христианском смысле: Кирилл не философ в традиционном смысле, не представитель внешнего знания, а любитель Божественной премудрости — он «любомудр», он «Богогласный» философ. Здесь опять надо отметить, что речь идет не просто о личной человеческой учености Константина Философа, хотя он действительно для того времени исключительно образованный человек в области «внешней премудрости». Речь здесь идет о Божией Премудрости, которая даруется свыше и в некотором смысле противостоит, мудрости мира сего. Причем, надо отметить, с этой Божественной мудростью Кирилл был обручен, согласно житию м службе, еще в семилетнем возрасте. Кирилл «от отрочества премудрость в сожитие себе избрал» (Минея 1987: 406–407). Итак, Кирилл мудр Божественной мудростью, которая дарована ему от Бога. Сама Премудрость — источник его мудрости и его личная покровительница. В общей сложности о Премудрости и мудрости в службе говорится 15 раз. На третьем место по числу упоминаний в богослужении выходит учительство, т.е. учительская деятельность Кирилла и Мефодия, их проповедь христианства среди других народов. 2-я стихира на Господи воззвах называет братьев «мудрыми учителями»: так соединяются темы мудрости и учительства. Другая стихира называет Кирилла «златоглаголивым» (Минея 1987: 406). В этой оценке ораторских способностей Кирилла можно видеть скрытую отсылку к Иоанну Златоусту, сравнение с ним. Кирилл и Мефодий «винограда Христова делатели», благодаря им, люди словенские «прицепились» как дикая маслина к благоплодному корню (Минея 1987: 406). Здесь имеется скрытая ссылка на ап. Павла, который пишет Римлянам: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями» (Рим. 11: 17). В другой стихире говорится, что они взыскали людей словенских, как «погибшую драхму». Это отсылка к притче о потерянной драхме из Евангелия от Луки: «Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 8–10). В тропаре, составленном в XIX веке, говорится: Кирилл и Мефодий — «апостолам единонравнии», «словенских стран учители». Далее в тропаре содержится просьба «все языки словенские утвердить в Православии и единомыслии» (Минея 1987: 409). Итак, Кирилл и Мефодий — Учители и Первоучители, о чем поется в службе 14 раз.

http://pravoslavie.ru/46730.html

Иуда, четвёртый сын Иакова и Лии, библ. Иулиан, св., мч. Ифамар, младший сын Аарона, свщ., основатель одной из израильских священнических династий, библ. Июдин Михайлище, поп К аган М.Д. (Каган-Тарковская М.Д.) Каждан А.П. Казакова Е.И. Казминский М. Каин, старший сын Адама и Евы, библ. Каллиопий, мч. Каллист, еп. Полоцкий Каллистрат, мч. Калугин В.В. Каменев Давыд, приказчик Каменева Т.Н. Камчатнов А.М. Капитон, стар. Каптерев Н.Ф. Кара Н.В. Каравашкин А.В. Караулов Григорий Степанович, дум. д. Караулов Степан Осипович, дв. Карион (Истомин), иером. Чудова мон. Карлссон Г (Karlsson G.) Карп Вяка, пов. Карп Кундяк, пов. Карташев А.В. Катков, автор записки в защиту Греческой Церкви Качалова И.Я. Каширина В.В. Кейн К.М. Кельсий, отрок Киликейка, дворовая девка Киприан, кел. Прилуцкого мон. Киприан, митр. Киевский и Всея Руси Кирилл II, митр. Киевский Кирилл Туровский , ев. Кирилл, архиеп. Александрийский, отец Церкви Кирилл, архиеп. Андросский Кирилл, еп. Ростовский Кирилл, патр. Константинопольский Кирилл, пдч. Кирилл, порт. К.-Б. мон. Киселёв Н.П. Киселёва М.С. Кистерев С И. Клепиков С.А. Клибанов А.И. Климент, архиеп. Охридский Клитина Е.Н. Кобяк Н.А. Коваленко Г.М. Ковезин Яков, сот. Кодовин Васька, вологжанин Козицкая Е.А. Козловский И. Козьма Веститор Козьма, иерей, очевидец чудесного явления над Иверским мон. Козьма, митр. Амасийский Кокошилов Иван Колединский Г.Г., кн. Колесов В.В. Колобов Микифор, гол. стр. Колосов В. Колотий Н.А. Кольцова Т.М. Комарова Ю.Б. Кондратий, порт. К.-Б. мон. Кондратьев Г.А., икон. Константин I Великий, римский имп. Константин, воев. Мутьянский Константин, еп. Болгарский Константинов Алексей, визионер Константинов Мануил, грек Конявская Е.Л. Копреева Т.Н. Корей, левит, возглавивший бунт против Моисея и Аарона, библ. Кореневский Н. Корнилий Комельский, прп., св. Корнилий, митр. Казанский и Свияжский Корнилий, чц. Корнило Затворников, чц. К.-Б. мон. Корнюкова Л.А. Коровин Илюшка, крст. Косма, ярославский дк. Костарев Петрушка, староста Костюхина Л.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Наконец, еще одна часть славян поселилась на восток от названных нами сейчас славянских народов, заняв всю обширную восточную половину Европы, расположенную между морями: Балтийским и Северным, (или Ледовитым океаном) на севере, и Черным и Каспийским на юге. Эта часть славян известна в истории под именем восточных, или, иначе, русских славян. Жизнь и благовестнические труды святых Мефодия и Кирилла среди западных славян. Славяне, – и во время жизни в Азии, и в первое время после переселения в Европу, – были язычниками и не знали истинного Бога. Просветителями славян, сначала западных, а потом через них и остальных, т.е. южных и восточных, были два брата – святые Мефодий и Кирилл. Святые Мефодий и Кирилл были, как думают, греки по происхождению. Родители их – Лев и Мария – жили в Солуни, где родились оба брата, называемые потому Солунскими. Отец Мефодия и Кирилла был правителем солунской области. Эта последняя область была населена частию греками, а частию – славянами. Оттого в семье солунских братьев славянский язык мог быть хорошо известен. Оба брата – Мефодий и Кирилл – получили в молодости хорошее, по своему времени, образование. Особенными успехами в науках отличался младший брат Кирилл, который до принятия монашества именовался Константином. По окончании образования в родном городе, Кирилл был взят в Царь-град (Константинополь), столицу греческого государства. Здесь он учился в лучшей школе при императорском дворце. В числе его учителей был Фотий, впоследствии замечательный патриарх греческий. Кирилл обнаруживал особенные успехи и любовь к изучению философии. За это он получил прозвание «философа». По окончании образования, Кирилл был посвящен в сан священника и назначен библиотекарем при церкви св. Софии. Кирилл попытался было удалиться из столицы и, оставив должность, скрылся в одном ближайшем монастыре. Его нашли, возвратили и сделали учителем философии в придворной школе, где он и сам учился. Но недолго после того оставался он в Константинополе. Шумная жизнь в столице ему была неприятна, и потому он удалился в уединение, на гору Олимп, где находился уже брат его – Мефодий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

В ноябре 1976 года (по другим данным - в сентябре 1977 года) был назначен заместителем патриаршего экзарха Западной Европы (был освобожден от этой должности 12 октября 1978 года). 2 сентября 1977 года отец Кирилл был возведен в сан архиепископа, а в октябре 1978 года стал заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений. Кроме того, ему было поручено управлять патриаршими приходами в Финляндии (1978). Иерарх также был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства (1979). В 1983 году архиепископ Кирилл начал преподавать в аспирантуре при Московской духовной академии. 26 декабря1984 года он был назначен архиепископом Смоленским и Вяземским, в сентябре 1986 года стал управляющим приходами Калининградской области. В 1988 году стал архиепископом Смоленским и Калининградским. 14 ноября 1989 года решением Священного Синода РПЦ назначен председателем Отдела внешних сношений Московского патриархата и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Как председатель отдела отец Кирилл участвовал в работе по подготовке законов «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). С 1990 года Кирилл был управляющим Патриаршими приходами в Финляндии. 25 февраля 1991 года Указом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита. В 1993 году митрополит Кирилл стал инициатором создания Всемирного Русского Народного Собора, был сопредседателем, с 1995 года - заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). С 2002 года митрополит Кирилл является сопредседателем Совета европейских религиозных лидеров. Он входит в состав Комиссии по государственным премиям в области литературы. Митрополит Кирилл является автором более шестисот публикаций и докладов и ряда книг, является почетным членом ряда российских и иностранных академий: с 1997 года – действительный член Академии российской словесности, с 2002 года - действительный член Академии социальных и гуманитарных наук.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

а) Государь келарь. Служба государя келаря состояла из двух частей – чисто хозяйственной и судебно-распорядительной. Но главным образом на обязанности келаря лежала забота о корме братии и гостей, прием почетных поклонников и царских встреч, отправка даров в «почесть» разным лицам и проч. б) Государь казначей ведал монастырскую казну и распоряжался ею, по мере надобности, с ведома соборных старцев. в) Государь житник заведовал вообще монастырским сельским хозяйством. На отчете у него находились житницы, как в монастыре, так и по вотчинам. г) Наместник же по обязанности своей есть как бы контролер за монастырскими старцами-служебниками, и состоит посредником между ними и настоятелем. Хотя препод. Кирилл при жизни своей вначале отказывался лично владеть какой-либо недвижимой собственностью, но в виду крайней необходимости впоследствии он сам заботился уже об обеспечении своей обители земельными участками, которые добровольно жертвовались усердствующими на «дом Пречистой Богородицы» и приобретались покупкой. В жалованной грамоте Белозерского князя Михаила Андреевича Кириллову монастырю, на основании прежних жалованных грамот и купчих крепостей, говорится: «Дала баба моя, великая княгиня Авдотья в дом Святой Богородицы игумену Кириллу село Сандыревское с лесами и с пожнями, да пустоши пожинки Ворсинские; дал отец мой, князь Андрей Дмитриевич в дом Пречистой игумену Кириллу поволок Шотин, да на Волочке село Великое с деревнями. Дал Харлам Мордка в дом Святой Богородицы игумену Кириллу Землицу, да пожинку у Езовища, да бор Святой Богородице. Дал игумену Кириллу Флор Остафьев деревню Кузьминскую. Купил игумен Кирилл у попа Павла деревню Ивашевскую Мишина. Купил игумен Кирилл у Серки полдеревни Волковские, да Ульянову полосу, а другую половину той же деревни игумен Кирилл купил у Тимошки. Да у попа Павла деревню Окуловскую. Да купил игумен Кирилл у Никиты Андреева пустошь в Каргобиде, да пожню на Колдяне Мостовую. Купил игумен Кирилл у Клима у Жеребцова деревню Харламовскую, да деревню Михеевскую; купил Кирилл у Серка ниву Волковскую» 127 . Сохранилась одна купчая преподобного Кирилла: «Се аз игумен Кирилл, доложа Есипа Иванович Тиуна княж Юрьева Васильевича, купил есми в дом Пречистой Богородице, у Нестерка у Мямли деревню и с иными землицами и с пожинками, которые землицы и пожинки доселе тянули к той деревне, и с тою пожинкою, которую Нестерко выменял в Андреев наволок и землица Прибудово, да Месяцево; а дал есми три рубля и сорок бел, да овцу; а серебро платил от игумена чернец Варсонофий» 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Затем Святейшие Патриархи Варфоломей и Кирилл посетили Зал церковных соборов и музей Храма Христа Спасителя. В Патриарших покоях Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом России Д.А. Медведевым. Глава государства вместе с супругой С.В. Медведевой поздравили Предстоятеля с днем тезоименитства. 25 мая. Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия XIV Всемирного русского народного собора, в ходе которого вручил создателям фильма «Поп» первую Патриаршую премию в области киноискусства. В Кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. В Патриаршей загородной рабочей резиденции в Переделкине состоялись переговоры делегаций Константинопольской и Русской Православных Церквей. 26 мая. Святейший Патриарх Кирилл посетил Казанскую Свято-Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино (Калужская область). В монастырском соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. Во второй половине дня Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Введенскую Оптину пустынь. 27 мая. В Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась торжественная церемония вручения Международной премии свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, которую возглавил Святейший Патриарх Кирилл. 28 мая. Вечером Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Санкт-Петербург. 29 мая. Святейший Патриарх Кирилл посетил Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца в Кронштадте, где принял участие в заседании Общественно-попечительского совета по возрождению собора. Святейший Патриарх Варфоломей и Святейший Патриарх Кирилл осмотрели восстанавливаемый Морской собор во имя свт. Николая Чудотворца в Кронштадте. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище Санкт-Петербурга, где совершил заупокойную литию на месте погребения протоиерея Михаила и Раисы Владимировны Гундяевых.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

В пригороде Халкидона был собран так называемый «Собор у дуба» (403 г.), на котором на пожизненную ссылку был осужден святой Иоанн Златоуст . Святой Кирилл по неведению, а не по злобе, принял решения этого собора и перестал поминать имя этого святого в диптихах Церкви вместе с именами других патриархов. Однако впоследствии, все тщательно исследовав, он изменил свое отношение к Златоусту. Помог ему следующий сон. Кирилл Александрийский вдруг увидел себя в месте неописуемой красоты, отчего невыразимая радость наполнила его душу. Здесь он увидел патриархов Авраама, Исаака и Иакова, а также других праведников Ветхого и Нового Заветов. Его взору предстал величественный храм, из глубины которого доносилось неземное пение. Кирилл вошел внутрь храма и увидел посреди него Пресвятую Богородицу, окруженную сонмом святых и ангелов, сияющую несказанной славой. Рядом с Божией Матерью в окружении множества оруженосцев стоял Иоанн Златоуст , держа в руках книгу своих писаний. Святой Кирилл направился было, чтобы поклониться, Пресвятой Богородице, однако святой Иоанн стал между ними и не только помешал ему приблизиться к Деве Марий, но собрался даже прогнать его вон. Ошеломленный, Кирилл недоумевал: почему Иоанн Златоуст так гневается на него? Но тут вмешалась Богородица и сказала: — Прости его, Иоанн, и не прогоняй. Все, что говорил против тебя Кирилл, он говорил не по злобе, а по неведению. — Нет, я не прощаю его, — сказал однако святой. — Прости его ради своей любви ко Мне, — продолжала просить Богородица, — потому что он потрудился, чтобы защитить Мое имя, посрамил Нестория, а Меня провозгласил «Богородицей»! После этих Слов выражение лица Иоанна Златоуста изменилось, он обнял святого Кирилла и с любовью облобызал его. С тех пор святой Кирилл Александрийский стал почитать святого Иоанна Златоуста . На протяжении тридцати двух лет святой Кирилл возглавлял Александрийскую Церковь, а когда пришло его время предать свою душу Богу, Пресвятая Богородица посетила его. Она явилась святому, укрепляя его на смертном одре, потому что он верно служил Ей и боролся за Ее честь и Ее имя. Преподобный Роман Сладкопевец

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

" Из XI и XX книг сохранились только незначительные отрывки по-гречески и сирийски, - весь труд состоял, по-видимому, из 30 книг. Святой Кирилл разбирает здесь " три книги Юлиана против Евангелия и против христиан, " писанные в 362 - 363 годах и, по-видимому, сохранявшие популярность и в начале V-ro века. " Книги " Юлиана известны нам только в отрывках, сохраненных у святого Кирилла. Он приводит полностью текст своего противника и затем его подробно разбирает. В сохранившихся книгах речь идет об отношении между язычеством и иудейством и между Ветхим и Новым Заветом. В частности святой Кирилл много говорит о согласии Евангелистов между собою, синоптиков и Иоанна. Полемика святого Кирилла имеет довольно резкий характер. Нового в ней немного. Святой Кирилл повторяет предшествующих апологетов, в особенности, Евсевия Кесарийского. Писал святой Кирилл уже после Ефесского собора. III. Богословие 1. В своем богословском исповедании святой Кирилл всегда исходит из Писания и из учения отцов. С большой резкостью он подчеркивает ограниченность нашего разума и недостаточность наших словесных средств, и отсюда выводит необходимость опираться на прямое свидетельство Слова Божия. " И, действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, " замечает святой Кирилл. Вместе с тем, он не придает особого значения логическому отчеканиванию понятий, употребляемых для определения истин веры. В этом была его слабость, очень мешавшая ему в борьбе с несторианством... Святой Кирилл настойчиво подчеркивал пределы логического сознания: не только Божественная Сущность, но и тайны Божией воли непостижимы и недоведомы для человека, и не следует слишком пытливо доискиваться причин и оснований. В своем самобытии Божественная природа недоступна, сокровенна и неумопредставима, - не для одних только человеческих взоров, но и для всей твари. Только чрез рассматривание дел Божьих возможно в некоторой мере восходить к познанию Бога. Но при этом нужно твердо помнить о безграничном расстоянии между Богом и тварью, о несоизмеримости беспредельной природы Творца с ограниченностью твари.

http://sedmitza.ru/lib/text/538178/

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский , выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385-412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. В него были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна. Еще более трудная борьба предстояла святителю с возникшей несторианской ересью. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства, а святому благоверному царю Феодосию Младшему (408-450) - два трактата с обличением ереси. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси.

http://patriarchia.ru/db/text/910767.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010